1

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В действующем гражданском законодательстве содержится требование о государственной регистрации сделок с землей и другим недвижимым имуществом (ст. ст. 131, 164 ГК РФ).

Несоблюдение данного требования в случаях, установленных законом, в силу п.1 ст. 165 ГК РФ влечет недействительность сделки. Кроме того, согласно п.3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п.1 ст.425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Итак, с одной стороны, факт государственной регистрации является необходимым условием действительности договора, а с другой,- признания его заключенным.

В юридической литературе нет единой точки зрения относительно правовой природы государственной регистрации сделок и последствий ее несоблюдения.

Так, Семенов М. утверждает, что государственная регистрация является самостоятельным условием действительности сделки, отсутствие которого влечет в силу ст.168 ГК РФ (несоответствие сделки требованиям закона или иных правовых актов) ничтожность сделки и в силу ст.433 ГК РФ ее незаключенность одновременно. Для того, чтобы сделка была ничтожной достаточно того, что она не соответствует требованиям закона или иных правовых актов (в данном случае -несоблюдение ее государственной регистрации), если специально не установлены другие последствия нарушения закона (иных правовых актов). Незаключенная сделка является видом ничтожной сделки. При этом ученый обращает внимание на то, что оформление сделки всегда предшествует ее государственной регистрации. Поэтому разграничение понятий «незаключенная» и «недействительная» сделки приведет к конкуренции норм о несоблюдении формы сделки и несоблюдении государственной регистрации сделки (как можно признать недействительной сделку, которая еще не совершена, не заключена?). С учетом изложенного, Семенов М.И. предлагает толковать п.1 ст. 165 ГК РФ следующим образом: «... всякая сделка, к форме которой закон предъявляет требование о государственной регистрации, но в отношении которой это требование не соблюдено, является ничтожной...». 1

Тузов Д.О. считает государственную регистрацию внешним по отношению к договору элементом, поскольку она придает договору юридическую силу, но не влияет на его заключение. Поэтому договор в случае несоблюдения требования о государственной регистрации, по мнению ученого, не может быть признан незаключенным. Он является ничтожным. Более того, ученый не признает за категорией «незаключенность сделки» автономное значение, поскольку в правовой плоскости она совпадает с понятием «недействительность сделки». 2

Проанализировав вышеприведенные точки зрения, можно заключить, что их авторы допускают смешение терминов «заключение» и «совершение» сделки.

Вместе с тем данные категории имеют различное правовое значение. Совершение сделки означает составление документа, выражающего содержание сделки, в надлежащей форме и подписание его лицом (лицами), совершающим сделку или должным образом уполномоченными лицами. Заключение договора следует рассматривать как юридический акт, с момента совершения которого договор вступает в силу и становится обязательным для сторон и третьих лиц. Договор может быть совершен, но не заключен, или заключен, но совершен в ненадлежащей форме.

Вследствие отождествления вышеуказанных терминов, Семенов М.И. признает незаключенную сделку видом ничтожной сделки, а Тузов Д.О. вообще исключает данную категорию из системы юридических понятий.

Вместе с тем различать понятия «незаключенная» и «недействительная» сделки необходимо, что обосновывается наступающими правовыми последствиями. В одном случае применяются нормы о последствиях недействительности сделок, а в другом - либо правила об истребовании имущества из чужого незаконного владения, либо нормы об обязательствах вследствие неосновательного обогащения. Таким образом, незаключенная сделка является самостоятельным видом сделок и влечет правовые последствия, отличные от последствий недействительности сделок.

Однако в ряде случаев законодатель допускает одновременное признание договора незаключенным и недействительным. Так, вп.1 ст. 10 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» указывается, что несоблюдение правил о государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность. В то же время п.2 ст. 10 указанного закона гласит, что договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации.

С учетом изложенного наиболее правильной и обоснованной, на наш взгляд, является точка зрения, согласно которой в случае отсутствия государственной регистрации договор признается незаключенным, если закон не устанавливает, что такой договор недействительный 3 .

Итак, государственная регистрация сделки может быть как условием действительности сделки, так и условием признания договора заключенным. В зависимости от этого обстоятельства в результате несоблюдения требования о государственной регистрации наступают различные правовые последствия: либо признание сделки недействительной и возврат переданного по ней по правилам §2 гл.9 ГК РФ, либо признание сделки незаключенной и возврат исполненного по ней в порядке ст. 301 ГК РФ (виндикация) или гл.60 ГК РФ (кондикция). При этом в случае признания сделки недействительной правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения в силу ст.1103 ГК РФ подлежат субсидиарному применению.

Учитывая вышеизложенное в целях формирования единообразной практики применения норм о последствиях несоблюдения требования закона о государственной регистрации сделок представляется целесообразным внести в п.1 ст.165 ГК РФ изменения в данной части и изложить его в следующей редакции:«в случае несоблюдения требования о государственной регистрации сделки, она считается незаключенной, если закон не устанавливает, что такая сделка ничтожна».

