C 18 марта 2014 года в РФ 85 субъектов Федерации. Добавились Республика Крым и город Севастополь .

До этой даты в России было 83 субъекта Федерации .

Из них: 46 областей, 21 республика, 9 краёв, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Полный список субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции РФ (нумерация проставлена автором поста, не включает пока Республику Крым и город Севастополь):

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

1) Республика Адыгея (Адыгея), 2) Республика Алтай, 3) Республика Башкортостан, 4) Республика Бурятия, 5) Республика Дагестан, 6) Республика Ингушетия, 7) Кабардино-Балкарская Республика, 8) Республика Калмыкия, 9) Карачаево-Черкесская Республика, 10) Республика Карелия, 11) Республика Коми, 12) Республика Марий Эл, 13) Республика Мордовия, 14) Республика Саха (Якутия), 15) Республика Северная Осетия - Алания, 16) Республика Татарстан (Татарстан), 17) Республика Тыва, 18) Удмуртская Республика, 19) Республика Хакасия, 20) Чеченская Республика, 21) Чувашская Республика - Чувашия;

22) Алтайский край, 23) Забайкальский край, 24) Камчатский край, 25) Краснодарский край, 26) Красноярский край, 27) Пермский край, 28) Приморский край, 29) Ставропольский край, 30) Хабаровский край;

31) Амурская область, 32) Архангельская область, 33) Астраханская область, 34) Белгородская область, 35) Брянская область, 36) Владимирская область, 37) Волгоградская область, 38) Вологодская область, 39) Воронежская область, 40) Ивановская область, 41) Иркутская область, 42) Калининградская область, 43) Калужская область, 44) Кемеровская область, 45) Кировская область, 46) Костромская область, 47) Курганская область, 48) Курская область, 49) Ленинградская область, 50) Липецкая область, 51) Магаданская область, 52) Московская область, 53) Мурманская область, 54) Нижегородская область, 55) Новгородская область, 56) Новосибирская область, 57) Омская область, 58) Оренбургская область, 59) Орловская область, 60) Пензенская область, 61) Псковская область, 62) Ростовская область, 63) Рязанская область, 64) Самарская область, 65) Саратовская область, 66) Сахалинская область, 67) Свердловская область, 68) Смоленская область, 69) Тамбовская область, 70) Тверская область, 71) Томская область, 72) Тульская область, 73) Тюменская область, 74) Ульяновская область, 75) Челябинская область, 76) Ярославская область;

77) Москва, 78) Санкт-Петербург - города федерального значения;

79) Еврейская автономная область;

80) Ненецкий автономный округ, 81) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 82) Чукотский автономный округ, 83) Ямало-Ненецкий автономный округ.

http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm

Субъекты федерации объединены в федеральные округа, которых 8 (до 2010 года было 7).

1. Дальневосточный федеральный округ (9 субъектов РФ);
2. Сибирский федеральный округ (12 субъектов РФ);
3. Уральский федеральный округ (6 субъектов РФ);
4. Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов РФ);
5. Приволжский федеральный округ (14 субъектов РФ);
6. Центральный федеральный округ (18 субъектов РФ);
7. Южный федеральный округ (6 субъектов РФ);
8. Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов РФ; выделен в 2010 году из Южного федерального округа).

Мы живем в в мире. А потому каждому нужно знать ее административное устройство. Россия - это федерация. А потому она состоит из равноправных частей. И список субъектов РФ будет представлен ниже в том порядке, в котором они указаны в Конституции Российской Федерации.

История

Наша страна - правопреемник За немногими исключениями сохранились прежние названия городов и областей. Однако изменилось административое устройство. Появились субъекты с новыми статусами. У каждого из них есть свой административный центр. Столицы субъектов РФ, список котрых мы приведем, также будут указаны.

До 2014 года в состав России входили 83 субъекта РФ. Список и названия последних несколько раз изменялись. На сегодняшний день их уже восемьдесят пять. К нам присоединились республика Крым и Севастополь.

Эти субъекты РФ список 2014 года пополнили. Правда, суверенитет над ними Российской Федерации признан еще не всеми странами мира. А в при принятии Конституции наша страна была поделена на восемьдесят девять субъектов. Затем началась так называемая ликвидация национальных автономий. Она продолжалась с 2003 по 2007 годы. За это время упразднены были шесть автономных огругов.

Общие положения

Итак, наша страна разделена на 85 субъектов - административно-территориальных единиц. Их названия, статус и права закреплены в статье 65 Субъекты могут принимать свои законы и другие нормативно-правовые акты, однако они не должны противоречить федеральным. Также административно-территориальным единицам разрешено иметь свои конституции и уставы. Последнее - в зависимости от правового статуса региона.

