Лекции - Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях
(14.1 kb.)
Доступные файлы (1):
Подведомственность.doc 76kb. 15.02.2009 14:55

Подведомственность.doc

Подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Цель – изучение правил подведомственности в административном процессе.

Задачи – ознакомление с понятием и сущностью подведомственности, рассмотреть состав органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
План:


  1. Понятие, сущность и виды подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях.

  2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

  3. Коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

  4. Единоначальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (рефераты).

Источники:

Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций. – Мн. -2008

Административное право: Учебное пособие/Под общ.ред. Гавриленко. – Мн. – 2002.

Административное право: Учебное пособие/Под общ.ред. Рябцева Л.М. – Мн. – 2006.

Рябцев Л.М. Административное право: Курс лекций. – Минск, 2007.
Рефераты:
Судьи по административным делам, их компетенция в области рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Компетенция органов внутренних дел в области рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Контрольно-надзорные органы.

1) районным (городским) судом;

2) хозяйственным судом;

6) органами внутренних дел;

7) органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

8) Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

9) органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

10) органами государственного санитарного надзора;

11) пограничными войсками Республики Беларусь;

12) таможенными органами;

13) налоговыми органами;

14) Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;

15) органами Министерства финансов Республики Беларусь и финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов;

16) органами Национального банка Республики Беларусь;

17) органами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

18) органами железнодорожного транспорта;

19) органами Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

20) органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

21) Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;
22) органами государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;

23) органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

24) органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

25) органами государственной безопасности;

26) государственными природоохранными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками;

27) органами Министерства юстиции Республики Беларусь.

^ 1. Понятие, сущность и виды подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности большое значение имеет четкое определение того, какой субъект власти какими делами владеет, кто такие дела оформляет, рассматривает, исполняет.

Правильное решение вопросов подведомственности - необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дела об административных правонарушениях.

Подведомственность в широком смысле слова - это оп­ределение объектов, на которые распространяется власть субъектов - носителей властных полномочий.

Что же касается подведомственности дел об админист­ративных правонарушениях, то она представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрис­дикции, которые уполномочены рассматривать дела, отне­сенные законом к их компетенции, и налагать на физичес­ких и юридических лиц административные взыскания.

При определении подведомственности дел об административных правонарушениях следует помнить о существовании разных уровней подведомственности и порядке последовательного их выявления.

Выделяют следующие основные виды подведомственнос­ти дел об административных правонарушениях:

^ Видовая подведомственность - закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами. Видовая подведомственность закрепляется чаще всего одноз­начно (дело рассматривается, например, только судом). Иногда законодательством допускается рассмотрение дела альтернативно, т.е. одним или другим органом (например, дело об административном правонарушении, предусмотрен­ном ст. 9.24 КоАП - нарушение законодательства о книге замечаний и предложений, может быть рассмотрено органами внутренних дел или КГК, административной комиссией).

Определив видовую подведомственность, необходимо ре­шить вопрос о территориальной подведомственности . В ст. 3.31 ПИКАП указывается, что административный процесс ведется по месту соверше­ния административного правонарушения.

В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.

Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12–18.27, 18.29, 18.35, частью 4 статьи 18.36, статьей 18.38 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.29–23.32, 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту расположения соединений, частей и подразделений пограничных войск Республики Беларусь.

Получив или собрав (подготовив) материалы дела об ад­министративном правонарушении, следует определить тех должностных лиц, кто имеет право и должен в государствен­ном органе заниматься рассмотрением конкретного дела. Это есть должностная подведомственность . Она закреплена в статьях главы 3 ПИКАП (от имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководители территориальных ОВД и их заместители – п.2 ст. 3.6. ПИКАП; от имени Департамента ценовой политики Минэкономики – директор департамента и его заместители п.2. ст.3.14).

Кроме того, перечень дол­жностных лиц, обладающих правом рассмотрения дел об АП, устанавливается нпа органов государственной власти РБ.

К должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об АП относятся как лица, наделенные распорядительными полномочиями внутриведомственного характера (начальники органов и их заместители), так и лица, не имеющие таких полномочий (инспекторы, контролеры-ревизоры, билетные контролеры – представители исполнительной власти).

В случае, если при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, установят, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его для рассмотрения в суд, орган, ведущий административный процесс, в компетенцию которых входит рассмотрение данного дела.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они передают материалы этого дела прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.

