МРОТ — это минимум оплаты труда в месяц, установленный Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 N 82-ФЗ . Каждый год появляется ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда"» и уставнавливает МРОТ на наступающий год.

  • Размер МРОТ на 2014 год составил 5 554 рубля (Федеральный закон от 02.12.2013 № 336-ФЗ);
  • Размер МРОТ в 2015 году составил 5 965 руб (Федеральный закон от 01.12.2014 № 408-ФЗ);
  • Размер МРОТ на 2016 год составил 6 204 рубля (Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ), а с 01 июля 2016 года увеличится до 7 500 рублей;
  • Размер МРОТ в 2017 году остался равным 7 500 рублей, но с 01 июля 2017 года МРОТ вырос до 7800 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 г. №460-ФЗ);
  • Размер МРОТ на начало 2018 года составил 9 489 рублей, а позже был увеличен до 11 163 рублей (Федеральный закон от 07.03.2018 г. №41-ФЗ);
  • Размер МРОТ в 2019 году составил 11 280 рублей (Федеральный закон от 25.12.2018 г. №481-ФЗ).

Применение МРОТ

МРОТ применяется для:

  • Регулирования оплаты труда. В соответствии с ТК РФ, зарплата работника любой организации за полностью отработанный месяц не может быть меньше МРОТ.
  • Определения минимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
  • правительства субъекта РФ;
  • объединения профсоюзов;
  • объединения работодателей.

После того как соглашение заключено, всем работодателям предлагается к нему присоединиться: предложение о присоединении к соглашению официально публикуется в СМИ. Если работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения не представил мотивированный письменный отказ, считается, что работодатель присоединился к соглашению и обязан его применять.

Региональный МРОТ обязаны применять коммерческие организации и предприниматели субъекта РФ, обособленные подразделения, расположенные в субъекте, государственные учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов РФ, и муниципальные учреждения. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Дополнительно к региональному МРОТ применяются надбавки и коэффициенты, установленные в регионе. Например, в Алтайском крае соглашением на 2019-2021 год установлен МРОТ 13 000 рублей. При этом в крае действует районный коэффициент 15%. Значит работодатели Алтайского края не имеют права установить зарплату ниже 14 950 рублей (13 000 × 1,15).

Новый МРОТ с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года в РФ изменился МРОТ. Новый минимальный размер оплаты труда увеличился до11 280 рублей. Этот факт повлияет на размер минимального пособия на ребенка до 1,5 лет.

Редкий работник не слышал, что существует законодательно определенная величина, меньше которой официальный заработок быть не может. При этом широкая известность понятия минимальной зарплаты не мешает путанице и многочисленным ошибкам, потому что мало кто знает, для чего конкретно она предназначена и в каких случаях применяется. Особенно важно знать ответ на эти вопросы тем, у кого очень маленькая зарплата, или еще только начинается трудовая биография.

Что такое МРОТ

Минимальный размер оплаты труда – это установленная правительством величина, которая гарантировано должна быть начислена любому работнику за месяц при условии полной занятости. С 1 мая 2018 года МРОТ в России составляет 11 163 р. Начисление зарплаты официально трудоустроенным лицам ниже этого показателя является нарушением и предусматривает ответственность – штраф для руководителя и самого предприятия. При этом для совместителей и трудящихся на условиях неполного рабочего дня минимальный оклад может быть меньше – по закону это допускается и противоречия тут нет .

Для чего рассчитывается

В соответствии с действующим законодательством, МРОТ – это многофункциональная величина, использующаяся для регулирования различных выплат. Она используется для определения/регулирования параметров:

Применение МРОТ для других целей не допускается согласно статье 3 Федерального закона № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000. Правильно рассматривать эту величину, как пороговый показатель, ниже которого не может быть понижен размер денежного вознаграждения для работника (в том числе и в случаях, когда берутся параметры зарплаты для расчета социальных пособий), а не как эталон, от которого будут зависеть другие выплаты.

Нормативно-правовая база

Известно, что базовые законодательные нормы, рассматривающие вопросы, касающиеся минимального размера заработной платы, изложены в статьях 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Там говорится, что:

  • Величина МРОТ устанавливается федеральным законом одновременно на всей территории России.
  • В зависимости от места работы гражданина, меняются источники обеспечения выплат минимального уровня оплаты труда. Для государственных и муниципальных структур, финансирование происходит из соответствующих (федерального, регионального, местного) бюджетов или иных источников дохода организации, для работников коммерческих организаций – из средств предприятия.
  • МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения (на практике это требование реализовано только с 1 мая 2018 г.).
  • В субъектах федерации местные власти могут устанавливать собственный размер минимальной заработной платы (сокращенно – МЗП, эта аббревиатура часто используется как синоним регионального МРОТ). Этот параметр должен быть не ниже общероссийской нормы. Вне зависимости от размера МЗП для конкретного региона, по законодательным требованиям, для расчетов социальных выплат должен использоваться федеральный показатель минимального уровня заработка.

