3.1. Основные причины возникновения ЧС:

внутренние :

1. Человеческий фактор: недостаточная квалификация, ошибки персонала, нарушение трудовой и технологической дисциплины, ошибки при проектировании, ошибки при строительстве.

пренебрежение средствами индивидуальной защиты и безопасности,

наличие факторов дискомфорта в рабо­те, которые вызывают развитие утомления и перенапряжения человека.

К факторам дискомфорта в работе можно отнести: однообразную и монотонную работу, инфор­мационные перегрузки, давление фактора времени, недостаточную двигательную активность, внешние воздействия (шум, вибрация, температура);

По статистике, 70 % техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80 % авиакатастроф и катастроф на море свя­зано с человеческим фактором.

2. Сложность технологий

3. Износ оборудования, зданий, сооружений;

внешние :

1. стихийные бедствия,

2. внезапное прекращение подачи электроэнер­гии, газа, воды, технологических продуктов,

3. терроризм

3.2. Условия возникновения ЧС:

1. наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных веществ);

2. действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

3. нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных живот­ных и угодий.

Стадии развития ЧС.

Любая ЧС проходит 5 стадий своего развития.

В качестве примера приведём стадии развития природного пожара:

I. Стадия зарождения - возникновение условий или предпосылок для ЧС. При этом происходит накопление отрицательных эффектов, приводящих к ЧС. Устано­вить момент зарождения очень трудно. НР: наступление пожароопасного периода в лесу, засуха;



II. Стадия инициирования - начало ЧС. На этой стадии очень важен челове­ческий фактор. НР: оставленный не затушенным костер

III. Стадия кульминации - стадия высвобождения основной доли энергии или вещества. На этой стадии отмечается наиболее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов ЧС. Одной из особенностей этой стадии является цепной характер разрушительного воздействия, вовлечение в про­цесс токсических, энергонасыщенных и других компонентов. НР: лесной пожар

IV. Стадия затухания - это локализация ЧС. НР: стадия затухания начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. с его локализации; окончание стадии затухания связано с тушением пожара;

V. Стадия ликвидации последствий. Ремонт, восстановление, возмещение ущер­ба. Продолжительность стадии различна: дни, месяцы, годы и десятилетия. НР: дальнейшая работа по ре­культивации земель и восстановлению лесных посадок. Спустя 80-100 лет может восстановиться лес, близкий к исходному типу, такой, какой был до пожара. Но может произойти и смена господствующих древесных пород. Например, на месте выгоревшего сосняка сформируется березняк, на месте ельника - осинник и т. д.

Последствия ЧС.

Наиболее характерными последствиями чрезвычайных ситуаций являются:

1. разрушения, возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях;

2. радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно-опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества;

3. химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих опасные химические вещества (ОХВ), а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества;

4. массовые пожары, являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности;

5. затопления, возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях;

6. эпидемии, эпизоотии, эпифитотии - массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Для предупреждения и ликвидации ЧС сформирована Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действующих на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (Поста­новление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

На каждом уровне РСЧС создаются

1. координационные органы (комиссии, созданные на соот­ветствующих уровнях)

2. постоянно дей­ствующие органы управления (Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), региональные центры, территориальные и муниципальные органы, а также структурные подраз­деления организаций)

3. силы и средства,

3. резервы финансовых и материаль­ных ресурсов,

4. системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

Локальной - силами и средствами организации;

Муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;

Межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

Межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполни­тельной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций создаются функциональные подсистемы в составе МЧС, МВД, Минобороны, Минздравсоцразвития, Минстроя и т.д. Например, функциональная подсистема в МВД призвана обеспечить общественный порядок в условиях ЧС; в Минздравсоцразвития созданы следующие подсистемы: службы медицины ката­строф, резервов медицинских ресурсов, надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и т.д.

Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС

Принцип заблаговременности

Мероприятия по предупреждению ЧС и максимально возможному снижению размеров ущерба от ЧС проводятся заблаговременно

Принцип учета особенностей

Планирование и осуществление мероприятий защиты от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС

Принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств

Принцип территориальности

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами органов управления той территории, на которой сложилась ЧС; при недостаточности имеющихся сил и средств привлекаются силы и средства вышестоящих органов управления

Принцип приоритетности

Вопросы защиты населения в ЧС имеют приоритет и являются важнейшей задачей государства и органов управления всех уровней

Ожидаемый вклад ФЦП в реализацию Государственной стратегии устойчивого развития РФ.

Направления и цели устойчивого развития

Вклад ФЦП в устойчивость развития РФ

Основные направления

Стратегические цели

Создание стабильной социально и экологически ориентированной экономики. Обеспечение устойчивых темпов роста ВВП.

1. Экономическое развитие

2. Экологическая безопасность

Стабилизация и улучшение качества окружающей среды. Сохранение и восстановление экосистем.

3. Социальное развитие

Научно обоснованное повышение качества жизни людей. Увеличение средней продолжительности жизни населения.

Повышение стабильности экономики: - сокращение количества аварий и катастроф на объектах экономики; - сокращение возможного максимального ущерба от ЧС и материаль-ных ресурсов на их ликвидацию до 2-3% ВВП; - вывод из эксплуатации или перепрофилирование предприятий, не от-вечающих действующим нормам промышленной безопасности.

Оздоровление экологической обстановки в стране: - управление комплексным риском в рамках строгих ограничений воз-действия на экосистемы; - переход на экологически чистые технологии; - повышение безопасности функционирования потенциально опасных объектов.

Улучшение социально-психологического климата в стране: - уменьшение на 30-40% социальных потерь от ЧС; - сохранение здоровья и увеличение средней ожидаемой продолжи-тельности предстоящей жизни человека; - ограничение и запрет на деятельность, при которой уровень риска превышает допустимое значение.

Проблема чрезвычайных ситуаций оставалась актуальной практически всегда. Наверное, каждый человек должен знать, что такое ЧС и какие типы их бывают. В данной статье будет приведено понятие а также основные классификации, составляемые в зависимости от характера и последствий ЧС.

Понятие чрезвычайной ситуации

На сегодняшний день представлено невероятно много трактовок понятия "чрезвычайная ситуация". Можно, однако, выделить самое распространенное определение, наиболее часто используемое различными источниками. Оно гласит, что чрезвычайная ситуация - это сложившаяся на определенной территории обстановка, сформировавшаяся из-за опасных явлений. Что это за опасные явления? Как правило, это природные катаклизмы, техногенные или химические аварии или иные формы бедствий. Все они обязательно влекут опасность для жизни или здоровья человека, разрушение или уничтожение различных материальных ценностей или ресурсов и т. д.

Представленное выше понятие включает в себя и определенные виды О том, что это за виды и как они классифицируются, будет рассказано далее.

Классификация ЧС по характеру происхождения событий

Первая и основная классификация, о которой стоит рассказать, зависит от характера и условий происхождения различных опасных событий.

Какие же виды чрезвычайных ситуаций здесь можно выделить? Существует четыре основные группы.

  • ЧС техногенного характера . Если вкратце, то к авариям, считающимся техногенными, относятся транспортные катастрофы, взрывы или угрозы взрывов, некоторые виды пожаров, выброс или угроза выброса различных ядохимикатов, радиоактивных или биологических веществ, разрушение построек, зданий или сооружений. Сюда же стоит отнести аварии и катастрофы, произошедшие на инженерных сетях, угрозы аварий или непосредственные катастрофы на дамбах, плотинах, других водных сооружения и т. д. Виды чрезвычайных ситуаций техногенного характера, таким образом, довольно многочисленны и обширны.
  • Военные ЧС . Эта группа характеризуется массовыми и обширными мероприятиями по разрушению или заражению определенных территорий. Использование оружия массового поражения стоит во главе угла в этой группе. Сюда относятся религиозные, социальные, политические взрывы и волнения, терроризм, противостояние государств и многое другое.
  • Социально-политические ЧС . Все виды чрезвычайных ситуаций этой группы можно охарактеризовать как антиконституционные и террористические. Как правило, сюда относится похищение людей, взятие группы лиц в заложники, незаконная торговля оружием т. д. Социально-политические ЧС характеризуются как опасные явления, возникшие в результате общественных и политических конфликтов.
  • Природные ЧС . Характеризуются крайне опасными природными явлениями. Существует множество видов различных ситуаций, входящих в данную группу. Однако все они приводят, как правило, к заболеванию людей, массовым поражениям биологических существ и т. д. Природной чрезвычайной ситуацией называют сложившуюся на определенной территории обстановку, являющуюся опасной из-за источника, способного повлечь причинение вреда окружающей природной среде, населению, материальной культуре и т. д.

