Наряду с правомерным поведением людям всегда будет присущ его антипод - поведение неправомерное, которое противоречит нормам права и выражается в правонарушениях. В связи с этим, для понятия причин и условий неправомерного поведения необходимо изучить правонарушение, как таковое, не только с юридической, но и с социологической позиций.

Административные правонарушения - это явления для общества крайне не желательные. Поэтому общество стремиться к их ликвидации. Для успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать их причины, т.е. те обстоятельства, наличие которых обусловливает существование правонарушения.

Такого рода правонарушения мешают нормальной исполнительной и распорядительной деятельности, посягают на общественный порядок в широком смысле этого слова, на права и законные интересы граждан .

Рассматривая весь спектр административных правонарушений как вид антиобщественного поведения, считаю необходимым отметить, что в теории и практике борьбы с ними проблема причин этого негативного социального явления, как и преступности в целом, на сегодняшний день становиться одной из наиболее острых и актуальных, хотя над причинами правонарушений и возможными путями их устранения философы и юристы задумывались давно.

Ежегодно в Республике Беларусь к административной ответственности привлекается огромное количество юридических и физических лиц. В связи с этим, изучение причин и условий совершения административных правонарушений в нашей стране, является одним из важнейших направлений эффективной профилактики и борьбы с этими правонарушениями. Понять природу любого правонарушения, и в связи с этим разработать меры противодействия противоправному деянию без достаточно глубокого изучения самой сущности правонарушения вообще практически невозможно.

Данное утверждение находит свое подтверждение при анализе ст. 7.1 КоАП, в которой законодателем указано на то, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению при наложении административного взыскания, относятся причины и условия совершения административного правонарушения.

Ликвидация условий, способствующих совершению правонарушений, есть одновременно и борьба за преодоление причин преступлений. Чем интенсивнее идет преодоление условий, тем большее влияние оказывает этот процесс на состояние преступности в целом, а также на количество и причины отдельных преступлений .

Определение причин правонарушений и преступности вообще является проблемой серьезных научных исследований. Единого мнения по этому вопросу нет, да и быть не может, поскольку в разное время в разных странах и у разных народов существует своя система многообразных материальных, духовных и социальных факторов, которые выступают в совей совокупности причиной определенной разновидности правонарушений.

Административные правонарушения очень разнообразны как по видам, так и по тяжести последствий, мотивам совершения и т.д. Однако они имеют общие признаки, что дает нам возможность исследовать не только отдельные виды правонарушений, но и всех их в совокупности, изучить наиболее принципиальные причины и условия их совершения, и бороться с ними.

Однако, существует только одна наука, которая изучает причины и условия совершения правонарушений и, в частности, преступления - криминология. Что касается анализа всей совокупности правонарушений в обществе, то такой специальной науки нет.

Под причиной в криминологии понимается явление, которое порождает другое явление, рассматриваемое как следствие. Причина создает возможность определенного следствия, для наступления которого необходимы дополнительные условия, которые сами по себе не порождают данное следствие, но создающие соответствующую обстановку для реализации действия причины .

Условно все криминологические учения о причинах неправомерного поведения можно разделить на два направления.

Представители первого направления считают, что правонарушения - это результат действия различных социальных факторов. Так, сторонники этого направления утверждают, что правонарушение является результатом влияния человека в семье, на улице, в трудовом коллективе и т.д., если в них длительное время преобладает антиобщественное поведение и антисоциальное правосознание .

Приверженцы второго направления полагают, что причины правонарушений кроются в качестве факторов, порождающих неправомерное поведение, заложены в психике человека. Будучи при жизни Платон называл три человеческие свойства: яростный дух, склонность к удовольствиям и невежество, которые, по его мнению, являются причинами всех проступков.

В некоторых теориях (теория наследственности) наличие антиобщественных проступков объясняется тем, что хромосомах человека уже заложена программа предрасположения к антиобщественному поведению, которая передается по наследству.

