Немного истории. Гастарбайтеры в России были всегда. Если не увлекаться их поисками со времен приглашения на царствие Рюриковичей и варяг, а остаться в поле видимости второй половины двадцатого века, то кто-нибудь вполне может вспомнить стройотряды из разных советских республик на стройке БАМа или шабашников из Молдавии, Грузии, Армении и т.д., строящих коровники и свинарники, обивающих двери дерматином, циклевавших полы, клеящих обои. Тогда ни у кого не возникало вопроса: ли они. Они были как данность советского строя.

Казалось бы, почему же сейчас не так, в чем вопрос? Чем отличаются гастарбайтеры, и отчего к ним в российском резко негативное отношение? Ведь большинство европейских и азиатских также используют труд гастарбайтеров, но подобных российским проблем там намного меньше.

«Группа молдавского спецназа во время штурма квартиры по привычке еще и отремонтировала ее». Фольклор.

Так, в Германии, например, иностранные рабочие так или иначе интегрируются в , хотя потомки первых турецких мигрантов все чаще находятся в постоянном поиске собственной идентификации. В Южной Корее, напротив, общественное устройство не допускает, поскольку там сложились многовековые мононациональные традиции.

Решение вопроса у этих стран различны, но проблем практически нет. Почему?

Кто он - гастарбайтер в России?

Россия в отношении гастарбайтеров идет своим особенным путем развития. Гастарбайтеры, в отличие от многих других стран, в России абсолютно бесправны, и находятся на положении рабов, в самом низу социально-рабочей прослойки.

Ужесточение в России этих социокультурных групп сводится к еще большему увеличению коррупции в среде российского чиновничества и ухудшению положения самих гастарбайтеров.

Настроение общества к ним в большинстве своем негативно, поскольку не могут не раздражать на бытовом уровне люди, не владеющие языком, но работающие в обслуге. Их способ жизни в России – большими этно-сообществами из-за экономии средств и в антисанитарийных условиях - также не может радовать глаз российского эстета.

Только объединений общим историческим прошлым с Россией гастарбайтер в состоянии понять фразу недоступную иным иностранцам: «Да нет, наверное…».

Зачем и почему они едут? В их странах (бывших дружественных, и объединенных с Россией одной общей семидесятилетней историей) экономическое положение намного хуже, и они по инерции выбирают из двух зол то, что им кажется если не меньшим, то знакомым.

Гастарбайтер как константа пирамиды Маслоу

На самом деле вопрос нужно ставить, вероятно, несколько иначе: может ли государство регулировать или, проще говоря, позволить себе сделать привлекательными социо-экономические условия труда в тех сферах деятельности, на которых заняты гастарбайтеры? Решение проблемы таким способом гарантировано ответит на сентенцию заголовка.

Если да, то на выполнение непривлекательных с экономической точки зрения работ, возможно, охотно пойдут граждане России и вопрос отпадет сам собой.

«Раньше дворы подметали Пенкины, а в котельных работали Цои. Ныне в дворниках и таксистах узбеки, большинство кочегаров - таджики, а бармены на две третьих - стукачи». НеваФорум.

В той же Южной Корее, в которую, кстати, все больше увеличивается поток рабочей силы из Узбекистана, поскольку этому содействует этой страны, тем самым уменьшая поток приезжих в Россию, например, данный вопрос решается просто.

С учетом того, что местное население, так же как и в России, неохотно идет в сферы, где требуется низкоквалифицированный, а малооплачиваемый – по корейским меркам – труд, государство охотно использует иностранную рабочую силу. При этом там и на законодательном, и на действительном уровне защищаются и регулируются права гастарбайтеров. Например, компенсации за несчастные случаи на производстве им выплачиваются на общих основаниях, случаи с невыплатой заработной редки, если таковые происходят, то корейское государство в лице судебной системы всегда становится на сторону иностранного рабочего.

Германия также вполне успешно регулирует вопрос иностранной рабочей силы, прилагая определенные усилия по интеграции их в немецкое общество. И это дает свои плоды. Например, в прошлом году вся Германия опечалилась кончиной человека, создавшего в далеких семидесятых первую в Германии донер-кебабную, благодаря которому тысячи турецких гастарбайтеров и по сию пору имеют хорошо оплачиваемую постоянную работу.

Гастарбайтры в России несомненно нужны. Если отвлечься от экономики, то хотя бы для того, чтобы общество стало действительно гражданским обществом, а не просто народом, населяющим определенную часть суши. Чтобы оно научилось задавать себе вопросы, двигающие развитие социокультурных связей и общегражданских свобод. Только тогда возможен переход на ступеньку выше в пирамиде Маслоу.

Гастарбайтеры - это иностранцы, работающие по временному найму. Само слово произошло из немецкого языка и дословно переводится как «гость-работник». В России оно является жаргонизмом и нередко воспринимается людьми как имеющее негативную окраску. На территории нашей страны понятие «гастарбайтер» получило широкое распространение с конца 1990-х годов, сначала в а затем и в разговорной речи.

История термина

В немецком языке это слово было введено в обиход для замены понятия «фремдарбайтеры», которым в нацистские времена называли людей, привезенных в Германию для принудительных работ. Новый термин был лишен негативной окраски, присущей старому, и имел немного иной смысл. В понимании немцев гастарбайтеры - это работники, добровольно по приглашению немецкого правительства приехавшие в страну для осуществления трудовой деятельности.