Таким образом, четыре перечисленные выше группы считаются основой всех дальнейших классификаций и подтипов.

Классификация ЧС по территориальному признаку

Следующая по важности классификация связана с территориальным распространением опасных явлений. Основные виды чрезвычайных ситуаций в данном случае опять-таки делятся на четыре группы. Среди них:

  • ЧС на уровне объекта . Подобный вид опасных явлений распространяется лишь на определенные объекты, зоны или небольшие территории. Основная особенность этой группы заключается в том, что последствия ЧС не выходят за границы самого объекта. В качестве примера можно привести санитарно-защитную зону, на которой произошла авария.
  • ЧС на уровне местности . Данный тип опасных явлений несколько схож с предыдущим, ведь авария происходит, как правило, на определенном объекте. Однако последствия свершившейся катастрофы могут выходить далеко за пределы обозначенной зоны. Касаться они могут какого-то процента населения, некоторой части территорий и т. д. ЧС на уровне местности неизменно влекут за собой бюджетные затраты и ухудшение общего экономического состояния.
  • ЧС на уровне региона . Схожи с предыдущей группой, однако являются чуть более обширными. Могут развиваться сразу в двух областях или районах (но не более). Основные виды чрезвычайных ситуаций, именующихся региональными, угрожают довольно значительной части населения и распространяются на большие территории и области.
  • Общегосударственная ЧС . Это последняя и самая серьезная стадия. К данной группе относятся только те опасные явления, что распространяются более чем на два территориальных субъекта (будь то область или регион, автономия или город федерального значения). Особенностью данной группы является то, что на устранение последствий ЧС выделяется больше средств, чем это возможно (проще говоря, одним из критериев определения данной группы будет тот факт, что государственный бюджет не позволяет в должной мере ликвидировать последствия ЧС).

Некоторые источники выделяют понятие общемировой ЧС. Применяется оно только в том случае, если сразу несколько государств подверглись опасности.

Таким образом, представленная выше классификация является довольно структурированной и лаконичной; имеются все необходимые сведения о видах ЧС по территориальному признаку.

Что такое "техногенная ЧС"?

Виды чрезвычайных ситуаций техногенного характера невероятно обширны. Привести их все сразу вряд ли представится возможным. Однако первое, что придется сделать, - это раскрыть понятие "техногенные ЧС".

Вот одно из самых точных и известных определений: чрезвычайная ситуация, именующаяся техногенной, - это определенный вид обстановки, при которой нарушаются нормальные условия жизни людей, причиняется значительные ущерб материальным ценностям и имуществу людей, становятся непригодными для жизни определенные территории, ухудшается окружающая среда и природа.

Что в данном случае является источником ЧС? Для группы опасных явлений, именующейся "техногенной", ключевым понятием выступит авария. Именно авария и различного рода аварийные ситуации влекут за собой угрозу жизни и здоровью живых существ. Авария - это всегда техногенный инцидент, сопровождающийся нарушением транспортного или производственного процессов. О том, какие существуют виды чрезвычайных ситуаций техногенного характера, будет рассказано далее.

Первая группа техногенных ЧС

Виды техногенных чрезвычайных ситуаций делятся на определенные группы. Ниже будет рассказано о самых основных видах явлений подобного рода с примерами.

  • Первая группа ЧС, которые являются техногенными, - это транспортные катастрофы . Что к ним относится? Как правило, это аварии, произошедшие с поездами - пассажирскими или грузовыми; крупные автомобильные аварии с большим количеством жертв; аварии судов - крупных пассажирских или грузовых; авиакатастрофы - с самолетами или ракетными комплексами.
  • Следующая группа - это выброс химически опасных или радиоактивных веществ . Наверное, самые распространенные виды техногенных чрезвычайных ситуаций относятся именно к этой группе. Здесь можно выделить следующие явления: потеря источников опасных веществ; выброс и распространение химических или радиоактивных веществ при их производстве; аварии на производстве ядерно-топливного цикла и многое другое. Группа аварий с выбросом опасных веществ считается одной из самых опасных и страшных в классе техногенных ЧС из-за последствий, которые охватывают большие территории и группы населения.
  • Еще одна группа - это пожары и взрывы или их угроза . В качестве примера здесь можно привести катастрофы на промышленных объектах, на производстве по добыче и транспортировке химических веществ, в подземных областях (метро, шахты и др.) и даже в обычных жилых помещениях.

Вторая группа техногенных ЧС

Какие еще существуют техногенные чрезвычайные ситуации? Виды и классификация подобных опасных явлений будет дана далее.

  • Аварии с выбросом биологических веществ , которые считаются опасными. Происходят подобного рода аварии, как правило, на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских лабораториях или центрах. Однако есть вероятность свершения таких катастроф и на транспортных средствах особого типа.
  • Группа гидродинамических аварий . Из названия уже может быть понятно, что это за виды. Причины чрезвычайных ситуаций, именующихся гидродинамическими, связаны, как правило, с прорывом дамб, плотин, шлюзов, с началом и распространением паводков, с затоплениями и т. д.
  • Аварии на системах коммунального обеспечения . Случаются они на тепловых, канализационных сетях, на газопроводах, в системах обеспечения питьевой водой и т. д.
  • Последнее, что можно отнести к - это внезапное обрушение жилых домов и общественных сооружений .

Таким образом, виды и именующихся техногенными, довольно легко распознать и структурировать.

Что такое "природное ЧС"?

Природной чрезвычайной ситуацией называют сложившуюся на определенной территории обстановку, являющуюся опасной из-за источника, способного повлечь причинение вреда окружающей природной среде, населению, материальной культуре и т. д. ЧС, являющиеся природными, выражаются, как правило, в виде опасных естественных процессов или явлений.

В зависимости от масштабов и интенсивности катастрофы рассматриваемая группа ЧС делится на три основных класса:

  • Неблагоприятные природные явления . Характеризуются как относительно небольшие, но все же негативные процессы, так или иначе влияющие на жизнь и здоровье человека.
  • Стихийные бедствия. Это разрушительные природно-антропогенные процессы и явления крупных масштабов, влекущие за собой значительные потери и разрушения.
  • Природные катастрофы . Это подвид имеющий особо крупный масштаб и влекущий за собой громадные жертвы.

Какие существуют основные виды чрезвычайных ситуаций природного характера? Об этом будет рассказано далее.

Виды природных ЧС

На данный момент существует единая классификация опасных природных явлений и природных катастроф. Именно поэтому все виды чрезвычайных ситуаций природного характера будет довольно легко структурировать. Всего существует восемь видов природных ЧС.

  1. Космогенные ЧС . Как уже ясно из наименования, связана эта группа с космическими объектами, так или иначе способными нанести вред планете (это астероиды, метеориты, кометы, магнитные бури и др.).
  2. Геофизические ЧС . Сюда относятся различные подземные толчки (землетрясения) и вулканические извержения.
  3. Геологические ЧС . Наверное, самая широкая группа опасных природных явлений. Самое основное, что здесь можно выделить, - это обвалы, просадки почв и песчаные бури.
  4. Метеорологические ЧС . К этой группе относятся самые опасные виды природных чрезвычайных ситуаций: смерч, ураган, буря, шквал и др.
  5. Гидрометеорологические ЧС . В эту группу можно отнести угрозу водных или снежных объектов (дожди, снегопады, гололед, туман и т. д.).
  6. Морские гидрологические ЧС . Все наводнения, тайфуны, опасные льды и прочие явления, связанные с морем, можно отнести в эту группу.
  7. Гидрологические ЧС . Опять-таки, данная группа связана с водной угрозой. Сюда относят половодье, паводки, подтопления и прочее.
  8. Пожары . Любые природные пожары (лесные, степные, торфяные, подземные и др.) относят к этой группе.

Все виды чрезвычайных ситуаций природного характера, таким образом, очень удобно и понятно классифицируются.

Основные данные о природных ЧС

Природные ЧС являются одними из самых распространенных на планете. Выше были разобраны виды Характеристика и анализ природных ЧС также должны быть приведены для лучшего понимания общей обстановки в мире.