Конкретная величина МРОТ для нашей страны устанавливается отдельными нормативно-правовыми актами. При этом:

  • Текущий размер зафиксирован в Законе № 82-ФЗ. Статья 2 этого документа определяет порядок финансирования для разных категорий работников.
  • Изменение величины минималки подразумевает принятие нового закона, корректирующего прежние показатели.

Повышение минимальной зарплаты в 2018 году

Увеличение порогового значения заработка имеет важное социальное значение. Эта величина во многих ситуациях определяет уровень дохода малообеспеченных слоев населения, труд которых оплачивается по самому низкому тарифу. Кроме того, минималка является отправной точкой для выплат по листу нетрудоспособности, когда получатель имеет очень низкую зарплату и/или не наработал достаточного трудового стажа (например, это могут быть начисления за декретный отпуск студенткам, матерям-одиночкам и др.) .

В соответствии со статьей 1 Закона № 82-ФЗ, начиная с 1.01.2018 планировалось соотнести между собой МРОТ и прожиточный минимум (ПМ). Первая величина определялась через вторую, то есть, минималка приравнивалась к значению ПМ за II квартал предыдущего года. Подобное решение является логически более верным и социально справедливым, чем существующая схема, когда между этими двумя показателями присутствует существенный разрыв. Это хорошо видно из приведенных в таблице данных за 2017 год:

МРОТ, рублей

ПМ на душу населения, рублей

ПМ для трудоспособного населения, рублей

ПМ для пенсионеров, рублей

ПМ для детей, рублей

Приближая минимальный уровень оплаты труда к размеру прожиточного минимума, законодатели попытались избавиться от противоречия, когда трудясь целый месяц по 8 часов, человек не может заработать на необходимый лимит для проживания (продукты питания, товары и услуги). Например, для II квартала 2017 года разница между МРОТ и ПМ составляет 3 663 р., или 48,84%. В дальнейшем, после 2018­года, законодательство предусматривало ежегодную процедуру соотнесения минимальной величины заработка и прожиточного минимума.

С 1 января 2018 года

Привязку минималки к ПМ предполагалось произвести 1.01.2018, но с учетом наличия бюджетных средств, эту процедуру решено было начать годом раньше. Согласно Федерального закона № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2017, произошло повышение МРОТ с 1 января 2018 г. Новый размер минималки стал 9 489 рублей.

С 1 мая 2018 года

Закон № 82-ФЗ предусматривает, что значение МРОТ на текущий год соотносится с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года (из таблицы выше видно, что этот показатель равен 11 163 рубля). В 2018 году процесс повышения нижнего уровня заработка был проделан в два этапа:

  • На первом, январском, минимальная зарплата в России была увеличена до значения 85% от итогового результата.
  • На втором, майском, величина МРОТ стала равна 100% от ПМ за установленный период.

Указанная величина минималки будет действительна до конца 2018 года, а с 1 января будет пересмотрена для соответствия другому значению прожиточного минимума . По предварительным оценкам Министерства труда и социальной защиты РФ, величина ПМ (а, опосредованно, и минимальный уровень оплаты труда) в ближайшее время будет увеличиваться незначительными темпами. Таблица показывает динамику изменения МРОТ до 2020 г. (для наглядности приводятся несколько выборочных показателей за некоторые предыдущие годы):

Минимальный размер оплаты труда, рублей

Нормативный акт, ставший основанием изменения значения (увеличения), Закон № или другой источник информации

1.07.2000-31.12.2000

82-ФЗ от 19.06.2000

1.01.2001-30.06.2001

1.07.2001-30.04.2002

1.05.2002-31.08.2003

ФЗ-42 от 29.04.2002

1.05.2006-31.08.2007

ФЗ-54 от 20.04.2007

1.01.2013-31.12.2013

ФЗ-232 от 03.12.2012

1.07.2017-31.12.2017

ФЗ-460 от 19.12.2016

1.01.2018-30.04.2018

ФЗ-421 от 28.12.2017

1.05.2018-31.12.2018

ФЗ-41 от 07.03.18

1.01.2019-31.12.2019

1.01.2020-31.01.2020

Что входит в минимальную заработную плату

Действующее законодательство четко определяет, что величина денежного вознаграждения труженику за месяц не должна быть меньше нижнего уровня заработка (при условии полной отработки положенного времени). Внутренняя структура этого начисления для конкретного сотрудника организации может включать в себя все разрешенные законом выплаты (в том числе компенсационные и стимулирующие):

  • оклад;
  • премию и другие поощрения;
  • доплату;
  • надбавку.

