Норма - это образец, правило, мера. Норма показывают границы и пределы, в которых определенный объект сохраняет свои свойства и способность к дальнейшему функционированию, т.е. не теряет своей сущности.

Социальные нормы представляют собой правила, которые регламентируют поведение людей в обществе.

Социальные нормы отличаются наличием определенных свойств .

Во-первых, свойство социальности . Они регламентируют социальные сферы, включающие в себя: людей, общественные отношения, поведение людей. Следовательно, социальные нормы создают социальные структуры и подвергают регулированию социально значимое поведение человека.

Во-вторых, свойство объективности . Общество как сложноустроенная социальная система объективно испытывает потребность в регулировании. Социальные нормы складываются как результат нормативного обобщения и фиксации устойчивых повторяющихся общественных взаимосвязей и закономерностей во взаимодействии людей. Потребность в повторении необходимых обществу отношений и актов деятельности человека и создает феномен социального нормативного регулирования.

Однако следует принимать во внимание и роль субъективного фактора в создании социальных норм, т.е. необходимость в определенных социальных нормах должна осознаваться обществом.

В-третьих, свойство нормативности . Они обладают общим характером и функционируют как типовые регуляторы поведения людей. Их адресаты обособляются посредством перечисления их типовых признаков (например, возраст, пол и т.д.). Нормативность находит отражение и в многократности действия социальных норм. Их содержание определяет общую модель поведения.

В-четвертых, свойство ограниченности . Социальные нормы выступают мерой свободы человека, они устанавливают пределы для его социальной экспансии и поведенческой активности, обозначают способы удовлетворения потребностей.

В-пятых, свойство обязательности . Социальные нормы как нормативные предписания всегда в определенной мере обязательны для исполнения, они наделены предписывающим характером.

В-шестых, свойство процедурности . Их исполнению характерна процедурность, то есть наличие некоторых процедурных форм, детально отраженных порядков реализации и действия.

В-седьмых, свойство санкционированности . Каждый нормативный регулятор наделен механизмом обеспечения реализации собственных предписаний.

В-восьмых, свойство системности . Она свойственна как отдельным нормам, так и их совокупности. Общество должно продвигаться к созданию устойчивой системы норм, улучшению её системных качеств, а также повышению качества взаимодействия между отдельными видами социальных норм.

В современных обществах действуют правовые, политические, корпоративные, моральные и религиозные нормы, обычаи и другие регуляторы . Они взаимодействуют в нормативной системе общества. При этом каждый из них сохраняет качества особых социальных регуляторов. К основным социальным регуляторам принято относить право и мораль.

Порядок в обществе необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общ-ных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общ-ной жизни, свидетельствует о таких качественных показателях, как планомерность, ритмичность, слаженность различных процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта. От уровня общ-ного порядка зависят и состояние общ-ного и личного спокойствия и безопасности, и степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей. Общ-ный порядок не возникает сам по себе, он - следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать - направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки. Закономерности соц.регулирования: 1) каждое общ-во объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общ-ва, наличия в нем противоречий, от степени развития общ-ного сознания и культуры. 2) по мере развития социума в общ-ном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает. Давно сказано, что человек рождается не добрым и не злым, не преступником и не добродетельным, – таким делает его окружающая социальная среда. 3) с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм. В лит-ре различают два вида социального регулирования – индивидуальное и нормативное. Социальное регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей с помощью внешних факторов, а также посредством саморегулирования. Все социальные регуляторы подразделяются на нормативные (существуют в виде норм, т.е. правил поведения общего характера) и ненормативные (связаны с использованием др. организационных форм закрепления и существования в общественном сознании - ценностный, информационный, директивный). Корельский выделяет 4 группы действующих в обществе нормативных регуляторов : 1. Естественные нормы, существующие в виде сформулированного знания о нормальном, естественном состоянии объекта, определяемом его природой (формирует наука). 2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами (технические нормы). 3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием (большинство социальных норм). 4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед общ-вом, или потребностями конкретной его сферы (некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы).

