Несовершеннолетних - это форма реагирования государства на правонарушения, совершенные подростками. Выражается она в применении к данным субъектам полномочными органами определенных наказаний, которые предусмотрены.

В последнее время административная ответственность несовершеннолетних приобретает достаточно острый характер. Причина этого - реформирование в России действующего законодательства по задачам и проблемам ювенальной политики и существенное увеличение правонарушений, которые совершают нынешние подростки.

Административная ответственность несовершеннолетних и их родителей рассматриваются комплексно. Это происходит потому, что появляется необходимость в определении рамок ответственности указанных субъектов за нарушенный общественный правопорядок.

Законодательством ответственность родителей предусматривается в связи с совершением таких нарушений, за которые не несется несовершеннолетних. По этой причине правонарушения подростков - это одновременно и ответственность их родителей, и основание для применения к ним самим принудительных мер.


Характера может быть наложено с момента совершения правонарушения в течение 2-х месяцев, а при продолжающемся правонарушении - с момента его обнаружения и не позднее чем через 2 месяца.

Стоит отметить то, что любые, применяемые к несовершеннолетним наказания, прежде всего, преследуют цель воссоздания а также предупреждения новых преступлений и правонарушений.

Высшими судебными инстанциями постоянно обращается внимание на то, чтобы правовая ответственность несовершеннолетних подчинялась этим целям. Естественно, это не означает, что наказания, кроме цели исправления, заключающейся в выработке стойкого неприятия к антиобщественной деятельности, не преследуют воспитательных целей, таких как привитие вежливого отношения к людям, к результатам их труда и пр.

Наказания, которые применяются к несовершеннолетним, выражаются в меньшем объеме, меньшей степени ограничения или лишения свобод и прав этих лиц, которые при равных условиях несут более мягкую ответственность, чем взрослые в схожих ситуациях.

Административная ответственность несовершеннолетних учитывает их индивидуальные, психические и для того чтобы при помощи наказания обеспечить формирование стойкого неприятия аморальных, антиобщественных тенденций.

Основанием для использования воспитательных мер воздействия на подростков, которые совершили правонарушение, служат такие характеристики, как тяжесть последствий и условия и причины, способствующие совершению преступления, условия воспитания, уровень интеллектуального развития и возраст нарушителя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Административная ответственность несовершеннолетних

По отношению к несовершеннолетним правонарушителям действующее законодательство предусматривает правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН).

Именно КДН принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения - отягчающим вину обстоятельством.

Причем, эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением виновных в этом лиц к административной ответственности.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два - это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, опекуны и попечители.

В ст. 2.3 КоАП РФ установлена возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение.

В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел - Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

КДН рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ - неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

1. К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

Материалы о нарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссиями, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение о рассмотрении дела на заседании комиссии. Может быть проведена дополнительная проверка дела или обследование по поступившим заявлениям.

До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений. Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления. Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого.

Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях представители воспитательных, учебных заведений.

На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения в государственный орган исполнительной власти или в народный суд по месту жительства несовершеннолетнего.

К несовершеннолетним могут применяться специальные меры воспитательного воздействия:

а) возложение на подростка обязанности принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему. Применение этой меры целесообразно, если совершен незначительный проступок и виновный, осознав неправильность своего поведения, искренне раскаивается в содеянном. Извинение может быть принесено публично: либо на заседании комиссии, либо на собрании коллектива, либо при личной беседе с потерпевшим;

б) вынесение предупреждения. Эта мера применяется при совершении малозначительных правонарушений. Комиссия в письменной форме предупреждает несовершеннолетнего о возможных последствиях при совершении им повторных правонарушений;

в) объявление выговора или строгого выговора на заседании комиссии. Постановление об объявлении выговора направляется по месту учебы или работы подростка. Данная мера воздействия действует в течение 1 года, она считается снятой, если в течение этого срока не совершено нового правонарушения;

г) возложение обязанности возместить причиненный ущерб или своим трудом устранить его. Эта мера может применяться к несовершеннолетним, имеющим свой заработок (стипендию), и если сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда;

д) наложение штрафа также возможно только в отношении работающих подростков;

е) передача несовершеннолетнего под надзор родителей или заменяющих их лиц, или под наблюдение трудового коллектива, общественной организации с их согласия. Комиссия сама проявляет инициативу в поиске и выборе организаций или граждан, которые смогли бы обеспечить перевоспитание несовершеннолетних;

ж) передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу по их ходатайствам. Для передачи на поруки требуется согласие правонарушителя и ходатайство той или иной организации, которая, хорошо зная несовершеннолетнего, ручается за него и берет на себя ответственность за надлежащее его поведение;

з) направление в профессионально-техническое училище. Самая серьезная мера воздействия. Она применяется в случаях систематического совершения правонарушения, когда административному проступку предшествовали другие общественно опасные деяния, нарушения общественного порядка, применялись другие меры воздействия, которые не возымели действия. административный наказание несовершеннолетний

В специальных школах несовершеннолетние могут содержаться до достижения 15 лет, а в специальных ПТУ - до 18 лет. Несовершеннолетние находятся в специальных учебно-воспитательных учреждениях до исправления, но не более 3 лет.

