Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод , которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа -Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека , которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами - участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдет объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

ПРОБЛЕМА ОТМЕНЫ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Динамика развития отношений между странами свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных является вопрос о применении смертной казни.



Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отменили смертную казнь. Запрещалось выносить смертный приговор лишь за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому многочисленные утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными. Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как ее отмена ведет к гуманизации отношений в обществе, позволяет избежать судебных ошибок.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 (об отмене смертной казни) к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 1 Протокола гласит: «Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Государства - участники Протокола могли лишь предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, «совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны». Подавляющее большинство государств - членов Совета Европы ратифицировали Протокол № 6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение. Парламентская Ассамблея Совета Европы в своем заключении по заявке России на вступление в эту организацию рекомендовала ей в течение одного года подписать Протокол № б и ратифицировать его не позднее чем через 3 года с момента вступления в Совет Европы. В 1997 г. Россия подписала Протокол.



Протокол № 6 оказал влияние на позицию ряда государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государства-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене моратория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идет и в России.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Индивид не только имеет права, закрепленные в межгосударственных соглашениях, но и несет ответственность за нарушение принципов и норм международного права. Принято различать две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечества» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму - военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населенных пунктов); к третьему - преступления против человечности. К военным преступлениям Статут Международного
уголовного суда отнес свыше 50 различных составов, выражающихся в серьезных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других законов и обычаев войны, применимых в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера.

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечества неприменим срок давности. Как вы думаете, почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

ПОЛНОМОЧИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА
Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершен в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьезные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута - начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьезная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведет к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства - долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создается в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, при знания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придется отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1. Права человека приоритетны по отношению к иным правовым принципами нормам. Необходимо научиться отстаивать свои права и уважать права други х людей.

2 Смертная казнь рассматривается мировым сообществом как нарушение основополагающего права человека - права на жизнь. Следует помнить об этом, определяя свое отношение к предложению о возобновлении смертной казни в России.

3. Нарушение прав человека государством, его отдельными представителями или частными лицами осуждается нормами международного права. Ответственность за совершение международных преступлений наступает вне зависимости от срока давности, гражданства преступника и его местонахождения.

4. Гражданин любой европейской страны, в том числе России, может обратиться за защитой своих прав в Европейски й Суд по правам человека, решения которого являются обязательными для государства-нарушителя.

ДОКУМЕНТ
Из Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средст в воздействия на природную среду (1976 г.).

Государства - участники настоящей Конвенции, ...признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду...

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешних и будущих поколений, сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей... согласились о нижеследующем:

Статья 1
1. Каждое государство - участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику...

Статья 2
Используемый в статье 1 термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения - путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства...

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?
2. Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?
3. Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?
4. Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.
5. Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?
2. Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чем состоит их главный принцип?
3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?
4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?
5. Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейски й Суд была упразднена Комиссия по правам человека?
6. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чем специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?
7. Каковы причины организации Международного уголовного суда?
8 . Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

ЗАДАНИЯ

1. В России в течение нескольких лет идет дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

2 . Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский Союз? Назовите 3-5 проблем.

3. Конвенция о правах ребенка запрещает:
а) применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;
б) призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигши х 15 лет.
Объясните причины каждого из запретов.

4. Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

Подробное решение параграф § 29 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

Имеет ли гражданин право и возможность подать в суд на своё государство?

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Жалобы могут подавать как частные лица, таки организации и даже целые государства. Ответчиком же может быть только государство, ратифицировавшее Конвенцию. При этом нарушение должно быть совершено органом власти. Жалобы на физических лиц или компании Страсбургский суд не рассматривает.

Может ли какое-либо государство быть осуждено как преступник?

Нет, не может. Осуждено может быть только Правительство государства, на которое потупило жалоба.

Вопросы и задания к документу

1. Что понимается мировым сообществом под «средствами воздействия на природную среду»?

Термин «средства воздействия на природную среду» относится к любым средствам для изменения - путём преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая её биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

2. Какие обязательства приняли страны, подписавшие данную Конвенцию?

Каждое государство - участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику.

3. Чем, на ваш взгляд, объясняются принятые участниками Конвенции ограничения?

