Чтобы нормы права могли быть реализованы, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принуждения. Административно-правовые нормы в этом смысле не являются исключением. Ключевое значение в системе мер административного принуждения принадлежит мерам административной ответственности. Однако административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Выделяют также административно-принудительные меры. Основной их целью является предупреждение возможных правонарушений, которые носят предупредительно-профилактический характер (проверка, досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.). кроме того, выделяют административно-пресекательные меры, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.).

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органов или должностным лицом административного взыскания лицу, совершившему административное правонарушение..

Основанием для административной ответственности является совершение административного правонарушения или, что то же самое, административного проступка (вместо «административного правонарушения» или «административного проступка» употребляется термин «административный деликт»). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если это нарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие или противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т.е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие - это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие - это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить свойственные ему три признака: противоправность, виновность и наказуемость деяния.

Противоправность означает, что совершение данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены норма права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния означает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Наказуемость деяния означает, что за совершения данного действия (бездействия) физического или юридического лица должна быть либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно установлена административная ответственность.

Административная ответственность характеризуется, в первую очередь, множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, то есть нормы и правила обязательны для всех без исключения

Принципами административной ответственности являются: законность, целесообразность ответственности, ответственность за вину, неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности, индивидуализация мер ответственности, гуманизм, гласность.

Основаниями административной ответственности являются:

§ нормативное основание - нарушение административно-правового запрета;

§ фактическое основание - совершение административного правонарушения;

§ процессуальное основание - издание правоприменительного акта.

Административная ответственность обладает общими признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время ей присущи следующие специфические черты, характерные только для этого вида юридической ответственности.

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами большого числа государственных органов (в основном системы исполнительной власти) во внесудебном порядке, хотя и суды рассматривают определенное количество таких правонарушений. Все эти органы относятся к субъектам административной юрисдикции.

2. Назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания. Употребление здесь слов «как правило» обусловлено тем обстоятельством, что предусмотренный в ряде случаев административный штраф составляет большую, чем максимально возможный штраф в качестве уголовного наказания (больше одной тысячи минимальных размеров оплаты труда).

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение, и его увольнение с работы. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания.

5. Существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица.

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (Уголовным кодексом РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В этой связи крайне важен вопрос о распределении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях.

Отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности можно представить в таблице 1.

Таблица 1

Административная ответственность

Другие виды юридической ответственности

Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержаться в законах и подзаконных актах

Уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих;

материальная - законодательством о труде и гражданским законодательством.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение

Основанием уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда.

Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица

Субъекты уголовной ответственности - только физические лица

За административное правонарушение применяются административные взыскания

За преступления - меры уголовной ответственности; за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания.

Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, судами (судьями)

Меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока

Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершенное преступление, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнения с работу.

Меры ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях

Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Совершая проступки, которые нарушают правила поведения в сфере государственного управления, виновное лицо несет административную ответственность.

Результатом применения административной ответственности, является предупреждение в будущем совершение новых правонарушений, воспитание гражданина в духе соблюдения законности.

В этой статье:

Применение административной ответственности

Административная ответственность применяется к гражданам и юридическим лицам, которые не соблюдают предписания, установленные в законе.

В литературе под административной ответственностью принято понимать применение мер государственного принуждения за виновное нарушение норм административного права, лицами, вступающими в управленческие общественные отношения. Выражается в виде административных санкций.

Административная ответственность является ответной мерой на нарушение лицом правил поведения, установленных в обществе, и выражается в наступлении неблагоприятных последствий для правонарушителя.

Основные признаки административной ответственности

Чтобы понять сущность административной ответственности необходимо выделить, присущие ей признаки:

  • Это мера государственного принуждения, выражающаяся в наложении на виновного отдельных видов наказаний, установленных КоАП РФ
  • Административная ответственность применяется в сфере государственного управления, например, образования¸ здравоохранения, в области внутренних дел, юстиции и т. д.
  • В результате применения административных санкций, у правонарушителя не возникает судимости
  • Административная ответственность не связывается с соподчиненностью субъектов административно-правовых отношений
  • Применяется в том случае, если есть прямое указание на это в федеральном или региональном законе

Основания освобождения от административной ответственности

В законодательстве предусмотрены случаи, когда совершая отдельные противоправные действия, виновный освобождается от административной ответственности.

