греч. autonomia - самоуправление, букв.: самозаконие, от autos - сам и nomos - закон) - право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению кого-либо.

В конституционном праве понятие А. используется в нескольких аспектах:

а) для обозначения государственной, или областной, А., т.е. форм национально-государственного устройства, при которых территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения с его хозяйственными и бытовыми особенностями, провозглашается автономным государством (.автономная республика) или автономным национально-государственным образованием (автономная область, автономный округ, автономная провинция и др.); такую А. называют также национально-территориальной (таким образом, понятия «государственная А.», «областная А.» и «национально-территориальная А.» имеют равное значение); б) применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной национальности,- право самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов (национально-культурная А. - НКА).

В конституционном праве применительно к государственной, или областной, национально-территориальной А. распространены понятия «политическая А.», «административная А.». Если автономная единица образуется в форме республики, т.е. государства, эту форму А. принято называть политической А. (тем самым подчеркивается более высокий ее ранг и права, характерные для государства). Если автономная единица образуется в форме автономной области, автономного округа, это не государство, а государственное образование, называется оно административной А. Его статус ниже, чем статус автономной республики, и ближе к статусу административно-территориальной единицы. Она характеризуется рядом особенностей (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов).

НКА - это форма самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общ-ностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

ФЗ РФ от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» предусматривает следующую систему НКА. Низший уровень - местная НКА, учреждаемая в городе, районе, поселке гражданами, входящими в национальное общественное объединение (это могут быть землячество, община и т.п.) путем проведения собрания (конференции)делегатами данного национального общественного объединения; региональная НКА, учреждаемая на конференции (съезде) делегатами местных НКА; федеральная НКА учреждается на съезде делегатами региональных НКА.

По Закону 1996 г. создание НКА не предполагается для граждан, которые относятся к этническим общностям, имеющим в РФ республику, автономную область, автономный округ, и проживают на их территории (хотя и прямого запрета в Законе нет).

После учреждения НКА она регистрируется в органе юстиции субъекта РФ или Минюсте РФ.

Учение о советской А. создано В. И. Лениным и И. В. Сталиным. Теоретические основы этого учения были заложены в написанных еще до Великой Октябрьской социалистической революции трудах Ленина и Сталина, в которых выдвигалось требование А. для областей, отличающихся особым национальным составом и бытом населения. Областная А. рассматривалась как «...необходимый пункт в решении национального вопроса» (Сталин И. В., Соч., т. 2, стр. 362), как принцип государственного устройства для тех наций, которые, реализуя свое право на самоопределение, пожелали бы остаться в рамках данного государства. Областная А. противопоставлялась меньшевистскому и бундовскому требованию «культурно-национальной автономии», буржуазно-националистический, реакционный характер которой был исчерпывающе вскрыт И. В. Сталиным.

Учение о советской А. применено Коммунистической партией в практике советского государственного строительства. А. в СССР строится на основе Советов, на основе диктатуры рабочего класса и, следовательно, обеспечивает власть трудящихся данной нации.

Советская А. строится по национально-территориальному принципу, т. е. А. предоставляется таким частям государства, которые отличаются особым бытом и национальным составом.

Советская А. предполагает устройство органов власти, администрации, суда, школ и т. д. в соответствии с национальными особенностями, «...необходимо, – говорил И. В. Сталин, – чтобы все советские органы на окраинах, суд, администрация, органы хозяйства, органы непосредственной власти (а также и органы партии) составлялись по возможности из местных людей, знающих быт, нравы, обычаи, язык местного населения, чтобы в эти институты привлекались все лучшие люди из местных народных масс... поставить школу, суд, администрацию, органы власти на родном языке – это именно и значит осуществить на деле советскую автономию, ибо советская автономия есть не что иное, как сумма всех этих институтов, облеченных в украинскую, туркестанскую, киргизскую и т. д. формы» (Соч., т. 4, стр. 358–359). Советская А. есть самая реальная, самая конкретная форма объединения национальных окраин с центром, форма союза между центром и национальными окраинами.

Советская А. является основой определенной формы советской Социалистической федерации (см.).

Примером такой федерации является РСФСР, в которой субъекты федерации представляют собой автономные национальные государственные образования.

