Подавая заявление о переходе на ЕНВД, налогоплательщик должен указать в нём код вида предпринимательской деятельности. Часто этот код путают с кодами классификатора экономической деятельности (), из-за чего в налоговой инспекции заявление не принимают.

Из нашей статьи вы узнаете, какой код имеет каждый вид деятельности для ИП и ООО, перешедших на уплату налога на вменённый доход.

Отличие кодов ОКВЭД от кодов для заявления ЕНВД

Чем различаются коды видов деятельности для заявления о переходе на ЕНВД и коды экономической деятельности по ОКВЭД?

  1. В первую очередь, обратите внимание, что в заявлении на ЕНВД указывается только две цифры кода, в то время как коды ОКВЭД при регистрации бизнеса по видам деятельности имеют четыре и более знаков.
  2. Во-вторых, классификатор видов экономической деятельности имеет сложную разветвленную структуру из сотен разных кодов, имеющих от двух до шести знаков. А кодов видов деятельности, которые указывают в заявлении ЕНВД, всего 22.
  3. В-третьих, коды утверждены разными нормативно-правовыми актами:
  • приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/941@ для заявления о переходе на вменёнку;
  • приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст для классификатора ОКВЭД.

Код вида предпринимательской деятельности ЕНВД 2019 надо брать из этой таблицы (утв. приказом ФНС России № ММВ-7-6/941@).

Коды ЕНВД расшифровка

Как видно, далеко не каждый вид деятельности можно вести на ЕВНД. В список разрешённых направлений бизнеса не попали производство, оптовая торговля, услуги коммерческим субъектам и др. Но и эти виды деятельности по вменёнке имеют некоторые ограничения, например, торговая площадь не должна превышать 150 кв. м по каждому объекту торговли, а количество единиц автотранспорта - 20 машин.

Особенности видов деятельности для ЕНВД

Казалось бы, из таблицы кодов абсолютно ясно, вписывается ли выбранный вами под ЕНВД, но это не совсем так. Чтобы окончательно убедиться в этом, надо ещё заглянуть в статью 346.27 Налогового кодекса.

Обратить внимание надо на следующие нюансы:

  1. Бытовые услуги - это не то же самое, что услуги населению. Раньше бытовыми называли такие услуги, которые указывались в классификаторе ОКУН. Сейчас же ОКУН отменён, поэтому вид деятельности «бытовые услуги» для ЕНВД 2019 с расшифровкой надо искать в Распоряжении Правительства РФ от 24 ноября 2016 г. N 2496-р.
  2. Розничная торговля, как вид экономической деятельности для ЕНВД, не допускает реализации некоторых подакцизных товаров (например, моторных масел), продукции собственного изготовления, продуктов питания и напитков в объектах общепита и др.
  3. К оказанию услуг по ремонту, ТО и мойке автотранспорта не относятся услуги по гарантийному ремонту и обслуживанию, а также заправке и хранению.
  4. К автотранспортным средствам для перевозки пассажиров и грузов относятся только автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчетный счёт - он упростит ведение бизнеса, уплату налогов и страховых взносов. Тем более сейчас многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на

Где указывают коды видов деятельности для ЕНВД

Мы уже отмечали, что вид деятельности в соответствии с кодами из таблицы выше указывают в заявлении при переходе на ЕНВД. Причём, разработаны разные формы заявлений для ИП и юридических лиц:

Бланки и образцы заполненных заявлений о переходе на спецрежим опубликованы в статье « ».

Кроме того, эти коды указывают в по вменённому налогу (в разделе 2). А вот на титульной странице декларации надо вписать код экономической деятельности, который соответствует классификатору ОКВЭД.

Например, если ИП на ЕНВД занимается ремонтом бытовой техники, то на титульной странице декларации он вписывает код 95.21, а в разделе 2 - код 01, т.е. «оказание бытовых услуг».

ИП на патентной системе налогообложения в 2017 году вправе заниматься теми видами деятельности, которые установлены в регионе. Для перехода на патент, понадобится заявление.