К таковым относятся следующие ситуации:

  1. Крайняя необходимость, представляющая собой действия лица направленные на устранение опасности, которая может угрожать личности, обществу, государству, имуществу, если эта опасность не могла быть устранима иным образом. Деяние будет иметь признаки крайней необходимости, если будет причинен меньший вред, чем предотвращенный.
  2. Малозначительность правонарушения. Означает, что вред причиненный правонарушителем не несет в себе той опасности, о которой говорится в диспозиции статьи. Например, мелкое хищение на сумму менее ста рублей.
  3. Невменяемость лица, совершившего административный проступок. Это ситуация когда, лицо не могло осознавать происходящее и отдавать отчет своим действиям в результате психического заболевания.

Отличие административной от уголовной ответственности

Безусловно, административная ответственность является более мягким наказанием, так как совершаемое правонарушение влечет меньшую общественную опасность, нежели преступление.

В административном кодексе содержится ряд составов, которые имеют схожесть с уголовным законом, например, порча земли, нарушение правил охоты. В этом случае квалификация состава правонарушения или преступления возлагается на правоприменительные органы, которые учитывают характер совершенного деяния, его последствия, квалифицирующие признаки, закрепленные диспозицией статьи.

Разница в ответственности можно заметить на примере санкций, например, суммы штрафа, условия отбывания ареста и его сроки.

Также совершая правонарушение впервые, к лицу может быть применено предупреждение, чего нет в уголовном законе.

После отбывания уголовных наказаний, для лица в дальнейшем возникают трудности с реализацией некоторых прав, например, невозможности поступить на отдельные должности государственной службы, в правоохранительные органы.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а)административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права;

б)основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

в)субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной – физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

в)за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

г)административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;



д)административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

е)применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

ж)меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Меры административной ответственности имеют ряд отличительных признаков:

· перечень мер административной ответственности установлен КоАП и является исчерпывающим;

· назначенные и исполненные меры административной ответственности (административное наказание) влекут для право нарушителя истечение срока погашения административной ответственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП);

· меры административной ответственности (административные наказания) не применяются в момент совершения административного правонарушения. Они применяются всегда после совершения административного правонарушения;

· меры административной ответственности (административные наказания) назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсировать такой вред;

· меры административной ответственности (административные наказания) назначаются уполномоченным органом (должностным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

В последнее время в юридической литературе широкое распространение получили публикации на тему разграничения административных правонарушений и преступлений.

Действительно, административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности близко граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение работнику милиции и др.).

Общими признаками преступлений и административных правонарушений являются вредоносность, противоправность, виновность и наказуемость. Общие черты имеют и элементы состава административного правонарушения и преступления. Недаром одной из особенностей КоАП является использование в нем уголовно-правовой терминологии. Это дает основание для вывода о сближении уголовного и административного права. Так, новеллой КоАП является введение в него термина «административные наказания» вместо ранее использовавшегося «административное взыскание». Сторонники переименования мер административной ответственности подчеркивают, что с изменением названия создана база для изменения концептуальных и законодательных подходов к соотношению административной ответственности и ответственности уголовной.

Такая позиция законодателя в КоАП представляется непоследовательной. Отказываясь от термина «административные взыскания», законодатель, тем не менее, в ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрел дисциплинарные взыскания, а не дисциплинарные наказания. Налицо двойной стандарт в названии мер различных видов юридической ответственности.

Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Так, преступление, предусмотренное ст. 149 Уголовного кодекса Российской Федерации «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них», отграничивается от административного правонарушения с почти аналогичной формулировкой диспозиции правовой нормы (ст. 5.38 КоАП) по признаку использования субъектом преступления служебного положения, насилия или угрозы его применения с целью запугивания людей и тем самым воспрепятствования проведению той или иной массовой акции. При отсутствии этих квалифицирующих признаков те же действия будут рассматриваться в качестве административного правонарушения.

