Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Данное ограничение связано с частотой проведения выездных налоговых проверок - не более двух в течение календарного года.

Исключение из него составляют случаи принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

    Основания для увеличения срока проведения выездной налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту РФ в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ.

При этом следует иметь в виду, что на частоту выездных налоговых проверок может повлиять:

Направление деятельности фирмы (например, налогоплательщиков, занимающихся преимущественно деятельностью по экспортным поставкам, проверяют чаще других);

А также наличие и количество у налогоплательщика-организации филиалов и представительств (поскольку система бухгалтерского и налогового учета более сложная, чем у организаций, не имеющих разветвленную сеть обособленных подразделений).

К тому же частота выездных налоговых проверок будет зависеть и от региона, т.к. в более экономически развитых районах и промышленных густонаселенных центрах загруженность одного налогового инспектора (т.е. количество налогоплательщиков, приходящихся на одного налогового инспектора, уполномоченного проводить выездные налоговые проверки) в несколько десятков раз больше по сравнению с регионами, где экономика вообще недостаточно развита.

Непосредственно с частотой выездной налоговой проверки связано понятие периодичности выездной налоговой проверки (не реже одного раза в течение установленного законом периода).

Прежде всего, ограничения, введенные по частоте проведения выездных налоговых проверок, призваны защитить интересы налогоплательщиков и оградить их от необоснованного давления со стороны налоговых органов путем создания препятствий нормальной деятельности при проведении многочисленных выездных налоговых проверок, что может провоцировать излишнюю напряженность в отношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами и добавить ненужные конфликтные ситуации.

При этом правила, устанавливающие периодичность выездных налоговых проверок, гарантируют поступление в бюджетную систему Российской Федерации недополученных своевременно сумм налогов (сборов), пеней и штрафных санкций, которые возможно взыскать с неплательщиков только за период, подлежащий проверке в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Это правило в определенной степени дисциплинирует налоговые органы и способствует улучшению качества их контрольной работы.

Здесь же устанавливались исключительные случаи, когда документальная проверка могла не проводиться в указанные сроки:

1) если налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей;

2) если последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства;

3) если увеличение размера имущества или иного объекта налогообложения предприятий, учреждений и организаций документально подтверждено;

4) если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.

Следовательно, во всех остальных случаях налоговые органы были обязаны проводить выездные налоговые проверки не реже одного раза в два года. На самом же деле это требование по объективным причинам (в частности, огромное количество подлежащих обязательной проверке налогоплательщиков и незначительное число налоговых инспекторов, специально уполномоченных проводить выездные налоговые проверки) зачастую не выполнялось.

    Сроки и порядок проведения камеральной налоговой проверки.

В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Поскольку ст. 88 НК РФ не установлено иное, при исчислении срока проведения камеральной налоговой проверки применяются следующие правила ст. 6.1 НК РФ:

    течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2). То есть срок проверки начинает течь со следующего дня после представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

    срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5);

    в случаях когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7).

    Цели проведения камеральной налоговой проверки.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

    Особенности проведения камеральной налоговой проверки.

Камер нал проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплат-ком, служащих основанием для исчисления и уплата налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. (ст. 87 НК РФ).

Поверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями (без специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления проверяемым соответствующих документов. Указанная дата является началом проверки.

Проверяется правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всех реквизитов, а также соблюдение установленных правил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей. При недостаточности информации налоговые органы имеют право потребовать у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в 5-ти дневный срок (ст. 93 НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от представления требуемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. В соответствии с указанной статьей непредставление в установленный срок налогоплательщиком документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, а отказ организации представить требуемые документы влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В ходе проверки налоговые органы имеют право вызвать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) письменным уведомлением в налоговые органы для дачи необходимых пояснений (ст. 31 НК РФ). Кроме того, если необходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, налоговый орган может потребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика или плательщика сбора (встречная проверка).

Составление акта при камеральной проверке законодатель не требует. Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. При неисполнении требования в установленный срок в отношении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) может быть принять решение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Решение о взыскании сумм налога и пени в бесспорном порядке в соответствии со ст. 46 НК РФ принимается не позднее 60 дней после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога. Если решение о взыскании принимается после истечения указанного срока, то оно считается недействительным и исполнению не подлежит.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Таким образом, налогоплательщикам следует обратить внимание на ряд существенных моментов, касающихся камеральных налоговых проверок, которые впервые нашли отражение в НК РФ:

Проверкой может быть охвачено не более трех лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки;

На проведение камеральной проверки отводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;

Специального решения руководителя налогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;

В ходе проверки налоговые органы могут требовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;

Результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам, пени и штрафных санкций.

В целях устранения возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

    Состав документов, подлежащих камеральной проверке.

В ходе камеральной налоговой проверки могут подлежать проверки следующие документы:

Налоговые декларации;

Первичные документы для проверки правильности исчисления и уплаты налогов

Документы, подтверждающие данные налогового учета.

    Порядок реализации результатов камеральной проверки.

