Служебный подлог

Комментарий к статье 292 УК РФ:

1. Объектом данного преступления является нормальная деятельность государственных органов, связанная с оборотом и выпуском официальных документов в обращение.

2. В качестве предмета данного преступления используются официальные документы, к числу которых относятся те, которые исходят от определенного юридического лица (не обязательно от государственного органа) и содержат в себе все признаки официального документа, т.е. признанного законом. Официальным является документ, который обладает признаком публичности. Это выражается в том, что документ имеет общепринятую форму, адресован неопределенному кругу субъектов правоотношений и зафиксирован на материальном носителе информации (бумага, магнитные и электронные носители и др.). Официальный документ приобретает юридическую силу с момента его подписания должностным лицом, имеющим право такого подписания (право подписи).
Важное значение для полного раскрытия понятия "официальный документ" имеют: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Единые правила оформления официальных документов, утвержденные Указом Президента РФ от 20 января 1994 г. "Об основах государственной политики в сфере информатизации" (в ред. от 9 июля 1997 г.) (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 4. Ст. 305), которые определяют основные положения и порядок составления и подписания документов должностными лицами органов государства.
Чеки на товары, квитанции, гарантийные талоны на бытовую технику не относятся к числу официальных документов, поскольку не обладают указанными выше признаками (публичность, подписание компетентным должностным лицом). Они являются документами внутреннего пользования коммерческих организаций и не могут рассматриваться в качестве предмета состава должностного подлога.

3. С объективной стороны служебный подлог является формальным и оконченным с момента внесения в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Использование подложного документа, а также вызванные этим последствия находятся за рамками рассматриваемого преступления и в предмет доказывания не входят. Все дальнейшие действия, связанные с использованием подложного документа, и их последствия могут оцениваться как сопряженные с совершением двух или более преступлений и подлежат правовой оценке через призму соучастия либо совокупности преступлений.
Квалифицированным составом данного преступления является совершение деяния, повлекшего существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см. комментарий к ст. 285 УК).

4. Субъективная сторона служебного подлога характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо осознает противоправный характер деяния и желает его совершения. По ч. 2 субъект дополнительно стремится к существенному нарушению охраняемых законом интересов граждан, общества и государства как материальному последствию и в этом случае должен предвидеть указанные последствия.
Психическое отношение должностного лица к подлогу обязательно должно быть сопряжено с наличием у него корыстной или иной личной заинтересованности. Корысть выражается в стремлении извлечь для себя выгоду. Эта выгода может быть материальной (право на имущество) либо нематериальной (право на распоряжение определенными объектами интеллектуальной собственности). Законодательная формула "иная личная заинтересованность" подразумевает достаточно широкий круг мотивов должностного лица: карьеристские цели, больное тщеславие, протекционизм, сокрытие неблагополучного результата своей должностной деятельности и пр.

5. Субъект преступления - специальный. Ответственности подлежат должностные лица, государственные либо муниципальные служащие, имеющие определенные временные рамки отправления своих должностных, служебных полномочий, выполняющих определенные для этого функции. Совершение подлога должно быть сопряжено с постоянным либо временным пребыванием лица в соответствующей должности.

Когда затрагивается такая тема, как служебный подлог по ст. 292 УК РФ (комментарий), то это значит, что рассматриваются случаи преступлений против государственных властей. Под данными противоправными действиями понимаются любые махинации, связанные с видоизменениями документов с целью изменить их смысл, либо некоторые детали, дающие важную информацию.

Причиной тому чаще всего служит корыстный мотив правонарушителя, который, в свою очередь, является служащим государственного, муниципального, либо иного административного ведомства. Упомянутая статья – служебный подлог, раскрывает в основном меры ответственности, предусмотренные в таких случаях в качестве наказания. Выявляются нарушения обычно после проверок контрольно-ревизионными и иными службами.

Статья 292 служебный подлог

Нормативная статья 292 УК РФ позволяет определить суду меру наказания за совершенное правовое нарушение перед госдуарством, его структурами (обществами) и единицами (гражданами). Но прежде следует понять, что существует как объективная сторона вопроса, так и субъективная. К первой относится непосредственно составная часть преступления, а ко второй – субъект, которым считаются конкретные действия.

