Ответ от 30.01.2014 00:23

1. Общие положения
В Москве существует специфический порядок расселения жилых домов, признанных аварийными, подлежащими сносу, реконструкции. Основанием для сноса дома является Постановление Правительства Москвы. Снос домов не может быть осуществлен без принятия такого постановления. Примерно за полгода до сноса Префект административного округа издает распоряжение об отселении проживающих граждан. На реконструкцию квартали или каждого дома проводится инвестиционный конкурс, по итогам которого заключается инвестиционный контракт с победителем. Иногда снос домов осуществляется за счет городского бюджета.
Инвестиционный контракт подлежит учетной регистрации в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда (ДЖП и ЖФ г. Москвы). В соответствии с инвестиционным контрактом инвестор проводит реконструкцию, строительство, а власти Москвы предоставляют переселенческий фонд за счет средств инвестора. После реализации контракта полученное жилье распределяется между инвестором и городом, либо инвестор выплачивает денежную компенсацию городу, а город строит жилье для переселенцев. В настоящее время практикуется оставление в собственности инвестора 100% жилья с выплатой городу компенсации в соответствии с условиями контракта. Существует несколько форм обеспечения жильем граждан при отселении:
1) предоставление другого жилья по договору социального найма, а также по договору коммерческого найма
2) предоставление равноценного жилья (если отселяется собственник);
3) предоставление денежных средств - выкупной стоимости (если отселяется собственник);
Многое зависит от того, приватизирована ли квартира, сколько человек в ней зарегистрировано, состоят ли проживающие лица на учете по улучшению жилищных условий. Так же следует учитывать, что с 1 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, во многом по новому определяющий порядок переселения в связи со сносом. Кроме того, значительно изменился порядок сноса домов и переселения и с принятием Закона г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве" (действует с изменениями от 26 декабря 2006 г.) Также действует Постановление Правительства г.Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1035-ПП "О порядке переселения граждан из жилых помещений (жилых домов), подлежащих освобождению в городе Москве"

2. Переселение из квартир, занимаемых по договору социального найма (неприватизированных).
Жилье по социальной норме предоставляется при переселении из квартир, находящихся в собственности города (муниципальное жилье), которые граждане занимают по договорам социального найма (т.е. неприватизированные квартиры). Жилье отселяемым гражданам предоставляется по договору социального найма в виде отдельных квартир в пределах городской черты. При этом если предоставляется одна квартира, она должна быть предоставлена в пределах района проживания, если 2 и более – в районе проживания предоставляется хотя бы одна квартира. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать социальной норме для семьи данной численности., и не может быть менее площади квартиры, занимаемой до переселения. При этом согласно Закону №21 "Район проживания - территория, ограниченная внешней границей районов города Москвы, прилегающих к району города Москвы, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению. При этом эти районы города Москвы должны находиться в одном административном округе города Москвы."
В случае невозможности предоставления жилого помещения по социальной норме гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма, может быть предоставлено жилое помещение большего размера.
Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров на одного человека. При предоставлении жилого помещения одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Размер площади жилого помещения, предоставляемого на семью данного состава и численности, составляет:
Жилые помещения по договору социального найма при сносе домов предоставляются гражданам в виде отдельных квартир в жилищном фонде социального использования. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения должен соответствовать социальной норме для семьи данной численности на дату принятия решения об отселении. При этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся у граждан и членов их семей на праве собственности, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с жилыми помещениями после принятия Постановления, но не более чем за пятилетний период до принятия решения об отселении. На практике это означает: если у кого-либо из членов семьи есть квартира на праве собственности, либо были произведены гражданско-правовые сделки, то могут дать жилье из расчета менее 18 кв.м. на человека, но не менее занимаемого. Данное правило является очень спорным, и действует с начала прошлого года. Т.е. московские законодатели фактически установили что граждане, в собственности у которых есть другие квартиры и граждане, у которых таковых не имеется неравноправны. Есть повод обжаловать данное положение в судебном порядке. На практике нам удавалось добиться получения квартир нанимателями без учета имеющегося у них другого жилья.
Предоставление жилья взамен сносимого может быть заменено по соглашению отселяемого и отселяющего субсидией, которая затем должна быть направлена на приобретение жилья. Размер субсидии равен стоимости предоставляемого социального жилья. Стоимость социального жилья, на основе которой производится расчет субсидий, определяется как средняя рыночная стоимость жилья в домах типовых серий в районах массовой застройки. Жилое помещение большего размера из государственного и муниципального жилищного фонда предоставляется по письменному заявлению гражданина с доплатой стоимости за площадь, превышающую социальную норму, на основании решения органа исполнительной власти.
Следует отметить, что исходя из систематического толкования законодательства разным семьям обязаны предоставить отдельные квартиры. Переселение разных семей (имеющих самостоятельные источники доходов, ведущие раздельное хозяйство) в одну квартиру незаконно, однако происходит достаточно часто, тем более что в связи с последними изменениями в законодательство такое право не очевидно. Здесь многое будет зависеть от Вашей настойчивости и умении аргументировать свою позицию. У нас было достаточно много случаев, когда удаваось добиться переселения в разные квартиры, хотя изначально ДЖП давал одну квартиру.
После принятия нового жилищного кодекса многие высказывают мнение, что согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть только равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, и можно не соблюдать социальную норму (норму предоставления) при переселении в связи со сносом. Данное утверждение представляется необоснованным, поскольку в соответсвии со ст.50 ЖК установлена норма предоставления площади жилого помещения, меньше которой предоставлять нельзя и кроме того, согласно п.3 ст. 49 ЖК РФ порядок предоставления жилых помещений иным категориям граждан, кроме очередников, регулируется ЖК если иное не предусмотрено законодательством субъекта РФ. В данном случае законодательством субъекта РФ предусмотрено, что жиле должно предоставляться по социальной норме. Есть и другие аргументы, свидетельствующие о неправильности данной позиции. На практике не исключено, что и переселяющие органы могут отказаться предоставлять жилье по социальной норме (норме предоставления). В этом случае необходимо отстаивать свои права, в том числе это можно делать с помощью наших юристов, у которых по таким делам большой опыт.