Отдел камеральных проверок в течение пяти рабочих дней после получения списков из отдела работы с налогоплательщиками тех, кто не предаставил в срк нал. Декларации, подготавливает решения <5> о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках=после истечения 10-дневного срока со дня, установленного НК РФ для представления конкретных налоговых деклараций. в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету

По результатам проверки может быть подтверждена сумма налога (по данным налогоплательщика) либо установлен иной размер сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на основе этой декларации (по данным налогового органа).

В соответствии с п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.

В случае представления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган позднее установленного срока более чем на 180 рабочих дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока и если при этом установлено (подтверждено) в результате камеральной налоговой проверки, что сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основе этой декларации, равна нулю, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 2 ст. 119 НК РФ.

налоговая ответственность за непредставление налоговых расчетов предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ, и осуществляется производство по делу о налоговом правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ, независимо от проведения и реализации результатов камеральной налоговой проверки налогового расчета.

налоговые органы вправе были привлечь должностное лицо плательщика к административной ответственности согласно ст. 15.6 КоАП РФ <7> - то есть "нагрузка" в виде штрафных санкций для плательщиков возросла).

Наложение административного штрафа на должностных лиц организации - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.

Наложение административного штрафа только на должностных лиц организации в размере от 300 до 500 руб.

Рассмотрение дел по вышеназванным административным правонарушениям производится в суде (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

при выявлении ошибок, противоречий и несоответствий в представленной отчетности - в обязательном порядке сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования необходимые пояснения или внести в установленный срок соответствующие исправления. В случае необходимости на основании пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщик может быть вызван в налоговый орган для дачи соответствующих пояснений. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

в соотв с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением:

Документов, подтверждающих право на налоговые льготы, у налогоплательщиков, использующих такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);

Документов, которые в соответствии с положениями НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом (п. 7 ст. 88 НК РФ);

Документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов при подаче декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога <12> (п. 8 ст. 88 НК РФ);

Документов по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ у налогоплательщиков существует обязанность по представлению уточненной налоговой декларации (расчета). При этом в Регламенте разъясняется, что при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации (расчета) прекращается. Акт проверки в этом случае не составляется.

Однако в случае, если уточненная налоговая декларация (расчет) представлена в налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета) в момент или после обнаружения налоговым органом нарушений законодательства о налогах и сборах, такая проверка завершается, по ее результатам составляется в установленном порядке акт проверки.

Документом, свидетельствующим об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в первичной налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, является акт камеральной налоговой проверки. Таким образом, при камеральной налоговой проверке момент обнаружения налоговым органом нарушений законодательства по налогам и сборам определяется датой акта камеральной налоговой проверки.

Завершается Регламент проведения камре.проверки описанием порядка оформления результатов камеральной налоговой проверки и порядка вручения акта проверки лицу, в отношении которого она проводилась: Общие условия, при соблюдении которых составляется акт проверки, установлены в п. 5 ст. 88 НК РФ, а также в ст. 176 НК РФ (в отношении НДС). Форма Акта налоговой проверки и Требования к его составлению утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

При этом оговаривается, что в акте камеральной налоговой проверки отражаются (при их установлении) факты налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 116, 118 - 120, 122, 123, 125, п. 1 ст. 126, ст. 129.2 НК РФ.

    Оформление результатов камеральной налоговой проверки.

Согласно статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации, если при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Если в результате проведенной проверки возникает необходимость произвести доплату по налогам, то налоговый орган выносит об этом решение и направляет налогоплательщику соответствующее требование об уплате суммы налога и пени. НК РФ не регламентирован срок вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, поэтому логично будет предположить, что такое решение должно быть вынесено в пределах трехмесячного срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что пеня не является штрафной санкцией за налоговое правонарушениеи уплачивается она независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога содержит следующие сведения:

сумме задолженности по налогу;

размере пеней, начисленных на момент направления требования;

сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

сроке исполнения требования;

меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;

Требование направляется налогоплательщику по месту его учета, вручается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае уклонения налогоплательщика от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Вследствие отсутствия акта камеральной проверки у налогоплательщика отсутствует возможность представить возражения. Более того, налогоплательщик узнает о правонарушении и о наложении налоговых санкций только после вынесения решения налоговым органом.

Налогоплательщику направляется письмо налогового органа об ошибках или противоречиях в налоговой декларациии (или) документах, представленных для камеральной проверки, и решение, принятое по результатам камеральной проверки.

    Выездная налоговая проверка, характеристика, порядок организации.

Выездная налоговая проверка - наиболее серьезная форма контроля. Возможно, поэтому процедура ее проведения в наибольшей степени регламентирована. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика в отличие от камеральной проверки, осуществляемой в налоговом органе. Это позволяет налоговым органам проверить различные направления и аспекты деятельности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. Необходимо признать, что при проведении выездной проверки налоговые органы обладают гораздо большим количеством правомочий в сравнении с проведением камеральной проверки.