Вопрос о природе правонарушений и их причине помимо теоретического, имеет и практическое значение, поскольку определяет пути и средства борьбы с противоправным поведением. «Если решающую роль играют социальные факторы, то, очевидно, и борьба эта должна иметь прежде всего социальную направленность… Если же все дело в биологии человека, придется изобретать методы медицинского характера на преступников, генетического контроля» .

Поскольку человек является существом биосоциальным, т.е. одновременно и биологическим и общественным, то и правонарушения возникают как на основе биологических, так и на основе социальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что административное правонарушение - социально-биологическое явление. Его совершение вызвано факторами социального и биологического характера. Специальные факторы, при этом, играют решающую роль, поскольку сам по себе человек, с его наклонностями, взглядами, привычками, характером и т.д. формируется будучи в социальной сфере.

Необходимо четко разграничивать причины и условия, поводы совершения правонарушений. Под причинами правонарушений понимается негативное явление, их вызывающее. Условия правонарушений - это отрицательные обстоятельства, формирующие причину, влияющие на нее . Поводы - отрицательные обстоятельства ситуационного характера. Это взаимоотношения возникающие и существующие в определенной ситуации, которые являются толчком для противоправного действия, проступка. Поводом совершения административного правонарушения может быть, например, ревность, обида и др. Можно сказать, что повод провоцирует правонарушение.

Причина правонарушений - это стремление лица удовлетворить свои интересы, стремления, эмоции противоправным способом. Эта причина характерна для всех без исключения правонарушений, в том числе и административных, в любое время и в любом обществе. Она существует объективно, поскольку объективны противоречия общественного развития.

Условия административных правонарушений, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие ее действие, крайне разнообразны. Они в полной мере зависят от конкретной социальной действительности того или иного общества.

Различают причины правонарушений:

1. Объективные - конкретные противоречия объективной жизни, в экономических и социальных отношениях жизни людей;

2. Субъективные - причины, связанные с личностью правонарушителя, а именно несоответствие квалификации выполняемой работе, выполнение заданий, игнорируя правила, стремление к обогащению, бездуховность, низкий уровень правосознания, низменные интересы и т.д.

3. Общие - вызваны деформациями в различных областях общественной жизни;

4. Отдельных видов правонарушений - явления, вызывающие, обусловливающие возникновение отдельных видов правонарушений, например дорожно-транспортных происшествий;

5. Конкретных правонарушений - явления, вызывающие, обусловливающие возникновение конкретных правонарушений, например превышение скорости движения .

К числу основных условий административных правонарушений можно отнести:

1. Низкий уровень материальной жизни населения.

Болезненный переход к рыночным отношениям, нестабильность и упадок экономики, низкая заработная плата на фоне растущих цен на товары повседневного спроса, резко снизили уровень жизни населения. Все это привело к увеличению такого вида административных правонарушений, как мелкое хищение. И как следствие, в настоящее время при дальнейшей стабилизации экономики, возрастании жизненного уровня населения Беларуси, эти правонарушения медленно пошли на убыль.

2. Низкий уровень правовой культуры личности (граждан).

Это означает, что гражданин не только должен знать правовые нормы, но также должен стремиться по своему внутреннему убеждению их соблюдать. К сожалению значительная часть населения Республики Беларусь устойчивой привычкой к законопослушанию не обладает.

3. Алкоголизм и наркомания.

Они являются крайне опасными явлениями для личности и нашего общества, быстро прогрессируют и получили широкое распространение в нашей стране. бытовые и уличные правонарушения часто совершаются, когда ослаблен контроль человека над своим поведением, и он неадекватно оценивает сложившуюся ситуацию и связанные с нею последствия.

4. Кризис морали.

На смену господствовавшей морали советского общества пришла мораль новая. Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная опатия и цинизм, жестокость, стали нормой жизни для многих наших сограждан. Все это является благодатной почвой для совершения правонарушений многими людьми, особенно молодежью.