Для отграничения административных правонарушений от преступлений применяется и такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, то оно квалифицируется как преступление, а если таких последствий нет - как административное правонарушение (ст. 12.24 КоАП). При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возможностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей (примечание 4 к ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации). Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление.

Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступления (ст. ст. 158, 159, 160 Уголовного кодекса Российской Федерации) на сумму, не превышающую одну тысячу рублей, считается административным правонарушением (примечание к ст. 7.27 КоАП), а свыше одной тысячи рублей - преступлением.

Следует отметить, что в отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации в КоАП ничего не говорится об оконченном и неоконченном административном правонарушении. Впрочем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

В главе 7 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплен один из важнейших институтов - соучастие в преступлении. В то же время КоАП не дает понятие соучастия в административном правонарушении, не предусматривает виды соучастников. Таким образом, законодатель в КоАП не заимствовал уголовно-правовой термин «соучастие» применительно к административным правонарушениям, что не может не вызывать возражений.

В КоАП говорится о совершении административного правонарушения группой лиц, но в отличие от Уголовного кодекса Российской Федерации это рассматривается не как один из видов соучастия, а только лишь как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Не упоминая дефиниций «соучастие», «соучастник», законодатель в ст. 20.2 КоАП тем не менее предусматривает ответственность организаторов за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Об организаторах как субъектах административного правонарушения сказано и в ст. 20.2.1, предусматривающей ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности.

В Уголовном кодексе Российской Федерации организатор преступления рассматривается как один из его соучастников. В КоАП также предусмотрен организатор совершения административного правонарушения, но ему почему-то не придан статус соучастника.

Также необходимо отметить исключение законодателем из действующего КоАП уголовно-правового института необходимой обороны при сохранении тесно связанного с ним другого института уголовно-правового характера - крайней необходимости.

Отметим, что совершение административных правонарушений влечет применение мер административного воздействия, которые менее суровы, чем наказания за преступления. То есть не влекут судимости, как это имеет место при уголовной ответственности, и налагаются специальными органами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности: органами внутренних дел, государственными инспекциями, таможенными органами, судами и др.

Наибольший интерес вызывает соотношение административных правонарушений с налоговыми правонарушениями.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает новый вид правонарушений - налоговое правонарушение (статья 106) и совершенно новый, особый вид юридической ответственности - «ответственность, установленная Налоговым кодексом». Ответ на вопрос, какова природа ответственности, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, остался за рамками налогового законодательства. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет, что «налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».

Вследствие отсутствия теоретического фундамента для построения Налогового кодекса Российской Федерации законодатель проигнорировал тот факт, что характер и вид юридической ответственности зависят от характера и вида правоотношений, а никак не от названия нормативного акта или сферы человеческой деятельности. Как справедливо отмечает Э.М. Цыганков, при отсутствии определения понятия «ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом» объем понятия налогового правонарушения не выходит за рамки понятия административного правонарушения.

Понятие налогового правонарушения, по сути, практически аналогично понятию административного правонарушения (проступка), но представлено без определения вида применяемой юридической ответственности. При столь предметном подходе к природе юридической ответственности КоАП с легкостью распадается на десяток «маленьких кодексов» - кодекс о транспортных правонарушениях, кодекс о правонарушениях в сфере управления и т.д. В результате мы сможем сбиться со счета, утонув в многообразии видов юридической ответственности. Подобное дробление административной ответственности идет вразрез с глобальными процессами развития законодательства и права, выражающееся в форме унификации и кодификации. Отметим также, что п. 7 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации при привлечении правонарушителей к административной ответственности содержит ссылки на КоАП.