Кроме того, следует исключить положения действующего гражданского законодательства, допускающие одновременное признание сделки незаключенной и недействительной ввиду отсутствия государственной регистрации сделки, четко определив последствия несоблюдения данного требования закона.

Работа представлена на международную заочную конференцию Актуальные проблемы науки и образования, IV научная международная конференция, ВАРАДЕРО (Куба), 20-30 марта 2009г. Поступила в редакцию 13.03.09

1 Семенов, М. Государственная регистрация сделок и последствия ее несоблюдения // Право и экономика. -2002. №6. - С. 18-19.

2 Тузов, Д.О. О понятии «несуществующей» сделки в российском гражданском праве // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2006. -№10. - С. 9, 18.

3 Кияшко, В.А. Государственная регистрация сделок в гражданском законодательстве // Журнал российского права.2004. -N 11 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Версия Проф»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Послед.обновление 11.03.2009. Эрделевский, А.М. Споры о регистрации сделок с недвижимостью // Бизнес-адвокат. -2003. -№22 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: Версия Проф»:[Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс». - Послед.обновление 11.03.2009.

Библиографическая ссылка

Анчишина Е.А. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СДЕЛКИ: НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И НЕЗАКЛЮЧЕННОСТЬ СДЕЛКИ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 5. – С. 154-156;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=1872 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Тема 14.

Нормы права

1. Понятие и признаки норм права

Нормы права - отправное звено правового регулирования. Это основные «кирпичики», из которых строится право, это исходный элемент всей системы права. Являясь частью единой системы, нормы права обладают относительной самостоятельностью, имеют собственные признаки, характеризующие их форму и содержание, но одновременно включают в себя основные черты права как социального явления.

Норма права – это общеобязательное, формально-определенное, гарантированное государством правило поведения общего характера.

Основные признаки норм права: нормативность, формальная определенность, общеобязательность, государственно-властная гарантированность (указанные признаки были рассмотрены в гл. 7 настоящей работы).

2. Структура норм права

Несмотря на первичный характер, норма права структурно организована, имеет определенную структуру. (Некоторые авторы видят в этом системный характер нормы права, что вряд ли правильно). В качестве структурных элементов нормы различают гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – часть нормы, которая указывает на условие ее действия . В ней содержатся фактические обстоятельства (юридические факты) при наличии которых субъекты совершают определенные действия. Гипотеза может заключать в себе указание на субъекта права, какое-либо событие, действие, время. Примером может служить норма, закрепленная в п. 1 ст 463 ГК РФ: «Если продавец отказывается передать покупателю проданный товар , покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи» . Гипотезой этой нормы является первая (подчеркнутая) часть.

Диспозиция как часть нормы содержит само правило поведения , то есть указывает на права, обязанности или запреты, которые необходимо реализовать при наличии условий, указанных в гипотезе. В указанной выше норме оставшаяся часть нормы является диспозицией, так как указывает на право покупателя отказаться от исполнения договора.

Третий элемент структуры –санкция. В ней содержатся меры принуждения, применяемые к лицам в случае нарушения требований диспозиции Так, в ст. 114 УК РФ закреплено, что «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, -наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на срок до одного года». Подчеркнутая часть является санкцией нормы.

То есть логически структуру нормы права можно выразить следующим образом: «если ….(гипотеза)….то (диспозиция)…впротивном случае (санкция)».

Действительно, в силу формальной определенности в правовой норме должно быт точно определено правило поведения, должны быть указаны условия действия. Но поскольку реализация правовой номы обеспечивается принудительной силой государства (а это признак права), эти меры должны быть закреплены нормативно. Следовательно, с точки зрения формальной логики правовая норма содержит три указанных элемента.

Но всякая ли норма содержит все указанные элементы? Среди ученых нет однозначного ответа на этот вопрос. Отдельные авторы полагают, что каждая норма должна содержать все элементы. Другие утверждают, что правовая норма содержит только два из указанных элементов.

Данный спор возник по причине того, что нередко происходит отождествление нормы и ее текстуального выражения, содержащегося в нормативном акте (статья нормативного акта). Действительно, анализ статей нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем числе случаев там содержится именно два элемента. Подобный вывод вполне согласуется и вытекает из сложного содержания норм права. В литературе подчеркивается сложный характер содержания нормы, включающий в себя три составляющих. Поэтому в ней следует различать:

а) логическое содержание, сводящееся к заключенному в ней суждению;

б) социально-юридическое содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то или иное общественное отношение, логическую модель которого и представляет норма;

в) волевое содержание юридической нормы, которое заключается в стремлении государства в волевом порядке урегулировать общественные отношения и обеспечить реализацию норм.

Полное триединое содержание возможно закрепить только в единстве всех элементов нормы. Но для реализации каждого из указанных составных компонентов содержания достаточно двух ее элементов.

А поскольку свойственная праву определенность может быть выражена только формально, путем письменного закрепления, норма - предписание содержит именно два элемента: гипотезу и диспозицию, либо диспозицию (негативного характера) и санкцию.