В русском языке сначала слово употреблялось с ударением на второй слог (на немецкий манер), однако впоследствии ударение сместилось на один слог ближе к концу. В СНГ поток мигрантов не был, как в Германии, вызван приглашениями правительства, поэтому термин воспринимается иронично. Зачастую в электронных СМИ можно видеть высмеивающие приезжих работников видеоролики и фото. Гастарбайтеры в СНГ считают оскорбительным применение к ним этого понятия.

Поставщики трудовых мигрантов

В общем смысле гастарбайтеры - это выходцы из стран, которые наиболее бедны в экономическом смысле. Они являются дешевой, но вместе с тем чаще всего неквалифицированной рабочей силой. Ранее поставщиками иностранных рабочих в Европе были Румыния, Болгария, Греция, Россия, Италия, Польша, страны бывшей Югославии (за исключением Словении), Испания, Португалия, Ирландия.

В настоящее время наибольшую долю от общего числа мигрантов в СНГ составляют таджикские, украинские, китайские, узбекские гастарбайтеры, а также выходцы из Албании, Киргизии, Турции, Молдовы, Индии. В Европе СНГ лидирует по абсолютному количеству трудовых мигрантов, а в мире уступает по этому показателю только Соединенным Штатам, где гастарбайтерами являются главным образом мексиканцы и другие представители Латинской Америки. Третье место по числу иностранных рабочих занимает Германия, куда массово едут турки, хотя в скором времени с этой позиции ее может потеснить Испания, где преимущественную часть трудовых мигрантов составляют арабы и латиноамериканцы.

Гастарбайтеры в России

Еще в 1970-1980-х годах в СССР стали массово привлекаться граждане Вьетнама для работы на московских и АЗЛК. С ними заключали четырех- и шестигодичные контракты, которые нельзя было расторгнуть по инициативе наемных работников. Вьетнамцы трудились добросовестно, почти не употребляли алкоголь и активно скупали советский ширпотреб, не имеющий спроса у местного населения. Когда СССР распался и заводы обанкротились, многие рабочие разъехались по СНГ и стали трудиться нелегально. Но тогда еще никто не называл их гастарбайтерами. Такой термин появился намного позднее, когда после 2003-2004 гг. в России стал реальностью феномен трудовых миграционных потоков из Средней Азии.

Русские гастарбайтеры почувствовали себя особенно свободно в связи с принятием новых законодательных норм в 2007 году, значительно упрощающих процедуру временной регистрации на территории страны иностранцев, прибывших с целью осуществления трудовой деятельности. Такие новшества главным образом коснулись мигрантов из государств, с которыми РФ имеет В результате таких событий число легально работающих иностранцев в России, по данным ФМС, увеличилось в два-три раза.

Сколько гастарбайтеров в России

По состоянию на декабрь 2014 года на территории нашей страны, по сведениям, имеющимся в Федеральной миграционной службе, находились 11,07 млн иностранных граждан. Каждый год в Россию прибывает около 1,3 млн трудовых мигрантов для легальной работы, а где-то 2,5 млн человек работают нелегально. или ежегодно получают порядка 450 тыс. иностранцев. Теперь вы можете себе представить, сколько гастарбайтеров в России! Главные поставщики в нашу страну - это Узбекистан, Киргизия, Украина, Таджикистан, Молдова.

Основные профессии

Гастарбайтеры в России образовали своего рода касты по видам выполняемых работ. Так, на низшей ступени находятся мигранты, занимающиеся неквалифицированным тяжелым физическим трудом: рытьем траншей, копанием ям, разгрузочно-погрузочными работами. Каменщики, плиточники считаются более квалифицированными рабочими. А самые высокооплачиваемые гастарбайтеры - это сварщики и электрики.

Вообще же работа трудовых мигрантов низкооплачиваемая, грязная и тяжелая. Часто приехавшие на заработки иностранцы в своих семьях являются единственными кормильцами, а на родине их зарплата в разы ниже, чем в России. Вакансии, которые занимают гастарбайтеры, у местного населения не вызывают интереса ввиду низкого уровня дохода и тяжелых условий работы. В одной только Москве, по данным ФМС за 2013 год, насчитывается 800 тыс. трудовых мигрантов, хотя независимые эксперты утверждают, что эта цифра сильно занижена, и гастарбайтеров в столице около 2 млн человек.

Отношение общества

Относительно иностранных рабочих в России распространено несколько разных представлений. Превалирует мнение, что гастарбайтеры - это люди обездоленные и несчастные, которых обстоятельства жизни вынудили зарабатывать деньги грязным, тяжелым, непрестижным трудом. Они живут как бомжи, в нечеловеческих условиях, страдают от не принимающей их, враждебной социальной среды, терпят унижения и агрессивное к себе отношение. Россияне считают, что трудовые мигранты являются людьми низкого интеллектуального и культурного уровня и поэтому могут переносить тяжелые условия быта и труда. Российских граждан отталкивает плохое знание русского языка иностранными рабочими, что затрудняет процесс коммуникации, внешняя неопрятность и открытая демонстрация отсутствия культуры. Вместе с тем некоторые россияне отмечают положительные коммуникативные качества гастарбайтеров. Что касается вопросов получения мигрантами российского гражданства, то здесь мнения очень сильно различаются.