Каждый год число жертв от природных катастроф возрастает на 4,4 %, а число пострадавших - на 8,7 %. Возрастает и общая численность экономических потерь - в среднем на 6 % в год.

О природных катастрофах существует множество мнений. Одно из них связано с нарастающим антропогенным воздействием на окружающую среду. Люди крайне нерационально ведут добычу природных ресурсов, своими действиями все больше разрушают озоновый слой, проводят крайне неэффективную политику по защите окружающей среды. Естественно, все эти факторы не могут не влиять на постепенное ухудшение обстановки.

Только на территории России можно выделить порядка 30 опасных природных явлений. Самые распространенные из них - это, конечно же, ураганы (28 %), землетрясения (24 %), лесные пожары (25 %) и наводнения (19 %). Суммарный ущерб от природных ЧС каждый год составляет около 12 млрд руб.

Военные ЧС

Что такое "военные чрезвычайные ситуации"? Понятие, виды и структура этой группы ЧС будут приведены далее.

Понятие военных ЧС невероятно обширно. Сюда относятся религиозные, социальные, политические взрывы и волнения, терроризм, противостояние государств и многое другое. Существует множество разных классификаций ЧС военного времени. Стоит, однако, выделить лишь самые основные виды.

  • Прямое воздействие поражающих средств . Применение биологического, бактериологического, химического, психотропного и прочих видов оружия относится к данному типу военных ЧС.
  • Косвенное воздействие поражающих средств . Возникновение очагов биологического заражения или простых пожаров, разрушение химически и биологически опасных объектов и многое другое относится к представленному типу.
  • Изменение среды обитания, влекущее за собой значительный ущерб и вред . Сюда относятся нарушение поставки пищи, воды, разрушение жилых объектов, уничтожение систем теплоснабжения и прочее.

Таким образом, последствия военных чрезвычайных ситуаций могут иметь по-настоящему страшный и разрушительный характер, превосходя где-то даже последствия природных ЧС.

Социально-политические ЧС

Группа социально-политических чрезвычайных ситуаций чем-то схожа с классом военных ЧС. Однако некоторые структурные отличия здесь все же имеются. Так, социально-политические ЧС характеризуются как опасные явления, возникшие в результате общественных и политических конфликтов.

Выделяются две основные группы рассматриваемых явлений: это собственно социальные и политические. В некоторых классификациях выделяется еще одна группа - военных ЧС, однако она, как отдельный класс, уже была рассмотрена выше.

Итак, что же относится к социально-политическим ЧС?

  • Голод . Это крайне опасное явление, характеризующееся недостаточным количеством пищи и воды на определенных территориях.
  • Алкоголизм . Рассматривается как ЧС только в том случае, если поражает значительную часть населения.
  • Наркомания . Стоит отметить, что с каждым годом количество наркозависимых лиц сильно растет.
  • Курение . Данное явление рассматривается как подвид наркомании и также входит в группу социальных ЧС.
  • Коррупция. Относится именно к группе социальных ЧС, возникает в результате недостаточной дееспособности законодательно-правовой системы.
  • Безработица . Подвид политических ЧС. Характеризуется невозможностью найти работу определенной частью трудоспособного населения.
  • Терроризм . Относится к группе политических чрезвычайных ситуаций. Это своеобразное устрашение населения ради достижения определенных целей, имеющее множество самых разных подвидов.

Развитие общества на современном этапе характеризуется все более нарастающим противоречием между человеком и окружающей его природной и технической средой. Техносфера стала мощным фактором, негативно воздействующим на природную среду, а также на самого человека. И как результат такого воздействия в мире повсеместно наблюдается возникновение техногенных и природных катастроф, обуславливающих собой чрезвычайные ситуации 1 .

Данные статистических исследований свидетельствуют о почти ежегодном росте числа техногенных и природных катастроф во всем мире. Так, если в 1963-67 гг. общее число катастроф, в которых погибло 100 и более человек, составило 89, то за 1988 - 1992 гг. их было уже 778 2 .

Проведенный нами анализ литературы свидетельствует о том, что количество природных катастроф в мире, связанные только с семью природными опасностями - землетрясениями, наводнениями, тайфунами, штормами, засухами, извержениями вулканами, экстремальными температурами и оползнями возросла в 1990 - 94 гг. по отношению к 1965 - 69 гг. почти в три раза. В последние годы ушедшего столетия (1995-1999) количество природных катастроф сохранилось на высоком уровне, хотя и несколько меньше, чем в предыдущие пятилетия.

Общее число людей, пострадавших от семи видов природных катастроф в мире за последние 35 лет, составляет 4,4 млрд. человек, т.е. почти 3/4 населения планеты.

О снижении защищенности людей от природных катастроф свидетельствует закономерный рост количества пострадавших в течение всего исследуемого интервала времени (1965 - 1999). Количество пострадавших за это время выросло от 33 млн. чел. до 208 млн. чел. в год (1994-99) т.е. в 6,3 раза. Особенно быстро шел рост количества пострадавших от наводнений.

Стремительными темпами растут экономические потери от природных катастроф в мире. В целом, за 35 лет они увеличились в 74 раза (без учета инфляции доллара за это время). Суммарная величина экономических потерь за 1965 -- 1999 гг. составила 895 млрд., в том числе за последние десятилетия прошлого века 676 млрд. долларов. Следует отметить, что эта цифра относится только к семи природным явлениям. При учете всех других опасностей, величина ущербов значительно увеличивается.

Если сопоставить темпы роста ущербов от природных катастроф с темпами роста глобального валового продукта, то в первом случае интенсивность роста значительно выше. Так, за последние 5 лет (1994-99 гг.) XX века прирост ущербов от природных катастроф составил в среднем 6%, а прирост валового продукта - около 2,2% в год. В абсолютных значениях экономические потери от природных катастроф в 1998 г. составил чуть более 9% от прироста глобальной валовой продукции. Если отношение темпов роста валового глобального продукта и ущербов от природных катастроф сохранится в ближайшие годы, то к 2010 г. потери от природных катастроф будут составлять около 15 %, к 2025 - 27% а к 2040 более половины всего валового национального продукта 4 .

Разрушительный эффект и социально - экономические последствия многих стихийных бедствий сравнимы или даже превосходят потери от гражданский войн и вооруженных конфликтов 5 . Такие события оставляют глубокий след в экономике подвергшейся стихии страны, отбрасывая ее на многие годы или даже десятилетия назад, принуждая правительство привлекать значительные средства на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате стихийного бедствия, и провидение восстановительных работ. Так, даже из наиболее развитых стран мира - Италии, до сих пор полностью не ликвидированы последствия разрушительного землетрясения 1980 года. В Мексике ущерб от землетрясения 1985 г. составил 3,6 млрд. долларов, а в последние 5 лет затраты составили 8,6 млрд. долларов. Более того, необходимость выполнения восстановительных работ заставила власти пересмотреть экономическую политику, урезать ряд социальных программ 6 . Экономические потери от землетрясения в Турции 1999 года оценивается минимум в 50 млрд. долларов 7 .

Во время землетрясения, потрясшего в 1923 г. Японию, была полностью разрушена Иокогама и частично Токио, погибло 11 тыс. человек и свыше 100 тыс. было ранено. В канун рождества 1972 г. землетрясением было фактически разрушено Манагуа, столица Никарагуа. Тогда погибло свыше 11 тыс. человек, более 30 тыс. потеряли кров. Около 260 жизней унесло землетрясение 1980 г. в Северной Италии. Но, пожалуй, самым разрушительным за последние время было землетрясение в густонаселенных районах Китая в 1976г., когда погибло па разным подсчетам от 750 тыс. до 1,5 млн. человек 8 .

Среди других стихийных бедствий чаще всего наблюдаются наводнения. Самым трагичными по числу жертв (около 2000 человек) побережье Северного моря и в Германии 1 января 1953года (1836 жертв) и наводнение в г. Белено (Италия) 9 октября 1963 года.

Ущерб от наводнений, особенно в последние десятилетия растут с неимоверной быстротой. Площадь паводковых территорий на земном шаре составляет примерно 3 млн. км 2 , что сопоставимо с суммарной площадью всех государств Западной Европы. В районах, подверженным наводнениям, проживает примерно 1 млн. человек. Ежегодные убытки от наводнений составляют десятки млрд. долларов, а в отдельные годы превышают 200 млрд. долларов. В 1992 году от наводнений только в Китае пострадало 240 млн. человек, свыше 56 млн. человек пришлось временно эвакуировать. Погибли тысячи людей. О нарастании ущерба свидетельствуют и данные США. Среднегодовой ущерб в этой стране в начале XX века составил 100 млн. долларов, в 1980 - 90 гг. он превышал 1 млрд. долларов, а в последнее время в отдельные годы превышает 10 млрд. долларов 10 .