Патентная система налогообложения доступна предпринимателям, которые соответствуют следующим критериям:

  • заняты определенными видами деятельности (подробности — ниже);
  • работают сами или нанимают не более 15 человек по всем направлениям бизнеса;
  • не участвуют в совместной деятельности или договоре доверительного управления имуществом;
  • получают доход по всем патентным видам деятельности не более 60 млн руб. за год.
  • Справка
  • Среднюю численность персонала определяют за тот период, на который ИП получил патент в 2017 году. Если предприниматель совмещает патентную систему с ЕНВД, в расчет берут только сотрудников, которые заняты в деятельности на патенте (п. 17 Обзора, направленного письмом ФНС России от 7 июля 2016 г. № СА-4-7/12211).

Патент для ИП на 2017 год: виды деятельности

О том, на какие виды деятельности можно получить патент, говорится в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит 63 направления.

Виды деятельности, попадающие под патент в 2017 году для ИП, смотрите в первой таблице.

Виды деятельности для патента в 2017 году

Регионы вправе расширить перечень видов деятельности в отношении иных бытовых услуг, указанных в ОКВЭД 2 и ОКПД 2. Коды ОКВЭД для патента в 2017 году и , которые относятся к бытовым, перечислены в перечнях, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2016 № 2496-р (подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Поэтому полный список услуг, которые ИП на патенте в 2017 году вправе оказывать в вашем регионе, смотрите в местном законе.

Например, из Закона Москвы от 31 октября 2012 г. № 53 следует, что в столице ПСН в 2017 году можно применять по 80 видам деятельности (см. вторую таблицу ниже).

Патент для ИП в Москве: виды деятельности в 2017 году

По Закону Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ работать на этом спецрежиме позволяют 75 направлений бизнеса.

Патент для ИП на 2017 год в Московской области

Стоимость патента для ИП на 2017 год

Пример:

ИП Соколова занимается ремонтом одежды в Москве. У нее два наемных работника.

С 1 апреля по 31 декабря 2017 года Соколова применяла патентную систему налогообложения по виду деятельности «ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий» . Срок действия патента - девять месяцев. Потенциально возможный годовой доход по виду деятельности «ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий» при наличии двух наемных работников установлен в размере 660 000 руб. (ст. 1 Закона г. Москвы от 31 октября 2012 г. № 53). Таким образом, стоимость патента составляет: 660 000 руб. × 6% : 12 × 9 = 29 700 руб.

Первый платеж в сумме 9900 руб. (29 700 руб. : 3) Соколова заплатила 27 июня 2017 года, вторую часть в сумме 19 800 руб. (29 700 руб. - 9900 руб.) 28 декабря 2017 года .

КБК для патента ИП 2017 в Москве 182 1 05 04030 02 1000 110.

Разберемся, во сколько обойдется патентное налогообложение для ИП в Московской области.

Пример:

ИП Котова занимается ремонтом одежды в Московской области. У нее два наемных работника.

С 1 апреля по 31 декабря 2017 года ИП Котова применяла патентную систему налогообложения по виду деятельности «ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий» . Срок действия патента - девять месяцев. Потенциально возможный годовой доход по виду деятельности «ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий» при наличии двух наемных работников установлен в размере 669 121 руб. (ст. 2 Закона Московской области от 6 ноября 2012 № 164/2012-ОЗ). Таким образом, стоимость патента составляет: 669 121 руб. × 6% : 12 × 9 = 30 110 руб.

Первый платеж в сумме 10 037 руб. (30 110 руб. : 3) Котова заплатила 27 июня 2017 года, второй платеж в сумме 20 073 руб. (30 110 руб. - 10 037 руб.) 28 декабря 2017 года.

КБК для патента ИП 2017 в Московской области 182 1 05 04010 02 1000 110

Совет
Посчитайте стоимость патента на сайте ФНС

Платеж за право работать на патентной системе налогообложения можно проверить на сайте налоговиков. Для этого воспользуйтесь налоговым калькулятором по адресу patent.nalog.ru

Как получить патент на предпринимательскую деятельность

Чтобы получить патент для ИП на 2017 год, надо подать в инспекцию заявление. Представить заявление нужно не позднее, чем за 10 дней до того, как предприниматель займется видом деятельности патентной системы. Так прописано в пункте 2 статьи 346.45 Налогового кодекса РФ.

Заявление на патентную систему налогообложения составляют по форме № 26.5-1, утвержденной приказом ФНС России от 18 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/589 . Документ подают по месту жительства предпринимателя. Но если он планирует вести деятельность в другом регионе, заявление подают в ИФНС по месту будущей деятельности.