В заключение

Гастарбайтеров в России называют «джамшутами», «чурками», «таджиками». На них охотятся скинхеды, их обманывают работодатели, они плохо едят и мало спят, но вместе с тем за копейки выполняют самую грязную и тяжелую работу. В далеких кишлаках на просторах Узбекистана, Казахстана и Таджикистана у них нет возможности заработать, и, чтобы прокормить семью, они едут в нашу «гостеприимную» Россию и трудятся на наше благо. Многие россияне затрудняются ответить на вопрос о том, чего от гастарбайтеров больше: пользы или вреда. Это действительно дискуссионный вопрос, но в любом случае мы не должны допускать проявлений ксенофобии и отзываться о трудовых мигрантах уничижительно и оскорбительно.

Отличительной чертой всех строек являются гастарбайтеры. Иногда их называют "таджиками", "джамшутами", "чурками". Среднестатистический гастарбайтер живет в далеком кишлаке на просторох Узбекистана или Казахстана. Однажды его приглашает поработать в Москву "бригадир", так как заработать у себя дома возможности нет, а кормить жену, детей и родителей надо, предложение всегда принимается. В Москве он попадает на одну из строек. Это может быть аэропорт, Москва-Сити, элитный жилой комплекс, загородный коттедж, транспортная развязка - везде работают его братья. Работа у него тяжелая, условия работы еще тяжелее. Спят мало, едят плохо, выполняют самую тяжелую и грязную работу. Иногда на стройке он умирает. Его может сдуть порывом ветра с крыши здания, не него может что-нибудь упасть, он может заболеть. Обычно это никто не замечает, пока тело увозят в черном пакете, хозяин решает все вопросы, чтобы никто не узнал о смерти человека, которого по документам никогда не было. Его более удачливые друзья снимают все на мобильные телефоны, отличная тема для обсуждения. Часто ему не платят денег и тогда он выходит за забор стройки, где, если его не убьют скин-хэды, он сможет украсть или убить сам.

Гастарбайтер, от немецеого Gastarbeiter , дословно: гость-рабочий - наёмный рабочий, проживающий и занимающийся определённой трудовой деятельностью вне своей страны. В конце 1990-х жаргонизм, заимствованный из немецкого языка слово получил широкое распространение в СМИ на территории РФ и СНГ, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, а затем прочно вошел в разговорную речь россиян и граждан бывшего СССР.

В основном, гастарбайтеры нанимаются на низкооплачиваемые работы: грузчики, разнорабочие, уборщики и пр. По данным официального органа Правительства РФ «Российской газеты» на 2009 год, по количеству иностранных рабочих Россия занимает первое место в Европе и второе в мире после США. В Москву с целью трудоустройства ежегодно прибывают до 2 миллионов иностранных граждан, из них официально трудоустроено менее 300 000.

Гастарбайтеров никто не любит. Многие сомнительные политические движения (ДПНИ, Местные и т.д.) активно пользуются этой темой в своей деятельности. Применительно к рабочим-иностранцам ими используется термин «гастарбайтеры», который рабочим кажется уничижительным и оскорбительным. Сразу скажу, что я побывал на многих московских стройках и ни разу не видел "Местного" или "националиста", который кладет кирпичи, мешает раствор и спит на морозе.

Многие называют всех приезжих рабочих "таджиками", хотя среди гастарбайтеров, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме, преобладают граждане Узбекистана - 34 %, Таджикистана - около 27 %, Украины - 14,5 % и Молдавии - 12,9 %.

В среде рабочих-инстранцев образовались своего рода касты, представители которых, как правило, выполняют строго определенные виды работ, что обуславливается различным индустриальным развитием стран бывшего СССР. На низшей ступени - люди, занимающиеся тяжелым неквалифицированным физическим трудом, например, копанием ям, рытьем траншей, разгрузочно-погрузочными работами. На такой труд соглашаются в основном приезжие из стран Средней Азии - из сельских районов Таджикистана, Узбекистана, Туркмении.

Более квалифицированная рабочие, например, отделочники маляры, штукатуры, каменщики, плиточники - это приезжие из Армении, западных регионов Украины, Молдавии. Самые сравнительно высокооплачиваемые гастарбайтеры - электрики и сварщики, среди которых жители восточных регионов Украины и уроженцы российской провинции.

Зачастую иностранные рабочие, приехавшие на заработки, являются единственными кормильцами своих семей, оставшихся на родине, где средняя зарплата в разы и на порядки ниже чем в России. При этом вакансии, которые готовы занять мигранты, как правило, не вызывают интереса со стороны местных жителей ввиду тяжелых условий работы и низкой зарплаты.

По данным которые приводит начальник Управления Федеральной миграционной службы России по Москве Федор Карповец, в апреле 2009 число приезжих трудовых мигрантов уменьшается с каждым месяцем: в начале января въезд составлял от 65-70 тысяч человек еженедельно, к апрелю это количество сократилось до 44 тысяч. При этом нашли себе работу лишь 60 процентов из числа приехавших.