Советская А. допускает самые разнообразные формы и степени своего развития. Эта эластичность советской А., как указывал И. В. Сталин, составляет одно из первых ее достоинств; она позволила охватить все разнообразие окраин России, стоявших на самых различных ступенях культурного и экономического развития. В наст, время имеются автономная область (см.) как форма административной А. и автономная советская социалистическая республика (см.) как форма политической А. Для обеспечения свободного национального, экономического и культурного развития мелких по численности национальностей в РСФСР созданы национальные округа (см.).

Советская А., являющаяся одним из принципов национальной политики Коммунистической партии Советского Союза, обеспечивает свободное развитие национальностей СССР. Она создает все возможности для хозяйственного, политического и культурного развития национальностей. Осуществление советской А., помощь русского народа ранее угнетенным и отсталым народам России обеспечили ликвидацию унаследованного от царизма фактического неравенства между народами, развитие ранее отсталых народов в современные передовые социалистические нации, создание дружбы равноправных народов многонационального Советского социалистического государства.

Неполное определение ↓

В современном мире достаточно часто используется такое понятие, как "автономия". Это слово имеет греческие корни. В переводе оно означает "самозаконие". Автономия - это, проще говоря, способность либо возможность субъектов действовать в соответствии с установленными, составленными ими, принципами.

Философский аспект

В этой науке автономия - это такой принцип самостоятельности существования, который направляется собственной совестью и разумом. Такое определение дал в свое время Кант. Под этим термином в философии понимают способность личности, выступающей в качестве морального субъекта, самоопределяться на базе своего законодательства. Автономия противоположна гетерономии - принятию внешних поведенческих норм без обоснования собственным мышлением их целесообразности. Необходимость в самостоятельности была осознана в греческой философии Сократом и Демокритом.

Она также провозглашена в качестве всеобщего принципа поведения Лютером, который выступал против авторитаризма, исходившего от римско-католической церкви. С этической стороны проблема автономии была осмыслена Хатчесоном, Шефтсбери. В теоретически последовательном виде ею занимался Кант. Моральная автономия - это свобода человека от произвольности общественных установлений, диктата моды, власти, мнения остальных людей, сопровождающаяся сохранением человеческого достоинства и добродетели, самообладания перед жизненными опасностями и трудностями.

Теория Пиаже

В эту науку парный термин "автономия-гетерономия" был введен Ж. Пиаже. Это определение использовалось при разграничении поведения взрослых и детей. Его механизм основывается на контрасте между детской инфантильной несамостоятельностью и зависимостью с одной стороны и явной независимостью (либо стремлением к ней) взрослого. Вместе с этим Пиаже указывал на тесную взаимосвязь и перетекание гетерономии и автономии. К примеру, невротическая зависимость свидетельствует о болезненном состоянии, в котором взрослый (по внутренним установкам) должен быть самостоятельным, однако чувствует он себя зависимым.

Другое объяснение

После Пиаже в 1963-м Эриксон ввел сложное определение автономии против сомнения и стыда. Этим термином он пытался точно и подробно обозначить вторую из восьми сформулированных им стадий человеческой жизни. Примерным образом она соответствует анальному этапу психоанализа в классической форме, в котором (почти буквально) контроль над сфинктером обозначает достижение автономии.

Юридическая сторона

В этом смысле права автономий могут распространяться на корпорации, сословия, объединения. Эти субъекты получают возможность руководствоваться своими правилами и нормами в установленных пределах. В теории госуправления выделяют самоуправление. Оно представляет собой реализацию децентрализации госвласти в виде закрепления нормативно-правовыми актами определенных возможностей административно-территориальных единиц государства. В частности, эти образования получают возможность и способность определять общественный порядок по вопросам местного значения в конкретных областях от лица населения и под собственную ответственность.

Вместе с самоуправлением, то есть равноправием административно-территориальных участков, автономия предполагает признание прав на установление определенных, возможно отличных от тех, что установлены для иных единиц, норм в некоторых областях. Например, существует административная самостоятельность. Она предполагает организацию общественного управления, а также принятие решений. Национальная автономия, в свою очередь, предусматривает реализацию особых возможностей этническими группами. В Средневековье были распространены самые различные и достаточно обширные самостоятельные образования, которые в той или иной степени нарушали государственное единство и общую юридическую систему стран.