В течение пяти дней инспекторы выдадут патент или откажут в этом (п. 3 ст. 346.45 Налогового кодекса РФ). Отказать могут, если предприниматель:

  • прописал в заявлении вид деятельности, который не переводится на спецрежим;
  • указал неверный срок действия;
  • нарушил ;
  • не заплатил налоги по патенту.

Как оплатить патент

Срок действия патента для ИП на 2017 не превышает год. Но приобрести его можно и на меньший срок (от 1 месяца). Если предприниматель получает патент на срок до шести месяцев, он сразу оплачивает всю его стоимость. Сделать это нужно не позднее срока окончания действия патента. Если патент приобрели на срок от 6 до 12 месяцев, его оплачивают в два этапа:

  • в размере 1/3 суммы налога - не позднее 90 календарных дней после начала действия патента;
  • в размере 2/3 суммы налога - не позднее срока окончания действия патента.

Так прописано в статье 346.51 Налогового кодекса РФ. За просрочку начислят пени.

В зависимости от того, в какой бюджет поступают платежи, отличаются КБК для оплаты патента. Ставьте разные коды:

  • для городских округов;
  • муниципальных районов;
  • г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • городских округов с внутригородским делением;
  • внутригородских районов

Все КБК для уплаты патента ИП в 2017 году смотрите в таблице ниже.

КБК для патента в 2017 году

Назначение

КБК для оплаты патента в 2017 году

КБК штрафа

налог в бюджеты городских округов

182 1 05 04010 02 1000 110

182 1 05 04010 02 2100 110

182 1 05 04010 02 3000 110

налог в бюджеты муниципальных районов

182 1 05 04020 02 1000 110

182 1 05 04020 02 2100 110

182 1 05 04020 02 3000 110

налог в бюджеты г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя

182 1 05 04030 02 1000 110

182 1 05 04030 02 2100 110

182 1 05 04030 02 3000 110

налог в бюджеты городских округов с внутригородским делением

182 1 05 04040 02 1000 110

182 1 05 04040 02 2100 110

182 1 05 04040 02 3000 110

в бюджеты внутригородских районов

182 1 05 04050 02 1000 110

182 1 05 04050 02 2100 110

182 1 05 04050 02 3000 110

Патент для ИП – это документ, дающий право индивидуальному предпринимателю работать на льготном режиме ПСН (патентная система налогообложения). Оформляя патент, ИП оплачивает его стоимость, и часто такой вариант оказывается самой низкой налоговой нагрузкой из всех существующих режимов.

Чтобы получить патент для ИП на 2019 год, надо сначала убедиться, что ваш бизнес попадает в перечень видов деятельности, разрешенных на ПСН. Далее надо подать в налоговую инспекцию и уплатить его стоимость. Из-за того, что цена патента и есть заранее рассчитанная сумма налога к уплате, на ПСН не сдают декларации, что также делает этот режим привлекательным.

Какими направлениями бизнеса можно заниматься на ПСН

Приобрести патент могут только индивидуальные предприниматели (организациям этот режим недоступен) и лишь на определенные виды деятельности. Всего в 2018 году для ИП на ПСН Налоговый кодекс предусматривает 63 вида деятельности, но регионы могут еще дополнить этот список.

Как правило, на патентной системе налогообложения осуществляют виды деятельности, не требующие большого количества работников, ведь на этом режиме их должно быть не более 15 человек. То есть, это услуги и работы, ремесленничество, мелкое производство и торговля. Вот такой перечень патентных видов деятельности указан в статье 346.43 НК РФ.