Для разрешения данного противоречия С.С.Алексеев предложил рассматривать две стороны правовой нормы: логическую норму и норму-предписание. Следуя логике нормативного правового содержания, логическая норма содержит все три элемента. Но формально для обеспечения правового веления (когда и что следует делать) достаточно наличия только двух элементов. И хотя логическая структура не закрепляется в статье нормативного акта, ее понимание и анализ имеет и теоретическое, и практическое значение. Она побуждает практических работников к тщательному и всестороннему анализу нормативного материала во всем его объеме, позволяя принять правильное решение. Законодатель же, принимая конкретную норму, должен видеть и недостающий элемент. Принимая регулятивную норму, ему нужно предполагать и негативные последствия при ее нарушении, закрепив их другой (но логически связанной с первой) самостоятельной норме (охранительной).

Виды структурных элементов нормы

Структурные элементы по своему строению, по количеству составляющих компонентов могут быть простые, сложные и альтернативные .

Простая гипотеза предполагает наличие одного условия, при котором норма вступает в действие. Например, в указанной выше норме, предусмотренной ст. 463 ГК РФ, для отказа от исполнения договора купли продажи достаточно одного условия – отказ продавца от передачи проданного товара.

Простая диспозиция предполагает совершение одного варианта поведения. Из содержания рассматриваемой нормы (ст. 463) следует, что покупатель может только отказаться от исполнения договора. У него нет необходимости совершения каких-либо иных действий.

Простая санкция содержит одну меру наказания (государственного принуждения). Например, ст. 238 Трудового кодекса (ТК) РФ предписывает, что «работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб». Санкция нормы не предусматривает каких-либо негативных последствий кроме возмещения ущерба.

Сложная гипотеза содержит в своем составе несколько условий, лишь при наличии которых в совокупности норма вступает в действие. Примером может служить гипотеза нормы, закрепленной в п.1 ст.516 ГК РФ: «Если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) (первое условие ) и последний неосновательно отказался от оплаты (второе условие ), то поставщик вправе потребовать оплаты постпавленных товаров.

Сложная диспозиция предписывает совершать одновременно несколько действий. П.3 ст. 486 ГК РФ гласит: «если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать оплаты товара (первый вариант поведения ) и уплаты процентов …» (второе действие ).

Сложная санкция указывает на несколько мер наказания, которые совместно применяются к правонарушителю. Например, санкция ст.290 УК РФ за получение взятки предусматривает помимо штрафа либо лишения свободы дополнительно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной должностью на срок до трех лет.

Альтернативная гипотеза так же содержит несколько условий. Однако в отличие от сложной гипотезы для действия нормы достаточно одного из указанных фактов.

Аналогично альтернативная диспозиция требует совершения одного из нескольких указанных в ней вариантов поведения. Например, в соответствии с предписанием п. 1 ст. 475 ГК РФ: «Если недостатки товара не были оговорены продавцом (первое условие гипотезы ), покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества(второе условие гипотезы ), вправе по своему выбору потребовать от продавца:

Соразмерного уменьшения покупной цены (первый вариант поведения );

Безвозмездного устранения недостатков товара (второй вариант );

Возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров (третий вариант поведения) .

Альтернативная санкция - применения к правонарушителю одного из нескольких указанных в ней мер государственного принуждения. Практически все нормы уголовного кодекса содержат альтернативную санкцию. Примером может служить санкция ст. 329 УК РФ: «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской федерации – наказывается ограничением свободы на срок до двух лет (первая мера наказания ), либо арестом на срок от трех до шести мсяцев (вторая мера наказания) , либо лишением свободы на срок до одного года (третья мера наказания ). При определении меры наказания суд выбирает одну из указанных мер.

3. Виды норм права

Нормы права весьма разнообразны как по своему характеру, так и по функциональному назначению. Поэтому их можно классифицировать по нескольким основаниям.

Прежде всего, нормы целесообразно различать по ихфункциям . По этому основанию различаются нормы регулятивные, охранительные и специализированные. Посредствомрегулятивных норм осуществляется регулятивная функция права. Они указывают на конкретное правило поведения и включают в себя гипотезу и диспозицию. Например, ст. 611 ГК РФ гласит: «Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначения имущества».

Охранительная функция права осуществляется посредством охранительных норм, которые указывают на меры государственного принуждения к правонарушителю. Поэтому они включают в себя в качестве структурных элементов гипотезу (диспозицию) и санкцию. Примером могут служить нормы особенной части УК РФ.

Кроме этих норм-регуляторов поведения в праве имеются нормы, которые сами по себе не имеют регулирующего значения, не содержат правил поведения. Они носят вспомогательный характер, обеспечивая действие регулятивных и охранительных норм.

Среди специализированных норм различают:

Общие нормы (иногда их называют закрепительные, декларативные, конститутивные) направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений. Такова, например, конституционная норма, закрепляющая форму Российского государства (ст.1 Конституции РФ).

