С развитием цифровых технологий многие организации сталкиваются с проблемой, связанной с хранением и обработкой персональных данных клиентов. Принятый закон о персональных данных призван обеспечить права и свободы гражданина в тот момент, когда его личная информация хранится или используются в различных государственных и коммерческих структурах.

Краткий обзор федерального закона 152 ФЗ

Закон даёт определение персональным данным, согласно ему это набор информации, которая может поспособствовать идентификации лица.

К таким типам информации относятся:

  • Ф.И.О.;
  • полная дата рождения;
  • адрес ;
  • сведения о доходах;
  • сведения о социальном положении;
  • личные номера телефонов;
  • сведения об образовании;
  • банковские реквизиты;
  • данные для доступа в аккаунты;
  • личная переписка;
  • биометрические показатели.

В любой из форм должна содержаться следующая информация:

  • Ф.И.О;
  • полный адрес;
  • номер документов удостоверяющих личность;
  • дата их выдачи;
  • органы, выдавшие удостоверяющие документы;
  • полное наименование оператора;
  • адрес его регистрации;
  • цели обработки персональной информации;
  • список персональной информации, которая подлежит обработке;
  • список всех действий, которые будут производиться с предоставляемой информацией;
  • срок действия соглашения по обработке;
  • способы отзывов соглашения;
  • подпись и инициалы субъекта.

Ели субъект является недееспособным, тогда предоставить к обработке его персональные данные может законный представитель.

Ответственность за нарушение

Во многих законах присутствует статья за нарушения обработки и распространение персональных данных. Основной мерой воздействия на нарушителей является выплата денежного штрафа. Однако, в каждом из перечисленных законов присутствуют и иные санкции.

КоАП

Как уже писалось выше, нововведения коснутся размеров штрафов за административное нарушение. Минимальная сумма штрафа будет 1 500 р. для физических лиц. Самая большая сумма будет у юридических лиц и составит 75 000 рублей.

Уголовный кодекс

В уголовном кодексе за незаконную обработку сбор или распространение данных, таких как:
  • информация о частной жизни;
  • личная или семейная тайна;
  • личная переписка.

Предусмотрена ответственность в виде штрафа до 300 тысяч рублей, принудительных работ или лишения свободы до 4 лет.

Гражданский кодекс

Потерпевший субъект может обратиться в суд с иском о возмещении морального или физического вреда и понесенного убытка в связи с нарушением обработки его персональных данных. Суд определяет размер компенсации самостоятельно, однако эта сумма не имеет ограничений.

Трудовой кодекс

Работники при нарушении могут получить от работодателя выговор или замечание. В зависимости от степени причиненного ущерба работник может быть уволен. Руководитель имеет полное право уволить работника по собственной инициативе, если тот разглашал сведения, касающиеся охраняемых законом тайн или персональной информации другого сотрудника.

Видео: Закон о персональных данных в РФ: забота о пользователях или тотальный контроль?

Изменения в закон о защите персональных данных 2017 года повлияли на работу коммерческих организаций, особенно тех, чей бизнес представлен в интернет-пространстве. Последние изменения в данный закон вступили в силу 1 июля текущего года, но многие фирмы еще не успели привести свои дела в соответствие с новыми правилами. Следует обобщить данные о том, что нужно сделать организациям для избежания штрафа и на что стоит обращать внимание физическим лицам.

Закон о персональных данных: последняя редакция 2017

На все личные данные человека распространяется защита, гарантированная государством. Это регулируется Федеральным законом № 152-ФЗ, который был принят 27 июля 2006 года, но за время своего существования уже не раз подвергался корректировкам. Однако последние поправки оказались весьма существенными. 13-ФЗ от 7 февраля 2017 года внес изменения в редакцию закона, в частности, были ужесточены санкции за нарушения в сфере персональных данных.

Обратимся к основным понятиям закона:

  • персональные данные (ПД – далее) – сведения, являющиеся неотъемлемой принадлежностью человека – конкретного физического лица.
  • оператор – физлицо, госорган, орган муниципальной власти, электронные СМИ, коммерческая или иная организация, которая в каком-либо виде занимается сбором, обработкой, накоплением, хранением этих индивидуальных сведений.
  • обработка ПД – автоматизированный или иной комплекс манипуляций, направленный на выполнение указанных действий с ПД.