Выводы об административной природе ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации, полностью подтверждаются и выводами Определения КС Российской Федерации от 05.07.2001 N 130-О о том, что санкции, предусмотренные в Налоговом кодексе Российской Федерации за налоговые правонарушения (в частности, в ст. 119), являются административно-правовыми. И одновременное применение этих санкций с санкциями, установленными административным законодательством за аналогичное правонарушение, недопустимо.

Составы административных правонарушений в области налогов и сборов предусмотрены статьями 15.3-15.11 КоАП, при этом некоторые административные правонарушения дублируют налоговые правонарушения, определенные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Отличие налоговой ответственности от административной, заключается лишь в особенностях ее процессуальной формы. Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с изложенным лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости. Анализируя понятие крайней необходимости, можно выделить три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

  • а) причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. При этом опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;
  • б) опасность, угрожающая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда. Орган (должностное лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств должен решить вопрос о том, являлось ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;
  • в) причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий - стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

При наличии всех этих условий причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

Административную ответственность нельзя воспринимать иначе, чем в контексте с другими видами ответственности, потому синтезирующим началом здесь является необходимость отвечать за собственные действия, противоправные поступки, брать на себя вину за их последствия. Несмотря на наличие общих черт, которые присущи любому виду юридической ответственности, административная ответственность, в то же время, отличается от других видов юридической ответственности. К критериям разграничения можно отнести:

а) основания привлечения к административной ответственности;

б) круг субъектов, которые наделены правом возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях; установление административной отлове дальности;

в) правовые последствия;

г) процессуальная процедура; г) санкции.

Административная ответственность отмежевывается от уголовной по следующим признакам:

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, состав которого определяется как законами (Коап, Таможенный кодекс Украины, Закон Украины "Об объединениях граждан"), так и подзаконными актами (решение органов местного самоуправления). Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, состав которых определяется исключительно нормами Уголовного кодекса Украины;

Правом возбуждения дел об административных правонарушениях, как и правом рассмотрения таких дел наделен широкий круг субъектов публичной администрации. Правом возбуждения уголовных дел, наделены исключительно органы дознания и предварительного следствия, определенные УПК Украины, и органы прокуратуры, а правом рассмотрения - исключительно суды. Что касается субъектов, которые устанавливают юридическую ответственность, то, в отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается исключительно Верховной Радой Украины, административная - устанавливается и другими субъектами публичной администрации (органов местного самоуправления);

К уголовной ответственности привлекаются только физические лица, а к административной - как физические лица так и юридические лица;

Привлечения лица к административной ответственности и применения к нему административных санкций не приводит к таким последствиям, как судимость, что в дальнейшем проявляется в определенных ограничениях ее правосубъектности (например свободный выезд за пределы Украины);

Административная ответственность реализуется как во внесудебном, так и в судебном порядке, уголовная - только в судебном;

Привлечения лица к административной ответственности происходит в короткие сроки и по упрощенной процедуре (возможность наложения административного взыскания на месте совершения противоправного деяния, без составления протокола об административном правонарушении-ст. 258 Куоап).

Следует также отметить, что уголовная ответственность имеет приоритет перед ответственностью административной. В ч. 2 ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях отмечается, что административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Коап, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут в соответствии с законом уголовной ответственности.

В основу отграничения административной ответственности от гражданско-правовой можно положить все указанные признаки, за исключением той, которая дает характеристику круга субъектов ответственности - административной и гражданской ответственности они совпадают.

Административная ответственность отмежевывается от гражданско-правовой по следующим признакам:

В институте административной ответственности действует презумпция невиновности, а в гражданском - презумпция вины;

Целью привлечения к административной ответственности является воспитание лица и предупреждения совершения правонарушений в дальнейшем и другими лицами, гражданской - в первую очередь, возмещение ущерба;

Административная ответственность относится к компетенции органов публичной администрации и их должностных лиц, а гражданско-правовая-к компетенции судов;

Мероприятиями гражданской ответственности общественные отношения, как правило, защищаются за счет имущества виновного с целью восстановить прежнее имущественное положение потерпевшей стороны, а меры административной ответственности, как уголовной, направленные также против личности нарушителя;

Нормативные основания административной и гражданско-правовой ответственности регулируются разным законодательством - административным и гражданским. Различия по фактическим основаниям заключаются в специфике конкретных составов административного и гражданского проступков - объекта противоправного посягательства, правовых последствий их совершения.

