Конституция РФ – Основной Закон государства.

Конституция – это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо отдельных социальных слоев (групп) общества, и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Юридические свойства Конституции:

1. Верховенство Конституции (ч.2 ст.4) – утверждение в стране того конституционного строя, который закреплен в конституции, идея подчинения всех законов государства Конституции.

2. Высшая юридическая сила (ст.15) означает, что все законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции. В случае такого противоречия, Конституция осуществляет прямое действие. Все органы государства обязаны соблюдать требования Конституции.

3. Конституция определяет процесс правотворчества (ст.76, 104, 105, 106, 107, 108, 109 и т.д.).

4. Стабильность Конституции означает, что она принимается на значительный срок для достижения определенности государства и она не должна часто меняться. Частая смена Конституции влечет за собой нестабильность режима.

5. Преемственность Конституции означает, что каждая последующая Конституция «впитывает» все передовое, что достигла конституционно-правовая наука на конкретный период.

6. Особая охрана государством заключается в том, что практически вся система органов государственной власти призвана охранять Конституцию. Для этого существуют особые институты (например, Конституционные Суды), которые осуществляют проверку законодательства государства на предмет соответствия Конституции.

7. Особый порядок принятия и пересмотра Конституции, внесения в нее поправок.

Особенности Конституции РФ 1993 : 1) Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е. сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент личности и гражд. общества, решающий те вопросы, закреплены за ним в конституции. 2) Текст К. деидеологизирован, а в опред. смысле и деполитизирован, т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование строжайшего следования в политике предписаниям К. 3) Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи (неотчуждаемостьосн. прав и свобод чел.) 4) К. по новому формулирует форму гос. устройства России - федеративное гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-территориального, и территориального равноправия его S-в. + не предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава.5) Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий). 6) Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого слова, т.е: а) используются общепринятые КП понятия, категории, исключающие противоречивые толкования. б) К. явл. законом прямого действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет превосходство права над гос-вом. 7) К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в соц. сфере. 8) К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса чел. 9) Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том числе опыт конституционного развития.

Принципы конституции: 1.основополагающий характер (регулирует наиболее важные общественные отношения, является базой движения общества по пути исторического прогресса; конст регулирование носит обобщающий характер) 2.народность (сам народ создаёт объективные предпосылки для появления новых конституций- закрепляемые в конституции общественные отношения –результат деятельности народа; народ может непосредственно участвовать в разработке и принятии нового основного закона). 3.реальность (соответствие фактически существующим общественным отношениям) 4.стабильность (длительное существование без внесения существенных изменений. Подходы к сущности Конституции: 1.классово-политический - конституции, закрепляя общественные отношения, выражают соотношение сил в обществе, поделенном на классы. 2.рационалистический - сторонники не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но не абсолютизируют их. На первом месте находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего основы статуса личности и гос организацию, упорядочивающего общественные отношения и содействующего их движению вперёд. Функции конституции - различные проявления её назначения, отражающие роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства: 1.Учредительная (либо закрепляет то, что уже существует, как результат деяний людей, либо создаёт предпосылки для новых общественных отношений) 2.Организаторская (стимулирует политическую активность, нацеливает гос органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона) 3.Внешнеполитическая (является фундаментом внешнеполитической деятельности государства, за пределами гос-ва является важным информационным источником) 4.Идеологическая5.Юридическая

  • 6. Основные учения о сущности государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства.
  • 7. Типология государства и права: формационный и цивилизационный подходы
  • 8. Понятие формы государства
  • 9. Монархия как форма правления: понятие и виды
  • 10. Республика как форма правления: понятие и виды
  • 11. Советская республика как форма правления
  • 12. Унитарное государство
  • 13. Федеративное государство
  • 14. Конфедерация
  • 15. Государственно-политический режим: понятие и виды
  • 16. Прямая и представительная демократия
  • 17. Функции государства: понятие, классификация
  • 18. Государственный орган: понятие, признаки, виды.
  • 19. Механизм государства: понятие, структура, функции
  • 20. Механизм разделения властей как принцип функционирования механизма государства. Система сдержек и противовесов.
  • 21. Политическая система общества: понятие, структура, функции
  • 22. Политическая система современной России
  • 23. Форма правления современной России
  • 24. Федеративное устройство современной России
  • 25. Проблемы формирования гражданского общества в России
  • 26. Соотношение государства и права
  • 27. Правовое государство
  • 28. Социальное государство
  • 29. Право и иные социальные регуляторы
  • 30. Принципы права.
  • 31. Правовые системы традиционного типа (обычно-правовые и религиозные)
  • 32. Основные правовые системы современности
  • 33. Классификация отраслей права
  • 34. Права человека: понятие и классификации. Поколения прав человека.
  • 35. Международные и внутригосударственные механизмы защиты прав человека
  • 36. Правовая культура: понятие и структура
  • 37. Правосознание: понятие, структура, виды
  • 39. Правовой обычай
  • 41. Нормативно-правовой акт: понятие и виды
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 43. Закон: понятие, признаки, виды
  • 45. Правотворчество: понятие, виды, стадии
  • 46. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 47. Систематизация нормативно-правовых актов. Учет. Инкорпорация. Консолидация. Кодификация.
  • 48. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
  • 49. Норма права: понятие и виды
  • 50. Структура нормы права
  • 51. Способы изложения нормы права в нормативном правовом акте
  • 53. Отраслевая структура права в Российской Федерации
  • 54. Реализация права: понятие и формы
  • 55. Предмет и метод правового регулирования
  • 56. Правоотношение: понятие, признаки
  • 57. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности
  • 58. Юридические факты и их виды
  • 59. Объект правоотношения. Субъекты правоотношения, их виды
  • 60. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность, деликтоспособность.
  • 61. Правовой статус человека и гражданина
  • 62. Применение права: понятие, признаки
  • 63. Основные стадии правоприменения
  • 64. Нормативный правовой акт и акт применения права, их соотношение
  • 65. Пробелы в праве: способы восполнения и устранения
  • 66. Толкование права: понятие и способы
  • 67. Виды толкования права
  • 68. Юридическая техника
  • 69. Правомерное поведение: понятие и виды
  • 70. Правонарушение: понятие и виды
  • 71. Состав правонарушения
  • 72. Юридическая ответственность: понятие, виды, основания
  • 73. Понятие законности. Гарантии законности. Понятие правопорядка.
  • 42. Конституция как источник права

    Конститу́ция Росси́йской Федера́ции - высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

    Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

    Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

    Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

    Преамбула

    Раздел первый

    Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

    Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

    Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

    Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

    Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

    Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

    Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

    Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

    Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

    Раздел второй. Заключительные и переходные положения

    Отличие Конституции от законов

    Конституция:

    Закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;

    Обладает высшей юридической силой;

    Обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);

    Отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;

    Является базой для текущего законодательства.