Дефинитивные нормы дают обобщенную характеристику (дефиницию) юридических категорий. Например, ст. 48 ГК РФ дает определение юридического лица. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Оперативные нормы имеют целью ввести в действие, или отменить иные правовые предписания. Например, ст.1 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» закрепляет: «Ввести в действие часть первую Гражданского кодекса Российской федерации с 1 января 1995 г…»

Наконец, различаются иколлизионные нормы. С их помощью разрешается коллизия, противоречие между нормами (которое к сожалению, имеет место). Например, согласно ч.2 п.2 ст. 7 ГК РФ «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».

Разнообразны нормы и похарактеру предписаний, по способам, которые использовал законодатель при их формулировке. По этому основанию различают и нормы обязывающие, запрещающие и управомачивающие.

В основу первых положено обязывание, то есть указание на необходимость совершения определенных действий. Словесно это выражается в формулировках «необходимо», «следует», «обязан» и др. В соответствии с ч.3 ст. 91 ТК РФ «работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником».

Запрещающие нормы содержат запрет – необходимость воздержания от совершения определенных действий. Здесь предписания выражаются словами «запрещается», «не допускается», «не вправе» и т.д. Ч. 2 ст. 91 ТК РФ предписывает, что «нормальная продолжительность рабочего временине может превышать 40 часов в неделю».

Управомачивающие нормы дают возможность самому определить характер своих действий, то есть посредством их предоставляется право совершать определенные действия (или воздерживаться от их совершения). Так, «собственникимеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия» (ч.2 п.1 ст. 295 ГК РФ).

Различаются нормыи по характеру предписаний (в основе их лежит метод правового регулирования).

По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - это разновидность правовых норм, содержащих властное предписание, не оставляющее свободы для усмотрения субъектом вариантов поведения. В императивных нормах в категоричной форме указывается единственно возможный вариант поведения, отступление от которого влечет за собой применение мер государственного принуждения. К диспозитивным нормам принято относить нормы, которые предоставляют участникам общественных отношений возможность самостоятельно определять взаимные права и обязанности договором или соглашением. Однако данные нормы содержат и императивный момент. Если участники отношения не определили права и обязанности, в норме властно содержится государственно-властный вариант поведения.

Диспозитивные нормы свойственны главным образом гражданскому праву, семейному, трудовому праву, что не исключает наличия в этих отраслях императивных норм. Императивные предписания характерны в основном для норм административного права. Так, согласно ст. 210 ГК РФ «собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества,если иное не предусмотрено законом или договором».

Нормы права носят формально определенный характер. Однако степень определенности норм не может быть одинаковой. Это зависит от характера общественных отношений. В одном случае при реализации норм следует учитывать особенности личности, особенности конкретных отношений и т.д. В других случаях требуется единообразное регулирование отношений, не допускающее разнообразия. Отсюда нормы права делятся наабсолютно определенные и относительно определенные.

Относительно определенные , властно предписывая содержание поведения, тем не менее допускают и закрепляют варианты выбора. Не следует эти нормы отождествлять с нормами диспозитивными. Диспозитивные нормы предоставляют возможность самостоятельного определения варианта поведения. Относительно определенные нормы допускают возможность выбора из предложенных законодателем вариантов. В соответствии с ч.1 ст. 58 ТК РФ «трудовые договоры могут заключаться:

1) на неопределенный срок;

2 ) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор)».

Абсолютно определенные нормы предписывают точный, единообразный вариант поведения. Так, ст. 63 ТК РФ предусматривает, что «заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет».

Другим основанием классификации является предмет правого регулирования. В зависимости от предмета (по отраслевой принадлежности) нормы делятся на уголовно-правовые, гражданско-правовые, конституционные и т.д.

По характеру регулирования нормы могут быть нормы материального права и процессуальные нормы. Первые закрепляют характер поведения (что регулируют?). Вторые же определяют как, в каком порядке осуществляется реализация материальных норм. Процессуальные нормы содержатся во всех отраслях права. Основные же отрасли (уголовного, гражданского и административного права) породили самостоятельные процессуальные отрасли (уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и административное процессуальное право), закрепленные в специальных актах – кодексах (УПК, ГПК).

4. Норма права и статья нормативного акта

Норму права нельзя отождествлять со статьей нормативного акта. Они соотносятся как форма и содержание. Норма – содержание правовых велений. Статья - это форма предписания, письменно закрепленная в нормативном акте.

Совпадают ли они по объему? Здесь возможно несколько вариантов.

Имеется незначительное число статей, содержащих одну единственную норму. Таковой, например, является ст. 32 ТК РФ: «Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями». Других положений данная статья не содержит.

В большинстве же случаев в одной статье содержится несколько норм. Словесно они обозначаются как «часть», «пункт», «абзац».

Может ли одна норма находиться в нескольких статьях? Этот вопрос представляется спорным, и ответ зависит от понимания структуры нормы. С позиции сторонников двучленной структуры нормы, оба ее элемента (например, гипотеза и диспозиция) должны находиться в одной статье. Если же придерживаться позиции, что норма права состоит из трех элементов (логическая норма), то содержание ее мы найдем в нескольких статьях, включающих несколько норм. Так, регулятивная норма, закрепляющая гипотезу и диспозицию, зафиксирована в гражданском кодексе. Санкция же этой логической нормы может находиться в уголовном кодексе.