В марте 2009 года руководство телеканала НТВ приостановило съемки репортажа о жизни и быте среднеазиатских рабочих в Москве. На примере героя репортажа - таджика по имени Саид в нём рассказывалось как живется трудовым мигрантам в период экономического кризиса. По словам героя репортажа, сотрудники правохранительных органов пользуются бесправным положением гастарбайтеров и заставляют их работать на себя бесплатно. Автор репортажа свидетельствует, что в октябре 2008 года около ста тысяч таджиков были обмануты работодателями и не получили денег за работу на московских стройках, в ожидании расчета они пытаются устроиться на другие стройки.

По данным зоозащитных организаций в 2007 году в городе участились случаи отлавливания бездомных собак рабочими-мигрантами с целью поедания, в частности, к зоозащитникам поступили коллективные письма от жителей, жаловавшихся на то, что рабочие московского предприятия «Ереван плаза» отлавливают бездомных псов и затем их жестоко истязают, а также на некую корейскую фирму, чьи сотрудники ловят бездомных животных для последующего употребления в пищу.

Одна из крупнейших стихийных уличных бирж труда мигрантов рабочих специальностей, приехавших из южных стран бывшего СССР, находится на пересечении Ярославского шоссе и МКАД в районе Перловка подмосковного города Мытищи. Некоторые СМИ называют её «невольничьим рынком». Туда я обязательно поеду в ближайшее время.

По данным на 2003 год, которые приводят СМИ в Москве на треть, по сравнению с предыдущим годами увеличилось количество преступлений на сексуальной почве, достигнув 330, 65 процентов из которых совершили иностранные рабочие. Из 121 уголовных дел, возбужденных по статье «Изнасилование», направленных в столичные суды, в 79 в качестве обвиняемых фигурировали рабочие парни, нелегально приехавшие из стран СНГ.

С конца 2008 года СМИ отмечают увеличение количества уличных преступлений, совершаемых рабочими-инострацами, потерявшими работу из-за экономического кризиса.В мае 2009 года, газета «Комсомольская правда» распространила информацию, что, якобы, двое рабочих из Таджикистана, посчитав что им мало заплатили за выполненные работы, обворовали дом члена Совета Федерации РФ Михаила Капуры в Одинцовском районе Московской области, украв четыре шубы и наградной пистолет. Позже появилась информация, что подозреваемые мигранты не имеют отношения к данному преступлению, а кражу совершили члены преступной группировки, коренные жители одного из городов Подмосковья и этнические русские, которые были задержаны милицией.

По данным Следственного комитета, 36 тысяч иностранцев совершили 54 тысячи преступлений. Большая часть из них на счету представителей республик бывшего СССР - 81 процент. Каждое третье преступление в Москве совершается нелегальными мигрантами. Но при этом чиновники из ФМС рапортуют чуть ли не о тысячах выдворенных из страны нелегалов.

Ученые Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии Ирина Субботина и Любовь Остапенко, основываясь на результатах переписи 2002 года, наметили очаги возможного формирования этнических анклавов:
▪ Куркино - 24,5 % приезжих;
▪ Северное Тушино - 24,2 %;
▪ Южное Тушино - 21,5 %;
▪ Фили-Давыдково, Раменки и Можайский - от 27,5 до 32,3 %;
▪ Дорогомилово - 35,1 % (основной процент составляют украинцы);
▪ Черемушкинский, Ломоносовский, Обручевский и Зюзино - от 18,2 до 19 % (армян, грузин, чеченцев среди населения этих районов в 1,5 раза больше, чем в среднем по Москве);
▪ Северное Чертаново, Нагорный, Донской, Бирюлево - от 17,3 до 20 % (доля армян, азербайджанцев, таджиков и узбеков в 1,5-4 раза выше средних по Москве значений).
▪ Вешняки - 41,8 % (азербайджанцев в 5 раз больше, чем в среднем по Москве, таджиков - в 6 раз, узбеков - в 12 раз);
▪ Измайлово - 35,9 % (доля китайцев превышает среднемосковские показатели в 56 раз, вьетнамцев - в 35 раз);
▪ Восточный - 19 % (13,5 % населения - таджики).
▪ в Восточном Дегунине, Левобережном и Войковском районах - от 19,3 до 22,9 % населения (доля азербайджанцев в 5 раз превышает средние значения).

На телеканале ТНТ идёт передача «Наша Russia», в которой в неполиткорректно юмористической форме, которая может показаться оскорбительной, демонстрируются актёры, играющие двух рабочих-мигрантов из Средней Азии - рабочие Равшан и Джамшуд, которые делают ремонт в квартире у Ксении Собчак. Они плохо знают русский язык и говорят с сильным акцентом. Они очень плохо знают то, что должны делать, и из-за этого всё делают неправильно и всё портят. Многие люди, посмотрев эту передачу, стали всех мигрантов с юга называть Равшанами и Джамшудами. Имена героев передачи стали нарицательными, применительно к рабочим-иностранцам их используют в обиходе и в СМИ. В 2007 году в статье «Наша Russia - против нас?» журналист таджикского еженедельника «Фараж» высказывает мнение, что "передача всецело направлена на оскорбление и унижение таджикских мигрантов. Первая часть передачи посвящена издевательству и осмеянию жизни таджикских трудовых мигрантов, где их называют "черными чурками", "тупыми" и другими оскорбительными выражениями. Говорят, что "в каждой шутке есть доля истины", и поэтому можно придти к выводу, что создатели программы имеют цель не улучшения жизни мигрантов, а реализацию политики таджикской ксенофобии."

