Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(Статья дополнительно включена с 8 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ)

Комментарий к статье 138.1 УК РФ

1. Предметом преступления являются специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, например видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства (Перечень таких средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770).

2. Объективная сторона характеризуется альтернативными действиями: 1) производство специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; 2) их сбыт; 3) приобретение.

Под производством следует понимать изготовление указанных средств; под сбытом - их отчуждение иным лицам (например, продажа, дарение, обмен); под приобретением - их покупку, получение в дар или в уплату долга, в обмен на товары и вещи, временное завладение.

Указанные действия признаются незаконными, если совершаются лицами, не имеющими лицензии на производство и оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Другой комментарий к статье 138.1 Уголовного Кодекса РФ

1. В комментируемой статье речь идет об ответственности за неправомерные действия со специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации. Данная норма направлена на пресечение незаконного оборота специальных технических средств, которые вправе изготавливать и использовать только уполномоченные на то предприятия и организации, а также для наказания тех, кто незаконно приобретает или сбывает подобные предметы.

2. Объектом преступления следует признать установленный законом порядок оборота данной продукции. Важное значение для квалификации по данной статье имеет предмет преступления - специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. В этой части диспозиция носит бланкетный характер. Необходимо опираться на нормы Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от 28.07.2012), Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 10.07.2012) и на статьи Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 287 (URL: //www.consultant.ru/popular/license/). В утвержденном Положении определен порядок лицензирования деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и, как представляется, исчерпывающий перечень подобных предметов. Данный вид лицензирования осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

3. Объективная сторона преступления заключается в совершении любого из указанных в диспозиции статьи действий. Преступление имеет формальный состав, т.е. оно считается оконченным с момента производства или приобретения или сбыта. При этом важно установить, были ли на самом деле производимые (сбываемые, приобретаемые) технические средства предназначены для негласного получения информации. Для ответа на данный вопрос необходимо проведение специальной технической экспертизы. Производство предполагает изготовление любым способом указанных специальных технических средств. Сбыт подразумевает их продажу, дарение или иные способы реализации. Приобретение означает их возмездное или безвозмездное получение.

4. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом, а при приобретении специальных технических средств еще и целью их дальнейшего сбыта.

5. Субъектом преступления является лицо вменяемое, достигшее возраста 16 лет.

Домохозяйка из Калининграда Светлана Юшина после рождения второго сына создала «ВКонтакте» группу для совместных закупок товаров из Китая: одежда и обувь для детей и взрослых, детские игрушки, гаджеты. В конце января 2012 года к ней обратился некий Николай и попросил заказать ему часы с множеством функций: с подсветкой, водонепроницаемые, с видеокамерой и фотоаппаратом. Через месяц получил и заказал еще одни - мол, те были в подарок, а эти для себя. За третьими Николай явился с коллегами, оперативниками отдела «К». Юшиной предъявили обвинение по статье 138.1 УК (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации). Максимальный срок - четыре года.

Следствие длилось полгода, но адвокату Юшиной Николаю Дудареву удалось добиться его прекращения до суда по статье УК - суд признал, что впервые обвиненная в уголовном преступлении небольшой тяжести женщина, которая в тот момент ждала третьего ребенка, не представляет общественной опасности.

Пенсионеру из Чувашии Николаю Смирнову повезло меньше: был и суд и приговор - штраф в размере 10 тысяч рублей за приобретение в китайском интернет-магазине очков со встроенной камерой, с помощью которых 66-летний житель Новочебоксарска собирался снимать внуков. Причем посылку с очками Смирнов даже не получил: ее задержали на таможне. Получил сразу повестку к следователю - и обвинение по статье 138.1 через статью 30 УК: покушение на приобретение специального технического средства.

«Это называется контролируемая поставка: посылку “ведут” с момента ее прихода на таможню, человек приходит на почту и его там задерживают», - поясняет адвокат Дмитрий Динзе.

32-летнего фотографа из Новочеркасска Евгения Матвиенко приговорили к году условно за попытку приобретения ручки со встроенной видеокамерой. Товар до адресата не дошел, Матвиенко успел даже получить обратно свои деньги и забыть про заказ. Но через пять месяцев его вызвали на почту, где в присутствии оперативников продемонстрировали ту самую ручку, и фотограф стал фигурантом уголовного дела. Матвиенко согласился признать вину, дело рассмотрели в особом порядке.

Технари из ФСБ

Закон, выделивший «незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» в отдельную статью, был принят в декабре 2011 года. Впрочем, новостью для правоприменителя норма не стала: до этого в Уголовном кодексе действовала часть 3 статьи 138, которая предусматривала ответственность за те же самые действия. Выделив незаконный оборот специальных техсредств в отдельную статью, законодатели ужесточили максимальное наказание с 3 лет до 4 лет лишения свободы и добавили возможность назначать обязательные и принудительные работы.