Сильнейшее наводнение произошло в августе-сентябре 2002 г. в Западной Европе. За несколько дней непрерывного дождя под водой оказались территории Великобритании, Чехии, Германии, Словакии, Франции, Швейцарии, Австрии, Польши, Италии, Румынии, Испании, Венгрии, Молдовии. В результате погибли десятки человек, тысячи человек эвакуированы, были повреждены сотни объектов жилой, социально-, культурно-, бытовой и производственной сфер, ущерб насчитывался десятками миллиардов евро. По проведенным Еврокомиссией данным, только предварительный ущерб в Германии оценивался в 15 млрд евро, Австрии - в 2 млрд евро, Чехии - 3 млрд и Словакии - в 35 млн евро 11 .

Подверженность жителей различных стран природным катастрофическим явлениям тесно связано с уровнем социально -экономического развития этих стран. В соответствии с классификацией мирового банка все страны мира по их валовому национальному продукту можно подразделить на три группы: страны с низким доходом (валовой национальный продукт, приходящийся на одного человека, менее 635 долларов в год), средним доходом (от 635 до 7910 долларов в год) и высоким доходом (более 7910 долларов в год на человека). Анализ уязвимости к природным опасным явлениям трех групп стран с разным уровнем социально - экономического развития показывает, что наибольший социальный риск (гибель и увечье людей) характерен для стран с наиболее низким уровнем развития. На страны первой группы, население которой составляет 58% от всего населения Земли, приходится 88% погибших и 92% всех пострадавших людей от природных катастроф в мире за период 1968 - 1992 гг. Общее количество погибших и пострадавших в странах с низким уровнем дохода в 5,8 раз больше, чем в странах со средним доходом, и в 45,2 раза больше, чем в странах с высоким доходом 12 .

Абсолютные значения экономических потерь значительно больше в развитых странах, что объясняется сверхвысокой концентрацией богатств в этих странах. В тоже время отношение прямых потерь к объему валового национального продукта свидетельствует о том, что наибольшие относительные потери наблюдаются у стран с низким доходом. У стран со средним доходом это отношение в 2 раза, а у стран с высоким доходом - в 5,5 раз ниже. Таким образом, экономический ущерб от природных катастроф так же, как и социальный ущерб, наиболее тяжелым бременем ложится на экономику бедных развивающихся стран.

В течение XX века во всем мире также наблюдается рост числа техногенных чрезвычайных ситуаций. Из огромного количества таких ситуаций, более половины (56%) разразились в течение 2-х последних десятилетий прошлого столетия. Можно привести примеры крупных, но далеко не всех техногенных катастроф. Так, в 1978 г. в результате взрыва грузовика со сжиженным пропиленом в местечке Сан-Карлос-де-ла-Рапита (близ Барселоны, Испания) погибло 216 человек, примерно столько же получили ранения. В 1980 г. в Северном море произошел взрыв на Норвежской платформе по добыче нефти, в результате чего погибло 123 человека. В 1982 г. взрыв на нефтехранилище и последующий пожар на теплоэлектростанции в Токао (Венесуэлла) унесли из жизни 145 человек, около тысячи человек получили ожоги и ранения. В 1983 г. в результате взрыва рудничного газа в Зонгулдаке (Турция) погибло ПО человек, свыше 300 получили ранения. В 1984 г. вследствие разрыва нефтепровода, сопровождающегося взрывом в Кубатане, близ Сан-Паулу (Бразилия) погибло 508 человек. В том же году взрыв на хранилище сжиженного природного газа в Сан-Хуан-Искуателеке (Мексика) привели к гибели 452 человек, получили ранения 4,2 тыс. человек, около 300 тыс. было эвакуировано. В 1984 году произошла крупнейшая катастрофа на химическом предприятии в Бхопале, приведшая к гибели более 2500 (по некоторым данным - 3150) человек, к различным ранениям, ожогам, отравлениям - более 180 тыс. человек, 300 тыс. человек было эвакуировано 13 .

Таким образом, повсеместный рост числа техногенных чрезвычайных ситуаций приводит к значительным потерям и последствиям. Техническая среда, вследствие научно технической революции становится все более сложной и интегрированной, включающей в себя множество взаимосвязанных компонентов. И поэтому становится все более сложным контролировать в этих системах безопасность происходящих процессов, выход которых за опасный уровень приводит к непредсказуемым, катастрофическим последствиям.

В России, также как и во всем мире, наблюдается рост числа природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

По материалам государственных докладов 14 , а также других источников статистической информации 15 нами проведен статистический анализ данных о чрезвычайных ситуациях с выявлением корреляционных зависимостей между признаками на территории России за 10 лет. Из динамического ряда всех чрезвычайных ситуаций по года видно, что начиная с 1992 года произошел резкий скачек их числа (в абсолютном значении прирост составил 667 чрезвычайных ситуаций, в относительном, почти в 3 раза).

Из проведенного анализа зависимостей между чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера, пострадавшими и погибшими от них людьми, видно, что наименьшая связь наблюдается между чрезвычайными ситуациями природного характера и погибшими людьми (коэффициент корреляции равен 0,19). В остальных случаях связь достаточно сильная (коэффициент корреляции равен 0,58; 0,62; 0,75). Это показывает, что динамику числа погибших людей в основном определяют техногенные чрезвычайные ситуации.

По заданию Госстроя России в 1990 г. впервые была осуществлена оценка среднемноголетних социальных и экономических потерь России от природных опасных явлений. Именно тогда было установлено, что ежегодно в России от стихийных бедствий гибнут от 60 до 140 человек (среднемесячное значение), хотя в отдельные годы, (в случае появления наиболее разрушительных природных катастроф редкой повторяемости), единовременные потери населения могут составлять тысячи и десятки тысяч человек. Тогда же были получены данные об экономических потерях от отдельных опасных природных явлений и их суммарных значениях, составляющих в конце 80-х годов от 15,5 до 19 млрд. руб. (в ценах 1990г.), когда рубль был примерно равен по покупательской способности доллару США 16 .

В целом, по оценке МЧС России, наша страна по ущербу от природных опасностей занимает среднее положение в мире 17 .

Какой социально - экономический ущерб приносят стихийные бедствия в России хорошо видно из примера Нефтегорского землетрясения на о.Сахалин в 1995 г. Оно повлекло за собой гибель 1841 человека с исчезновением целого населенного пункта - пос. Нефтегорск. В результате землетрясения рухнули 17 панельных 5 этажных 80 -квартирных домов, здания и сооружения социально - бытового и культурного назначения - школа, клуб, котельная, столовая, пекарня, здание управления «Восток-нефть», а также многие дома частного сектора.

По некоторым оценкам, только в Нефтегорске экономический ущерб от разрушения зданий и объектов инфраструктуры достиг 400 млрд. рублей (в ценах 1995 г.), а с учетом перечисленных повреждений вне бывшего поселка нефтяников он должен быть увеличен еще на 15-20%.

Катастрофическое наводнение произошло на юге России в июне 2002 года. В результате проделанного нами анализа источников выявлено, что под воздействием стихии пострадало 389752 человек, погибло 114 человек, более 100 человек числились без вести пропавшими. Кроме того, более 40 человек были госпитализированы в больницы региона с ранениями различной степени тяжести, а 101911 человек были эвакуированы из зоны стихийного бедствия. Были разрушены и повреждены 55588 домов, подтоплено 37246 дома. Наводнением было 298 школ, 157 больниц. Был нанесен большой ущерб лесному и сельскому хозяйству. Погибло более 1 млн. сельскохозяйственных животных. Общий материальный ущерб составил 13577, 64 млн рублей 19 .

Более того, около 100 тыс. чел. испытывали трудности с водой. Не было должного обеспечения санитарно-бытовыми условиями, не хватало элементарного - мыла, обуви, одежды.