Более подробно особенности и специфика правовых норм рассматривается при изучении отраслевого законодательства.

Литература к теме

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. - М., 1999.

Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1978.

Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени. - М.: Норма, 2004.

Берг О.В. Некоторые вопросы теории норм права// Государство и право. - 2003. - № 4.

Глушаченко С.Б., Пузырева Е.В. К вопросу о логической структуре российской правовой нормы// Актуальные вопросы истории и теории государства и права. – 2005. - № 1.

Лапшин И.С. Диспозитивные нормы права: Монография. – Н. Новгород, 2002.

Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990.

Сенякин И.Н. Специальные нормы советского права. - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1987.

Нормы права можно рассматривать как важнейшую разновидность социальных норм. Правовая норма представляет собой составную часть правовой системы, исходные элементы (кирпичики), из которых складывается вся система права (здание). Правовые нормы не являются единственными правилами поведения в обществе, наряду с ними существуют, обычаи, традиции, мораль и т.д. Правовые нормы представляют собой четко зафиксированные законы, выполнение которых контролируется государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные санкции, применяемые специальными учреждениями. Правовая норма есть регулирующее средство, с помощью которого общественные отношения берутся в определенные правовые рамки. Они обладают всеми признаками права и выступают в качестве модели поведения граждан.

Отличительные особенности правовых норм состоят в следующем:
1) они характеризуются велением соответствующего государства , имеющее общеобязательное значение, в то время как иные социальные нормы (мораль, обычай и т.д.) не обеспечены государственным принуждением.
2) В правовой норме всегда выражен общий характер закрепленного в ней правила поведения, в то время как акт применения норм права (предписание индивидуального характера) рассчитан на конкретный случай. Общий характер правовой нормы достигается абстрактностью ее содержания, которое предусматривает наиболее типичные ситуации и выражает наиболее существенные особенности правил поведения. Правовая норма адресована неопределенному числу или кругу лиц.
3) Регулирование повторяющихся общественных отношений. Регулятивное значение нормы заключается в возможности многократности ее применения к повторяющимся общественным отношениям.
4) Нормы права обладают системностью , так как применение одной правовой нормы всегда требует использования ряда других норм права.
5) Они носят предоставительно-обязывающий характер, то есть регулируют деятельность людей посредством предоставления им субъективных прав либо закрепления за ними обязанностей.
В итоге норму права можно определить как общее правило, исходящее от государства и регулирующее поведение людей и их коллективов путем предоставления им субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей .
Логическая структура правовых норм состоит из трех основных компонентов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия вступления нормы в силу. Например, норма пенсионного права указывает условия назначения пенсии по старости (для мужчин - 60-летний возраст и не менее 25 лет трудового стажа; для женщин - соответственно 55 и 20 лет). Формулировка гипотезы должна носить совершенно определенный характер во избежание различных трактовок, ибо при расплывчатых формулировках правовую норму можно применить как угодно.
Диспозиция отвечает на вопрос о том, какое правило поведения содержится в правовой норме. Например, в соответствии с нормой семейного права родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении. Если гипотеза отвечает на вопрос об условиях выполнения требований правовой нормы, то само правило поведения формулируется в диспозиции. Поэтому диспозиция является главным элементом нормы, ее ядром. Императивная (т.е. повелительная) диспозиция указывает на совершенно определенный вариант поведения, отклонения от которого по воле сторон не может быть (свобода и неприкосновенность личности по Конституции), а восполнительная допускает различные варианты поведения сторон (какая из сторон уплачивает налоги от сделки и т.д.).
Санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, принудительные меры воздействия, которые могут наступить в связи с нарушением правовой нормы или ее ненадлежащем исполнении. Она связана с ответственностью исполнителей нормы, указывает на виды и меры ответственности. Санкции могут быть административными (штраф, предупреждение, административный арест и т.д.), дисциплинарными (замечание, выговор, увольнение, исключение и т.д.), имущественными (возмещение ущерба и т.д.), уголовными (лишение свободы и др.) и правовосстановительными (отмена противоречащих Конституции и законам указов, постановлений и т.д.).
Таким образом, норма права устанавливает:
а) кто и когда должен ее исполнять;
б) в чем должно состоять это исполнение;
в) каковы последствия неисполнения нормы.
Правовые нормы могут выступать в качестве норм-принципов (в основном содержащиеся в Конституции, носящие характер общего регулирования) и быть предоставительно-обязывающими (определяют конкретные права и обязанности сторон).
Нормы также могут быть управомочивающими (каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц), обязывающими (содержат предписания, что нужно делать, например, - охранять природу), запрещающими (устанавливают, что нельзя делать, к ним относятся все нормы уголовного права и значительная часть норм административного права), рекомендательными (устанавливают желательный вариант поведения и др.).
По качеству нормы можно различать на идеальные (качественные, совершенные) и ложные (некачественные, несовершенные, деформированные) нормы права.
По субъектам правотворчества выделяют:

  • нормы права, исходящие от государства (парламента страны, Президента, Правительства, министерств и ведомств);
  • нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

Выделяют нормы материального и процессуального права .
Нормы материального права определяют организацию, структуру, компетенцию государственных органов, организаций и должностных лиц; регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными организациями.
Нормы процессуального права не регулируют каких-либо отношений (экономических, социальных, политических и иных), а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правило, порядок) их осуществления и защиты. Они содержатся в основном в гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном и уголовно-процессуальном праве. Они определяют юридические способы охраны, защиты, поддержания и восстановления материальных норм права.