Федеральный закон о защите персональных данных не дает абсолютно ясной формулировки, что же является ПД, однако можно сделать вывод, что это любая информация о лице, которая позволяет его идентифицировать. Элементами персональных данных выступают: ФИО, город рождения и проживания, даты, контактные данные – от телефонов до страниц в соцсетях, адреса, фото и т.д.

Важный аспект! Когда речь идет только о ФИО – это не те данные, по которым возможна идентификация отдельного человека, поскольку есть однофамильцы. Но когда ФИО сопровождается фото – это уже выделяет одного человека из множества других.

Если организация имеет доступ и оперирует подобными ПД, закон 152-ФЗ о персональных данных предъявляет к ней повышенные требования. Наказание в виде штрафа теперь может составить до 75 000 рублей!

Закон о неразглашении персональных данных – что нужно знать операторам?

Операторы различаются между собой охватом ПД, методами их обработки, целями сбора и накопления данных. Если физическое лицо записывает контакты своих знакомых в блокнот, чтобы просто не забыть поздравить их с днем рождения – это не сбор ПД. Если тоже лицо выступает в качестве ИП, оказывая частные услуги на дому, к примеру, делает маникюр, и ведет такую запись – это сбор ПД. У клиентов в этом случае надо спрашивать согласие на него и нести ответственность за разглашение, если таковое случится.


Сейчас каждый интернет-магазин требует предоставления данных от посетителя сайта. Обычно это происходит в форме обратной связи или при регистрации, которую человек должен заполнить, чтобы получить консультацию или более точные сведения об услугах. Это типичный пример, как происходит сбор личной информации. При этом владелец ресурса каждому физическому лицу обязан гарантировать конфиденциальность и нераспространение полученных в сети сведений.

Как вести себя владельцам интернет-ресурсов, чтобы избежать неприятностей с Роскомнадзором? Рекомендуем ознакомиться с простой инструкцией.

Если на сайте есть формы для получения ПД, под каждой из них надо поставить окно для согласия, где проставлением знака человек выразит его.

В открытом доступе на веб-ресурсе обязательно надо разместить 2 документа, доступных и наглядных, где в тексте прописываются условия сохранения, хранения, передачи данных (пользовательское соглашение, к примеру) и положение о том, как именно будет гарантироваться тайна полученной информации (это обычно политика конфиденциальности).

Если компания не уверена, что ее аналогичные документы соответствуют основным требованиям отраслевого закона, можно поступить просто: открыть известный сайт популярного бренда и посмотреть, как вышли из положения они. Их соглашение можно взять в качестве образца, адаптировав его условия под особенности своего бизнеса.

Надо непременно корректно отразить в документе все данные оператора ПД, то есть самой организации. Это полные реквизиты, наименование, адрес, место и орган регистрации, для ИП – ФИО и паспортные данные. Там также нужно привести целостный перечень ПД, которые запрашиваются от пользователя, и отразить, для чего это делается. Также стоит указать срок, на который пользователь предоставляет свое согласие.

Нужно встать на учет в Роскомнадзоре России в качестве оператора ПД. Это нужно было сделать до 01.07.2017. Но лучше подать уведомление сейчас, с опозданием, но в добровольном порядке, чем когда это нарушение выявит Роскомнадзор. Форму заявления можно посмотреть на официальном сайте этого органа.

Кто освобожден от этой обязанности?

Некоторых субъектов коммерческой деятельности 152-ФЗ обходит стороной. Уведомлять вышеупомянутую инстанцию не надо, если:

  • основные данные получаются от субъекта при оформлении трудовых отношений;
  • ПД стали известны при заключении договора для идентификации его стороны, но никак не обрабатываются и не распространяются;
  • ПД общеизвестны, публичны;
  • Когда сбор разрешен нормативными актами и производится без средств автоматизации;
  • ПД требуются для оформления однократных пропусков и т.д.

Гражданам – как сберечь свои персональные данные?

Обновленный закон призван регулировать управление ПД и их распространение в социуме. Интернет-пользователи обычно не обращают внимания на то, какие ресурсы уже владеют информацией о них. Соответственно, они не могут проверить, надлежащим ли образом используются их личные данные. Поэтому возник проект создания единого портала, посвященного защите и учету распространения персональных данных. Он должен быть реализован до 2019 года. С его помощью каждый человек сможет проверить, кому он уже доверил свои ПД и надежно ли они защищены.