Важно отметить, что согласно статье 129 ТК РФ, заработной платой является сумма всех постоянных трудовых выплат (то есть, основных и дополнительных). Отсюда ясно, что совокупность всех начислений у конкретного работника должна быть не меньше минималки. Если эта сумма ниже установленного уровня – работодатель должен произвести перерасчет, издать соответствующий приказ и заплатить на уровне зарплатного минимума . Ставка МРОТ не распространяется на случаи переработки (например, труда в праздничные дни), которая не входит в величину заработка и оплачивается отдельно.

Правила и порядок расчета на федеральном уровне

С принятием в декабре 2017 года Закона № 421-ФЗ, процедура вычисления минимального размера зарплатных выплат предельно упростилась, больше не требуя использования данных статистики и других показателей. Все, что необходимо – это взять показатель прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года. Удобство этой схемы заключается и в том, что значение нижнего уровня заработка становится известно заранее (до официального объявления), что упрощает экономическое планирование, как в масштабах всей страны, так и в рамках бюджета отдельной семьи.

Региональный МРОТ

Согласно статье 133.1 ТК РФ, на территории конкретных субъектов федерации региональные власти могут самостоятельно устанавливать размер минимальной зарплаты. Необходимым условием является то, что установленная величина МЗП должна быть не ниже общероссийского значения. В 2017 году был очень большой разброс в размерах минималки не только по регионам, но и даже в пределах одного субъекта федерации. Например, значение МПЗ в Республике Коми для работников:

  • южной природно-климатической зоны составляло 8 100 р.;
  • северных регионов – равнялось 9 300 р.

Так как для большинства субъектов федерации локальная минималка была ниже 11 163 рублей, то с мая 2018 года там применяется федеральный МРОТ (до принятия новых постановлений на местном уровне). Таблица показывает некоторые регионы, где и после 1.05.2018 нижний порог заработной платы превышает общероссийский показатель (ситуация по Москве и Московской области рассмотрена в отдельном разделе ниже):

Особенности расчета

Устанавливая собственную величину минимальной зарплаты, власти субъекта федерации исходят из возможностей регионального бюджета и местных предприятий нести такую финансовую нагрузку. Это становится предметом отдельного соглашения, которое закрепляется документально. При этом важно, что принятый размер МЗП распространяется не на все организации данного региона:

  • Он обязателен к применению учреждениями, имеющими финансирование из регионального/местного бюджета. Он относится и к коммерческим организациям, зарегистрированным на данной территории.
  • Его могут не использовать госорганизации с федеральным финансированием.

Региональное соглашение о минимальной заработной плате

В Трудовом кодексе Российской Федерации говорится, что утверждение размера МЗП подразумевает создание в субъекте федерации специальной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ее состав входят уполномоченные представители:

  • администрации региона;
  • профсоюзов трудящихся;
  • объединения промышленников и предпринимателей.

Результатом работы этой комиссии становится подписание трехстороннего соглашения (эта процедура регулируется статьей 47 ТК РФ), для которого предусматривается процедура дальнейшего присоединения к нему работодателей. Готовый документ публикуется в СМИ, где с ним может ознакомиться любой руководитель предприятия. Если за 30 последующих дней работодатель не предоставляет комиссии заявления с мотивированным отказом от участия в соглашении, он считается присоединившимся и обязан использовать утвержденный размер МЗП при расчетах с работниками.

Величина МРОТ по Москве и Московской области

Процедура установления значения минималки тут не отличается от других регионов – это производится посредством трехстороннего соглашения между региональной администрацией, профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей. Таблица показывает динамику изменения величины МЗП в 2018 году для Москвы и области, и позволяет сравнить разницу по выплатам для организаций с федеральным финансированием и остальных работодателей:

На что влияет минимальная заработная плата

Выше говорилось, что с позиции законодательства, МРОТ является нижним порогом выплат для работника, но не эталоном для определения через него других начислений (например, если написать в трудовом договоре, что должностной оклад равен удвоенной МЗП, это будет серьезным нарушением). В соответствии с этим, минимальный размер оплаты труда может влиять на весьма ограниченное количество показателей. К ним относятся:

  • величина зарплаты;
  • размер пособий (больничного, декретного, по уходу за ребенком).
  • Эта величина определена государством и проходит периодическую индексацию для противодействия процессам инфляции в экономике (т.е. хорошо подходит на роль эталона).
  • До принятия в 2000 году закона № 82-ФЗ минималка использовалась для расчета фискальных отчислений, сборов и штрафов (но сейчас для этого применяется иная схема с фиксированной суммой).

Регулирование оплаты труда

Не обладая свойствами эталона для определения размера разных выплат, МРОТ может иметь значение только для очень ограниченного круга людей – тех, у кого очень низкий размер зарплаты. В этом случае регулирующее качество минималки проявляется в том, что она задает границу, ниже которой заработок понижаться не должен. Если сумма всех видов трудового вознаграждения (оклад, премия и др.) меньше величины МРОТ, то выплата работнику должна вырасти за счет компенсации . Для всех остальных работников значение минимального уровня оплаты труда никак не влияет на величину заработка.