Свою конституцию может иметь только республика. Все остальные регионы принимают уставы. Вообще, в РФ несколько видов субъектов. Это уже упомянутые выше республики, их - двадцать две.

Кроме того, в состав нашей страны входит сорок шесть областей, девять краев, четыре автономных округа, три города федерального значения (Санкт-Петербург, Севастополь и Москва) и одна автономная область. Причем вне зависимости от статуса субъекта, все регионы равноправны и не могут по собственной инициативе выйти из состава Российской Федерации. Закон №6-ФКЗ разрешает вхождение в РФ новых территорий. При этом будут образовываться новые субъекты. Основанием для вхождения в Российскую Федерацию может служить волеизъявление проживающих на новых территориях народов. Кроме того, наша страна разделена еще и на восемь федеральных округов. Каждый из них объединяет несколько субъектов. Однако федеральный округ не имеет статуса административно-территориальной единицы.

Города федерального значения

В составе нашей страны есть три таких региона. Список субъектов РФ представлен ниже: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь.

Автономные области

На территории Российской Федерации есть только один регион с таким статусом. Это Еврейская Ее столица - город Биробиджан.

Автономные округа

Список субъектов РФ, обладающих данным статусом: Ханты-Мансийский (Югра), Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Их административные центры соответственно: г. Ханты-Мансийск, г. Нарьян-Мар, г. Анадырь, г. Салехард.

Республики

В входят следующие субъекты РФ с таким статусом:

Название Федеральный округ Столица
Адыгея Южный Майкоп
Алтай Сибирский Горно-Атайск
Башкортостан Приволжский Уфа
Бурятия Сибирский Улан-Удэ
Дагестан Северо-Кавказский Махачкала
Ингушетия Северо-Кавказский Назрань
Кабардино-Балкария Северо-Кавказский Нальчик
Калмыкия Южный Элиста
Карелия Северо-Западный Петрозаводск
Коми Северо-Западный Сыктывкар
Марий Эл Приволжский Йошкар-Ола
Мордовия Приволжский Саранск
Саха (Якутия) Дальневосточный Якутск
Северная Осетия-Алания Северо-Кавказский Владикавказ
Татарстан Приволжский Казань
Тыва Сибирский Кызыл
Удмурдская Приволжский Ижевск
Хакасия Сибирский Абакан
Чувашская Приволжский Чебоксары
Крым Крымский Симферополь
Чеченская Северо-Кавказский Грозный
Карачаево-Черкесия Северо-Кавказский Черкесск

Края

Входят регионы с подобным статусом, ниже приводится список субъектов РФ.

Области

В состав России входят приведенные ниже субъекты РФ, обладающие таким статусом.

Название Федеральный округ Столица
Архангельская Северо-Западный Архангельск
Астраханская Южный Астрахань
Белгородская Центральный Белгород
Брянская Центральный Брянск
Владимирская Центральный Владимир
Волгоградская Южный Волгоград
Вологодская Северо-Западный Вологда
Воронежская Центральный Воронеж
Ивановская Центральный Иваново
Иркутская Сибирский Иркутск
Калининградская Северо-Западный Калининград
Калужская Центральный Калуга
Кемеровская Сибирский Кемерово
Кировская Приволжский Киров
Костромская Центральный Кострома
Курганская Уральский Курган
Курская Центральный Курск
Ленинградская Северо-Западный Санкт-Петербург
Липецкая Центральный Липецк
Магаданская Дальневосточный Магадан
Московская Центральный Москва
Мурманская Северо-Западный Мурманск
Нижегородская Приволжский Нижний Новгород
Новгородская Северо-Западный Великий Новгород
Новосибирская Сибирский Новосибирск
Омская Сибирский Омск
Оренбургская Приволжский Оренбург
Орловская Центральный Орел
Пензенская Приволжский Пенза
Псковская Северо-Западный Псков
Ростовская Южный Ростов
Рязанская Центральный Рязань
Самарская Приволжский Самара
Саратовская Приволжский Саратов
Сахалинская Дальневосточный Южно-Сахалинск
Свердловская Уральский Екатеринбург
Смоленская Центральный Смоленск
Тамбовская Центральный Тамбов
Тверская Центральный Тверь
Томская Сибирский Томск
Тульская Центральный Тула
Тюменская Уральский Тюмень
Ульяновская Приволжский Ульяновск
Челябинская Уральский Челябинск
Ярославская Центральный Ярославль
Амурская Дальневосточный Благовещенск

Итак, наша страна - это федерация. И все ее административно-территориальные единицы - субъекты РФ - равноправны. На сегодняшний день их насчитывается восемьдесят пять.

