Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Министерство Образования и науки Российской Федерации. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧИРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)»

Кафедра таможенного урегулирования на транспорте

Реферат по дисциплине: «Таможенное дело»

На тему: «Таможенный контроль. Формы, принципы и порядок его проведения»

Москва 2015

Введение

Глава 1. Определение таможенного контроля

1.1 Главное понятие, раскрывающее термин «таможенный контроль»

1.2 Формы таможенного контроля

Глава 2. Остальные положения о таможенном контроле. Места его проведения

2.1 Принципы таможенного контроля и участие специалиста в его проведении

2.2 Места проведения таможенного контроля

Заключение

Список использованных источников

Введение

Данная тема очень актуальна так, как она включает в себя процесс, связанный с таможенным товарооборотом. С момента появления таможенных органов стало налаживаться распределение товаром между странами. Таможенные органы играют важную роль в экономике всех стран. Их деятельность регулирует потоки товаров, переходящих через границу. Выбранная тема как раз и затрагивает все те вопросы, связанные с деятельностью таможенных органов. Углубившись в тему, мы сможем полностью разобрать все этапы таможенного контроля и особую структуру его проведения. Также мы сможем понять, какую роль играет таможенный контроль. Затронем все те документы, в которых прописаны правила таможенного контроля и права и обязанности участников этого процесса.

Целью данной работы является понять специфику контроля, какими органами он осуществляется. Какой существует регламент, по которому следуют таможенные органы при проведении этого контроля.

Для достижения данной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:

4. Изучить формы и принципы.

Для изучения данной темы нам понадобиться провести анализ некоторых документов, кодексов и законов, которые дают точную характеристику всего контроля:

Глава 1 . О пределение таможенного контроля

1. 1 Главное понятие, раскрыва ющее термин таможенный контроль

Таможенный контроль - это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, представляющее собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства. Его основной целью является определение при помощи большого рода проверок проводимых операций, которые выполняются участниками таможенно-правовых отношений и контроль их действий в сфере таможенного дела требованиям, которые должны соответствовать нормам таможенного законодательства и также выявить на основе этого таможенные правонарушения (нарушений таможенных правил). Таможенный контроль проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Таможенные органы проводят проверку товаров, которые ввозиться в Российскую Федерацию, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В законодательстве установлены запреты и ограничения. Обеспечение их соблюдения находится также в компетенции других государственных органов. Таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение. Таможенный контроль товаров и транспортных средств не ограничивается только проверкой (формами контроля). Таможенный контроль является также и статусом товаров или транспортных средств. Например, пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены ТК РФ.

При ввозе на таможенную территорию РФ товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента:

Выпуска для свободного обращения.

Уничтожения.

Обращения в федеральную собственность.

Реализации как незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ.

Фактического вывоза таможенной территории РФ.

Российские товары (транспортные средства) могут считаться находящимися под таможенным контролем, когда их вывезли с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ).

При обнаружении таможенными органами товаров, которые незаконно пересекли таможенную границу, это могло повлечь за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или если были нарушены запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, такие товары попадаю под арест либо подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары рассматриваются как товары, находящиеся под таможенным контролем.

Важная особенность таможенного контроля заключается в том, что его проведение допускается и после выпуска товаров в свободное обращение. Таможенные органы имеют право проводить таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с последнего дня, когда товары находились под таможенным контролем.

Продолжительный срок проведения таможенного контроля, который может быть установлен законодательством членов Таможенного союза, не может превышать пяти лет.

После выпуска товаров таможенный контроль проводится строго в соответствии с формами и порядками, которые установлены главами 16 или 19 настоящего Кодекса.

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также может проводиться в других местах, которые определены таможенными органами. В зонах таможенного контроля находятся товары или транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, которые должны быть определенны законодательством членов Таможенного союза. Иные места (зоны таможенного контроля) создаются для проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, также для проведения грузовых и иных операций.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными, в случае если в них находятся те товары, которые подлежат таможенному контролю, но также могут быть и временными, если их создали на время проведения таможенного контроля. Законодательство членов Таможенного союза также определяет порядок создания и обозначение зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля.

1.2 Формы проведения таможенного контроля

В соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ таможенный контроль осуществляется по следующим формам:

1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.

Данная форма таможенного контроля включает в себя изучение документов (транспортных, торговых и пр.), которые оформлены на перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства, и определение их оформления согласно установленным правилам. Эта форма может предшествовать другим формам таможенного контроля, таким как таможенный досмотр, учет товаров и транспортных средств и другие. Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, обязаны представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Перечень документов и сведений, порядок их представления определяются ГТК России.

2. Таможенный досмотр (досмотр товаров и транспортных средств, а также личный досмотр, являющийся исключительной формой таможенного контроля).

Следящая форма таможенного контроля является фактической проверкой товаров и транспортных средств, международных почтовых отправлений, багажа физических лиц в целях, которая осуществляется сотрудниками таможенных органов. Целью это проверки является установление законности перемещения через границу, соответствия данных, указанных в таможенной декларации или в иных таможенный документах (таких данных, как наименование товаров, их количество, стоимость и др.) Также проверка проводиться в целях обнаружения сокрытого перемещения товаров через границу, предотвращения и пресечения нарушений таможенного законодательства. Для достижения указанных целей нередко применяются технические средства таможенного контроля, такие как досмотровая рентгеновская техника, оптико-механические и локационные приборы, приборы контроля носителей аудио и видео информации, информации на магнитных носителях. Таможенный досмотр бывает выборочным и обязательным. Обязательному таможенному досмотру подлежат следующие виды товаров:

Товары, являющиеся подакцизными или близкими по наименованию в описательной части документов с подакцизными товарами;

Товары, которые подлежат обложению таможенной пошлиной;

Товары, подпадающие под меры нетарифного регулирования;

Товары, которые являются близкими по наименованию к товарам, подлежащим обложению таможенной пошлиной или подпадающим под меры нетарифного регулирования, если их классификация по Товарной номенклатуре ВЭД вызывает сомнения. Устранить эти сомнения можно только путем проведения таможенного досмотра;

Те товары, которые пересылаются в международных почтовых отправлениях;

Если оперативная информация товаров, свидетельствующая о перемещении этих товаров, имеет нарушения требований норм таможенного законодательства.

Выборочный же досмотр проводится, если есть в этом необходимость. Он определяется должностными лицами таможенных органов, которые производят таможенное оформление товаров.

Таможенный досмотр отличается от форм таможенного осмотра Таможенный осмотр это административное действие должностных лиц таможенных органов. Осмотр заключается в проверке внешнего вида транспортных средств и находящихся в них товаров без вскрытия грузовых помещений, а также тар либо упаковок на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.

3. Учет товаров и транспортных средств.

Эта форма таможенного контроля осуществляется, в рамках функции таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики. Форма заключается в отражении интересующей информации о товарах и транспортных средствах в специально заведенных регистрационных книгах и журналах, а также на магнитных носителях информации с применением соответствующих программ. Например, существуют журналы регистрации ГТД, журналы по учету оформленных почтовобагажных вагонов на железнодорожных пунктах пропуска, журналы регистрации количества вывозимой из России иностранной валюты и др.

4. Устный опрос физических и должностных лиц.

Такой опрос проводится для осуществления таможенного контроля багажа физических лиц, пересекающих таможенную границу в пунктах пропуска. Подразумевает проведение опроса указанных лиц. Проводиться этот порос до проведения таможенного досмотра. Цель этого опроса является выяснение наличия в их багаже предметов, запрещенных к ввозу в Россию или вывозу из нее, валюты и валютных ценностей, других предметов. Перемещение таких предметов через границу возможно только при условии строгого соблюдения установленного для этого порядка, или же если имеются особые цели и обстоятельства поездки физического лица.

Опрос применяется и на предмет выяснения тех или иных обстоятельств, необходимых для проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств. Это может быть, например, дополнительная информация относительно сведений, заявленных в ГТД, и пр.

5. Проверка системы учета и отчетности.

Такая форма таможенного контроля действует на товары, перемещаемые через таможенную границу России, и на товары, которые уже были перемещенные через нее. В первом случае проверка проводится таможенными органами на предприятиях и в организациях, которые находятся под контролем таможенных органов. К примеру, на складах временного хранения, в офисах таможенных брокеров. Такая проверка устанавливает соответствие документации, перемещаемых через таможенную границу товарах и транспортных средствах, к предъявляемым требованиям. Во втором случае проверка проводится в рамках последующего (вторичного) таможенного контроля над товарами, которые помещаются под определенные таможенные режимы. Так, например, если товары помещаются под таможенный режим таможенного склада, то владелец этого склада обязан их зарегистрировать по установленной для этого форме и не реже чем один раз в три месяца предоставлять в таможенный орган отчетность обо всех хранящихся в режиме таможенного склада товарах и сроках их хранения.

6. Осмотр отнесен к компетенции таможенных органов. Осмотр производиться на территории и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться подлежащие таможенному контролю товары и транспортные средства либо осуществляется деятельность таможенного контроля.

Осмотр как форма таможенного контроля заключается в изучении указанных территорий и помещений и нахождения там соответствующего оборудования, охраны и пр. Целями такого осмотра могут быть как минимизация (либо в идеале -- вообще исключение) любой возможности изъятия товаров и транспортных средств, избегая таможенного контроля, так и вообще визуальное обнаружение подлежащих таможенному контролю товаров и транспортных средств в этих местах (например, в магазинах беспошлинной торговли).

7. Проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу России, таможенных брокеров и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. Такая проверка проводится с целью получения информации о нарушениях этими лицами таможенного законодательства, если имеются достаточные основания полагать, что в ходе проверки такая информация может быть получена.

В целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и ее международных договоров, таможни и вышестоящие таможенные органы вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, при наличии оснований полагать, что указанные законодательство и международные договоры не соблюдаются либо соблюдаются не в полной мере. Контроль за исполнением законодательства Р.Ф. возложен на таможенные органы.

8. Инвентаризация товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенный контроль возобновлен после их выпуска.

Данная форма таможенного контроля представляет собой проверку наличия соответствующих предметов (товаров и транспортных средств) в натуре и последующего составления их описи. Инвентаризация может использоваться как самостоятельно, так и наряду с проверкой системы учета и отчетности либо наряду с проверкой финансово-хозяйственной деятельности. Проводится инвентаризация, как правило, либо самим таможенным органом, либо таможенным органом совместно с лицом. Деятельность этого лица также проверяется, но может проводиться только лицом. В этом случае деятельность лица проверяется, по поручению таможенного органа. Поручение о проведении инвентаризации товаров и транспортных средств является обязательным для исполнения. Это поручение предоставляется начальником таможенного контроля или его заместителем.

При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства.

Глава 2. Остальные общие положения о таможенном контроле. И места его проведения

2.1 Принципы таможенного контроля и участие специалиста в его проведении

При проведении таможенного контроля таможенные органы придерживаются нескольким принципам. Одно из них это выборочность и органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Еще одним важнейшим принципом, которого придерживаются при проведении таможенного контроля это обязательно использовать систему управления рисками при выборе объектов и форм таможенного контроля. Также необходимым принципом является обязательное сотрудничество таможенных органов с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами. Это необходимо для совершенствования таможенного контроля. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы обязаны взаимодействовать с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, которые осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Также органы взаимодействуют с лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями). Таможенные органы могут осуществлять в пределах своей компетенции иные виды контроля: экспортный, валютный, радиационный. Конечно же если эти виды контроля соответствуют законодательству государств - членов Таможенного союза. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Что же касается участия специалиста при проведении таможенного контроля, то в необходимых случаях для участия в проведении таможенного контроля и совершения конкретных действий, может быть привлечен специалист, который не заинтересован в результатах таких действий. Он должен обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств. Привлечение такого специалиста осуществляется на договорной основе. Также специалист выполнять некоторые действия:

1) знакомиться с материалами, которые имеют отношения к конкретным действиям, которые в свою очередь совершаются с участием специалиста;

2) знакомиться с документами, оформленными по результатам совершения действий в процессе проведения таможенного контроля, в которых специалист принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

Также специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, и пояснять все совершенные им действия;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Полученная специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза.

6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

Также таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Иностранные специалисты имеют такие же в целом обязанности, как и отечественные.

2.2 Места проведения таможенного контроля

таможенный контроль досмотр специалист

Таможенным законодательством Российской Федерации определены места и время пересечения границы различных товаров и транспортных средств. Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами, во время их работы. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.

На сухопутном участке территории Российской Федерации зона таможенного контроля находится вдоль Государственной границы Российской Федерации и может создаваться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии Государственной границы Российской Федерации вглубь территории Российской Федерации.

На морских, речных и озерных участках территории Российской Федерации зона таможенного контроля располагается вдоль Государственной границы Российской Федерации и может создаваться соответственно в пределах территориального моря Российской Федерации. Создается в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, а также полосы местности шириной до 15 километров от береговой линии вглубь территории Российской Федерации.

Заключение

Благодаря выполненной работе мы смогли полностью изучить такой процесс во внешне экономической деятельности как таможенный контроль. Мы смогли изучить различные формы его проведения и подробно разобрались в каждой форме. Затронули все нормативно правовые акты, законы и кодексы, связанные с этим процессом и которые дают четкую его характеристику.

В процессе нашей работы мы выполнили все поставленные нами задачи:

1. Рассмотреть необходимые законы, которые регламентируют все действия в таможенном контроле.

2. Выявить ключевые аспекты в этом процессе.

3. Определить субъекты и объекты контроля.

4. Изучить формы и принципы.

5. Разобраться в порядке проведения контроля.

Также узнали как устанавливаются зоны таможенного контроля и какие действуют правила на их территории. Рассмотрели способы и методы взаимодействия всех субъектов, участвующих в таможенном контроле. Также углубились в различные аспекты. Познали, какие бывают отношения между объектом и субъектом в таможенном контроле. Увидели, кто принимает участие в этом сложном процессе.

Подводя итог данной работы, можно сразу сказать что таможенный контроль играет важную роль в экономике стран, которые имеют между собой таможенные границы. Таможенные органы являются своего рода защитой границ каждой страны и также являются гарантом безопасности страны и следят за тем, чтобы на рынке страны были всегда качественные и законные товары.

Список использованных источников

1. http://www.tsouz.ru/Docs/Kodeks3/razdel3/Pages/tkgl15.aspx

2. http://www.uamconsult.com/book_755_chapter_44_%C2%A7_3._Mesto_i_vremja_osushhestvlenija_tamozhennogo_kontrolja.html

3. http://lektsii.com/1-23532.html

4. Таможенный кодекс Российской Федерации.

5. http://www.aup.ru/books/m229/46.htm

6. https://ru.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие положения о таможенном контроле, осуществляемом таможенными органами Таможенного союза. Формы и порядок проведения таможенного контроля и досмотра. Применение таможенного осмотра и таможенного досмотра в отношении товаров и транспортных средств.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Понятие, принципы и сроки проведения таможенного контроля. Формы таможенного контроля. Особенности таможенного осмотра товаров и транспортных средств. Основания для проведения личного досмотра. Современные требования к процедуре таможенного контроля.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2011

    Таможенный досмотр товаров как форма таможенного контроля. Система управления рисками. Порядок проведения процедуры таможенного досмотра товаров и транспортных средств. Характеристика технических средств, используемых при таможенном досмотре товаров.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2014

    Сущность, цели и методы проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств. Процедуры таможенного досмотра, технические средства и правовые основы применения технических средств при таможенном досмотре товаров и транспортных средств.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2012

    Общие положения и формы таможенного контроля. Способы и средства его проведения. Общее понятие, содержание и правовые последствия нахождения товаров и транспортных средств под таможенным контролем. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2010

    Исследование сущности, целей и задач таможенной проверки. Анализ особенностей ее проведения и механизма реализации основных форм. Выявление проблем проведения таможенной проверки в процессе таможенного контроля, права и обязанности должностных лиц.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Составление и регистрация информационно-аналитической справки при проведении таможенной проверки. Составление требования о предоставлении документов и сведений. Оформление акта таможенной проверки. Заполнение журнала регистрации форм таможенного контроля.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2016

    Порядок подачи и принятия таможенной декларации. Операции таможенного оформления товаров и транспортных средств. Сущность этапов контроля таможенных платежей, досмотра и выпуска. Мероприятия по повышению эффективности таможенного администрирования.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2010

    Сущность и закономерности, виды и способы таможенного контроля, зоны и принципы их функционирования. Формы и порядок проведения, законодательная база. Проблемы проведения таможенного контроля в современных условиях в Евразийском экономическом союзе.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2017

    Понятие, виды и формы (камеральная и выездная), сущность, порядок и методы проведения таможенных проверок. Контрольно-инспекционная деятельность и функции органов таможни. Проведение подготовительных мероприятий по контролю товаров и транспортных средств.

Статья 94. Принципы проведения таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

3. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

(п.4 в ред. Протокола от 16.04.2010)

5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 95. Проведение таможенного контроля

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

2. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

3. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

Статья 96. Товары, находящиеся под таможенным контролем

1. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.

2. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются находящимися под таможенным контролем до:

1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса;

(пп.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза;

4) обращения в собственность государства – члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства;

5) фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;

6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

3. Товары, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не считаются находящимися под таможенным контролем после признания таможенными органами факта их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

4. Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, и до пересечения таможенной границы.

5. Товары, указанные в пункте 4 настоящей статьи, фактически не вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, не считаются находящимися под таможенным контролем со дня отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 192 настоящего Кодекса.

6. Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе и (или) вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу и (или) вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом.

(п.6 в ред. Протокола от 16.04.2010)

7. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию Таможенного союза без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза и (или) международными договорами.

(абзац в ред. Протокола от 16.04.2010)

В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии Таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Статья 97. Зоны таможенного контроля

1. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза.

В иных местах зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций.

2. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случае регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными в случае их создания на время проведения таможенного контроля, грузовых и иных операций.

3. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 98. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля

1. Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.

2. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.

3. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

4. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

5. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств – членов Таможенного союза.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Статья 99. Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 настоящего Кодекса.

Статья 100. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза

1. Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

2. Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлена возможность таможенного декларирования, совершения иных таможенных операций и уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза, либо не выпущенных в соответствии с одной из таможенных процедур, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

Статья 101. Участие специалиста при проведении таможенного контроля

1. В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

3. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием;

2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

4. Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

5. Полученная специалистом информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иная конфиденциальная информация не должны им разглашаться, использоваться в иных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза.

6. Расходы, возникшие у таможенных органов в связи с привлечением специалиста, возмещаются за счет средств лица, в отношении которого или товаров которого проводится таможенный контроль, если в ходе проведения таможенного контроля выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. В иных случаях такая оплата услуг осуществляется за счет средств бюджета государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого проводился таможенный контроль.

Статья 102. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля

1. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

2. Специалисты и эксперты, привлекаемые из других государственных органов, обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

3. Расходы, связанные с привлечением специалистов и экспертов из других государственных органов, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, возмещаются в порядке, определяемом пунктом 6 статьи 101 настоящего Кодекса.

Статья 103. Взаимодействие между таможенными органами и контролирующими государственными органами на таможенной границе

1. При проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих контролю другими контролирующими государственными органами, таможенные органы обеспечивают общую координацию таких действий и их одновременное проведение в порядке, определяемом законодательством государств – членов Таможенного союза.

2. В целях повышения эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией (сведениями) и (или) документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий.

3. В целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе.

Статья 104. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

1. При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

(п.1 в ред. Протокола от 16.04.2010)

2. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, в соответствии законодательством государств – членов Таможенного союза.

3. Убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств – членов Таможенного союза.

Статья 105. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля

1. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля устанавливается настоящим Кодексом, международными договорами государств – членов Таможенного союза и иными международными договорами.

2. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

1) глав государств – членов Таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

2) глав правительств, членов правительств государств – членов Таможенного союза, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей;

3) глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства – члены Таможенного союза с официальным визитом;

4) иных лиц в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и иными международными договорами.

3. Освобождаются от таможенного досмотра:

1) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом;

2) военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств – членов Таможенного союза, перемещается через таможенную границу;

3) исключен – в ред. Протокола от 16.04.2010.

Статья 106. Сбор таможенными органами информации о лицах при проведении таможенного контроля

1. В целях проведения таможенного контроля таможенные органы вправе осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, включающей сведения:

1) об учредителях организации;

2) о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

3) о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

4) об открытых банковских счетах;

5) о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности;

6) о местонахождении организации;

7) о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном (регистрационном, учетном) номере налогоплательщика;

8) о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

9) в отношении физических лиц – о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, сведения из документа, удостоверяющего личность, идентификационный (регистрационный, учетный) номер налогоплательщика (при наличии), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности.

3. Сбор информации о лицах осуществляется таможенными органами при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, а также посредством получения указанной информации от других государственных органов государств – членов Таможенного союза.

Статья 107. Использование технических средств и судов при проведении таможенного контроля

1. В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

2. Таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, может проводиться с использованием водных и воздушных судов таможенных органов.

3. Порядок использования водных и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.3 в ред. Протокола от 16.04.2010)

Статья 108. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств, необходимые для таможенного контроля

1. По требованию таможенного органа декларант, владелец склада, таможенный представитель и иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.

2. Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и иных операций в отношении товаров, которые он перевозит, и транспортных средств, на которых перевозятся такие товары.

3. Грузовые и иные операции в отношении товаров и транспортных средств не должны повлечь для таможенного органа каких-либо расходов.

Статья 109. Идентификация товаров и транспортных средств, помещений и других мест

1. Товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

2. Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.

(п.2 в ред. Протокола от 16.04.2010)

3. В качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

4. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, устанавливаемой решением Комиссии Таможенного союза.

Трудовое право - отрасль права, регулирующая отношения работника и работодателя. Элементарный пример трудового права - это взаимодействие работников (архитектора и строителя) для совместного получения результата рабочей деятельности. Но это поверхностное объяснение понятия. Каковы его особенности, принципы и откуда вообще взялось трудовое право?

Как говорил председатель Конституционного суда Сергей Петрович Маврин: "Принцип важнее всего". Именно эти принципы и примеры трудового права сегодня рассмотрим.

Первоисточники

Трудовое право - наиболее молодая отрасль права. Она появилась на рубеже XIX-XX вв. при содействии видного учёного того времени Л.С. Таля.

Основным источников трудового права в России считается Юридически заверен он был 30 декабря 2001 года и был заменой устаревшего Кодекса законов о труде РСФСР. Причём кроме исключительно трудовых отношений, трудовое право корректирует и общественные отношения, связанные с трудовыми: отношения между коллективами, заключение договоров, трудоустройство граждан по способностям, надзор и контроль за охраной труда, рассмотрение трудовых споров, состояние социального пакета.

Основным методом работы трудового права считается закрепление равенства сторон трудового договора. На этой основе можно положить, что трудовое право есть совокупность трудовых норм, регулирующих отношения работника и работодателя.

Принципы

В теории права традиционно выделяют несколько принципов: отраслевые, межотраслевые, внутриотраслевые (принципы отдельных институтов), а также международные. Общеправовые принципы: законности, равенства, гуманизма - относятся ко всем отраслям и не рассматриваются в трудовой отдельно. Наиболее известные примеры принципов трудового права следующие:

  1. Помимо принципов, связанных исключительно с трудовым правом, статья 2 ТК РФ содержит право на свободный выбор профессии или иного рода деятельности.
  2. Заработная плата или иное вознаграждение за труд (не премиальное) не может быть ниже МРОТ и дискриминировать по какому-либо признаку (расовому, половому и т. д.).
  3. Право на гигиену при трудовой организации и защиту от безработицы.
  4. Никто не может работать принудительно.
  5. Право на отдых (отпуск).
  6. Право на индивидуальные и коллективные споры в рамках трудовых вопросов, участие в забастовках.

Межотраслевые принципы для примера, в соответствии с Конституцией:

  1. Обеспечение охраны здоровья и обязательное медстрахование.
  2. Обеспечение государством защиты прав и свобод человека (в том числе и трудовых прав).

Законодательная база

Как известно, трудовое право - наиболее молодая отрасль, она появилась чуть меньше чем сто лет назад, в начале XX века, и с тех пор законодательная база её пополняется и совершенствуется. Статья 37 Конституции РФ и ст. 2 ТК РФ является источником примеров трудового права. Принципы любой отрасли права отражают её основополагающие идеи.

Основное отличие принципов права, от, например, моральных - они императивны, закреплены юридически, в данном случае в Конституции и Трудовом кодексе.

Сущность трудовых норм

Примером нормы трудового права является список правил организации рабочих условий (рабочие и нерабочие дни), процесса трудоустройства и обеспечения работой безработных граждан (составление трудового договора, оформление трудовой книжки), охрана труда и т. д. - это нормы в широком смысле. Они не указывают конкретные критерии, но содержат ряд законодательных актов, объясняющих положение каждой из них.

Существует три обширные группы примеров нормы трудового права:

  1. Декларативные - основные принципы трудового законодательства, например право на выбор профессии, право на коллективные переговоры, на представительство трудящихся.
  2. Дефинитивные - нормы, дающие точное определение трудовых деяний, например, что такое трудовое право и трудовой договор.
  3. Оперативные - нормы, изменяющие или отменяющие действие законов.

Также существуют диспозитивные права (предполагающие возможность выбора: участие в трудовых коллективах, например) и категорические (невозможность замены отпуска на денежную компенсацию).

Особенности трудовых прав

Примеры трудового права содержат немало особенностей, касающихся чаще всего несовершеннолетних (до 18 лет) или недееспособных (ограничение по группе здоровья, инвалидности) граждан. В соответствии со статьёй 63 ТК РФ, заключать трудовой договор можно с несовершеннолетними гражданами, достигшими 16 лет, без согласия родителей или заменяющих их лиц. Также получить должность могут граждане, получившие (9 классов) и достигшие 15-летнего возраста. В любых других случаях закон требует разрешения одного из родителей (опекунов) на трудовую деятельность ребёнка.

Несовершеннолетние граждане

Однако в вопросе о несовершеннолетних гражданах возраст - не единственный подводный камень:

  1. Работа должна проходить в свободное от учёбы время и не мешать процессу физического, умственного и нравственного развития.
  2. От 14 до 16 лет допускается работа только с лёгкими материалами, если это погрузочная деятельность.
  3. При несогласии одного из родителей учитывается мнение самого несовершеннолетнего, а также органов опеки.
  4. До 14 лет допускается работа только в сферах культуры: экспонирование, театральные и цирковые представления - без ущерба для здоровья и психического развития.
  5. Несовершеннолетние не допускаются к тяжёлому физическому труду (работа в шахтах) или к работе с ядовитыми веществами, а также в сферах, вредящих нравственному развитию (ночные смены, работа со спиртными напитками, наркотическими и иными подобными веществами).
  6. Дети до 16 лет могут работать не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 - не более 36 часов.

Нюансы

Это только часть трудового законодательства, касающегося несовершеннолетних, но и здесь стоит отметить несколько моментов, прежде чем привести примеры трудового права в обеспечении труда молодёжи. Во-первых, в старших классах учебный день состоит в среднем из 6-ти уроков (примерно до двух часов дня в первую смену обучения), при условии что ребёнок, в теории, тратит на домашнее задание не менее 2-х часов, время на работу существенно сокращается.

Во-вторых, учащиеся школ и первых курсов средних учебных заведений по большей части ещё не обладают профессиональными навыками или же не могут их документально подтвердить (в сфере трудового права ни одно заявление не принимается на слово). По этой причине круг отраслей, где может работать ребёнок, сужается до культурных представлений, переноса грузов (для юношей, девушек берут редко), курьерской деятельности и прочих мелких работ.

Недееспособные граждане

Ограничениями трудового права обладают недееспособные граждане следующих категорий: инвалиды, психически нездоровые, на реабилитации. Во всех случаях у недееспособных граждан есть опекуны, по разрешению которых может быть оформлен договор. Однако это не значит, что все недееспособные граждане не могут самостоятельно поступать на работу.

Для примера трудового права из жизни недееспособных лиц можно представить следующий вариант: совершеннолетний инвалид-колясочник устраивается на работу финансовым консультантом. Он имеет соответствующее образование и вторую группу инвалидности, что позволяет ему самостоятельно без труда подать заявление на работу. В этом случае предоставляется справка об инвалидности с печатью лечащего врача и записью, что гражданин имеет право работать в данной сфере.

При приёме на работу инвалида работодатели требуют реабилитационную карту, потому что нередко в графе об ограничениях труда может стоять надпись "не имеет", но на деле начальнику необходимо учитывать индивидуальные особенности новобранца, дабы пресечь неприятие в коллективе остальными сотрудниками.

Послабления для инвалидов

Отдельно в качестве примеров трудового права инвалидов и лиц на реабилитации, имеющих максимум вторую группу инвалидности, стоит отметить некоторые послабления:

  1. Рабочая неделя составляет не более 35 часов с сохранением полной заработной платы.
  2. Нельзя привлекать инвалидов к сверхурочным работам, даже при наличии от них согласия.
  3. Работодатель обязан предоставить инвалиду отпуск до 60 дней с сохранением рабочего места в случае необходимости.
  4. Ежегодный оплачиваемый отпуск продлевается на 2 дня.

Примеры трудовой отрасли права содержат множество нюансов, связанных с частично дееспособными гражданами. Эти послабления - причина, по которой работодатели стараются не принимать на работу инвалидов, какими бы профессиональными они ни были. Законодательство старается всячески поощрять инвалидов и лиц после реабилитации.

Нарушения трудовых прав

Примеры нарушений трудового права в наше время встречаются повсеместно. Наиболее распространённое - выплата заработной платы менее прожиточного минимума (МРОТ = 7 800 р. по ст. 133 ТК РФ) или задержка выплат привлечение работников к деятельности, не предусмотренной договором; увольнение без расчёта (ст. 140 о расчёте при увольнении). Это правонарушения, касающиеся деятельности работодателя, но есть и те, которые относятся напрямую к работнику.

Например, раздел VIII ТК РФ рассматривает причины дисциплинарных взысканий со специалиста в случаях нарушения трудовых прав других работников, опоздания на работу, безалаберного отношения к своей должности и т. д.

Таким образом, институт трудового права - это сравнительно молодая отрасль, регулирующая взаимоотношения между работником и работодателем, а также между равными сотрудниками и начальством. Трудовые взаимоотношения нормируются законодательно, и нарушение норм преследуется по закону. Как работодатель, так и работник обладают определёнными трудовыми правами (выплата з/п, нормированный график работы и т. д.) и обязанностями (соблюдение дисциплины, подчинение начальству).

Трудовое право - отрасль права, регулирующая отношения работника и работодателя. Элементарный пример трудового права - это взаимодействие работников (архитектора и строителя) для совместного получения результата рабочей деятельности. Но это поверхностное объяснение понятия. Каковы его особенности, принципы и откуда вообще взялось трудовое право?

Как говорил председатель Конституционного суда Сергей Петрович Маврин: "Принцип важнее всего". Именно эти принципы и примеры трудового права сегодня рассмотрим.

Первоисточники

Трудовое право - наиболее молодая отрасль права. Она появилась на рубеже XIX-XX вв. при содействии видного учёного того времени Л.С. Таля.

Основным источников трудового права в России считается Трудовой кодекс РФ (ТК РФ). Юридически заверен он был 30 декабря 2001 года и был заменой устаревшего Кодекса законов о труде РСФСР. Причём кроме исключительно трудовых отношений, трудовое право корректирует и общественные отношения, связанные с трудовыми: отношения между коллективами, заключение договоров, трудоустройство граждан по способностям, надзор и контроль за охраной труда, рассмотрение трудовых споров, состояние социального пакета.

Основным методом работы трудового права считается закрепление равенства сторон трудового договора. На этой основе можно положить, что трудовое право есть совокупность трудовых норм, регулирующих отношения работника и работодателя.

Принципы

В теории права традиционно выделяют несколько принципов: отраслевые, межотраслевые, внутриотраслевые (принципы отдельных институтов), а также международные. Общеправовые принципы: законности, равенства, гуманизма - относятся ко всем отраслям и не рассматриваются в трудовой отдельно. Наиболее известные примеры принципов трудового права следующие:

  1. Помимо принципов, связанных исключительно с трудовым правом, статья 2 ТК РФ содержит право на свободный выбор профессии или иного рода деятельности.
  2. Заработная плата или иное вознаграждение за труд (не премиальное) не может быть ниже МРОТ и дискриминировать по какому-либо признаку (расовому, половому и т. д.).
  3. Право на гигиену при трудовой организации и защиту от безработицы.
  4. Никто не может работать принудительно.
  5. Право на отдых (отпуск).
  6. Право на индивидуальные и коллективные споры в рамках трудовых вопросов, участие в забастовках.

Межотраслевые принципы для примера, в соответствии с Конституцией:

  1. Обеспечение охраны здоровья и обязательное медстрахование.
  2. Обеспечение государством защиты прав и свобод человека (в том числе и трудовых прав).

Законодательная база

Как известно, трудовое право - наиболее молодая отрасль, она появилась чуть меньше чем сто лет назад, в начале XX века, и с тех пор законодательная база её пополняется и совершенствуется. Статья 37 Конституции РФ и ст. 2 ТК РФ является источником примеров трудового права. Принципы любой отрасли права отражают её основополагающие идеи.

Основное отличие принципов права, от, например, моральных - они императивны, закреплены юридически, в данном случае в Конституции и Трудовом кодексе.

Сущность трудовых норм

Примером нормы трудового права является список правил организации рабочих условий (рабочие и нерабочие дни), процесса трудоустройства и обеспечения работой безработных граждан (составление трудового договора, оформление трудовой книжки), охрана труда и т. д. - это нормы в широком смысле. Они не указывают конкретные критерии, но содержат ряд законодательных актов, объясняющих положение каждой из них.

Существует три обширные группы примеров нормы трудового права:

  1. Декларативные - основные принципы трудового законодательства, например право на выбор профессии, право на коллективные переговоры, на представительство трудящихся.
  2. Дефинитивные - нормы, дающие точное определение трудовых деяний, например, что такое трудовое право и трудовой договор.
  3. Оперативные - нормы, изменяющие или отменяющие действие законов.

Также существуют диспозитивные права (предполагающие возможность выбора: участие в трудовых коллективах, например) и категорические (невозможность замены отпуска на денежную компенсацию).

Особенности трудовых прав

Примеры трудового права содержат немало особенностей, касающихся чаще всего несовершеннолетних (до 18 лет) или недееспособных (ограничение по группе здоровья, инвалидности) граждан. В соответствии со статьёй 63 ТК РФ, заключать трудовой договор можно с несовершеннолетними гражданами, достигшими 16 лет, без согласия родителей или заменяющих их лиц. Также получить должность могут граждане, получившие основное общее образование (9 классов) и достигшие 15-летнего возраста. В любых других случаях закон требует разрешения одного из родителей (опекунов) на трудовую деятельность ребёнка.

Несовершеннолетние граждане

Однако в вопросе о несовершеннолетних гражданах возраст - не единственный подводный камень:

  1. Работа должна проходить в свободное от учёбы время и не мешать процессу физического, умственного и нравственного развития.
  2. От 14 до 16 лет допускается работа только с лёгкими материалами, если это погрузочная деятельность.
  3. При несогласии одного из родителей учитывается мнение самого несовершеннолетнего, а также органов опеки.
  4. До 14 лет допускается работа только в сферах культуры: экспонирование, театральные и цирковые представления - без ущерба для здоровья и психического развития.
  5. Несовершеннолетние не допускаются к тяжёлому физическому труду (работа в шахтах) или к работе с ядовитыми веществами, а также в сферах, вредящих нравственному развитию (ночные смены, работа со спиртными напитками, наркотическими и иными подобными веществами).
  6. Дети до 16 лет могут работать не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 - не более 36 часов.

Нюансы

Это только часть трудового законодательства, касающегося несовершеннолетних, но и здесь стоит отметить несколько моментов, прежде чем привести примеры трудового права в обеспечении труда молодёжи. Во-первых, в старших классах учебный день состоит в среднем из 6-ти уроков (примерно до двух часов дня в первую смену обучения), при условии что ребёнок, в теории, тратит на домашнее задание не менее 2-х часов, время на работу существенно сокращается.

Во-вторых, учащиеся школ и первых курсов средних учебных заведений по большей части ещё не обладают профессиональными навыками или же не могут их документально подтвердить (в сфере трудового права ни одно заявление не принимается на слово). По этой причине круг отраслей, где может работать ребёнок, сужается до культурных представлений, переноса грузов (для юношей, девушек берут редко), курьерской деятельности и прочих мелких работ.

Недееспособные граждане

Ограничениями трудового права обладают недееспособные граждане следующих категорий: инвалиды, психически нездоровые, на реабилитации. Во всех случаях у недееспособных граждан есть опекуны, по разрешению которых может быть оформлен договор. Однако это не значит, что все недееспособные граждане не могут самостоятельно поступать на работу.

Для примера трудового права из жизни недееспособных лиц можно представить следующий вариант: совершеннолетний инвалид-колясочник устраивается на работу финансовым консультантом. Он имеет соответствующее образование и вторую группу инвалидности, что позволяет ему самостоятельно без труда подать заявление на работу. В этом случае предоставляется справка об инвалидности с печатью лечащего врача и записью, что гражданин имеет право работать в данной сфере.

При приёме на работу инвалида работодатели требуют реабилитационную карту, потому что нередко в графе об ограничениях труда может стоять надпись "не имеет", но на деле начальнику необходимо учитывать индивидуальные особенности новобранца, дабы пресечь неприятие в коллективе остальными сотрудниками.

Послабления для инвалидов

Отдельно в качестве примеров трудового права инвалидов и лиц на реабилитации, имеющих максимум вторую группу инвалидности, стоит отметить некоторые послабления:

  1. Рабочая неделя составляет не более 35 часов с сохранением полной заработной платы.
  2. Нельзя привлекать инвалидов к сверхурочным работам, даже при наличии от них согласия.
  3. Работодатель обязан предоставить инвалиду отпуск до 60 дней с сохранением рабочего места в случае необходимости.
  4. Ежегодный оплачиваемый отпуск продлевается на 2 дня.

Примеры трудовой отрасли права содержат множество нюансов, связанных с частично дееспособными гражданами. Эти послабления - причина, по которой работодатели стараются не принимать на работу инвалидов, какими бы профессиональными они ни были. Законодательство старается всячески поощрять инвалидов и лиц после реабилитации.

Нарушения трудовых прав

Примеры нарушений трудового права в наше время встречаются повсеместно. Наиболее распространённое - выплата заработной платы менее прожиточного минимума (МРОТ = 7 800 р. по ст. 133 ТК РФ) или задержка выплат (ст. 136 ТК РФ); привлечение работников к деятельности, не предусмотренной договором; увольнение без расчёта (ст. 140 о расчёте при увольнении). Это правонарушения, касающиеся деятельности работодателя, но есть и те, которые относятся напрямую к работнику.

Например, раздел VIII ТК РФ рассматривает причины дисциплинарных взысканий со специалиста в случаях нарушения трудовых прав других работников, опоздания на работу, безалаберного отношения к своей должности и т. д.

Таким образом, институт трудового права - это сравнительно молодая отрасль, регулирующая взаимоотношения между работником и работодателем, а также между равными сотрудниками и начальством. Трудовые взаимоотношения нормируются законодательно, и нарушение норм преследуется по закону. Как работодатель, так и работник обладают определёнными трудовыми правами (выплата з/п, нормированный график работы и т. д.) и обязанностями (соблюдение дисциплины, подчинение начальству).


Субъектами трудовых правонарушений могут быть не только работники, но и работодатели, что указано в статье 232 ТКРФ. В качестве примера неисполнения обязанности работодателем по трудовому правоотношению можно привести неисполнение обязанности, предусмотренной статьей 22 трудового кодекса, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

Трудовое правонарушение - более широкое понятие по сравнению с дисциплинарным проступком по нормам трудового права - включает в себя, помимо дисциплинарных проступков, поступки, за которые могут привлечь причинителя вреда к материальной ответственность, то есть, к ответственности по трудовому праву. В случае внутреннего трудового распорядка можно говорить о наличии правонарушений, причиняющих вред внутреннему трудовому распорядку. То есть, имеет место правонарушение, которое нельзя назвать ни трудовым, ни дисциплинарным. Внутреннему трудовому распорядку как совокупности общественных отношений может быть причинен ущерб не только правонарушениями, за которые привлекают к дисциплинарной либо материальной ответственности по нормам трудового права, но и уголовными, административными, гражданскими правонарушениями.

Пример ответственности за нарушение норм охраны труда

Так, работодатель, обязанный обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда (статья 22 ТК РФ), виновный в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда работников, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (федеральный закон от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"). Ответственность же за нарушение предусмотрена не только в трудовом законодательстве, но и в уголовном, административном законодательстве. Данный пример свидетельствует, что за совершение правонарушения, наносящего вред внутреннему трудовому распорядку, лицо может быть привлечено не только к материальной либо дисциплинарной ответственности, но и к иным видам ответственности.

Наказания за дисциплинарные проступки

В соответствии со статьей 192 трудового кодекса России, за совершение дисциплинарного проступка , то есть неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. В данном случае будет иметь место общая дисциплинарная ответственность.

Федеральными законами, уставами и отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. Работники также могут нести уголовную или административную ответственность, например, в случае совершения по месту работы хищения. Согласно статье 238 ТК РФ, работник несет материальную ответственность за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, поскольку статья 1068 гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Следовательно, при совершении правонарушения, причинившего вред внутреннему трудовому распорядку работником, может наступить гражданско-правовая ответственность работодателя перед третьими лицами.