МРОТ при расчете социальных пособий и доплат

Для этого случая тоже минималка имеет очень ограниченное применение (т.е. большинство трудящихся лиц с этим никогда не сталкивались). Ее используют в особых ситуациях при расчетах выплат, которые будет получать работник:

  • по временной нетрудоспособности (при болезнях, травмах и др.);
  • за декретный отпуск;
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Стандартный алгоритм калькуляции для такой оплаты требует рассчитать среднемесячный заработок (СМЗ) получателя. В некоторых случаях для этого показателя используют минималку, где она выступает как нижний порог допустимого заработка:

Размер штрафов, пеней и неустоек

Распространенным стереотипом является мнение, что величина санкций административного и уголовного характера может рассчитываться в МРОТ. Такой порядок был установлен до 2000 года, когда размер штрафов, пени и неустоек рассчитывался пропорционально МРОТ, но принятие закона № 82-ФЗ изменило положение дел. Статья 5 этого нормативно-правового документа устанавливает для таких расчетов базовую сумму в размере 100 рублей. Дальнейшие законодательные изменения внесли коррективы в текст самих кодексов:

  • Уголовного. Это было сделано в 2003 году – например, для статьи 140 («Отказ в предоставлении гражданину информации»), предусматривавшей наказание в 200-500 МРОТ, эта санкция сменилась штрафом с максимальным размером в 200 000 р.
  • Об административных правонарушениях. Изменения в этом кодексе были произведены в 2007 году.

Страховые взносы и МРОТ для ИП

В соответствии с требованиями законодательства, до 2018 года индивидуальный предприниматель должен был осуществлять социальные отчисления с использованием размера нижнего уровня заработка. При величине дохода до 300 000 р. формула расчета подразумевала ежемесячные страховые и пенсионные взносы с величины минималки, в 2018 году эта схема заменилась фиксированными выплатами. Если сравнивать эти два вида отчислений, то прежний вариант был выгоднее для занимающихся предпринимательской деятельностью.

Может ли быть зарплата меньше МРОТ

В общем виде, при четком соблюдении всех норм действующего законодательства, месячное вознаграждение за труд не может быть меньше минималки. При этом такая ситуация возможна при неправильной трактовке отдельных терминов и понятий, например, в ситуациях, когда:

  • Оклад работника заведомо меньше нижнего уровня заработка, но с учетом премиальных и/или компенсационных доплат набирается необходимый минимум.
  • Региональная минималка по местности, где работает человек, выше общероссийской, но он трудится в структуре федерального финансирования, поэтому повышенный размер МЗП на данную ситуацию не распространяется.
  • Сотруднику была начислена зарплата в размере минимального уровня оплаты, но после вычета бухгалтерией налога на доход физических лиц (НДФЛ), он получит на руки меньшую сумму.

Каждый из рассмотренных случаев не является нарушением закона. Требование о том, чтобы зарплатные платежи были не меньше установленного минимума, распространяются на:

  • всю сумму выплат, начисленную работнику за месяц;
  • региональную или федеральную принадлежность работодателя;
  • величину начисления до вычета налогов (и других законных отчислений, например, алиментов).

Штрафные санкции для работодателей

Выплата зарплаты ниже установленных законом норм является нарушением и влечет за собой ответственность. Статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают следующие размеры штрафов (в скобках указаны санкции при повторном применении):

  • для индивидуальных предпринимателей и руководителей предприятий – 1 000-5 000 р. (10 000-20 000 р.);
  • для юридических лиц – 30 000-50 000 р. (50 000-70 000 р.).

В особо критичных случаях (например, если это повлекло смерть потерпевшего), поступок руководителя может подпадать под действие статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ. Тогда для директора предусматривается более суровое наказание:

  • штраф – до 500 000 р. (или величиной до трехлетней заработной платы осужденного);
  • дисквалификация – до года;
  • принудительные работы – до 2-х лет;
  • лишение свободы – до 5-ти лет.