3. Переселение из квартир, находящихся в собственности (приватизированных, полученных в наследство, по договору).
В случае если квартира находится в собственности граждан, переселение при сносе домов может производиться по двум схемам:
3.1 Предоставление другого равноценного жилья или денежной компенсации за него.
В этом случае гарантируется предоставление другого равноценного по стоимости благоустроенного жилого помещения по договору мены, иному договору, предусматривающему переход права собственности на жилое помещение. Норма жилой площади в этом случае не учитывается. Улучшения жилищных условий так же не предусматривается. Жилье должно быть предоставлено в районе проживания (или в пределах округа, если речь идет о ЦАО и Зеленограде). Жилье предоставляется гражданину в собственность (сразу (например, по договору мены) или путем использования на его приобретение выделяемой жилищной субсидии). Важно понимать, что входит в понятие “равноценное жилье”, т.к. есть несколько точек зрения на этот счет. Совершенно точно в понятие “равноценное” включается цена квартиры и количество комнат в квартире. Причем, еще недавно был дискуссионным вопрос, включать ли количество комнат в это понятие, однако судебная практика признает, что в случае предоставления, например, взамен трехкомнатной равной по стоимости двухкомнатной квартиры меняется порядок пользования квартирой и тем самым возмещение становится неравноценным. В частности Верховный суд РФ указал “Сама по себе стоимость квартиры не является достаточным доказательством ее равноценности. Жилые помещения предназначены для проживания в них граждан, поэтому имеет значение сравнение потребительских качеств квартиры (размер, планировка, степень благоустройства и т.д.).”
Следует помнить, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа только в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Если изъятие происходит, например, для строительства офисного здания и т.п., такое решение может быть оспорено собственником в суде. У нас сейчас идет несколько процессов по таким делам.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с ЖК РФ собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Для определения стоимости квартиры собственник вправе привлекать независимого оценщика. ЖК РФ вводит понятие “выкупной стоимости”. В нее включается не только стоимость квартиры, но и расходы, которые собственник произвел или должен будет произвести в связи с выселением, а так же неполученные доходы (например, от аренды). Собственники, получившие денежное возмещение (компенсацию) за жилое помещение, имеют преимущественное право инвестирования в строительство нового строения на месте сносимого, в реконструкцию или капитальный ремонт с переустройством или перепланировкой строения, в котором расположены освобождаемые жилые помещения. Условия долевого инвестирования, устанавливаемые для лиц, освобождающих жилые помещения, не могут быть ухудшены по сравнению с общими условиями инвестирования по отселяемому строению.
Размер помещений, получаемых дольщиком в результате долевого инвестирования, не может быть уменьшен по сравнению с ранее освобожденными им помещениями без его согласия.
3.2 Предоставление жилья по договору социального найма очередникам
Данный вариант возможен только если собственник признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Такой собственник вправе требовать предоставления ему жилья по социальной норме на условиях социального найма.