Услуги

  • салоны красоты;
  • прачечные и химчистки;
  • фотоателье и кинолаборатории;
  • аудиозапись речи, пения, инструментального исполнения заказчика, а также перезапись музыкальных и литературных произведений;
  • изготовление металлогалантереи, ключей, номеров, уличных указателей;
  • ремонт мебели, часов, металлоизделий, бытовой техники и аппаратуры, ювелирных изделий, бижутерии, игрушек, туристского снаряжения и инвентаря;
  • ремонт и пошив обуви, головных уборов, а также текстильных, меховых, трикотажных, кожаных изделий;
  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования, разработка компьютерных программ и баз данных;
  • ремонт жилья и построек;
  • перевозка грузов и пассажиров водным и автомобильным транспортом;
  • проведение экскурсий;
  • образовательные курсы, репетиторство, письменный и устный перевод;
  • проведение спортивных занятий;
  • присмотр за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • уборка жилья, ведение домашнего хозяйства, изготовление еды для дома;
  • оформление жилого интерьера;
  • сдача в аренду или наем собственных помещений и земельных участков;
  • ветеринарные услуги, медицинская и фармацевтическая деятельность;
  • техобслуживание и ремонт авто- и мототранспорта, машин и оборудования;
  • прием стеклотары и вторичного сырья, кроме металлолома;
  • сбор, обработка утилизация отходов, переработка вторсырья;
  • обрядовые и ритуальные услуги, резка и отделка камня для памятников;
  • частная детективная деятельность, охранники, сторожа и вахтеры;
  • носильщики на вокзалах и в портах;
  • платные туалеты;
  • прокат.

Работы и производство

  • монтажные, электромонтажные, санитарно-технические, сварочные работы;
  • механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы для нужд сельского хозяйства;
  • забой, транспортировка, перегонка, выпас скота;
  • охотничье хозяйство, лесоводство и лесохозяйственная деятельность;
  • рыболовство и рыбоводство;
  • сбор и заготовка лесных ресурсов (кроме древесных), а также лекарственных растений;
  • хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка, транспортировка в целях сбыта сельхозпродукции;
  • сушка, переработка, консервирование фруктов и овощей;
  • переработка сельхозпродуктов и даров леса;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • защита зеленых насаждений от вредителей и болезней;
  • производство молочной продукции, хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • производство плодово-ягодных посадочных материалов, рассады овощных культур и семян трав, зеленое хозяйство, декоративное цветоводство;
  • остекление балконов и лоджий, нарезка и обработка стекол и зеркал;
  • изготовление изделий народного художественного промысла;
  • производство кожи и изделий из нее;
  • производство и реставрация ковров и ковровых изделий;
  • чеканка и гравировка ювелирных изделий;
  • переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы;
  • изготовление визитных карточек и пригласительных билетов;
  • изготовление валяной обуви;
  • гравировка по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике;
  • изготовление сельхозинвентаря, деревянных лодок, бондарной посуды и гончарных изделий;
  • изготовление и ремонт очковой оптики.

Розничная торговля и общепит

  • торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. метров по каждому из них;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
  • объекты общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. метров по каждому;
  • объекты общепита, не имеющие зала обслуживания посетителей.

Сколько стоит патент для ИП

Патентная система налогообложения в 2019 году отличается тем, что применяется не ко всей деятельности индивидуального предпринимателя, а к отдельным направлениям. Например, если ИП выбрал , то в рамках этого режима он может одновременно заниматься несколькими сферами: торговлей, услугами, перевозками и пр. Весь доход от разных бизнес-направлений суммируется и облагается по единой ставке 6%.

А на ПСН ситуация другая – на каждый вид деятельности надо приобретать и оплачивать отдельный патент. Предположим, предприниматель ведет розничную торговлю в магазине и занимается грузоперевозками. Значит, он должен купить два патента – на розницу и на перевозки.

Еще одно условие – патент действует только на территории того муниципального образования, где он был приобретен. То есть, если предприниматель получил патент на торговлю в одном городе, то для работы нового магазина в другом населенном придется покупать еще один патент. Территория действия патента не распространяется только на услуги по перевозкам, разносную и развозную торговлю.

Учитывая, что налогообложение на ПСН для малого бизнеса щадящее, даже покупка нескольких патентов не делает этот режим невыгодным. Тем не менее, в крупных городах надо заранее сравнивать налоговую нагрузку на разных режимах, потому что, к примеру, патент для оказания компьютерных услуг в Москве стоит дорого — 300 000 рублей в год. Однако, такие суммы – скорее исключение из правила, в целом же, ПСН действительно можно назвать льготным режимом для микробизнеса.

Стоимость патента для ИП на 2019 год зависит от того, какой потенциально возможный годовой доход установлен законом или другим нормативным актом в муниципальном районе. Причем, регионы рассчитывают потенциальный доход для предпринимателя на ПСН отдельно по каждому виду деятельности и с учетом разных критериев. Это может быть, количество работников у ИП или численность населенного пункта.