    43. Закон: понятие, признаки, виды

    Закон - в узком смысле это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

    Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:

    1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

    Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем:

    а). Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны.

    Haпpимep, Koнcтитyция PФ в пп. 1, 2 cт. 105 устанавливает: федеральные зaкoны принимаются Гocyдapcтвeннoй Дyмoй PФ, после чего подлежат рассмотрению Coвeтoм Фeдepaции PФ.

    б). Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлu подзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmom акт должен быmь приведен в coomвemcmвue c законом, либо omмeнeн.

    Haпpимep, п. 1 cт. 15 Koнcтитyции PФ гласит: "Koнcтитyция Poccийcкoй Фeдepaции имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Poccийcкoй Фeдepaции. Зaкoны и иные правовые акты, принимаемые в Poccийcкoй Фeдepaции, не должны противоречить Koнcтитyции Poccийcкoй Фeдepaции."

    в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.

    Haпpимep, Koнcтитyциoнный Cyд может признать закон принятый Пapлaмeнтoм неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган.

    2. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.

    3. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

    Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.

    4. По своему значению закон - это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право - юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;

    5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

    6. Закон исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

    В России принята следующая классификация законов по юридической силе:

    Конституция (основной закон).

    Все принимаемые в России законы должны соответствовать Конституции. Кроме того, они не должны противоречить международному праву (точнее - тем международным соглашениям, которые уже ратифицированы Россией), поскольку в конституции утверждается примат международного права над российскими законами.

    Закон РФ о принятии поправки к Конституции РФ.

    В соответствии с федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33−ФЗ, поправки к главам 3−8 Конституции РФ принимаются в форме специальных Законов Российской Федерации о внесении поправок в конституцию Российской Федерации.

    Международные соглашения, ратифицированные Российской Федерацией.

    Ни одно из принимаемых соглашений не должно противоречить Конституции РФ. По своей правовой природе международные договоры Российской Федерации, строго говоря, не являются её внутренним законом, однако применяются на её территории, пользуясь приматом над внутренним законодательством. Вопрос о месте международных соглашений является спорным и дискуссионным, скорее их стоит рассматривать как источник права.

    Федеральные конституционные законы.

    Принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах.

    Федеральные Законы (до 1991 - законы РСФСР, с 1991 по 1993 - законы РФ).

    Принимаются по всем остальным вопросам.

    Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесённым Конституцией к совместным предметам ведения РФ и её субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

    К законодательству субъектов РФ относятся:

    Основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ

    Законы субъектов Российской Федерации

    Обеспечение действия законов, то есть защита прав, свобод и собственности гражданина и человека, является основной задачей государства и правительства.

    Конституция (от лат. constitutio – устанавливаю, обустраиваю) как источник конституционного права представляет собой юридический документ, “выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны .

    Прежде всего, различают конституции юридические и фактические. Фактическая конституция (иногда ее называют еще и материальной) – это система общественных отношений, складывающихся по поводу устройства общества и государства и определения положения человека в обществе и государстве.

    Юридическая конституция (или формальная) – это система правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений.

    Свойства:

    Конституция является основным источником конституционного права и основным законом государства в силу ее особых юридических свойств. Следует отметить, что в литературе пока не выработано единого подхода к перечню юридических свойств конституции – в различных научных источниках выделяются разные свойства, но, как правило, следующие: учредительный характер, верховенство, высшая юридическая сила, свойство быть юридической базой текущего законодательства, прямое действие и стабильность .

    Ф. Лассаль (1825-1864), немецким социалистом, философом и публицистом. Он отмечал, что сущность конституции состоит в том, что она выражает соотношение общественных сил, сложившееся на момент ее принятия . В.И. Ленин сформулировал это понятие с классовых позиций: “Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся выборов в представительные учреждения... выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе”

    Таким образом, если исходить из лассалевского понимания сущности конституции, то конституция представляет собой соглашение между различными социальными силами. Следовательно, в этом и проявляется договорный характер конституции и договорный способ ее принятия.

    Форма и содержание конституции в зарубежных странах. По форме конституции бывают писаными и неписаными. Под писаным понимается единый нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), содержащий в системном порядке комплекс конституционно-правовых норм и отличающийся от актов текущего законодательства более сложной процедурой принятия и более высокой юридической силой. Большинство стран имеет писаную конституцию, т.е. единый правовой акт – основной закон страны. В свою очередь, писаные конституции разделяются на кодифицированные и некодифицированные . Последние состоят из нескольких актов (конституционных законов), которые в совокупности и образуют конституцию данной страны.


    Структура конституций в зарубежных странах имеет много общего. Это преамбула, в которой дается характеристика исторических условий принятия того или иного акта; основной текст конституции, который делится на разделы, главы, параграфы, статьи и заключительные (переходные) положения, в которых, как правило, определяется порядок вступления в силу данной конституции и порядок приведения действовавшего прежде законодательства в соответствие с новой конституцией.

    Содержание конституций, принятых в разных странах или в одной стране, но в разное время, весьма различно. Каждая конституция характеризуется своими объемом и содержанием. Содержание конституции непрерывно меняется. Это предопределено прежде всего изменением предмета конституционного регулирования. Можно выделить несколько тенденций такого рода изменений. Первая – это увеличение доли норм, регламентирующих статус личности. Вторая тенденция, проявляющаяся в развитии конституционного законодательства, – передача полномочий от законодательной власти к власти исполнительной. Третья тенденция – это расширение воздействия государственной власти на экономические отношения. Если конституции первого этапа закрепляли в сфере экономики лишь право собственности, то в настоящее время они содержат достаточно широкий круг норм, регулирующих экономические отношения. Еще одной тенденцией в развитии конституционного законодательства является закрепление института конституционного контроля. Непосредственно конституцией учреждается специфический орган, осуществляющий контроль за соответствием основному закону всех других правовых актов. Таким органом является, как правило, конституционный суд или иная структура, наделенная соответствующими полномочиями.

    Виды конституций в зарубежных странах. В научной литературе существует несколько критериев классификации конституции.

    Так, по времени действия конституции делятся на постоянные и временные.