Проанализированные нами исследования социально-психологических последствий наводнений говорят о том, что даже через год после наводнения выявляются симптомы соматических и психогенных расстройств у 32 % тех, чьи дома были затоплены, и у 19 % тех, чьи дома оказались вне зоны затопления. Другие исследователи через год обнаруживали у 24 % обследованных фобии и депрессии. Осмотры пострадавших через два года после наводнения выявили симптомы тревоги, депрессии, напряженности, возбудимости, соматические расстройства, социальную изоляцию и изменение модели поведения. У 30 % эти нарушения имели место и через четыре--пять лет. В 30 % семей, пострадавших от наводнения, отмечалось повышение потребления алкоголя, в 44 % -- сигарет, в 52 % -- лекарств. Более чем у трех четвертей пострадавших отмечались нарушения засыпания и кошмарные сновидения 20 .

Это во многом объясняет характерную черту пострадавших -- пассивную и в то же время обвинительную позицию жителей. Они постоянно ждали от властей, от мира помощи, часто почти не прилагая собственных усилий. У каждого человека, обратившегося за помощью к психологам, присутствовал страх перед будущим. У жителей затонувшего Ленска наблюдалась потеря интереса к жизни, физическое и эмоциональное истощение. Особенно это касалось поведения женщин. Многие из них не могли поверить, не могли найти в себе силы, чтобы принять ситуацию такой, как она есть. Мало сказать, что они были пассивны, у большинства проявлялись симптомы глубокой депрессии 21 .

Таким образом, в результате наводнений можно выделить прямой и косвенный социально-экономический ущерб. Прямой ущерб заключается в:

гибель людей и потеря здоровья;

повреждение и разрушение жилых и производственных зданий, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи и связи;

гибель скота и урожая сельскохозяйственных культур, уничтожение сырья, топлива, продуктов питания, кормов, удобрений и т. п.;

затраты на эвакуацию населения и перевозку материальных ценностей;

смыв плодородного слоя почвы;

затраты на приобретение и доставку в пострадавшие районы продуктов питания, строительных материалов, кормов для скота и др.

Косвенный ущерб заключается в:

сокращение выработки продукции;

временное прекращение работы транспортных и др. коммуникаций;

ухудшение условий жизни населения;

увеличение расходов на содержание зданий;

появление стрессов, фобий у пострадавших людей;

нарушение привычных социальных связей между людьми;

увеличение потребления спиртных напитков, сигарет, наркотиков;

возникновение конфликтов;

безработица;

мародерство и др.

Не менее важной проблемой в России является ситуация относительно чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Ежегодно в России по данным РАН в различного рода авариях и техногенных катастрофах погибает более 50 тыс. человек и получают травмы более 250 тыс. человек. Мелкие аварии в последние годы практически стали нормой жизни. Так, в химических отраслях промышленности России ежегодно происходит 1500 аварий, связанных со сбоями в технологических системах, возгораниями, взрывами, сбросами отравляющих веществ в водоемы.

На территории России эксплуатируются 800 ядерных и 1800 других объектов повышенной радиационной опасности, где раз в 10-15 лет происходят аварии с ущербом более 1 млрд. руб., раз в 18-12 месяцев -с ущербом до 1млрд. руб., раз в 15-45 дней - с ущербом до 200 млн. руб. (в ценах 1993 года) 23 .

В последние годы не снижается уровень аварийности работы атомных электростанций и других объектов атомной промышленности. Но более страшную аварию, чем на Чернобыльской АЭС, трудно представить. По предварительным оценкам, проведенным в 1986 - 1987 г., экономический ущерб от аварии на ЧЭАС по официальным данным составил около 8 млрд. руб., а по данным независимых экспертов - до 200 млрд. руб.

В справке Минфина СССР от 16. 07. 90 г. отмечается, что затраты, связанные с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, составляют за период с 1986 по 1990г. 12,6 млрд. руб. (в ценах 1986 года).

Зарубежные эксперты приводят оценки нанесенного Чернобыльской аварией ущерба, равные 100-150 млрд долларов.

Белорусскими учеными оцениваются потери от аварии (в ценах 1992г. на период до 2015 г.) как прямой и косвенный ущерб 78,3 млрд. руб., упущенная выгода - 190 млрд. руб., дополнительные затраты по ликвидации последствий - 430,2 млрд. руб 24 .

Более того, на протяжении многих лет, прошедших после взрыва на ЧАЭС, количество таких депрессивных состояний, как страхи, тревожность, пессимистичность, беспомощность у людей, попавших в зону сильного воздействия радиации, практически не снижается.

Посткатастрофные стрессы в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, именно в силу своей длительности, широкой воспроизводимости, недостаточной изученности, способны, как показывает опыт мониторингового социологического исследования 25 , спровоцировать непредсказуемые поведенческие реакции, которые хотя и проявляются по разному у людей в зависимости от их пола, возраста, образования и культурного уровня, тем не менее все чаще становятся источником социально -- негативного поведения (чрезмерная озлобленность, приверженность алкоголю, немотивированная агрессивность и др.), а также возрастания социальной напряженности.

К тому же Чернобыльская катастрофа явилась мощным стимулятором для выявления в семье, группе сверстников, коллег по работе, в территориально - поселенческой общности (деревня, город) скрытых противоречий двух социально - психологических ориентации: возник достаточно ощутимый конфликт рационального и эмоционального начала в мироощущениях многих людей.

Очень многие, особенно женщины, имеющие маленьких детей, охвачены настроением тревожности и страха, не веря рациональным объяснениям существующей посткатастрофной ситуации. Кроме того, в массовой психологии сотен тысяч людей, испытавших на себе воздействие радиации, сложилось отчетливо выраженное различие в восприятии естественных природных катастроф и вызванных нерациональной антропогенной деятельностью технологических катастроф. Последнее имеют явно более мощные и долговременно действующие негативные последствия для психосоциальной ситуации.

Под воздействием Чернобыльской катастрофы среди пострадавшего населения возникали различные типы социальных конфликтов, например, вертикальные, которые выразились в недовольстве вдоль оси политической и организационной иерархии -- население и власть.

Причем напряженность между населением и управленческими структурами отчетливо коррелирует с уровнем радиационной загрязненности. В частности, в Гомельской области ухудшение отношений с представителями органов власти отмечали 37,5% респондентов, в Могилевской - 39,6%, а в значительно более чистой в радиационном отношении Минской области -- вдвое меньше: 18,6%.

Еще более резко выражено ухудшение отношений вплоть до острых конфликтов больших групп населения с работниками торговли и бытового обслуживания. В. радиоактивно загрязненных районах Гомельской области такую негативную тенденцию в 1994 году отмечали почти половина опрошенных (47,9%), в Могилевской области - 45,6%, а в Минской опять таки вдвое меньше - 22,5%. Особенно резко ухудшилось отношения населения с организациями торговли в Хойникском и Брагинском районах Гомельской области, где острую неприязнь к действиям работников торговли вызывают соответственно 58,3 и 56,1% респондентов.

Как правило, в тех регионах, где отношения населения с управленческими структурами хуже, степень восприятия различных видов риска выше. Так, если общая численность людей, опасающихся заболевания в связи с высокой степенью радиологического риска в загрязненных районах Гомельской области в целом в 1994 году составила 72,6% от общего количества опрошенных, то в Хойникском районе этой области она достигла 77,2%.

Сопоставляя эмпирические данные всех этапов проведенных исследований социально - психологических последствий Чернобыльской катастрофы можно сделать вывод о том, что произошла крутая ломка устоявшихся веками традиций, ценностных ориентации и повседневного образа жизни. Исследования свидетельствует об углубляющейся неудовлетворенности населения практически всеми сторонами жизни и труда, о недоверии органам власти, сомнении в их способности эффективно преодолевать негативные последствия радиации, связанном с этим обострением социальной напряженности.

Социальная защита населения, пострадавшего от аварии в Чернобыле, остается основным источником напряжения в социальных ожиданиях и ориентациях населения. В Гомельской области только 2,8% опрошенных считают, что меры по социальной защите пострадавших от катастрофы можно признать достаточными, противоположные оценки высказывают 81,9% респондентов. Большинство людей, живущих под черной тенью радиации, считают себя обделенными вниманием и заботой, особенно со стороны органов власти и здравоохранения.

Почти треть обследованных страдает психосоматическими расстройствами, а это приводит к резким нарушения личной и социальной адаптации, способствует росту невротических реакций -нарушению сна, состоянию подавленности, слабости. Совокупное действие названных объективных и субъективных стрессогенных факторов оказывает деструктивное влияние на психическое состояние и социальную деятельность людей, снижает эффективность их труда, резко усиливает тревогу за состояние здоровья и будущее как свое, так и детей.