Попросту говоря, закон признает преступными следующие разновидности:

  1. Изготовление и составление ложных официальных бумаг, где изготовитель заведомо об этом знал.
  2. Внесение существенно ложных сведений в уже изготовленные официальные бумаги, искажающие смысл и функции документа.

Под официальными документами и манипуляциями с ними следует понимать исправление в:

  • должностной инструкции (подлог);
  • нормативных актах;
  • диплома об образовании (или аттестатах);
  • патентах, лицензиях;
  • больничных бюллетенях (листах временной нетрудоспособности);
  • медицинских, трудовых книжках;
  • доверенности, завещаниях;
  • свидетельств, удостоверениях различного направления и др.

Достаточно одного подлога, чтобы выявить рецидив и . Но для этого контролирующим органам придётся доказать наличие злого умысла, когда совершалось внесение заведомо ложных сведений в официальные документы. Если доказательств нет, то такое деяние будет классифицироваться как халатность, а не подлог.

Статья состоит из двух частей:

  1. Мера наказаний за преступления, допущенные против государства.
  2. Ответственность за нарушения закона, совершенные против общества, граждан.

Отметим лиц, кто в таких случаях привлекается к ответственности:

  • должностные лица;
  • материально ответственные лица;
  • руководители подразделений;
  • руководители организаций;
  • муниципальные или государственные служащие.

К рабочим, простым сотрудникам или гражданам наказания, прописанные в уголовной ст.292, не применяются.

Не стоит думать, что в данной статье отмечается исключительно состав преступления, направленного против государственной системы управления. Есть случаи подлога, осуществленного с причинением ущербов гражданским лицам, общественным организациям и предприятиям. Это особенно часто случается тогда, когда намереваются скрывать расходы, либо совершать иные преступления, классифицируемые как неизбежно сопряженные с подделкой документации (ст.327 УК РФ) или подлогом (изучаемая нами статья УК России).

Поэтому любая судебная инстанция, сначала будет отделять состав самого правонарушения, чтобы понять, какое вменить наказание преступнику.

Подпись за начальника

Рассматриваемая статья 292 УК РФ – служебный подлог, может также представлять разные способы совершения подлога.

К способам относят:

  1. Интеллектуальной природы деяние.
  2. Материального типа преступление.

В первом случае составляется бумага, в которой искажается какой-то смысл, либо её функционал. Во втором случае – меняют вид бланка, бумаги, производят некую трансформацию содержимого – к примеру, подчищение и исправление текста на ложный вариант. При этом используется официальный фирменный бланк документа и подпись начальника. Уголовная ответственность за служебный подлог представляется в форме денежного взыскания, а также лишением прав и свобод. Наказание ужесточается при участии в преступлении .

Варианты развития событий по наличию подписи руководства в документе:

  1. В некоторых случаях руководитель, не вчитываясь в документ, может его подписать.
  2. Исправления вносятся в уже подписанную бумагу.
  3. Подделывается подпись начальника наряду с разными исправлениями в тексте.

Способы подделки:

  • применение штампа с подписью руководителя;
  • перерисовка;
  • копирование (через копирку, с помощью подсвеченного стекла);
  • использование копировального аппарата;
  • применение веществ со свойствами копирки.

Освещает подлог статья УК также и в тех случаях, когда намеренно скрывается некое преступление, маскированное подписью начальника, который, на самом деле не имел никакого отношения к нелегальному и незаконному делу. Это может касаться ситуаций с материальными тратами, кражей имущества, денежных сумм, перечислений пособий тем лицам, которым они не полагаются по закону и т.д. Здесь уже дополнительно подключается также и ст.160 УК РФ, фиксирующая хищение.

Единственное смягчающее обстоятельство может быть выявлено тогда, когда окажется, что подделка должностным лицом документов была произведена с целью предотвратить некие противоправные действия.

Речь идёт об обстоятельствах непреодолимой силы, заставивших подписываться за начальника в подложном документе.