    В научной литературе можно найти еще и такое подразделение конституций, как демократические и недемократические, а также федеративные и унитарные. Думается, что такое деление не совсем корректно. Конституция закрепляет форму политико-территориального устройства государства, определенный государственный режим – демократический или недемократический, но сама она не может быть ни унитарной, ни федеративной, ни демократической или недемократической.

    По форме конституции делятся на 2 группы: Писаные и Неписаные.

    Также в конституции обычно устанавливается порядок принятия поправок и дополнений. По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции:

    Изменение гибких конституций достигается путём принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом.

    Изменение жёстких конституций невозможно либо сильно осложнено.

    Внесение изменений в комбинированную конституцию возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается (Конституция Российской Федерации).

    Понятие и юридические свойства конституции. Конституция (от лат. constitutif) - устанавливаю, обустраиваю) как источник конституционного права представляет собой юридический документ, «выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны»". В рамках курса общего конституционного права уже были раскрыты основные положения учения о конституции. Однако, памятуя изречение древних «Repetitio est mater studiorum», позволю себе в самых общих чертах рассмотреть некоторые из положений данного учения, в частности юридические свойства, структуру и виды конституций. Именно эти аспекты важны для познания всего многообразия конституций, действующих в зарубежных странах.

    Прежде всего различают конституции юридические и фактические. Фактическая конституция - это система общественных отношений, складывающихся по поводу устройства общества и государства и определения положения человека в обществе и государстве. Юридическая конституция - это система правовых норм, регулирующих обозначенный круг общественных отношений.

    Между юридической и фактической конституциями практически всегда имеется расхождение. Это предопределено тем, что, с одной стороны, конституция содержит нормы, ориентированные на будущее, закладывающие некие цели дальнейшего развития общества и государства (например, определение в конституции государства как правового означает установление отдаленной цели социально-политического развития). С другой стороны, юридическая конституция может отставать от фактической вследствие динамично развивающихся общественных отношений. Наконец, третьим фактором, предопределяющим разрыв между юридической и фактической конституциями, является фиктивность конституции, характерная для стран с авторитарными режимами, когда нормы, носящие в той или иной степени демократический характер, на самом деле не реализуются.

    В этом случае вполне уместно вспомнить военный афоризм Козьмы Пруткова:

    «При виде исправной амуниции Как презренны все конституции!»

    Конституция характеризуется также такими категориями, как ее сущность, функции, основные черты, которые подробно рассмотрены в юридической литературе .

    Конституция является основным источником конституционного права и основным законом государства в силу ее особых юридических свойств . Следует отметить, что в литературе пока не выработано единого подхода к перечню юридических свойств конституции - в различных научных источниках выделяются разные свойства, но, как правило, следующие: учредительный характер, верховенство, высшая юридическая сила, свойство быть юридической базой текущего законодательства, прямое действие и стабильность . Рассмотрим их в самых общих чертах, остановившись более подробно лишь на тех, которые нуждаются в дополнительной характеристике.

    Важнейшим юридическим свойством конституции является ее учредительный характер. Конституция закрепляет определенную модель общественного и государственного строя в той или иной стране, учреждает систему органов власти, устанавливает форму правления, определяет основы правового положения человека в системе общественных отношений и т. д. Вот что гласит ст. 1 Конституции Испании (1978): «Испания конституируется как правовое демократическое социальное государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка справедливость, равенство и политический плюрализм» .

    Верховенство также является одним из важных свойств конституции. Это свойство нередко смешивается с другим свойством - высшей юридической силой. Это близкие, но не тождественные понятия. Высшая юридическая сила конституции состоит в особой обязательности ее норм относительно других актов. Верховенство же означает, что конституция стоит во главе всей иерархической системы нормативных правовых актов. Нет и не может быть акта, стоящего выше конституции.

    Верховенство конституции нередко закрепляется непосредственно в ее нормах. Так, ст. 98 Конституции Японии (1946) устанавливает: «Настоящая Конституция является Верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты или другие государственные акты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы». В этой статье закреплены и верховенство, и высшая юридическая сила Конституции Японии.

    Может возникнуть вопрос о соотношении норм конституции с международно-правовыми нормами и их приоритете. Но, во-первых, приоритет международных актов закрепляется прежде всего в самой конституции. Во-вторых, приоритетом наделяются международноправовые акты относительно актов текущего законодательства, но не конституции. Если же в конституции нет нормы о приоритете международно-правовых актов по отношению к внутренним законам, то нет и приоритета.

    Проблема соотношения национальных конституций и норм международного права имеет свою специфику в рамках Европейского Союза, где действует так называемое коммунитарное право, нормы которого имеют приоритет над национальным правом, включая конституционные нормы . Однако после вступления в силу Маастрихтского договора, оформившего данный Союз, в конституции стран - членов Европейского Союза были внесены изменения, устанавливающие приоритет только данного вида норм над национальным законодательством. Таким образом, и в этом случае приоритет норм международного права установлен непосредственно в конституции . Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что Европейский Союз представляет собой своеобразную государственно-правовую форму объединения, а вступление в силу Лиссабонского соглашения, как представляется, трансформировало его в принципиально новое конституционно-правовое образование. Отсюда нормы так называемого наднационального права в рамках Европейского Союза не тождественны исключительно международным правовым нормам .

    Следующее важное юридическое свойство конституции состоит в том, что она является юридической базой текущего законодательства. Это свойство не нуждается в особой характеристике, но все же позволю себе обратить внимание читателя на то, что оно проявляется в следующем.

    Во-первых, конституция закрепляет основные начала (принципы), на которых базируется все правовое регулирование обшествен-ных отношении, например запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, приоритет федерального права и др.

    Во-вторых, в конституции определены формы правовых актов, принимаемых органами государственной власти. Так, ст. 85 Конституции Испании устанавливает: «Акты, издаваемые Правительством на основе делегирования законодательных полномочий, называются законодательными декретами».

    В-третьих, конституция определяет предметы законодательного регулирования. Согласно Конституции Италии, например, только законом могут быть урегулированы минимальный возраст для работы по найму (ст. 37), право на забастовку (ст. 40), жалованье и иные ассигнования Президенту (ст. 84) и т. п.