Норма права – это установленное государством или санкционированное им общеобязательное правило поведения, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при необходимости принудительной силой государства.

Элементы норм права

Правовая норма состоит из следующих элементов:

    гипотеза

    диспозиция

гипотеза, которая определяет условия и обстоятельства, при которых применяется данная правовая норма. Гипотеза отвечает на вопросы – кто, где, когда, при каких условиях.

Виды гипотезы: простой – указывает как правило на одно конкретное обстоятельство, сложной – указывает на несколько обстоятельств, альтернативной – содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма действует.

диспозиция , которая содержит правило поведения, создает субъективные права и юридические обязанности. Диспозиция есть наиболее важная часть правовой нормы. Она отвечает на вопросы – что делать, чего не надо делать.

Виды диспозиции бывают: простой – содержит один вариант поведения, альтернативной – указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношений. Бланкетной – отсылать субъектов правоотношения к другим нормам.

Санкции, которая определяет меру государственного принуждения, применяемую к субъекту, за нарушение нормы права и указывает на неблагоприятные юридические последствия, которые должен претерпеть нарушитель.

Виды санкции: абсолютно-определенные – содержат конкретный вид наказания. Относительно-определенные – указывают пределы размера наказания либо минимальный либо максимальный. Альтернативные – указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимых

Классификация норм права может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

а) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т.п. права.

б) по специфическим юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы права подразделются на регулятивные, охранительные и специализированные (или нормы специального действия).

По предмету регулирования:

а) Материальные юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а т.же ответственность субъектов правоотношений. Например: нормы, определяющие обязанности соответствующих д/л принять и рассмотреть жалобу гражданина, определяющие основы компетенции субъекта исполнительной власти.

Определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и объектов управления.

б) Процессуальные определяют, каким образом и в каком порядке действуют органы государственного управления, какова процедура рассмотрения и разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления. Например: порядок приема, рассмотрение, разрешение жалоб и заявлений граждан, производство по делам об административных правонарушениях.

По характеру предписания :

а) обязывающие – предписывают в определенных условиях обязательно совершить обозначенные в норме действия. Например: при получении жалобы гражданина орган (д/л обязан рассмотреть ее в течение 30 дней, при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан полиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.).

б) запрещающие, предусматривающие запрет на совершение действий, определенных в норме.

в) уполномочивающие разрешают действовать по своему усмотрению, но в рамках требований, заключенных в норме права (устанавливают права субъектов на совершение определенных действий).

По форме предписания:

а) императивные - эти нормы формируют права и обязанности субъектов строго обязательном, повелительном стиле и не могут быть изменены участниками регулируемых отношений, т.е. содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении указанных в них условий, которые не могут быть изменены или заменены иными обстоятельствами по соглашению сторон данного правоотношения.

б) диспозитивные, которые формируют права и обязанности таким образом, что участники правоотношений могут сами в рамках нормы определить их.

В) рекомендательные, которые содержат определенные советы, рекомендации и целесообразности совершения тех или иных действий, т.е. формируют права и обязанности в форме рекомендаций органам, которым они адресованы.

По действию времени:

а) срочные – заранее определен срок действия. Например, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами, стихийными бедствиями, режимом ч/п.

б) бессрочные – не имеющие заранее установленного срока действия. Они действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется. Они действуют до тех пор пока не будут отменены.

По действию в пространстве : А) республиканские Б) местные В) локальные – принимаются как правило, руководством государственной кооперативной или иной организации и действуют, соответственно в рамках данной организации, ведомства и отражают цели, специфику их деятельности, направлены на упорядочение этой деятельности

Регулятивные нормы - это нормы расчитанные на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют правомерные действия, установливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера этих отношений. Регулятивные нормы подразделяются на управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Охранительные (или правоохранительные) нормы расчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия. Они охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы.

Охранительные нормы предусмотривают меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав.

Специализированные нормы - или нормы специального действия, это нормы о нормах. Они регулируют не психологическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. Они предписывают, как следует понимать другие нормы, термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует применять в тех или иных ситуациях. К их числу относятся дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы.

Дефинитивные нормы (дефиниция - определение) содержат легальные определение терминов, встречающихся в других нормах. Они, следовательно, предписывают, как следует понимать соответствующие термины.

Например, Ст.1 Закона РК “О браке и семье“ называется “Основные понятия, используемые в настоящем законе“. В данной статье содержатся нормы определяющие такие понятия как брак, фиктивный брак, семья, детство и т.д.