Но тогда лицо, имеющее определенные права от начальника, возлагающего на него обязанности материально ответственного, должно суметь доказать, что по-другому поступить никак нельзя было. Иначе будет выявлено сокрытие собственной некомпетентности работника, имеющего должностные обязанности высокого ранга.

Подделка подписи не преступление?

Ситуация, когда подделку подписи не будут рассматривать в качестве преступного действия, может складываться тогда, когда она не несет в себе никаких серьезных, значительных опасных для общества и государства манипуляций. Сюда подпадают те документы, которые хоть и имеют юридическую силу, но не дают никаких прав, или предоставляют возможность освобождения от обязанностей.

Об этом говорится в п.2 ст.14 УК РФ, где поясняется, что произведённый акт может быть рассмотрен как действии или и бездействие. Последним может считаться явление, идущее со стороны самого начальника, который не хочет подписывать бумаги и разрешает подделать свою подпись своему подчиненному. В таких случаях никаких наказаний из ст. 292 п.1 УК РФ лицу не грозит. Но не стоит забывать об индивидуальных особенностях в каждом отдельном случае, которые могут изменить ситуацию ровно в противоположную сторону.

Что грозит за подделку подписи

Наказание за подделывание подписей в ст. 292 (ч.1 или 2) УК РФ не предусматривается. Об этом речь идёт уже в ст.327 Кодекса российского уголовного права. Ответственность за служебный подлог с фальшивыми подписями расписана по пунктам уголовной статьи № 327 – от 1 до 3.

За подделывание назначается:

  • ограничение или лишение свободы или принуждение к общественному труду на период до 4-х лет;
  • арест до полугода.

Такой же проступок, но с целью сокрытия, облегчения ответственности за иное преступление будет наказан лишением свободны либо принуждением к работам на срок до 2-х лет.

Реализация или пользование документа с подлогом, либо фальшивой подписью, наказуемая следующим образом:

  • принуждение к обязательным работам в течение срока, назначенного судом протяженностью до 480 часов;
  • наказание исправительными работами в течение времени, длительностью до 2-х лет;
  • арестом на срок до полугода;
  • штрафные санкции в размерах от 80 000 рублей, либо в размере зарплаты за шестимесячный период времени.

Прецедент может считаться по ст. 292 только тогда, когда в виде подлога была сама подделка подписи начальника (или иного служебного руководящего лица). Но если совершаются оба преступления сразу – и подлог, и подделка подписи, то тогда срабатывают обе статьи. В этом случае наказание за подлог должностным лицом будет удвоенным, но в пределах, рекомендуемых статьями.

Если вина человека не будет доказана, то с него снимут все обвинения и отпустят. В таком случае гражданин может подать в суд за .

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 292 УК РФ

Предметом преступления является официальный документ — письменный или иной документ, исходящий от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, управленческих структур Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющий определенные права, возлагающий обязанности или освобождающий от них либо удостоверяющий юридически значимые факты или события. Официальный документ — это документ, который порождает определенные юридические последствия.
———————————
В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 28.07.2012) (РГ. 2010. 2 авг.) дается понятие электронного документа. Электронный документдокументированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ЭВМ, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2). Электронный документ является равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Понятие электронной подписи раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. от 10.07.2012) (РГ. 2011. 8 апр.). Электронная подпись — информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.

Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).