^ 2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Определение круга органов (должностных лиц), уполно­моченных рассматривать и решать дела об административ­ных правонарушениях, имеет большое значение для обеспе­чения справедливого и законного привлечения правонару­шителей к административной ответственности.

Рассмотрение дел об административных правонарушени­ях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осу­ществляет только суд, так как от правосудия администра­тивный процесс отличается оперативностью и относитель­ной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочис­ленные и разнообразные административные дела (а их разно­образие связано с наличием многочисленных отраслей адми­нистративной деятельности и существующих в них отноше­ний), нужно обладать специальными знаниями и быть ком­петентным в данной области.

Оперативность рассмотрения административных дел мно­гочисленными органами и должностными лицами достига­ется еще и тем, что эти же органы и должностные лица систе­матически осуществляют контроль за соблюдением соответ­ствующих правил.

Органы, уполномоченные рассматривать дела об адми­нистративных правонарушениях, отличаются также и неод­нородностью субъектов. Отдельные из них созданы специ­ально для paзрешения дел об административных правонару­шениях (например, административные комиссии), другие выполняют эту работу наряду с осуществлением своих основ­ных функций (например, районные (городские) суды (судьи), у третьих, как правило, контрольно-надзорных ор­ганов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, госу­дарственные инспекции).

Система органов, осуществляющих административную юрисдикцию, строится по территориально-отраслевому при­нципу . Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как тер­риториальных особенностей, так и специфики их соверше­ния в отдельных отраслях и сферах государственного управ­ления.

К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комис­сии; районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; районные (городские) суды (судьи) и др.

Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать де­ла об административных правонарушениях, непосредствен­но связаны с.отраслями государственного управления и функ­ционируют на основании специализации и четкой иерархич­ности юрисдикционной подведомственности. Например, органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях о нарушении законодательства о труде. От имени департамента такие дела вправе рассматривать и налагать взыскания директор этого Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов и государственные инспекторы труда. При этом, как правило, вы­шестоящий орган (должностное лицо) вправе давать обяза­тельные последним указания по конкретным делам об адми­нистративных правонарушениях.

Отраслевой принцип на практике сочетается с территори­альным. Как правило, орган (должностное лицо) осущест­вляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрас­ли, но и на определенной территории. Однако органы меж­территориального действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы кото­рой не совпадают с административно-территориальным делением, например, органы железнодорожного транспорта, органы Министерства транспорта и коммуникаций РБ.

В настоящее время, несмотря на все многообразие орга­нов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать де­ла об административных правонарушениях, они системати­зированы следующим образом:


  • административные комиссии при исполнительных ко­митетах, районных администрациях;

  • сельские, поселковые исполнительные комитеты;

  • районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних;

  • районные (городские) суды (судьи);

  • органы внутренних дел, органы государственных ин­спекций и другие органы (должностные лица), уполномочен­ные законодательством рассматривать дела об администра­тивных правонарушениях.
Правовыми основами этой системы являются: Конститу­ция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и иные законодатель­ные акты Республики Беларусь.

Указанные органы (должностные лица) рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению ПИКАП и иными нпа Республики Беларусь.

^ 3. Коллегиальные органы и их полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях
Коллегиальными органами , уполномоченными рассмат­ривать дела об административных правонарушениях, явля­ются: административные комиссии при исполнительных ко­митетах, районных администрациях; районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолет­них; сельские, поселковые исполнительные комитеты.

Законодательством Республики Беларусь регламентирует­ся порядок образования и заседания коллегиальных органов.

Например, в соответствии с Постановлением Совета Ми­нистров Республики Беларусь от 21.09.2001 г. "Об утвержде­нии Примерного положения об административной комис­сии" административная комиссия при сельских, поселко­вых, городских исполнительных комитетах образуется по решению соответствующего исполнительного комитета, а при местных администрациях - по решению городского ис­полнительного комитета.

Общее руководство деятельностью административной ко­миссии осуществляет местный исполнительный и распоря­дительный орган, при котором образована комиссия.