Зачастую проведение выездной проверки является мощным дестабилизирующим фактором. И дело не в том, что в ходе проверки могут быть обнаружены нарушения, влекущие доначисление налоговых платежей, передачу материалов в правоохранительные органы. Дело в том, что появление сотрудников налоговых органов на территории организации, как правило, влечет нарушение повседневной деятельности, необходимость копирования документов, отвлечение сотрудников от их основных обязанностей. К тому же, как правило, в период нахождения проверяющих на предприятии бухгалтерия стремится внести возможные исправления в документацию, иногда наспех, что только накаляет атмосферу и создает потенциальную возможность для совершения ошибки, которая впоследствии может дорого обойтись компании.

НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов возвращать представленные им копии документов. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика за, исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

Налогоплательщик вправе не пускать на свою территорию сотрудника налогового органа, который не указан в решении либо указан в решении, подписанном неуполномоченным лицом. И в этом случае налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности административных правонарушениях за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно за воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о выездной проверке в отношении крупнейшего налогоплательщика выносит та налоговая инспекция, в которой он состоит на учете. Выездная налоговая проверка филиала (или представительства) проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Предметом проведения проверок обособленных подразделений могут быть вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов.

    Методы проведения выездной налоговой проверки.

Кроме того, в зависимости от выбранного метода проведения выездной налоговой проверки принято выделять:

1. Выездные налоговые проверки, проводимые сплошным методом, при котором проверяется вся документация проверяемого лица за охваченный проверкой период. Сплошной метод позволяет провести тщательную проверку, не пропустив никаких важных моментов, имеющих значение для подтверждения наличия признаков налогового правонарушения в действиях проверяемого лица.

2. Выездные налоговые проверки, проводимые выборочным методом, при котором проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам, и обычно выявляются нарушения систематического характера, распространяющиеся и на остальные налоговые периоды. Такого рода проверки позволяют значительно экономить рабочее время налоговых инспекторов, но в качестве недостатка выборочного метода можно выделить повышенный риск не обнаружить ошибки плательщиков. В случае если в результате выездной налоговой проверки, проведенной выборочным методом, будут обнаружены факты совершения налогового правонарушения, то рекомендуется проводить проверку с применением сплошного метода, т.к., безусловно, он является более эффективным.

В ходе выездной налоговой проверки могут запрашиваться и, соответственно, проверятся все документы, относящиеся к проверяемому периоду, тогда в этом случае будет проводиться выездная налоговая проверка с использованием сплошного метода. Но чаще всего запрашиваются типовые документы, подтверждающие некоторые хозяйственные операции, осуществляемые постоянно и, например, связанные с движением крупных сумм денежных средств, только за несколько произвольно выбранных периодов, а по другим периодам учитывается только сумма. Это значит, что в отношении проверяемого проводится выездная налоговая проверка выборочным методом.

    Сроки проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Датой начала проверки считается дата предъявления руководителю проверяемой организации решения вышестоящего налогового органа о проведении выездной (повторной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке.

Выездная налоговая проверка – это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

Целью выездной налоговой проверки является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а также документальное подтверждение налоговыми органами фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки.

Объектом выездной налоговой проверки , как и объектом камеральной проверки, является правильность исчисления и уплаты налога на основе налоговой декларации. Иные документы, представленные плательщиком в налоговую инспекцию, включая и бухгалтерскую отчетность, объектами выездной проверки не являются, а рассматриваются только как источники информации.

Конкретные методы проведения выездных налоговых проверок определяются проверяющими самостоятельно, исходя из их знаний и опыта, особенностей проверяемого налогоплательщика, с учетом положений действующего законодательства о налогах и сборах, настоящего Регламента, методических указаний и рекомендаций Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), указанные факты также подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки.

В соответствии со статьей 89 НК выездная налоговая проверка налогоплательщика проводится должностными лицами налоговых органов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке с указанием предмета и срока ее проведения. После составления справки уполномоченные лица налоговых органов составляют акт налоговой проверки. В акте указываются: документально подтвержденные фактыналоговых правонарушений; содержание проверки; выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ответственность за них. При несогласии с выводами, содержащимися в акте, налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или свои возражения по акту. Руководитель налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт и материалы налогоплательщика и выносит решение. На основании решения налогоплательщик при совершении налоговых правонарушений привлекается к ответственности. Ему направляется требование об уплате недоимки и пени.

Вопросы для самоконтроля

1. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

3. Формы и методы налогового контроля по действующему законодательству

4. Сущность и значение камеральной налоговой проверки

5. Порядок проведения камеральной налоговой проверки

6. Понятие и сущность выездной налоговой проверки

7. Порядок проведения выездной налоговой проверки

8. Оформление результатов выездной налоговой проверки

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации – Ч. I, 2. Фед. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм и доп.))/СПС «КонсультантПлюс»http://www.consultant.ru/popular/nalog1/

2. Александров, И. М. Налогииналогообложение[Электронный ресурс]: учебник, рек. УМО по направлению «Экономика" / И. М. Александров. - 10-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Дашков и К, 2011. - 228 с. -ISBN978-5-394-00440-7: Б. ц.УДК 336.2

3. Дадашев А.З.