4. О законности взимания доплаты с граждан при сносе домов и переселении.
Как правило, при переселении выясняется, что новая квартира превышает социальную норму для семьи данной численности (при переселении из неприватизированного жилья) или что стоимость новой квартиры выше стоимости той, откуда отселяют граждан (при переселении из квартир, находящихся в собственности). При этом в Управлении ДЖП и ЖФ могут потребовать доплаты за “лишние” метры. Требование доплаты давно вызывало нарекания у многих юристов. В настоящее время можно определенно сказать, что требование доплаты с собственников, которые получают квартиру в качестве равноценной компенсации, незаконно. Определением Президиума Верховного Суда РФ от 2 апреля 2003 г. N 148пв-02 был признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия абзац 4 пункта 3.5 Положения "О порядке переселения собственников, нанимателей, арендаторов и иных лиц из жилых помещений подлежащих освобождению домов, в которых имеется муниципальная и государственная собственность города Москвы", утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 18 января 2000 г N 30, которым было предусмотрено требование доплаты. С собственника доплату могут брать только в одном случае: если он сам напишет заявление о предоставлении ему большей квартиры (была двухкомнатная, а он попросит трехкомнатную), поэтому можно смело отказываться доплачивать. При этом существует возможность у лиц, которые уже произвели такую доплату ранее, потребовать ее возврата (необходимо подавать ), т.к. требование о доплате было признано незаконным и не действующим с момента его принятия.
Что касается законности доплаты за “лишние” метры в муниципальной квартире, то она так же сомнительна, особенно в связи с уже упомянутыми изменениями в законодательстве однако, как правило, лучше такую доплату осуществить, если ее требуют, т.к. практика показывает, что в суде законность такой оплаты оспорить сложно. Однако размер доплаты зависит от решения Общественной жилищной комиссии и методика ее расчета не всегда понятна даже профессионалам (например, в нашей практике были случаи когда в абсолютно аналогичных ситуациях бралась доплата 480 р. за кв.м. и 28 000 р. за кв.м.). При требовании чрезмерной доплаты есть смысл вступить с отселяющими организациями в конфликт, т.к. на квартиру Вы согласитесь, а с доплатой можно и потянуть, оспаривая ее размер.