Главный вопрос, который стоит при применении статьи 138.1 УК, - что считать «специальным техническим средством, предназначенным для негласного получения информации» (СТС для НПИ). Перечня таких устройств, закрепленного отдельным законодательным актом, не существует. На практике эксперты (экспертизы по таким делам проводят институты ФСБ), а также следователи и суды опираются на два документа: Постановление правительства от 10 марта 2002 года № 214 - оно регламентирует ввоз и вывоз таких устройств в страну и из страны, а также Постановление правительства от 12 апреля 2012 № 287 - в нем идет речь о лицензировании деятельности по разработке, приобретению и продаже таких средств.

Если руководствоваться постановлением 2012 года, то под запрет к свободной покупке и продаже попадают вообще все средства, позволяющие вести запись или просто наблюдать «негласно» - чтобы продавать или пользоваться такими устройствами законно, необходимо сначала получить лицензию в органах ФСБ. В постановлении 2002 года перечислены признаки устройств, позволяющие хотя бы немного сузить этот круг: под запрет попадают любые камеры, «закамуфлированные под бытовые предметы», камеры с вынесенным значком входа типа Pin-hole, работающие при низкой освещенности или работающие от пульта дистанционного управления. Причем достаточно того, чтобы устройство обладало хотя бы одним из этих признаков.

«Конкретного списка, который бы все покрыл, быть не может, потому что постоянно появляются какие-то технические новинки, все в список не включишь. А те признаки, которые есть в документах - устарели. Под них что угодно попадает, включая телефоны с камерами. Хорошо что до программного обеспечения еще не добрались, ведь на телефонах с системой Android есть полно программ, позволяющих незаметно, одновременно с использованием других функций, и видео снимать и аудио записывать», - говорит адвокат Динзе.

Будет ли признан тот или иной гаджет спецсредством, зависит от эксперта ФСБ. «Это обычные технари, которые работают в специальных подразделениях ФСБ как раз с такой техникой. То есть по сути - случайные люди, не какие-то специально подготовленные эксперты. И качество экспертизы может очень сильно отличаться и зависеть от личности человека, который ее пишет: какой у него опыт, насколько допотопной техникой пользуются в его службе, в каких он отношениях с теми сотрудниками правоохранительных органов, для которых ее делает», - перечисляет юрист.

Запретить ножи и топоры

Еще до выделения незаконного оборота специальных технических средств в отдельную статью конституционность части 3 статьи 138 УК обжаловали шесть человек, осужденных за сбыт и изготовление таких приборов. Среди них был житель Архангельска Алексей Трубин, который получил 1,5 года условно за то, что собрал по схеме из журнала «Радио» микрофон, который вмонтировал в футляр от губной помады и использовал дома, в том числе как радионяню для сына.

Конституционный суд признал норму соответствующей основному закону, сославшись на неприкосновенность частной жизни, которую может нарушить использование подобных приборов. Заявители и их адвокат указывали на то, что приобретение или продажа специальных технических средств еще не говорит о том, что они будут использоваться для совершения противоправных деяний: не пытается же законодатель запретить кухонные ножи и топоры, несмотря на статистику бытовых убийств. КС в постановлении от 31 марта 2011 года напомнил , что, разумеется, в суде должен быть доказан преступный умысел, но избыточной эту норму не посчитал.

Что касается неопределенности в той части, что считать специальным техническим средством, КС попытался внести ясность, сославшись на закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и то самое постановление № 214 2002 года. «В частности, это могут быть технические средства, которые закамуфлированы под предметы (приборы) другого функционального назначения, в том числе бытовые; обнаружение которых в силу малогабаритности, закамуфлированности или технических параметров возможно только при помощи специальных устройств; которые обладают техническими характеристиками, параметрами или свойствами, прямо обозначенными в соответствующих нормативных правовых актах; которые функционально предназначены для использования специальными субъектами», - говорится в документе. Теперь защитники обвиняемых по статье 138.1 УК в ходе процесса апеллируют к тому, что устройство должно обладать всеми признаками, перечисленными Конституционным судом, совокупно, а не по отдельности.

В том же определении КС говорится и о недопустимости заводить дела за бытовые фотоаппараты, видеокамеры и радионяни: «Что касается технических средств (предметов, устройств), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, то они не могут быть отнесены к специальным техническим средствам для негласного получения информации, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения».

Рынок контрольных закупок

Жителю Ямало-Ненецкого автономного округа Юрию Метельскому, которого в январе 2013 года приговорили к 120 тысячам рублей штрафа за покупку ручки с видеокамерой, удалось добиться отмены приговора. Суд апелляционной инстанции сослался как раз на постановление КС и определил ручку Метельского как «многофункциональный прибор», а не спецсредство: «Предмет преступления по данному делу - это авторучка с видеорегистратором. Фактически, речь идет о многофункциональном приборе, специально не предназначенным для негласного получения информации, а для фиксации информации разными способами. Так, изъятый комплект технического изделия помещен в корпус действующей авторучки. Таким образом, в данном случае речь идет о бытовом приборе, который может быть использован для письменной, акустической и визуальной регистрации информации, то есть речь следует вести не о закамуфлированном устройстве, а об устройстве целевого назначения».