Коллизионные нормы - расчитаны на случай коллизий, столкновений норм права, на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания регулируют один и тот же случай. Коллизионная норма преписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае.

НОРМЫ ПРАВА - это юридические конструкции, которые задают правила поведения в обществе. Такое правило является общеобязательным, из него вытекают обязанности участника общественных отношений. Исполнение правовых норм обеспечивается силой государственного аппарата. Совокупность всех норм образуют объективное право, которое делится на отрасли и институты. Правовые нормы обладают следующими признаками:
- они направлены на регулирование поведения людей и организаций;
- в отличии от правоприменительных актов носят общий характер;
- эти нормы общеобязательны для исполнения адресатами;
- государство признает их и обеспечивает выполнение;
- они формально определены, закрепляют права и обязанности;
- они системны, то есть, не должны противоречить друг другу.

Классическая конструкция правовой нормы состоит из трех элементов. Это гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза отвечает на вопрос, в каких случаях применяется данная норма права. Диспозиция указывает, что именно нужно сделать (или запрещается делать), санкция описывает то, что произойдет в противном случае. Иными словами, звучит как "если - то - иначе". Простой пример такой нормы: "если вы едите по улице на автомобиле (гипотеза), то должны остановиться на красный сигнал светофора (диспозиция), иначе на вас наложат штраф (санкция)".

Гипотеза как составляющая правовой конструкции

Гипотезы могут быть простыми, содержащими одно условие, или сложными, связывающими действие нормы с наличием двух или более условий. В примере выше налицо как раз сложная гипотеза : связано движение по улице и управление автомобилем. Если же присмотреться внимательнее, то обнаружится и третье условие нормоприменения: красный сигнал светофора. И вот при подтверждении этих трех гипотез водитель должен выполнить действие - остановиться. Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная, при ней для того, чтобы правовая норма вступила в силу, достаточно выполнение хотя бы одного условия. В приведенном выше случае это может быть условие "или увидев перед собой пешехода", из чего следует, что остановить автомобиль надо не только по красному сигналу, но и чтобы избежать столкновения с пешеходом.

Гипотеза также может быть абстрактной или казуистической. Наиболее распространены абстрактные гипотезы, которые обращены не к конкретному явлению, а к его родовому признаку. Это делается затем, чтобы не усложнять и не загромождать конструкцию правовой нормы излишними подробностями. В нашем примере не конкретизируется, каким именно автомобилем управляет водитель; любая попытка сделать это приведет в ужасное нагромождение ненужных частностей ("управляя автомобилем ВАЗ-2111, Шевроле, Тойота..."). Нетрудно представить, что такая правовая норма будет занимать несколько страниц и постоянно корректироваться по мере появления новых марок машин.

Казуистическая гипотеза регулирует возникновение правоотношений со строго определенными частными случаями, которые невозможно описать с помощью абстрактной конструкции. Казуальные гипотезы (от слова causa) очень часто оформляются изъятиями из общей нормы, причем расположены они могут быть в совершенно отдельном законодательном акте. Вернемся к нашему примеру: для автомобилей скорой помощи или полиции при определенных обстоятельствах не действует правило обязательной остановки по запрещающему сигналу светофора. Это яркий пример казуистической гипотезы, оформленной в виде исключения из общего правила.

Диспозиция - это правило поведения в данной ситуации

Диспозитивная составляющая устанавливает участников правоотношений. Это правило, гласящее, что надо делать или чего делать не надо в данных обстоятельствах. Диспозиция может быть:
- управомочивающая, или дающая право поступить определенным образом;
- обязывающая, устанавливающая обязательство сделать что-либо;
- запрещающая, устанавливающая запрет на определенные действия.

В нашем примере налицо последний, запретительный тип диспозиции. При первом взгляде он кажется обязывающим (обязывает остановить автомобиль), но на самом деле это запрещающая диспозиция - она запрещает продолжать движение, и такая формулировка точнее соответствует смыслу положения. Отметим, что путаница с обязывающими и запрещающими нормами права возникает не только на уровне бытового понимания законов, но и среди самих законодателей. Яркий тому пример - постулат о том, что управление машиной без страхового полиса ОСАГО запрещено. Такая формулировка создает неверное представление о том, что же на самом деле обязан сделать владелец транспортного средства. А он обязан купить страховой полис ОСАГО (обязывающая диспозиция) - и то лишь в оговоренных законодательством случаях. Дорожным катом, к примеру, можно управлять и без страховки.

Санкции - это указания на последствия несоблюдения норм

Санкция - это элемент юридической нормы, который устанавливает неблагоприятные для нарушителя последствия. Это может быть как принуждение, так и наказание. В нашем примере штраф или лишение прав - это как раз наказание со стороны государства. В данной не говорится о том, что нарушитель должен вернуться назад и повторить проезд светофора с соблюдением правил дорожного движения. Пример же принудительной санкции - это оплата штрафа: если водитель не захочет его платить, государство в судебном порядке заставит его это сделать.