Автономия России

Она выражается в самостоятельной реализации госвласти образованиями, которые входят в состав страны. Их управление осуществляется в пределах компетенции, которая установлена федеральными госорганами с участием соответствующей единицы. Автономия России сформирована по этническому признаку. Это означает, что самостоятельность образуется в соответствии с особенностями групп, из которых состоит население, которое проживает на территории страны. В зависимости от численности граждан, уровня и перспектив экономического развития, а также прочих существенных факторов, создаются автономные области или округа. При этом в процессе во внимание принимается воля населения сформировать то или другое образование либо изменить существующий его вид. Достаточно продолжительное время автономия в России реализовывалась в двух формах. Первая, государственная, воплощалась в виде республики. Вторая, административная, была представлена в качестве автономных округов и областей.

Слово «Автономия» имеет греческое происхождение и дословно переводится как самоуправление. Со временем оно перестало означать простую самостоятельность и стало термином общественно-политической лексики. Сегодня автономию определяют как право определённой территории руководствоваться собственными законодательными нормами, особым образом организовывать свою администрацию и/или реализовать права этнических меньшинств. Понятие автономии подразумевает не только самостоятельность определённого региона. Оно также указывает, что автономные регион имеет больше полномочий, чем другие административные единицы, входящие в состав данного государства. Рассмотрим примеры автономий, существовавших в прошлом и существующих сегодня.

Первые автономии

Автономии современного типа появились после наполеоновских войн. Они пришли на смену вассальным отношениям, существовавшим в Священной Римсокой империи и Рейнском союзе. В 1830 году Османская империя была вынуждена признать автономию княжества Сербия. Позднее в составе распадавшейся империи появились другие автономии: Румыния (1877) и Восточная Румелия (1878). Христианское население этих областей пользовалось более широкими правами и имело собственные представительские органы. Автономии в составе Турции рассматривались великими державами как временные образования. Со временем они либо становились независимыми, либо вливались в состав новых балканских государств. В начале ХХ века под давлением великих держав создавались и другие автономии, например Монголия и Тибет в составе Китая (1911).

Автономии после Первой мировой войны

Сформированная в 1918 году Лига Наций гарантировала народностям право на самоопределение. Некоторым регионам многонациональным было предоставлено широкое самоуправление. Например, населённые шведами Аландские острова получили автономию в составе Финляндии, а населённый датчанами и немцами Шлезвиг - в составе Дании. Считалось, что такие образования смогут предотвратить приграничные конфликты и удовлетворить местное население.

В составе советской России в 1918 году появились автономные республики (АССР) и области (АО), а позже также автономные округа. После автономии были организованы также в Грузинской, Азербайджанской, Узбекской и Таджикской ССР. Фактической автономии эти территории не имели, но признаками их особого статуса были дополнительные национальные языки, а у АССР - также гербы и флаги. Автномные национальные образования были представлены в Совете Национальностей СССР. Похожая система автономии существует в КНР. В её состав входят пять автономных районов, 30 автономных округов и 120 автономных уездов. Автономию совсем другого характера имеют Специальные административные районы Сянган и Аомынь. Они имеют собственное законодательство, валюты, представительские органы и даже силовые структуры. Фактически пекинское правительство представляет САР только на внешнеполитической арене и в сфере обороны.

С многие автономные образованияне найдя общего языка с государством решили отделиться. Независимые государства были провозглашены на территории Абхазии, Южной Осетии и Карабаха. До 2004 года де-факто независимой была также Аджария. Правительство Молдовы было вынуждено предоставить автономию двум новым образованиям: Гагаузии и Приднестровью. Автономная республика , воспротивившись незаконной смене власти на Украине провела Всеобщий референдум (2014г) среди населения о независимости. Свыше 80% жителей изъявили желание войти в состав России.

Автономии дальнего зарубежья

Федеративные субъекты США, Германии и других западных стран традиционно не считаются автономиями, хотя имеют широкие функции самоуправления. Единственное государство, состоящее целиком из автономий - Королевство Испания. В последние десятилетия автономии получили бывшие индейские резервации Канады и США. На их территориях не в полной мерее действуют федеральные законы и созданы условия для сохранения самобытности коренных народов.

