"Раньше ситуация была более чем странная, причем понимали это и сотрудники ФМС, которые в большинстве случаев закрывали глаза на отсутствие регистрации в Москве у жителя Московской области. С вступлением в силу данного федерального закона описанная проблема снимается ", – отмечает Антон Матюшенко .

Еще одним существенным нововведением является норма о том, что гражданин России снимается с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства, если соответствующая регистрация является фиктивной. Аналогичные меры будут применяться в отношении иностранных граждан в случае установления факта их фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Данные меры будут применяться на основании решения территориального органа ФМС России , т. е. во внесудебном порядке (см. ч. 9 и абз. 11 ; п. 6 и п. 4 ).

Уголовная и административная ответственность

Фиктивной считается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивной считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

(Абзац 9 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Примечание № 1 к .)

Главные нововведения, которые несет в себе – это усиление действующих и введение новых мер административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания. Выявление соответствующих нарушений осуществляется ФМС России и МВД России (см. ч. 5 ) в порядке, предусмотренном ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587. При этом за правонарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, ответственность предусмотрена более серьезная.

"Сейчас в КС РФ оспаривается норма о том, что для Москвы и Санкт-Петербурга сделали штрафы больше. У нас согласно ст. 19 Конституции РФ права граждан не должны зависеть от места жительства. Если по этой дорожке пойдут, то думаю, что выиграют" , – комментирует данное обстоятельство Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству .

Напомним, что ранее фактически единственной мерой ответственности в данной области была . Она предусматривала административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина России по недействительному паспорту или вовсе без него, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (штраф составлял от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.). Кроме того, существовала ответственность для лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета и для собственников (нанимателей), допустивших проживание гражданина без паспорта или без регистрации (штраф составлял от 2 тыс. руб. до 2,5 руб.).

Отдельным блоком также следует выделить отсутствовавшие ранее в законодательстве меры уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства или месту пребывания граждан России, а также фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранного гражданина. Таким образом, на данный момент, законодательством предусмотрен следующий комплекс мер уголовной ответственности и административной ответственности в описанной сфере:

Таблица. Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Уголовная ответственность
Норма Преступление Наказание
Фиктивная регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в России, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России.
  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России.
  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из описанных выше преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. примечания к и ). Расследовать соответствующие дела будут органы внутренних дел (см. п. 1 ч. 3 ).

Таблица. Административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Административная ответственность
Норма Правонарушение Ответственность
Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина России, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту). Административный штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Проживание гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.


на граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.

Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге:
на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину России, сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании данного гражданина в указанном помещении без регистрации либо представление заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина России. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 4 тыс. до 7 тыс. руб.

Необходимо иметь в виду, что граждане России освобождаются от ответственности за проживание без регистрации свыше установленных законом сроков, а собственники и наниматели – за допущение такого проживания в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания, если он зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Москве или Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (аналогичное правило действует для Санкт-Петербурга и Ленинградской области);
  • если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Наряду с этим граждане России не несут ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. При этом соответствующие факты должны быть документально подтверждены.

Наконец, наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение без уважительных причин сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании гражданина России без регистрации (или предоставления заведомо недостоверных сведений), если проживающий у его гражданин:

  • представит документированную информацию о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживает в жилом помещении, находящемся в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, но при этом зарегистрирован по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (то же касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Критика закона со стороны правозащитных институтов

Согласно позиции Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) законопроект следовало кардинально переработать, т.к. поставленные цели по снижению неконтролируемой миграции и коррупции в миграционной сфере не могут быть решены избранными в нем средствами. В частности, по мнению Совета из законопроекта следовало исключить положения о фиктивной регистрации и уголовной ответственности за ее оформление , поскольку, в частности, действующие , уже предусматривают ответственность за аналогичные преступления.

Также критику Совета вызвало положение, предоставляющее территориальным органам ФМС России право снимать граждан с фиктивного регистрационного учета во внесудебном порядке. Кроме того, по мнению Совета, такие правонарушения как проживание гражданина России без паспорта, регистрации либо за допущение наймодателем проживания без регистрации являются малозначительными. В связи с этим, для них следовало установить нижний предел санкции для граждан в виде предупреждения .