    Конституция обладает и еще одним свойством - это прямое действие. Данное свойство отмечается многими исследователями. Однако прямое действие конституции нельзя абсолютизировать. Речь идет о том, что свойством прямого действия обладают, как правило, нормы материального характера, закрепляющие в первую очередь основные права и свободы личности. В этом случае принцип прямого действия позволяет обеспечивать их исполнение безотносительно каких-либо других (опосредствующих) актов, а судебные органы этот принцип обязывает непосредственно защищать данные права, ссылаясь на соответствующую норму конституции. Что касается процедурных норм, т. е. тех, которые определяют порядок реализации материальных норм, то обеспечить их прямое действие не всегда представляется возможным. Во многих случаях требуется дополнительное регулирование. Например, чтобы обеспечить реализацию права на неприкосновенность жилища, закрепленного Основным законом ФРГ, необходимо принятие специального закона. «Жилище неприкосновенно, - устанавливает ст. 13 Основного закона ФРГ. - Обыски могут производиться только по распоряжению судьи, а в случаях, когда имеется опасность промедления, также по распоряжению других, предусмотренных законом, органов и только в установленном законом порядке». Следовательно, без принятия упомянутого закона реализовать конституционную норму об ограниченной допустимости обысков просто невозможно.

    Наконец, еще одно свойство конституции - стабильность , проявляющаяся в особом (более сложном) порядке ее принятия и изменения. Следует более подробно остановиться на этом свойстве. Конституция, с одной стороны, призвана стабилизировать систему общественных отношений, закладывая ту или иную модель устройства государства, а с другой - она сама в силу этого не должна подвергаться частым изменениям. Поэтому в конституции предусматривается особый порядок ее принятия, внесения в нее изменений, который и придает ей свойство стабильности. Существуют следующие способы принятия конституций: октроирование, договорный, парламентский, принятие учредительным собранием, референдумом.

    Октроированными (т. е. дарованными монархами) являются конституции Иордании (1952), Катара (1962), Основной закон о власти Саудовской Аравии (1992), Основной закон Султаната Оман (1996).

    Примеры договорных способов принятия конституций привести трудно. Можно назвать лишь отдельные акты конституционного характера, например британский Билль о правах (1689) . Вместе с тем есть и иной аспект характеристики данного способа, который связан с вопросом о сущности конституции. Определение сущности конституции было дано в середине XIX в. Ф. Лассалем (1825-1864), немецким социалистом, философом и публицистом. Он отмечал, что сущность конституции состоит в том, что она выражает соотношение общественных сил, сложившееся на момент ее принятия . В. И. Ленин сформулировал это понятие с классовых позиций: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся выборов в представительные учреждения... выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» . Представляется, что Ф. Лассаль был ближе к истине, поскольку последующая практика показала, что не только изменение соотношения сил в классовой борьбе, т. е. смена господствующего класса, но и изменение расстановки политических сил в рамках одного класса приводит к изменению конституции. Вряд ли можно объяснить изменением соотношения классовых сил принятие Конституции СССР (1977), Конституции Вьетнама (1992) или принятие новой Конституции Швейцарии (2000).

    Таким образом, если исходить из лассалевского понимания сущности конституции, то конституция представляет собой соглашение между различными социальными силами. Следовательно, в этом и проявляется договорный характер конституции и договорный способ ее принятия.

    Конечно же имеются в виду те конституции, которые принимались демократическим путем.

    Самостоятельными способами принятия конституции являются парламентский (большинство действующих конституций принято именно этим способом), принятие учредительным собранием (с помощью данного способа принимались конституции США (1787), Португалии (1976), Болгарии (1991) и др.).

    В последнее время получает распространение другой способ принятия конституции - всенародное голосование (референдум ). Таким способом были приняты конституции Франции (1958), Монголии (1992), России (1993) и некоторые другие. Принятие конституции референдумом рассматривается в современной конституционно-правовой литературе как самый демократичный способ. Это, безусловно, верно, но надо все-таки иметь в виду, что выносить на референдум такой сложный и важный вопрос, как содержание конституционных норм, вряд ли целесообразно. При всем уважении к волеизъявлению народа следует все же отметить, что конституция - это акт особого рода, содержащий нормы, выраженные в самой абстрактной форме. Для уяснения их смысла и содержания требуется наличие специальных познаний в области права. Отсюда всенародное голосование по проекту конституции и принятое в результате его решение не может считаться компетентным.

    Общественная практика выработала еще один способ принятия конституций, который можно назвать комбинированным. Состоит он в том, что конституция сначала принимается парламентом или учредительным собранием, а уже потом выносится на референдум. Представляется, что именно последний способ предпочтительнее, поскольку он соединяет представительную и непосредственную демократию, позволяет обеспечить тщательное обсуждение текста конституции на заседаниях парламента (или учредительного собрания) с привлечением квалифицированных специалистов, осознающих все тонкости конституционно-правовой материи. Кроме того, в этом случае и сам народ имеет возможность выразить свою волю относительно текста основного закона. Голосуя по проекту конституции, народ либо одобряет решение, принятое парламентом, придавая этому решению высшую юридическую силу, либо отвергает его. С помощью этого способа были приняты конституции Испании (1978), Турции (1982), Гаити (1987), Швейцарии (2000) и некоторые другие.

    Такое свойство конституции, как стабильность, проявляется еще и в особом, усложненном порядке ее изменения. Следует напомнить основные способы изменения конституции: это гибкий, жесткий, особо жесткий и смешанный. Практически используются все названные способы.

    Гибкий способ означает, что конституция изменяется в рамках обыкновенной парламентской процедуры. По гибкому способу изменяются те конституции, которые относятся к числу неписаных, или некодифицированных. Конституции большинства зарубежных стран изменяются по жесткому или особо жесткому способам. Эти способы будут подробно рассмотрены в Особенной части. Здесь же целесообразно дать характеристику форм внесения изменений в текст конституции. Наиболее часто в зарубежных странах используется инкорпорирование поправок в текст закона, т. е. замена прежних положений новыми. Другой формой является приложение поправок к тексту. В этом случае сам текст не меняется, а изменения прилагаются к основному (первичному) тексту. Впервые такой способ был применен в США. Первые 10 поправок - Билль о правах (1789) - были приложены к тексту. Таким способом вносились все остальные поправки.

    В ряде стран в самих конституциях предусмотрены ограничения на изменение тех или иных положений. Например, в Конституции Франции (1958) установлено: не подлежит изменению республиканская форма правления (ст. 89).