Что такое Автономия? Значение и толкование слова avtonomija, определение термина

1) Автономия - (от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - особый статус территории или организации в государстве, предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства или организации, в состав которых входит данная самоуправляющаяся единица. В зависимости от уровня самостоятельности территориальные А. обычно подразделяются на политическую, государственную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением государственной власти и управления (автономная республика), и административную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением лишь административной власти и управления {автономные области, округа, районы и др.). В многонациональных странах А. нередко выступает как государственно-правовая форма решения национального вопроса, приобретая национальную форму. Национальная А., в свою очередь, подразделяется на А. национально-территориальную и национально-культурную.

2) Автономия - (греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией. Так, Конституция Российской Федерации (гл.3) определяет федеративное устройство России, права российского государства, его субъектов, а также рассматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 71 определены полномочия Российской Федерации: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданин; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств и другие. В статье 72 определены совместные полномочия Российской Федерации и ее субъектов: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Конституции РФ и федеральным законам; разграничение государственной собственности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и другие. Вне пределов ведения и полномочий Российской федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти - это очень важное положение статьи 73 закрепляет автономию всех 89 субъектов Федерации. Следовательно, автономия субъектов Федерации относительна общегосударственных интересов и направлена как на собственное самостоятельное развитие, так и на приращение общегосударственного интереса, целого. Позволяет внутренне самоуправляться, самостоятельно решать политические и иные вопросы и в то же время нести ответственность за положение дел в Федерации в целом. Передача полномочий федерального центра регионам, т.е. децентрализация власти должна быть сопряжена с деконцентрацией власти, т.е. с разделением федеральной власти по всей стране. Резкое усиление автономности регионов при их договорных отношениях с центром, выборность глав исполнительных органов субъектов Федерации, отсутствие должной поддержки регионов со стороны центра ведет к усилению автономизации регионов, их структур, что разрывает единую российскую государственность, делает ее формальной, напряженной и неэффективной.

3) Автономия - - предоставление какой-либо части государства или всем однопорядковым частям той или иной формы самостоятельности, внутреннего самоуправления, т.е. определенное распределение властных функций между центром и регионами. В узком смысле, автономия - это правовое пространство, образуемое в связи с исторической, религиозной, этнической, культурной, бытовой спецификой определенной части населения.

4) Автономия - - внутреннее самостоятельное управление политико-национального образования в рамках единого государства, закрепленное в общегосударственной конституции.

5) Автономия - (гр. autonomia autos сам + nomos закон) - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов), а также особые права в сфере местного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Различают административно территориальную, национально -территориальную и национально-культурную А. Административно-территориальная А., выступающая одним из способов децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предусматривает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Примером может служить Италия, согласно Конституции которой входящие в состав страны области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Национально-территориальная А. предусматривает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-л. национального меньшинства, самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Примером такой А. является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Галисия, Каталония, Страна Басков). Национально-культурная А. предоставляет национальным меньшинствам права и возможности использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств. Национально-культурная А. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ). Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции РФ (1993) Статус субъектов РФ и соответственно имеют более широкие права, чем те, которые дает А. (см. Субъекты РФ). В то же время в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной А. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. определяет ее основное содержание, организационные формы, финансово-экономическую основу. Закон оговаривает, что право на национально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение и не должно наносить ущерб интересам др. этнических общностей.

6) Автономия - (от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования территориально-политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией.

Автономия

(от греч. autonomia - самоуправление, независимость) - особый статус территории или организации в государстве, предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства или организации, в состав которых входит данная самоуправляющаяся единица. В зависимости от уровня самостоятельности территориальные А. обычно подразделяются на политическую, государственную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением государственной власти и управления (автономная республика), и административную, т.е. связанную с самостоятельным осуществлением лишь административной власти и управления {автономные области, округа, районы и др.). В многонациональных странах А. нередко выступает как государственно-правовая форма решения национального вопроса, приобретая национальную форму. Национальная А., в свою очередь, подразделяется на А. национально-территориальную и национально-культурную.