Совет также предлагал сделать процедуру регистрации уведомительной , без принятия территориальным органом ФМС России решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. В частности, предлагалось обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через сеть Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).

В свою очередь Общественная палата РФ (далее – ОП РФ) отмечала отсутствие в документе четкой и понятной процедуры выявления органами ФМС России фактов фиктивной регистрации по месту пребывания или месту жительства. Также в своем заключении ОП РФ отмечала, что в законе не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение соответствующего порядка. Вместе с тем, ОП РФ сочла нецелесообразным внесение изменений в УК РФ.

Кроме того, ОП РФ предлагала наделить управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, советы многоквартирных домов правами по выявлению фактов проживания в жилом помещении без уведомительной регистрации. Отмечалась и необходимость пересмотра процедуры фиксации фактов, отраженных в актах жилищных организаций. Согласно позиции ОП РФ, cоставленный акт должен служить основанием для проверки фактов участковым сотрудником полиции и принятия им необходимых процессуальных действий.

Также как и Совет, ОП РФ предлагала вести уведомительный порядок регистрации граждан – по системе "одного окна" либо через Интернет, путем заполнения заявления установленного образца. По мнению экспертов ОП РФ, никакие документы, кроме паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина, от заявителя не должны быть затребованы. При этом гражданин должен нести ответственность за предоставление ложной информации .


Новости

Фиктивная регистрация представляет собой правовое нарушение, в отношении которого в России предусмотрены конкретные законодательные и нормативные акты. В них определены категории деяний, классифицируемых соответствующим образом, и оговорена ответственность за них. О них необходимо знать, чтобы не оказаться в роли нарушителя закона и не подвергнуться предусмотренному в нем наказанию, поскольку незнание норм и правил миграционного законодательства не избавляет от ответственности при нарушениях, следствием которых оказывается фиктивная регистрация иностранных граждан.

Первое и главное правило регистрации (или постановки на учет) заключается в необходимости для каждого гражданина другой страны, планирующего пребывание в России в течение некоторого времени, обязательно встать на учет по месту проживания либо временного пребывания. Иногда регистрацию называют пропиской, что не полностью верно с точки зрения юридической трактовки, но соответствует ей в основных аспектах содержания.

Постановка на учет означает легальные основания для пребывания гражданина другой страны в РФ на основании ФЗ, регулирующего эти вопросы . Сроки регистрации зависят от наличия или отсутствия визы и составляют 90 дней для граждан стран, с которыми у РФ действует безвизовый режим, либо совпадают со сроком действия визы (для граждан прочих государств, с которыми у России предусмотрен особый порядок пересечения государственной границы).

Прописка или регистрация в местах (пребывания) является обязательной для всех. Однако иногда она носит фиктивный незаконный характер. За такую прописку можно понести серьезное наказание. О том, что представляет собой фиктивная регистрация по месту жительства, какова судебная практика по данному вопросу, расскажем далее.

Как определено в законодательстве понятие фиктивная прописка? Фото № 1

Всем лицам, находящимся законно в стране, нужно регистрироваться в местах постоянного проживания или временного пребывания. Эта обязанность устанавливается Законом под названием «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в РФ» от 25.06.1993 № 5241-1.

Несмотря на уведомительность характера данного института, за его нарушения предусматриваются серьезные меры ответственности. Особенно жестко сейчас борются с «резиновыми квартирами», в которых фиктивно прописывается большое количество жильцов. В этом же документе содержится и понятие фиктивной прописки (регистрации).

Она может признаваться таковой при наличии следующих обстоятельств:

  1. При предоставлении для регистрации недостоверных сведений и (или) документов.
  2. При отсутствии намерения находиться (проживать) в указанном при регистрации помещении.
  3. Если наниматель (собственник) квартиры не давал своего согласия на регистрацию в ней иного лица.

Ответственность

Осуществлять прописку (регистрацию) необходимо в порядке, определенном законодателем. Она должна быть произведена в нужные сроки, на основании достоверных сведений, с согласия владельцев (нанимателей) жилья. Получение регистрации подразумевает наличие желания (намерения) проживать в указанном помещении.