5. Если нарушаются Ваши права при сносе… Какую тактику избрать.
Достаточно часто жилищные права граждан нарушаются, особенно в связи с тем, что снос домов должен осуществляться в определенные сроки и органы власти сознательно порой идут на нарушения закона только чтобы отселить граждан. Распространены следующие нарушения:
1) предоставления жилья без учета заслуживающих внимание обстоятельств (хроническое заболевание, требующее прикрепления к определенной поликлинике, доступность работы и т.п.), отказ от предоставления большей квартиры с доплатой.
2) Предоставление разным семьям одной квартиры при переселении из муниципальных квартир (при переселении очередников из квартир на праве собственности)
3) Переселение собственников в отдаленные районы, предоставление в качестве компенсации неравноценных квартир. Требование с собственника доплаты.
4) Отказ в регистрации по месту жительства и приватизации (расприватизации).
5) Незаконное признание жилого дома аварийным с последующим отселением собственников в отдаленные районы
6) Отказ от предоставления жилья по социальной норме
7) Отказ выдать денежную компенсацию или маленький размер компенсации
8) В связи с принятием нового Жилищного кодекса возникает большое количества споров, связанных с его применением и соотношением норм кодекса и норм московского законодательства.
В случае отказа гражданина от предлагаемых для переселения вариантов (обычно предлагают 2-3 варианта), его выселяют в судебном порядке. Поскольку в органах власти заинтересованы в скорейшем отселении граждан из сносимого (реконструируемого) жилья, необходимо использовать фактор времени и преимущества, заложенные московским законодательством. Нужно отстаивать свои интересы в Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда Правительства Москвы, общественной жилищной комиссии.
В переговорах с этими структурами следует сделать акцент на следующих моментах:
1. Управление ДЖП и ЖФ по округу занимается непосредственно переселением, предоставляет конкретные варианты жилья. Для переговоров необходимо выяснить правомерость действий переселяющих органов. Часто переселение производится без издания и регистрации в Мосрегистрации решения о сносе дома, без соблюдения годичного срока для предупреждения собственника. Первоначально необходимо написать в департамент мотивированное заявление, все обстоятельства, изложенные в заявлении, лучше подтверждать документально (наличие разных семей и другие имеющие значение обстоятельства). Если Управление не достигнет согласия с отселяемым лицом о его выселении, то реализация инвестиционного контракта затянется, префектом будут недовольны в мэрии, город не получит средств от инвестиционного проекта.
2. Инвестор заинтересован в скорейшем отселении жильцов. Отселение жильцов - это начальный этап инвестиционного контракта, который имеет свои сроки. Если инвестор не уложится в эти сроки, то в соответствии с типовым инвестиционным контрактом, он несет ответственность в размере 1 МРОТ за 1 к. м. площади. Кроме того, он не сможет получить строительную площадку и отработать вложенные деньги. Несоблюдение сроков сноса домов и строительства может повлечь отмену распоряжений, устанавливающих права на землю под отселяемыми домами, может произойти изъятие этого земельного участка.
3. ДЖП и ЖФ получает долю в отселяемом жилье (кроме случая предоставления денежной компенсации) после реконструкции, поэтому он также заинтересован в скорейшем отселении. За счет получаемого жилья ДЖП реализует свои жилищные программы.
Таким образом, указанные выше органы заинтересованы в скорейшем и, самое главное, бесконфликтном отселении жильцов. Четкое представление гражданами своих прав при отселении и интересов г. Москвы, инвесторов позволяет добиться разрешения жилищной проблемы на наиболее выгодных условиях. Более того, и инвесторы, и городские власти заинтересованы в совместном с жильцами урегулировании данных проблем.
При переговорах Ваши требования не должны быть чрезмерными, в то же время следует учесть, что часто вначале предлагают не самый лучший вариант, тот от которого уже многие отказались и т.п. Инспекторы часто ведут себя достаточно жестко, грозя в случае отказа переселить за пределы МКАД и т.п. Давлению поддаваться не стоит, а нужно выработать четкую, основанную на нормах права позицию и отстаивать ее. Как правило, таких “настойчивых” переселяемых меньшинство, и если их требования законы, органам власти часто легче пойти им навстречу, чем подавать в суд. Если дело все же дойдет до суда – так же существует определенная тактика поведения, но о ней лучше узнать на устной консультации у занимающегося проблемой переселения специалиста нашей компании.

Несмотря на продолжающуюся почти 25 лет приватизацию, многие граждане в настоящее время проживают в квартирах, относящихся к государственному жилищному фонду разных уровней.

Неприватизированную квартиру нельзя передать по наследству .

Можно ли родственникам умершего нанимателя муниципального жилья претендовать на какие-либо права на это имущество?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Муниципальная квартира — права проживающих

Нанимателям квартир муниципального, государственного и иного жилищных фондов предоставлены широкие полномочия для полноценного использования предоставленного жилья:

  • Предоставлять квартиру для проживания любых граждан при условии соблюдения норм ЖК РФ, в том числе сдавать квартиру в поднаем ;
  • Производить обмен жильем с другим нанимателем ;
  • Безвозмездно получать услуги по капремонту как непосредственно жилой недвижимости, так и общедомового имущества ;
  • Получать необходимые коммунальные услуги на возмездной основе .