В состав административной комиссии при городских, районных исполнительных комитетах (местной администра­ции) входят:


  • председатель административной комиссии (один из за­местителей председателя исполкома либо управляющий де­лами);

  • заместитель председателя (представитель структурного подразделения исполкома (администрации));

  • члены комиссии (представители органа санитарного надзора, органы внутренних дел, жилищно-эксплуатационной службы и т.д.);

  • освобожденный ответственный секретарь комиссии.
Состав административной комиссии при сельском, посел­ковом исполнительном комитете несколько отличается от ранее рассмотренного состава исполкома и включает:

  • председателя административной комиссии (председа­теля исполнительного комитета);

  • его заместителя и других лиц исполкома;

  • представителей организаций, находящихся на данной территории;

  • ответственного секретаря административной комиссии, назначаемого из числа членов административной комиссии (не освобожденный).
Заседания административной комиссии созываются от­ветственным секретарем по согласованию с председателем административной комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в 15 дней.

О дне заседания административной комиссии извещается прокурор города (района в городе, района).

Председательствующим на заседании административной комиссии является председатель административной комиссии, а в его отсутствие либо по его поручению - заместитель председателя административной комиссии.

Административная комиссия вправе рассматривать дела об административных правонарушениях при наличии не менее половины членов ее состава.

Постановление административной комиссии принимается простым большинством голосов членов административной комиссии, присутствующих на заседании. Постановление административной комиссии может быть обжаловано в местном исполнительном и распорядительном органе, при котором образована административная комиссия, или в суде в порядке и сроки, установленные законодательными актами Республики Беларусь.

Ст. 3.4. Административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.24, 10.8, 15.8, 15.13, 15.16, 15.17, 15.20, 15.21, частью 3 статьи 15.22, статьями 15.25, 15.27–15.29, 15.31, частью 2 статьи 15.35, частью 2 статьи 15.37, статьями 15.38, 15.39, 15.42–15.44, частью 1 статьи 15.46, частью 1 статьи 15.47, частью 1 статьи 15.54, статьями 15.57, 15.58, 16.9, 17.4, 18.2–18.4, частями 3 и 4 статьи 18.5, статьями 18.6–18.8, 18.10, 18.11, 18.30–18.34, 18.35 (за исключением правонарушений, совершенных водителями транспортных средств), 19.3–19.7, 20.6, 20.7, 20.9, 20.10, 21.1–21.5, частями 1 и 2 статьи 21.6, статьями 21.13–21.15, частями 1 и 3–6 статьи 22.3, статьями 22.4, 22.5, 22.12, частью 1 статьи 23.38, частью 2 статьи 23.56, частью 2 статьи 23.58, статьями 23.62, 23.63, 23.78 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Постановление СМ РБ от 10 декабря 2003 г. № 1599 «Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних».

Районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 17.4 (за правонарушения, совершенные родителями несовершеннолетних или лицами, их заменяющими - невыполнение обязанностей по воспитанию, вовлечение в антиобщественное поведение) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних образуются районными исполнительными комитетами или местными администрациями в составе от 5 до 15 человек (заместитель председателя исполнительного комитета или главы администрации, который является председателем соответствующей комиссии, заместитель председателя комиссии, должность которого приравнивается к должности начальника основного отдела исполнительного комитета (местной администрации), 2–5 социальных педагогов и педагогов-психологов специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации (в зависимости от численности населения административной территориальной единицы), и исполняющие свои обязанности на общественных началах другие члены комиссии). В состав комиссий по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов по должности могут входить руководители органов государственного управления образованием, органов по труду, занятости и социальной защите, органов государственного управления здравоохранением, органов внутренних дел, органов, учреждений и иных организаций культуры, досуга, спорта и туризма, а также депутаты Советов депутатов (с их согласия), представители профсоюзных и иных общественных организаций (объединений), осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с их согласия).

Заседания районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) комиссий по делам несовершеннолетних созываются председателем комиссии по делам несовершеннолетних по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и являются правомочными, если в них принимает участие не менее половины членов от установленного состава комиссии. О времени заседания соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних в установленном порядке информируется прокурор.

Решение комиссий по делам несовершеннолетних принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, которое должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. Решение комиссий по делам несовершеннолетних оформляется постановлением.

Члены комиссии по делам несовершеннолетних не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Член комиссии по делам несовершеннолетних, не согласный с принятым постановлением в целом или в части, вправе изложить в письменном виде свое мнение, которое приобщается к постановлению, о чем извещаются члены комиссии во время заседания и несовершеннолетний, его родители либо лица, их заменяющие.

Постановление объявляется немедленно по его принятии.