Например, в законе 2019 года на территории Краснодарского края годовой доход предпринимателя на ПСН, самостоятельно оказывающего парикмахерские услуги, составляет:

  • 140 тысяч рублей при численности населения менее 1 тысяч человек;
  • 200 тысяч рублей, если в муниципальном образовании проживает более 15 тысяч человек.

Налоговая ставка равна 6% потенциального годового дохода, значит, если ИП работает в населенном пункте численностью более 15 тысяч человек, то он должен уплатить (200 000 * 6%) 12 000 рублей за год или по 1 000 рублей в месяц.

Для расчета стоимости патента Федеральная налоговая служба разработала специальный бесплатный сервис. В полях формы надо выбрать срок действия патента в месяцах, регион, муниципальное образование, вид деятельности и физический показатель (количество работников, площадь торгового зала, количество транспортных средств и др.).

Как получить патент на определенный вид деятельности

Чтобы получить патент для ИП на 2019 год, надо обратиться в налоговую инспекцию муниципального образования по месту предполагаемой деятельности. Заявление на получение патента заполняется по специальной форме 26.5-1 (бланк утвержден приказом ФНС от 22.12.2015 № ММВ-7-3/591@).

Подать эту форму надо не позднее, чем за 10 дней до реального начала бизнеса. Однако, если регистрацию ИП и выдачу патента осуществляет одна и та же налоговая инспекция, то форму 26.5-1 можно подать одновременно с заявлением Р21001.

Патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев, но только в пределах календарного года. Например, вы начинаете деятельность на ПСН с 1 октября 2018, тогда за 10 дней до конца года надо подать новое заявление на выдачу патента 2019.

Определенное неудобство при получении патента связано с тем, что если его оформить не с 1-го числа месяца, а предположим, с 10-го числа, то в конце года с 11 по 31 декабря придется работать на другом режиме или временно приостановить бизнес.

Как оплатить патент ИП? Порядок оплаты зависит от срока действия патента. Если он оформляется на период до шести месяцев, то его полную стоимость надо внести разово, до окончания срока действия. Что касается стоимости патента сроком действия от шести месяцев и до года, то одну треть надо внести не позже 90 дней с начала действия, а оставшуюся сумму — до окончания действия патента.

Понятия «виды патентов» для ПСН не применяется, потому что бланк патента выдается один и тот же, но в нем будет указан разрешенный вид деятельности, территория деятельности и срок действия.

Коды видов деятельности для патента

Как известно, при регистрации ИП будущий предприниматель указывает виды деятельности, которыми он будет заниматься. Для этого применяют классификатор .

Однако, при заполнении заявления на получение патента (форма 26.5-1) заявитель должен указывать коды видов деятельности, который соответствует другому Классификатору — КВПДП, утвержденным приказом ФНС России от 15.01.2013г №ММВ-7-3/9@.

В этом документе каждый вид патентной деятельности для каждого субъекта РФ имеет свой шестизначный код. Например, код для ремонта мебели в республике Адыгея – 070101, а услуги по разработке компьютерных программ во Владимирской области имеют код 623301.

Коды по КВПДП для выбранного вида деятельности надо подбирать заранее, потому что их указывают в заявлении на получение патента. Найти этот классификатор можно в свободном доступе в справочно-правовых системах, таких как Консультант или Гарант.

После распада СССР в начале девяностых годов прошлого века образовалось независимое государство - Российская Федерация. Появился новый флаг, гимн и, самое главное, новая Конституция. В статье 10-й Основного закона, который был принят на референдуме в 1993 году, государственная власть была разделена на три ветви.

Отличия от прежней системы

В Советском Союзе применялся термин «государственное управление», оно имело четкую структуру и иерархию. Изменилось то, что теперь исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет система, которая независима от законодательной и судебной. Причем это ясно прописано в Конституции РФ.

Осуществление власти

По Конституции, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет двухуровневая система. На высшем уровне это федеральные субъекты, а на местах - региональные субъекты. Образована единая иерархическая структура.

Но независимость - не значит оторванность, изоляция одной от другой. Все виды гос. власти тесно взаимодействуют друг с другом. Лишь в теории французских просветителей идеальна для демократии такая изоляция, даже, возможно, противостояние в интересах всего общества. На практике это утопия. Такое положение дел приводит к политическому тупику, коллапсу всей политической системы.