Если оно какое-либо из указанных нарушений выявлено при регистрации, то это является основанием для применения мер наказания. В свете борьбы с «резиновым жильем» было предпринято ужесточение за фиктивность прописки. Теперь она может носить административный или уголовный характер.

В первом случае нарушителям грозит уплата штрафов в размере до 2 500 руб. При этом она возлагается на лиц, прописанных фиктивно, а также на тех, кто допустил такое положение дел (собственники жилья, работники регистрационных служб).

Уголовные меры применяются за фиктивную прописку и постановку на такой учет в виде:

  • штрафов в размере 100 — 500 тыс. руб. или в размере заработка (иного дохода) осужденного до 3-х лет;
  • принудительных работ сроком до 3-х лет с лишением прав занимать конкретные должности, осуществлять определенную деятельность на этот же срок (без срока);
  • лишения свободы до 3-х лет с теми же ограничениями.

Кроме того, при установлении фиктивности зарегистрированное лицо снимается с учета.

Как признать регистрацию незаконной?

Как проверить подлинность регистрации? Фото № 2

При обнаружении нарушений при осуществлении прописки, возникает основание для признания ее незаконной. Однако процедура признания фиктивности, незаконности прописки может производиться лишь в судебном порядке.

Если законный владелец (наниматель) жилья обнаружил в квитанции ЖКХ лишних жильцов, то ему необходимо разобраться в этой ситуации. Чаще всего им приходится подавать заявления о выселении незаконно прописанных жильцов, снятии их с учета. Вывить случаи фиктивной прописки могут также соседи, участковые полицейские и органы, осуществляющие учет.

Для подачи такого заявления требуется собрать доказательства фиктивности имеющейся прописки. Далее нужно оформить правильно и предъявить соответствующее требование в судебный орган. Обратиться с таким заявлением могут наниматели (собственники) квартир, их соседи, участковые или работники регистрирующих проживание органов.

Если при судебном рассмотрении факт фиктивности прописки будет подтвержден, то нарушителя на основании вынесенного судом акта снимут с учета. В практике рассмотрения судами таких дел достаточно много. Чаще всего предъявляются требования о снятии фиктивных жильцов с учета.

Как проверить на подлинность?

В связи с усилением ответственности за фиктивность прописки, у многих возникают вопросы о том, как ее распознать. При наличии возможности можно изучить документы жильца. О постоянной регистрации делается определенная отметка в паспорте. Временная же удостоверяется специальным листком-вкладышем.

Если посмотреть документы не представляется возможным, то следует обратиться с соответствующим запросом в органы, осуществляющие такую регистрацию. При этом лучше прийти лично, поскольку по телефону или электронной почте такие сведения могут не предоставить.

Кроме того, данные о прописке можно получить и косвенными путями в компании, управляющей домом, из выписки на предпринимателя, иных документов, в которых указывается адрес проживания лиц. При этом важно помнить, что различные фирмы, предлагающие за плату получить интересующую информацию, могут вас обмануть. Часто такие меры являются прикрытием для мошенничества. Информации из Интернета тоже не стоит доверять.

Можно ли жить не по месту прописки?

Довольно часто происходит так, что люди не живут в месте своей регистрации. Они временно переезжают и не торопятся выписываться из старого жилья. Некоторые просто не придают значения этому вопросу.

При этом они полагают, что поскольку официальная в другом месте есть, то и нарушения никакого нет. Однако по закону нужно не просто иметь где-нибудь прописку, а именно в месте своего жительства или временного нахождения. И при его смене необходимо зарегистрироваться на новом месте. Если этого не происходит, то может наступать установленная законами ответственность.

Многие надеются ее избежать, ведь далеко не каждого проверяют на наличие прописки. Но при обнаружении отсутствия учета нарушителю могут грозить штрафы, принудительные работы, даже лишение его свободы. В лучшем случае его просто снимут с учета, а худшем назначат штраф или иное уголовное наказание.

Мнение правозащитников по вопросам ответственности за фиктивную прописку

Следует отметить, что единства мнений по поводу данного вопроса нет. Многие правозащитник еще на стадии разработки данного проекта сомневались в его эффективности. Они полагают, что усиление штрафов не может решить возникшую проблему. Ведь далеко не все случаи «резиновой прописки» выявляются.

