В настоящий момент государство - единственный легитимный и поддерживаемый на международном уровне способ существования большой общности людей. Благодаря ему большие и малые социальные группы активно взаимодействуют, развиваются и удовлетворяют свои потребности.

Функционирование

Любое государство обладает определенным перечнем функций. Как правило, они одинаковы для большинства стран, но некоторые из них зависят от организационно-правовой а также статуса. Невозможно представить общество без определенного воздействия на него государством, его регулирования, в том числе с помощью законов.

Так, именно властные органы любой страны призваны не допустить анархию, в обществе, революции, притеснения каких-либо слоев населения или отдельных граждан, защитить свои границы и свой народ, обеспечить суверенитет и суверенность. Формы осуществления функций государства - это такое внешнее выражение деятельности, посредством которого реализуются задачи, достигаются цели. Таким образом, органы власти реализуют свои полномочия, выстраивают определенную политику, выстраивают единое, целостное и развивающееся общество. Формами осуществления функций государства являются правовые и организационные. Подробнее остановимся на каждой из них.

Правовые формы

Правовые формы осуществления призваны обеспечить законность и порядок, соблюдение прав и конституционных свобод, построение такого общества, которое опиралось бы на признание права. Такие формы связаны с юридической деятельностью органов власти, при этом следует отметить, что они не присущи какой-то конкретной ветви власти или возложены на нее преимущественно. Исполнительная, законодательная и судебная в равной степени задействованы в реализации функций, разница лишь в том, что каждая ветвь работает в рамках своих компетенций. Выделяется несколько видов правовых форм.

Правотворческая

Такая деятельность государства, которая своей целью имеет создание правовой нормы, построение единой законодательной системы, будет называться правотворческой, или, имеется еще более узкое понятие, законотворческой. Таким образом, органы, наделенные в соответствии с Конституцией а равно органы местного самоуправления, законодательные собрания субъектов, имеют право принимать непосредственное участие в выборе юридической судьбы государства и его граждан или отдельной области, республики, края и проч.

Правоисполнительная

Остальные правовые формы осуществления функций государства опираются именно на исполнительную. Благодаря ей реализуются положения нормативно-правовых актов, решений судов, предписаний и прочих необходимых для исполнения указаний закона, или отдельного органа. Данная функция обеспечивает реальность и реализацию заложенных идей и принятых направлений.

Судебная

Это специальная функция по осуществлению правосудия. Любое решение суда в Российской Федерации принимается и провозглашается от имени государства. Одно из важнейших направлений деятельности властных органов вообще, потому как с его помощью поддерживается законность и правопорядок. Стоит отметить, что судебной властью обладает только судебная ветвь, поэтому никакой иной орган, помимо судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских, не вправе разрешать конкретные юридические споры с применением или возможностью применения государственного принуждения для реализации своего решения.

Неправовые формы

Организационные формы осуществления функций государства, скорее, вспомогательные, акцессорные по отношению к правовым. Именно благодаря им обеспечивается деятельность властных органов, а также реализуются возложенные на них полномочия. Не стоит путать организационные формы и правоисполнительную. Если последняя напрямую реализует юридические обязанности, предписания и акты, то первая лишь обеспечивает их реализацию, а также может быть вовсе не связана с правовым полем. Например, организация мероприятий, проведение заседаний органов власти, общее управление в рамках своих полномочий и многое другое.

Как правило, такие формы не выделяют в отдельные виды, однако некоторые ученые полагают, что требуется специальное разграничение. Так, например, разделяется:

  1. Организационно-регламентирующая - направлена на решение определенных задач, также обеспечивает текущую деятельность государства и его органов.
  2. Организационно-хозяйственная - призвана обеспечить материальную сторону, например, деятельность по снабжению.
  3. Организационно-идеологическая форма - как правило, разъяснительная. Множество законов требует определенной интерпретации или обоснований их необходимости.