Социальные нормы - правила поведения общего характера, являющиеся результатом волевой, сознательной деятельности людей, направленной на регулирование общ-ных отношений, обусловленные характером исторического развития данного общества, типом его организации и культуры. Предмет регулирования социальных норм – общественные отношения. Субъектный состав связан только с людьми. Корельский выделяет 3функции социальных норм: 1. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общ-ва, они обеспечивают стабильность его

24. реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и кассации, процедура приостановления и прекращения полномочий судей), технико-юридическими (конструкции, отражающие предоставительно-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров). В качестве правовой гарантии рассматривают и юридическую ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры гос-ного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

25. реализуют свои порой противоположные интересы и обеспечивают гармоническое развитие общ-ва без вмешательства государства как политической властной силы. 5. Гр.об-во - правовое демократическое общ-во, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретённых прав человека и гражданина. Гр.об-во возникает и развивается естественно-исторически. Хотя оно формируется внутри гос-ва, его отдельные элементы были ещё до появления гос-ва. Гос-во явл-ся инструментом по отношению к общ-ву выполняет служебную роль. Структура – это внутреннее строение общ-ва, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Началом, генерирующим энергию общ-ва, явл-ся человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юр. правах и обязанностях. Элементами структуры выступают различные объединения людей и отношения между ними. Структуру совр.рос. гр.об-ва можно представить в виде пяти основных систем: социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная. Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Экономическая - совокупность экономических отнош., в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распред., обмена и потреб. совокупного общест. продукта. Отношения собственности пронизывают все экономич.отношения и весь цикл общ-го производства и потребления. В РФ признаются и защищаются частная, госуд-ая, муниципальная и др. формы собственности. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан. Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью эконом.системы. Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся организации – госу-во, полит.партии, общественно-политические движения, отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Главным здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают всю полит.систему. Властные отношения: это отношения между гос-вом и иными структурными элементами, между гос.органами и учреждениями, отношения в связи с деят. полит.партий, отношения по проблемам объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан и др. Духовно-культурная система образ. из отношений между людьми, их объединениями, гос-вом и обществом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов (образоват., научных, культурных, религ.), через кот-е реализ. эти отношения. Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование явл-ся фундаментом в деле развития человеч. личности, характеризует перспективы развития общества. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через СМИ. Ее структурные элементы: общественные, муниципальные, частные организации, граждане и их объед., осущ. производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения пронизывают все сферы гражд-го об-ва. При характеристике структуры гр.об-ва учитываются три обстоятельства: 1) классификация носит условный характер, все структурные части взаимосвязаны. Объединяет их человек как совокупность общ-ных отношений и мера всех вещей. 2) при изучении всех систем как самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции). 3) связующим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общ-ва служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством.

26. нормальное функционирование полит.системы общества, всех ветвей гос.власти. Гос-во заботится и о развитиидуховной культуры, поддерживая и финансируя библиотеки, музеи, театры и др.учреждения. Политика в отношении СМИ: гос-во обеспечивает возможности национального развития народов.

27. социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование - это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных заданий, команд руководителей. Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т.е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, кот-ые распространяются на все и кот-ым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил. Появление нормативного регулирования – поворотный пункт в становлении социального регулирования, качественный скачок в его развитии. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно действующий порядок в общ-ве, снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Регуляторы: 1. Обычаи регулировали отношения в первобытном общ-ве и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей. Они выражали интересы всех членов сообщества 2. Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались силой обществ.мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, угрозой наказания свыше. 3. Мифы и сказания , обосновывающие образцы должного и запретного поведения. 4. Право .

28. функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. 2. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное). 3. Трансляционная. В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, про свещение). Виды (Корельский): 1. По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общ-ных отношений, т. е. предмета регулирования. 2. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Социальные нормы: нормы права, нормы морали, политические, эстетические, религиозные, корпоративные, технические нормы, нормы обычаев, традиций, привычек, деловые обыкновения.

Социальные нормы:

Социальные нормы – это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе, нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базис

Три функции социальных норм:

1. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное вза­имодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечи­вают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социаль­ные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого орга­низма.

2. Оценочная. Социальные нормы выступают в общест­венной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значи­мого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

3. Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколе­ниями культура отношений, опыт (в том числе негатив­ный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвеще­ние и т. д.).

Классифицировать социальные нормы можно по раз­личным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям механизма (регулятивным особенностям) и сферы дей­ствия.

По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным. Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостоятельных выделить следующие виды социальных норм:

Эстетические

Культуры

Политические

Организационные

Нормы религиозных организаций

Нормы трудовых коллективов

Правила общежития

Нормы традиций и ритуалов

Норма права:

Норма права - это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Норма права - это закреплённое в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Признаки нормы права:

Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Их легитимность подтверждается нормами морали и нравственности.

Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты.

Системность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу. Структура нормы права:

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если - то следует - иначе»)

Гипотеза (если…) - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.

Диспозиция (то…) - элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.

Санкция (иначе…) - элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания). Классификации норм права:

По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные - на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные - в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

1. Социальными нормами принято называть «установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей» 1 . Как и социальные институты, нормы создаются отчасти стихийно, отчасти - сознательно. Характеризуя исторический процесс формирования права, К. Маркс отмечал: «...закон должен основываться на обществе, он должен быть выражением его общих, вытекающих из данного материального способа производства интересов и потребностей, в противоположность произволу отдельного индивидуума» .