Субъекты

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет единая система через функционирование специальных субъектов, наделенных соответствующей компетенцией. В качестве таковых выступают власти Российской Федерации. Основной закон организует всю власть в стране по принципу федерализма. Отличие федерации от унитарного государства - в том, что имеется двухуровневая система исполнительной власти в РФ с местными региональными законами. Правительство - это высший орган исполнительной власти РФ, которому подчиняются исполнительные субъекты на местах.

Отличие исполнительной власти и административной

Исполнительная и административная власть - это не одно и то же. Последняя служит лишь внесудебной мерой принуждения. Административная власть - лишь один из инструментов достижения целей исполнительной власти, и она не ограничивается лишь внесудебным принуждением.

Юридически большинство распоряжений на всех уровнях осуществляется во внесудебном порядке. Это касается не только исполнительной, но и Но неправомерно утверждать, что они реализуют административную власть.

Рычаги влияния

Как же выполняются директивы и распоряжения? Для этого в подчинение переданы наиболее влиятельные службы и организации. Это финансовые, органы внутренних дел, армия, службы безопасности, исправительно-трудовые организации и т. д.

Необходимо заметить, что государственное управление как понятие не отражено в Конституции РФ. Ошибочно полагать, что это и есть исполнительная власть. Управление государством намного шире, и как раз включает в себя как исполнительную власть, так и другие институты власти.

Функции исполнительной власти

Выделяют следующие ее функции:

. Направление политики программ общефедерального значения. Примерами могут быть приватизация, национализация, разработка единой энергетической системы и т. д.

. Правильное регулирование и обеспечение правового порядка в экономической сфере общества. Примерами являются деятельность антимонопольной службы, охрана частной собственности, поддержка предприятий или какой-либо отрасли производства и т. д.

. Эффективное управление предприятий государственного сектора. Ошибочно полагать, что все в нашей стране приватизировано. Существует множество государственных корпораций, государственно-частное партнерство.

. Контроль и надзор за работой различных сфер деятельности общества. Примерами может служить контроль за деятельностью Рособрнадзора в сфере образования, Росмеднадзора в сфере медицины, Роспотребнадзора в сфере питания и защиты потребителей и т. д.

Признаки

Первый признак - субординация, когда нижестоящая власть подчиняется вышестоящей. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти РФ, главное учреждение в этой системе.

Второй признак - организация. Существует целая система для реализации законов на всех уровнях государства.

Третий признак - повсеместность. Везде, где есть человеческие коллективы, так или иначе присутствует исполнительная власть.

Четвертый признак - огромные ресурсы. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет целая система с широкими возможностями: правовые, экономические, информационные, силовые, технические службы. Все они подчинены единому управленческому центру для поддержания всей полноты исполнительной власти.

Пятый признак - силовое внесудебное воздействие. Для этого существует множество служб принудительного характера: армия, полиция, органы государственной безопасности, национальная гвардия и т. д.

Шестой признак - контроль над исполнительной властью. Это обязательное условие правового государства. Несмотря на для эффективного исполнения всех законов необходим широкий контроль, который могут осуществлять парламент, счетная палата, прокуратура. Широкие полномочия по контролю имеет в Российской Федерации. Большое значение имеют демократические институты - свободные СМИ, гражданское общество, инициативные группы контроля и т. д.

Система и структура исполнительной власти РФ

Наибольшее затруднение вызывает иерархия. Исполнительную власть осуществляет система органов исполнительной власти, являющаяся частью общей структуры государственной власти. Они учреждены самим государством с целью претворения в жизнь всех законов и нормативно-правовых актов, принимаемых соответствующими компетентными субъектами.

Власти РФ входят в единую управленческую систему. Однако их перечень не определен в Конституции РФ.

Классификация

От роли, масштаба деятельности, компетенции, способу образования различают:

1. Россия - федеративное государство. Отсюда существует как федеральная исполнительная власть РФ, так и региональная. Президент и его администрация формально не входят в эту структуру, но активно ее контролируют. Глава государства - гарант конституционных норм, а также прав и свобод граждан, следовательно, он обязан следить и корректировать работу всех органов власти. Но юридически президент не входит в эту структуру. Высшим органом исполнительной власти РФ является правительство во главе с председателем.