    Аналогичная норма содержится в Конституции Италии (ст. 139). А в Конституции Греции сказано, что не подлежит изменению не только республиканская форма правления, но также и парламентская форма республиканского правления (ст. 110), т. е. переход к президентской или смешанной республике недопустим. Статья 290 Конституции Португалии устанавливает пределы пересмотра конституции, где содержится 15 пунктов, по которым Конституция не может быть изменена.

    Надо сказать, что в ряде случаев конституции содержат временной интервал, в течение которого они не подлежат изменению. Начало этому было положено Конституцией Франции (1791), которая устанавливала запрет ее пересмотра в течение первых двух легислатур, т. е. в течение четырех лет. Но уже в сентябре 1792 г. избранный на волне народного восстания Национальный учредительный конвент, большинство в котором принадлежало жирондистам, отменил действие Конституции 1791 г. и упразднил монархию. В 1793 г., с установлением якобинской диктатуры, была разработана новая (якобинская) Конституция, принятая Конвентом и одобренная всенародным голосованием, которая, правда, так и не вступила в силу.

    Следует отметить еще одно обстоятельство, связанное со стабильностью конституции. Это свойство признается практически всеми учеными. В то же время вопрос о сроках действия конституции является проблемным. Проведенное исследование показало, что средний

    срок «жизни» конституций составляет 26,5 лет . Даже конституции, действующие свыше 100 лет (например, США, Норвегии, Бельгии), периодически претерпевали крупные изменения.

    Таким образом, стабильность может рассматриваться, скорее, как идеал, тенденция или принцип конституционного законодательства, но не свойство, поскольку стремление к такой стабильности вполне оправдано потребностью обеспечить устойчивость социальной системы. В силу этого может быть оправдано и усложнение процедуры изменения конституции. Вместе с тем политическая практика требует периодического пересмотра конституций. Здесь уместно напомнить сформулированную Т. Джефферсоном идею о том, что каждое поколение людей имеет право на перезаключение общественного договора и принятие новой конституции, «мертвые не вправе распоряжаться живыми» .

    Следовательно, процедура пересмотра конституции должна быть достаточно сложной, чтобы исключить негативные последствия политической конъюнктуры, но вполне реализуемой, чтобы не провоцировать неконституционные действия инициаторов такого изменения.

    Таковы юридические свойства конституции, которые придают данному акту особое качество - качество основного закона государства.

    Форма и содержание конституции в зарубежных странах. По форме конституции бывают писаными и неписаными. Под писаным понимается единый нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), содержащий в системном порядке комплекс конституционноправовых норм и отличающийся от актов текущего законодательства более сложной процедурой принятия и более высокой юридической силой. Большинство стран имеет писаную конституцию, т. е. единый правовой акт - основной закон страны. В свою очередь, писаные конституции разделяются на кодифицированные и некодифициро-ванные. Последние состоят из нескольких актов (конституционных законов), которые в совокупности и образуют конституцию данной страны. Например, Конституция Швеции состоит по меньшей мере из пяти конституционных законов, Конституция Австрии включает более 10 конституционных и обыкновенных законов. Конституция Израиля состоит из 12 основных законов и Соглашения о секторе Газа.

    Британская конституция традиционно приводится как пример неписаной конституции. Хотя конституция данной страны состоит из нескольких частей и писаное право есть, но нет единого акта под названием «Конституция Великобритании». Не имеет писаной и кодифицированной конституции также и Новая Зеландия.

    Структура конституций в зарубежных странах имеет много общего. Это преамбула, в которой дается характеристика исторических условий принятия того или иного акта; основной текст конституции, который делится на разделы, главы, параграфы, статьи и заключительные (переходные) положения, в которых, как правило, определяется порядок вступления в силу данной конституции и порядок приведения действовавшего прежде законодательства в соответствие с новой конституцией.

    Содержание конституций, принятых в разных странах или в одной стране, но в разное время, весьма различно. Каждая конституция характеризуется своими объемом и содержанием. Считается, что Конституция США - одна из самых лаконичных (содержит всего 9 тыс. слов) . Есть, правда, и более краткие конституции, например Конституция Ливии (1969) насчитывает всего около 2 тыс. слов . В противовес ей можно назвать Конституцию Индии - объемный документ, включающий почти 400 статей и несколько приложений. В ней подробно изложена компетенция каждого штата, каждой административно-территориальной единицы; она содержит много положений, которые вообще не имеют конституционного значения. Конституции Индии и Ливии представляют собой две крайности. Между ними и расположены все остальные конституции.

    Возможно, есть некий оптимальный объем конституции, с одной стороны, позволяющий охватить все сферы, подлежащие конституционному регулированию, с другой - не оставляющий места для лишних «неконституционных» норм. Представляется, что это может стать интересной темой для исследования.

    Содержание конституции непрерывно меняется. Это предопределено прежде всего изменением предмета конституционного регулирования. Можно выделить несколько тенденций такого рода изменений. Первая - это увеличение доли норм, регламентирующих статус личности. Следует отметить, что собственно конституционное регулирование начинается с того момента, когда законодательно закрепляется ограничение государственной власти в пользу сферы индивидуальных интересов. Поэтому британская Великая хартия вольностей (1215) с полным правом относится к актам конституционного характера. Этим актом даровались привилегии высшему сословию и тем самым ограничивалась власть короля.

    В Конституции США (1787) было закреплено всего лишь несколько прав: избирательные права граждан и некоторые иные. Этот пробел был восполнен первыми 10 поправками в 1789 г., но и они содержали далеко не полный перечень основных прав и свобод. Конституции первого поколения, к которым относится Конституция США, регулировали статус личности лишь в самых общих чертах, закрепляя в основном политические права. Постепенно каталог конституционных прав личности расширялся. В современный период в число закрепляемых конституцией прав входят права в экономической, социальной и духовной сферах жизни. Закрепляются непосредственно в основных законах и иные элементы конституционного статуса личности.

    Вторая тенденция, проявляющаяся в развитии конституционного законодательства, - передача полномочий от законодательной власти к власти исполнительной. Парламентаризм, утвердившийся в XVIII-XIX вв., изначально характеризовался рядом исключительных полномочий представительного органа власти. Прежде всего это принятие законов, решение таких важнейших вопросов, как налогообложение, права личности, вопросы войны и мира. В настоящее время наблюдается процесс перехода этих полномочий от власти законодательной к власти исполнительной через институт делегированного законодательства, через прямое ограничение сферы деятельности парламента, как, например, во Франции. В конституционном законодательстве зарубежных стран закреплен приоритет законопроектов, вносимых правительством, перед законопроектами, вносимыми депутатами. Кроме того, в некоторых странах глава государства наделяется полномочием принятия актов, имеющих силу закона.