Территория любого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складываются определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такую организацию территории государства принято называть формой государственного устройства 1 . С точки зрения формы государственного устройства все государства делятся на две группы: унитарные и федеративные.

Считается, что федеративные государства формируются прежде всего в целях децентрализации государственной власти и одновременно интеграции территорий (регионов) , а также повышения эффективности осуществления государственной власти и ее демократизации .

Статья 1 Конституции провозглашает Россию федеративным государством, которое является сложным по внутренней структуре образованием, состоящим из субъектов федерации. Следует отметить, что термин «субъекты Российской Федерации» стал использоваться в нашем конституционном законодательстве сравнительно недавно. Впервые он был применен в ряде актов текущего законодательства, принятых в 1991 г., затем в одном из дополнительных протоколов к Федеративному договору. Действующая Конституция РФ использует этот термин применительно ко всем составным частям Российской Федерации и провозглашает их равноправие.

Каждый из 85 субъектов РФ обладает признаками государственности: собственной территорией, населением и системой органов государственной власти. Субъект федерации представляет собой государственно-территориальное образование в составе Российской Федерации, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Из этого определения следует, что под территорией субъекта Российской Федерации понимается составная часть территории РФ, в пространственных пределах которой субъект обладает всей полнотой государственной власти по предметам собственного ведения 1 . Встречаются и иные определения: территорией субъекта РФ является составная часть территории Российской Федерации в пределах административной границы субъекта в соответствии с описанием и альбомом картографических карт .

Собственная территория субъекта федерации является одним из непременных элементов его конституционно-правового статуса , о чем нередко субъекты РФ упоминают в своих конституциях (уставах). Например, в уставах Тверской, Волгоградской, Белгородской и Ивановской областей, Забайкальского и Камчатского краев перечень элементов их статуса как субъектов Федерации открывает территория (соответственно ст. 2, ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 1). Устав Алтайского края в статье, посвященной основным характеристикам правового статуса края как субъекта РФ, провозглашает: «Правовой статус Алтайского края как субъекта Российской Федерации определяется наличием... 2) конституционно-правовых гарантий территориальной целостности Алтайского края» (ст. 3).

Вместе с тем анализ названия гл. II «Территория и статус области» Устава Кировской области позволяет сделать вывод, что в этом регионе в структуру статуса субъекта федерации не включена территория. В гл. 1 «Основы конституционно-правового статуса области» Устава Мурманской области содержатся положения о таких элементах статуса, как законодательство, флаг, герб, символика, но о территории в этой главе даже не упоминается. Подобное регулирование можно увидеть и в Нижегородской области.

Конституция РФ называет один из видов субъектов Федерации - республики - государствами, другие субъекты Конституцией не определены. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, использование в ст. 5 Конституции РФ понятия «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает некоторые особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера 1 . Поэтому территория субъекта РФ не может характеризоваться понятием «территория государства» в общепринятом в конституционном и международном праве смысле.

Системный анализ конституционных положений позволяет утверждать, что в состав Российской Федерации включены государства, государственно-территориальные и национально-государственные образования, территории которых являются пространственным пределом их власти. Власть органов государственной власти субъектов РФ распространяется на их территорию. Об этом нередко упоминается в основных законах субъектов федерации. Например, Уставом Пермского края определено, что «Пермский край как равноправный субъект в составе Российской Федерации обладает в границах своей территории всеми властными полномочиями субъекта Российской Федерации, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иным законодательством края».

На всей территории субъекта Федерации помимо федерального законодательства действуют конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты данного субъекта РФ. В большинстве региональных учредительных документов зафиксировано правило об их прямом действии и применении на всей территории соответствующих субъектов РФ. Так, согласно ст. 1 Устава Томской области, ее «Устав... обладает прямым действием и распространяется на всех граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории области, а также на юридических лиц, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории области или осуществляющих на ней свою управленческую, предпринимательскую либо иную деятельность. Устав области подлежит исполнению наравне с законами, действующими в области, и обеспечивается защитой государства».

Территории субъектов РФ отличаются размером, например территория Адыгеи составляет 7,6 тыс. кв. км, а Якутии - 3103,2 тыс. кв. км, однако при этом все субъекты равноправны. Есть и иные территориальные отличия. Так, Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории Татарским проливом, а Калининградская область - единственный субъект РФ, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств (Польши и Литвы) и международными водами.

Вхождение субъектов в состав Российской Федерации предопределяет ограниченность их самостоятельности в отношении территорий , как, впрочем, и остальных элементов их статуса.