4. бие / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. - М. : КНОРУС, 2009. - 128 с. ISBN 978-5-390-00390-9

5. Нестеров, Г. Г.,

6. Пансков, В.Г.

Нормативно-правовые акты

1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая, Главы 21, 22, 23, 24, 25, 25.1, 26, 26.1,26.2,26.3,26.4, 26.5, 28,29,30,31.

3. Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» от 28.11.2005 N 112-ЗСО

4. Комментарий к Закону Саратовской области от 1 августа 2007 N 130-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций"

5. Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области Патентной системы налогообложения». 3 ноября 2012 года N 167-ЗСО РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Ананиашвили, Ю.Ш., Папава В.Г.Налоги и макроэкономическое равновесие:лафферо-кейнсианский синтез. - Стокгольм: Издательский дом CA&CC Press, 2010. - 142 с.Режим доступа. - http:// gaudeamus.omskcity.com›

2. Евстигнеев, Е. Н. Налогииналогообложение[Электронный ресурс] : учебное пособие, рек. УМО по направлению 050400 «Социально-экономическое образование» / Е. Н. Евстигнеев. - 5-е изд. - Электрон. текстовые дан. - СПб. : Питер, 2010. - 304 с., 1 +CD с мультимедийным учеб. комплексом. - (Учебное пособие). -ISBN978-5-91180-607-1: Б. ц. УДК 336.2

3. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электронный ресурс] : учебник для вузов. рек. МО по спец. 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / В. Г. Пансков. - 2-е изд., доп. и перераб. - Электрон. текстовые дан. - М.: Юрайт, 2011. - 680 с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-0998-2: Б. ц.УДК 33

Дополнительная

1. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика.- 2012. - № 9.

2. Дадашев А.З. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное посо-

3. бие / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. -М. : КНОРУС, 2009. - 128 с. ISBN 978-5-390-00390-9

4. Налоговое администрирование. Основные итоги реформы / А.Золотарева, А. Киреева, Н. Корниенко, под ред. С.Г. Синельникова-Мурылева, И.В.Трунина; в 3-х томах, Том 1. Ин-т экономики переход.периода,-М.: ИЭПП, 2008.-786 с. [Электронный ресурс] .- Режим доступа: http://www.iet.ru/files/text/other/tom1.pdf

5. Нестеров, Г. Г., Н. А. Попонова, А. В. Терзиди. Налоговый контроль: учебное пособие. Учебники и учеб. пособ.д/ высшей школы(ВУЗы). Издательство: Эксмо:2009.ISBN: 978-5-699-27163-4.

6. Налоги и налогообложение: практикум / Т. А. Исаева. - Саратов: Наука, 2012. - 157 с.

7. Налоговые доходы местных бюджетов.http://www.consultant.ru/popular/budget/56_11.html. Консультант Плюс, 1992-2014

8. Налоговая система: учебное пособие для проведения практ. занятий и самостоятельной работы студ. эконом. спец. / Л. Н. Алайкина; ФГБОУ ВПО СГАУ. - Саратов: Изд-во НВНИИГГ, 2012.

9. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по НДС. Режим доступа. - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PPN;n=1

10. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налогу на прибыль. Режим доступа. - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PPN;n=2

5. Слобцова, О. Акцизы. Если срок банковской гарантии истек // «Учет в производстве» № 4, апрель 2013 г.

6. Смирнова Е.Е. Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов // Российское предпринимательство. - 2012. - № 09 (207). - c. 174-179. -http://www.creativeconomy.ru /articles/23722/

7. Ставки по налогу на прибыль организации. Режим доступа. - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=49412;div=LAW;dst=0;rnd=0.7589521978516132

Справочно-правовые системы:

1. «Консультант-Плюс»

2. «Гарант»

3. Интернет ресурсы: http:// www.nalog.ru, www.akdi.ru, www.cemi.rssi.ru,

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (статья 82), налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Ее особенностью является то, что при проведении налоговой проверки сопоставляются данные налоговых деклараций и фактические данные. Таким образом проверяется своевременность уплаты налогов, а также ее правильность и полнота.

Какие бывают налоговые проверки?

Налоговые проверки бывают трех видов: камеральные налоговые проверки, встречные налоговые проверки и выездные налоговые проверки. Итак, цель выездной налоговой проверки может заключаться в:

  • проверке различных документов;
  • осмотре различных предметов;
  • проведении инвентаризации имущества, которое принадлежит налогоплательщику, а также некоторых других действиях.

Кроме того, к целям могут относиться контроль за соблюдением налогового законодательства, привлечение к ответственности тех, кто виновен в совершении налоговых правонарушений взыскание недоимок и др. От других видов налоговых проверок выездная отличается тем, что документы могут быть изъяты только при выездной проверке.
К документам, подвергающимся налоговой проверке, относятся бухгалтерские и учетные документы, отчетность, регистры бухучета, различные акты, приказы, распоряжения и другие документы. Налоговый кодекс Российской Федерации дает более полный список данных документов.

Что касается осмотра, ему могут подвергаться любые предметы, которые используются налогоплательщиком для получения дохода. Кроме того, данные предметы могут быть связаны с такими объектами налогообложения, как склады и другие помещения, например, торговые и производственные. В определенных случаях, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, при осмотре данных помещений может понадобиться составление протокола.