Методы

Помимо форм, также выделяют методы осуществления функций государства. На данный момент их существует 3:

  1. Убеждение - власть, государство, рекомендует, агитирует и призывает к совершению определенных действий или воздержанию от таковых. Одним из признаков демократии является превалирование данного метода над остальными. Он рассчитан на высокий уровень грамотности и правовой культуры населения, а также существование достаточно стабильного, законопослушного общества. К примеру, это могут быть рекомендации министерства здравоохранения, которые размещаются в настоящий момент в нашем государства на пачках сигарет и некоторых табачных изделий.
  2. Принуждение - присуще авторитаризму и в большей степени тоталитаризму. При таком заставляет нас исполнять определенные решения или предписания или насильно воздержаться от совершения действий. Как пример, уголовное преследование и наказание, деятельность органов ФСИН и ФССП.
  3. Поощрение - наиболее сложный в своей реализации метод. Государство, используя его, должно создать такие условия, при которых у субъекта возникает значительная заинтересованность в совершении какого-либо действия. Например, вознаграждение за сдачу оружия самообороны, смягчение или освобождение от наказания за признание вины или отказ от преступления.

Безусловно, выделяют и иные методы осуществления функций государства, но приведенные выше являются устоявшимися и используются чаще всего в научной литературе.

Государство должно выполнять свои функции в прису­щих ему формах, применять в своей деятельности различ­ные методы.

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звень­ев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных орга­низаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам дея­тельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Различаются правовые и неправовые формы реализа­ции функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действо­вать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государ­ственные органы и должностные лица работают, какие юри­дические действия они совершают. Неправовые формы охватывают большой объем органи­зационно-подготовительной работы в процессе осуществле­ния функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юриди­чески значимыми действиями, влекущими за собой право­вые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с пись­мами и заявлениями граждан и т.п.

Основными правовыми формами осуществле­ния функций государства по первому критерию являются (см. приложение схема №3) . (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства. М.:Зерцало, 1998,с.209) :

    законодательная;

    управ­ленческая (исполнительная);

    судебная;

    контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании пред­ставительными и законодательными органами законов, обязатель­ных для исполнения всеми государственными органами, общест­венными объединениями, органами местного самоуправления, долж­ностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные за­коны наделено Федеральное Собрание - парламент России.

Управленческая или исполнительная деятельность представ­ляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реа­лизацию органами исполнительной власти (государственного управ­ления) функций государства в сферах развития экономики и куль­туры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.

От управленческой деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распределительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций го­сударства путем осуществления правосудия всеми звеньями су­дебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функ­ций государства посредством действия всех разновидностей госу­дарственного надзора и контроля за законностью, а также в применение принудительных мер к ее нарушителям. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Россий­ской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокуро­ром РФ и подчиненными ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей спосо­бов и средств служит целям реализации функций государства.

Наряду с изложенной в науке получила распространение имею­щая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внеш­ним признакам деятельность органов государства по осуществ­лению его функций (см. приложение схема №4) .. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государст­во использует право для выполнения своих задач и функций. Сооб­разно этой классификации в работе всех звеньев механизма госу­дарства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть - ор­ганизационная.

Деление форм осуществления функций государства на право­вые и организационные не означает умаления или тем более отри­цания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Од­нако далеко не все организационные формы - правовые.

Под правовыми формами осуществления функций государ­ства понимается однородная по своим внешним признакам (ха­рактеру и юридическим последствиям) деятельность государ­ственных органов, связанная с изданием юридических актов. Со­ответственно этому к правовым формам реализации функций госу­дарства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность , которая, в свою очередь, подразделяется на:

    оперативно-исполнительную деятельность;

    правоохранительную деятельность.

Правотворческоя деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменителъная деятельность - это деятельность го­сударственных органов по выполнению законов и подзаконных нор­мативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются опера­тивно-исполнительная и охранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних во­просов управления делами общества властную, творческую испол­нительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов приме­нения норм права, служащих основанием для возникновения, из­менения или прекращения правоотношений.

Правооохранительная деятельность - это форма осуществ­ления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от наруше­ний, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обя­занностей.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушен­ного права, реализации юридической ответственности лица, совер­шившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм функционирования государства отличают­ся чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внеш­ним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие организационные формы деятельно­сти государственных органов по осуществлению функций государ­ства; а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хо­зяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государствен­ного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность - это опера­тивно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. п.) по матери­альному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно-идеологическая деятельность - это повсе­дневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (напри­мер, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой ин­формации и т. д.) (Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998,с.209-210).