Территории субъектов федерации не упоминаются в перечнях предметов федерального и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, из чего нередко делается вывод об отнесении этого предмета к собственному ведению субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Согласно п. «б» ст. 71 Конституции РФ к федеральному ведению относятся федеративное устройство и территория Российской Федерации, а территориальное устройство субъектов РФ не отнесено к предметам ведения Российской Федерации.

Большинство региональных основных законов к предметам ведения субъектов РФ относит их административно-территориальное устройство (п. 2 ч. 5 ст. 10 Устава Иркутской области, п. 3 ч. 2 ст. 18 Устава Ивановской области и т. д.) и порядок его изменения (п. 2 ч. 2 ст. 23 Устава Свердловской области, п. 3 ст. 5 Устава Камчатского края и др.).

Наряду с этим отдельные республики к своему ведению относят не просто административно-территориальное устройство, а «государственное устройство, статус и территорию республики» (п. 2 ст. 38 Конституции Республики Саха (Якутия); «государственное устройство, территорию республики» (п. «в» ст. 69 Конституции Кабардино-Балкарской Республики). Данное обстоятельство вызывает двойственную реакцию.

С одной стороны, республики, как указывалось выше, федеральная Конституция признает государствами, а следовательно, можно говорить об их государственном устройстве. Тем более что и Конституционный Суд РФ указал: «Территориальное устройство государства как способ организации публичной власти, основа построения и функционирования системы органов государственной власти имеет существенное значение для характеристики конституционно-правового статуса республики (государства) в качестве субъекта Российской Федерации», а также: «Из Конституции Российской Федерации вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении республик, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство. Поэтому вопрос о своем территориальном устройстве... республика вправе решить сама» .

С другой стороны, термин «государственное устройство» в конституционном праве применяется к суверенным государствам, поэтому его использование применительно к субъектам федерации вряд ли оправданно, тем более что и Конституционный Суд РФ применяет не этот термин в отношении субъектов РФ, а категорию «территориальное устройство».

Безусловно, территория субъекта федерации не может быть предметом его исключительного ведения хотя бы потому, что согласно ст. 67 Конституции РФ территории субъектов включены в территорию Российской Федерации. Изменение территории субъектов РФ невозможно в одностороннем порядке, без участия в этом процессе федеральных органов, которое выражается в утверждении Советом Федерации изменения границ между субъектами РФ (п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

Кроме того, федерация устанавливает территориальные основы муниципального устройства в субъектах РФ исходя из п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ об отнесении к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На федеральном уровне регулируется также статус отдельных территориальных единиц, в частности закрытых административно-территориальных образований, наукоградов и др.

Наконец, как справедливо отмечается в литературе, субъекты федерации регулируют свое территориальное устройство в соответствии с конституционными нормами и принципами, а также исходя из государственно-территориального устройства, которое, в свою очередь, также установлено в Конституции РФ.

В некоторых конституциях республик в отношении их территорий содержится указание на историческое расселение на них коренного этноса. Например, в Конституции Республики Адыгея говорится о том, что на территории Республики исторически сложилась общность людей - проживающий здесь адыгский народ (ст. 51). Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что территория Республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов (ч. 1 ст. 44). Согласно ст. 3 Конституции Республики Коми образование Республики и ее название связаны с исконным проживанием на ее территории народа коми. Весьма своеобразны положения Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия: «Территория Республики Калмыкия используется и охраняется как основа жизни и деятельности народа Калмыкии. Республика Калмыкия привержена принципам мира и добрососедства, ее территория не может быть использована для угроз и применения силы в отношении соседей, вмешательства в их дела» (ст. 5, 6).

В ряде основных законов субъектов РФ указываются размеры их территорий. Например, в Уставе Ростовской области указано, что ее территория составляет 100,8 тыс. кв. км (ч. 1 ст. 11).

Территория субъекта РФ является неотъемлемой частью территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). В литературе можно встретить утверждение, что «территория федерации разграничивается на субъектную и федеральную ее части, последняя при этом имеет безусловные правовые приоритеты» 1 . Можно подумать, будто «субъектная часть» не входит в «федеральную часть», что, безусловно, неверно. Конституционное положение о том, что «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов», довольно четкое и недвусмысленное.

Из этого положения вытекает, что субъект РФ не вправе совершать действия, направленные на отделение, разделение, иное нарушение целостности территории единого федеративного государства. Конституции (уставы) большинства субъектов РФ вслед за федеральной Конституцией провозглашают, что их территории являются составной частью единой территории России, подтверждая тем самым юрисдикцию федеральной власти на своих территориях (ч. 2 ст. 1 Конституции Чеченской Республики, ч. 1 ст. 15 Устава Смоленской области, ч. 1 ст. 4 Устава Свердловской области, ст. 1 Устава Иркутской области, ч. 1 ст. 2 Устава Ярославской области и др.).