    Третья тенденция - это расширение воздействия государственной власти на экономические отношения. Если конституции первого этапа закрепляли в сфере экономики лишь право собственности, то в настоящее время они содержат достаточно широкий круг норм, регулирующих экономические отношения. Так, Конституция Испании (1978) содержит специальную главу, которая называется «Об основополагающих принципах социально-экономической политики» (гл. 3 разд. 1) и разд. 7 «Экономика и финансы», где закрепляются многочисленные нормы, регламентирующие данную сферу .

    Еще одной тенденцией в развитии конституционного законодательства является закрепление института конституционного контроля. Непосредственно конституцией учреждается специфический орган, осуществляющий контроль за соответствием основному закону всех других правовых актов. Таким органом является, как правило, конституционный суд или иная структура, наделенная соответствующими полномочиями (Конституционный совет во Франции, Бюро конституционных расследований в Эфиопии и т. д.).

    Наряду с рассмотренными общими тенденциями конституция той или иной страны имеет свою специфику. Любая конституция отражает конкретно-исторические условия ее принятия, и поэтому в ней закрепляются своеобразные положения, характерные только для данного государства. Например, в гл. 12 Конституции ЮАР (1996) закрепляются правомочия лидеров родовых общин использовать обычное право. Конституция Малави (1994) содержит главу, определяющую статус тюрем и заключенных (гл. 17). В конституциях многих латиноамериканских и африканских стран содержится подробное регулирование режима чрезвычайного положения.

    Виды конституций в зарубежных странах. В научной литературе существует несколько критериев классификации конституции.

    Так, по времени действия конституции делятся на постоянные и временные. Большинство конституций принимается с неограниченным сроком действия. В этом случае конституция считается постоянно действующей. Но есть конституции, которые содержат нормы, определяющие период их действия. Такие конституции называются временными. Примерами такого рода конституций являлись в свое время Конституция Чехословакии (1918), Малая конституция Польши (1919), Конституция Ирака (действовала с 1959 до 1970 г.). Конституция ЮАР (1994) разрабатывалась и принималась для того, чтобы урегулировать отношения до принятия в 1996 г. постоянной конституции. Примеров временных конституций достаточно много.

    При рассмотрении периода действия конституции следует затронуть еще один аспект, связанный с общественной практикой и историческим потенциалом самой конституции. Иными словами, рассчитана ли конституция на длительную историческую перспективу или ориентирована на строго определенные конкретно-исторические условия. В связи с этим можно выделить конституции, служащие одновременно и юридической базой всего законодательства, и политикоправовой формой функционирования всей социальной системы. Закрепляя основополагающие начала регулирования общественных отношений, конституция в то же время оформляет некую идеальную социальную модель, к которой может двигаться все общество в течение неопределенного времени. Такие конституции характеризуются длительностью действия. Принятые еще в XIX в., даже в XVIII в., они оказались стойкими и вполне приспособленными к глубоким социальным трансформациям, лишь периодически претерпевая изменения, но сохраняя изначальный смысл и логику (конституции США (1787), Норвегии (1814), Бельгии (1831) и некоторые другие).

    Вторую, наиболее многочисленную, группу образуют конституции, носящие фактически временный характер. Они изначально предназначаются для регулирования общественных отношений в исторически определенный период. Это прежде всего формально временные конституции, имеющие четко определенный срок действия, а также конституции, формально не ограниченные каким-либо сроком действия, но составляющие нормы которых в своей совокупности регулируют некий исторически определенный комплекс общественных отношений. Изменение конкретно-исторических условий неизбежно влечет не просто изменение, а отмену прежней конституции и принятие новой. Примером этому могут служить конституции Франции, Испании, Австрии и многих других стран, конституционная история которых насчитывает по нескольку конституций.

    Существует также хронологический подход, согласно которому конституции группируются в зависимости от времени и конкретноисторической обстановки их принятия. Выделяются, в частности, четыре этапа развития конституционного законодательства. Первый этап охватывает период с конца XVIII в. (появление первых конституций в их современном виде) до окончания Первой мировой войны; второй этап включает период между двумя мировыми войнами; третий - от окончания Второй мировой войны до конца 1980-х гг.; четвертый начинается с последнего десятилетия XX в. 1 Особенности каждого из этих этапов подробно рассмотрены в научной литературе. Следует отметить, что данный подход учитывает не только временной фактор, но и конкретно-исторические условия принятия конституций.

    Можно предложить и еще один подход к типологии действующих конституций, положив в основу их группировки такой критерий, как социально-политические факторы, предопределившие необходимость проведения конституционной реформы, т. е. принятия новой

    или полного пересмотра прежней конституции. Такими факторами могут быть:

    национальное самоутверждение и обретение суверенитета вследствие выделения из другого государства или освобождения от колониальной зависимости и т. п. и связанное с этим становление собственной государственности, иными словами, конституционное оформление возникновения государства;

    смена формы правления (например, образование республики или реставрация монархии либо переход от парламентской республики к президентской или смешанной и т. п.);

    смена формы политико-территориальной организации государства (переход от унитарного государства к федерации или наоборот);

    изменение политического режима (либерализация или установление тоталитаризма, военного правления и т. п.);

    проведение социально-экономических реформ (например, переход к рыночной экономике).

    Анализ показывает, что наиболее частым основанием проведения конституционной реформы служит изменение политического режима. Действительно, именно этот фактор тесно связан с изменением соотношения общественных сил в стране, что и ведет чаше всего к очередной конституционной реформе. Второе по значимости основание принятия новой конституции - обретение национальной государственности. Третьим по распространенности основанием, особенно в последние 10 лет, является проведение радикальных социально-экономических реформ, которые не могут быть осуществлены в рамках прежней конституции и чаще всего требуют изменения режима.

    Таким образом, можно говорить о конкретных социально-политических целях , заложенных в каждой конституции в зависимости от социально-политических условий их принятия. В соответствии с этими целями все действующие конституции можно разделить на акты, во-первых, конституирующие обретение национальной государственности (конституции США (1787), Нидерландов (1814), Норвегии (1814), Бельгии (1831), Аргентины (1853), Люксембурга (1868), Австралии (1900), Монако (1911), Лихтенштейна (1921) и др.); во-вторых, оформляющие смену форм государства: политического режима (конституции Мексики (1917), Греции (1975), Испании (1978), Турции (1982), Бразилии (1988), Туниса (1988), Чада (1991) и др.); формы правления (Основной закон ФРГ (1949), конституции Италии (1947), Франции (1958), Мальты (1974), Фиджи (1990)); формы политикотерриториальной организации государства (конституции Камеруна (1972), Эфиопии (1994) и др.). В отдельных государствах происходило одновременное изменение нескольких форм и политического режима, и формы правления (ФРГ, Италия, Испания); в-третьих, закладывающие основы глубоких социально-экономических преобразований (конституции Вьетнама (1992), КНДР (1992)).