Учащиеся специальных школ, достигшие 15 лет, но не исправившие своего поведения, комиссией по делам несовершеннолетних по месту нахождения таких школ могут быть направлены в специальные ПТУ.

Вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания несовершеннолетнего в специальных учебных заведениях и лечебно-воспитательных учреждениях периодически, но не реже 1 раза в год, рассматривается комиссиями. Указанная мера может применяться условно с годичным испытательным сроком.

2. В случае совершения лицами от 16 до 18 лет наиболее серьезных и наиболее часто встречающихся правонарушений, как то:

ст. 49 - мелкое хищение государственного или общественного имущества;

ст. 114-122 КоАП РФ - ряд административных проступков, связанных с нарушением правил дорожного движения и транспортных средств;

ст. 148, ст. 172-175 КоАП РФ - нарушение правил использования, хранения, продажи огнестрельного оружия и боеприпасов;

ст. 158 - мелкое хулиганство;

ст. 159 - стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах;

ст. 165 - злостное неповиновение законным распоряжениям работника милиции;

ряда других правонарушений - они подлежат административной ответственности на общих основаниях

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История развития и становления учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, их виды и отличия от иных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Основания, цели и задачи принудительной меры воспитательного воздействия на детей.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2017

    Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, принятие возможных решений при осуждении. Виды наказаний и порядок их назначения. Основания и условия освобождения от наказания, понятие срока давности. Применение воспитательного воздействия.

    реферат , добавлен 07.03.2010

    Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве. Виды наказаний для несовершеннолетних и особенности их назначения. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Особенности исчисления сроков давности и погашения судимости у несовершеннолетних.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2017

    Характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних, уголовное наказание в их отношении, особенности назначения. Виды наказаний, условия освобождения; принудительные меры воспитательного характера. Сроки давности и сроки погашения судимости.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2011

    Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним по действующему уголовному законодательству. Режим и условия отбывания наказания в воспитательных колониях для несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 21.07.2013

    Правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних. Характеристика административных правонарушений несовершеннолетних, особенности их профилактики. Административно-юрисдикционная деятельность ОВД по исполнению законодательства РФ.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2013

    Общее понятие и основные черты административной ответственности несовершеннолетних, виды взысканий. Полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, условия ограничения свободы.

    реферат , добавлен 09.12.2014

    Административная ответственность: сущность понятия; основные принципы. Обстоятельства, смягчающие и отягощающие административную ответственность. Административная ответственность несовершеннолетних. Применение и основные виды административного взыскания.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Уголовная ответственность несовершеннолетних, формы её реализации. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Пределы и условия наступления уголовной ответственности для лиц от четырнадцати до восемнадцати лет. Сроки погашения судимости.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве России. Назначаемые виды наказаний. Особенности освобождения от уголовной ответственности. Применение мер воспитательного воздействия. Сроки давности и погашение судимости.

Взаимодействия людей регулируется разнообразными нормами. К ним относятся юридические правила и моральные устои. Степень их обязательности, объемы требований различны. При несоблюдении или нарушении норм человеку приходится нести наказание, установленное законом и обществом. Все это касается не только взрослых людей. В обществе предусмотрены наказание и ответственность несовершеннолетних. Рассмотрим их более подробно.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Они установлены в УК РФ. Уголовная ответственность наступает для лиц с 14-ти лет за ряд преступлений. В частности, меры пресечения предусмотрены за:

  1. Убийство (ст. 105).
  2. Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью (ст. 112, 111).
  3. Изнасилование (ст. 131).
  4. Похищение человека (ст. 126).
  5. Насильственное поведение с применением действий сексуального характера (ст. 132).
  6. Грабеж (161).
  7. Кражу (158).
  8. Разбой (ст. 162).
  9. Неправомерное завладение транспортным средством без умысла хищения (ст. 166).
  10. Вымогательство (ст. 163).
  11. Умышленное повреждение либо уничтожение чужого имущества с отягчающими обстоятельствами (ст. 167, ч. 2).
  12. Террористический акт (ст. 205).
  13. Вандализм (ст. 214).
  14. Хулиганство с отягчающими обстоятельствами (ст. 213, ч. 2).
  15. Заведомо ложное заявление о террористическом акте (ст. 207).
  16. Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (ст. 226).
  17. Приведение в негодность (порчу) путей сообщения или транспортных средств (ст. 267).
  18. Вымогательство или хищение психотропных средств или наркотических веществ (ст. 229).

Ответственность несовершеннолетних за преступления по другим статьям УК наступает с 16-ти лет.