1. С объективной стороны служебный подлог характеризуется:
а) внесением должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений;
б) внесением теми же лицами в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.
2. Официальным документом признается письменный акт, удостоверяющий событие или факт, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия.
Предметом служебного подлога является не только официальный документ, в который вносятся указанные сведения либо исправления, но и вновь изготовленный письменный официальный акт с ложными сведениями, удостоверяющими событие или факт (листок нетрудоспособности, диплом, трудовая книжка и т.д.).
Служебный подлог может быть совершен не только в официальных документах, исходящих от того или иного государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, а также соответствующего органа либо учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, но и в документах, поступивших в названные органы и учреждения (доверенности, расписки, договоры, акты ревизий и т.д.).
3. Конкретные действия по подлогу официальных документов заключаются в изменении их содержания путем приписки слов, сведений, названий органов и учреждений, изменения текста, номера, даты, внесения исправлений путем подчистки, удаления части текста с внесением вместо него нового текста и т.д.
4. Данное преступление считается оконченным с момента совершения указанных в комментируемой статье действий независимо от того, был ли использован по назначению подложный официальный документ или нет.
5. Использование указанным в комментируемой статье лицом изготовленного им подложного официального документа при совершении иного преступления (например, хищение чужого имущества путем мошенничества) следует квалифицировать по совокупности соответствующих преступлений.
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 31.03.61 N 2 должностные лица, выдавшие частному лицу заведомо подложные документы, дающие право на получение государственной пенсии, в целях обращения в свою пользу полностью или частично полученных на основании этих документов денежных средств, должны нести ответственность по совокупности - за хищение и служебный подлог.
6. Субъектами служебного подлога могут быть должностные лица, а также государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами. В случае подделки официального документа частным лицом ответственность наступает по ст. 327 УК.
7. Выдача заведомо подложных документов, дающих право на получение государственной пенсии с целью содействия частному лицу в незаконном получении пенсии при отсутствии у должностного лица корыстной заинтересованности (что не исключает наличия у него иной личной заинтересованности), должна квалифицироваться как пособничество в хищении и как служебный подлог.
8. Служебный подлог совершается из корыстной или иной личной заинтересованности. Конкретные мотивы данного преступления аналогичны мотивам иных должностных преступлений.
9. Деяние, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено только с прямым умыслом. При отсутствии у должностного лица умысла (например, подписание подложного документа либо внесение в официальный документ не соответствующих действительности сведений по небрежности) содеянное может быть квалифицировано, при наличии к тому оснований, как халатность.

Служебный подлог — состав преступления, которое отнесено к группе противоправных действий, направленных против государственной власти. О том, что такое служебный подлог и как не ошибиться с квалификацией действий граждан, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

Под служебным подлогом законодатель подразумевает вписывание должностным лицом или государственным/муниципальным служащим в официальные документы заведомо неверной информации (равно подчистку в документах), которая искажает истинное содержание бумаг. Эти деяния должны свершаться из корыстной или иной персональной заинтересованности.

Ч. 2 ст. 292 указывает на более опасный состав преступления — служебный подлог, который влечет за собой нарушение прав граждан, общества или государства.

Подлог довольно часто совершается вкупе с другими преступлениями. Например, с целью скрыть растрату и т. д. Важно не только правильно отделить один состав от другого, но и обратить внимание на квалифицирующие признаки.

Комментарий к ст. 292 «Служебный подлог» (ч. 1)

Любое преступление имеет в своем составе субъекта, объект, объективную и субъективную стороны. Вне зависимости от статьи УК РФ, если в деяниях гражданина не будет хотя бы одной из этих составляющих, он останется безнаказанным, поскольку состава преступления не будет.

Объективная сторона подлога заключается в двух действиях, которые могут совершаться как одновременно, так и нет:

  • составление заведомо ложных официальных документов;
  • внесение в документы изменений, которые могут исказить их общий смысл.

Примером официальных документов могут быть нормативный акт, диплом, лист временной нетрудоспособности, трудовая книжка и т. д.

При этом предметом преступления является не только уже существующий документ, в который вписываются исправления или вносятся новые сведения, но и вновь созданный, который удостоверяет юридический факт и имеет правовые последствия (например, трудовая книжка, диплом).

Обратите внимание! Служебный подлог имеет место не только в бумагах, которые исходят от конкретного органа — места работы должностного лица, но и в других документах, поступающих на его рассмотрение (например, в актах ревизии).

Преступление оканчивается в момент совершения противоправных действий с документами. Для законодателя не имеет значения, будет данный документ применяться после внесения изменений или нет.

Привлечь к ответственности за подлог можно только должностных лиц и служащих государственных/муниципальных органов. Граждане и работники организаций ответственности по данному составу не несут.

Данное деяние всегда совершается только с прямым умыслом (субъективная сторона). В противном случае при наличии собранных доказательств следствие может квалифицировать преступные действия как халатность, так как гражданин проявил небрежность при исправлении документа, но никак не прямой умысел.

Комментарий к ст. 292 «Служебный подлог» (ч. 2)

В ч. 2 ст. 292 УК РФ законодатель определил общественную опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан (организаций) либо общества (государства).