Кроме того, некоторые вообще считают необходимым отказаться от наказаний за ее отсутствие. Ведь в отличие от ранее существовавшей прописки регистрация является по закону лишь уведомительной. А граждане вольны свободно выбирать, где им находится и проживать. Исключения составляют случаи предоставления ложных документов и сведений.

Однако на деле получается, что они мало чем различаются. Некоторые правозащитники усматривают в этом противоречие основному закону страны. Другие полагают, что такие меры помогут сократить количество лиц, занимающихся предоставлением фиктивной прописки за деньги. Они также полагают, что этот поможет лучше регулировать потоки незаконной эмиграции. Ведь проблема «резинового жилья», в основном, связана с приездом и размещением иностранных рабочих.

Несмотря на уведомительность существующей сегодня регистрации, допускать нарушений в этой сфере не следует. Ее отсутствие или фиктивность приводят к весьма неблагоприятным последствиям, как для тех, кто осуществлял такую регистрацию, так и для самих жильцов и владельцев (нанимателей) жилья.

Незаконных жильцов могут выселить, оштрафовать или даже осудить к лишению его свободы. Остальные несут такое же наказание, за исключением снятия с учета.

О некоторых вопросах ответственности за фиктивную прописку вы можете узнать, посмотрев видео.

Фиктивная регистрация лиц считается уголовным преступлением. В законодательстве предусмотрена специальная статья, устанавливающая наказания за данное деяние. Рассмотрим далее, .

Санкции

Они закреплены в ст. 322.2 УК РФ. В соответствии с нормой, установлено наказание за противоправную постановку лиц на учет в ФМС. В качестве санкций предусмотрены:

  1. Штраф. За фиктивную регистрацию на виновных налагается взыскание в размере 100-500 тыс. руб. или составляющее доход за 3 года.
  2. Принудительные работы. Они назначаются на срок до 3 лет. При этом дополнительно суд может запретить виновному заниматься определенным видом деятельности либо находиться на конкретном посту до трех л.
  3. Тюремное заключение. Максимальный срок - 3 года. Также в дополнение может вменяться запрет, указанный выше.

Ответственность за фиктивную регистрацию может быть снята, если виновный способствовал раскрытию деяния. При этом в его действиях отсутствуют признаки иных составов.

Особенности терминологии

Понятие "" законодательством не раскрывается. В указанной выше статье отсутствуют какие-либо критерии для определения неправомерности постановки на учет. По мнению экспертов, понятие имеет в своем содержании признаки, схожие с характеристикой термина "фиктивное банкротство". Его объективная сторона предполагает действия, состоящие в заведомо ложном сообщении о несостоятельности. Субъективная часть деяния характеризуется наличием прямого умысла. Аналогичным образом должно рассматриваться понятие ".

Нормативная база

В соответствии с положениями ФЗ №5242-1, незаконная предполагает постановку лица на учет:

  • на основании предоставленных заведомо ложных данных либо документов;
  • без намерения пребывать в помещении или предоставить его для пользования соответствующему субъекту.

В качестве одного из ключевых признаков преступления выступает наличие в действиях служащих ФМС заведомости - достоверного знания об отсутствии надлежащих оснований для проведения процедуры. В статье 2 указанного ФЗ разъясняется, что собой представляет законная регистрация граждан по месту жительства . Она предполагает постановку на учет, т. е. фиксацию сведений в установленном порядке уполномоченным органом о месте пребывания и нахождения лица по соответствующему адресу.

Объект преступления

Норма, по которой наказывается , располагается в главе о посягательствах на порядок управления. Соответственно, в качестве объекта деяния выступает законная деятельность служащих, обеспечивающих своевременную постановку на учет лиц по месту пребывания в соответствии с требованиями законодательства, а также снятие с него. Размещение статьи в главе о посягательствах на порядок управления указывает на то, что наказание может вменяться не только непосредственно должностным лицам уполномоченных органов, но и иным субъектам, осуществляющим фиктивную регистрацию.