В 2007 году члены прокремлевского движения «Местные» проводили совместно с Федеральной миграционной службой рейды по отлову нелегальных мигрантов в Московской области.15 сентября они на 20 автомобилях прибыли на строительный рынок на Ярославском шоссе в Перловке с транспарантом «Пора лететь на юг!». В ходе другой подобной акции на рынке в Реутово несколько гастарбайтеров, по данным СМИ, получили телесные повреждения.

В 2008 году члены националистической организации ДПНИ расклеивали в Москве листовки с надписью «Мир, труд, Май. Гастарбайтер - уезжай!», а затем провели демонстрацию под аналогичным лозунгом в которой приняли участие несколько сотен человек.

По данным социологического опроса, проведенным в России HR Monitor в 2008 году: «Чего больше приносят гастарбайтеры нашей стране - пользы или вреда», суждения разделились на три примерно равные группы: 36 % участников опроса говорили о вреде, приносимом гастарбайтерами, 32 %, напротив, о пользе, ещё столько же затруднились ответить. 34 % опрошеных в целом безразлично относятся к присутствию гастарбайтеров в их городе.

Текст: Википедия
Фото: Разные московские стройки

Русскоязычное население в Финляндии подвергается дискриминации, - таков вывод МИД России, опубликованный в докладе о ситуации с обеспечением прав человека в странах ЕС в 2013 году. Петербуржцев этот документ может заинтересовать в первую очередь. Ведь наибольшее число русскоязычных мигрантов в Суоми - жители нашего региона, а поток туристов, пересекающих границу между Россией и Финляндией ежегодно, превысил 10 миллионов человек.

Согласно докладу МИД, в Суоми чаще дискриминации подвергаются народ рома, сомалийцы и русскоязычное население.

« Проживающие в Финляндии русскоязычные часто становятся жертвами предрассудков и негативного отношения к ним на бытовом уровне, - говорится в документе. - Существует высокий уровень безработицы среди русскоязычных жителей и серьезные сложности при устройстве на работу для кандидатов с русской фамилией (даже если он родился в Финляндии и владеет финским языком). Были случаи отказа русским в предоставлении банковских услуг на основании предположения (по национальному признаку) о причастности к отмыванию денег» .

Финская общественная организация « Спасите детей» отмечает широкое распространение расизма и ксенофобии в отношении детей иммигрантов. В основном речь идет об унижающих и агрессивных высказываниях в школах и на улицах.

Все чаще гремят и скандалы с изъятием детей из семей, где один из родителей - россиянин. Как известно, в Финляндии русский «шлепок по попе» или «подзатыльник» могут быть квалифицированы как «избиение» и стать поводом передачи ребенка в другую семью.

Так, согласно официальной статистике в 2012 году около 17 409 детей в Суоми воспитывались вне родной семьи, в том числе и дети русскоязычных родителей.

Нетолерантность к мигрантам проявляется и в высших политических кругах. Недавно широко обсуждалась выходка политика Эронен, которая «в шутку» предложила обязать туристов и мигрантов носить знаки отличия на одежде, чтобы их легче идентифицировала полиция, или даже вживлять микрочипы. Американцам на повязках предлагалось изображать гамбургер, русским - серп и молот на красном фоне, мусульманам - полумесяц. В прошлом году два финских политика попали под суд за подобные высказывания.

Они в нас заинтересованы

Евгений Трещенков, к. и. н., доцент факультета международных отношений СПбГУ:

Финляндия - далеко не основной нарушитель прав человека в мире и даже в Европе. Если говорить о русскоязычном национальном меньшинстве, сами финны признают наличие дискриминации. Как и в случае с сомалийцами, эстонцами, цыганами. Согласно исследованию профильного агентства Евросоюза, в 2009 году 27% от числа опрошенных русскоязычных Суоми заявляли, что ощущают дискриминацию. Тогда по этому показателю Финляндия обогнала страны Балтии. И чаще всего дискриминация ощущалась в сфере трудоустройства. Русскоязычных в Финляндии много. Среди них есть и россияне, массово скупающие недвижимость в стране, и это не всем нравится. Есть получившие гражданство, но нигде не работающие и слабо владеющие финским языком, что раздражает финских налогоплательщиков.

Однако и финский бизнес, и власти безусловно заинтересованы в тех деньгах, которые оставляют в Финляндии российские туристы. Стабилен и интерес к талантливым студентам из России, предпринимателям. Эта заинтересованность - гарантия того, что внимание проблеме будет уделяться. Но решить ее полностью невозможно. Там, где происходит взаимодействие разных культур - возникновение конфликтов неизбежно. Чтобы в этом убедиться, не обязательно ездить в Хельсинки. Достаточно посмотреть на ситуацию в Петербурге.

Хуже сомалийцев

Татьяна Протасенко, старший научный сотрудник Социологического института РАН:

В Финляндии мы, по сути, такие же гастарбайтеры, как у нас - жители Узбекистана или Киргизии. И нам надо принять традиции и правила этой страны. Но многие русские нередко продолжают жить по своему уставу. И если те же сомалийцы боятся, что их вышлют из страны, наши не страшатся ничего.