5. Несовершенство законодательства.

Одной из важнейших задач любой законодательной системы является пресечение деяний, которые могут нанести и наносят вред отдельному человеку или обществу в целом. Законодательство должно быстро, своевременно и эффективно определять и фиксировать противоправные деяния в качестве правонарушений и устанавливать за них определенную ответственность. Не являются совершенными те нормы, санкции которых не соответствуют степени общественной вредности правонарушения, когда они являются либо слишком суровыми, либо слишком мягкими.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что наличие административных правонарушений в современном белорусском обществе, их характер, степень общественной вредности и т.д. обуславливается целым комплексом негативных явлений, а иначе говоря, причинами и многими условиями. Преодоление такого рода явлений и есть путь предотвращения правонарушений и борьбы с ними.

    Административное предупреждение - 1. Предупреждение мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. 2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные… … Официальная терминология

    Или Административное взыскание мера административной ответственности за совершение административного правонарушения. Содержание 1 Административные наказания в России … Википедия

    административное наказание - мера ответственности за совершение административного правонарушения. А. н. применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим… … Российская энциклопедия по охране труда

    Административное правонарушение противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Объектами… … Википедия

    Административное взыскание - (англ administrative penalty) мера юридической ответственности, применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение. При наложении А.в. учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины,… … Энциклопедия права

    1 Гагаринский район 2 Ленинский район 3 Нахимовский район 4 Балаклавский район 5 город … Википедия

    Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством (Кодексом РФ об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность. В зависимости от… … Элементарные начала общей теории права

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. А.н. применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. А.н. не может иметь своей… … Юридическая энциклопедия

    Мера ответственности за совершение административного правонарушения. КоАП предусмотрены следующие А.в.: а) предупреждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного… … Юридический словарь

    Предупреждение - (лат. praeventio; англ. notice, warning, prevention; фр. avertissement) 1) в административном праве РФ мера административного взыскания, применяемая в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение; 2) в … Энциклопедия права

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Книги

  • Административное право. Конспект лекций , А. А. Потапова. Учебное пособие подготовлено в виде кратких вопросов и ответов и охватывает все основные темы учебного курса "Административное право России", включаемые в билеты для экзаменов, зачетов,…
  • Административное право. Конспект лекций. Учебное пособие , Потапова Анастасия Андреевна. Учебное пособие подготовлено в виде кратких вопросов и ответов и охватывает все основные темы учебного курса "Административное право России", включаемые в билеты для экзаменов, зачетов,…

Является одной из задач законодательства и производства об административных правонарушениях (ст. 1, 7, 23, 225). Такие установки подтверждаются и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Выполнение этих задач обеспечивается на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях.

I. Одной из форм предупредительно-профилактической деятельности органов административной юрисдикции является передача материалов об административных правонарушениях на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива. В соответствии со ст. 21 лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов названным формированиям, если с учетом характера правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия. В отношении лиц, виновных в совершении правонарушений, связанных со злоупотреблением спиртными напитками, материалы по указанным основаниям могут быть переданы на рассмотрение комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях.

Закон не предусматривает процессуальной формы решения указанного вопроса. На практике часто ее упрощают и направляют материалы только по резолюции руководителя соответствующего органа, без составления отдельного процессуального документа - постановления. При этом сопроводительные письма часто составляются неаргументированно, без ссылки на ст. 21. В значительной мере поэтому к рассмотрению материалов по месту работы или жительства нарушителя относят-

Глава III Исполнение постановлений

ся несерьезно, а то и вовсе их не рассматривают. Эти обстоятельства подсказывают необходимость вынесения мотивированных постановлений по указанным основаниям. При этом надо указывать закон (статью КоАП), по которому дается правовая квалификация правонарушения и ст. 21, на основании которой принято такое решение.