Эти ограничения связаны с целью сохранения окружающей среды, безопасности жизни и здоровья человека.

4. Подберите конкретные примеры, подтверждающие необходимость принятия подобной Конвенции.

США и Ливия. США прибегают к использованию химико-биологического оружия для разрушения Ливии.

5. Назовите права и свободы человека, защищаемые данной Конвенцией.

Право на благоприятную окружающую среду, право на доступ к экологической информации, т.е. информации о состоянии воды, воздуха, природы в целом.

6. Обратитесь к дополнительным источникам информации и выясните значение термина «биота».

Биота - исторически сложившаяся совокупность видов живых организмов, объединённых общей областью распространения в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. В состав биоты входят как представители клеточных организмов (растения, животные, грибы, бактерии, протисты и пр.), так и бесклеточные организмы (например, вирусы).

Вопросы

1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему соблюдению основных прав и свобод человека несут Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея ООН и действующий под её руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они предлагаются для обсуждения другими органами ООН, государствами - членами Организации и Генеральным секретарём ООН.

2. Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чём состоит их главный принцип?

В настоящее время он включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип, закреплённый в преамбуле Пакта об экономических, социальных и культурных правах: «...идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлён, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же, как и своими политическими правами».

3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему?

Именно разбор индивидуальных жалоб позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя своё законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создаёт условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

Органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооружённых конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции был образован Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ), который наделён полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами - участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц, исчерпавшие возможности защиты установленных Конвенцией прав у себя на родине, не позднее полугода со времени принятия решения высшей инстанцией имеют возможность обратиться в ЕСПЧ.

5. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чём специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?

В понятие «международное преступление» принято включать «преступления против мира и человечности» и «преступления против международного права». Выделяются три вида международных преступлений: к первому относятся действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны; ко второму - военные преступления (например, убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов); к третьему - преступления против человечности.

К военным преступлениям и преступлениям против человечности неприменим срок давности.

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

6. Каковы причины организации Международного уголовного суда?

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута - начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Суд может выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

7. Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI в., наблюдается серьёзная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведёт к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства - долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полной унификации национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права.

Задания

1. В России в течение нескольких лет идёт дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления. Выясните позицию родных, друзей и знакомых по данной проблеме. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными.

В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Протокол № 6 оказал влияние на позицию ряда государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государства-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

2. Предположите, почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский союз? Назовите 3-5 проблем.

192 страны - члены ООН, 47 стран - члены Совета Европы, то есть европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно, чем структуры ООН по той причине, что меньше стран и легче осуществлять контроль.

1. В условиях кризиса появилась масса безработных, пребывание без работы приобрело устойчивые формы, то есть нарушаются права людей на труд на достойный уровень жизни.

2. В настоящее время в Европе новая технология не требует массовой концентрации людей, современные средства связи в полной мере обеспечивают технологические и иные деловые контакты на любом расстоянии, новые совершенные транспортные средства дают возможность поддержания межличностных контактов вне зависимости от места проживания, жизнь за пределами крупных агломераций обеспечивает ныне не меньший, а больший уровень комфорта, то есть уровень урбанизации падает.

3. Превращение крупнейших городов из центров концентрации богатства в центры аккумуляции нищеты.

4. Окончание "холодной войны", явившееся выдающимся позитивным событием конца 20 века, ликвидировав угрозу существованию человечества, одновременно сняло с повестки дня проблему соперничества конкурирующих общественных систем в социальной области. Исчезновение конкурента привело к ужесточению позиций правящих кругов в экономически развитых странах по отношению к большинству собственного общества.

3. Конвенция о правах ребёнка запрещает:

а) применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет;

б) призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигших 15 лет.

Объясните причины каждого из запретов.

До 18 лет психика ребенка еще не до конца сформирована, так же роль играет переходный возраст + ребенок несовершеннолетний.

4. Соберите материал для краткого сообщения о деятельности организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Почему эти организации называют нейтральными? Каков их способ защиты прав человека? Можете ли вы принять участие в их деятельности?