Так, женщины часто не могут принять местные правила поведения в семье, отсюда возникают проблемы с органами опеки. В Финляндии же дети считаются национальным достоянием, которых нужно воспитывать в соответствии с интересами государства. В Суоми есть немало оборудованных детских площадок, куда может прийти любая семья с детьми. Сотрудники площадок могут позаниматься с малышами, но при этом они наблюдают за взаимоотношениями детей и родителей и в случае малейших подозрений немедленно сообщат в социальные службы. Решившись на переезд в другую страну, стоит вести себя в соответствии с местными правилами.

К слову, сомалийцы адаптируются быстрее и из-за более низкого уровня образования. Русские эмигранты в большинстве своем имеют за плечами как минимум пять лет учебы в университете, но вынуждены соглашаться на низко квалифицированную работу, что, естественно, вызывает стресс. Что касается туризма, то лично я езжу в Финляндию каждый месяц и ни разу не сталкивалась со случаями дискриминации. Думаю, как и большинство петербуржцев.

За кажущимся преимуществом привлечения дешёвой рабочей силы в Россию кроются многие губительные последствия которые быстро ведут к разорению коренного населения и промышленности. Такая политика – это один из способов геноцида…

Незваные гости

Гастарбайтер (в народе часто употребляется искажённое «гастрабайтер») (нем. Gastarbeiter дословно: гостящий работник (нем. Gast + Arbeiter) = гость+рабочий) – жаргонизм, обозначающий иностранца, работающего повременному найму.

Справка . В настоящее время Россия занимает первое место в Европе и второе в мире, после США, по абсолютному количеству иностранных рабочих.

Все мы прекрасно знаем, кто такие гастарбайтеры и где их «среда обитания», достаточно пройти мимо новостройки, и вы увидите выходцев из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, других Среднеазиатских стран, реже – из Закавказья. Но это лишь, скажем так, высшая каста гастарбайтеров. У них есть гарантированная работа и зарплата (зарплата, правда, не всегда гарантированная) такого размера, который не светит им на их Родине. Сюда же можно отнести и дворников. Но по окончании строительства данного объекта, гастарбайтер может перейти и в более низкие касты – в разовые рабочие, которые перебиваются случайными заработками. Такие шляются по строящимся коттеджным посёлкам и дачам в поисках «хозяина», иногда подворовывая то, что плохо лежит. Или же стоят на площади трёх вокзалах, ожидая «насяльника».

Кто-то их жалеет, мол, гастарбайтеры не дают умереть с голода своим семьям. Кому-то на них наплевать, да ещё наплевать не просто так, а с ноткой превосходства – кто-то же должен траншеи рыть, вот пусть эти «чебуреки» и роют, а мне и в тёплом офисе неплохо. Кто-то относится с раздражением – «не знаю почему, но мне они не нравятся, рядом с ними чувствую себя некомфортно».

Кто-то относится резко отрицательно – обычно такие ненавистники или сами лично, или кто-то из их близкого круга общения так или иначе пострадали от этнопреступности приезжих. К ненавистникам также можно отнести и русских вынужденных переселенцев, которые уехали из бывших республик – теперь независимых государств Средней Азии и Закавказья из-за националистического давления и угроз расправы. Такие переселенцы вернулись на Родину своих предков, и вдруг, зайдя в московское метро и глядя на лица пассажиров, не могут понять, где они – уже в Москве или ещё в Ташкенте?

Ну, а как относятся к гастарбайтерам российские власти? ОЧЕНЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНО. Через СМИ нам постоянно твердят, что у нас демографический кризис, и только за счёт мигрантов мы пока и держимся. Иначе – кирдык экономике. Мол, работать некому. И нужно ввозить всё больше и больше.

Любой здравомыслящий человек на основе личного опыта последних двадцати лет знает – если власть что-то поощряет – то это вредно для народа и государства. Но это – наш личный, российских граждан, печальный опыт. А как за рубежом?

Правительства некоторых стран поощряют практику привлечения иностранных рабочих. Некоторых других – запрещают. Например, в Японии или странах Скандинавии – достаточно высокий уровень жизни, но гастарбайтеры отсутствуют там, как явление, и с нелегальной миграцией ведётся непримиримая борьба на государственном уровне. Причём, в этих странах – низкая рождаемость, но безработица никуда не делась – это значит, что работы всё равно меньше, чем работников. Так что аргумент российских властей – «некому работать» – вовсе не аргумент, а лишь прикрытие каких-то устремлений. Немного позже мы постараемся выяснить, каких.

Теперь давайте разберёмся, что же такого вредного в гастарбайтерах и мигрантах. Включим логику. Подвергнем это явление бес(з)страстному анализу. После найма гастарбайтера на работу (вместо местного работника), мигрант наносит пять финансовых ударов по интересам жителей нашей страны и самому нашему государству.