КоАП РФ

Административная ответственность несовершеннолетних предусмотрена законом с 16-ти лет. Рассмотрение соответствующих дел осуществляют районные (городские) Комиссии (КДН). В их компетенцию входят дела несовершеннолетних, совершивших:

  1. Опасные для общества деяния в возрасте до 14-ти лет.
  2. Правонарушения, не установленные в УК, в период с 14 до 16-ти лет.
  3. Деяния, в отношении которых отказано в возбуждении или прекращено уголовное производство в порядке, предусмотренном в УК, в возрасте 14-18 лет.
  4. Нарушение ПДД (до 16-ти лет).
  5. Административные преступления в возрасте 16-18 лет. В данную категорию не входят дела о злостном неповиновении требованию, распоряжению уполномоченного представителя правоохранительных органов, закону.
  6. Мелкое хищение общественного либо государственного имущества, хулиганство, нарушение правил использования, хранения и приобретения боеприпасов и огнестрельного оружия. Данные дела рассматриваются КДН только в тех случаях, когда служащий или орган, уполномоченные налагать взыскания, передают их Комиссии.
  7. Прочие антисоциальные проступки.

Административная ответственность несовершеннолетних предусмотрена также за уклонение от работы или учебы.

Меры воздействия

КоАП устанавливает особенности ответственности и наказания несовершеннолетних. В частности, за совершенные проступки гражданин должен принести потерпевшему извинение в публичной или иной форме. Ответственность несовершеннолетних лиц проявляется также в вынесении им выговора или предупреждения. Если подросток имеет самостоятельный заработок, то в случае порчи имущества на него может быть наложен штраф. Такая ответственность за вред несовершеннолетних предусматривается в случае, если сумма ущерба не выше 1/2 МРОТ. На подростка может быть наложена обязанность собственным трудом устранить дефекты, если их общая стоимость не больше 0.5 минимальной зарплаты. Указанная ответственность несовершеннолетних наступает с 15-ти лет. Если подросток достиг 16-ти лет, то ему может быть вменен штраф, если он имеет самостоятельный заработок. Сумма взыскания предусмотрена в законодательных актах органов госвласти.

Воспитательные меры

Несовершеннолетние, совершившие противоправные действия, могут быть переданы под надзор их родителей либо лиц, заменяющих их. За подростком может быть также установлено наблюдение общественного объединения либо трудового коллектива с их согласия. В особых случаях ответственность несовершеннолетнего наступает в виде направления его в лечебно-воспитательное заведение, за исключением профилакториев для больных наркоманией. Злостные нарушители общественного порядка или граждане, совершающие особо опасные проступки, могут быть помещены специальные учреждения. Несовершеннолетние 11-14 лет направляются в спецшколы, 14-18-ти лет – в профессионально-технические спецучилища. Данная мера может быть установлена КДН условно с испытательным сроком в 1 год. Городские (районные) Комиссии могут обращаться в органы попечительства и опеки с предложениями о лишении несовершеннолетних прав самостоятельно распоряжаться собственной стипендией или заработком.

Дополнительные меры

В законе предусмотрена не только ответственность несовершеннолетних. Родителей нарушителей или попечителей, опекунов, усыновителей при злостном неисполнении своих обязанностей, включающих воспитание и обучение детей, либо за принятие подростками наркотических средств без назначения врача, доведение ребенка до состояния опьянения, совершение гражданами до 16-ти лет нарушений ПДД, появление в общественном месте в нетрезвом виде, распитие спиртного на неположенной территории, а также прочие незаконные действия могут:

  1. Предупредить.
  2. Оштрафовать. Сумма взыскания устанавливается следующая:
  • 1/3 от МРОТ за появление подростка до 16-ти лет в нетрезвом виде или распитие алкоголя в общественном месте;
  • 1/2-1 МРОТ за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения.

В качестве меры воздействия выступает также общественное порицание. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, предусматривает возложение обязанности возместить ущерб, нанесенный подростком, если он не превышает 1/2 МРОТ.

Специфика направления в воспитательные учреждения

Решение об отправке несовершеннолетнего в спецшколу либо детский дом при наличии у него родителей, усыновителей или опекунов может приниматься без согласия последних в исключительных случаях. К таким случаям относят длительное отсутствие взрослых, пребывание в тюрьме, продолжительную болезнь и так далее. Направление несовершеннолетнего в специальные лечебно- и учебно-воспитательные заведения может осуществляться без согласия родителей или заменяющих их лиц по решению КДН. Дела такого рода должны рассматриваться при обязательном участии прокурора.

Моральный аспект

Если обратиться к справочной литературе, то ответственность трактуется как обязательство отчитываться за совершение каких-либо действий и несение вины за последствия своего поведения. Как выше было сказано, регулирование отношений в обществе осуществляется моральными и юридическими нормами. Их действие распространяется на взаимодействия человека с другими людьми, государством, коллективом, социумом. Моральная ответственность несовершеннолетних, по своей сути, предусматривает осуждение законопослушными гражданами нарушителя. За несоблюдение установленных норм должно возникать угрызение совести, чувство стыда за антисоциальное поведение. Осуждение со стороны коллектива, государства, других отдельных людей проявляется в виде выражения ими отрицательного мнения о нарушителе и его действиях. Несоблюдение нравственных норм выражается в неподобающем поведении несовершеннолетнего. Например, подросток может грубить взрослым, своим сверстникам, отказывать в помощи другу, находящемуся в сложной ситуации. За нарушение нравственных норм обществом предусмотрена моральная ответственность несовершеннолетних.

Юридическая сторона вопроса

Среди норм, посредством которых осуществляется регулирование общественных отношений, особое место занимают те, контроль над исполнением которых берут на себя правоохранительные и иные госорганы. Такие нормы устанавливают особенности ответственности несовершеннолетних, совершивших проступки, предусмотренные УК, ГК и КоАП. Правила поведения для всех граждан, в том числе не достигших 18-ти лет, фиксируются, таким образом, в законодательных актах. Ими регламентируется правовая ответственность несовершеннолетних. Юридические нормы обязательны для исполнения всеми, они охраняются государством. Их соблюдение способствует установлению порядка в обществе. Именно поэтому особую нетерпимость вызывают различные отклонения граждан, не достигших 18-ти лет, от установленных предписаний.

Уголовная ответственность несовершеннолетних: судебная практика

Хобби у детей бывает различным. Однако далеко не всегда оно приносит пользу самому ребенку и обществу в целом. Так, некоторые школьники вечерами выходят на тихие улицы и глухие переулки и поджидают спешащих домой женщин. Подходя к своей жертве, они наставляют на нее какой-то предмет, выглядящий в темноте угрожающе. Женщина в испуге отдает свою сумку, драгоценности, телефон. На этом вечерний промысел подростков заканчиваеся. Они возвращаются домой, пересчитывают деньги. Сумма может быть разной: иногда большой, иногда совсем незначительной. Ценные вещи обычно сбываются или сверстникам, или старшим ребятам. Но такое "хобби" долго продолжаться не может, поскольку действия таких школьников попадают под нормы УК. В законе, как выше было сказано, предусматриваются особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В соответствии с ними, меры пресечения для детей и подростков устанавливаются несколько другие, в отличие от взрослых. Достаточно быстро промышляющие незаконным образом подростки арестовываются. Они предстают перед судом, как взрослые, но наказание для них мягче, чем для совершеннолетних. В зависимости от тяжести содеянного выбирается и мера пресечения. Так, за неоднократные вымогательства может быть назначено пребывание в колонии.

Предпосылки к нарушению закона

Достаточно распространены случаи, когда подростки стремятся переложить свою вину на других людей, пытаясь снять ее с себя. Это вполне объяснимо. Совершать проступки не так страшно, как нести ответственность. Несовершеннолетних толкают на нарушение закона разные обстоятельства. Это может быть негативное влияние окружения, сложная ситуация в семье. Тем не менее следует знать, что модель поведения в конечном итоге подросток выбирает самостоятельно в большинстве случаев. Освобождение от ответственности несовершеннолетних предусмотрено в случае недоказанности его вины. Так, подросток может нарушить закон по принуждению, под давлением, угрозой причинения ущерба его здоровью или его близким людям.

Специфика применения мер пресечения

Привлечение к ответственности несовершеннолетних, как, собственно, и взрослых, строго регламентировано законом. Невиновный не может быть лишен или ограничен в своих правах. Поэтому основополагающим элементом в данном случае выступает вина. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, наступает только тогда, когда будет доказана причастность подростков к совершению действий, вследствие которых имуществу или чести и достоинству гражданина был нанесен ущерб.

Мотивации подростков

Каким образом подростки встают на преступный путь? Зачастую тяга к нарушению закона формируется на основании обычной лени, недисциплинированности, отсутствия желания исполнять простые просьбы и рекомендации взрослых. Следствием плохой успеваемости становится обеднение знаний, навыков, умений. Ученик начинает заметно отставать от одноклассников. Вследствие этого портятся отношения с ними. Чтобы как-то компенсировать дефицит общения, подросток ищет таких же, как он, "отстающих". В результате начинают формироваться группы недисциплинированных учеников, которые во взрослой среде принято называть "трудными". Дети начинают прогуливать школу, заниматься вымогательством, кражами. Вырастая, некоторые из них решают прекратить все эти занятия, стараются стать полезными для общества. Другие же, наоборот, продолжают вращаться в преступном мире, расширяя диапазон и опасность своих деяний.

Другие случаи

Существует еще одна категория подростков. Они, как правило, успешны в учебе, хорошо ведут себя в школе. Родители их любят и оберегают от всяческих сложностей и забот. Такие дети вне семьи и школы очень изменяют свое поведение. Для них характерна беспечность, стремление получить желаемое всеми путями, в том числе, незаконными. Они не склонны оказывать помощь родителям в быту. Их основной чертой становится эгоизм. Взрослые, пытающиеся остановить таких подростков, встречаются с презрением последних, неуважением. Несовершеннолетние безответственно относятся к своим обязанностям, труду, игнорируют моральные устои и правовые нормы. Для удовлетворения потребностей им нужны деньги. В процессе их получения подростки используют незаконные способы. Такое поведение со временем приводит к разрушению внутренних ценностей, деградации личности. При таком пренебрежительном отношении к интересам других людей, закону правонарушение становится обычным явлением. Таких подростков характеризуют неумеренные потребности и крайне низкий уровень духовности.

Общий взгляд на проблему

Правонарушение считается прямым следствием отсутствия духовности, культуры, вызванным стремлением к легкой жизни. Юридические нормы могут запрещать не только совершение каких-либо действий, но и бездействие, если оно может привести к негативным последствиям. Самым опасным видом нарушения закона считается уголовное преступление. Существующие меры пресечения за такие деяния распространяются как на взрослых, так и на подростков. Подрастающее поколение в России находится под защитой государства. Органы власти стараются делать все возможное для того, чтобы несовершеннолетние получали достойное воспитание и образование, социальные гарантии. Работа с подростками проводится не только непосредственно в семье. В своем развитии дети находятся под опекой школы, общественных организаций, инспекции ПДН.

Правонарушения, совершенные несовершеннолетними, формируют угрозу для будущего страны. В этой связи государство устанавливает определенные меры, направленные на предупреждение и пресечение незаконных деяний подростков. Те лица, которые в силу возраста не могут нести полную ответственность за нарушения, направляются в воспитательные учреждения. В этих заведениях закрытого типа с ними проводится профилактическая работа, применяются соответствующие принудительные меры. За воспитанниками устанавливается строгий контроль. Они обязаны подчиняться предписаниям, соблюдать дисциплину. Вместе с этим, несовершеннолетние правонарушители учатся, участвуют в общественных мероприятиях, работают. Все это говорит о том, что на подростков, пошедших неверным путем, в первую очередь, закон пытается влиять воспитательными мерами. Однако некоторые из них, игнорируя предупреждения, идут на повторное совершение незаконных деяний. В этом случае для них предусмотрена более строгая ответственность.

Задачи воспитательных мер

Вне зависимости от того, к какой ответственности привлечен несовершеннолетний, меры принуждения выступают не только в качестве кары за содеянное. Основной их задачей выступает перевоспитание нарушителей. Наказания преследуют цель показать несовершеннолетним опасность их поступков не только для общества, но и для них самих. Вынося решение о применении принудительных мер, уполномоченный орган, прежде всего, основывается на том, что подросток осознает незаконность своего поведения, сделает соответствующие выводы. Уголовная ответственность предусмотрена не для всех детей. В России установлен определенный возраст, с которого к гражданину могут применяться принудительные меры. В общих случаях к уголовной ответственности за соответствующие нарушения привлекаются несовершеннолетние с 16-ти лет. Это означает, что общество считает, что с такого возраста человек вполне осознает свои действия, понимает их последствия. Другими словами, он вполне может нести ответственность за содеянное. В законе предусмотрены статьи, в которых описаны особо опасные нарушения закона (перечень приведен в начале статьи). Ответственность несовершеннолетних за них устанавливается с 14-ти лет. Эти нарушения закона достаточно серьезны, и подчас сложно представить подростка, совершающего какое-либо из них. Тем не менее, такие случаи достаточно распространены в практике.

В заключение

Проблема детской преступности всегда находится под пристальным вниманием государства. Порой серьезные нарушения начинаются с шалости. В этой связи большое внимание в России уделяется вопросу воспитания подрастающего поколения. Люди, являющиеся родителями или лицами, заменяющими их, несут ответственность за поведение ребенка. На них накладываются обязанности по воспитанию, содержанию, образованию. Они первые люди, которые закладывают основы нравственности и духовности. Немаловажную роль в становлении и развитии личности ребенка играет школа. Здесь не только крепнут и совершенствуются те принципы, которые были заложены в семье, но и приобретаются знания, навыки, расширяется кругозор. Для нормального развития ребенок должен соблюдать установленные правила, нормы. Особое значение имеет дисциплина. Однако это не значит, что дети должны воспитываться в страхе перед законом и другими людьми. В подростка нужно вложить уважение к нормам и способность нести ответственность за свое поведение, недопустимость совершать противоправные действия, в какой бы ситуации он ни находился.

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет МВД России»

факультет подготовки оперативных работников

Кафедра административного права


«Административная ответственность несовершеннолетних»


Выполнил:

курсант 322 учебного взвода

Рудомазина Екатерина Алексеевна

Научный руководитель:

к.ю.н. Курноскин Е.А.


Санкт - Петербург



Введение

§1. Административная ответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты, виды взысканий

§2. Особенности административной ответственности несовершеннолетних.

§3. Полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность темы исследования. Воспитание граждан, защита их прав и законных интересов являются важной задачей и непременным долгом общества. Особое значение для Российской Федерации, имеет в этом плане забота о подрастающем поколении, о несовершеннолетних, которые в условиях обостряющихся социальных проблем, связанных с падением уровня жизни и отсутствием должного контроля семьи, низким уровнем работы образовательных учреждений, распадом системы трудоустройства, все чаще становятся на путь совершения преступлений и правонарушений.

В России ежегодно привлекаются к административной ответственности десятки миллионов граждан, среди которых около 30% составляют граждане, не достигшие 18 лет.

Все вышеуказанное в целом свидетельствует об актуальности данной темы.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечении к административной ответственности несовершеннолетних, за совершенные ими проступки.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие основания и порядок привлечения, несовершеннолетних к административной ответственности.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение и обобщение материала, посвященного проблемам административной ответственности несовершеннолетних и поиск путей совершенствования законодательства.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

раскрыть понятие, основные черты и виды взысканий административной ответственности

выделить особенности административной ответственности несовершеннолетних

раскрыть полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних

Методология и методика исследования. Исследование избранной мною темы базируется на общем диалектико-материалистическом методе понимания государтвенно-правовых явлений. В ходе его проведения использовались также и частные методы научного познания: формально-юридический, сравнительно-правовой и основные общелогические методы (анализ, синтез, обобщение).

Степень разработанности темы. Значительный вклад в разработку теоретических аспектов административной ответственности в целом, и административной ответственности несовершеннолетних в частности, внесли отечественные ученые как советского, так и постсоветского периода: Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, К.С. Бельский, М. Н. Бирюков, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, С.Ф. Мазурин, А.П. Шергин, О.П. Мельниченко и др.


1.Административная ответственность несовершеннолетних: понятие, основные черты, виды взысканий


Административная ответственность - это применение судей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством мер административного наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законами субъектов РФ, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание. Конституция РФ предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, не нарушая при этом права и свободы других лиц. Однако такое регулирование не исключает возможности установления государством иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность наступления административной ответственности для лиц, совершивших административные правонарушения, по достижении ими 16-летнего возраста. Эта норма Кодекса корреспондируется с нормами уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает, что, к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие 16-летнего возраста. За причиненный вред в гражданских правоотношениях несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ответственность в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Трудовой кодекс РФ допускает заключение трудового договора, с лицами, достигшими 16 лет. Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений. Субъекты административной юрисдикции на всех стадиях административного процесса, в каждом конкретном случае должны удостовериться в личности лица, привлекаемого к административной ответственности, и, в первую очередь, уточнить его возраст. Данные о лице, в отношении которого возбуждено и рассматривается дело, требуется фиксировать в различных процессуальных документах, включая протоколы, постановления и определения по делу. Не достижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению. КоАП РФ относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав применяют к нарушителям, достигшим шестнадцатилетнего возраста, наказания, предусмотренные санкциями соответствующих статей Особенной части (за исключением административного ареста, налагаемого на граждан с 18 лет). Меры административного взыскания не должны применяться за отдельные незначительные проступки, в том числе носящие характер озорства, шалости и т.п. Здесь целесообразно ограничиться устным замечанием, сообщить о поведении подростка его семье. Часть 2 ст. 2.3 КоАП РФ, допускает возможность освобождения лица, совершившего правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных комиссиями по делам несовершеннолетних. Имеются в виду так называемые меры воздействия (обязанность принесения публичного или в иной форме извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей, общественных воспитателей, некоторые другие меры принудительно-воспитательного характера, а также штраф). Обычно административному штрафу, за административные правонарушения своих несовершеннолетних детей, подвергаются родители или лица их замещающие. Предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест; несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством; вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение - отягчающее обстоятельство. Кодекс также устанавливает процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего, направленные на установление истины, перевоспитание нарушителя и профилактику правонарушений. Как было сказано выше к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест, но может применяться административное задержание. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Такое кратковременное ограничение свободы может применяться к несовершеннолетнему в том случае, если составление протокола об административном правонарушении обязательно, а на месте совершения данного административного правонарушения отсутствует возможность составить такой протокол. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц. В случае административного задержания несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или законные представители. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Законные представители извещаются о месте и времени рассмотрения данного дела. Если законный представитель по каким-либо причинам не явился, в этом случае применяется привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. В остальных случаях при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет законные представители могут не присутствовать. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.


.Особенности административной ответственности несовершеннолетних

административный ответственность несовершеннолетний

Административная ответственность несовершеннолетних - это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, не являющемуся совершеннолетним. Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

Правовое регулирование общественных отношений связанных с привлечением несовершеннолетних к административной ответственности осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г., которая является фундаментом всего российского законодательства, определяя его основы, принципы, структуру.

Кодекс об административных правонарушения. В соответствии со ст.1.1 КоАП законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" <#"justify">·Дела об административных проступках несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних.

·Административная ответственность <#"justify">3. Полномочия органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних


В соответствии с федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних и по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, а также оказывают в этих целях необходимое содействие подразделениям по делам несовершеннолетних полиции общественной безопасности и многим другим.

Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) среди специализированных служб ОВД выполняют значительный объем функций по предупреждению правонарушений подростков. В этом вопросе им отведено центральное место.

Подразделения по делам несовершеннолетних районных, городских отделов (управлений) внутренних дел, отделов (управлений) внутренних дел иных муниципальных образований, отделов (управлений) внутренних дел закрытых административно-территориальных образований, отделов (управлений) внутренних дел на транспорте Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:

несовершеннолетних, а также их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя;

) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

) рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

) участвуют в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних, для рассмотрения возможности их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

) вносят в уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;

) информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих;

) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.

Несовершеннолетние достигшие возраста 16 лет, а также несовершеннолетние, находящиеся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения, доставляются только в дежурную часть. При доставлении несовершеннолетнего необходимо:

установить данные, характеризующие его личность, сведения о родителях или законных представителях, условиях воспитания;

выяснить обстоятельства совершения правонарушения или обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка;

оформить материалы, необходимые для привлечения доставленных к административной ответственности;

несовершеннолетнего, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии наркотического опьянения либо потребил наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, по возможности в установленном порядке направить на медицинское освидетельствование;

передать в установленном порядке доставленного несовершеннолетнего родителям или законным представителям, должностным лицам образовательных учреждений, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

О передаче несовершеннолетнего делается отметка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, доставленных в горрайлинорган, с указанием времени передачи и лица, которому передан несовершеннолетний; - направить в лечебные учреждения органов здравоохранения подростков, находящихся в состоянии наркотического опьянения либо одурманивания или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также в случае необходимости несовершеннолетних, имеющих телесные повреждения.

Итак, подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) среди специализированных служб ОВД играют первостепенную роль по предупреждению правонарушений подростков и производству по делам об административных правонарушений подростков.

Заключение


Подводя итог проделанной мною работы, хотелось бы отметить, что изложенные положения и исследования дают возможность сделать следующие краткие выводы, раскрывающие поставленные во введении задачи, и в конечном итоге достигающие цели курсовой работы:

Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер. Правовое регулирование данного института осуществляется Конституцией РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законами субъектов Российской Федерациии иными нормативно-правовыми актами.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Особенностями привлечения к ответственности несовершеннолетних является: невозможность применения ареста, рассмотрения дела комиссией по делам несовершеннолетних, привлечение к ответственности законных представителей несовершеннолетних и другие особенности.

Подразделения по делам несовершеннолетних среди специализированных служб ОВД играют первостепенную роль по предупреждению правонарушений подростков. Они проводят индивидуальную профилактическую работу, выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, осуществляют иные полномочия.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних отнесено к компетенции комиссии по делам о несовершеннолетних, которая имеет широкий круг полномочий в данном вопросе. Порядок рассмотрения дела в принципе схож с рассмотрением дела совершеннолетних, однако включает ряд особенностей: обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений; комиссия должна точно установить возраст, занятие, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли к несовершеннолетнему ранее меры воздействия.


Список используемой литературы


Нормативно-правовые акты:

.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2.Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

3.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014) <#"justify">1.Ухов В.Ю., Каплунов А.И., Курноскин Е.А., Прохорова О.В. и др. Административное право: курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012.

2.Административное право России. Учебник / Н.М. Конин. - 2-изд. - М.: Проспект, 2011.

3.Административное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. - М.: ИНФА-М, 2010.

4.Административное право. Учебник / Б.В, Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4-е изд., пересм. и доп. - М.: Норма - Инфра - М, 2010.

5.Административное право России. Учебник / Д.Н. Бахрах.-6-е изд., перераб., доп.- М.: Эксмо, 2011.

6.Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник. 4-е издание переработанное и дополненное. М.: Издательство Юрайт., 2011.

7.Конин Н.М. Административное право России. Учебник. М.: «Проспект», 2014.

.Административное право. Учебное пособие / В.Е. Сатышев. - 3-е изд., испр., и доп. - М.: Омега - Л, 2010.

.Административное право России: Словарь терминов / МВД РФ СПбУ; сост. А.И. Каплунов, Ф.Ф. Оськин, Ю.В. Бажукова, Е.А. Курноскин, О.В. Прохорова, Ю.Е. Черепанова, А.О. Дрозд. - СПб.: 2010.

.Административное право Российской Федерации. Учебник / В.А. Мельников; МВД РФ ВА. - Волгоград, 2009.

11.Копытов Ю.А. Административное право. Учебник. М.: «Юрайт», 2013.

12.Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.


Теги: Административная ответственность несовершеннолетних Реферат Основы права

Граждане РФ обязаны уважать права других лиц, соблюдать законодательные нормы. Пренебрегающие установленными правилами и порядками, независимо от возраста, должны нести наказание, то есть привлекаться к уголовной или административной ответственности. Для подростков, нарушивших закон, действуют аналогичные правовые нормы, но в более лояльной форме. Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних наступает с 14–16 лет. Все зависит от того, какое именно злодеяние совершено, при каких обстоятельствах, какую угрозу или последствия оно повлекло для окружающих.

Тяжелые преступления, караемые по статьям Уголовного кодекса РФ, несовершеннолетними совершаются реже, чем мелкое хулиганство, наказание за которое регламентирует Кодекс об административных правонарушениях. Если вашему ребенку грозит административное взыскание, следует знать, как его оспорить, в какой срок подавать заявление, чтобы добиться его отмены, какую ответственность понесут родители. Опытные онлайн-юристы на нашем портале проконсультируют вас по любым вопросам, помогут найти нужное решение.