Сельский, поселковый исполнительный комитет рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.14–15.17, частью 3 статьи 15.22, статьями 15.23, 15.24, 15.44, 21.8, 21.14, 21.15, частью 1 статьи 23.74 (за правонарушения, совершенные при осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без извещения соответствующего сельского Совета депутатов и (или) без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма), статьей 23.78 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушения лесопользования, землепользования). Заседания правомочны при наличии не менее двух третей состава исполнительного комитета.

1. Понятие, сущность и виды подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности большое значение имеет четкое определение того, какой субъект власти какими делами владеет, кто такие дела оформляет, рассматривает, исполняет.
Правильное решение вопросов подведомственности - необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дела об административных правонарушениях.
Подведомственность в широком смысле слова - это оп­ределение объектов, на которые распространяется власть субъектов - носителей властных полномочий.
Что же касается подведомственности дел об админист­ративных правонарушениях, то она представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрис­дикции, которые уполномочены рассматривать дела, отне­сенные законом к их компетенции, и налагать на физичес­ких и юридических лиц административные взыскания.
При определении подведомственности дел об административных правонарушениях следует помнить о существовании разных уровней подведомственности и порядке последовательного их выявления.
Выделяют следующие основные виды подведомственнос­ти дел об административных правонарушениях:
Видовая подведомственность - закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами. Видовая подведомственность закрепляется чаще всего одноз­начно (дело рассматривается, например, только судом). Иногда законодательством допускается рассмотрение дела альтернативно, т.е. одним или другим органом (например, дело об административном правонарушении, предусмотрен­ном ст. 9.24 КоАП - нарушение законодательства о книге замечаний и предложений, может быть рассмотрено органами внутренних дел или КГК, административной комиссией).
Определив видовую подведомственность, необходимо ре­шить вопрос о территориальной подведомственности . В ст. 3.31 ПИКАП указывается, что административный процесс ведется по месту соверше­ния административного правонарушения.
В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.
Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12–18.27, 18.29, 18.35, частью 4 статьи 18.36, статьей 18.38 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.29–23.32, 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту расположения соединений, частей и подразделений пограничных войск Республики Беларусь.
Получив или собрав (подготовив) материалы дела об ад­министративном правонарушении, следует определить тех должностных лиц, кто имеет право и должен в государствен­ном органе заниматься рассмотрением конкретного дела. Это есть должностная подведомственность . Она закреплена в статьях главы 3 ПИКАП (от имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководители территориальных ОВД и их заместители – п.2 ст. 3.6. ПИКАП; от имени Департамента ценовой политики Минэкономики – директор департамента и его заместители п.2. ст.3.14).
Кроме того, перечень дол­жностных лиц, обладающих правом рассмотрения дел об АП, устанавливается нпа органов государственной власти РБ.
К должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об АП относятся как лица, наделенные распорядительными полномочиями внутриведомственного характера (начальники органов и их заместители), так и лица, не имеющие таких полномочий (инспекторы, контролеры-ревизоры, билетные контролеры – представители исполнительной власти).
В случае, если при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, установят, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его для рассмотрения в суд, орган, ведущий административный процесс, в компетенцию которых входит рассмотрение данного дела.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они передают материалы этого дела прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.
2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Определение круга органов (должностных лиц), уполно­моченных рассматривать и решать дела об административ­ных правонарушениях, имеет большое значение для обеспе­чения справедливого и законного привлечения правонару­шителей к административной ответственности.
Рассмотрение дел об административных правонарушени­ях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осу­ществляет только суд, так как от правосудия администра­тивный процесс отличается оперативностью и относитель­ной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочис­ленные и разнообразные административные дела (а их разно­образие связано с наличием многочисленных отраслей адми­нистративной деятельности и существующих в них отноше­ний), нужно обладать специальными знаниями и быть ком­петентным в данной области.
Оперативность рассмотрения административных дел мно­гочисленными органами и должностными лицами достига­ется еще и тем, что эти же органы и должностные лица систе­матически осуществляют контроль за соблюдением соответ­ствующих правил.
Органы, уполномоченные рассматривать дела об адми­нистративных правонарушениях, отличаются также и неод­нородностью субъектов. Отдельные из них созданы специ­ально для paзрешения дел об административных правонару­шениях (например, административные комиссии), другие выполняют эту работу наряду с осуществлением своих основ­ных функций (например, районные (городские) суды (судьи), у третьих, как правило, контрольно-надзорных ор­ганов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, госу­дарственные инспекции).
Система органов, осуществляющих административную юрисдикцию, строится по территориально-отраслевому при­нципу . Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как тер­риториальных особенностей, так и специфики их соверше­ния в отдельных отраслях и сферах государственного управ­ления.
К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комис­сии; районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; районные (городские) суды (судьи) и др.
Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать де­ла об административных правонарушениях, непосредствен­но связаны с.отраслями государственного управления и функ­ционируют на основании специализации и четкой иерархич­ности юрисдикционной подведомственности. Например, органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях о нарушении законодательства о труде. От имени департамента такие дела вправе рассматривать и налагать взыскания директор этого Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов и государственные инспекторы труда. При этом, как правило, вы­шестоящий орган (должностное лицо) вправе давать обяза­тельные последним указания по конкретным делам об адми­нистративных правонарушениях.
Отраслевой принцип на практике сочетается с территори­альным. Как правило, орган (должностное лицо) осущест­вляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрас­ли, но и на определенной территории. Однако органы меж­территориального действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы кото­рой не совпадают с административно-территориальным делением, например, органы железнодорожного транспорта, органы Министерства транспорта и коммуникаций РБ.
В настоящее время, несмотря на все многообразие орга­нов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать де­ла об административных правонарушениях, они системати­зированы следующим образом:

· административные комиссии при исполнительных ко­митетах, районных администрациях;

· сельские, поселковые исполнительные комитеты;

· районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних;

Подведомственность означает нахождение в ведении или управлении кого-либо или чего-либо.

Подведомственность дел об административных правонарушениях определяется как установление и разграничение компетенции между различными гос. органами, наделенными соответствующими юрисдикционными полномочиями по возбуждению и разрешению дел об административных правонарушениях.

Понятие подведомственности имеет важное значение в 2 аспектах: материальном и процессуальном.

Материальный аспект заключается в том, что вопросы подведомственности составляют часть компетенции органа и, следовательно, определяют его права и обязанности, правовой статус в целом.

Процессуальная же сторона имеет решающее значение как для возникновения административно-юрисдикционного отношения, так и для всего процесса (производства) в целом.

КоАП определяет вопросы подведомственности в 22 и 23 главах третьего раздела.

Перечень органов и должностных лиц можно разделить на 4 группы:

1.Судебные органы, исполнительные органы гос. власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

Согласно ст.22.1 ч.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл.23 КоАП:

2.Судебные органы, органы исполнительной власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов. Перечень органов дается в ст. 22.1 п. 2 КоАП:

  • Мировые судьи
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов
  • Административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

3.Исполнительные органы гос. власти РФ и их должностные лица, уполномоченные возбуждать дело об а. прав. Согласно гл. 28 КоАП.

4. Органы (должностные лица) прокуратуры, уполномоченные возбуждать производство по делу и непосредственно участвовать в процессе разрешения дела по существу, заявлять ходатайства, приносить протесты.

В производстве по делам об а. прав. Законодательно регулируются следующие виды подведомственности:

  • Постадийная. Согласно КоАП, каждая стадия производства имеет свой круг участников с определенным для каждой стадии статусом. Субъектами, ведущими производство, на разных стадиях могут быть разные субъекты, т. е. лицо, компетентное возбуждать дело, не имеет полномочий рассматривать или выносить решение, поэтому передает данное дело др. органу, обладающему соотв. компетенцией. Отступление от правил постадийной подведомственности влечет незаконность дальнейших действий и определение вынесенного решения по делу как ничтожно.
  • Родовая. Это разграничение полномочий между разными видами гос. власти. Наиболее значимым является вопрос о разграничении суд. и адм. подведомственности, которые закреплены в ст. 22.1. Судебная определяется законодателем как подсудность. Судьи судов общей юрисдикции, арб. судов и мировые рассматривают подсудные им дела об а. правонар. Административной подведомственностью наделяются уполномоченные органы исполнительной власти.
  • Видовая. Это законодательное закрепление видов органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать конкретные дела. При определении судебной видовой подв-ти требуется четкое выяснение того, какой суд – районный, арбитражный, гарнизонный или мировой – правомочен рассмотреть дело. Видовая подв. Бывает единоначальная (судья, должностное лицо) и коллегиальная (адм. комиссия).
  • Должностная. Заключается в четком определении круга вопросов, которые правомочно решать каждое конкретное должностное лицо уполномоченного органа в процессе производства по делу. Так ст. 23.3 определяет, какие дела правомочны рассматривать: начальник ГИБДД; сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания; государственные инспекторы безопасности дорожного движения.
  • Территориальная. Устанавливает правила рассмотрения дел на основе принципа территориальной юрисдикции уполномоченных органов. Общее правило: дело рассматривается по месту совершения правонарушения.
  • Альтернативная. Когда при наличии соответствующих условий допускается разрешение дела одним из нескольких юрисдикционных органов (рассмотрение дела или по месту учета транспортного средства или по месту совершения правонарушения. Это аспект альтернативной территориальной подв-ти связан с усмотрением заинтересованного лица. Другой стороной альт. подв-ти является усмотрение органа или должностного лица. Так в ч.2 ст. 23.1 названо более 60 составов, производство по которым может быть передано органом или д. лицом в суд.

