Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.

Этому посвящена значительная часть Закона о гражданстве. На его основе принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации (в редакции Указа от 27 декабря 1993 г.). В Положении подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.

Закон о гражданстве предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент Российской Федерации как глава государства, олицетворяющий его.

Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (ст. 89, п. «а»). Закон о гражданстве Российской Федерации конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. Он принимает решения по следующим вопросам: прием в гражданство, восстановление в гражданстве, разрешение на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства.

По всем названным вопросам Президент издает указы. Другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 г. утверждено Положение об этой Комиссии.

Как предусмотрено в Положении, Комиссия образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. В задачи Комиссии входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.

Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства и др. К ее компетенции относится также рассмотрение общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации о гражданстве, предоставлении политического убежища, российской паспортной системе.

Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента Российской Федерации по вопросам гражданства.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Полномочия, возложенные на эти органы по решению вопросов гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые - принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые - за ее пределами. В число таких полномочий входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в порядке регистрации (т. е. в упрощенном порядке) и во всех остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются: установленной формы обращения; органов, принимающих решения; актов, которыми оформляются решения; порядка обжалования.

Для решения вопроса о регистрации гражданства подается заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения; оформляются решения заключением (в необходимых случаях представлением); срок рассмотрения - не более шести месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок.

Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента, который и принимает решения по этим вопросам; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения ходатайств - не более девяти месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства.

Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента Российской Федерации.

Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство внутренних дел и его органы или на Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Судебная практика по вопросам гражданства РФ

Установление факта проживания на 06.02.1992 года на территории Российской Федерации

К адвокату обратился И., паспорт гражданина РФ которого, был признан необоснованно выданным.

Заявитель приехал из Украины в 1991 году для поступления в ВУЗ. После неудачной попытки поступления в 1991 году, решил остаться в Москве и заняться подготовкой к вступительным экзаменам 1992 года. Фактически он проживал в г. Москве с 1991 года, но регистрации по месту жительства не имел. В 1992 года заявитель поступил в ВУЗ, который успешно окончил в 1997 году. С сентября 1992 года по май 1997 года проживал в общежитиях ВУЗа. С 1997 года по 1999 обучался в очной аспирантуре. С 1999 года имеет непрерывную трудовую деятельность на территории РФ и зарегистрирован по месту жительства в собственной квартире.

После рассмотрения ситуации, было принято решение обратиться в суд с заявлением об установлении факта проживания на территории Российской Федерации с 1991 года по настоящее время.

Гагаринским районным судом г. Москвы юридический факт постоянного проживания на территории РФ с 1991 года был установлен.

В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ [ Конституция РФ ст.89 п.а.].

Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве.

Закон о гражданстве сильно сужает ряд полномочий Президента в данных вопросах. К ним относятся решения по нескольким вопросам:

· приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;

· восстановления гражданства Российской Федерации у определенных категорий лиц;

· разрешения на выход из гражданства Российской Федерации отдельных лиц;

· разрешения гражданину Российской Федерации приобрести гражданство иностранного государства;

· отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;

· предоставления почетного гражданства Российской Федерации.

По данным вопросом Президент издает Указы. Подготовительную работу, связанную с решением данных вопросов осуществляют другие органы.

Для предварительного рассмотрения данных вопросов, Президент Российской Федерации формирует Комиссию по вопросам гражданства РФ.

К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

23 июня 1992 года распоряжение Президента утвердило положение об этой комиссии на основе Закона о гражданстве. Комиссия образуется Президентом РФ и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Председателя комиссии назначает Президент и по предложению последнего утверждается состав Комиссии.

Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства[Габричидзе Б.Н. Конституционное право современной России. 2006. стр.93]. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании.

При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Она так же вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории России, а вторые за её пределами.

Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы выполняют:

· принимают от лиц, проживающих на территории России, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;

· проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;

· отправляют заявления по вопросам получения гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;

· определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;

· по ходатайством заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, выполняют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в случаях предусмотренных Законом.

Функции Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульскихучреждений Российской Федерации:

· принимают заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

· проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;

· направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;

· определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации;

· ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

· осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Ответственность за исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные выше органы Российской Федерации, находящиеся за рубежом.

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.

Этому посвящена значительная часть Закона о гражданстве РФ. На основе этого закона принято Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. В Положении подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

До 1917 года в Российской империи даже не существовало таких понятий как «гражданин России» и «гражданство». Однако крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в таком вопросе, как развитие института гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. ввел общее для всех наименование - гражданин РФ.

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами, это и определенное правовое положение лица в конкретной стране, и признание государством данного лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений.

Гражданство - это особый статус, юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека.

Закон о гражданстве от 31 мая 2002 г. регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, условиями его приобретения, приема в гражданство и прекращения гражданства России; вопросами гражданства детей. В данном законодательном акте закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве.

В данной курсовой выяснили основные положения конституционно-правового регулирования гражданства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

Анализ и уточнение понятие гражданства, раскрытие его содержания, формулировка определения гражданства. Помимо этого раскрытие соотношения института гражданства и прав человека, анализ действующего законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Узнали, что до 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.

1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», принятый Государственной Думой России 31 мая 2002 года.

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определяется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».Самым распространенным основанием является приобретение гражданства «по рождению».Основания прекращения гражданства РФ является выход из гражданства РФ,иные основания предусмотренные федеральным законодательством.

Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях.

Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей.

Заявление по вопросам гражданства подается в письменной форме и лично. Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве.

В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его.

Подводя итог, можно сказать, что гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, качественный определитель принципиальных начал взаимоотношений государства и личности, одно из главных условий, необходимых для распространения на него прав, свобод и обязанностей, которые признаются за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось.