Современное федеративное устройство России. Особенности статуса субъектов федерации. Распределение субъектов федерации по типам. Перечень субъектов федерации.
Административно-территориальное устройство - это система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственного управления.
Россия, будучи многонациональной республикой, по своему государственному устройству является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу. Иначе говоря, в Российской Федерации реализуется такая система государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены (субъекты федерации) имеют собственные предметы ведения (полномочия), собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и – что особенно важно – собственное административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.
По действующей Конституции в нашей стране могут формироваться шесть типов субъектов федерации:
– республики;
– области;
– города федерального значения;
– автономные области;
– автономные округа.
Эти субъекты Российской Федерации абсолютно равноправны и территории каждого из них, а значит и административные границы, определены федеральными законами. Дальнейшее территориальное деление страны регламентируется уже законами субъектов Российской Федерации, иначе говоря, каждый субъект вправе устанавливать собственное территориальное деление, а федеральные законы предписывают только общие принципы организации территорий. В частности, для субъектов Российской Федерации предусмотрено деление территорий на муниципальные образования по двухуровенному принципу.
Субъектов (регионов) Российской Федерации – 85, в том числе: Республик - 22 Краев - 9 Областей - 46 Городов федерального значения – 3 Автономных областей – 1 Автономных округов – 4
Таким образом, полная схема административно-территориального деления страны выглядит следующим образом. Вначале, территория страны разграничивается субъектами Российской Федерации со строго определёнными и описанными границами. затем, вся территория каждого субъекта федерации разграничивается муниципальными районами. После этого внутри муниципальных районов выделяются городские округа , территория которых исключается из территории муниципального района, а оставшаяся территория распределяется между городскими и сельскими поселениями . Для малонаселённых мест, к которым относятся территории, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации (В настоящее время законодательно установленная средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 чел/км 2), допустимо выделение межселенных территорий.
3Государственное управление как часть социального управления.
Управление как социальное явление. Понятие и сущность государственного управления. Содержание государственного управления как вида социального управления. Цели, задачи и методы государственного управления. Функции государственного управления. Субъекты и объекты государственного управления.
Социальное управление – управление людьми, организациями, общественными процессами.
Признаками социальной предназначенности управления , следует считать:
– потребность, необходимость регламентировать деятельность людей, общества;
– упорядочение, нивелирование поведения участников такой деятельности;
– соподчинение воли участников управленческих взаимоотношений;
– властность урегулирования законами и подзаконными актами;
– огосударствление общественных отношений, складывающихся в сфере управления.
Данные признаки социальности управления в различной степени свидетельствуют о том, что социальное управление – это синоним государственного управления .
Как разновидность социального управления, государственное управление обеспечивает организацию совместной деятельности всякого множества людей (производственной, творческой) и осуществляет управление этой совместной деятельностью через соответствующие органы государственного аппарата и государственных служащих по выполнению определенных функций: сбор и обработка информации; планирование и научное прогнозирование; формирование государственных органов и организация их деятельности; контроль и учет, включая статистику. Государственное управление в этой связи – это управление делами государства, основанное на законе и осуществляемая во исполнение закона полновластная, непрерывная, постоянная, повседневная деятельность органов государства и государственных служащих; это – один из видов государственной деятельности (наряду с законодательной и судебной, но в отличие от них - государственное управление непрерывно).
Признак государственного управления состоит в практической организации осуществления функций государства, в проведении в жизнь российских законов. Поэтому государственное управление является исполнительной деятельностью, использует при этом от имени государства распорядительство как в связи с организацией всякой совместной деятельности людей, так и применяя при необходимости меры государственного принуждения. Поэтому государственное управление – это исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая с использованием метода власти и подчинения.
Черты государственного управления как части социального управления:
– Управление имеет место всегда там, где осуществляется совместная деятельность людей.
– Управление обеспечивает сознательную, целенаправленную совместную деятельность людей.
–Управление достигает своих целей путем организации, т. е. объединения, согласования и координирования поведения и действий людей.
– Управление тем самым выполняет общие для совместной деятельности людей функции, обеспечивая согласованность между индивидуальными действиями.
– Управление осуществляется на началах подчинения участников совместной деятельности единой воле, чем достигается единообразие и соответствие поставленным задачам (целям) этой деятельности.
Социальное управления понятие более широкое чем государственное управление! Социальное управление – это управление обществом в целом!
Государственное управление - это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.
В содержании сформулированного определения понятия зафиксировано единство общего, свойственного социальному управлению - сознательное, целенаправленное воздействие на социум, и специфического для государственного управления: особенный субъект, отличительные его цели, а также - объект управляющего воздействия. Субъект управления - государственные институты - организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Объект государственного управления - общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.
Цель государственного управления – отражение общественных потребностей и интересов. Иерархия целей государственного управления строится на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества. Можно выделить следующие виды классификации целей:
1. В зависимости от выполняемых функций:
общественно-политические – вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;
организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решению его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований;
производственно-обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния, создание и поддержание производственной активности управляемых объектов;
социально-экономические – упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;
духовные – восстановление духовных и культурных ценностей;
информационно-разъяснительные – отработка знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей, и обеспечение необходимой информацией.
2. Связанные с качеством общества, его сохранением и преобразованием – стратегические цели. Делятся на: оперативные – фиксируют крупные блоки действий; тактические – определяют каждодневные, конкретные действия.
3. По объему: общие и частные.
4. По результатам: конечные и промежуточные.
5. По времени: отдаленные, близкие и непосредственные.
Задачи управления – промежуточные, этапные цели управленческой деятельности. Среди основных задач государственного управления выделяются:
1. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций.
2. Обеспечение эффективного функционирования рыночного механизма, создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения.
3. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов; обеспечение общественного порядка и безопасности.
4. Создание кадрового потенциала управления (государственной службы).
5. Укрепление престижа страны и поддержание соответствующего статуса на международной арене.
Функция управления – это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.
1. Информационное обеспечение деятельности государственных органов , то есть сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности.
2. Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, системы и структуры государственных органов . Прогнозирование – предвидение изменений в развитии и результатах каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа.
3. Планирование – это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных), конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления.
4. Распорядительство, то есть оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т.д.). Распорядительство в узком смысле – это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).
5. Руководство – это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов.
6. Координация – это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Функция координации часто используется вместе с функцией контроля и надзора. Использование координационных механизмов создает условия для успешного достижения целей и решения задач государственного управления всеми участниками управленческих отношений, вовлеченными в общий управленческий процесс.
7. Контроль 8. Регулирование – использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования.
Метод государственного управления – осознанный способ воздействия управляющего субъекта на объект легитимными средствами, то есть это определенный, сложившийся в практике набор взаимосвязанных управленческих действий для достижения поставленных целей.
Административно-правовые методы – это способы государственного управления, которые опираются на иерархическую структуру управляющего государственного субъекта и совершаемые в пределах и в соответствии с процедурой, установленной Конституцией, законами и иными правовыми актами, действующими на территории страны. Организационные методы – основаны на правовых нормах и специфической власти организации как системы. Политические методы управления – способы прямого или косвенного воздействия на поведение и деятельность управляемых при помощи политических средств. Экономические методы – это формы и средства воздействия на социально-экономические условия жизни людей, коллективов, социальных общностей, организаций; это также способы создания государством определенных условий, в которых управляемому объекту выгодно поступать так, как того хочет государство. Социальные методы – используются в целях мотивации активности управляемых путем изменения социальной среды обитания и удовлетворения жизненных потребностей и интересов.
Административно-территориальное устройство государства
Под административно-территориальным устройством
понимается разделение государственной территории на определенные единицы, в соответствии с которым строится система государственного и регионального (местного) управления. Это понятие показывает характер и особенности взаимоотношения между государством и его составными частями.
Административно-территориальное устройство складывается в течение длительного времени, иногда даже столетий. В его основе лежат экономические, политические, социальные и другие факторы, обязательно учитывается фактическое расселение граждан (подданных) на конкретной территории.
В прямом значении анализируемое понятие применимо лишь к унитарному государству, так как для федерации первично федеративное устройство. В последнем случае собственно территориальное членение присуще субъектам федерации - штатам, провинциям, землям.
Совокупность территориальных единиц образует территориальное деление государственной территории. Территориальные единицы являются пространственным пределом функционирования региональных (местных) институтов публичной власти.
Чаще всего государства с большой территорией имеют трехзвенную систему административно-территориального устройства. Так, большая часть Великобритании делится на графства, последние - на округа, а округа состоят из приходов. Во Франции действует четырехзвенная система: департаменты - округа - кантоны - коммуны ^(общины). Обычно низовой административной единицей является небольшое городское или сельское поселение типа общины (коммуны), а в некоторых афро-азиатских странах такую роль выполняет кочевое племя или род.
В административно-территориальных единицах имеется назначенное должностное лицо, управляющее соответствующей территорией, либо выбранный гражданами представительный орган и назначенное должностное лицо. Представительные органы власти создаются далеко не во всех административно-территориальных единицах.
В небольших по территории и численности населения государствах вообще нет самостоятельных и обособленных административно-территориальных единиц (например, на Мальте, в Бахрейне, Брунее, Науру).
К административно-территориальным единицам примыкают столичные округа, имеющие самостоятельный статус. Они объединяют столицу и ее окрестности (федеральные округа в США, Бразилии и др.). Местное (городское) самоуправление в этом случае ограничено.
Согласно национальным конституционным нормам большой самостоятельностью наделены крупные административно-территориальные единицы - области в Италии (их 20) и Испании (их 17). В этих государствах области выступают как общепризнанные публично-правовые учреждения и обладают более широкими полномочиями, чем субъекты некоторых федераций.
В Португалии основными территориальными единицами являются административные области, муниципии и приходы. Установлен особый политико-правовой режим для отдаленных территорий - Азорских островов и Мадейры (ст. 227 Конституции Португалии).
5.5. Автономия в зарубежных странах: понятие и виды
Категория «автономия» происходит от греческих auto - «сам» и nomas - «закон», в буквальном значении - «собственная закономерность». В правоведении и политологии она обозначает широкое внутреннее самоуправление региона (территории) государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемые национальным меньшинствам (этническим группам).
Основными видами автономии являются:
Территориальная;
Национально-культурная (персональная). Территориальная автономия означает определенную
степень самостоятельности всех или большинства территориальных частей государства, независимо от состава населения. Ее суть - во внутреннем самоуправлении определенного региона (территории), имеющего существенные социокультурные, бытовые, исторические, лингвистические, реже - национальные особенности. Она существует и закреплена в законодательстве таких государств, как Великобритания, Испания, Италия, Финляндия. Типичный пример - автономные сообщества в Испании (Страна Басков, Каталония, Андалусия и др.), Корсика во Франции, Аландские острова в Финляндии. Автономные регионы обладают большой самостоятельностью в решении вопросов образования, культуры, социальной сферы, местного хозяйства. Высоким уровнем самоуправления характеризуется статус Гренландии, Фарерских островов, находящихся под суверенитетом Королевства Дания. Практикуются льготы в налогообложении, государственные субсидии местным хозяйствующим субъектам. Представительные органы государственной власти имеют, как правило, ограниченные полномочия. Принимаемые ими акты должны соответствовать общенациональному законодательству. Исполнительные органы власти автономии контролируются в той или иной степени центральным правительством.
Территориальная форма автономии в последние десятилетия утвердилась и в некоторых афро-азиатских государствах (Индия, Китай, Филиппины, Шри-Ланка).
Национально-культурная автономия - это предоставимте особых (дополнительных) прав национальным меньшинствам, проживающим разрозненно (дисперсно), для развития и сохранения языка, национальной культуры, Градиций, обычаев. Широко, хотя и непоследовательно, она применяется в Западной Европе с 20-х гг. XX в., а после Второй мировой войны - во многих государствах современного мира. Например, проживающие в государствах Запада армяне, курды, турки активно используют эту форму Автономии для удовлетворения своих этнокультурных потребностей. Формы национально-культурной автономии - создание и деятельность разнообразных национальных обществ, ассоциаций, фондов, клубов, библиотек, воскресных школ и др.
6.1. Демократический политический режим: понятие, признаки, виды
Политический режим - это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) Власти.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима: демократический и антидемократический (фашистский, тоталитарный, авторитарный).
Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако Ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем, есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Великобритания, Германия, США, Франция, Швейцария, Швеция) и на которые зачастую ориентируются общественность и политики.
Основные характеристики демократического режима:
Принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства;
Существование правового государства и гражданского общества;
Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
Осуществление гражданского контроля над «силовыми» структурами (вооруженными силами, полицией, органами безопасности и т.п.);
Широкое использование методов убеждения, компромисса;
Провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; существование политического плюрализма, в том числе многопартийности, наличие легальной политической оппозиции;
Гласность, отсутствие цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей.
Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная. Она проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, конституционными, органическими законами, обычными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных демократических институтов, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение общая воля народа. Референдум широко применяется в таких странах, как США, Италия, Канада, Швейцария.
К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она:
Дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в общественно-политической жизни;
В большей мере обеспечивает легитимизацию власти;
Позволяет в определенной степени контролировать политическую элиту.
К ее недостаткам часто относят:
Отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью;
Сложность и дороговизну проводимых государственно-общественных мероприятий;
низкую эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей».
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, выборным органам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
К достоинствам представительной демократии обычно относят то, что она:
Дает больше возможностей для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью или конкретной проблемой;
Более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.
Ее недостатками являются:
Возможность развития бюрократии и коррупции;
Отрыв избранных представителей от народа;
Принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы.
Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что в приоритет ставят личность, ее права и свободы, а роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. В последние годы в развитых странах все чаще говорят о режиме социальной демократии, при котором реализуется принцип социальной справедливости, каждому человеку обеспечивается свободное развитие и достойная жизнь.
Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называются: «Об организации государства». В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.
Под администативно-териториальным делением государства понимается разделение государственной территории на определенные единицы, в соответствии с которым строится система государственного и регионального (местного) управления. Это понятие показывает характер и особенности взаимоотношений между государством и его составными частями. Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В,.; Под общ. Ред. Малько А. В. - М.: Норма, 2004. - С. 138.
Административно-территориальное устройство складывается в течение длительного времени, иногда даже столетий. В его основе лежат экономические, политические, социальные и другие факторы, обязательно учитывается фактическое расселение граждан (поданных) на конкретной территории. В прямом значении анализируемое понятие применимо лишь к унитарному государству, так как для федерации первично федеративное устройство. В последнем случае собственно территориальное членение присуще субъектам федерации - штатам, провинциям, землям.
Совокупность территориальных единиц образует территориальное деление государственной территории. Территориальные единицы являются пространственным пределом функционирования региональных (местных) институтов публичной власти.
Чаще всего, государства с большой территорией имеют трехзвенную систему административно-территориального устройства. Так, большая часть Великобритании делится на графства, графства, в свою очередь, делятся на округа, а округа состоят из приходов. Во Франции действует четырехзвенная система: департаменты - округа - кантоны - коммуны (общины). Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта нежесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Обычно низовой административно-территориальной единицей является небольшое городское или сельское поселение типа общины (коммуны), а в некоторых афро-азиатских странах такую роль играют кочевое племя или род. Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, в Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред.. Баглая М. В., Лейбко Ю. И. Энтина Л. М. - М.: Норма, 2004 - С. 411.
В административно-территориальных единицах имеется высоконазначенное лицо, управляющее соответствующей территорией, либо выбранный гражданами представительный орган или назначенное должностное лицо. Представительные органы власти создаются далеко не во всех административно-территориальных единицах. В некоторых странах принята “государственная” теория местного самоуправления: эти органы рассматриваются как продолжение центральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход чаще всего обосновывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться центром. Кривогуз И. М. Политология. М.: ВЛАДОС, 2006 - С. 125.
В маленьких по территории и численности населения государствах вообще нет самостоятельных и обособленных административно-территориальных единиц (например, на Мальте, в Брунее).
К административно-территориальным единицам примыкают столичные округа, имеющие самостоятельный статус. Они объединяют столицу и ее окрестности (федеральные округа в США, Бразилии). Местное (городское) самоуправление в этом случае ограничено.
Правовой статус административно-территориальных образований в унитарных государствах определяется центральной властью. Она же определяет на какие административно-территориальные единицы делиться государство, каков круг предметов ведения и компетенция этих единиц, сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство. В федеративных государствах административно-территориальное деление -- это деление субъектов федерации, его устанавливают они сами. Мелкие субъекты (штаты, провинции, земли и др.) имеют в своем составе только один уровень административно-территориальных единиц -- общинный, но в крупных субъектах бывает и два звена -- районное и общинное.
В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии самоуправления. Такие города могут иметь статус общин с более широкими полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения (в странах тоталитарного социализма). Конституционное право зарубежных стран / Афанасьева О. В., Колесников Е. В., Комкова Г. Н., Малько А. В.; Под общ. Ред. Малько А. В. - М.: Норма, 2004. - С. 139.
Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации. Эти процессы начинают получать отражение и в конституциях. Например, в Конституции штата Минас Жераис (Бразилия) 1989 года регионализации специально посвящен разд. VII части III (ст. 41- 51). Согласно этим положениям штат будет принимать административные меры, чтобы объединять планирование, организацию и осуществление публичных функций, представляющих общий интерес, в районах интенсивной урбанизации. Он должен содействовать: сокращению межрегиональных различий посредством формирования региональных и секторальных планов, программ и проектов, направленных на развитие территориальных коллективов в единый геоэкономический и социальный комплекс; включению муниципий со скудными ресурсами в интенсивное региональное социально-экономическое развитие. Очерки конституционного права иностранных госудаств: Учеб. И науч.-практич. пособие / Отв. Ред. Ковачев Д. А. М.: Норма, 1999. - С. 253.
Во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т. п.). Конституционное (государственное право) зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник /Отв. ред. Б.А. Страшун - 3-е изд., обновл. и дораб.- М.: Издательство БЕК, 2000. - С. 354.
Однако, понятие административно - территориального деления неразрывно связано с понятием местного самоуправления. Различаются четыре основные системы осуществления публичной власти на местах: англосаксонская, романо-германская, иберийская и система советов.
В соответствии с англосаксонской системой для решения местных вопросов в административно-территориальных единицах (графствах в Англии и Уэльсе, областях и округах в Шотландии, графствах, округах, тауншипах в США, Австралии, Канаде) жителями избирается совет (правление), обычно на два -- четыре года. Он состоит из трех -- семи членов, в крупнейших городах -- из 35--50 человек. Наряду с советом (правлением) население непосредственно избирает некоторых должностных лиц -- шерифа (в США это в основном начальник полиции), атторнея, являющегося представителем данной административно-территориальной единицы в суде (он избирается только в крупных единицах -- графствах), казначея и т. д.
Романо-германская (континентальная) система местного самоуправления присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Сенегалом, другими странами. Она строится на основе сочетания выборности и назнчаемости местных органов. Никаких назначенных сверху администраторов -- представителей государственной власти нет.
Иберийская система управления на местах существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах.
Система советов принципиально отличается от рассмотренных выше. Она применяется в странах тоталитарного социализма. Совет рассматривается как орган государственной власти и в свою очередь избирает другой государственный орган -- исполнительный комитет -- коллегиальный орган государственного управления в данной административно-территориальной единице. Члены исполкома являются руководителями отделов и управлений и при помощи подчиненных им государственных служащих управляют отдельными сферами местной жизни (образованием, здравоохранением, торговлей, местной промышленностью и т.д.). Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Просвещение, 2003. - С. 269.
Таким образом в данном пункте нашей работы мы рассмотрели понятие «административно-территориальное устройство государства» - это разделение государственной территории на определенные единицы, в соответствии с которым строится система государственного и регионального (местного) управления. Привели виды данного устройства в зависимости от количества звеньев и дали краткую характеристику каждого из них.
Под ним понимается разделение государственной территории на определенные единицы, в соответствии с которым строится система государственного и регионального (местного) управле- ния. Это понятие показывает характер и особенности взаимоотношении между государством и его составными частями.
Административно-территориальное устройство складывается в течение длительного времени, иногда даже столетий.
В его основе лежат экономические, политические, социальные и другие факторы, обязательно учитывается фактическое расселение граждан (подданных) на конкретной территории.
В прямом значении анализируемое понятие применимо лишь к унитарному государству, так как для федерации первично федеративное устройство. В последнем случае собственно территориальное членение присуще субъектам федерации - штатам, провинциям, землям. Совокупность территориальных единиц образует территориальное деление государственной территории. Территориальные единицы являются пространственным пределом функционирования региональных (местных) институтов публичной власти.
Чаще всего государства с большой территорией имеют трех- звенную систему административно-территориального устройства. Так, большая часть Великобритании делится на графства, последние - на округа, а округа состоят из приходов. Во Франции действует четырехзвенная система: департаменты-округа- кантоны-коммуны (общины). Обычно низовой административной единицей является небольшое городское или сельское поселение типа общины (коммуны), а в некоторых афро-азиатских странах такую роль выполняет кочевое племя или род.
В административно-территориальных единицах имеется назначенное должностное лицо, управляющее соответствующей территорией, либо выбранный гражданами представительный орган и назначенное должностное лицо.
Представительные органы создаются далеко не во всех административно-
территориальных единицах.
В маленьких по территории и численности населения государствах вообще нет самостоятельных и обособленных административно-территориальных единиц (например, на Мальте, в Бахрейне, Брунее, Науру).
К административно-территориальным единицам примыкают столичные округа, имеющие самостоятельный статус. Они объединяют столицу и ее окрестности (федеральные округа в США, Бразилии и др.). Местное (городское) самоуправление в этом случае ограничено.
Согласно национальным конституционным нормам большой самостоятельностью наделены крупные административно-тер- риториальные единицы - области в Италии (их 20) и Испании (их 17). В этих государствах области выступают как общепризнанные публично-правовые учреждения и обладают более широкими полномочиями, чем субъекты некоторых федераций.
В Португалии основными территориальными единицами являются административные области, муниципии и приходы. Установлен особый политико-правовой режим для отдаленных территорий - Азорских островов и Мадейры (ст. 227 Конституции Португалии).
Еще по теме 5.4. Административно-территориальное устройство государства:
- 1.2. Принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации
- 4. Формы национально-государственногои административно-территориального устройства
- 18.5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия в КНР
- 1.10.2. Основные черты административно-территориального устройства. Система органов самоуправления на местах
- §4. Основы национально-государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации
- Формы национально-государственного и административно-территориального устройства
Основные формы государственного устройства в современном мире:
Унитарное (простое) государство,
Федерация,
Конфедерация.
Унитарное государство – это государство, состоящее из административно – территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Имеет единую конституцию, правовую систему, единую систему высшей власти и управления, единое гражданство. РБ – унитарное государство. (Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония и др.)
Федерация – это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, т.е. субъектов федерации. В РФ 89 субъектов - областей, краев, автономных республик. (США, Канада, Мексика)
Конфедерация – это союз юридически и политически самостоятельных государств, минимум два, для осуществления конкретных совместных целей. Неустойчивая форма государственности, либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. (США).
Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов власти. Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную . Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например, Испания, имеют в своем составе национальные образования, пользующиеся автономией, компетенция которой определяются центральной властью.
Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания).
Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, структурами и самостоятельно решают переданные им в ведение вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.
Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета, выступают в ней как крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан (в унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета - народ).
Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. По своему замыслу федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить:
Свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями;
Создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств;
Для постепенной подготовки оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций;
Приблизить власть и управление к гражданам.
Федерация строится на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть вопросов является исключительной компетенцией союзных органов, другая - субъектов федерации, третья - совместной компетенцией союза и ею членов. Уважение союзным руководством и всеми субъектами федерации прав и полномочий друг друга контролирует независимый суд, а также обычно двухпалатный парламент. Участники федерации - соучастники общегосударственного суверенитета и фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства, что обеспечивает жизнеспособность этого типа государственного устройства.
Этого нельзя сказать о конфедерации - постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Эта форма государственного объединения непрочна, и обычно, либо постепенно преобразуется в федерацию, либо распадается. На территории бывшего СССР была сделана попытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) - союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции и постепенной реализации федеративных принципов. Формы территориального устройства и формы правления влияют на строение законодательной и исполнительной властей государства.