2. В зависимости от компетенции выделяют органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. К первым можно отнести региональные правительства и администрации краев и областей. В качестве примера органов отраслевой компетенции можно привести министерство сельского хозяйства, министерство по чрезвычайным ситуациям и т.д. К межотраслевым относится служба занятости населения, органы статистики.

3. В зависимости от порядка разрешения вопросов структура исполнительной власти РФ подразделяется на коллегиальные органы и единоначальные. Первые обсуждают наиболее важные вопросы (правительство Российской Федерации как высший орган государственной власти РФ, правительства регионов, комитетские собрания и т. д.). Единоначальные органы - это обычно те, которые работают в штатном режиме для устранения бюрократической волокиты.

Роль Главы государства в функционировании исполнительной власти

Формально, как уже отмечалось выше, президент РФ не является частью системы исполнительной власти. Он стоит «над всеми ветвями», а его власть образует четвертую ветвь - президентскую. Отсюда возможно непонимание того, кто именно возглавляет правительство РФ, исполнительная власть кому именно должна подчиняться. Правильный ответ - председателю, которого непосредственно назначает глава государства.

Конституционное подчинение президенту РФ

Основной закон содержит ряд статей, которые «подчиняют» правительство президенту. В частности, ст. 83 Основного закона. Согласно данной статье, президент Следовательно, можно предположить, что если премьер-министр подчиняется главе государства, то все исполнительные органы государственной власти РФ также ему подчиняются.

Роль в назначении Председателя

Как бы то ни было, но президент должен назначить председателя правительства с одобрения Государственной думы. Возможно, это сделано с целью продуктивного взаимодействия между этими институтами власти. Таким образом, юридически может показаться, что Российская Федерация - парламентская республика. Государственная дума только утверждает кандидатуру главы исполнительной власти, предложенную президентом. Своих кандидатов парламент предложить не может, а также не участвует в формировании кабинета министров.

Но и здесь не все так однозначно. Согласно Конституции РФ, президент предлагает лишь два раза. Если кандидатура отклоняется, то Государственная дума распускается. Назначаются новые выборы в нижнюю законодательную палату. Также президент имеет право оба раза предложить одного и того же человека. После роспуска он спокойно может утвердить неугодную Думе кандидатуру. Таким образом, видно, что больше «пострадает» законодательный орган, а нужный глава правительства все равно будет утвержден. Такая процедура превращает утверждение нижней законодательной палатой председателя правительства в простую формальность.

Но после этого влияние президента на исполнительную власть не ограничивается. Согласно Конституции, он может освободить председателя правительства РФ. Кроме того, именно президент РФ утверждает на должность этих министров по предложению премьер-министра. И, судя по тому, что в Основном законе количество таких отклонений не установлено, оно бесконечно.

Естественно, на практике подобное вряд ли произойдет. Но в теории юридически это вполне возможно. Из этого может показаться, что глава государства фактически формирует правительство и единолично назначает его главу. Но это не так, хотя по Конституции ему разрешается председательствовать на заседании правительства. А Федеральный закон «О правительстве РФ» дает ему это право и на президиуме.

Но, несмотря на это, юридически главой является председатель правительства. Согласно Конституции, к его компетенции относится определение направления работы высшего исполнительного органа, организация его работы. Также он обладает решающим голосом. Председателю напрямую подчинены исполнительные органы государственной власти РФ.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что исполнительная власть направлена на практическую реализацию распоряжений и законов вышестоящих органов. К таковым относятся подзаконные акты главы государства, нормативно-правовые акты законодательной власти, Федеральные законы и другие правовые документы, регламентирующие ее деятельность. Кроме того, она обладает мощными инструментами для их реализации. Ей напрямую подчиняются целые системы экономического, информационного, силового и других видов воздействия. Поэтому она неразрывно связана с понятием государственного управления. Но нельзя ставить знак равенства между ними. Несмотря на то что исполнительная власть составляет огромный пласт государственной власти, последнее понятие намного шире и включает другие властные институты в стране, такие как институт президенства, законодательные субъекты власти и другие.