Кроме отмеченного, при применении ст. 21 надо выяснить необходимые данные о личности привлекаемого к ответственности лица и об обстоятельствах совершения нарушения, а также возможную информацию об имущественном ущербе, его размере и порядке разрешения вопроса о его возмещении. Представляется, что в значительной мере определяющим обстоятельством при этом может быть отношение виновного к содеянному. Вполне очевидно, что нелогично ставить вопрос о применении к нарушителю мер общественного воздействия, если есть данные о неснятой или непогашенной судимости или если нарушитель уклоняется от отбытия ранее наложенного административного взыскания. Конечно же, надо предупредить передачу материалов в организацию, в которой нарушитель не работает. Материалы должны быть проверенными с точки зрения достаточности доказательств вины нарушителя, ибо недоказанность вины, а также непризнание ее нарушителем приводят к перекладыванию бремени доказывания на указанных в ст. 21 субъектов правоприменения. Нецелесообразно передавать им материалы по делам, связанным с причинением имущественного ущерба, который остался невозмещенным на время решения вопроса о передаче дела.

Нельзя передавать материалы на рассмотрение указанным формированиям и тогда, когда надо решать вопрос о конфискации или изъятии предметов либо орудий совершения нарушений, так как названные формирования не наделены правом решать такие вопросы.

В целях обеспечения исполнимости постановления о передаче материалов надо удостовериться о функционировании указанных в ст. 21 формирований, с тем чтобы убедиться в возможности получения «обратной» информации. В этом отношении желательно установить законом, что такая информация должна передаваться соответствующему органу во всех случаях, а не по отдельным категориям дел, как это предусмотрено ст. 21. Надо держать на контроле исполнение постановления, вынесенного в порядке ст. 21.

Предупреждение административных правонарушений

В последнее время работа указанных в ст. 21 формирований заметно ослаблена. Но представляется, что соответствующая работа будет активизирована. Было бы целесообразно установить административную ответственность руководителей организаций и учреждений и названных формирований общественной самодеятельности за неисполнение постановлений органов административной юрисдикции о передаче материалов им на рассмотрение.

П. На стадии рассмотрения дел органы административной юрисдикции в рамках процессуально-правового регулирования также вправе использовать все возможности для повышения эффективности производства по делам об административных правонарушениях. Прежде всего должно быть обеспечено открытое рассмотрение дел (ст. 229). Поэтому не следует рассматривать дела в совещательных комнатах или иных служебных кабинетах, куда и участники процесса не всегда имеют доступ. При организации рассмотрения дел в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителей надо учитывать криминогенную ситуацию в соответствующем регионе, достаточность данных для правильного рассмотрения дела по существу и вынесения законного, обоснованного и справедливого постановления по делу.

В трудовых коллективах рассматривать дела целесообразно по результатам проведенных рейдов (например, работников милиции с народными дружинниками и представителями предприятий, учреждений и организаций). При этом о времени и месте рассмотрения дел надо заблаговременно поставить в известность руководителей администрации и профсоюзной организации. Это важно, чтобы не пришлось рассматривать дела, с одной стороны, в пустом помещении, а с другой - чтобы не вызвать неоправданного отвлечения от производственных заданий работников соответствующих предприятий, учреждений или их структурных подразделений. Практика показывает, что по месту работы, учебы или жительства чаще всего рассматриваются дела о мелких хищениях государственного или общественного имущества, о мелком хулиганстве и нарушении правил торговли.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении большое значение имеет назначение виновным справедливого и обоснованного административного взыскания. При этом особое внимание надо проявить по так назы-

Глава III Исполнение постановлений

ваемым групповым делам, когда каждому соучастнику должно быть назначено наказание, соразмерное содеянному и сопоставимое с взысканиями, примененными в отношении других нарушителей.

Стадия рассмотрения дел об административных правонарушениях заканчивается оглашением постановления. При этом целесообразно иметь в виду следующее. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (ч. 1 ст. 263). С этого момента, по существу, начинается отсчет времени для его исполнения (ч. І ст. 278) и с этого же момента начинается отсчет срока давности исполнения постановления (ч. 1 ст. 282).