Санкции могут быть разной степени определенности. Различают абсолютно определенные санкции - те, которые имеют категорическое значение и не допускают иного, относительно определенные - те, которые допускают интервал применения (к примеру, штраф или лишение прав), и альтернативные - это такие, когда правоприменительным органам разрешается в широких пределах применять разную степень воздействия на свой выбор. В нашем примере это звучало бы так: "от устного замечания инспектора ГИБДД до 15 лет лишения свободы". Последний тип санкций для современного законодательства не характерен, поскольку он открывает путь для произвола со стороны правоприменительных органов. Отличить относительно определенную от альтернативной санкции довольно просто: надо обратить внимание, установлены ли в законе пределы наказания (принуждения), или они определяются на выбор правоприменителя.

Реальные правовые нормы и нормативные акты

Реальные нормы права не часто содержат все три вышеперечисленных элемента конструкции. Например, конституция Российской Федерации содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию. Для многих регулятивных норм типично содержание одной только диспозиции. Не содержит гипотез и : в нем только диспозиции и санкции, это нормальная практика для охранительных норм. При этом считается недопустимым смешивать диспозиции регулятивных и охранительных норм, поскольку они не совпадают. Иногда недостающая норма может быть восполнена за счет других нормативных правовых актов, что не устраняет неопределенности. В других случаях такое восполнение недопустимо - например, не может иметь санкций управомочивающая, декларативная и дефинитивная норма права.

Существует три способа закрепить норму в акте - это прямой, отсылочный и бланкетный. В первом случае элемент излагается непосредственно в статье закона , во втором законодателем делается ссылка на соответствующий документ (например, на закон об ОСАГО), в третьем такая ссылка носит неявный характер, вплоть до "действующего законодательства". Надо сказать, что бланкетный прием применяется довольно часто, несмотря на видимую неопределенность: например, фраза "если иное не установлено правовыми актами" есть ни что иное, как бланкетное изъятие. Законодатель также имеет право изложить норму не в одном документе, а сразу в нескольких. В этом состоит важное отличие правовых норм от пунктов (статей, глав) законов и кодексов. В частности, все три элемента абстрактной конструкции нормы права могут быть изложены следующим порядком:
- в одной статье или даже пункте нормативного акта;
- в статье может содержаться сразу несколько норм;
- элементы распределены по нескольким статьям закона;
- элементы распределены по нескольким правовым актам.

Юридическая сила правовых актов и норм, учрежденных ими, различна. Наивысшей силой обладают международные договоренности, после чего идет основной закон страны (конституция), далее следуют федеральные законы, за ними - местные и отраслевые нормативные акты, список замыкают подзаконные акты и локальные распоряжения (приказы). Эта иерархия является достаточно строгой, ни один нижестоящий не может нарушать или отменять правила вышестоящего, если в том нет соответствующего изъятия. В частности, в трудовом договоре с работником работодатель не имеет права установить ему зарплату ниже минимального уровня оплаты труда, поскольку это вступит в противоречие с трудовым кодексом. Сам же трудовой кодекс содержит отсылочную норму на постановление правительства, которым и устанавливается МРОТ.

Специальные правовые нормы и их роль в законодательстве

Специализированные нормы права нашли широкое применение в законодательстве. Более того, многие законы строятся именно по такому принципу, когда специальную норму выносят отдельно, чтобы облегчить пользование законодательным актом. К таким правовым нормам относятся:
- дефинитивная, дающая определение того или иного понятия;
- декларативная, содержащая правовые принципы, цели и задачи;
- оперативная, изменяющая, отменяющая или продлевающая действие;
- коллизионная, решающая проблему коллизии в законодательстве;
- постоянная и временная (определяет срок действия нормы);
- общегосударственная и местная (определяет регион использования).

Различают также императивные и диспозитивные нормы права. К первым относятся те, которые ни при каких условиях не подлежат изменению сторонами правоотношений. Диспозитивные допускают регулирование отношений и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке. Как правило, диспозитарная правовая норма включает часть императивной (категорической), но оставляет свободу для ее реализации. Например, могут договориться об особом порядке расчета по договору купли-прождажи, но то, что оплата должна состоятся - это категорическая норма. А вот как именно она будет производиться (наличными, перечислением, в рассрочку, векселями, взаимозачетом) - норма договора уже субсидарная.

Нормы права также разделяются на общие и отраслевые. К последним относится гражданское, трудовое, уголовное, административное, процессуальное, финансовое, семейное и экологическое право, а также некоторые другие направления правоведения. Есть еще отдельные отрасли, формально входящие в состав перечисленных, но имеющие самостоятельное значение - например, налоговое, страховое, детское или даже военное право, авторские права. Соответственно, существуют и юристы , специализирующиеся на том или ином праве. Самым сложным по праву считается гражданское (цивильное) и особенно гражданско-процессуальное право. Цивилисты (так называют специалистов по гражданскому праву) по праву входят в элиту юриспруденции, поскольку им приходится разбирать дела, связанные с неисчислимыми тонкостями в законодательстве. Наиболее востребованными являются адвокаты по уголовным делам, так как "цена вопроса" в этой отрасли права наиболее высокая - это свобода и судьба человека, а иногда и его жизнь.