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (также известное как Международный Красный Крест или Международный Красный Полумесяц) - международное гуманитарное движение, основанное в 1863 году и объединяющее более 100 миллионов сотрудников и добровольцев (волонтёров) по всему миру.

Движение считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле».

В своей деятельности волонтёры и сотрудники обществ Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуются этими фундаментальными принципами.

Гуманность. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порождённое стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так и на национальном уровне предотвращать и облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.

Беспристрастность. Движение не проводит никакой дискриминации по признаку национальности, расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь, тех, кто больше всего в этом нуждается.

Независимость. Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Добровольность. В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Единство. В стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Универсальность. Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.

Мировое сообщество - это система, которая объединяет государства и народы Земли. Функции заключаются в совместной защите мира и свободы граждан любых стран, а также в решении возникающих глобальных проблем.

Интересы мирового сообщества выражаются в деятельности организаций разных стран, которые имеют общие цели, например ООН, ЮНЕСКО и др. Они как раз и выражают общее международное мнение. Главные цели мирового сообщества: сохранение мира, развитие дружеских отношений между народами, урегулирование и предотвращение споров и конфликтов, контроль за соблюдением человеческих прав и содействие в решении глобальных проблем.

Взаимообмен

В мировое сообщество входит более двухсот стран всего мира, каждая из которых имеет свои политические, социальные и экономические особенности развития. Именно разнообразие потребностей и экономическая выгода приводят страны ко взаимодействию между собой. Торговлю товарами дополняет взаимообмен специалистами, информацией и знаниями.

Благодаря распространению информации экономика другой страны получает необходимые для дальнейшего развития технологии. Обмен знаниями приводит к новым открытиям. И благодаря этому государство намного эффективнее может справляться с возникающими у него проблемами.

Сегодня все страны мирового сообщества совместно регулируют и координируют основные направления экономики. Потребность в знаниями и информацией продиктована совместными разработками проектов. Это, например, освоение других планет, Мирового океана, изучение Антарктиды и т. д. Многие проекты требуют глобальных финансовых затрат, и часто одна страна просто не в силах выделить необходимую для исследований или разработок сумму. И как раз совместная работа с другими государствами дает необходимые капиталовложения и специалистов в разных областях.

Россия в мировом сообществе

Место России в мировом сообществе - одно из ведущих. Она является постоянным членом ООН. Россия - обладатель одного из крупнейших в мире ядерных потенциалов. Также на ее территории расположено огромное количество месторождений нефти и газа, драгоценных металлов.

Россия является самым крупным государством в мире по территории. Федерация граничит с Европой и Азией, это дает стране геополитически благоприятную позицию. Помимо этого, Россия имеет еще и высокий технический потенциал.

Несмотря на то что после распада СССР в России возникло множество проблем, она все же не утратила свои позиции в мировом сообществе. Была потеряна часть важных для страны территорий, но тем не менее место России в мировом сообществе по-прежнему остается одним из лидирующих.

Проблемы

Эволюция не стоит на месте, человечество развивается, параллельно используя в своих нуждах природные ресурсы. В связи с мирового сообщества глобальны. Среди них на первом месте стоит охрана окружающей среды. Эта проблема настолько актуальна, что справляться с нею нужно не в отдельных странах, а совместно с мировым сообществом. Засорение почвы, воздуха и воды все больше приводит к катаклизмам на планете.

Месторождения природных полезных ископаемых также не вечны, и когда-то они закончатся. По расчетам ученых всего мира, это может произойти уже очень скоро, поэтому мировое сообщество пытается найти другие пути добычи необходимых для жизни ресурсов. Разрабатываются новые виды топлива, а химические реактивы пытаются заменить природными соединениями - так, чтобы они не приносили вреда ни человеку, ни природе.

Мировое сообщество государств выделяет множество других глобальных проблем. Это и продовольственный вопрос, остро стоящий еще до сих пор в некоторых странах. Это и демографическая проблема - сокращение численности населения, регулирование международной миграции, смертность. А также болезни, которые не имеют ни национальности, ни гражданства, - алкоголизм, курение, наркомания.