От слаженной системы государственной власти зависит благополучие, мир и стабильность в стране. Одно дело - издавать законы, но если граждане видят, что их никто не выполняет, что власти не справляются со своей работой, наступает хаос, охлократия, политическая нестабильность. Это можно было наблюдать в конце прошлого века. После падения авторитарного по меркам правоведения государства в нашей стране появилось новое - правовое, демократическое. Базовые декларации Конституции остались прежними: права и свободы граждан, равноправие в суде, независимость судей, принцип презумпции невиновности и т. д. Но реально картина выглядела немного иначе. В отсутствие сильной и волевой власти, а именно исполнительной, все это свелось на нет. Беззаконие, насилие, уход от налогов, тотальная коррупция привели к таким потрясениям и разрухе, от которых не пострадали даже многие государства, ведущие военные действия.

Российская исполнительная власть на современном этапе своего развития подвергается количественным и качественным изменениям. Ведь она не просто слепо исполняет законы и следит за их реализацией. Данная власть борется и со многими внешними угрозами. Например, осуществляет борьбу с терроризмом и экстремизмом как внутри страны, так и за ее пределами, техногенными катастрофами, лесными пожарами. В их подчинении для этой цели служат такие федеральные службы, как министерство по чрезвычайным ситуациям, службы государственной безопасности, недавно созданная национальная гвардия. Конечно, некоторые службы лично подчинены главе государства, но они выполняют те же цели и все вместе следят за спокойствием и конституционным порядком в стране.

По Конституции РФ 1993 г. Президент не является главой ис­полнительной власти, каковым он был по ранее действовавшей Конституции.

Являясь главой государства, он наделен существенными полно­мочиями, дающими ему возможность активно влиять на организа­цию и функционирование механизма исполнительной власти.

Прежде всего речь пойдет о его полномочиях по формированию структуры и системы федеральных органов исполнительной влас­ти. В соответствии со ст. 83 Конституции РФ он назначает с согла­сия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению последнего назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, а также федеральных министров. К компетенции Президента РФ отнесено образование федеральных министерств и иных федераль­ных органов исполнительной власти, назначение руководителей государственных комитетов, федеральных служб и др. Система федеральных органов исполнительной власти также утверждается указами Президента РФ по представлению Председателя Прави­тельства РФ. В настоящее время, как уже отмечалось, она опреде­ляется Указом «О структуре федеральных органов исполнитель­ной власти» от 22 сентября 1998 г.

Президент РФ осуществляет общее руководство деятельностью Правительства РФ и непосредственно руководит работой некоторых федеральных органов исполнительной власти. В их числе: ми­нистерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, национальной политики по на­логам и сборам; службы внешней разведки, железнодорожных войск, безопасности, охраны, пограничная; федеральное агентство правительственной связи и информации. Положения об этих орга­нах утверждаются Президентом РФ.

Президент РФ назначает ряд должностных лиц, имеющих пря­мое отношение к функционированию исполнительной власти. Это лица высшего командования Вооруженных Сил РФ, полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ, дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Пра­вительства, участвовать в формировании его Президиума, прини­мать решение об отставке Правительства.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Во­оруженными Силами РФ, вводит на территории РФ военное и чрез­вычайное положение, руководит Советом Безопасности РФ.

Президент РФ вправе отменять правовые акты Правительства РФ, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Его указами регламентируются мно­гие важные стороны деятельности и механизма исполнительной власти.


В распоряжении Президента РФ имеется создаваемый им в со­ответствии с Конституцией РФ специальный аппаратАдмини­страция Президента РФ. В ее задачи входит обеспечение деятель­ности Президента РФ необходимыми организационными и инфор­мационными условиями. В ее составе действует несколько струк­турных подразделений. Среди них наиболее существенна роль Главного государственно-правового управления и Главного кон­трольного управления. Первое из них ведет юридическую работу: подготовку проектов нормативных указов Президента, обеспече­ние его правовой информацией и т.п. Функции второго связаны с осуществлением контроля за исполнением указов Президента РФ органами исполнительной власти.

Вопросы хозяйственного обслуживания Президента и его Ад­министрации отнесены к ведению Управления делами Президен­та РФ.

Существует ряд органов, действующих непосредственно при Президенте РФ, но отнесенных к числу федеральных органов исполнительной власти. Это, например, Федеральное агентство пра­вительственной связи и информации (ФАПСИ), Государственная техническая комиссия при Президенте РФ.

Президент РФ регламентирует своими указами многие стороны государственной службы. В составе его Администрации вопросы этого профиля отнесены к компетенции Совета по вопросам госу­дарственной службы и Управления по кадровой политике.