Из - за отсутствия полноценной информации о реальной угрозе тем или иным группам населения в районах с различной степенью радиоактивного загрязнения нередко возникают серьезные расхождения между объективными показателями радиационного риска и его восприятии в сознании людей, особенно женщин, имеющих детей. С этим связано несколько негативных социально - психологических явлений. Так, повышенная тревожность за здоровье детей и их будущее ведет к снижению уровня рождаемости. Только 4,3% опрошенных женщин в возрасте до 40 лет хотели бы прибавления семейства в ближайшей перспективе, 78,7% считают это несвоевременным.

Вследствие недостаточной помощи населению, испытавшему и продолжавшему испытывать чернобыльский стресс, в районах радиоактивного загрязнения возникают условия, приводящие к формированию интеллектуально и социально ограниченных юношей и девушек. Это сказывается на их прожективных установках. Только 5,9% опрошенных старшеклассников Гомельской области считают высокими свои шансы поступить в институт, а более 20% согласны на любую работу.

Забота о детях, об их здоровье, будущем является главной, хотя не единственной причиной, побуждающих тысячи людей покидать насиженные места и искать счастье в «чистых» районах 28 . Миграционные ориентации в зоне бедствия выражены вполне отчетливо. К началу 1992 г. отсюда переселено свыше 30 тыс. семей. Однако не всегда переселение проводится обдуманно и организованно. Переселением неудовлетворенны в среднем 63% опрошенных. Это объясняется тем, что в местах, куда отселяют людей из зоны радиоактивного загрязнения, отсутствуют надлежащие социально - бытовые условия, а отдельные руководители не склонны принимать к себе стариков и малоквалифицированных работников. Из-за отсутствия четкой стратегии эвакуации жителей из мест с сильной степенью радиационной опасности возникает множество социальных проблем.

Вот некоторые из них. Во-первых, в структуре населения Гомельской и Могилевской областей увеличивается удельный вес лиц старших возрастов при одновременном значительном сокращении доли трудоспособного населения. Во -- вторых, отток квалифицированных кадров оказывает негативное воздействие на структуру занятости. В третьих, оставшиеся в зоне радиоактивного загрязнения старики ощущают себя жертвами, о которых некому позаботится, это подогревает настроение потребительства, социальной неполноценности и озлобленности, приводит к значительным отклонениям от нормы практически во всех сферах межличностного и межгруппового взаимодействия 29 .

Один из феноменов чернобыльской катастрофы является появление в эвакуированных зонах «самоселов». Это те, кто возвращается или переселяется сюда из других конфликтных регионов, которые для мигрантов оказались гораздо опаснее радиационных последствий постчернобыля. Данная зона оказалась прибежищем и для «бомжей». Всего таких дополнительно к вышеуказанной цифре на начало 1996 г. было учтено 48 семей численностью 84 человека, а также 49 одиночек 30 .

Представляет интерес еще один пример крупной техногенной чрезвычайной ситуации, которая произошла 3 июля 1989 г. на территории Башкирской АССР. Два встречных пассажирских поезда Новосибирск-Адлер (20 вагонов) и Адлер-Новосибирск (17 вагонов), следовавших в расходящихся направлениях, в 23 час. 10 мин одновременно оказались в зоне скопившейся на местности углеводородной смеси, образовавшейся в результате разрыва трубы продуктопровода Западная Сибирь - Урал -Поволжье.

Предположительно из-за искрения токоприемника локомотива возник пожар и произошел объемный взрыв, энергия которого по расчетным данным соответствует энергии взрыва тротила массой около 300 т.

Ударной волной от поездов было оторвано и сброшено под откос 11 вагонов (5 одного поезда и 6 другого), из которых 7 полностью сгорели. В поездах предположительно находилось 1284 человека, в том числе детей - 383, работников поездных и локомотивных бригад - 86. Погибло свыше 780 человек. Ликвидация катастрофы потребовала напряжения сил многих тысяч людей 31 .

Изменение психофизиологического состояния людей, пострадавших в результате данной железнодорожной катастрофы, показало, что те или иные изменения в психологической сфере обнаруживается практически у 100% обследуемых. Среди наблюдаемых психопатологических синдромов преобладали астенодепрессивные состояния (у 56% обследуемых) и психогенный ступор (23%). Гораздо реже наблюдается общее психомоторное возбуждение (11%), выраженный негативизм (4%), бредовогаллюцинаторные состояние (3%), неадекватность поведения (3%). Наблюдались существенные изменения у обследованных членов аварийно - спасательных команд. 98% из них отмечали, что испытывали «страх и ужас от увиденного», 68% указывали на чувство растерянности и слабости в конечностях. В 20% случаев собственное состояние спасателей по прибытии на место катастрофы характеризовалось ими как предобморочное. Ориентировочная оценка снижения работоспособности в первые часы после прибытия на место катастрофы составляло около 50%. Выявлены специфические особенности психических расстройств у детей и подростков, пострадавших в железнодорожной катастрофе. На первом этапе (от начала взрыва до начала организованных спасательных работ) у них наблюдались аффективно - шоковые реакции с паническим страхом, бессмысленным, бесцельным психомоторным возбуждением, отсутствием критической оценки ситуации (реакции по типу «двигательной бури). На последующих этапах у младших детей преобладали тревожность, раздражительность, страхи, поведенческие реакции протеста и отказа, у подростков - чувство вины перед погибшими, страх смерти, утрата надежд на восстановление социальных позиций. Особые переживания у подростков вызывали косметические дефекты открытых частей тела: лица, волосистой части головы, шеи, кистей рук, которые обусловили формирование у них сверхценного симптомокомплекса. Их сильно угнетала обезображенность своего облика, с тревогой относились они к тому впечатлению, которые производят или могут произвести на окружающих в связи с косметическими дефектами 32 .

Социально - психологические исследования, проведенные с лицами, испытавшими на себе негативное воздействие и при многих других чрезвычайных ситуациях, вызванных различного роды авариями и стихийными бедствиями (землетрясения, взрыв нефтепровода, авария на железнодорожном транспорте, взрыв атомного реактора и т.д.), убеждают, что во всех без исключения случаях в аномальных условиях возникают стрессовые ситуации и синдром тревожности.

Американскими исследователями посттравматических стрессовых нарушений (Дж. X. Лайонс и др.) выделены основные социальные факторы, влияющие на успешность адаптации жертвы психической травмы: (уродство, инвалидность),. прочное финансовое положение, сохранение прежнего социального статуса, наличие социальной поддержки со стороны общества и особенно группы близких людей. При этом последний фактор успешно влияет на преодоления последствий травматического стресса в наибольшей степени (Фишер К., Смит Дж.). Если такая поддержка отсутствует, то возрастает вероятность дезадаптации жертв травмирующего события (Беррет Т., Майрес Дж., Кард Дж., Фостер Д.)

В чрезвычайных ситуациях имеют тенденцию к обострению различные типы социальных конфликтов. В частности социологические исследования 33 зафиксировали усиление в таких ситуациях структурных конфликтов, связанных с противостоянием притязаний различных индивидов или социальных групп на одни и те же виды ресурсов. Например, нехватка экологически чистых. продуктов для детей, проживающих в радиоактивно загрязненных районах (по мнению большинства респонденток-матерей в возрасте до 30 лет (62%)) 34 , приводит к возникновению межличностных конфликтов. Само же наличие структурных конфликтов подобного рода (а они обусловлены не только нехваткой экологически чистой продукции, но необходимых лекарств, медицинского оборудования, гуманитарной помощи и т.п.) приводит к возникновению и достаточно широкому распространению в посткатастрофных условиях конфликтов неструктурных. Такого рода конфликты, как правило, свидетельствуют о сбоях, нарушении деятельности адаптационных механизмов и вытекают обычно из несовершенства функционирования должностных лиц, располагающих властью, либо организационных структур, что осложняет совместную жизнь и межличностные отношения людей, их совместную деятельность.

В чрезвычайных ситуациях нередки конфликты, возникающие вследствие существенного расхождения программ по преодолению последствий катастрофы с материальными, финансовыми, организационными ресурсами осуществления таких программ.

Обобщая сказанное, можно сделать заключение, что вероятность социальных конфликтов различных типов в обществе, находящееся в чрезвычайной ситуации, находится в обратной зависимости от содержания правительственных и иных программ по ликвидации последствий катастрофы и ресурсного обеспечения таких программ 35 .