Сколько длится выездная налоговая проверка?

Выездная налоговая проверка может длиться до двух месяцев. В особых случаях ее срок может быть продлен до четырех месяцев. Лишь исключительные ситуации требуют от налогового органа продления проверки на срок до 6 месяцев. Данный срок начинается со времени вынесения решения о проверке и заканчивается в день, когда составляется справка о проведенной проверке. Проверяться могут лишь три последних года, во время которых налогоплательщик осуществлял деятельность. В течение одного года по одним и тем же налогам может быть проведена только одна выездная налоговая проверка.

Кто участвует в выездных налоговых проверках?

Выездная налоговая проверка проходит на территории налогоплательщика и, помимо очевидных участников, то есть определенной организации и должностных лиц налоговой организации, вовлекает в себя различных специалистов, переводчиков, экспертов, понятых, свидетелей. Зачем они нужны? Приведем пример: работа экспертов может понадобиться в том случае, если требуется идентификационная или технологическая экспертиза товаров.

Выездная налоговая проверка проводится налоговыми органами в соответствии с предоставленными НК РФ полномочиями, в пределах их компетенции.

Анализ судебной арбитражной практики свидетельствует, что в суде нередко возникает вопрос по поводу метода проведения выездной налоговой проверки. В то же время само законодательство о налогах и сборах не содержит положений о методах проведения проверок.

Указание о методе не предусмотрено в решении о проведении выездной налоговой проверки. Только лишь в форме акта выездной налоговой проверки, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, имеется п. 7, в котором должно быть отражено, каким из методов (сплошной или выборочный) проведена проверка.

Как отмечено в решении ВАС РФ от 11.06.2010 по делу N ВАС-5180/10, в каждом конкретном случае должностное лицо, проводящее проверку, самостоятельно определяет метод проведения проверки. В данном деле оспаривались положения Приказа ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, в том числе которые предусматривают указание в акте выездной налоговой проверки метода проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошного или выборочного).

Таким образом, должностное лицо налогового органа самостоятельно определяет метод проведения выездной налоговой проверки.

Налогоплательщику становится известно о примененном методе только из акта выездной налоговой проверки, а этот акт составляется по окончанию самой проверки. Данное обстоятельство может оказать негативное влияние на результаты проверки, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П, основное содержание выездной налоговой проверки — проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. В Постановлении ФАС Центрального округа от 25.11.2010 по делу N А68-9661/2008 указано, что в обязанности суда входит установление действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Следовательно, налоговый орган должен установить все фактические обстоятельства, связанные с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов предприятием, не ограничиваясь данными, отраженными налогоплательщиком, к примеру, только в налоговой декларации.

Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному (тематическая проверка) или нескольким налогам (комплексная проверка).

В качестве метода проведения выездной налоговой проверки принято выделять сплошной и выборочный методы.

Как комплексные, так и тематические проверки проводятся сплошным или выборочным методами.

В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой. В частности, должностными лицами налогового органа:

1. Проверяется:

— ведется ли налогоплательщиком учет;

— наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;

— факт представления отчетности в налоговые органы.

К примеру, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2011 по делу N А45-6049/2010 указано, что учет по разным видам деятельности предпринимателем не велся, книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций не велась, налоговые декларации налогоплательщиком в налоговый орган не представлялись. В связи с чем налоговая проверка проведена сплошным методом проверки представленных документов.

2. Устанавливаются:

— правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;

— факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;

— соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

К примеру, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2009 N Ф04-2978/2009(6529-А03-29) по делу N А03-13829/2008 указано, что налоговым органом установлено, что предпринимателем в проверяемом периоде осуществлялась деятельность по реализации промышленных товаров оптом и в розницу, которая подлежит обложению по общей системе налогообложения и единым налогом на вмененный доход соответственно.

3. Истребуются:

— у налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;

— документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;

4. Исследуются:

— правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;

— правильность и полнота учета документов;

— правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;

— полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;

— своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика. Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности. Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения. В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

К примеру, в Постановлении ФАС Уральского округа от 27.07.2010 N Ф09-5750/10-С3 по делу N А76-40241/2009-41-884/121 указано, что проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов проводилась сплошным методом путем сверки данных бухгалтерских регистров с первичными документами и данными главных книг с налоговыми декларациями, представленными в налоговую инспекцию. Между тем законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено исчисление налоговой базы и, соответственно, суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, только на основании сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, к которым относится книга продаж, а также налоговой и бухгалтерской отчетности, представляемой в налоговый орган. В соответствии с пп. 3, 8 п. 1 ст. 23, ст. 52, п. 1 ст. 54 НК РФ правильность данных, отраженных в бухгалтерской и налоговой отчетности, должна быть подтверждена соответствующими первичными документами. Налоговым органом не принято во внимание, что налогоплательщик правомерно исключил из налоговой базы по налогу на прибыль и НДС сумму доходов от реализации товаров, возвращенных покупателями, и денежные средства, поступившие при расчетах с использованием пластиковых карт.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 по делу N А65-6313/2007-СА1-29 указано, что проведение налоговым органом проверки сплошным методом на основании выписки о движении денежных средств при отсутствии первичных документов и невозможности их представления, вследствие утраты при пожаре, без учета требований ст. 31 НК РФ о необходимости проведения расчетного метода, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов предпринимателя.