Необходимо отметить, что в начале 1990-х гг. положения многих конституций республик противоречили федеральным конституционным нормам, игнорировали факт их нахождения в составе России. Так, в первоначальной редакции Конституции Башкортостана 1993 г. было закреплено, что территория Республики не может быть изменена без волеизъявления проживающих в ней башкир и представителей других народов, выраженного путем референдума. Если в общем референдуме не примет участия башкирская часть населения, то референдум и его результаты недействительны .

В современной редакции основных законов субъектов Федерации часто закрепляется принцип единства и целостности их территории , составляющей неотъемлемую часть территории РФ. Например, в ст. 1 Конституции Карачаево-Черкесской Республики зафиксировано: «Территория Карачаево-Черкесской Республики является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации. Ее границы не могут быть изменены без согласия народов Карачаево-Черкесской Республики». В соответствии со ст. 1 Конституции Чеченской Республики территория Республики «является единой и неделимой и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации». Конституция (Основной Закон) Республики Алтай устанавливает, что «территория Республики является исконной землей традиционного расселения ее коренного и других народов, обеспечивает сохранение их самобытности. Территория республики - часть территории Российской Федерации, она целостна, неотчуждаема, неделима, и ее граница не может быть изменена без согласия Республики Алтай» (ст. 10).

Своеобразно положение преамбулы Конституции (Основного Закона) Республики Алтай, объявляющей условием сохранения исторической территории и образования государственности Республики «добровольное вхождение алтайцев в состав России и длительное нахождение под ее юрисдикцией». Устав Красноярского края в дополнение к положению о том, что территория края является составной частью территории РФ и обладает внутренним единством и целостностью, устанавливает запрет деления «территории края на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования» (ч. 1 ст. 29).

Отличается формулировка Устава Красноярского края о том, что «территория края не делится на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования» (ч. 1 ст. 29).

Некоторые субъекты РФ заняли особую позицию в регулировании территориальных вопросов. Например, Конституция Кабардино-Балкарской Республики гарантирует целостность и неприкосновенность территории Республики (ч. 2 ст. 5), но и не упоминает, что она входит в состав территории России. О неделимости Республики говорится и в ст. 2 ее Конституции. Кроме того, Конституция Кабардино-Балкарской Республики относит к собственному ведению государственное устройство, территорию Республики (п. «в» ст. 69), что, как отмечалось выше, не вполне соответствует ст. 71 Конституции РФ, согласно которой и федеративное устройство, и территория Российской Федерации относятся к ее исключительному ведению. Более того, в ч. 1 ст. 67 Конституции РФ четко указано, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов.

Территория каждого субъекта РФ имеет административную границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. Под административной границей субъекта РФ понимается государственно признанная и установленная линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая предел территории субъекта РФ, т. е. пространственный предел его юрисдикции. Административными границами являются только те, которые разграничивают территорию между самими субъектами РФ .

Субъект федерации может иметь и внешнюю границу, отделяющую его от иностранных государств. При этом внешняя граница субъекта является вместе с тем Государственной границей РФ. Субъект РФ не вправе определять статус и защиту Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, поскольку это вопросы ведения федерации, основанные только на федеральной Конституции (п. «н» ст. 71) и международных договорах РФ и регулируемые текущими федеральными нормативными правовыми актами.

Границы между субъектами РФ не имеют статуса государственных границ. Это означает, что при пересечении границы субъекта Федерации не могут взиматься таможенные пошлины и сборы, создаваться пункты пропуска через границу, пограничные посты.

Территориальные границы субъектов РФ нередко в общих чертах описываются в региональных основных законах. Так, согласно ст. 5 Устава Нижегородской области «область граничит со следующими субъектами Российской Федерации: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Владимирская область, Ивановская область, Кировская область, Костромская область, Рязанская область. Границы области согласовываются с граничащими с областью субъектами Российской Федерации».

Более детальное описание территориальных границ содержится в Уставе Ростовской области: «На западе граница Ростовской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Украиной, на севере, востоке и юге Ростовская область имеет административную границу с субъектами Российской Федерации - Воронежской областью и Волгоградской областью, Республикой Калмыкия, Ставропольским краем и Краснодарским краем. На западе в Таганрогском заливе Азовского моря граница Ростовской области совпадает с морской Государственной границей Российской Федерации с Украиной и проходит административная граница с Краснодарским краем. На востоке административная граница Ростовской области с

Волгоградской областью частично проходит по Цимлянскому водохранилищу» (ч. 2 ст. 11).

