Регистрационный учет направлен на обеспечение граждан возможностью воспользоваться своими правами и свободами. С другой стороны, он является гарантией исполнения обязанностей в отношении государства, общества и его членов.

Все права и обязанности по регистрации и учету переданы территориальным органам МВД. Они осуществляют свои полномочия во всех населенных пунктах, куда входят также имеющие особый статус. Снятие с регистрационного учета по месту жительства или пребывания – простая процедура, но для ее осуществления требуются основания и документы.

Как разобраться с понятиями о регистрации и учете?

В приказе ФМС № 228 от 2012 г. с изменениями 2015 г. перечислены условия, при которых граждане считаются временно пребывающими. Это их проживание во всех помещениях, находящихся не по месту постоянной прописки до окончания нахождения по данному адресу. Существуют другие обстоятельства, когда возникает необходимость лечения или отдыха. Место пребывания в таких случаях: медицинские учреждения, дома отдыха, пансионаты, турбазы и подобные заведения. Отбывание наказания с лишением свободы, принудительные работы тоже относятся к этой категории.

Большинство граждан имеют постоянное место проживания, где они зарегистрированы. Отношение к жилплощади не играет роли: это личная квартира или дом, социальное жилье, арендованное или другое. Важно, чтобы по адресу проживали постоянно. Немногочисленные коренные народы по ряду обстоятельств не проживают на одном месте, а ведут кочевую или полукочевую жизнь. Они регистрируются в одном из поселений, находящихся в зоне кочевья.

Имеет место фиктивная регистрация. Законодательство относит к ней случаи, когда представлены недостоверные сведения или документы. Если встают на учет без намерения проживать по адресу, а с иной целью, это признается, после выявления обстоятельств, незаконным. Для аннулирования прописки в обязательном порядке предъявляется документ, удостоверяющий личность. На территории Федерации это паспорт для внутреннего использования. Дети до 14 лет регистрируются по свидетельству о рождении. Загранпаспорт гражданина России нужен, чтобы встать на учет и сняться с него, если постоянное проживание – за пределами страны.

Каковы условия снятия с регистрационного учета?

Прописка осуществляется по регламенту, определенному Приказом ФМС № 288, 2012 г., с изменениями 2015 года. В нем указано, что основная причина для снятия с учета по месту жительства – изменение адреса проживания. Для проведения действий ответственным должностным лицом понадобится заявление. В нем указывается причина: переезд на постоянное проживание в другое место или отбытие на определенный срок для лечения, отдыха и другие обстоятельства.

Состоящие на временном учете и проживающие в домах, не являющихся постоянным местом жительства, снимаются с него автоматически в день, указанный в заявлении о регистрации. Если граждане находятся в лечебницах, гостиницах, домах отдыха и подобных заведениях, то они снимаются с учета вместе с отбыванием на постоянное жительство. Заявление не требуется.

Особенности аннулирования временной регистрации

Если обстоятельства складываются таким образом, что необходимо уехать раньше оговоренного срока, предпринимаются некоторые действия. В этом случае составляется листок убытия и подается заявление. Оно пишется в произвольной форме, с указанием даты отъезда, если она известна. Обращаются лично, направляют документы почтой или через портал Госуслуг в орган, проводивший регистрацию.

Вместо временно проживающего человека обратиться в соответствующие инстанции может гражданин, предоставивший ему жилье и прописку.

Если собственнику или нанимателю жилья стало известно, что в его квартире без согласия зарегистрировано другое лицо, он вправе обжаловать это. Достаточно заявления в органы учета об аннулировании регистрации по месту проживания. Представляются документы, которые послужили основанием для незаконной прописки. Их копии направляются в отдел полиции для проведения расследования. Сотрудник регистрационной службы вносит запись об аннулировании предыдущего действия.

В лечебном учреждении после выписки больного, пребывавшего в нем на учете, уполномоченное лицо заполняет на него листок убытия. Один экземпляр на протяжении трех дней подается в адресно-справочную территориальную службу. Второй передается в отделение регистрации. Аналогичные действия проводятся в других подобных заведениях: гостиницах, санаториях, домах отдыха, турбазах. Временно прописанное лицо ничего не предпринимает, работа выполняется ответственным сотрудником.

Если Федеральной миграционной службой гражданин не признается вынужденным переселенцем после трех месяцев временного учета, он лишается регистрации. Все действия производятся на основании Административного регламента. Лицо лишается права проживания во временном поселении.

Изменение постоянного места жительства

Основанием для изменения прописки в большинстве случаев является переезд на другую жилплощадь или за пределы страны. При этом прежняя прописка аннулируется. Другими обстоятельствами, предусматривающими снятие с постоянного учета, являются служба в армии и отбывание наказания.

Чтобы выписаться с места постоянного проживания, не обязательно личное присутствие гражданина. Существуют обстоятельства, при которых это физически невозможно, или лицо лишается регистрации без своего согласия на основании решения суда:

  • человек признан безвестно отсутствующим;
  • смерть или суд объявил его умершим, что подтверждается соответствующим свидетельством;
  • выселение из жилого помещения или признание факта утраты, неприобретения права на него;
  • предоставлены сведения и документы, содержащие ложную информацию, а также неправомерные действия должностных лиц.

Если обнаружена фиктивная регистрация, то прописки лишает орган, ответственный за это. Согласие гражданина или судебное разбирательство не требуется. Когда кочевой маршрут выходит за пределы муниципального образования, в котором прописаны кочевники, то изменяется место регистрации. Предоставляется заявление и справка с места прописки о кочевании. Желание начать оседлую жизнь дает право изменить постоянную прописку. Достаточно подать заявление.