  • Без работы остался местный работник. Первый удар.
  • Если гражданину России надо заплатить НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – 13%, то иностранному гражданину – 30%. Соответственно, работодатель мигранта не оформляет, мигрант работает по-чёрному. Нет налоговых поступлений в федеральный, и что более важно, в местный бюджет. Нашему государству на федеральном уровне по большому счёту наплевать на любые налоги кроме газа-нефти, потому что они на фоне тех же газа-нефти несущественны. А вот для местных бюджетов низкие налоговые сборы – гораздо более болезненны. Второй удар.
  • Какова цель мигранта? Накопить деньги и вывезти их к своей семье, т.е. из России. Тратит он по минимуму. В парикмахерскую или в кафе не пойдёт – значит, он уменьшает заработок местного малого бизнеса и, опосредованно, также способствует росту безработицы. Третий удар.
  • Мигрант готов взяться работать за меньшую сумму, чем местный житель. Гастарбайтеру не нужно оплачивать коммуналку, детский сад и школу. Своей готовностью работать за низкую зарплату мигрант подрывает уровень оплаты труда специалистов во всех смежных отраслях. Четвёртый удар.
  • Поработав и заработав, гастарбайтер берёт все свои накопления и разом вывозит их из страны. На эти деньги внутри страны уже ничего не будет куплено, ничей труд не будет оплачен. На эту вывезенную сумму обеднеют граждане нашего государства. И это не может не затронуть каждого местного жителя. Вывоз 1000 долларов, конечно же, особо не повлияет, но если раз в год миллион гастарбайтеров обменяет заработанные рубли на миллиард долларов и вывезет их, это будет огромное давление на нашу экономику. Это и есть пятый, заключительный удар.

Потом через несколько месяцев гастарбайтер приезжает в Россию снова, и удары сыплются по новому циклу.

Мы не будем в данной статье рассматривать этническую преступность, воровство и грабежи, наркодельцов и изнасилования. И даже не будем рассматривать бес(з)культурное поведение гастарбайтеров. Предположим, что мигрант – приличный и хороший человек, а не преступник – вышеприведённых пяти пунктов вполне хватает, чтобы заявить о неизбежном вреде гастарбайтеров, как явления, для каждого простого, рядового гражданина нашего государства. Вопрос про «непростых» граждан России рассмотрим позднее.

Вред мы определили. Попытаемся найти пользу. Ниже приведём уже заезженные во всех СМИ аргументы сторонников ввоза рабочей силы из-за рубежа.

1. Во всех «цивилизованных» странах есть гастарбайтеры. Кто-то же должен делать «грязную» работу.

Выше было показано, что не во всех. И «грязная» работа должна быть высокооплачиваемой– тогда не будет проблем с подбором персонала. Этот аргумент обычно любят люди с комплексом ничем не обоснованного превосходства – эдакие «новые рабовладельцы». И, кстати, обычно, противников трудовой миграции называют нацистами и расистами, хотя именно сторонники гастарбайтерства – такие в глубине души и есть. Уверенные в собственном превосходстве и потому не желающие трудиться, мол, пусть эти «чучмеки» вкалывают.

2. Русские не хотят работать.

Эту фразу необходимо продлить. «Русские не хотят работать за столь низкую зарплату».

3. Гастарбайтеры развивают российскую экономику.

Да, да. Пятью вышеописанными ударами.

4. Низкий уровень рождаемости в России ставит вопрос о дефиците «рабочих рук».

Как показывает опыт и практика стран с развитой экономикой и отсутствующей трудовой миграцией (Япония, страны Скандинавии) – это неправда.

5. Гастарбайтеры – хорошие, трудолюбивые люди. Их жалко.

Настало время сказать и о хороших людях. Не буду спорить, большинство людей – хорошие. Мы, русские, и другие коренные народы России – люди милосердные, мы жалеем и помогаем, иногда даже во вред себе. Но каждый ли нуждающийся в помощи достоин получить эту самую помощь?

Посмотрим на гипотетически «хорошего» Джумшута, его побуждения, вроде бы понятны – «не дать умереть с голоду своей семье». Но реально мало кто знает, что с голоду умереть в таджикском кишлаке также малореально, как и в русской деревне. А если учесть, что зима в Средней Азии гораздо короче и теплее – то фраза «умереть с голоду» приобретает издевательский характер.

Конечно, Джумшуту и его семье хочется красиво одеваться, покупать бытовую технику и современные мобильные телефоны. Что ни говори, а купить, скажем, в Узбекистане стиральную машину при их низких зарплатах – сродни покупке автомобиля для русской семьи. Еда дёшева и на неё хватает с избытком, а вот на всё остальное – нет. Зато квартиры и дома чрезвычайно (по нашим меркам) дёшевы – это последствия массового отъезда русского населения, большинству из которых пришлось свою недвижимость попросту бросить.

Работать и зарабатывать, это, в принципе, неплохо. Плохо то, что вместо того, чтобы жить и работать на своей Родине, способствовать процветанию своей Родины, добиваться положительных изменений на своей Родине Джумшут решил: «Где вкуснее кормят, там и родина».

Также не нужно забывать о ещё одной проблеме, о которой мало кто в России знает. Например, в Таджикистане есть такой специальный термин – «жёны гастарбайтеров». Это женщины, которые вынуждены в одиночку вести хозяйство, воспитывать и кормить детей, присматривать за стариками. Нередко мужья, отправившиеся на заработки за границу, высылают мало или вовсе не высылают денег. Нередко молодые мужчины заводят в России другую семью, а прежнюю бросают на произвол судьбы. В таких случаях покинутым жёнам невозможно добиться раздела имущества и выплаты алиментов. Участились случаи, когда молодой муж решает расторгнуть брак по телефону, сообщая о разводе по СМС. По неофициальным данным, ежегодно около 12 тысяч молодых граждан только Таджикистана женятся в России и становятся гражданами нашей страны.