Глобализация

Термин "глобальный" означает "затрагивающий все страны мира", "общемировой". На сегодняшний день практически не осталось ничего, что не попало бы под влияние глобализации. Она затронула финансовые потоки, компьютеры, вирусы, программы, новые технологии, эпидемии.

Мировое сообщество государств беспокоят многочисленные преступления и терроризм, которые ширятся в огромных масштабах. В последнее время ни одна страна уже не может обособить себя от глобализации. Она объединяет все страны не только в экономическом плане, но и социальном, политическом и т. д.

Автаркия

Это понятие является противоположным глобализации. Это процесс хозяйственной обособленности страны. В основном автаркия преобладает в странах, которые находятся на ранних стадиях развития экономики. Причинами ее всегда были ручной труд и низкая производительность, и совсем небольшие потребности населения. Обычно товаров только-только хватало для товарооборота внутри самой страны.

На данный момент таких стран осталось очень мало. Практически все государства, входящие в мировое сообщество, пережили научно-технические революции, которые во много раз увеличили производительность, а значит, и количество товаров. Как следствие - расширилась внутренняя и внешняя торговля.

Потребности людей возросли и стали приобретать более капризный и выборочный характер. В результате для их удовлетворения собственных ресурсов страны стало явно не хватать, отсюда уже возникла потребность выхода на вступление в мировое сообщество.

Интернет в мировом сообществе

Огромное значение оказала на все мировое сообщество которая смогла не только объединить все страны, но и увеличила товарооборот по всему миру. Обмен знаниями и информация передаются практически мгновенно в любую точку земного шара, что значительно облегчает сотрудничество между странами. Благодаря интернету с наибольшей эффективностью решаются многие возникающие глобальные проблемы в мире, и на данный момент он - лишь преддверие еще больших мировых открытий и возможностей.

Под международными отношениями понимается система политических, экономических, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных и других устойчивых связей и отношений между основными субъектами мирового сообщества. В качестве таких субъектов выступают государства, народы, межгосударственные объединения, политические партии и движения, общественные организации и др. Главный субъект международных отношений - государство, являющееся суверенным представителем всего народа данной страны. Соответственно наибольшее значение в международных отношениях имеют межгосударственные политические отношения.

Важную роль в регулировании международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания и упрочения международного мира и безопасности. В своей деятельности ООН руководствуется такими принципами, как равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, добросовестное выполнение обязательств, нерушимость границ, территориальная целостность государств, уважение прав человека и др.

Главные органы ООН - Генеральная Ассамблея (состоящая из представителей всех членов ООН), Совет Безопасности (постоянно действующий политический орган ООН. на который возложена основная ответственность за поддержание мира и безопасности). Экономический и Социальный Совет (занимающийся вопросами сотрудничества в экономической и социальной сферах), Международный Суд (рассматривающий правовые споры между членами ООН).

В структуру ООН входят также специализированные учреждения, такие как, например, широко известные ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения, МОТ - Международная организация труда, МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии и др.

Определенную роль в регулировании международных отношений играют также различные региональные организации. Среди них для России наиболее важной представляется Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), объединяющая более пятидесяти государств. В систему межгосударственных международных отношений входят и отношения между региональными межгосударственными объединениями - военно-политическими, экономическими и др. (НАТО, ОАЕ, АСЕАН и др.).

Современный этап международных отношений характеризуется масштабностью перемен, связанных с распадом СССР и "мировой социалистической системы", выходом на мировую арену бывших советских республик в качестве самостоятельных государств, завершением "холодной войны" и ликвидацией блоковой разделенности мира. В развитии международных отношений можно выделить следующие тенденции.

1. Рассредоточение власти, обусловленное упразднением биполярной системы международных отношений, при которой господствующее положение в мире занимали две сверхдержавы - США и СССР, в орбиту противостояния которых были втянуты практически все участники мировой политики. В настоящее время формируются новые мировые центры экономического и политического влияния. При этом одни аналитики считают, что сегодня складывается система коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии, другие говорят о становлении региональных центров влияния (Канада - США - Мексика), третьи признают США единственным мировым лидером. Существуют и другие прогнозы относительно возникновения тех или иных "центров силы" в международной жизни.