Однако необходимо принимать во внимание и другую зависимость: социальные конфликты, разъединяя стремление и действия людей, противопоставляя их друг другу, оказывает негативное влияние на эффективность борьбы с последствиями чрезвычайных ситуаций и посткатастрофных процессов. Такой результат обусловлен тем, что социальный конфликт осложняет координацию усилий по преодолению негативных последствий как самой катастрофы, так и возникающих после и вследствие ее различных посткатастрофных процессов.

Таким образом, для человека, попавшего в чрезвычайную ситуацию, охарактеризованное состояние социальной системы реально выступает как неожиданное, резкое, быстрое и непредсказуемое, т.е. тяжелое, чаще всего катастрофическое изменение социальной среды. Это может привести к таким следствиям, как: деформация социальных норм и традиций, средств социального контроля, которые регулировали его социальные действия, обеспечивая их личностную и социальную приемлемость; потеря индивидуального жизненного ресурса - состояния здоровья, накопленных материальных ценностей, соответствующего опыта и навыков; необходимость осуществления быстрой адаптации к новым сложившимся условиям, изменения модели поведения, жизненных установок; резкая мобилизация и перераспределение своих возможностей в целях выживания и сохранения здоровья.

На уровне социальных взаимодействий происходит дисбаланс интересов между группами населения, резко снижается их уровень и качество жизни, увеличиваются и усиливаются конфликтные ситуации. Возникают межличностные, межгрупповые, межнациональные, межтерриториальные и иные типы конфликтов, нередко принимающие иррациональность. Также, в зонах крупномасштабных чрезвычайных ситуаций возникают негативные миграционные процессы, что приводит к увеличению в поло-возрастной структуре региона удельного веса людей пожилого возраста.

В результате проделанного нами анализа, помимо вышеперечисленных социально-экономических, демографических и психологических последствий, как природные так и техногенные чрезвычайные ситуации затрудняют реализацию программ развития тех или иных регионов, государств. Картину механизма воздействия возникших чрезвычайных ситуаций на программу развития можно получить путем рассмотрения следующих пяти категорий последствий:

потеря ресурсов

приостановка программ развития и использование наиважнейших ресурсов для решения краткосрочных проблем;

оказание воздействий на частный сектор;

негативное воздействие, оказываемое на климат инвестирования;

Создание условий для политической дестабилизации.

Рассмотрим эти последствия. Потеря ресурсов, использованных на социально-экономическое развитие происходит, когда катастрофа уничтожает их результат. При этом первичная потеря ресурсов развития происходит от ущерба, нанесенного основному капиталу и производственным запасам. Это наиболее характерное последствие внезапно наступающих катастроф.

Потеря ресурсов развития сокращает в дальнейшем производство товаров и потребление услуг. Это происходит вследствие наносимой катастрофой разрушений и незамедлительно проявляющихся локальных воздействий и следующего за этим ростом цен на товары и услуги. В тоже время снижение доходов, вызванное производственными потерями, влечет за собой сильное падение покупательской способности потребителя. Потеря способности к производству вследствие возникших катастроф может обернутся также утратой рынка сбыта (экспорта) товаров. Таким образом, возникающие катастрофы ведут к целому ряду взаимосвязанных причин, вызывающих потерю ресурсов развития.

Возникающие катастрофы могут воздействовать на осуществляемый в стране процесс социально - экономического развития. При этом, в зависимости от масштабов катастроф, текущие программы развития могут быть прерваны в целях перекачки ресурсов из долгосрочных программ на конкретные краткосрочные программы по ликвидации последствий катастроф и осуществлению программ реконструкции.

Вторичные эффекты катастроф также подрывают процесс социально-экономического развития. Они включают в себя инфляцию, проблемы с платежным балансом, увеличение финансовых расходов и сокращение валютных резервов. Увеличение внешнего долга страны означает, что с возрастанием затрат, связанных с долгом, страна располагает меньшими ресурсами для инвестирования в рентабельные предприятия. В результате замедляется экономический рост, аннулируется или задерживается осуществление программ развития, падает привлекательность для новых капиталовложений.

Возникающие катастрофы, особенно повторяющиеся в течение короткого времени, как правило, оказывают негативное влияние на состояние и стимулирование дальнейшего инвестирования. Ведь чтобы обнадежить инвесторов, необходимы стабильность и уверенность. На индивидуальном уровне повторные убытки от катастроф расхолаживают созидательное инвестирование. В условиях неопределенности инвесторы очень осторожно походят к вопросу поддержки предпринимательской деятельности и инвестирования. Таким образом, катастрофы чаще всего омрачают инвестиционную картину, что ведет к росту безработицы, а через нее к спаду рыночного спроса, застою во всех отраслях экономики.

Возникающие катастрофы особенно негативно влияют на частный сектор. Ущерб, наносимый катастрофами частному сектору, часто недооценивают, так как нарушение в этой части экономики, как правило, не принимают в расчет. Вместе с тем в этом секторе задействована значительная часть населения. Неформальная экономика - частный сектор - несет при катастрофах как прямые так и косвенные убытки. Прямые убытки исчисляются стоимостью ущерба, нанесенного оборудованию и жилым сооружениям. Косвенные убытки включают потерю работы, потерю доходов. Иногда отдельные виды поступающий извне помощи ведут к тому, что производители теряют интерес к производству.

Таким образом, возникающие катастрофы существенно влияют на выполнение текущих и перспективных программ социально-экономического развития, нередко приводят к их свертыванию, перераспределению ресурсов прежде всего на ликвидацию последствий катастроф, восстановление разрушенного.

Итак, можно сделать вывод, что негативные последствия чрезвычайных ситуаций являются серьезной проблемой не только для России, но и для многих других государств мира. Широкий спектр социальных, экономических, демографических и психологических негативных последствий чрезвычайных ситуаций, вне всякого сомнения, требуют эффективной и устойчивой системы социально-экономической защиты пострадавших людей. При этом мы наглядно убедились, что негативным воздействиям подвергается как отдельный пострадавший индивид во всех четырех планах последствий (социальном, экономическом, демографическом, психологическом), так и группа людей, поселенческая и трудовая социальная общность, регион, государство. Причем характер и специфика данных последствий дифференцируется от социально-демографических, психологических и экономических характеристик конкретного пострадавшего человека и региона, в котором произошла чрезвычайная ситуация.

Проанализированные последствия могут иметь комбинированный характер, т.е. социальные последствия негативно влияют на психическое состояние человека, что сказывается на ухудшении его здоровья и работоспособности, а в конечном итоге на целостность и устойчивость различных социальных групп, членом которых он является, в том числе и трудовых, что сказывается на падении производительности того или иного предприятия, организации, учреждения.

Все это негативно сказываются на восстановлении экономики пострадавшего региона. Панические настроения у людей, отсутствие необходимых специалистов из-за их гибели или потери здоровья, большой текучести кадров в организациях по причине того, что люди стремятся выехать из пострадавшего региона, сильно затрудняет восстановление различных поврежденных и разрушенных объектов экономики. Поэтому, как правило, пострадавший регион в результате крупной катастрофы не может самостоятельно восстановить экономику и требуется привлечение сил и средств из других регионов.

Подробное знание всех тонкостей социально-экономических, демографических и психологических последствий чрезвычайных ситуаций является очень важным для формирования как общей системы социально-экономической защиты пострадавших людей, так и для организации конкретных мероприятий социальной защите в зоне чрезвычайной ситуации.

Можно перечислить направления социально-экономической защиты населения при чрезвычайных ситуациях, где знания рассмотренных выше последствий, а также закономерности их протекания, должны влиять на формирование данных направлений. Это:

разработка общей стратегии организации помощи пострадавшим людям;

утверждение нормативно-правовых актов;

определение видов помощи;

распределение гуманитарной и другой помощи;

определение льгот, компенсаций, субсидий и дотаций;

выработка социальных нормативов обеспечения продуктами и товарами первой необходимости, а также другими услугами;

мониторинг социально-экономических, демографических и психологических последствий в пострадавшем регионе;

Конечно, проведенное в данном параграфе исследование социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций не является исчерпывающим. Данная проблема является настолько сложной, что заслуживает многих специальных социологических исследований, с разработкой конкретных целей, задач, инструментария. Но, тем не менее, полученные нами результаты адекватно отражают общую картину в данной сфере и могут быть применены на практике.