Видео

Настоящий Закон устанавливает административную ответственность граждан, юридических лиц и должностных лиц за нарушения предусмотренных нормативными правовыми актами города Москвы требований (правил) в сфере потребительского рынка и услуг (розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению). Статья 1. Виды административных наказаний за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы За совершение административных правонарушений, предусмотренных настоящим Законом, устанавливаются и применяются следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение; административный штраф. Предупреждение как мера административного наказания выносится в случае устранения правонарушения по первому требованию. Статья 2. Нарушение правил работы рынков управляющими рынками компаниями и их должностными лицами 1. Предоставление управляющей рынком компанией торговых мест на территории рынка организациям, не имеющим документа о государственной документа о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 2. Предоставление управляющей рынком компанией торговых мест на территории рынка юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, не имеющим разрешения на привлечение иностранной рабочей силы при использовании иностранных работников, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. 3. Предоставление управляющей рынком компанией торговых мест на территории рынка юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, не имеющим документа о регистрации контрольно- кассовой техники, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Статья 3. Осуществление мелкорозничной торговли, оказание бытовых услуг либо услуг общественного питания без документов, подтверждающих право размещения объектов мелкорозничной сети Осуществление мелкорозничной торговли, оказание бытовых услуг либо услуг общественного питания без документов, выданных в порядке, определенном органами исполнительной , и подтверждающих право размещения объектов мелкорозничной сети, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда. Статья 4. Осуществление торговли с нарушением требований к ассортименту реализуемой продукции на объектах мелкорозничной сети Осуществление торговли с нарушением установленных нормативными правовыми актами города Москвы требований к ассортименту реализуемой продукции на объектах мелкорозничной сети (торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг) - влечет вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда. Статья 5. Торговля с рук в неустановленных местах Торговля с рук промышленными и (или) продовольственными товарами в неустановленных местах - влечет вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда. Статья 6. Нарушение правил оказания ритуальных услуг 1. Оформление документов, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не имеющими статуса специализированных служб по вопросам похоронного дела, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. 2. Перевозка тела (останков) умершего на кладбище или в крематорий, погребение, кремация индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не имеющими статуса специализированных служб по вопросам похоронного дела, или физическими лицами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. 3. Осуществление юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями коммерческой деятельности на территории кладбища и (или) крематория или на прилегающей к ним территории без письменного согласия администрации кладбища - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Статья 7. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом 1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3, 6 настоящего Закона, составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции), уполномоченных органов исполнительной . 2. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции). 3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2, 4 настоящего Закона, составляются должностными лицами органов внутренних дел (милиции), территориального органа государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, уполномоченных органов исполнительной . Статья 8. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом 1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: 1) административными комиссиями - по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 2, 6 настоящего Закона; 2) органами внутренних дел (милицией) - по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 5 настоящего Закона; 3) уполномоченными органами исполнительной - по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 3, 4 настоящего Закона. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел (милиции), уполномоченных органов исполнительной вправе их руководители и заместители руководителей. 2. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 9. Предписание об устранении выявленных правонарушений По результатам проведения мероприятия по контролю в случае выявления правонарушений и составления протокола должностное лицо органа, уполномоченного на проведение государственного контроля, вправе выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных правонарушений (далее - предписание). Предписанием является письменный документ, содержащий указание органа (должностного лица), уполномоченного на проведение государственного контроля, о необходимости совершения действий, направленных на устранение нарушений требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. В предписании указывается место и время его выдачи, наименование органа, уполномоченного на проведение государственного контроля, фамилия, имя, отчество и должность лица, выдавшего предписание, срок исполнения предписания, нормы закона или иного правового акта, требования которого нарушены, конкретные действия, которые необходимо совершить для устранения выявленных правонарушений, дата представления информации об исполнении предписания. Предписание подлежит исполнению в указанный в нем срок. Статья 10. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка и услуг Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством об административных правонарушениях. Статья 11. Зачисление денежных средств, полученных от взимания административных штрафов До вступления в силу закона города Москвы, устанавливающего источники доходов бюджетов муниципальных образований, и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления, утверждающих бюджеты муниципальных образований, денежные средства, полученные от взимания административных штрафов, зачисляются в полном объеме в бюджет города Москвы. Статья 12. Приведение нормативных правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом 1. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу: Закон города Москвы от 29 июня 1994 года № 11-51 ; Закон города Москвы от 27 сентября 1995 года № 19 ; Закон города Москвы от 5 ноября 1997 года № 45 ; пункт 1 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001 года № 6 ; абзацы второй, третий, четвертый статьи 14 Закона города Москвы от 9 декабря 1998 года № 29 . 2. Органам исполнительной привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Статья 13. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 16 июля 2003 года № 51

С 1 июля 2017 года установлен новый минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) – 7 800 руб. Поправки внесены Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». МРОТ применяется для определения размеров заработной платы, а также пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. В связи с этим напомним, как изменение МРОТ повлияет на размеры заработной платы и пособий.

Размер заработной платы

Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

К сведению: порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом (ст. 421 ТК РФ). В настоящее время такой федеральный закон не принят.

МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается:

    организациями, финансируемыми из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

    организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, – за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

    организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

    другими работодателями – за счет собственных средств.

Обратите внимание: месячная работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Отметим, что заработная плата согласно ст. 129 ТК РФ включает в себя:

Таким образом, общая сумма заработной платы, включающая в себя все вышеперечисленные элементы, должна быть не ниже МРОТ.