Таким образом, если налоговый орган указывает в материалах проверки, что проверка была осуществлена сплошным методом, то он обязан доказать, что было стопроцентное изучение всех элементов проверяемой совокупности, а доначисление налогов произведено налоговым органом в соответствии с требованиями НК РФ.

При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.

Выборочный метод более экономичен по времени, но недостаточно точен. Кроме того, анализ судебной арбитражной практики свидетельствует о том, что налоговые органы либо неправомерно используют последствия выборочного метода, либо не доказывают эту возможность.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2010 по делу N А53-3903/2009 в качестве нарушения указано, что налоговый орган распространил результаты выборочных допросов и объяснений третьих лиц на все объемы поставок в адрес налогоплательщика. Аналогичный вывод отражен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2008 по делу N А56-17909/2007.

В Постановлении ФАС Московского округа от 30.11.2004 N КА-А40/11175-04 отражено, что налоговым органом результаты визуального выборочного осмотра, проведенного в рамках выездной налоговой проверки, необоснованно распространены на предшествующий период; выводы, сделанные в отношении одних услуг, необоснованно распространены налоговым органом на все остальные услуги.

Противоречивые выборочные опросы без подтверждения иными доказательствами сами по себе не могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком вменяемого налогового правонарушения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.02.2009 по делу N А12-11621/2008).

В Постановлении ФАС Уральского округа от 03.07.2012 N Ф09-5520/12 по делу N А34-3190/2011 отмечено, что выездная налоговая проверка проведена выборочным методом. Частичное представление налогоплательщиком в рамках проведения выездной налоговой проверки первичных документов бухгалтерского и налогового учета не является обстоятельством, освобождающим от применения положений пп. 7 п. 1 ст. 31 и п. 7 ст. 166 НК РФ, поскольку задачей налогового контроля является объективное установление размера налогового обязательства проверяемого налогоплательщика.

Однако имеется и иная судебная практика. В Постановлении ФАС Уральского округа от 30.11.2012 N Ф09-11655/12 по делу N А60-7589/2012 указано, что налоговый орган правомерно установил факты налогового правонарушения по выборочным документам.

Тем не менее применительно для выездных налоговых проверок выборочный метод проверки является дополнительным основанием для оспаривания ее результатов.

При применении выборочного метода налогоплательщик всегда может сослаться, что те или иные документы налоговым органом не были исследованы, а они исключают совершение налогового правонарушения. Более того, согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженным соответственно в Определении от 12.07.2006 N 267-О, п. 29 Постановления N 5, суды обязаны принять и оценить документы, иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений. При этом не имеет значения, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении ему налогового вычета.

К примеру, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2010 по делу N А32-3296/2009-70/68 указано, что налоговый орган проводил проверку выборочным методом. В материалы дела обществом представлена бухгалтерская первичная документация по спорным операциям в полном объеме. При указанных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что основания для определения сумм налогов расчетным путем отсутствовали, а информация налогового органа, взятая им за основу произведенного в решении инспекции расчета сумм налогов, не является полной и документально не подтверждена.