В свою очередь, квартиросъемщик обязуется:

  1. Пользоваться жильем по прямому назначению, то есть для проживания;
  2. Производить необходимые ремонтные работы и поддерживать эксплуатационное состояние объекта недвижимости и расположенных в нем коммуникаций;
  3. Оплачивать наем квартиры и компенсировать затраты за потребленные коммунальные услуги.

Члены семьи нанимателя учитываются в договоре социального найма (ДСН), в соответствии с которым осуществляется пользование конкретным помещением. Такие лица имеют правомочия, аналогичные статусу нанимателя .

К членам семьи нанимателя ЖК относит его:

  • Супруга или супругу ;
  • Детей ;
  • Отца и мать ;
  • Прочих родственников, иждивенцев, вселенных в качестве членов семьи .

Новые члены семьи (дети, супруг) могут быть прописаны в нанимаемую квартиру с письменного согласия родственников уже проживающих с нанимателем и внесенных в ДСН.

Для регистрации других членов семьи дополнительно потребуется разрешение наймодателя, который может отказать, если в этом случае будет нарушен установленный норматив площади на жильца .

Разрешения не требуется только для вселения малолетних детей, родители которых прописаны в муниципальной квартире.


Кому достанется неприватизированная квартира после смерти нанимателя?

Если кто-то из прописанных в квартире жильцов не может прибыть лично для подписания заявления, предоставляется заверенное нотариусом согласие этого гражданина с условиями, на которых будет оформляться новый ДСН .

Помимо заявления, необходимо документально подтвердить все необходимые для составления договора факты, в связи с чем предоставляются:

  • Паспорта всех граждан, зарегистрированных в квартире ;
  • Свидетельство о смерти нанимателя ;
  • Текущий договор соцнайма ;
  • Выписки из лицевого счета, домовой книги .

Важно помнить, что после переоформления договора социального найма жилье можно приватизировать.

Право участвовать в приватизации имеют право все граждане, проживающие квартире и ранее не принимавшие участия в этой процедуре .

Только после оформления жилья в собственность можно свободно распоряжаться данным имуществом, в том числе и передавать по наследству.

Квартира не приватизирована, кто имеет право на наследство, если приватизация была не завершена предыдущим нанимателем?

Наследование неприватизированной квартиры. Предлагаем Вам посмотреть видеоролик.

В соответствии с ранее действующей редакцией пункта 3 статьи 13 Закона от 31.05.2006 N 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» «гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии могут быть улучшены жилищные условия без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях». Таким образом, переселение граждан из пятиэтажек с одновременным улучшением жилищных условий также было особенностью московского законодательства для блага москвичей. Одновременно решались две проблемы: и пятиэтажки расселялись, и очередь двигалась.

Но согласно пункту 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ «предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса (статья 86 - в связи со сносом дома. - Прим.
автора), другое жилое помещение по договору социального найма должно быть
благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта,
равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находится в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления». Следовательно, закон субъекта Федерации противоречил федеральному закону: нарушался основной принцип жилищного законодательства - соблюдение очередности при улучшении жилищных условий. По протесту прокуратуры г. Москвы были внесены поправки в Закон о переселении. Теперь в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона от 31.05.2006 N 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» «гражданам, освобождающим по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решения учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях».

Удачи Вам! С уважением, Татьяна!

Таким образом,
теперь переселенцам-очередникам (как нанимателям, так и собственникам)
предоставляются жилые помещения, по размеру общей площади равнозначные
освобождаемым без снятия с учета. Исключение составляют лишь плановые
очередники. Им жилищные условия улучшаются во время переселения в соответствии
с Законом города Москвы. Норма предоставления - 18 кв. м площади жилого
помещения на человека.

{Статья: Переселение в связи со сносом - не улучшение жилищных условий!
(Келехсаева Д.) («Жилищное право», 2011, N 11) {КонсультантПлюс}}