Пример 1.

Должностной оклад работника составляет 4 200 руб. Кроме того, сотруднику выплачиваются ежемесячная премия в размере 50% должностного оклада (2 100 руб.), а также надбавка за работу во вредных условиях труда в размере 1 200 руб. Сотрудник отработал полностью июль. В каком размере необходимо выплатить ему заработную плату?

Заработная плата сотрудника за июль 2017 года будет равна 7 500 руб. (4 200 + 2 100 + 1 200). Отметим, что до 01.07.2017 МРОТ составлял 7 500 руб., а значит, заработная плата сотрудника была в рамках разрешенного размера. Начиная с 01.07.2017 заработная плата сотрудника ниже МРОТ (7 800 руб.), а это недопустимо. Следовательно, учреждению необходимо пересмотреть размер заработной платы и увеличить его до 7 800 руб., а за июль работнику нужно произвести доплату в размере 300 руб. (7 800 - 7 500).

Пример 2.

Должностной оклад работника составляет 5 000 руб. Кроме того, ему выплачивается ежемесячная премия в размере 50% должностного оклада (2 500 руб.). Добавим, сотрудник находился в ежегодном отпуске с 01.07.2017 по 14.07.2017 (14 календарных дней). В каком размере ему необходимо выплатить заработную плату?

Согласно производственному календарю на 2017 год в июле 21 рабочий день. Сотрудник же отработал 11 рабочих дней, так как с 01.07.2017 по 14.07.2017 он находился в ежегодном отпуске. Итак, его заработная плата за июль 2017 года составит 3 928,56 руб. (5 000 руб. / 21 раб. дн. х 11 раб. дн. + 2 500 руб. / 21 раб. дн. х 11 раб. дн.).

При этом заработная плата сотрудника за отработанные дни в июле не может быть ниже 4 085,71 руб. (7 800 руб. / 21 раб. дн. х 11 раб. дн.). Следовательно, сотруднику необходимо доплатить 157,15 руб. (4 085,71 - 3 928,56).

Если сотруднику установлен режим неполного рабочего времени…

Статьей 93 ТК РФ предусмотрено, что по соглашению между работником и работодателем может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Следовательно, его заработную плату необходимо сравнивать с МРОТ, исчисленным пропорционально установленному времени работы.

Приведем примеры.

Пример 3.

По соглашению между работодателем и сотрудником последнему установлен режим неполного рабочего времени: 30 часов в неделю. В самом учреждении действует пятидневная рабочая неделя (40 часов в неделю). Должностной оклад сотрудника составляет 5 000 руб. Кроме того, ему полагается ежемесячная премия в размере 50% оклада (2 500 руб.). Сотрудник полностью отработал июль. Рассчитаем размер заработной платы, которую необходимо выплатить ему за июль 2017 года.

Согласно производственному календарю на 2017 год норма рабочего времени за июль составляет 168 часов при 40-часовой рабочей неделе, норма рабочего времени этого сотрудника – 126 часов, так как он работает на условиях неполного рабочего времени.

Размер заработной платы сотрудника за июль 2017 года будет равен 5 625 руб. (5 000 руб. / 168 ч x 126 ч + 1 875 руб.), где 1 875 руб. – размер ежемесячной премии, которая рассчитана пропорционально отработанному сотрудником времени (5 000 руб. x 50% / 168 ч x 126 ч).

Заработная плата сотрудника за месяц не может быть менее 5 850 руб. (7 800 руб. / 168 ч x 126 ч).

Следовательно, работодатель должен произвести сотруднику доплату в размере 225 руб. (5 850 - 5 625).

Если сотрудник работает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…

В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Пример 4.

Должностной оклад работника составляет 5 000 руб. Кроме того, ему выплачивается ежемесячная премия в размере 50% должностного оклада (2 500 руб.). Сотрудник работает в учреждении, которое расположено в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На данной территории применяется районный коэффициент, равный 1,2. Также сотруднику полагается процентная надбавка в размере 10% оклада. Рассчитаем его заработную плату за июль 2017 года.

Итак, заработная плата сотрудника составит 9 750 руб. (7 500 руб. x 1,2 + 7 500 руб. x 10%). Полученную заработную плату необходимо сравнить с МРОТ.

При этом нужно учитывать разъяснения арбитров, которые представлены в Обзоре ВС РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014 (далее – Обзор ВС РФ от 26.02.2014). В этом обзоре Президиум ВС РФ указал, что к заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к нему местности, установленной в размере МРОТ, применяются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.