Подведомственность дел об административных правонарушениях представляет собой закрепление в КоАП (глава 23), других законодательных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях между органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать такие дела.

При этом необходимо отметить, что в КоАП органы и должностные лица по характеру своих полномочий, касающихся административных правонарушений, подразделяются на две группы. Органы и должностные лица, входящие в первую группу, полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Органы и должностные лица, отнесенные ко второй группе, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, т.е. они фактически полномочны возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.

Значительное количество административных правонарушений рассматривается судьями судов общей юрисдикции. Судьями рассматриваются самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях, влекущие возможность применения, в частности, таких серьезных административных наказаний, как административного выдворения, административного ареста, дисквалификации и др.

Так, судьями рассматривается большинство административных правонарушений, посягающих на права граждан (глава 5 КоАП). Это, например, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст. 5.24); принуждение к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 5.40) и ряд других. В сфере посягательств на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6) судьям подведомственны такие правонарушения, как: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9); занятие проституцией (ст. 6.11) и др. Судьями также рассматриваются административные правонарушения, содержащиеся и в других главах КоАП: административные правонарушения, посягающие на охрану собственности (глава 7), административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9), правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10), административные правонарушения на транспорте (глава 11), административные правонарушения в области связи и информации (глава 13), административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14), а также в ряде других областей.

Анализируя данные составы административных правонарушений, следует обратить внимание на то, что КоАП относит к подсудности судей дела о правонарушениях, влекущих за собой, как правило, такие административные наказания, которые правомочен назначать только судья (например, конфискацию орудия или предмета правонарушения или административный арест).

Говоря о компетенции судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, необходимо отметить, что судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, и др. На практике в подавляющем числе случаев дела рассматриваются мировыми судьями.

Дела об административных правонарушениях по ряду составов, предусмотренных КоАП, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.

В случае совершения административных правонарушений военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, дела рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Кроме того, в соответствии с КоАП к полномочиям судей общей юрисдикции относится также рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые могут рассматриваться ими в случаях передачи органом или должностным лицом, к которым поступило данное дело. Составы данных правонарушений определены в ч. 2 ст. 23.1 КоАП. В этих случаях одни и те же составы административных правонарушений относятся и к подсудности судей, и к подведомственности соответствующих органов или должностных лиц. Передача такого дела на рассмотрение судье объясняется различным объемом административных санкций (т.е. наказаний), применяемых к правонарушителям (у судей он значительно шире).

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают:

Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;

дела о неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35); о нарушении порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36), а также других административных правонарушениях, посягающих на права несовершеннолетних.

Органы внутренних дел (милиция) в соответствии с КоАП рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями его Особенной части: ст. 6.8, 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст. 11.9, 11.14, 11.15, ч. 1, 2 и 3 ст. 11.17, ст. 11.23, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4-12.34, 13.24, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15-19.18, 19.22, 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1, ст. 20.23, ст. 20.24.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний согласно КоАП наделены должностные лица органов внутренних дел:

начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции и их заместители;

начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители, начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;

должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные милиции.

Военные комиссары субъектов Российской Федерации, городов (без районного деления), административных округов, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают административные правонарушения в виде неисполнения военно-транспортных мобилизационных обязанностей (ст. 19.25), непредставления в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1); уклонения от медицинского обследования (ст. 21.6); умышленной порчи или утраты документов воинского учета (ст. 21.7), а также предусмотренные ст. 21.2 - 21.5 КоАП.

Кроме указанных органов, в соответствии с КоАП в пределах установленной компетенции дела об административных правонарушениях рассматривают: органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; налоговые органы; таможенные органы; органы экспортного контроля; пограничные органы, а также ряд других