Законодательство об административных правонарушениях

Ежегодно в России совершаются сотни тысяч преступлений, которые подпадают под статьи Кодекса об административных правонарушениях. Около трети от общего количества противоправных действий исходит от подростков. Вопрос о назначении административного наказания рассматривают специально созданные комиссии по делам несовершеннолетних. Они призваны не только установить степень опасности деяния и определить меру ответственности, но и защитить права подростков, обеспечить восстановление социальной справедливости.

Одна из важных функций таких коллегиальных органов - уменьшение уровня беспризорности и бродяжничества, контроль эффективности действующих правовых инструментов. В компетенцию комиссии входит рассмотрение дел с участием несовершеннолетних, совершивших:

  • опасные противоправные деяния в общественных местах;
  • нарушение ПДД;
  • хищение, хулиганство, акт вандализма;
  • другие антисоциальные правонарушения.

Административная ответственность несовершеннолетних может наступить даже при уклонении от учебы. По закону наказание ждет подростков, употребляющих алкогольные напитки в общественных местах, оскорбивших должностных лиц при исполнении. Чтобы исключить подобные ситуации, следует прибегать к профилактическим мерам: повышать контроль, не допускать пребывание несовершеннолетних на улицах в темное время суток без сопровождения взрослых, пропагандировать здоровый образ жизни и разъяснять, чем чревато употребление алкоголя и наркотиков.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что родители также будут нести ответственность за преступление своего ребенка, если они создали благоприятные условия для того, чтобы несовершеннолетний нарушил закон. Наказание для родителей и опекунов обычно ограничивается штрафом.

Какие проступки наказываются административным штрафом

Кодекс об административных правонарушениях определяет особенности наказания и привлечения несовершеннолетних граждан к ответственности. Если подросток нанес оскорбление другому лицу, начать следует с публичного извинения. Принести свои сожаления можно и в иной форме. Дополнительно административная ответственность может проявляться в вынесении выговора или предупреждения.

На подростков, которые своими противоправными действиями нанесли имущественный ущерб, налагается штраф. Однако денежное взыскание им назначается в качестве наказания при условии, что виновные лица имеют собственный заработок. Несовершеннолетнему вменяется материальная ответственность, если сумма причиненного в результате преступления вреда не превышает половины минимальной заработной платы. В качестве альтернативы Кодекс об административных правонарушениях разрешает использовать труд подростков, так как малолетнего нарушителя правопорядка могут обязать самостоятельно устранить нанесенный ущерб.

Если со стороны несовершеннолетних было совершено преступление в общественном месте или серьезное правонарушение, комиссия может установить за ребенком надзор. Его могут осуществлять родители или опекуны, а также специальные государственные структуры. В особых случаях, когда несовершеннолетних привлекают к уголовной ответственности, их могут поместить в специальные учреждения. Данная мера используется с пометкой «условно при испытательном сроке в 12 месяцев».

Комиссия может направить в органы опеки ходатайство, на основании которого подростков лишат возможности распоряжаться стипендией или имеющимся заработком без согласия родителей.

В отношении несовершеннолетних запрещено использование грубых методов задержания. Подростка можно доставить в полицейский участок, но находиться он должен отдельно от остальных задержанных. Время нахождения в отделении не должно превышать трёх часов. При задержании уполномоченные сотрудники вправе провести досмотр несовершеннолетнего правонарушителя и осмотр его личных вещей, соблюдая при этом установленный порядок и не превышая полномочия. Если родители посчитают задержание неправомерным, они могут обжаловать действия должностных лиц в вышестоящих органах.

Методы перевоспитания подростков

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности осуществляется не только для наказания подростков за совершенные проступки, но в воспитательных целях. Назначаемое административное наказание – мера, призванная показать ребенку опасность его действий для него самого и окружающих его людей. Вынося решение о привлечении граждан, не достигших дееспособного возраста, к административной ответственности, представители комиссии по делам несовершеннолетних ориентируются на то, осознает ли ребенок свою вину, какие выводы он вынес из сложившейся ситуации.

Нередко на меру наказания в отношении несовершеннолетних, совершивших административное преступление, влияют смягчающие обстоятельства, позволяющие уменьшить степень ответственности. Комиссия лояльно отнесется к малолетним правонарушителям, если:

  • противоправное деяние совершено впервые;
  • преступление не повлекло серьезных последствий;
  • ребенок был вынужден нарушить закон в силу особых семейных обстоятельств;
  • правонарушение осуществлялось под давлением или угрозами;
  • подросток сознался в совершенном преступлении и содействовал следственным органам в раскрытии дела;
  • потерпевший умышленно провоцировал подростка на агрессию;
  • неподобающее поведение - это попытка защитить свою жизнь, здоровье и безопасность.

Дела о направлении подростков в учебно-воспитательные и лечебные учреждения рассматриваются комиссией в присутствии прокурора.



Вам также будет интересно