Следовательно, заработную плату данного сотрудника необходимо сравнить с МРОТ, на который сначала нужно начислить районный коэффициент и процентную надбавку. Итак, МРОТ будет равен 10 140 руб. (7 800 руб. x 1,2 + 7 800 руб. x 10%). Таким образом, МРОТ оказался больше, чем начисленная сотруднику заработанная плата за полностью отработанный им месяц. Это значит, что работнику надо доплатить 390 руб. (10 140 - 9 750).

Обратите внимание: согласно Разъяснению, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении Разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника. В него включаются заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное им время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации.

Пример 5.

Воспользуемся условиями примера 3. Предположим, что учреждение расположено в районе, где установлен районный коэффициент в размере 1,2, и сотруднику за стаж работы положена процентная надбавка, равная 10%. Учреждение находится в субъекте РФ, где установлен региональный МРОТ в размере 9 200 руб., в который входят компенсационные выплаты и доплаты. Рассчитаем размер необходимой данному сотруднику доплаты.

Рассчитаем заработную плату сотрудника за июль. Она будет равна 7 312,50 руб. (5 625 руб. x 1,2 + 5 625 руб. x 10%).

Из расчета регионального МРОТ минимальная величина заработной платы сотрудника за фактически отработанное им время будет равна 6 900 руб. (9 200 руб. / 168 ч x 126 ч).

Обратим ваше внимание, что согласно разъяснениям, приведенным в Обзоре ВС РФ от 26.02.2014, районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются на МРОТ, установленный в субъекте РФ, если заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенная посредством начисления на МРОТ районного коэффициента и процентной надбавки, превышает МРОТ в субъекте РФ.

Исходя из разъяснений Президиума ВС РФ и на основании вычислений выходит, что заработная плата, рассчитанная с применением федерального МРОТ, больше, чем сумма, установленная региональным соглашением. Значит, МРОТ, предусмотренный региональным соглашением, в данном случае не применяется. Следовательно, сотруднику необходимо доплатить 292,50 руб. (7 605 - 7 312,50).

Обратите внимание: за установление зарплаты в размере менее МРОТ предусмотрена административная ответственность (ч. 6 ст. 5.27 ­КоАП РФ):

  • для должностных лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Изменение МРОТ и расчет пособий

Порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет установлен Федеральным законом № 255-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 14 этого закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Отметим, что ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлены случаи, когда средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, предусмотренному федеральным законом на день наступления страхового случая:

    если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 данной статьи, не имело заработка (то есть за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая);

    если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, обозначенные в ч. 1, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

Обратите внимание: из части 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ следует, что в вышеперечисленных случаях при изменении МРОТ пособия не пересчитываются, так как МРОТ определяется на день наступления страхового случая .

Отметим, в ч. 7 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ сказано, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ. В настоящее время они установлены Положением № 375. Этим положением также закреплены случаи, когда средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, кроме указанных выше случаев (п. 11(1) данного положения полностью повторяет ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ):

    страховой стаж работника составляет менее шести месяцев (п. 20 Положения № 375);

    у работника есть основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности (п. 22 Положения № 375).

При этом п. 20 Положения № 375 необходимо применять в совокупности со следующими нормами:

    застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленный федеральным законом, а в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов (ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ);

    застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленный федеральным законом, а в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем МРОТ с учетом данных коэффициентов (ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ).

Обратите внимание: из совокупности норм п. 20 Положения № 375, ч. 6 ст. 7 и ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ следует, что при изменении МРОТ необходимо пересчитать вышеуказанные пособия, поскольку в этих нормах не сказано, на какую дату определяется МРОТ.

Приведем примеры расчета пособий.

Пособие по временной нетрудоспособности при стаже менее шести месяцев

Пример 6.

Сотрудник работает в организации с 01.04.2017. Это его первое место работы, соответственно, страховой стаж составляет менее шести месяцев. С 28 июня по 6 июля 2017 года (9 календарных дней) сотрудник был на больничном. Его должностной оклад – 30 000 руб. Рассчитаем сумму пособия по временной нетрудоспособности.

В расчетном периоде у сотрудника нет заработка, его страховой стаж составляет менее шести месяцев. Следовательно, сначала рассчитаем средний дневной заработок исходя из МРОТ на дату начала заболевания. МРОТ на 28.06.2017 составляет 7 500 руб. Таким образом, фактический средний дневной заработок будет равен 246,58 руб. (7 500 руб. х 24 мес. / 730 дн.).

Размер дневного пособия составит 147,95 руб. (246,58 руб. х 60%), где 60% – размер среднего заработка, так как застрахованное лицо имеет страховой стаж менее пяти лет (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ).

Размер дневного пособия необходимо сравнить с максимальными дневными пособиями исходя из МРОТ в июне и июле. Максимальное дневное пособие в июне – 250 руб. (7 500 руб. / 30 кал. дн.), в июле – 251,61 руб. (7 800 руб. / 31 кал. дн.). Таким образом, фактическое дневное пособие меньше обеих величин. Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности нужно рассчитать из фактического размера дневного пособия. Оно будет равно 1 331,55 руб. (147,95 руб. х 9 кал. дн.).