На ручке, которую Метельский заказал в интернете и получил на почте уже в присутствии оперативников, объектив видно невооруженным глазом, а при записи горит значок индикатора, указал суд ЯНАО. Покупателя ручки, который собирался с ее помощью «разыгрывать приятелей», оправдали и признали за ним право на реабилитацию.

Метельского оправдали в 2013 году и его случай не вошел в статистику обвинительных приговоров, которых в том году было вынесено 152. Все осужденные были приговорены к штрафам: от 5 тысяч до 500 тысяч рублей.

Согласно статистике судебного департамента, в 2014 году по статье 138.1 УК было осуждено 212 человек. Трое из них были приговорены к лишению свободы на сроки до года, четверо - к штрафам более 100 тысяч рублей. Более ста человек оштрафовали на суммы от 5 тысяч до 100 тысяч рублей.

В 2015 году число обвиняемых по статье 138.1 УК идет на десятки: предприниматель из Чувашии продавал «шпионские часы» с фотоаппаратом, 20-летний житель Георгиевска Ставропольского края обвиняется в продаже флешек, ревнивого мужа из города Канаш (тоже Чувашия) будут судить за купленную для слежки за женой ручку с камерой, жителя Уссурийска - за брелок автосигнализации с возможностью записи. Во многих из этих дел, как и в случае с калиниградской домохозяйкой Юшиной, обвинение строится на результатах так называемой проверочной закупки - покупателем выступает оперативник.

«Это обычная практика: прийти на радиорынок, поинтересоваться новинками, купить гаджет - и дело готово. Для возбуждения достаточно одного эпизода покупки одной единицы товара», - рассказал адвокат Динзе. По его словам, статью 138.1 УК не используют в борьбе со шпионажем и раскрытием государственных секретов: «Не припомню, чтобы кому-то из обвиняемых в шпионаже дополнительно вменяли эту статью, она скорее для обычных людей. Честно говоря, это очередной дурацкий запрет, который мог якобы защитить от промышленного шпионажа, а по факту превратился в поимку торговцев китайскими ручками».

Юрист отмечает, что на практике к уголовной ответственности чаще привлекают продавцов и покупателей именно фиксирующих устройств - записывающих аудио и видео: очков, борсеток и рюкзаков с камерами внутри, ручек. «При этом я ни разу не слышал, чтобы привлекали за глушилки, подавители сигнала сотовой связи, устройства, блокирующие запись и выдающие вместо нее шум при попытке записать телефонные переговоры. Почему - не знаю».

В теории права достаточно широко применяется термин "правовой режим". Под ним понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов*(161).

Развернутое понятие правового режима дано С.С. Алексеевым: "под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм"*(162).

На основе этих положений делается попытка определить правовой режим применительно к отрасли предпринимательского права:

"Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателя, реализующего свое конституционное право"*(163) или под ним понимается "совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности"*(164).

Полагаем, что необходимо различать правовой режим регулирования и правовой режим деятельности.

Правовой режим регулирования охватывает методы и способы регулирования. Например, применительно к регулированию деятельности казенных предприятий превалирует императивный метод регулирования, применяется по сути разрешительный тип правового регулирования.

В отношении хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, индивидуальных предпринимателей превалирует диспозитивный метод регулирования, применяется общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых отношениях устанавливаются конкретные запреты. Объем дозволений не определен: можно осуществлять любые действия, кроме запрещенных.

Как отмечается в литературе, "практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решать его по своему усмотрению"*(165).

Правовой режим предпринимательской деятельности можно определить как совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

Если говорить о правовом режиме предпринимательской деятельности в целом, предприниматель наделен совокупностью прав и обязанностей, в том числе перед государством, в целях достижения баланса частных и публичных интересов. В своей повседневной деятельности предприниматель руководствуется принципом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Запреты и ограничения устанавливаются главным образом в публичных интересах и определяют пределы осуществления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяется правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим) и правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений можно говорить о налоговом, таможенном режиме, режиме внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

В свою очередь, различаются общий и специальные налоговые режимы. Например, одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Если нормы-ограничения распространяются на всех или большинство предпринимателей, действует общий режим, если же на часть из них и при этом отмечается тенденция к сокращению меры вмешательства государства в экономику - действует особый (специальный режим).