Во избежание недоразумений при рассмотрении дел надо соблюдать требования ч. 1 ст. 283 о вручении или высылке в 3-дневный срок копии постановления лицу, в отношении которого постановление вынесено, а также потерпевшему - по его просьбе. Разумеется, в материалах дела должны быть расписки либо соответствующие отметки в справочном листе по делу.

III. На стадии исполнения постановлений в целях обеспечения эффективности правоприменения надо внимательно относиться к выполнению норм ст. 264 и 265. Так, в соответствии со ст. 264 о результатах рассмотрения некоторых категорий дел доводится до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя. На практике в соответствующих случаях высылаются копии постановлений с кратким сопроводительным письмом «для сведения». Закон не устанавливает срока сообщения такой информации. Но логично полагать, что она может быть сделана и в день вынесения постановления, так как, например, постановления судей обжалованию не подлежат. При этом надо точно указывать место работы (цех, отдел, иное структурное подразделение). Понятно, чтобы обеспечить это, такие данные должны быть установлены при подготовке дела к рассмотрению и проверены при рассмотрении его.

Принципиально важными являются нормы ст. 265, предусматривающие обязанность органов административной юрисдикции вносить в соответствующие предприятия, учреждения, организации предложения о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. Но при этом надо учитывать ряд обстоятельств.

Предупреждение административных правонарушений

Прежде всего, заметим, что хотя закон указывает на причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений, это не исключает обязанности реагировать соответствующим способом и на выясненные причины и условия совершения преступлений. Не противоречит закону возможность внесения предложений по устранению указанных причин и условий, выявленных не только при рассмотрении какого-либо конкретного дела об административном правонарушении, но и по результатам рассмотрения определенной группы дел о правонарушениях, совершенных, например, несколькими членами трудового коллектива либо в отношении одних и тех же или сходных объектов. Полагаем, что можно вносить предложения и по фактам выявленных недостатков, допущенных при предварительной подготовке дел (небрежность, волокита, нарушения закона). По нашему мнению, при объявлении постановлений предложения оглашать не обязательно, но публике, присутствовавшей при рассмотрении дела, целесообразно сообщить о факте внесения предложения. Статья 265 не содержит указаний о реквизитах предложения. Полагаем, что в таком документе надо указать данные о руководителе предприятия, учреждения, организации (фамилия, инициалы, должность) и фирменное название этих организаций; наименование документа - предложение об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных или иных правонарушений, или об иных недостатках, выявленных при рассмотрении дела (дел); основания и поводы для внесения предложения (рассмотрение конкретного дела или группы дел); сущность предложений и способы их реализации; просьбу сообщить о результатах рассмотрения предложения в месячный срок и ссылку на ст. 265; дату внесения предложения, подпись руководителя органа, в котором рассмотрено дело, фамилию и инициалы.

Учитывая, что предложение в соответствии со ст. 265 должно носить специфический характер, целесообразно о положительных факторах делать соответствующие сообщения отдельным письмом (например, о предложении поощрить граждан, проявивших активность при пресечении нарушения или задержании нарушителя). Полагаем, что следовало бы установить административную ответственность за непринятие мер по реализации предложений, внесенных в порядке ст. 265.

IV. За рамками производства по делам об административных правонарушениях находится работа органов административной

Исполнение постановлений

юрисдикции по обобщению правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях. Такую работу желательно организовывать и проводить совместно или одновременно с другими территориальными органами (суда, милиции и прокуратуры). Это дает возможность учесть рекомендации вышестоящих судов и других правоохранительных органов и определить наиболее конкретные и действенные меры по оценке криминогенности ситуации, а также определить наиболее эффективные меры по установлению единства правоприменительной практики, по организации и проведению предупредительно-профилактической работы в регионе.