В январе 2017 года, Государственной Думой РФ принят закон, который внёс изменения в главу 5 Федерального закона о персональных данных. Этот закон регламентирует правила использования персональных данных организациями и должностными лицами. Федеральный Закон «О персональных данных» был призван привести правовую базу в соответствие с Европейскими законами, с целью обеспечения международной торговли со странами Евросоюза.

В изменениях, вступивших в силу с 1июля 2017 года, были конкретизированы некоторые понятия и определения, добавлен пункт о необходимости регистрации компаний, занимающихся обработкой личных данных физических лиц, в качестве операторов обработки персональных данных в Роскомнадзоре.

Дополнительно внесены изменения в статьи КоАП РФ, связанные с ответственностью за нарушения законодательства в сфере персональных данных, были добавлены новые составы правонарушений и увеличены размеры штрафов.

Как самостоятельно подготовить сайт на битриксе для соответствия требованиям 152 Федерального Закона «О персональных данных»

Кроме того, с 1 июля 2017 года ввели упрощенный порядок привлечения к административной ответственности.

Если ранее для вынесения постановления требовалось участие прокуратуры, то теперь эти функции переданы в Роскомнадзор.

Для юридических и должностных лиц штрафы могут составить до 295 000 рублей. Несмотря на дополнения и уточнения, в законе по-прежнему достаточно нечетких формулировок, допускающих различное толкование. Например, под персональными данными в законе понимается «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». А под обработкой персональных данных подразумевается «любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных».


Очевидно, что даже если вы не используете на сайте формы обратной связи и не вступаете в информационный контакт с пользователем, вы все равно попадаете под действие закона. Например, если у вас на сайте установлена Яндекс.Метрика или Google.Analytics, которая собирает данные о посетителях, такие как ip-адрес, используемая операционная система и браузер, то вы все равно являетесь оператором обработки персональных данных. Причем, в данном случае речь может идти о предоставлении и распространении персональных данных.

Под распространением персональных данных понимаются «действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц». А под предоставлением персональных данных - «действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц».

Полной защиты от штрафных санкций, к сожалению, мы предоставить не можем, но поможем существенно снизить вероятность штрафа, который могут наложить на вас за нарушения ФЗ 152 на вашем сайте.

Мы предлагаем следующий пакет услуг для сайтов, работающих на CMS 1С-Битрикс:

  1. Аудит сайта на выявления точек соприкосновения с пользователем
  2. Обновление вашей CMS до версии 17.0.9
  3. Стандартное пользовательское соглашение на обработку персональных данных. Если ваши юристы разработали свое соглашение, мы можем использовать его.
  4. Доработка форм на вашем сайте в соответствии с требованиями закона.
  5. Добавление страницы, содержащей типовое пользовательское соглашение на сайт.
  6. Добавление ссылки на страницу, содержащую типовое пользовательское соглашение.

Как правило, работы по приведению сайта в соответствие с изменениями в 152-ФЗ о персональных данных для интернет-магазина занимают около 12 часов. Если у вас остались вопросы относительно того, как быстро и по разумной цене (недорого) привести свой сайт в соответствие с ФЗ №152, пожалуйста свяжитесь с нами по телефону: 8-800-555-0628 (бесплатно по России) или напишите нам на адрес электронной почты:

К персональным данным можно отнести любую информацию, которой достаточно, чтобы однозначно определить физическое лицо и получить о нём какую-либо дополнительную информацию. Любая организация, работающая с данными физических лиц, должна защитить информационные системы и получить документы, подтверждающие соответствие этих систем требованиям закона.

Определения

  • Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
  • Оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  • Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Зачем России этот закон

Поводом для принятия закона о защите персональных данных стала необходимость устранения барьеров в международной торговле со странами Евросоюза . Осуществление обмена персональными данными, зачастую необходимыми при совершении сделок, возможно только между государствами, способными обеспечить соответствующую защиту передаваемой и получаемой информации. Для сравнения, в Норвегии и Франции подобные законы были введены еще в конце девятнадцатого столетия. Осенью 2005 года Государственная дума ратифицировала конвенцию Совета Европы "О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных".