По этому критерию регистрационный режим является общим, а лицензионный - специальным (особым). Регистрационный режим введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Важное значение придается регистрации предпринимателей - индивидуальных и юридических лиц, единым реестрам юридических и физических лиц как источникам информации. Эта информация представляется налоговыми органами в установленном порядке заинтересованным лицам, государственным внебюджетным фондам, органам статистики.

Государственная регистрация предпринимателей основывается на принципах публичности, открытости информации о зарегистрированных хозяйствующих субъектах; достоверности содержащихся в реестре сведений; конститутивности самого факта регистрации. Государственная регистрация имеет правообразующее значение. С ней связано приобретение организацией статуса юридического лица, а физическим лицом - статуса индивидуального предпринимателя.

Лицензирование существует прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе. Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от политики, которую государство проводит по отношению к субъектам рынка в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности, выделяется режим поддержки субъектов малого предпринимательства и режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии, и за обычными (временными) монополистами.

Если сравнивать режим осуществления деятельности в обычных условиях и в особых экономических зонах, в таких зонах (промышленно-производственных, технико-внедренческих) действует льготный режим предпринимательства.

Какие гарантии осуществления предпринимательской деятельности называет автор? Назовите две гарантии. Приведите по одному примеру реализации каждой из них на практике.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Говорят как об общем правовом режиме, распространяющимся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого по¬падает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).

Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими.

Помимо коммерческих действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распространяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим)... В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов.

(И.В, Ершова)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указаны две гарантии:

Возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства;

Возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности.

2) приведены примеры реализации каждой из них на практике, например:

ООО "Дом" обратилось в арбитражный суд с претензией к МУП "Водоканал" по поводу нарушения договорных обязательств;

Индивидуальные предприниматели Николай Р и Алексей И. решили создать полное товарищество, для чего подписали Учредительный договор, куда занесли сведения составе и размере складочного капитала, после чего прошли государственную регистрацию;

Могут быть приведены другие примеры.

Предметная область: Право. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

В теории права достаточно широко применяется термин "правовой режим". Под ним понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов*(161).

Развернутое понятие правового режима дано С.С. Алексеевым: "под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность норм"*(162).

На основе этих положений делается попытка определить правовой режим применительно к отрасли предпринимательского права:

"Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателя, реализующего свое конституционное право"*(163) или под ним понимается "совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности"*(164).

Полагаем, что необходимо различать правовой режим регулирования и правовой режим деятельности.

Правовой режим регулирования охватывает методы и способы регулирования. Например, применительно к регулированию деятельности казенных предприятий превалирует императивный метод регулирования, применяется по сути разрешительный тип правового регулирования.

В отношении хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, индивидуальных предпринимателей превалирует диспозитивный метод регулирования, применяется общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых отношениях устанавливаются конкретные запреты. Объем дозволений не определен: можно осуществлять любые действия, кроме запрещенных.

Как отмечается в литературе, "практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решать его по своему усмотрению"*(165).

Правовой режим предпринимательской деятельности можно определить как совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

Если говорить о правовом режиме предпринимательской деятельности в целом, предприниматель наделен совокупностью прав и обязанностей, в том числе перед государством, в целях достижения баланса частных и публичных интересов. В своей повседневной деятельности предприниматель руководствуется принципом: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.

Запреты и ограничения устанавливаются главным образом в публичных интересах и определяют пределы осуществления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяется правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим) и правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений можно говорить о налоговом, таможенном режиме, режиме внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

В свою очередь, различаются общий и специальные налоговые режимы. Например, одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Если нормы-ограничения распространяются на всех или большинство предпринимателей, действует общий режим, если же на часть из них и при этом отмечается тенденция к сокращению меры вмешательства государства в экономику - действует особый (специальный режим).

По этому критерию регистрационный режим является общим, а лицензионный - специальным (особым). Регистрационный режим введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Важное значение придается регистрации предпринимателей - индивидуальных и юридических лиц, единым реестрам юридических и физических лиц как источникам информации. Эта информация представляется налоговыми органами в установленном порядке заинтересованным лицам, государственным внебюджетным фондам, органам статистики.

Государственная регистрация предпринимателей основывается на принципах публичности, открытости информации о зарегистрированных хозяйствующих субъектах; достоверности содержащихся в реестре сведений; конститутивности самого факта регистрации. Государственная регистрация имеет правообразующее значение. С ней связано приобретение организацией статуса юридического лица, а физическим лицом - статуса индивидуального предпринимателя.

Лицензирование существует прежде всего как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе. Лицензирование направлено на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от политики, которую государство проводит по отношению к субъектам рынка в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности, выделяется режим поддержки субъектов малого предпринимательства и режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии, и за обычными (временными) монополистами.

Если сравнивать режим осуществления деятельности в обычных условиях и в особых экономических зонах, в таких зонах (промышленно-производственных, технико-внедренческих) действует льготный режим предпринимательства.