Особенности субъектного состава

Круг лиц, которые могут привлекаться к ответственности за фиктивную регистрацию, довольно широк. Его нельзя ограничивать только теми субъектами, которые хотя и не выступают в качестве служащих, но ввиду профессиональных обязанностей и полномочий осуществляют постановку на учет в гостиницах, домах отдыха, санаториях, кемпингах, турбазах, медучреждениях и пр. Данный вывод можно сделать на основании изучения объективной части деяния. Дело в том, что признание в качестве субъектов преступления исключительно указанных выше лиц приведет к невозможности привлечения к ответственности тех, кто предоставляет заведомо ложные сведения либо документы для постановки на учет. В таком случае они будут рассматриваться как подстрекатели. Кроме того, нельзя было бы ставить и решать вопрос о возбуждении преследования в отношении граждан, вставших на фиктивный учет без намерения проживать или пребывать в соответствующем помещении.

Выводы

В 2013 г. был принят ФЗ № 376, внесший ряд изменений в некоторые правовые акты. Его целью было, в числе прочего, ужесточение ответственности за нарушение порядка регистрации граждан на территории России. Из этого следует, что при рассмотрении субъектного состава речь ведется не только об уполномоченных служащих, ведущих, собственно, учет лиц. По смыслу ст. 322.2, наказание может вменяться любому субъекту, не исполняющему требования. При этом собственника помещения может осуществляться и на законных основаниях. При квалификации деяния во внимание принимается цель постановки на учет. Если у субъекта не было намерения пребывать в соответствующем помещении, то регистрация иностранного гражданина по месту жительства собственника объекта является преступлением. Аналогичным образом может вменяться наказание нанимателю/владельцу помещения. Он может зарегистрировать гражданина, но не иметь намерения предоставить жилплощадь.

Сложности на практике

В связи с тем, что отследить реальное место проживание граждан бывает весьма проблематично, регистрирующие органы не имеют возможности направить достоверные сведения в другие уполномоченные структуры. Такая информация, в частности, необходима судебным инстанциям, налоговой службе, военным комиссариатам. Органы ФМС не могут предоставить сведения о местонахождении иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, но зарегистрированных в так называемых резиновых домах. Все это существенно осложняет прогнозирование и анализ миграционной ситуации, нивелируя, по большому счету, саму идею учета. Так довольно проблематично, многие недобросовестные собственники и наниматели пользуются этим и прописывают огромное количество лиц в своих помещениях.

Значение уголовной нормы

В связи с наплывом в последние несколько лет лиц из ближнего зарубежья, широкое распространение получила. Уголовное законодательство предусматривает возможность устранения предпосылок для противоправных действий, разного рода спекуляций в сфере миграционного учета и злоупотребления правами недобросовестными собственниками и нанимателями помещений. Становится очевидным, что применительно к случаям спекуляции идет речь обычно о фактической продаже регистрации без намерения предоставить помещение для проживания, равно как и ее покупка. К подобным действиям можно отнести обмен услугами (как правило, ремонт в квартире), получение какой-то вещи в дар и другие незаконные операции. Соответственно, фиктивная регистрация рассматривается законодателем не только как подложность (поддельность) постановки на учет, то есть предъявление заведомо недостоверных документов или сообщение ложных сведений. Она расценивается и как законная процедура, но осуществляемая без намерения предоставить помещение.

Форма 6

Она выступает в качестве одного из ключевых документов для получения постоянной прописки. Заполнить бланк можно на портале Госуслуг или в МФЦ. В первом случае он будет оформляться в электронном виде, во втором - от руки на бумаге. К заполнению документа необходимо отнестись со всей серьезностью, поскольку ошибок и помарок в нем быть не должно. В противном случае бланк придется переписывать. Форма 6 подается собственником помещения лично. Ни родственники, ни знакомые сделать это не могут. Не поможет и доверенность, оформленная по всем правилам. Исключением являются несовершеннолетние. За них заполнение и подачу осуществляют законные представители (опекуны, родители и пр.).

Специфические ситуации

Как выше было сказано, заполнение и предоставление бланка осуществляется исключительно прописывающимся субъектом. Сложнее обстоит дело, если гражданин регистрируется в помещении, ему не принадлежащем. В этом случае в бланке должен поставить подпись собственник объекта. Присутствие владельца помещения в ФМС необязательно, поскольку для регистрации требуется его письменное согласие, заверенное нотариально. При его наличии отсутствие владельца не является причиной для отказа в постановке на учет.