По закону каждой информационной системе, в которой хранятся и обрабатываются персональные данные, необходимо присвоить класс, в соответствии с которым будет обеспечиваться защита этих данных. Кроме того, информационные системы могут быть типовыми или специальными, и последние требуют для эксплуатации обязательного лицензирования. Специальными, например, считаются системы, содержащие информацию о состоянии здоровья и те, на основе которых предусмотрено принятие решений, порождающих юридические последствия. Иными словами, если данные из таких информационных систем, а точнее, их анализ и обработка, могут повлиять на жизнь или здоровье субъекта персональных данных. Класс специальных информационных систем определяется на основе модели угроз безопасности персональных данных в соответствии с нормативно-методическими документами регуляторов.

Как утверждали и меняли закон

Передачу персональных данных на зарубежные сервера планируется ограничить

С 1 сентября 2015 года в России вступило в силу положение, обозначенное законом ФЗ-242, которое обязывает операторов персональных данных обрабатывать и хранить персональные данные россиян с использованием баз данных, размещенных на территории РФ. В связи с тем, что отдельные термины и формулировки, использованные в данном положении, допускают различные толкования, Минкомсвязи подготовило разъяснения к нему. Перечень разъяснений доступен по .

2006-2010 годы

В июле 2006 года был принят федеральный закон №152-ФЗ "О персональных данных". Закон вступил в силу в январе 2007 года.

Что мешает соблюдать закон?

Во-первых, серьезным препятствием являются технические проблемы. Несмотря на то, что обязательство использовать шифровальные (криптографические) средства было снято в новой редакции закона, операторы обязаны использовать комплекс технических и организационных средств защиты в соответствии с классом их системы. Мало того, для организации соответствующей защиты чаще всего компании необходимо практически полностью обновить парк технических средств. Компании специализированные или имеющие соответствующий штат, могут самостоятельно внедрять системы безопасности для защиты корпоративной информации, в том числе, включающей в себя и персональные данные о контрагентах и сотрудниках. Другие компании, которые по тем или иным соображениям не желают заниматься вопросами безопасности самостоятельно, обращаются в специализированные фирмы. Но в конечном итоге выбор средств защиты ложится на плечи того, кто их оплачивает, и война экономии и безопасности неизбежна. Выполнение формальных требований ФЗ-152 не обеспечивает реальную защиту конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, от утечки и иных внутренних угроз.

Во-вторых, это проблемы с сертификацией. Ведь с точки зрения законодательства во главу угла становится не сама безопасность, а соответствие мер по защите персональных данных тем, которые определены в стандарте. И не исключено, что некоторые компании ограничатся только расходами на лицензирование. Уже сейчас, пробежавшись по первому десятку компаний из поисковой системы, которые занимаются аутсорсингом в сфере защиты информации, можно заметить, что большинство из них делают акцент не на разработку систем защиты, а на помощь в сборе документов для получения лицензии.

Третьей существенной проблемой на пути успешного внедрения закона является разбалансированность операторского рынка. В действительности необходимо различать требования безопасности, предъявляемые к разным источникам данных. Операторы данных могут напоминать в этой ситуации слепых котят - все разнообразие методов и способов защиты информации подведено регуляторами под одну гребенку, а существующие объединения на рынке решают вопросы узкого круга компаний и не отстаивают интересы участников рынка в целом.

Защита персональных данных

Хронология событий

2017

Facebook и Twitter выполнят требования российского законодательства

Крупные американские компании Facebook и Twitter выполнят требования закона «О персональных данных». Facebook планирует создать российское представительство, а Twitter перенести на территорию РФ серверы с персональными данными россиян, сообщают в ноябре 2017 года «Известия » со ссылкой на свои источники.

Минкомсвязи России хочет ужесточить процедуру согласия на обработку персональных данных

Чиновник подчеркнул, что «наши граждане зачастую дают подобного рода согласие без четкого понимания правовых последствий и возможного их в дальнейшем использования». Именно по этой причине министерство и выступило с подобной инициативой – в рамках закона усовершенствовать как саму процедуру, так и порядок дачи согласия на обработку личной информации. Более того, как отметил Соколов, на данный момент прорабатывается возможность создания государственного ресурса, на котором бы велся учет данных согласий гражданами на обработку персональной информации для того, чтобы контролировать их использование.