Но большинство гастарбайтеров, конечно, так себя не ведут – большинство гастарбайтеров стараются найти постоянную работу и перевезти в Россию свои семьи, но итог всё тот же: оформить российское гражданство и превратиться из гостя в хозяина.

Давайте задумаемся, вот о чём . Многими сотнями лет наши предки жили здесь, на этой земле, отдавали за неё свои жизни, воюя с многочисленными завоевателями, облагораживали страну, создавали и развивали наше государство. И каков итог? Джумшут, предки которого сидели в какой-нибудь высокогорной долине и не сделали никакого вклада или чрезвычайно мизерный вклад в копилку мировой цивилизации, вместо того, чтобы попытаться своим умом и трудом превратить свой Таджикистан в процветающую страну, взял и уехал. На готовенькое. И теперь его дети, отталкивая локтями русских детей, станут кричать «Мы тоже граждане России!». Разве это справедливо?

А есть ли у нас, русских, подобные «Джумшуты»? Да есть. Живут они сейчас в Канаде, в США, Англии или Испании, и много где ещё. Один из глубокомысленных выводов сторонников гастарбайтеров как раз звучит «Если выгнать таджика в Таджикистан, то тогда надо и наших выгонять из-за рубежа». Логично. С одной стороны, то, что наши «Джумшуты» уехали из России, это неплохо – с людьми подобного склада в разведку не пойти, случись что – подведут-продадут. А хорошо ли это для их страны пребывания – пусть на этот вопрос отвечают канадцы, американцы, англичане и испанцы – если их данная ситуация устраивает – no problem. Но если они решат, что пользы нет, а один вред – имеют полное право попросить «гостей» вернуться домой.

А теперь давайте зададимся вопросом – кому действительно выгодны гастарбайтеры?

Гастарбайтеры выгодны лишь узкой прослойке владельцев крупных предприятий (олигархам) и широкой прослойке чиновничества, от самых низов до самых верхов.

Владельцы среднего и мелкого бизнеса и рады бы не взаимодействовать с трудовыми мигрантами, но тут срабатывает чесночный принцип – в туристической палатке чеснок едят либо все, либо никто. Если ты не берёшь на работу гастарбайтеров, а твой конкурент берёт – то в результате конкурент тебя победит – его затраты будут ниже твоих, и когда ты разоришься, работы лишатся те русские, которые у тебя работали.

А чем же хорош гастарбайтер для чиновника?

А тем, что разница между сметой и фактом становится гораздо более «интересной», и откаты получаются гораздо более «жирными». Ни один государственный заказ не обходится сейчас без распила бюджетных денег. Более весомую долю получает чиновник, но и крупному «предпринимателю», участвующему в сговоре, тоже остаётся достаточно. К примеру, на бумаге оформляем тысячу человек на зарплату пятьдесят тысяч рублей, по факту платим «Джумшутам» по десять. Поди плохо. Сорок миллионов-то не лишние.

А уже далее, при подъёме к высоким эшелонам власти, у «элитного» чиновника возникает ещё один повод для любви к трудовым мигрантам. Если посмотреть на реальные дела нашего руководства, то становится ясно, что правители России руководствуются простым принципом: чем менее русской будет Россия, тем будет лучше. Ещё Николай I говорил: «У меня нет русских и нерусских. У меня есть верноподданные и скверноподданные». А в нашем случае именно русские и другие коренные народы России являются скверноподданными. Они почему-то думают, что власть должна работать на народ, а не наоборот. Русские почему-то считают эту землю своей, хотя всё вокруг, в том числе и земля, по мнению властей, принадлежит правящей элите, а не какому-то там «быдлу». Вспоминают про какие-то свои «неконкурентоспособные» ценности, и вообще, не ведут себя должным образом.

Власти нужен «плавильный котёл» по типу США, который ничего не сплавляет. Им нужны гетто и этнические кварталы, нужна куча культурно несовместимых этносов на одном клочке земли. Нужно чтобы сосед ненавидел соседа и тогда, гражданин будет занят не только заботой о пропитании, но и постоянными конфликтами всех со всеми. И не будет у него времени лезть своим свиным рылом в их калашные ряды.

Кто виноват мы уже поняли. Что делать? А нужно проводить гостя до порога и помахать ему ручкой, не забыв пожелать счастливого пути.

Сможем ли? Пока существует нынешняя власть – нет. Потому что они и есть самые главные гастарбайтеры. Они здесь просто зарабатывают. Хранят деньги там, вкладывают не в наши банки, недвижимость приобретают там, футбольные клубы, яхты… и, главное, воспитывают и учат детей там, то есть своё будущее и будущее своих потомков они с Россией не связывают. И даже гражданство многие уже там получили. Так что отправить «домой» нужно вначале главных гастарбайтеров, тогда уедут и все остальные «незваные гости».

И, самое главное, они уже готовы к этому, приняли позицию «низкий старт» и ждут лишь выстрела из стартового пистолета.

Алексей Кулагин