Устав Новосибирской области также перечисляет граничащие с территорией области субъекты РФ (Алтайский край, Кемеровская, Омская и Томская области), но еще содержит положение о том, что «часть границы Новосибирской области совпадает с Государственной границей Российской Федерации с Республикой Казахстан». В отличие от Устава Нижегородской области в данном Уставе зафиксировано, что границы Новосибирской области установлены федеральным законодательством (ст. 4). Подобное положение содержится и в Уставе Смоленской области: «Границы Смоленской области как субъекта Российской Федерации закрепляются федеральным законодательством» (ч. 2 ст. 15).

Устав Свердловской области содержит ст. 85 «Границы Свердловской области», в которой закреплено: «Границы Свердловской области определяются соглашениями с сопредельными субъектами Российской Федерации и обозначаются на местности».

Устав Ивановской области содержит положение о том, что границами области являются границы между Ивановской областью и сопредельными субъектами РФ. Согласованные с сопредельными субъектами РФ границы Ивановской области утверждаются областным законом об описании границ области (ст. 6).

Территориальные границы субъектов федерации сформировались еще в советский период и в разное время утверждались актами федеральной власти. В ряде конституций и уставов субъектов есть упоминание об этих актах как правовой основе пределов территориальных границ соответствующих субъектов. Например, согласно ч. 1 ст. 2 Устава Белгородской области пределы административных границ территории установлены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 г. Подобная норма содержится и в Уставе (Основном Законе) Орловской области: «Территория области в пределах административной границы, установленной Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года, является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и составляет 24,7 тысячи квадратных километров» (ч. 2 ст. 10). Устав Тюменской области содержит ссылку на Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 августа 1944 г., которым установлены границы Тюменской области (ч. 1 ст. 2). В Уставе Воронежской области зафиксировано, что область образована постановлением Президиума ВЦП К РСФСР от 13 июня 1934 г. и занимает территорию общей площадью 52,6 тыс. кв. км в границах, установленных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1954 г. Согласно ч. 1 ст. 13 Устава Ростовской области область образована 13 сентября 1937 г. постановлением ЦИК СССР «О разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область».

Отличается положение Устава (Основного Закона) Волгоградской области о правовой основе границ данного субъекта РФ. Согласно ч. 1 ст. 5 Устава территория области «определена границами, существующими на момент подписания Федеративного договора». По существу, правовая основа территориальных границ области здесь не указана, поскольку Федеративный договор не является учредительным, он не устанавливает и не меняет территориальных границ, а лишь разграничивает компетенцию между органами государственной власти федерального и регионального уровней.

Некоторые субъекты РФ связывают существующие территориальные границы с днем принятия их основного закона. Например, в Уставе Магаданской области записано, что «территория Магаданской области определяется существующей границей на день принятия настоящего Устава». Конституцией Чувашской Республики предусмотрено, что территория Республики определяется существующими границами на момент принятия данной Конституции (ч. 1 ст. 60). Получается, что вопрос установления территориальных границ находится в ведении данного субъекта РФ, хотя это не согласуется с положениями ст. 71, ч. 1 ст. 67 Конституции РФ, так как затрагиваются интересы иных субъектов, прежде всего сопредельных, и всей федерации в целом. Не случайно многие основные законы содержат положение, схожее с тем, которое закреплено в Уставе Сахалинской области: «Линия границы территории Сахалинской области определяется в соответствии с федеральным законом» (ч. 2 ст. 3 Устава Сахалинской области). Уставом Красноярского края «границами края признаются его границы, существующие на момент принятия настоящего Устава, определенные в установленном порядке органами государственной власти РСФСР и Российской Федерации». Данная норма представляется юридически точной и соответствующей федеральной Конституции.

Специфика формулировки Устава Камчатского края обусловлена объединением Камчатской области с Корякским автономным округом. В ч. 2 ст. 11 Устава указано, что границы Камчатского края совпадают с границами Камчатской области на день вступления в силу Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» и охватывают территории двух ранее граничивших между собой объединившихся субъектов РФ - Камчатской области и Корякского автономного округа.

Отличается своеобразием положение преамбулы Устава Саратовской области: «Императорским Указом в 1780 году в г. Саратове было учреждено наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией. В 1796 году губерния была ликвидирована, а 5 марта 1797 года вновь восстановлена и имела этот статус до 1928 года. В 1928 году была образована Нижне-Волжская область с центром в г. Саратове и в этом же году переименована в Нижне-Волжский край. Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижне-Волжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью. Ныне действующие границы Саратовской области определены Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1954 года».