Минкомсвязи также предлагает на законодательном уровне разграничить и выработать подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Чиновник отмечает: «Одной из наиболее обсуждаемых проблем является, так называемые, . Действующее законодательство не содержит такого или близкого по смыслу понятия, но устанавливает, что обработка персональных данных допускается для достижения конкретных, заранее обозначенных целей, после чего они подлежат обезличиванию или уничтожению. Таким образом, в интернет-сервисах накапливается огромный массив обезличенных персональных данных, не позволяющих идентифицировать личность. Кроме того, стремительное развитие интернета вещей, различного вида счетчиков, датчиков, бытовой техники порождает значительный объем иного вида данных, которые также не могут быть отнесены к персональным данным. С учетом этого, необходимо на законодательном уровне проработать вопрос разграничения и выработать различные подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Наши предложения будут готовы в первой половине 2017 года» .

Полномочия по надзору за обработкой персональных данных россиян отдадут РКН

Участники рынка утверждают, что меры хоть и позитивно скажутся на отрасли в целом, но их явно недостаточно и они до сих пор носят слишком консервативных характер.

Постановлением правительства устанавливаются четыре уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах и требования для каждого из них. Отнесение информационных систем к тому или иному уровню защищенности производится в зависимости от вида персональных данных, который обрабатывает информационная система (специальные, биометрические, общедоступные, иные), типа актуальных угроз (1-й, 2-й, 3-й), количества обрабатываемых информационной системой субъектов персональных данных и от того, обрабатываются ли персональные данные о сотрудниках оператора.

Постановлением также устанавливается требование использования средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.

Документ позволит операторам информационных систем, обрабатывающих персональные данные, определить требуемый уровень защищенности персональных данных, что в дальнейшем значительно упростит процедуру определения необходимых и достаточных мер по защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.

По словам ведущего инженера по ИБ департамента системной интеграции компании "Микротест " Сергея Борисова, новое постановление Правительства сократило количество обязательных требований до 14 против 34 в предыдущем документе. "Однако, на мой взгляд, новое постановление не облегчило жизнь компаниям", - сказал Сергей Борисов. - самое обременяющее требование - необходимость сертификации СЗИ - осталось обязательным для всех ИСПДн".

"Следующий пункт - классификация ИСПДн", - продолжил он. - Если раньше оператор мог выбрать классификацию типовой ИСПДн по таблице или классификацию специальной ИСПДн по результатам модели угроз, то теперь выбора нет. Уровень защищенности всегда определяется, исходя из актуальности угроз. Оператор вряд ли сможет определить их самостоятельно - придется обращаться в вышестоящую организацию или к консультанту".

Еще одной проблемой нового постановления Сергей Борисов видит утрату юридической значимости большей части документов ФСТЭК Р и ФСБ Р, разработанных во исполнение отмененного постановления. "Без новых документов нельзя будет даже провести установление уровней защищенности. А значит, ПП №1119 пока бесполезно", - подытожил Борисов.

Сергей Борисов видит в новом постановлении Правительства потенциальный рост расходов компаний на защиту персональных данных в связи с тем, что большая часть данных, которые раньше относились в малозначительным, сейчас переведены в другую категорию, требующую более высокую степень защиты.

Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций уверены, что в настоящее время законодательство о персональных данных не учитывает современного уровня развития интернета и существенно замедляет развитие электронной коммерции и облачных сервисов в Российской Федерации.

РАЭК продолжает настаивать на создании межведомственной рабочей группы с участием представителей интернет-отрасли, экспертов по информационной безопасности, представителями Минкомсвязи РФ, Минэкономразвития РФ, ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзора для более четкого формулирования позиций отрасли по вопросам законодательства и его изменения. В частности, в приведении в соответствии с международным законодательством и стандартам существующих документов и постановлений.

2011

Жилищный кодекс и персональные данные

16 июня 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 5 которого внесла очередную новеллу в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Корректировке подверглась часть 2 статьи 6 ФЗ-152, дополненная новым пунктом следующего содержания:

«5.1) обработка персональных данных необходима управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом заключили договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении или собственники жилых домов заключили договоры о предоставлении коммунальных услуг, либо лицам, привлеченным на основе договоров, для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, жилых домах и коммунальные услуги;…»

Вышеуказанный пункт дополнил ряд ситуаций, когда оператору персональных данных не требуется получать согласие субъекта на обработку персональных данных.