Объектом гражданских противоправных действий являются имущественные отношения, которые защищаются в судебном порядке. Объект административных противоправных действий другой - общественные отношения в сфере публичного администрирования, которые защищаются как в судебном, так и во внесудебном порядке властью соответствующих органов и должностных лиц.

Административная ответственность отличается от гражданской и последствиям противоправного деяния. Если для административных правонарушений такой элемент, как противоправный следствие (материальный ущерб) не всегда является обязательным, то состав гражданского правонарушения, как правило, его предусматривающая;

Административная ответственность наступает преимущественно во внесудебном порядке в короткие сроки или даже на месте совершения проступка, зато гражданско-правовая не может иметь места без соответствующего обращения заинтересованной стороны в суд с иском. Сроки привлечения к гражданско-правовой ответственности, в отличие от административной, до 3 лет, они могут прерываться, удлиняться, обновляться и т.д.

Значительное сходство наблюдается между административной и дисциплинарной ответственностью. Они имеют примерно одинаковую степень общественной опасности. Характеризуются такими чертами, как виновность, противоправной^, наказуемость.

Свидетельством о их близость является позиция законодателя, который в ст. 15 Куоап устанавливает, что лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность.

Она подкрепляется разъяснениями Пленума Верховного Суда Украины "О практике рассмотрения судами жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях", где указано, что привлечение должностных лиц и граждан к дисциплинарной ответственности за совершенные ими правонарушения не исключает применения к ним мер административного взыскания за эти самые нарушения и не освобождает от обязанности возместить причиненный ими вред.

Вместе с тем, актуальной потребностью является определение признаков, по которым административная ответственность отличается от дисциплинарной, а именно:

Главным признаком, который обусловливает все другие различия между административной и дисциплинарной ответственностью, является их разная правовая природа. Свое выражение она находит в том, что обязанность придерживаться правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, на соответствующих субъектов возлагается властно. Обязанность придерживаться правил, за нарушение которых предусмотрена дисциплинарная ответственность, соответствующими субъектами принимается на себя добровольно.

Да, природа административной ответственности - публично-правовая. Она наступает при нарушении общеобязательных правил, устанавливаемых публичной администрацией. Такие правила являются юридическим выражением обобщений о социально-полезное поведение субъектов общественных отношений. Они содержатся в законах и действуют в пределах всей страны, независимо от территориальных, институциональных, этнических, имущественных, демографических, производственных и других особенностей регионов и их населения. С помощью этих правил осуществляется укрепление законности, предотвращение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом. А также охрана и защита прав и свобод граждан, собственности, конституционного строя Украины, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного правопорядка.

Общеобязательные правила подлежат исполнению всеми субъектами, независимо от личных представлений об уместности тех или иных поступков, их нарушение предусматривает юридическую ответственность (административную ответственность).

Природа дисциплинарной ответственности - гражданско-правовая. Она возникает при условии, что стороны заключили трудовой договор и пришли к соглашению о взаимных прав и обязанностей, которые будут добровольно выполняться. Неотъемлемой составляющей таких согласований является обязательство соблюдать внутреннего трудового распорядка (установленных в организации правил дисциплины) и нести за его нарушение ответственность. Следует определить, что дисциплинарный проступок - это нарушение дисциплины, которая действует в рамках конкретной организационной структуры. В этом контексте дисциплина - это совокупность нормативных предписаний, которые регулируют обязанности сторон трудовых правоотношений. Юридическая энциклопедия дает такое определение дисциплинарному проступку: противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, за что к нему может быть применено дисциплинарное стягнення1. Таким образом, административной и дисциплинарной ответственности разные по своей сути объекты посягательства. Так, объекты посягательства административного правонарушения характеризуются общегосударственным масштабом и значением (конституционный строй, установленный правопорядок, собственность, права граждан). А объекты посягательства дисциплинарного правонарушения локализованные трудовым договором в рамках конкретной организационной структуры. Общим объектом здесь будет дисциплина труда. Непосредственными объектами - отдельные ее элементы. Например, правила использования рабочего времени, организация трудового процесса на предприятии, правила использования имущества собственника, правила пропускного режима, правила предоставления информации, правила прохождения обязательного медицинского осмотра и т.д.