Таким образом, налоговые органы проводят выездные налоговые проверки сплошным и выборочным методом. Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих. Однако применение выборочного метода предоставляет налогоплательщику дополнительные основания для оспаривания результатов выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится налоговыми органами в соответствии с предоставленными НК РФ полномочиями, в пределах их компетенции.Анализ судебной арбитражной практики свидетельствует, что в суде нередко возникает вопрос по поводу метода проведения выездной налоговой проверки. В то же время само законодательство о налогах и сборах не содержит положений о методах проведения проверок.Указание о методе не предусмотрено в решении о проведении выездной налоговой проверки. Только лишь в форме акта выездной налоговой проверки, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, имеется п. 7, в котором должно быть отражено, каким из методов (сплошной или выборочный) проведена проверка.Как отмечено в решении ВАС РФ от 11.06.2010 по делу N ВАС-5180/10, в каждом конкретном случае должностное лицо, проводящее проверку, самостоятельно определяет метод проведения проверки. В данном деле оспаривались положения Приказа ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, в том числе которые предусматривают указание в акте выездной налоговой проверки метода проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошного или выборочного).Таким образом, должностное лицо налогового органа самостоятельно определяет метод проведения выездной налоговой проверки.Налогоплательщику становится известно о примененном методе только из акта выездной налоговой проверки, а этот акт составляется по окончанию самой проверки. Данное обстоятельство может оказать негативное влияние на результаты проверки, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П, основное содержание выездной налоговой проверки — проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. В Постановлении ФАС Центрального округа от 25.11.2010 по делу N А68-9661/2008 указано, что в обязанности суда входит установление действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога.Следовательно, налоговый орган должен установить все фактические обстоятельства, связанные с правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов предприятием, не ограничиваясь данными, отраженными налогоплательщиком, к примеру, только в налоговой декларации.Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.Выездная налоговая проверка может проводиться по одному (тематическая проверка) или нескольким налогам (комплексная проверка).В качестве метода проведения выездной налоговой проверки принято выделять сплошной и выборочный методы.Как комплексные, так и тематические проверки проводятся сплошным или выборочным методами.В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой. В частности, должностными лицами налогового органа:1. Проверяется:- ведется ли налогоплательщиком учет;- наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;- факт представления отчетности в налоговые органы.К примеру, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10.03.2011 по делу N А45-6049/2010 указано, что учет по разным видам деятельности предпринимателем не велся, книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций не велась, налоговые декларации налогоплательщиком в налоговый орган не представлялись. В связи с чем налоговая проверка проведена сплошным методом проверки представленных документов.2. Устанавливаются:- правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;- факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;- соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.К примеру, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2009 N Ф04-2978/2009(6529-А03-29) по делу N А03-13829/2008 указано, что налоговым органом установлено, что предпринимателем в проверяемом периоде осуществлялась деятельность по реализации промышленных товаров оптом и в розницу, которая подлежит обложению по общей системе налогообложения и единым налогом на вмененный доход соответственно.3. Истребуются:- у налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;- документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;4. Исследуются:- правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;- правильность и полнота учета документов;- правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;- полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;- своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика. Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности. Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения. В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.К примеру, в Постановлении ФАС Уральского округа от 27.07.2010 N Ф09-5750/10-С3 по делу N А76-40241/2009-41-884/121 указано, что проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов проводилась сплошным методом путем сверки данных бухгалтерских регистров с первичными документами и данными главных книг с налоговыми декларациями, представленными в налоговую инспекцию. Между тем законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено исчисление налоговой базы и, соответственно, суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, только на основании сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, к которым относится книга продаж, а также налоговой и бухгалтерской отчетности, представляемой в налоговый орган. В соответствии с пп. 3, 8 п. 1 ст. 23, ст. 52, п. 1 ст. 54 НК РФ правильность данных, отраженных в бухгалтерской и налоговой отчетности, должна быть подтверждена соответствующими первичными документами. Налоговым органом не принято во внимание, что налогоплательщик правомерно исключил из налоговой базы по налогу на прибыль и НДС сумму доходов от реализации товаров, возвращенных покупателями, и денежные средства, поступившие при расчетах с использованием пластиковых карт.В Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 по делу N А65-6313/2007-СА1-29 указано, что проведение налоговым органом проверки сплошным методом на основании выписки о движении денежных средств при отсутствии первичных документов и невозможности их представления, вследствие утраты при пожаре, без учета требований ст. 31 НК РФ о необходимости проведения расчетного метода, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов предпринимателя.Таким образом, если налоговый орган указывает в материалах проверки, что проверка была осуществлена сплошным методом, то он обязан доказать, что было стопроцентное изучение всех элементов проверяемой совокупности, а доначисление налогов произведено налоговым органом в соответствии с требованиями НК РФ.При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.Выборочный метод более экономичен по времени, но недостаточно точен. Кроме того, анализ судебной арбитражной практики свидетельствует о том, что налоговые органы либо неправомерно используют последствия выборочного метода, либо не доказывают эту возможность.Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.04.2010 по делу N А53-3903/2009 в качестве нарушения указано, что налоговый орган распространил результаты выборочных допросов и объяснений третьих лиц на все объемы поставок в адрес налогоплательщика. Аналогичный вывод отражен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2008 по делу N А56-17909/2007.В Постановлении ФАС Московского округа от 30.11.2004 N КА-А40/11175-04 отражено, что налоговым органом результаты визуального выборочного осмотра, проведенного в рамках выездной налоговой проверки, необоснованно распространены на предшествующий период; выводы, сделанные в отношении одних услуг, необоснованно распространены налоговым органом на все остальные услуги.Противоречивые выборочные опросы без подтверждения иными доказательствами сами по себе не могут свидетельствовать о совершении налогоплательщиком вменяемого налогового правонарушения (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.02.2009 по делу N А12-11621/2008).В Постановлении ФАС Уральского округа от 03.07.2012 N Ф09-5520/12 по делу N А34-3190/2011 отмечено, что выездная налоговая проверка проведена выборочным методом. Частичное представление налогоплательщиком в рамках проведения выездной налоговой проверки первичных документов бухгалтерского и налогового учета не является обстоятельством, освобождающим от применения положений пп. 7 п. 1 ст. 31 и п. 7 ст. 166 НК РФ, поскольку задачей налогового контроля является объективное установление размера налогового обязательства проверяемого налогоплательщика.Однако имеется и иная судебная практика. В Постановлении ФАС Уральского округа от 30.11.2012 N Ф09-11655/12 по делу N А60-7589/2012 указано, что налоговый орган правомерно установил факты налогового правонарушения по выборочным документам.Тем не менее применительно для выездных налоговых проверок выборочный метод проверки является дополнительным основанием для оспаривания ее результатов.При применении выборочного метода налогоплательщик всегда может сослаться, что те или иные документы налоговым органом не были исследованы, а они исключают совершение налогового правонарушения. Более того, согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженным соответственно в Определении от 12.07.2006 N 267-О, п. 29 Постановления N 5, суды обязаны принять и оценить документы, иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений. При этом не имеет значения, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении ему налогового вычета.К примеру, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2010 по делу N А32-3296/2009-70/68 указано, что налоговый орган проводил проверку выборочным методом. В материалы дела обществом представлена бухгалтерская первичная документация по спорным операциям в полном объеме. При указанных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что основания для определения сумм налогов расчетным путем отсутствовали, а информация налогового органа, взятая им за основу произведенного в решении инспекции расчета сумм налогов, не является полной и документально не подтверждена.Таким образом, налоговые органы проводят выездные налоговые проверки сплошным и выборочным методом. Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих. Однако применение выборочного метода предоставляет налогоплательщику дополнительные основания для оспаривания результатов выездной налоговой проверки.