(греч. autonomia - самоуправление, независимость) - способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией. Так, Конституция Российской Федерации (гл.3) определяет федеративное устройство России, права российского государства, его субъектов, а также рассматривает вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 71 определены полномочия Российской Федерации: принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданин; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств и другие. В статье 72 определены совместные полномочия Российской Федерации и ее субъектов: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Конституции РФ и федеральным законам; разграничение государственной собственности; природопользование; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры и другие. Вне пределов ведения и полномочий Российской федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти - это очень важное положение статьи 73 закрепляет автономию всех 89 субъектов Федерации. Следовательно, автономия субъектов Федерации относительна общегосударственных интересов и направлена как на собственное самостоятельное развитие, так и на приращение общегосударственного интереса, целого. Позволяет внутренне самоуправляться, самостоятельно решать политические и иные вопросы и в то же время нести ответственность за положение дел в Федерации в целом. Передача полномочий федерального центра регионам, т.е. децентрализация власти должна быть сопряжена с деконцентрацией власти, т.е. с разделением федеральной власти по всей стране. Резкое усиление автономности регионов при их договорных отношениях с центром, выборность глав исполнительных органов субъектов Федерации, отсутствие должной поддержки регионов со стороны центра ведет к усилению автономизации регионов, их структур, что разрывает единую российскую государственность, делает ее формальной, напряженной и неэффективной.

Предоставление какой-либо части государства или всем однопорядковым частям той или иной формы самостоятельности, внутреннего самоуправления, т.е. определенное распределение властных функций между центром и регионами. В узком смысле, автономия - это правовое пространство, образуемое в связи с исторической, религиозной, этнической, культурной, бытовой спецификой определенной части населения.

Внутреннее самостоятельное управление политико-национального образования в рамках единого государства, закрепленное в общегосударственной конституции.

(гр. autonomia autos сам + nomos закон) - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов), а также особые права в сфере местного самоуправления, образования, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам). Различают административно территориальную, национально -территориальную и национально-культурную А. Административно-территориальная А., выступающая одним из способов децентрализации государственной власти в унитарном государстве, предусматривает определенную степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства независимо от состава населения. Примером может служить Италия, согласно Конституции которой входящие в состав страны области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Национально-территориальная А. предусматривает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-л. национального меньшинства, самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни. Примером такой А. является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Галисия, Каталония, Страна Басков). Национально-культурная А. предоставляет национальным меньшинствам права и возможности использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств. Национально-культурная А. реализуется через такие организационные формы, как национальные культурные центры, землячества, национальные общественные советы и ассоциации (напр., Союз российских немцев в РФ). Существовавшие ранее в РСФСР автономные национально-территориальные образования, равно как края и области, получили по Конституции РФ (1993) Статус субъектов РФ и соответственно имеют более широкие права, чем те, которые дает А. (см. Субъекты РФ). В то же время в такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной А. Федеральный закон "О национально-культурной автономии" от 17 июня 1996 г. определяет ее основное содержание, организационные формы, финансово-экономическую основу. Закон оговаривает, что право на национально-культурную А. не является правом на национально-территориальное самоопределение и не должно наносить ущерб интересам др. этнических общностей.

Современный мир представляет собой множество государств, большая часть которых - многонациональные, поэтому возникает вопрос о такой совместной организации жизни людей, которая бы устраивала всех или хотя бы большинство. при устройстве властных полномочий и органов допускают определенную самостоятельность территорий, входящих в их состав. Вот что такое автономия в самом упрощенном понимании.

Возникновение понятия и его значение

Это слово греческого происхождения. Почему именно там оно появилось? Для этого достаточно вспомнить историю Древней Греции. В то время она не представляла собой одно государство, а была соткана из многочисленных городов-государств и союзов между ними. Чтобы эффективно функционировать, этим образованиям приходилось считаться с тенденциями центра, господствующими во многих полисах. Неоценимую помощь могла оказать такая система совместного существования, которая бы позволила сочетать интересы различных по размеру и влиянию городов-государств. И греки ввели понятие автономии. Слово состоит из двух компонентов: "autos" ("сам", "самостоятельно") и "nomos" ("закон"). Таким образом, даже самые незначительные полисы древней Греции стали обладать определенной долей самостоятельности в решении тех или иных вопросов, что позволяло в известной мере сохранять политическое равновесие. Вот что такое автономия в древнегреческом понимании.

Принцип автономности при формировании государства

В настоящее время этот способ также применяется очень широко, при этом все зависит от традиций, законодательной базы и способа организации государственной власти. Тем не менее в любой стране, применяющей автономию, такое устройство прежде всего означает некую самостоятельность частей единого государства. Степень этого суверенитета в каждом случае определяется индивидуально и опирается на конституцию страны.