Преступления, предусмотренные ч. 2, носят более серьезный характер, а соответственно, и наказание за них строже.

Преступление закончится, когда настанут последствия поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав.

При этом должна быть установлена причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями.

Субъективная сторона в данном случае должна быть охарактеризована только прямым или косвенным умыслом. Ни о какой неосторожности речи идти не может.

Санкция ст. 292 УК РФ

В ч. 1 ст. 292 УК РФ, которая описывает противоправные действия гражданина, направленные на совершение служебного подлога, законодатель предусмотрел альтернативную санкцию:

  • штраф до 80 000 руб. или в размере заработка осужденного за 6 месяцев (в качестве доходов могут быть приняты любые, в том числе неофициальные, наличие которых следствие сможет доказать);
  • обязательные работы до 480 часов (выполняются в свободное от основной деятельности время);
  • исправительные работы до 2 лет (могут применяться по основному месту работы или в любой организации в случае отсутствия такового);
  • принудительные работы до 2 лет (назначаются довольно редко);
  • арест до 6 месяцев (не может назначаться несовершеннолетним, беременным и женщинам, имеющим детей до 14 лет);
  • лишение свободы до 2 лет (как правило, данная мера пресечения избирается в случаях, когда подлог был совершен совместно с другим преступлением, например растратой).

В ч. 2 ст. 292 УК РФ предусмотрена ответственность за служебный подлог, повлекший за собой нарушение прав граждан или государства:

  • штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработка осужденного за 1-3 года;
  • принудительные работы до 4 лет или лишение свободы до 4 лет с запретом заниматься установленной деятельностью на 3 года (запрет выступает дополнением к основному наказанию, суд вполне может обойтись и без него).

Судебная практика по служебному подлогу

Пример 1

М., будучи старшим прорабом, по просьбе бухгалтера А. выдал ей 4 командировочных удостоверения, а еще в одном поставил отметку о том, что она была в командировке.

На основании выписанных бумаг А. отчиталась перед ревизией за недостачу. Однако кассационная инстанция отменила приговор районного суда по обвинению М. в служебном подлоге. Суд пришел к выводу, что М. не знал о намерениях главного бухгалтера и выдавал ей документы, считая, что она действительно была в командировках. Соответственно, М. не составлял заведомо ложный документ. Состав преступления отсутствует.

Пример 2

В. работала следователем. К ней в работу поступило дело о сбыте наркотических средств. Так как доказательств не было, расследование затянулось. Чтобы избежать наказания за волокиту по делу и улучшить свои показатели перед лицом начальства, В. оформила расследование как оконченное и внесла информацию об этом в статистические карточки МВД. Заверив официальные документы своей подписью, она направила их по адресу.

Суд вынес в отношении В. приговор, обвинив ее в служебном подлоге. Однако кассационная инстанция приговор отменила, отметив, что, несмотря на действия В. по созданию ложных документов, состав преступления в ее действиях отсутствует. Статистические карточки, в которые были внесены сведения, носят информативный характер и подлежат применению исключительно в рамках работы ведомства. Соответственно, никаких правовых последствий ни для кого внесение ложной информации не создает. Признать карточки официальным документом не представляется возможным.

Пример 3

З., работая в должности главного инженера совхоза, путем издания приказов присваивал себе имущество предприятия. Районный суд вынес в отношении него приговор и обвинил в служебном подлоге. Однако надзорная инстанция приговор отменила.

Согласно положениям законодательства колхоз не является государственным органом, соответственно, З. не может считаться должностным лицом. Именно поэтому его действия были переквалифицированы в мошенничество.

Что еще необходимо знать о служебном подлоге

Если должностное лицо совершило противоправные действия, связанные с изготовлением заведомо ложных документов, и тем самым превысило свои полномочия во избежание дальнейших вредных последствий, которые были бы более опасными, чем фактически причиненный вред, если нельзя было поступить иным образом, данные действия будут отнесены к крайней необходимости. Соответственно, прямого умысла нет, и лицо не будет привлечено к ответственности по ст. 292 УК РФ.