Основные требования

Образец заявления о регистрации по месту жительства следует заполнять ручкой синего/черного цвета. Слова должны быть разборчивыми. Целесообразно писать печатные буквы. К бланку прилагаются:

  1. Действующий паспорт с копиями всех страниц, на которых стоят отметки. Если регистрируется несовершеннолетний, то предоставляется св-во о рождении.
  2. Правоустанавливающий документ на помещение.
  3. Согласие собственника. В нем должна присутствовать информация о субъекте, получающем прописку, а также о владельце объекта (если это разные люди). Кроме того, в согласии указываются сведения о помещении, отметка о снятии с учета по предыдущему месту проживания (при необходимости).

В настоящее время при паспортных столах работают специальные консультации. Там любому лицу может быть оказана помощь в оформлении документа.

Образец заявления о регистрации по месту жительства

Рассмотрим особенности заполнения разделов бланка. В первую очередь, указывается орган, в который подается заявление. В соответствующее поле вписывается далее указывается республика/край/область, деревня/село/город. Для Москвы и СПб область не пишется. После этого в родительном падеже указываются сведения о заявителе - "от (Ф.И.О.)". Здесь же пишется дата рождения (как в паспорте). В строке "Прибыл(а)" указывается населенный пункт, в котором лицо проживало ранее. Следует написать полный адрес (с номером дома и квартиры). Если бланк заполняет владелец помещения, то в строке "Помещение предоставлено" следует написать: "Являюсь собственником". Если же хозяин объекта другой человек, указываются его Ф.И.О. и степень родства. Далее приводятся реквизиты документа, позволяющего прописаться в помещении. Если бланк заполняет собственник, то он указывает сведения о св-ве о госрегистрации права (номер и дата выдачи). Невладелец помещения пишет: "На основании заявления собственника". Далее указывается адрес, по которому производится регистрация. Следует написать город, улицу, дом, корпус, номер квартиры. Если что-то в адресе отсутствует (к примеру, нет корпуса), поле оставляется незаполненным. После этого в бланк вписывают сведения о паспорте: серию, номер, кем выдан и когда, код подразделения. Если прописывается несовершеннолетний, указываются реквизиты св-ва о рождении. В строке "Подпись" следует зачеркнуть слова "законного представителя". Автограф ставится без расшифровки, под ним указывается дата составления документа. Если заявление заполняет несобственник, то законный владелец должен расписаться в строке: "Подпись лица, предоставляющего помещение". Все остальные отметки вносят сотрудники ФМС.

Распространенные ошибки

Основной причиной возврата заявления является неразборчивый почерк. Существенной ошибкой считается неправильное написание имен собственных, географических объектов или наименований госорганов. Такие сведения целесообразно переписывать с паспорта. Особое внимание следует уделить В различных строках они приводятся по-разному. Многие заявители забывают о сокращении "г. р." при указании даты рождения. Все слова, записанные в бланк, должны быть согласованы по падежам, числам, родам. После заполнения следует еще раз проверить написанное.

Сроки

По общему правилу, лицо обязано обратиться в регистрационную службу не позднее недели с даты выписки с предыдущего адреса. Прописка в новом помещении осуществляется в трехдневный срок. Если есть какие-то сомнения по поводу правильности заполнения бланков, лучше обратиться за помощью к компетентным организациям. Можно также взять несколько бланков и потренироваться дома.

Заключение

Еще совсем недавно фиктивная регистрация была одним из способов извлечения дохода. Особенно широко он использовался собственниками частных домов. Законодательство не предусматривало никаких ограничений по числу прописывающихся лиц. Сложнее дело обстояло с владельцами квартир. Нормами строго регламентировался метраж на каждого прописанного субъекта. В настоящее время на практике имеют место случаи незаконной регистрации, однако с введением дополнений и изменений в законодательство их количество значительно уменьшилось. Связано это, в большей степени с тем, что в паспортном столе обычно огромные очереди. Чтобы прописать одного человека, нужно порой потратить полдня. Тем не менее и сегодня есть лица, которые идут на это. Это, безусловно, легкий способ добывания денег, но все-таки незаконный. Не следует забывать об уголовной ответственности за фиктивную регистрацию. Наказание предусмотрено ведь не только для прописывающих лиц.