Вывод по третьему вопросу: Научное и практическое значение рассмотренных выше классификаций со­стоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма госу­дарства по выполнению его функций, тесно соотносится с принци­пом разделения властей.

Правовые формы осуществления функций.

1. Правотворческая деятельность – эта форма осуществления функций государства путём создания правовых норм, их изменению и отмене. Особое место в правотворчестве занимает законодательная деятельность высших органов государственной власти. На базе и во исполнение издаваемых ими нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, - законов – складывается как правотворческая, так и правоисполнительная деятельность всœех остальных органов государства.

2. Правоисполнительная деятельность – эта деятельность представляет собой связанную с повсœедневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (к примеру, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждение орденом).

3. Правоохранительная деятельность – это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений. Это деятельность по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (протесты и представления прокуроров, приговоры, решения судов и т.д.), которые вызывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Специфика этих правоприменительных актов состоит по сути в том, что они служат целью восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всœех случаях – защите прав и интересов личности.

Правовые формы не исчерпывают всœех форм осуществления функций государства. Наряду с ними широко используется различного рода не правовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства. Эта деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий. Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всœего управленческой деятельности. В тоже время как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически.

Организационные формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечёт за собой юридических последствий.

1. Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.).

2. Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт, статистика, организация снабжения и т.д.).

3. Организационно-идеологическая деятельность – это повсœедневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (к примеру, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения, работа средств массовой информации и т.д.).

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют функции государства.

Правовые формы осуществления функций. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовые формы осуществления функций." 2017, 2018.

Это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Признаки форм осуществления функций государства.

1. Это деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности.

2. Это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства.

3. Посредством выполнения этой деятельности реализуются функции государства.

Формы осуществления функций государства можно разделить на правовые и организационные.

Правовые формы осуществления функций государства - это однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов (нормативно-правовых и индивидуально-правовых актов).

Правовые формы осуществления функций.

Государственный орган: понятие и признаки. Государственный орган и орган местного самоуправления.

Государственный орган - это самостоятельный элемент государственного аппарата, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой, наделённый определённой компетенцией и выступающий от имени государства.

Признаки государственного органа.

Государственный орган - это единоличное лицо (президент, прокурор и др.) или коллегиальный орган.

Представляет собой самостоятельный элемент аппарата государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма.

Действует от имени государства и по его поручению.

Образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов и подзаконных актов).

Выполняет свойственные только ему задачи и функции , используя для этого соответствующие формы и методы (наделён в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения).

Имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закреплённых полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определённого круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа. Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

Осуществляет свою компетенцию тремя способами : 1 ) принятием нормативных актов (предписанием общего характера); 2 ) принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); 3 ) конкретно-организационной деятельностью.

Имеет внутреннее строение (структуру). Органы состоят из подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.) и государственных служащих, скреплённых единством целей, ради достижения которых образованы.

Имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчётный счёт в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач.

Обладает определённым статусом , в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание.

Действует на определённой территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации .

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

  • на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;
  • правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).

Организационные формы

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формами деятельности государства.

Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:

  • на организационно-регламентирующие;
  • организационно-хозяйственные;
  • организационно-идеологические.

Организационно-регламентирующая деятельность - оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);

Организационно-хозяйственная деятельность - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

Организационно-идеологическая деятельность - повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения потому или иному вопросу).

Не следует смешивать организационные формы (неправовые формы) с действиями соответствующих должностных лиц вопреки праву. Такого рода действия могут осуществляться с помощью насилия, угроз, вне сферы права. В демократических государствах достижение целей с помощью таких средств недопустимо.

Однако это не означает, что государство не может применять принуждение в своей деятельности. При реализации своих функций государство использует в зависимости от конкретной функции различные методы: убеждения, принуждения, поощрения, наказания.