Следует отметить, что в ряде случаев трудовые обязанности и обязанности общие (административно-правовые) могут совпадать. Это касается водителей, работников торговли и т.д. В таких случаях, совершенные ими нарушения являются одновременно дисциплинарными и административными;

Административная ответственность осуществляется по законодательству об административных правонарушениях, которое в настоящее время выступает отдельной законодательной отраслью. Здесь дается определение административного правонарушения, описываются конкретные составы, устанавливается подведомственность рассмотрения дел, подробно регламентируются процессуальные вопросы. Дисциплинарная ответственность отдельную отрасль законодательства не образует. Она прямо или косвенно выражается в нормативном материале административного, трудового, исправительно-трудового и других отраслей права. Это, например, Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971 г. (статьи 40,41,139,140,147); Уголовно-исполнительный кодекс Украины от 11 июля 2003 г. (статьи 68,82 другие); законы Украины "Об охране труда" от 14 октября 1992 г. (ст. 19); "О коллективных договорах и соглашениях" от 1 июля 1993 г. (статьи 17,18,19); уставы и положения о дисциплине (например, "Дисциплинарный устав службы гражданской защиты" от 5 марта 2009 г., "Дисциплинарный устав Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины" от 4 сентября 2008 г., "Дисциплинарный устав органов внутренних дел" от 22 февраля 2006 г.).

Центральное место среди перечисленных нормативных актов принадлежит Кодексу законов о труде. Он служит ориентиром для всех других актов, которые устанавливают дисциплинарную ответственность.

В отличие от четко выписанных составов административных правонарушений, составы дисциплинарных проступков определяются в самом общем виде. Так, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Украины признает дисциплинарным правонарушением нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка. Дисциплинарный устав органов внутренних дел признает дисциплинарным проступком невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом рядового или начальствующего состава служебной дисциплины;

Административная ответственность отличается от дисциплинарной характеристикой субъекта, совершившего противоправное деяние. Субъектом административного проступка является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и выполнила описанный в законе состав административного проступка. Таким образом, главными признаками субъекта административного проступка являются возраст, вменяемость, виновность. А субъектом дисциплинарного проступка может быть только лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем. Такое лицо может быть как совершеннолетним, так и несовершеннолетним. Главным признаком субъекта дисциплинарного проступка является пребывание в трудовых отношениях с работодателем. Отсутствие этого признака исключает признание лица субъектом дисциплинарного проступка;

Административные проступки отличаются от дисциплинарных по характеристике субъекта, который имеет право их рассматривать и выносить решения. Так, субъектом рассмотрения дисциплинарных дел является руководитель коллектива, в котором работает правонарушитель. Между ними (руководителем и нарушителем дисциплины) обязательно существуют устойчивые организационные связи типа "начальник-подчиненный". А субъектом рассмотрения дел об административных правонарушениях является носитель функциональной власти, полномочия которого четко определены и зафиксированы в законодательстве. Между ним и правонарушителем нет устойчивых организационных связей.

Итак, административная ответственность представляет особый вид юридической ответственности. Административной ответственности присущ ряд специфических черт, которые отличают ее от других видов юридической ответственности. Традиционно правовую ответственность связывают с применением мер государственного принуждения, рассматривают ее как предусмотренную санкциями правовых норм реакцию на правонарушение, как реализацию, применение и осуществление санкций. Применение мер юридической ответственности влечет для правонарушителя обременительные последствия имущественного, морального, личностного и иного характера, которые он обязан претерпеть и фактически. Тем самым правонарушитель "держит ответ" перед государством за неправомерное поведение.