При всем разнообразии взглядов и мнений в мировом сообществе все больше утверждается позиция, исключающая абсолютное лидерство отдельных государств. Доминирующей тенденцией становится формирование многополюсного мира, что порождает альтернативы развития и открывает новые возможности для мирного разрешения международных споров и конфликтов.

  • 2. Деидеологизацию международных отношений- преодоление конфронтационного представления о мире, основанного на принципах противоположности и борьбы двух общественно-политических систем. Освобождение от идеологических предрассудков и стереотипов, связанных с длительным периодом "холодной войны", разделением народов и государств на два враждебных лагеря, предполагает признание взаимозависимости и целостности современного мира, отказ от попыток решать проблемы международных отношений силовым путем, стремление согласовывать и находить общие подходы к решению ключевых проблем мировой политики.
  • 3. Новое понимание безопасности, в соответствии с которым вопросы обеспечения национальной безопасности должны решаться в неразрывной связи с укреплением коллективной и всеобщей безопасности. Сегодня становится все более очевидным, что ставка на силовое давление в целях национальной самообороны перестает быть эффективной. Система коллективной безопасности позволяет рассчитывать в борьбе с агрессором на многонациональные силы, военный и экономический потенциал других стран. Это существенно сокращает национальные расходы на военные нужды, ограничивая их уровнем разумной достаточности.
  • 4. Развитие новых форм международного политического взаимодействия, связанных с разработкой методов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов. В современных условиях все большее значение придается созданию системы действенных гарантий обеспечения мира. С этой целью образуются такие организации, как межгосударственные, региональные центры по предупреждению военных конфликтов, формируются механизмы постоянных переговоров, независимой экспертизы в военно-политической сфере. В настоящее время переговоры вес чаще рассматриваются как процесс поиска взаимоприемлемых решений, когда стороны идут на взаимные уступки и проявляют стремление к устранению основы конфликта.
  • 5. Демократизацию и гуманизацию международных отношений - тенденции, отражающие "человеческое измерение" внешней политики, ее глубокую связь со степенью демократичности внутриполитического устройства общества. Эти тенденции проявляются в углублении мирового сотрудничества, увеличении числа участников международных связей, развитии самых разнообразных контактов между представителями политических партий, общественных движений, церковных, культурных, спортивных и других организаций.

Это также означает сотрудничество, доверие и взаимопомощь свободных правовых государств и гражданских обществ; приоритет общечеловеческих ценностей; обмен научными результатами и культурным достоянием; преодоление отсталости и нищеты; гармонизацию отношений между человеком, обществом и природой; установление нового мирового политического, экономического, информационного порядка.

Гуманизация международных отношений проявляется сегодня и в конкретных делах, когда мировое сообщество оказывает помощь голодающим, больным, беженцам, жертвам природных катастроф, насилия, политической дискриминации, всем терпящим бедствие в любых уголках земного шара. Все чаще мировое сообщество выступает против различных антигуманных явлений - терроризма, экстремизма, религиозного фанатизма, национализма и т.п. Обращения, рекомендации, которые принимаются международной общественностью, иногда оказывают определенное влияние на позиции тех или иных государств.

Действенный демократический контроль над внешней политикой и системой международных отношений сегодня рассматривается как одно из важных условий устранения военной угрозы и обеспечения безопасности народов и всех участников мировой политики.

Определение общества

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений лю­дей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и це­лей, включая акционерные общества и другие экономические органи­зации.

В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей.

В более узком смысле общество есть сложная социальная систе­ма, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями; либо как ис­торический этап, определенная форма социального развития (перво­бытное общество, феодальное общество, капиталистическое общест­во); либо как конкретное общество в рамках одной страны (француз­ское общество, российское общество, японское общество и т. д.).

Общество может также означать круг людей, объединенных един­ством сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интере­сов (потребительское общество, благотворительное общество, спортив­ное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся ком­мерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В широком социологическом смысле общество - это мировое сооб­щество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная со­циальная система, объединяющая все население Земли, имеющая над­национальные органы управления, универсальные для всех стран пра­вила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международ­ные отношения.

Общество в узком социологическом смысле обозначает совокуп­ность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политиче­скую систему управления.

Общество в третьем значении -как сообщество, союз или ассо­циация (например, Общество любителей чтения) -в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.

Другие определения общества: 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потреб­ностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия кому-либо.

Общество - самая крупная группа изо всех, в каких только приходиться проживать людям, либо самая крупная группа на данной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отношений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколения в поколение, формы которых кристаллизуются в социальные институты.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришли из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, например, «общество» может обозначать особое клубное сообщество (вроде Общества охотников), группу людей, обладающих престижем и привилегиями (например, «высшее общество» «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что понятие «общество» частично совпадает с понятиями «культура» (используемым антропологами) и «национальное государство» (применяемым политологами). Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в го сударстве Израиль. В таком случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых

выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут являться таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количе­ственному критерию.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить ог­ромное количество определений общества. В одном случае его пони­мают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом -как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем -как социально-политическое объединение, ассо­циируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс по­нимал общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочис­ленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:

«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современ­ной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не исполь­зуется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса: «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства ис­торической и социальной науки, заставляют нас задать другой во­прос: «Когда и где есть общество?»

«Общества» конкретны. Более того, общество -это термин, от ко­торого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной много­значности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в за­блуждение противоречивых определений. Общество -это термин, ис­пользование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению со­циальной науки в XIX в. Общество-это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство».

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философ­ский. Оба они по-своему правы, и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают раз­ную методологию его анализа.

Общество следует понимать как исторический результат стихийно или естественно складывающихся взаимоотношений людей, тогда как го сударство предстанет как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие, «страна», также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Страна - часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика, наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появлялись земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира.

Необходимо различать три явления - страна, государство, общество. Не всегда их границы совпадают. К примеру, никто не слышал словосочетания «люксембургское общество», хотя Люксембург - это государство, или страна, в Западной Европе, площадь которого составляет 2,6 тысячи км 2 , а население -392 тысячи человек. Сегодня выявилась явная проблематичность понятия общества, мыслимого на основе территориально-государственного принципа.

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

    оно не является частью какой-либо более крупной системы;

    браки заключаются между представителями данного объединения;

    оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

    объединение имеет территорию, которую считает своей собст венной;

    у него собственное название и собственная история;

    оно обладает собственной системой управления;

    объединение существует дольше средней продолжительное жизни отдельного индивида;

    его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и у других имеются кровнородственные системы (заключение браков), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью дру­гого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя, на первый взгляд, у них есть все необходимые для этого условия: кровнородственная сис­тема, территория, история, культура, название, управление.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заме­тим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно является главным институтом этой системы.

Исторически общество первично, государство вторично. Обществу по крайней мере 40 тысяч лет, а государству только 5-6 тысяч. Об­щество возникает на определенной стадии развития человечества, а затем появляется государство - для защиты интересов граждан, со­ставляющих это самое общество. Таким образом, государство высту­пает слугой общества. Однако нередко слуга превращается в господи­на, и гражданам приходится защищаться уже от него. Взаимоотноше­ния между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значе­ние, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географи­ческие границы, общую законодательную систему и некое националь­ное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают со­циологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при кото­рых социальное объединение следует считать обществом:

    постоянная территория -например, Испания в своих государ­ственных границах;

    пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция здесь также играет некоторую роль;

    высокоразвитая культура - модели культуры могут быть доста­точно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности обще­ственной жизни;

4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные об­щества типа Бельгийского Конго до получения ими независимости нельзя было считать таковыми.

Другие социологи и политологи, а именно Д. Аберле, А. Коэи К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон, Т. Парсонс в предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но которое способно также создавать весь комплекс культуры, от высокой до народной и популярной, и связанную с ней инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения.

Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна единственная общественная система - наднациональная, мировая. В таком случае, Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами.

Н. Луман предлагает для использования понятия «общество» в расчет при­нимать только мировое общество в качестве единственной закры­той системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение, те­лефонная связь, Интернет не знают национальных границ. Они объе­диняют людей в единое общество. В таком случае национальные об­щества отходят на второй план. Правда, сохраняется проблема бед­ных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах

Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем 200 обществами, суще­ствующими на планете. А если быть верным коммуникативному под­ходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества - мирового.