    Нередко конституционные реформы проводятся под воздействием целой совокупности социальных факторов и, следовательно, имеют несколько социально-политических целей. Например, конституции Болгарии (1991), Румынии (1991), Монголии (1992) принимались и в связи с переходом к демократическому правлению, и в целях закрепления основ проведения глубоких социально-экономических реформ. Это относится и к конституциям Хорватии (1990), Словении (1991), Чехии (1992), Словакии (1992) и ряда других стран Центральной и Юго-Восточной Европы, а также бывших союзных республик в составе СССР, в которых кроме указанных факторов закреплено еще и обретение национального суверенитета. Сюда же относятся и более ранние конституции ряда латиноамериканских стран - Мексики (1917), Бразилии (1988) и др.

    Представляется, что действие указанных факторов непременно отражается на содержании вновь принимаемых конституций. Сохраняя преемственность, новая конституция включает положения, соответствующие социально-политическим целям ее принятия.

    Обособленную группу составляют такие конституции, которые не представляют собой единого юридического документа, и, следовательно, не образуют в системном виде юридической базы нормативно-правового регулирования общественных отношений. Составляющие их акты принимались в различных исторических условиях, предопределяя тем самым специфику соответствующей конституции. К их числу относятся так называемые неписаные конституции (Великобритании, Новой Зеландии), а также некодифицированные конституции (Австрии, Швеции, Израиля, Канады и др.).

    • Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М„ 2000. С. 313.
    • Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. Конституции государств Европы. Т. 2. С. 50.Janda К., Berry J. М., Goldman J. The Challenge of Dcmocracy. Government in America. Boston, 1990. P. 37).
    • Как тут не вспомнить слова Наполеона I, который говорил: «Конституции должны быть короткими и неясными» (Французские короли и императоры. Ростов н/Д., 1997. С. 409).
    • См.: Конституции государств Европы. Т. 2. С. 58, 78.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

    Факультет

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по дисциплине «Конституционное право»

    Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права

    Выполнил (а):

    Студент (ка)2 курса

    очной формы обучения

    Бровкина Яна Валерьевна

    Фамилия И. О.

    Научный руководитель:

    Казакова Тамара Витальевна

    Ученая степень, ученое звание, должность

    …………………………….

    Фамилия И. О.

    Дата представления работы Работа защищена

    …………... 20…...г. ……...………… 20..…г.

    Оценка…………………

    Подпись……………….

    Москва 2015

    Глава 1 . Конституция Российской Федерации в системе источников конституционного права.

    1.1. Система источников конституционного права России.

    1.2Общая характеристика источников конституционного права РФ

    1.4.Понятие конституции

    1.5 Место Конституции России в системе источников конституционного права

    Глава 2 . Особенности Конституции Российской Федерации как основного источника конституционного права

    2.1. Основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации.

    2.2. Соотношение Конституции РФ с федеральными и региональными конституционного права.

    2.3 заключение

    2.4 Список литературы

    Введение

    КОНСТИТУЦИЯ (от лат.- установление, устройство) - в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.



    Особенностью системы источников российского конституционного права является ее определенность федеративным устройством Российской Федерации.

    Проблемы, связанные с источниками конституционного права, считаются серьезными и важными. Любая отраслевая правовая наука имеет теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, занимают почетное место в этих разделах. На эту тему ведутся споры, пишутся монографии, учебники конституционного права отечественные,а также зарубежные.

    По моему мнению, необходимость эта заключается в определении того, что есть право в возвышенном смысле, а в самом что ни на есть приземленном: нужно определить круг форм, содержащих конституционно-правовые нормы. Тех форм, которыми нужно пользоваться при разрешении юридически значимых ситуаций. Такая постановка вопроса порождает другие проблемы: определение перечня видов источников конституционного права и отнесение той или иной формы к источникам именно конституционного права. Иными словами, можно очертить два круга вопросов: связанных с категорией «источник права», с одной стороны, и категорией «конституционное право» - с другой. В основе неясностей лежит неопределенность самих понятий «источник права» и «конституционное право».Термин «источник» права содержит в себе два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, источник права представляет собой форму выражения правовых норм во-вторых, под источником права понимается форма придания правилам поведения юридически обязательного характера.Конституционное право имеет свою систему источников. Под системой источников конституционного права понимается их совокупность, как взаимосвязь

    Источниками конституционного права России являются следующие правовые акты:

    I.I Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

    1) Конституция принимается народом

    2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства

    3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

    4) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации.

    Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

    Исходя из приведенных аргументов актуальности темы,цель исследования - изучение и анализ Конституции как основного источника конституционного права РФ.

    В работе решаются задачи:

    Охарактеризована типология источников конституционного права;

    Рассмотрена конституция РФ, как основной источник конституционного права.

    1.2 Общая характеристика источников конституционного права РФ

    Конституция - наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственно власти.

    Однако для определения конституции чисто формальной констатации её основополагающего значения как акта высшей юридической силы недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого (формального значения) должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции по меньшей мере закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования:

    1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

    2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

    Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

    По мнению немецкого политического деятеля Фердинанда Лассаля сущность конституции представляет собой "фактические отношения, силы, существующие в данном обществе". В современный период также принято считать, что конституция имеет социально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой - чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций; конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции - это закрепление в ней существующего конфликта между классами.

    Конституция Российской Федерации в системе источников конституционного права.

    Система источников конституционного права России

    Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между институтами - напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Фундаментом выступают единые принципы конституционного права :

    · суверенитет народа;

    · естественное право;

    · приоритет охраны прав и свобод;

    · разделение властей;

    · данный принцип закрепляет независимость друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль и не даёт сосредоточение власти в одних руках

    · независимое правосудие;

    · правовое государство.

    Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция.

    Ее разделы - это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определенных условиях может сложиться и развиваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.

    Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):

    1. основы конституционного строя;

    2. права и свободы человека и гражданина;

    3. федеративное устройство;

    4. избирательная система (избирательное право);

    5. президентская власть;

    6. законодательная власть;

    7. исполнительная власть;

    8. судебная власть;

    9. государственная власть в субъектах РФ;

    10. местное самоуправление;

    11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

    ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

    1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
    2. Наименования Российская Федерация и Россия однозначны.

    Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданских прав и свобод являются обязанностью государства.

    1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
    2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.
    3. Высшим непосредственным выражением власти народа будут референдум и свободные выборы.
    4. Никто не может узурпировать власть в Российской Федерации. Захват власти или узурпации государственной власти, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с Федеральным законом.

    1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
    2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
    3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

    1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, которые имеют равные права как субъекты Российской Федерации.
    2. Республика (государство) имеет свою Конституцию и законодательство. А края, области, города федерального значения, автономная область и автономный округ имеют свой устав и законодательство.
    3. Федеративное устройство Российской Федерации основывается на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разделение вопросам полномочий и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
    4. Все субъекты Российской Федерации равны в отношениях с федеральными органами государственной власти.

    1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, и должно быть одно и равным независимо от оснований его приобретения.
    2. Каждый гражданин Российской Федерации пользуется всеми правами и свободами на своей территории и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
    3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен его (ее) гражданства или права изменить его.

    1. Российская Федерация будет социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие Человек.
    2. В Российской Федерации труд и здоровье людей охраняются, гарантированный минимум заработной платы устанавливается, Государственная поддержка должна обеспечиваться семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, система социальных служб должна быть разработана и государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты устанавливаются.

    1. В Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности гарантируется.
    2. В Российской Федерации Частная, Государственная, муниципальная и иные формы собственности признаются и охраняются наравне.

    1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.
    2. Земля и другие природные ресурсы могут быть предметом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    1. Государственная власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации.
    2. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют органы государственной власти, созданные в этих субъектах.
    3. Разделение власти и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются настоящим Конституции, федеративного договора и иных договоров о разграничении власти и полномочий.

    Местное самоуправление признается и гарантируется в Российской Федерации. Местного самоуправления самостоятельны в пределах своей компетенции. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    1. Идеологическое многообразие признается в Российской Федерации.
    2. Никакая идеология не должна быть провозглашена в качестве государственной идеологии или в качестве обязательной.
    3. Политическое многообразие и многопартийность признаются в Российской Федерации.
    4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Создание и деятельность общественных объединений, чьи цели и деятельность направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований, а также на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, должны быть запрещены.

    1. Российской Федерации должна быть светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной религии или как обязательная.
    2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, которые приняты в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
    2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
    3. Законы должны быть официально опубликованы. Неопубликованные законы не имеют силы. Любые нормативные правовые акты, касающиеся прав человека и гражданских прав, свобод и обязательств не имеют силы, если они не были официально опубликованы для сведения широкой общественности.
    4. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международными договорами Российской Федерации должны быть неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора должны применяться.

    1. Положения настоящей главы Конституции составляют основополагающие принципы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
    2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основополагающим принципам конституционного строя Российской Федерации.

    1.3.Виды источников конституционного права

    Законы.В Российской федерации законы принимаются законодательными органами государственной власти.К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционнно-правовые нормы

    Законы самый распространенный источник конституционного права и обладает наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

    понятие <закон> в отдельных странах (или группах стран) имеет далеко не одинаковое

    там концепциях закона, так и в сложившейся законодательной практике.

    Органический закон - это нормативно-правовой акт, который принимается за прямым предписанием конституции в порядке, который отличается от порядка принятия как конституционных, так и обычных законов.Такие законы принимаются по вопросам, предусмотренных конституцией (законы о гражданстве, о конституционном суде и т.п.).

    Обычные законы - с источниками конституционного права, они принимаются в порядке той же законодательной процедуры, что и другие акты.

    Конституционные законы отмечаются повышенной стабильностью, которая обусловливается характером общественного отношения, которое они, регулируются. Сердцевину этих отношений составляют отношения полновластия народа, которые объективно требуют особого постоянства правовой основы. Именно такую функцию призваны выполнять конституционные законы.

    1.4 Конституция - это, прежде всего юридический документ, и потому ее главными свойствами являются юридические. Они раскрывают правовую природу конституций и определяют ее место в правовой системе страны:

    ·-Конституция как основной закон - главный источник национального права, юридическая база текущего законодательства. Она воздействует многообразными способами на развитие правовой системы.В конституции определены главные цели и объекты правового регулирования. Это выражается в том, что конституция предусматривает сферы общественных отношений, подлежащие правовому регулированию, указывая при этом те конкретные законы, которые должны быть приняты.

    как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития.

    Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы.

    Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности (см. схему).

    Вершиной (фундаментом, ядром) российского права является конституционное право, имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.

    1.5 В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.

    Как уже отмечалось, конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

    По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

    Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

    Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

    Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

    Нормы Конституции – основного источника конституционного права – являются исходными для всех отраслей права.

    Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различые формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства. конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

    Конституция обладает и особыми юридическими свойствами, отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

    В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны. Конституция может быть октроирована, т. е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти - главы государства.

    Конституция РФ

    Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию - принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.

    Но с принятием Конституции конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.

    Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

    Преамбула, т. е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции. Раздел 1, состоящий из девяти глав, является основной частью Конституции РФ. Раздел 2 включает заключительные и переходные положения.

    В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

    2.2 В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

    Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

    В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.

    Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

    Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками.

    В отличие от других законодательных актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных орг анов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко веем другим правовым нормам.

    Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на ее основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция РФ содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция РФ - центр правового пространства, она определяет согласованность развития и систематизации права.

    Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется с тепенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.

    Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные сю нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы.

    Стабильность Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Конституция характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании. Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовали две трети депутатов Государственной Думы и три четверти членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Предложения о новой редакции гл. 1, 2, 9 рассматриваются Кон- ституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование - референдум; поправки в них не вносятся. Пересмотр гл. 1, 2, 9 Конституции РФ имеет принципиальное значение, которое влечет существенное изменение Конституции, почти равносильное принятию новой. Поэтому названные главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ч. 1 ст. 135).

    Юридические особенности Конституции РФ

    Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

    Конституция РФ имеет прямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.

    Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) - передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.

    Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.

    Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них. Так, на детализацию положений ст. 2 Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина направлены нормы гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

    Еще одна особенность Конституции РФ - особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля - Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.