Подробное описание границ субъектов РФ , как правило, осуществляется в их законах, на что есть указание в конституциях (уставах) субъектов. Так, Уставом Нижегородской области определено, что описание границ Нижегородской области утверждается законом области. Аналогичная норма содержится в Уставе Иркутской области (ч. 1 ст. 3).

В ряде конституций (уставов) не уточняется форма регионального нормативного акта, определяющего территориальные границы субъекта РФ. Например, в Уставе Свердловской области закреплено, что официальным документом, фиксирующим границы Свердловской области, является их описание, содержащее необходимые сведения и картографические материалы. Устав Саратовской области признает официальным документом, фиксирующим границы области, «описание границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы» (ст. 5). Согласно Уставу (Основному Закону) Орловской области «документами, определяющими границы области, являются Описание границ области и картографические материалы области» (ч. 3 ст. 10).

Отдельные субъекты РФ на описание территориальных границ уполномочивают высшее должностное лицо. Так, в соответствии со ст. 5 Устава (Основного Закона) Ямало-Ненецкого автономного округа официальным документом, закрепляющим границы автономного округа, является описание границ автономного округа, содержащее картографические материалы, утверждаемое постановлением губернатора автономного округа.

В некоторых субъектах РФ описание территориальных границ содержится непосредственно в основном законе. Например, в приложении к Уставу Воронежской области определяется описание границ Воронежской области, содержащее картографические материалы.

  • См.: Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина / под ред. Е. И. Козловой.
  • См.: Михалева Н. А. Указ. соч. С. 136.
  • См.: Орлова М. Ф. Указ. соч. С. 136.

Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Субъект РФ – это ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность же субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В настоящее время Конституция предусматривает 6 видов субъектов РФ, закрепляя их с помощью отдельных абзацев гл.3о федеративном устройстве ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

· национально государственный (республики в составе РФ);

· административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

· национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные - полномочиями государственного образования), с другой - на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

В настоящее время, в составе субъектов РФ насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа, 2 города федерального значения(Москва и Санкт-Петербург).

Существенной особенностью РФ является то, что она состоит из субъектов, которые сами имеют форму государственной организации. Все они наделяются КРФ статусом государственных образований. Вне государственной формы нет и субъекта Федерации. Именно государственная природа субъектов придает их отношениям в составе России федеративный характер.

Как государственные образования все субъекты РФ обладают элементами учредительной власти, наделяются правом издавать собственные законы и иные нормативно-правовые акты, осуществляют территориальное верховенство в границах своего ведения, характеризуются одинаковой компетенцией, особым характером взаимоотношений с федеральной властью. Таких отношений не имеют обычные административно-территориальные единицы, вследствие чего они не обладают правосубъектностью в составе федерации.

Наиболее общим признаком всех субъектов является их равноправие как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Равноправие субъектов РФ проявляется независимо от их построения на национально-государственной или территориально-государственной основе.
К общим чертам субъектов РФ следует отнести также наличие у каждого из них своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства.

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Республики (21) , в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции в соответствии с КРФ и имеют право устанавливать свои государственные языки.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что она признается гос-вом в составе РФ.(В статье 5 Конституции России республики охарактеризованы как государства. Однако это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета.) Но республика - это не просто гос-во, а гос-во, входящее в РФ в качестве ее субъекта. Поэтому конституционно-правовой статус республики выражает ее черты и как гос-ва, и как субъекта Федерации. Из этого следует, что правосубъектность республики не может охватывать всей совокупности свойств самостоятельного гос-ва. Ее статус определяется федеральной Конституцией и конституцией республики (ст. 66 КРФ).
Республики имеют госуд. символику - Госуд. герб, Госуд. флаг и Госуд. гимн. Это официальные символы гос-ва, которые утверждаются каждой республикой самостоятельно. Они выражают самобытность и исторические традиции народов данной республики. В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Наряду с республиками в составе РФ к национально-государственному типу субъектов Федерации относятся автономная область (Еврейская) и автономные округа.

Автономии - национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. - национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Автономные области и округа осуществляли административное самоуправление по вопросам своей внутренней жизни. Это юридически ставило их на положение административных единиц в составе края или области, хотя как субъекты Федерации они обладали статусом госуд. образований.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, а по вопросам собственной и совместной с Федерацией компетенции – законы и иные нормативные акты. Они обязательны для исполнения на соответствующей территории.

Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации:

  • обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
  • обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
  • самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
  • самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.

Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.

Края, области, города федерального значения обладают собственной территорией. Она не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Края и области имеют свои административные центры. В территориальных субъектах образуются органы представительной, исполнительной и судебной власти. Они действуют на основе КРФ, а также уставов края, области, города федерального значения. Следует отметить, что прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти. В настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами гос. власти субъектов РФ. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных субъектов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта - города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д. Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта - города; субъекта Федерации - города федерального значения; административного центра другою субъекта - Московской области; столицы Российской Федерации.