Формирование и уровень автономных единиц чаще всего продиктованы национальным составом страны. Используя этот метод, государство гарантирует необходимый уровень национально-этнических потребностей народов. Кроме того, это способ соблюсти право наций на самоопределение без трагических последствий для единства страны. По этому принципу построена система власти и управления в Российской Федерации. Все субъекты РФ обладают автономными правами.

Типы автономий

В политической науке существует множество трактовок того, что такое автономия. Определение можно раскрыть следующим образом: это самоуправление и самостоятельность частей единого государства. Общепринятым является деление на территориальную и национально-культурную автономии. В нашей стране представлены оба этих вида. Первый означает создание самоуправляемых субъектов в рамках определенных границ, в пределах которых проживают представители каких-либо этнических групп (Татарстан, Якутия и т. д.). Все они обладают фактическими признаками государства, а значит, имеют свою территорию, флаг, герб, гимн, органы власти, официальный язык или языки, законодательство.

Национально-культурная автономия является экстерриториальным понятием. Это означает, что национальные группы рассеяны по многим субъектам страны, и для удовлетворения этнических потребностей они могут создаваться в любом уголке государства. В основе этого понятия лежит национальный союз и сохранение языка, традиций и прочих атрибутов народной культуры. Вот что такое культурно-национальная автономия в пределах РФ.

Метод межнационального сотрудничества

В современное время в Российской Федерации насчитывается порядка девяти федеральных, около ста региональных и более двухсот местных национально-культурных автономий. В США и некоторых европейских странах эта форма выражена в несколько ином плане: там создаются национальные муниципалитеты, которые призваны решать все необходимые вопросы, связанные с развитием этноса. Однако в США отсутствует территориальная автономия, все вопросы решаются местными национальными общинами, которым власть предоставляет определенные полномочия. Нью-Йорк делится на множество национальных кварталов, которым мэрия предоставила право самоуправления. Таким образом, автономия может существовать даже в рамках одного города. Тем не менее это позволяет в известной мере нивелировать националистические настроения среди населения.

Особенности отечественного в свете последних событий

Совсем недавно в состав России вошел Крым. Так что такое Уникальность ситуации заключается в том, что полуостров первоначально входил в состав РСФСР на правах самоуправляющейся единицы, в 1954 он был передан Украинской Советской Социалистической Республике, которая, в свою очередь, входила в Конституция последнего была построена на Хоть и формально, но законодательная база имелась. После распада Советского Союза Крым вошел в состав единой Украины, которая была построена по унитарному принципу, однако полуостров сохранил свою самостоятельность. Между Киевом и Севастополем назревали серьезные противоречия, которые достигли апогея в 1996 году.

Верховная рада Украины отменила конституцию Крыма, Верховный Совет был лишен всех полномочий, однако киевское правительство было вынуждено считаться с населением полуострова. Поэтому в 1998 году был принят новый Основной закон Крыма, значительно сужавший самостоятельность этого образования, но статус автономии был сохранен. В 2014 году путем референдума Крым был включен в состав РФ, он получил автономное управление в лице Верховного Совета и его председателя, кроме того, в самостоятельную единицу был выделен город Севастополь, получив статус Вот что такое автономия Крыма.

Юридическое проявление термина

Понятие «автономия» используется не только в политической и административной плоскости, оно распространено и в юриспруденции. Подробнее разберемся, что такое автономия воли сторон. Лица либо организации, заключающие договор, автоматически становятся В самом общем виде это значит, что стороны по взаимному согласованию вправе выбирать законодательство страны, при помощи которого они собираются регулировать возникающие между ними правоотношения. В основном этот принцип применяется в сфере международного предпринимательского права. Соглашение должно быть выражено непосредственно или же следовать из логики заключенного контракта. Если по каким-либо причинам оно отсутствует, то применяется правовая система той страны, к которой договор имеет наибольшее отношение.

Подводя итоги

Разнообразие применения этого принципа в реальной жизни позволяет значительно снизить напряженность как в межнациональных, так и в межгосударственных отношениях, а применение его в сфере международного права способствует оживлению экономических и, как следствие, политических связей между разнородными интересами всей массы социальных групп и государственных образований. Вот что такое автономия в полном противоречий современном мире.