С одной стороны, эта поправка логично вписывается в новый правовой режим управления многоквартирными домами, который на уровне федерального законодательства закрепляет права и обязанности участников соответствующих общественных отношений и определяет специфику данных отношений. С точки зрения законодательства о персональных данных рассматриваемое изменение не вносит принципиальных изменений в существующий режим регулирования обработки и защиты персональных данных, но в определенной степени упрощает жизнь многочисленным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также предоставление коммунальных услуг и осуществления расчетов с собственниками помещений.

С другой стороны, появление очередного исключения наводит на грустные мысли о целостности и применимости норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных. В тексте поправки четко оговаривается условие отсутствия необходимости в получении согласия: обработка персональных данных происходит в связи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации либо в связи положениями соответствующего договора. Но вышеприведенное условие фактически дублирует содержание пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152. Таким образом, законодатель спускается от уровня регулирования типовых ситуаций (например, обработка персональных данных в связи с исполнением положений договора) до уровня регулирования конкретных ситуаций (договорных отношений в сфере ЖКУ). Кроме того, происходит девальвация значения и ценности других норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных (в частности, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152).

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5 предлагается привести в соответствие законодательство Российской Федерации c вступающими в силу 1 июля 2011 года нормами пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с указанной нормой, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.

Пунктом 2 статьи 1 вышеуказанного законопроекта уточняется порядок и условия обработки персональных данных заявителей и иных лиц в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг. В частности, предлагается закрепить в ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» норму, согласно которой: «Для обработки государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных, имеющихся в распоряжении таких органов и организаций, для предоставления таких персональных данных в орган (организацию) предоставляющий государственную или муниципальную услугу по запросу заявителя, не требуется получение согласия субъекта персональных данных, по запросу которого осуществляется обработка, в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Запрос заявителя в орган (организацию) о предоставлении государственной или муниципальной услуги приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в целях предоставления органом (организацией) соответствующей государственной или муниципальной услуги.

В случае, когда для предоставления государственной или муниципальной услуги необходимо предоставление документов и информации об иных лицах, не являющихся заявителем, то при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие его полномочия действовать от имени указанных лиц (их законных представителей), и выражающие согласие указанных лиц (их законных представителей) на обработку персональных данных таких лиц.»

Алексей Кондратов
Сооснователь и руководитель юридического отдела сервиса сайт, специалист в области защиты персоальных данных, юридического сопровождения стартапов и судебной защиты бизнеса.

Образование: юридический факультет Поморского государственного университета. Ранее работал на позиции CEO в компании «Иски Онлайн».

С 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в российском Кодексе Административных правонарушений. Увеличились размеры взысканий за нарушения по закону №152-ФЗ «О защите персональных данных», изменились некоторые формулировки. Новые правила заставили многих владельцев сайтов забеспокоиться о том, насколько их ресурсы соответствуют нормам закона. Пробуем разобраться.

Начнем с небольшой вводной информации. 152-ФЗ – первый в России современный закон о персональных данных. Он начал разрабатываться в 2000 году и вступил в силу 27 июля 2006 года. Основным положением закона стало обязательное согласие человека на обработку информации о нем в любых целях. Во время разработки 152-ФЗ были введены два новых термина, которыми закон оперирует до сих пор – субъект персональных данных и оператор персональных данных. Легко догадаться, что субъект – человек, личность которого можно установить, используя определенную информацию. Оператором же может стать как физическое, так и юридическое лицо, которое имеет доступ к личным данным субъекта. Последнее определение крайне важно для нас, поэтому остановимся на нем подробнее.

Кто по закону 152-ФЗ считается оператором персональных данных?

Органы государственной власти и муниципального управления, суды, образовательные и медицинские учреждения, работодатели, любые компании и организации, предоставляющие персональные услуги: банки, юридические фирмы, операторы мобильной связи, строительные компании, интернет-ресурсы – всё это операторы персональных данных, поскольку они в разной мере имеют доступ к личной информации людей.

Какие персональные данные пользователей могут быть на вашем сайте?

Чаще всего под персональными данными (ПДн) понимаются:

Также к персональным данным относятся сведения:

Обезличенные персональные данные и автоматически собираемая информация:

  • e-mail,
  • IP-адрес,
  • геолокация,
  • файлы cookie.

Какие есть формы сбора персональных данных на сайте?