По мере эволюции общества нормотворчество все в большей степени становилось делом государственных органов. Теперь многие правовые нормы создаются еще до появления тех общественных отношений, которые они должны будут регулировать. Так, в процессе перехода на рыночную экономику принимаются законы и постановления, рассчитанные не только на ближайшее, но и на более отдаленное будущее и призванные его сформировать.

Социальная норма, если можно так выразиться, «цементирует» отношения в обществе. Применительно к одному человеку норма служит регулятором его поведения: в информационном аспекте норма представляет ему сведения о том, какой вариант поведения общество и государство рассматривают как желательный, допустимый либо запрещенный, в аспекте волевом норма воздействует на мотивацию поведения, так как содержит стимулы (или антистимулы) для соответствующего поступка. Наконец, в аспекте ценностно-ориентационном социальная норма играет воспитательную роль, ориентируя субъекта на некие социальные идеалы .

Социальная норма играет регулятивную роль и для поведения социальных групп, в том числе трудовых коллективов. Пронизывая нормативными элементами (дозволениями, предписаниями, запретами) всю общественную жизнь, социальные нормы тесно связаны с социальными институтами. В самом деле: сам институт, как правило, покоится на нормативно-организационных основах, нормативно определен порядок его деятельности; нормам поведения подчиняются его участники; наконец, взаимодействие института с другими элементами общественной системы тоже обычно нормативно урегулировано (рис. 6).

Сказанное относится не только к тем институтам, которые существуют официально, но и к неформальным образованиям. Разница лишь в том, что если в первом случае действуют преимуще-

Рис. 6.

института

ственно юридические нормы, то во втором - нормы общежития, обычаи, привычки, иногда - нравственные и религиозные нормы.

Заметим, что правовая система - это единственная нормативная система, не имеющая в определенном обществе «двойников», альтернативных образований (поскольку право санкционировано государством). Но другие системы - мораль, обычаи и т. д. - не однородны. Здесь есть и общепринятые нормы, и те нормы и их совокупности, которые разделяются одним классом, одной социальной группой, но не поддерживаются другими. В этом смысле мораль классова. Но надо подчеркнуть и роль общечеловеческих ценностей, стоящих выше классовых и социальных предпочтений.

2. Структура всякой социальной нормы может быть сведена к трем элементам, которые, следуя юридической теории, можно обозначить как гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - это условия применения нормы, по существу - характеристика общей ситуации, в которой она должна применяться. Диспозиция - содержание нормы, правило поведения людей. Санкция - последствия невыполнения нормы.

Эти элементы, конечно, различны в разных видах норм. Так, юридические санкции состоят в имущественных взысканиях, уголовном наказании и других мерах (принудительного воздействия, осуществляемых государственными органами. Санкция моральной нормы - негативная оценка поступка как социальной группой, так и самим субъектом. Религиозные нормы имеют соответствующие санкции, реализуемые церковью, религиозной общиной, самим субъектом (например, «искупление греха»). Важный аспект анализа нормативной системы связан с выяснением условий реализации норм, их действия в обществе.

Гипотеза, диспозиция и санкция нормы, выраженные в ее тексте (или в устном изложении, когда речь идет, например, об обычае, о норме морали и др.), еще не определяют действенность правила поведения, если все ЭТИ элементы не осуществляются В реальной действительности. Что касается гипотезы, то она реализуется большей частью независимо от воли субъекта. Например, если речь идет о правилах купли-продажи, то гипотезой здесь будет ситуация спроса-предложения. Пока она не сложилась, бесполезно говорить о действии социальной нормы. Что касается диспозиции и санкции, то дело обстоит сложнее.

Диспозиция и санкция выполняют несколько информационных функций: ориентирующую, программную и прогностическую, которые вместе «обслуживают» поведение человека, - влияют на выбор цели и средств, на планирование поступка и принятие решения, на оценку его будущих последствий . Можно сказать, что норма дает субъекту описание взаимосвязи между ситуацией, его действиями и их последствиями, включая элемент ответственности. Поскольку человек - активное существо, способное к выбору пути своего поведения, норма служит для него известным руководством к действию.

На этих же особенностях нормы строится и оценка ее эффективности. Норма тем эффективнее, чем последовательнее соблюдаются ее предписания. А они, в свою очередь, связаны с оптимальной конструкцией нормы, хорошей информацией о норме среди населения и должностных лиц и адекватностью мотивации исполнителей нормы. При нарушении любого из этих условий эффективность нормы снижается, страдает и вся нормативная система.