Пособие по беременности и родам

Пример 7.

Сотрудница работает в организации с 01.03.2017. Это ее первое место работы, соответственно, страховой стаж составляет менее шести месяцев. С 15 июня по 1 ноября 2017 года (140 календарных дней) сотрудница оформила отпуск по беременности и родам. Ее должностной оклад – 30 000 руб. Рассчитаем размер пособия по беременности и родам.

В расчетном периоде у сотрудницы нет заработка. Кроме того, ее страховой стаж составляет менее шести месяцев. Следовательно, согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности будет рассчитываться исходя из МРОТ. Средний дневной заработок на день наступления страхового случая – 246,58 руб. (7 500 руб. х 24 мес. / 730 дн.). Поскольку стаж сотрудницы составляет менее шести месяцев, при расчете размера пособия за каждый месяц декретного отпуска средний дневной заработок надо сравнивать с максимальной величиной пособия за день.

Размеры дневного пособия, исходя из которого оплачивается отпуск по беременности и родам, представлены в таблице.

Число дней в месяце

250
(7 500 руб. / 30 дн.)

246,58
(246,58 < 250)

241,94
(7 500 руб. / 31 дн.)

241,94
(246,58 > 241,94)

241,94
(7 500 руб. / 31 дн.)

241,94
(246,58 > 241,94)

Сентябрь

250
(7 500 руб. / 30 дн.)

246,58
(246,58 < 250)

241,94
(7 500 руб. / 31 дн.)

241,94
(246,58 > 241,94)

250
(7 500 руб. / 30 дн.)

246,58
(246,58 < 250)

Сумма пособия по беременности и родам составит 34 089,40 руб., в том числе:

    за июль – 7 500 руб. (в размере МРОТ);

    за август – 7 500 руб. (в размере МРОТ);

    за октябрь – 7 500,14 руб. (241,94 руб. x 31 дн.);

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 255-ФЗ). Следовательно, на момент ухода сотрудницы в отпуск по беременности и родам ей было назначено и выплачено пособие в размере 33 847,46 руб.

С 01.07.2017 МРОТ увеличился и стал равен 7 800 руб. Значит, необходимо пересчитать пособие по беременности и родам с названной даты. Итак, надо сравнить дневное пособие в размере 246,58 руб. с максимальным дневным пособием исходя из нового МРОТ.

Месяц, на который приходится отпуск по беременности и родам

Число дней в месяце

Минимальный средний дневной заработок, руб.

Максимальный размер пособия за день отпуска, руб.

Средний дневной заработок, принимаемый для расчета пособия, руб.

251,61
(7 800 руб. / 31 дн.)

246,58
(246,58 < 251,61)

251,61
(7 800 руб. / 31 дн.)

246,58
(246,58 < 251,61)

Сентябрь

260
(7 800 руб. / 30 дн.)

246,58
(246,58 < 260)

251,61
(7 800 руб. / 31 дн.)

246,58
(246,58 < 251,61)

260
(7 800 руб. / 30 дн.)

246,58
(246,58 < 260)

Сумма пособия по беременности и родам составит 34 521,20 руб., в том числе:

    за июль – 7 643,98 руб. (246,58 руб. x 31 дн.);

    за август – 7 643,98 руб. (246,58 руб. x 31 дн.);

    за сентябрь – 7 397,40 руб. (246,58 руб. x 30 дн.);

    за октябрь – 7 643,98 руб. (246,58 руб. x 31 дн.);

    за ноябрь – 246,58 руб. (246,58 руб. х 1 дн.).

Сотруднице необходимо доплатить 431,80 руб. (34 521,20 - 34 089,40).

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет

Данное пособие также рассчитывается исходя из среднего заработка сотрудника. Далее средний дневной заработок умножается на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка сотрудника. При этом данное пособие не может быть меньше установленных минимальных размеров. Итак, с 01.02.2017 ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

    минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком – 3 065,69 руб.;

    минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми – 6 131,37 руб.

Таким образом, если стаж сотрудника составляет менее шести месяцев, средний заработок принимается равным МРОТ. При этом МРОТ определяется на дату начала отпуска по уходу за ребенком (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

В заключение еще раз обратим ваше внимание, что с 01.07.2017 МРОТ увеличился и стал равным 7 800 руб. В связи с этим, если заработная плата сотрудника составляет менее МРОТ за полностью отработанный месяц, необходимо произвести ему доплату. В противном случае работодателя можно привлечь к административной ответственности. Кроме того, нужно сделать пересчет соответствующих пособий, выплачиваемых сотрудникам, страховой стаж которых составляет менее шести месяцев.