  • Форма регистрации.
  • Форма заказа.
  • Форма обратной связи.
  • Кнопка «Заказать обратный звонок».
  • Форма подписки на e-mail рассылку.

Размеры штрафов после изменений 1 июля 2017 года

Номер статьи

Возможные нарушения

Размер штрафа

ч.1 ст.13.11 КоАП

  • Запрос сканов документов у посетителей сайта.
  • SMS- и e-mail рассылка без согласия клиента.
  • Любая дезинформация пользователей относительно цели ввода данных в форму на сайте.

Для физ. лиц - до 3 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

ст.13.11 КоАП

  • Обработка, сбор и хранение любых ПДн, в том числе IP-адресов и cookie, без электронной подписи пользователей.
  • Отсутствие на сайте документов «Политика конфиденциальности» и «Пользовательское соглашение».
  • Несоответствие документов требованиям закона, которое может возникнуть из-за ошибок при составлении.
  • Отсутствие дисклеймера при первом посещении сайта пользователем.

Для физ. лиц - до 5 т.р.

Для юр. лиц - до 75 т.р.

ч. 3 ст.13.11 КоАП

  • Отсутствие свободного доступа к Политике конфиденциальности для каждого посетителя сайта.

Для физ. лиц - до 1.5 т.р.

Для ИП - до 10 т.р.

Для юр. лиц - до 30 т.р.

ч. 4 ст.13.11 КоАП

  • Отказ, игнорирование или ложь в ответ на требование пользователя предоставить полную информацию о том, как хранят и обрабатывают его персональные данные.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 15 т.р.

Для юр. лиц - до 40 т.р.

ч. 5 ст.13.11 КоАП

  • Отказ удалить ПДн из публичного доступа по желанию пользователя.
  • Другие действия, нарушающие право субъекта отозвать согласие на обработку ПДн.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 45 т.р.

ч. 6 ст.13.11 КоАП

  • Хакерская атака, взлом базы данных третьими лицами, распространение ПДн пользователей.

Для физ. лиц - до 2 т.р.

Для ИП - до 20 т.р.

Для юр. лиц - до 50 т.р.

При совершении уголовного преступления к штрафу прибавляются дополнительные меры взыскания, в том числе блокировка ресурса и арест нарушителя.

Как это работает?

Чтобы выявить нарушения, Роскомнадзор проводит плановые, внеплановые (по заявлениям граждан) и документарные (с запросом документов) проверки сайтов. Например, в ходе проверки в 2016 году «Тамбовскую городскую юридическую компанию» оштрафовали за размещение формы обратной связи без сопроводительных документов, а зимой 2017 года за подобные нарушения были оштрафованы несколько астраханских сайтов.

Как избежать штрафа и блокировки сайта: 5 шагов

  1. Перенесите базы данных на российские сервера. Это требование закона N149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Нарушение закона может привести к блокировке ресурса – так, например, прекратила свою деятельность на территории России деловая социальная сеть LinkedIn.
  2. Составьте два документа – «Политику обработки персональных данных» и «Пользовательское соглашение». Обратите внимание, что публичная оферта заменяет документ о политике конфиденциальности. Крайне важно, чтобы документы не содержали в себе фактических и юридических ошибок. Лучше всего доверить эту работу профессиональному юристу. В 9 статье закона указано, что виртуальный документ равнозначен документу на бумажном носителе, поэтому никаких физических документов не потребуется.
  3. Подключите форму с согласием на обработку ПДн и обязательным чекбоксом ко всем полям сбора персональных данных на сайте.
  4. Убедитесь, что страница с «Политикой обработки персональных данных» доступна для прочтения каждому пользователю сайта.
  5. Отправьте бумажное и электронное уведомление в Роскомнадзор по установленной форме – ее можно найти на сайте Роскомнадзора. В соответствии со 22 статьей закона этот пункт является обязательным.

Если вы сомневаетесь в своей юридической компетенции или просто не хотите тратить много времени на формальности, есть более простое и практичное решение проблемы – сервис . Это простое, дешевое и быстрое решение для Вашего сайта и бизнеса.

Среди наших предложений, Вы, наверняка, сможете подобрать удобное Вам. Если Вы не хотите затягивать с решением проблемы, то можете уже сейчас. Возникающие юридические вопросы можно задать по телефону нашей службы поддержки 8 800 100 43 45 или ниже в форме комментариев.