Введение

Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории, акватории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием (эпизоотия, эпифеотия), применением противником современных средств поражения, приведшим или могущим привести к людским и материальным потерям.

Стихийные бедствия - разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Стихийные бедствия, пожары, аварии... По-разному можно встретить их: растерянно, даже обречено, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы, с надеждой на их укрощение. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.

Виды ЧС. Возникновение, протекание, последствия ЧС

В антропологическом аспекте определение стихийных бедствий может быть сформулировано следующим образом: стихийные катастрофы - это разрушительные природные процессы, вызывающие гибель людей в результате воздействия на них ядовитых раскаленных газов и лавы при извержениях вулканов, приливной волны при цунами и тайфунах, водно-грязевых потоков при селях и так далее, а также в результате травматизма при разрушении жилых и общественных зданий, производственных объектов и технических сооружений; уничтожение сельскохозяйственной продукции на полях и плантациях, в хранилищах и на складах; гибель сельскохозяйственных животных; разрушение коммунально-санитарной инфраструктуры, в том числе электросетей, систем связи, водопровода и канализации. Последнее обстоятельство часто приводит к массовым вспышкам инфекционных заболеваний после стихийных бедствий.

Источниками природных ЧС являются опасные природные явления. В числе подобных явлений:

  • - геологические процессы: землетрясения, вулканические извержения, оползни, карсты;
  • - гидрологические явления и процессы: подтопление, цунами, сели, наводнения, заторы;
  • - опасные метеорологические явления и процессы: ураганы, штормы, смерчи, бури;
  • - природные пожары: пожары ландшафтные, степные, лесные.

Землетрясения - сейсмические явления, которые являются результатом внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии. Передаются на большие расстояния в виде упругих колебаний и приводят к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам. Первичный поражающий фактор землетрясения - сейсмическая волна сжатия или разряжения в грунте (колебания). Она может вызывать вторичные поражающие факторы: сейсмический удар, смещение горных пород и ледников, извержение вулканов, нагон волн - цунами и другое.

Оползни - скользящие смещения на более низкий уровень части горных пород. Большей частью бывают на открытых, не заросших лесом скатах. Основная причина их возникновения - избыточное насыщение подземными водами глинистых пород и крутизна скатов (20 градусов и более).

Наводнение - временное затопление значительной части суши в результате подъёма уровня воды в водоёмах выше обычного (выше ординара).

Причины наводнений:

  • - обильные осадки
  • - интенсивное таяние снегов
  • - образование заторов и зажоров льда
  • - разрушение дамб и плотин
  • - большие морские приливы
  • - сильный нагонный ветер на морских побережьях и устьях рек, впадающих в море (залив)
  • - цунами и другие.

Масштабы наводнений, связанных с прорывом плотин (дамб) при разрушении гидротехнических сооружений, зависят от объёма водохранилища, ширины проёма, глубины воды перед плотиной, средней скорости движения волны попуска.

Важнейшие характеристики наводнения:

  • - максимальный уровень воды за время наводнения (с максимальным уровнем связаны площадь, слой и продолжительность затопления местности. Максимальный расход воды за время наводнения).
  • - скорость подъёма уровня воды.

К основным характеристикам последствий наводнения относятся:

  • - численность населения, оказавшегося в зоне, подверженной наводнению;
  • - количество населённых пунктов, предприятий попавших в зону наводнения;
  • - протяжённость железных и автомобильных дорог, линий электропередач, связи и коммуникаций, оказавшихся в зоне затопления;
  • - количество погибших животных, разрушенных мостов и тоннелей.

Наводнение классифицируется в зависимости от причин возникновения на четыре группы:

  • - связанные с максимальным стоком от весеннего таяния снегов;
  • - формируемые интенсивными дождями;
  • - вызванные большим сопротивлением, которое водный поток встречает в реке при заторах (зажорах);
  • - создаваемые ветровыми нагонами воды на крупных озёрах и водохранилищах, а также в морских устьях рек.

Возможна также пятая, связанная с прорывом плотин, группа наводнений, но она относится к техногенным ЧС.

Цунами - длинные волны, вызванные землетрясением силой более 8 баллов, происходящим под водой. Эти волны движутся с большой скоростью - от 50 до 1000 км/ч; расстояние между соседними гребнями от 150 до 300 км. Высота волны в области возникновения небольшая, а у побережья на мелководье волна резко замедляется, ее фронт вздымается и обрушивается на берег со страшной силой. Высота крупных волн при этом достигает 5-10, а иногда и 40 м.

Основными характеристиками цунами являются:

  • - магнитуда цунами
  • - интенсивность движения волны
  • - скорость движения волны.

Масштабы цунами характеризуются балльностью:

  • 1 балл - очень слабое: волна фиксируется лишь приборами;
  • 2 балла - слабое: может затопить плоское побережье, но его замечают лишь специалисты;
  • 3 балла - среднее: плоское побережье затопляется; лёгкие суда могут оказаться выброшенными на берег; портовые сооружения могут получить слабые повреждения;
  • 4 балла - сильное: побережье затопляется; прибрежные постройки повреждаются; крупные парусные и небольшие морские суда могут быть выброшены на берег, а затем смыты в море; возможны человеческие жертвы;
  • 5 баллов - очень сильное: прибрежные территории затоплены; волноломы, и молы сильно повреждены; крупные суда выброшены на берег; имеются человеческие жертвы; велик материальный ущерб.

Сель - это внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с содержанием камней, песка и других твёрдых материалов. При движении сель представляет собой сплошной поток грязи, камней и воды. Крутой передний фронт высотой от 5 до 15 метров образуется “Голову” селя. Максимальная высота вала водогрязевого потока иногда достигает 25 м. Обладают большой массой и высокой скоростью передвижения, от 2,5 до 10 м/с и более. Время от возникновения селя в горах до момента выхода его в предгорье часто исчисляется 20-30 мин.

Причина возникновения: интенсивные и продолжительные ливни, быстрое таяние снегов и ледников.

Сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводя из строя линии связи, электропередачи, уничтожают сады, заливают пахотные земли, приводят к гибели людей и животных.

Опасные метеорологические явления процессы.

Ураганы, штормы и смерчи представляют собой чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха.

Смерч (торнадо) - восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха, имеющий вид тёмной воронки с вертикальной осью вращения. Во внутренней полости смерча давление всегда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути его движения.

Природные пожары.

В понятие природные пожары входят лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых. К наиболее распространенным природным явлениям, приводящим к уничтожению лесных массивов и других материальных ценностей, а порой и человеческим жертвам, относятся лесные пожары. Статистика показывает, что они возникают в 8 - 10% случаев стихийно, а в 90% случаев по вине человека.

В России в среднем ежегодно выгорает от 30 до 50 тысяч га лесов. В зависимости от характера возгорания и состава леса пожары подразделяют на низовые, верховые, почвенные. Почти все они в начале своего развития носят характер низовых и, если создаются определенные условия, переходят в верховые и почвенные.

Подземные пожары очень часто являются продолжением лесных. Заглубление пожара начинается у стволов деревьев и распространяется со скоростью от нескольких сантиметров до нескольких метров в сутки.

Торфяные пожары могут возникнуть и самостоятельно, без связи с лесными. Опасность их состоит в том, что они часто охватывают огромные пространства, трудно поддаются тушению и в земле образуются большие пустоты, в которые могут провалиться люди, животные и техника.

Степные пожары возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов. Они носят сезонный характер и чаще бывают летом. Скорость их распространения достигает 20 - 30 км/ч.

Основными способами тушения лесных и степных пожаров являются:

  • - захлёстывание и забрасывание грунтом кромки пожара;
  • - устройство заградительных минерализованных полос и канав;
  • - тушение водой и химическим растворами;
  • - отжиг (пуск встречного огня).

Тушение подземных пожаров осуществляется двумя способами:

первый - вокруг торфяного пожара на расстоянии 10 метров от его кромки роют траншею глубиной до грунта или до уровня грунтовых вод и заполняют её водой;

второй - вокруг пожара устраивается полоса, насыщенная поверхностно-активными веществами, ускоряющими процесс проникновения влаги в торф.

Основными этапами тушения пожаров являются:

  • - локализация;
  • - остановка пожара (прекращение горения пламени);
  • - дотушивание (тушение горения внутри помещение);
  • - окарауливание (охрана мест, где потушены пожары).