Долгополов О.И. Выездная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика) // СПС КонсультантПлюс. 2013.

Выездная нал. проверка - комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бух. документов налогоплательщика, регистров бух. учета, бух. отчетности и нал. деклараций, хоз. и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых др. документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых нал.плательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производ., складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего нал.плательщику имущества; а также др. действий нал. органов (их должностных лиц), осущ. по месту нахождения нал.плательщика (месту его дея-ти, месту расположения объекта нал.обложения) и в иных местах вне места нахождения нал. органа.

Впервые термин "Выездная нал. проверка" введен в обиход контрольной работы НК РФ. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными, но документ. отличается от выездной. Так, выездная нал. проверка - это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная - это проверка, охватывающая первичную бух. документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом не уточняется место проведение такой проверки.

Цель выездной нал. проверки: осущ. контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением зак-ва о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и нени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение нал. правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках нал. контроля может осущ. только при проведении выездной проверки.

Выездные нал. проверки могут быть проведены только на основании решения руководителя нал. органа или его заместителя.

НК регламентирует порядок проведения выездной нал. проверки. - Выездная нал. проверка в отношении одного нал.плательщика может проводиться по 1 или неск-ким налогам. - Нал. орган не вправе проводить в течение 1 календарного года 2 выездные нал. проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная нал. проверка не может продолжаться более 2 мес., если иное не установлено настоящей 89 статьей НК РФ. В искл. случаях вышестоящий нал. орган может увеличить продолжительность проверки до 3 мес. - При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на 1 месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. - Срок проведения проверки вкл. в себя время факт. нахождения проверяющих на территории организации. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Выездная нал. проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также проверка, проводимая вышестоящим нал. органом в порядке контроля за деят-тью нал. органа, осущ. проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, пр-ве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных НК, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.

Если у нал. инспекторов, проводящих выездную проверку, есть основания предполагать, что документы организации, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, заменены или подменены, они имеют право произвести выемку документов, составив акт, в к-ром обосновывается причина выемки и приводится перечень изъятых документов. Нал.плательщик имеет право при выемке документов делать замечания, к-рые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью нал.плательщика. В случае отказа нал.плательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается спец. отметка. Копия акта о выемке документов передается нал.плательщику. В нек-рых случаях нал. инспекции могут проверить не только правильность уплаты налога, но и правильность применения цен (по бартерным сделкам, по внешнеторговым сделкам, сделкам между взаимозависимыми лицами). Проверке подлежат также случаи, когда цена отклоняется в сторону повышения или понижения более чем на 20 % уровня цен, обычно применяемых по идентичным товарам. При необходимости нал. орган имеет право вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных так, как если бы сделка проводилась по подлинно рын. ценам. По итогам выездной нал. проверки составляется акт, в к-ром указываются документально подтвержденные факты нал. правонарушений, выявленных в ходе проверки, или отсутствие нарушений, выводы и предложения проверяющих. При установлении нал. правонарушений делаются ссылки на статьи НК, предусматривающие ответственность за конкретные нарушения зак-ва о налогах. Налогоплательщик вправе в 2-хнедельный срок представить свои возражения по акту или его отдельным положениям. По истечении 14 дней акт проверки и документы, представленные нал.плательщиком, рассм. руководством нал. инспекции и по ним принимается решение.

Введение
Лекция 1.Основы теории налогообложения
Лекция 2. Принципы и развитие налогообложения
Лекция 3. Налоговая система РФ
Лекция 4. Налоговая политика и налоговое регулирование
Лекция 5. Федеральные налоги
Лекция 6. Налог на добавленную стоимость
Лекция 7. Акцизы
Лекция 8. Налог на прибыль организаций
Лекция 9. Налоги с физических лиц
Лекция 10. Другие федеральные налоги
Лекция 11. Региональные налоги
Лекция 12. Местные налоги
Лекция 13. Специальные режимы налогообложения
Лекция 14. Налоговый контроль