1. Алтайский край (Барнаул)

2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

3. Хабаровский край (Хабаровск)

4. Краснодарский край (Краснодар)

5. Красноярский край (Красноярск)

6. Пермский край (Пермь)

7. Приморский край (Владивосток)

8. Ставропольский край (Ставрополь)

9. Забайкальский край (Чита)

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Регистрационные номерные знаки Российской Федерации - специальный символический знак (№), изготовленный (нанесённый) на металлические (или из другого материала) пластины (формы) или транспортное средство (ТС), используемое для учёта автомобилей, мотоциклов, грузовой, специальной, строительной техники и вооружения, прицепов.

Устанавливаются на передней и задней частях техники (на прицепы и мотоциклы - только сзади).

В Российской Федерации большинство регистрационных знаков - стандартные знаки образца 1993 года, вид которых определен ГОСТ Р 50577-93. Номерные знаки маршрутных ТС, военных ТС, ТС дипломатических миссий, ТС МВД, прицепов, строительной техники и мотоциклов имеют формат и/или размеры, немного отличающиеся от стандартного.

Комбинации на стандартных номерных знаках строятся по принципу - 3 буквы, 3 цифры. Буквы означают серию номерного знака, а цифры - номер. ГОСТом для использования на знаках разрешены 12 букв кириллицы, имеющие графические аналоги в латинском алфавите - А , В , Е , К , М , Н , О , Р , С , Т , У и Х . В правой части номерного знака, в обособленном четырёхугольнике, расположены: в нижней части - флаг РФ с надписью RUS , а в верхней - кодовое обозначение субъекта РФ, где был зарегистрирован автомобиль. Причём буквы по размеру шрифта меньше, чем цифры.

Все используемые номера зарегистрированы. Для каждого административного района есть свой номер, общий для всех автомобилей, зарегистрированных в этом округе. Общее количество комплектов регистрационных знаков, которое может быть изготовлено для каждого субъекта России, определяется ГОСТом и составляет 1 млн 726 тыс. 272 (=12??(10?-1), номера из трёх нулей быть не может).

Изначально в качестве кодов регионов применялись только числа от 01 до 89 , по количеству регионов РФ на 1 января 1993 года. Однако количество регистрируемых автомобилей с каждым годом увеличивается, и номерных знаков с допустимыми комбинациями начинает не хватать. По этой причине в ряде субъектов России введены дополнительные кодовые обозначения, которые можно использовать на знаках; сначала началась выдача кодов регионов из девятого десятка () (кроме кода 92), а затем перешли к трёхзначным кодам регионов. Три и более кодов региона используют Москва (коды 77, 99, 97, 177, 199, 197, 777), Московская область (50, 90, 150, 190, 750), Красноярский край (24, 84, 88, 124), Санкт-Петербург (78, 98, 178), Краснодарский край (23, 93, 123), Пермский край (59, 81, 159) и Свердловская область (66, 96, 196), при этом Красноярский и Пермский края получили коды на 8 «в наследство» от вошедших в их состав других субъектов федерации. 19 субъектов используют два кода региона. Первый код региона, начинающийся на 9 начал выдаваться с июля 1998 года, а первый трёхзначный код - с февраля 2005 года (в обоих случаях - в Москве). После прошедших в 2005-2008 годах объединений регионов, выдача большей части номеров с кодами регионов из восьмого десятка (начинающихся на 8 ), прекращена.

Цифровые коды, применяемые на регистрационных знаках, с 01 по 89 первоначально совпадали с номерами регионов - субъектов Российской Федерации в порядке их перечисления в ст. 65 п. 1 Конституции России в редакции на момент создания стандарта на государственные автомобильные номера. Полный список цифровых кодов закреплён Приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 19 февраля 1999 года № 121 «О Государственных регистрационных знаках транспортных средств» и, в последующем, Приказом МВД РФ от 28.03.2002 № 282 (ред. от 29.08.2011) «О государственных регистрационных знаках транспортных средств». В нём, в частности, устанавливается: «На регистрационных знаках транспортных средств, отнесённых к типу 1, допускается применять в трёхзначном коде региона в качестве первой цифры кода цифру 1». Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 478 г. Москва «О внесении изменения в Перечень цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках транспортных средств и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, утвержденный приказом МВД России от 28 марта 2002 г. N 282» в Российской Федерации вводятся новые трёхзначные коды регионов. Они будут начинаться с цифры 7.