Важным показателем и условием эффективности нормы является отношение к ней населения. Вполне понятно, что если это отношение становится негативным, т. е. если норма не одобряется и не поддерживается гражданами, то и исполняться она не будет или ее соблюдение станет проблематичным, эпизодическим, только «из под палки». Анализ массового сознания показывает, что при социальных потрясениях, кризисах очень многие правовые и нравственные нормы утрачивают свой авторитет в глазах населения, становятся неприемлемыми.

В условиях кризиса нашей государственности такое положение сложилось применительно к правовым нормам, регламентирующим взаимоотношения центра и мест, органов управления, а также межнациональные отношения. Началась «война законов», в которой одержали победу (по крайней мере на некоторое время) не центральные, а местные власти, распался Союз ССР. Пострадало и отношение к нормам нравственности; в средствах массовой информации, в повседневной жизни стали пропагандироваться секс, насилие, корысть, нетерпимость и вседозволенность. Все это означает разрушение нормативного порядка, которое идет в кризисных ситуациях рука об руку с деформацией социальных институтов и других компонентов социальной системы в целом.

  • Осипов Г. В. Социология и социализм. М., 1990. С. 142.
  • Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 6. С. 259.
  • Подробнее см., напр.: Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М„ 1978. С. 67.
  • Подробнее см.: Социальные отклонения: Введение в общую теорию. М., 1984. С. 90 и след.

Слово «норма» происходит от латинского «погта», что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила.

Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т. д.

Будучи определенным образцом, эталоном, моделью поведения личности, коллективов людей, она необходима в человеческом общежитии, особенно в современном обществе, характеризующемся сложностью и многообразием социальных связей и отношений. Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные.

1. Технические нормы - это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т. д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна.

В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми . Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.

2. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Система социальных норм отражает достигнутую обществом ступень экономического, социально-политического и духовного развития. В ней находят отражение образ жизни, исторические особенности народа, его менталитет, характер существующей в стране государственной власти.

Социальные нормы разнообразны. Одни из них воплощают в себе интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям. Последние нормы оказывают особенно большое воздействие на жизнь общества.

Существуют различные классификации социальных норм . Все социальные нормы обычно подразделяются на следующие виды:

традиции;

деловые обыкновения;

религиозные;

политические;

нормы общественных объединений (корпоративные);

моральные;

правовые.

Обычаи - такие правила поведения, которые сложились исторически, на протяжении жизни многих поколений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Есть обычаи нравственного содержания (нравы), различного рода правила этикета, обрядов, ритуалов.

Традиции - близки к обычаям и во многом идентичны им. Однако их создание не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы - стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.

Деловые обыкновения - складываются в производственной, научной, учебной деятельности людей и направлены на повышение ее эффективности.

Религиозные нормы - правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг.

Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти.

Они могут существовать как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.

Нормы общественных объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочие органов объединения, размер членских взносов и т.д.), а также отношения таких объединений с государственными органами и иными объединениями.

Такие нормы формулируются в уставах и других документах объединений, выражают волю и интересы их членов и обязательны только для них. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.

Нормы морали (лат. Moralis - нравственный) - правила поведения, являющиеся производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом.

Моральные нормы предписывают людям вести себя в соответствии с этими представлениями, они формируются и воспроизводятся в рамках человеческого общежития практически ежедневно. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

Моральные нормы предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения. Высшими моральными принципами для человека являются его: совесть; порядочность; честность; осознание собственного долга.

Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением в основном осуществляются посредством духовного воздействия : через чувство долга, через оценку и самооценку поступков человека. Санкции за нарушение моральных норм состоят в укоре совести и переживании нарушителем чувства вины за содеянное. Однако за нарушение общепризнанных моральных норм возможно и осуждение человека со стороны общества.

Нормы этикета (фр. Etiquette) представляют собой правила поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям.

Как правило, нормы этикета призваны показать другому человеку благожелательное, располагающее к нему отношение. Различают речевой этикет, этикет письма, повседневный этикет, деловой этикет, гостевой этикет, воинский этикет и т. д.

В современном международном сообществе большую регулятивную роль играют нормы дипломатического этикета, представляющие собой правила поведения в международных отношениях, неукоснительное соблюдение которых подчеркивает уважение к другой стране. Например, строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа на письмо, ноту или поздравление, необходимость присутствия в официальной переписке вступительного (в начале) и заключительного (в конце) комплимента и т. п.

Правовая норма - это исходный элемент, первичная «клеточка» права. Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации.

Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др.

Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом .

  • < Назад
  • Вперёд >