Решение вопросов с лицами, отбывающими или находящимися на ПМЖ за границей

Нормативными актами установлено, что МИД и консульства не имеют полномочий снимать с регистрации и учета граждан РФ, пребывающих за ее пределами. Этим правом наделены исключительно органы на территории страны. При выезде на ПМЖ за пределы государства лицо обращается с соответствующим заявлением, указывая страну, в которую отбывает. Его снимают с учета в течение трех дней, выдают листки: адресный и статистики убытия, в паспорте проставляется отметка.

Если гражданин уехал за границу без намерения проживать там постоянно, ему не обязательно возвращаться в страну для оформления документов. Он может обратиться в российское загранучреждение страны, где проживает. Там засвидетельствуют подлинность подписи на заявлении о снятии с регистрации. Обращаются к нотариусу, если нет такой возможности. Важное условие: страна проживания должна участвовать в Гаагской конвенции 1961 года. Юрист свидетельствует подпись, проставляет апостиль, оформляется перевод. Таким способом документ легализуется.

Личное обращение в территориальный орган ФМС России делает аннулирование прописки граждан, проживающих за пределами страны, беспроблемным.

Порядок снятия с учета по месту жительства

Предусмотрено два способа снятия с регистрации: до отъезда на постоянное проживание в другое место и после прибытия. Какой из них выбирать, зависит от личного желания граждан и никак не регламентируется. Если выписываются до переезда, то обращаются в отделение миграционной службы с заявлением об отмене прописки. В документе указывается прежний адрес проживания и будущий. Жилец еще не покинул квартиру, а уже выписан из нее. Подтверждением служит адресный листок, который заявитель получает на руки. Он предоставляется по новому месту регистрации.

Существенные недостатки способа: обращаться в подразделение ФМС придется два раза. Первый: чтобы сняться с учета, второй – встать на новом месте. Автоматически регистрация не проводится. Некоторое время гражданин пребывает без официальной прописки. Для перерегистрации по новому месту жительства отводится 7 дней. Если время будет упущено, статья 19. 15 Административного кодекса грозит штрафом в 2,5 тыс. руб.

Второй способ более удобный. Человек уезжает по новому адресу, не снимаясь с учета. Он обращается за пропиской в месте фактического проживания, пишет заявление, заполняет отрывной талон. Последний направляют по адресу, откуда выехал гражданин. На основании этого его снимут с регистрации заочно. Способ экономит время, заниматься вопросом придется лишь однажды. Практически в один момент человек прописывается на новом месте, и аннулируется регистрация на старом. Процедура проходит быстро и легко, безо всяких проволочек и недоразумений.

Кому и какие документы подавать?

Современный этап предоставления государственных услуг дает право выбора органа. Это миграционная служба, многофункциональный центр, управляющая компания по обслуживанию дома, электронный портал Госуслуг. Вся процедура, в соответствии с законом, бесплатная. Требование денег, исходящее от кого-либо, является незаконным. Право снятия с учета законом предоставлено только ФМС, все остальные компании являются посредниками. Разумнее, когда есть такая возможность, обращаться напрямую. Миграционная служба проводит выписку за три дня, остальные – за шесть.

Чтобы аннулировать прописку, предъявляют документы:

  • заявление: обычно выдают бланк, но можно и без него;
  • ксерокопия документа личности и оригинал для подтверждения;
  • выписка из домовой книги.

Если выписываются до переезда, заполняется адресный листок убытия, который нужен для регистрации на новом месте. Заявление о снятии с учета не имеет установленной формы. Но существуют единые требования к деловой документации, которых следует придерживаться. В ходатайстве должны содержаться:

  • наименование органа, в который обращаются;
  • данные заявителя;
  • в тексте указываются основания для снятия с учета;
  • прописывается новое место проживания;
  • внизу – дата и подпись.

Регистрирующий орган может разработать свой образец заявления и выдавать посетителям бланк. Прошение вместе с документами можно подать по почте, что важно для жителей отдаленных селений. Одновременно они изъявляют желание, каким способом предпочитают получить документы о снятии с учета: в службе лично или почтовым отправлением.

Особые случаи аннулирования регистрации

Когда граждане имеют детей до 14 лет, их выписывают вместе с родителями. Они или опекуны пишут просьбу о снятии с регистрации. Особенность процедуры заключается в необходимости письменного согласия второго супруга. Несовершеннолетние после 14-летнего возраста обращаются с заявлением, написанным собственноручно. Если у ребенка умерли родители или они лишены прав, требуется согласие органов опеки. Споры между супругами о прописке ребенка решаются судом. В исковом заявлении указываются причины возбуждения дела, подаются необходимые документы. После вынесения судебного решения дальнейшая процедура обычная.

Выселить с жилплощади и выписать можно принудительно, согласно судебному постановлению. Возбудить производство вправе только владелец жилплощади. Получив положительное решение, он пишет ходатайство об аннулировании регистрационного учета, собирает и подает документы, в числе которых – судебное постановление.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

Вряд ли ещё есть те люди, кто всю жизнь живёт по одному и тому же адресу. Во время любых переездов мы вынуждены снимать себя с регистрационного учёта по прежнему месту проживания.


В простонародье эту формальность также называют «выпиской» или «выпиской с постоянного места жительства», суть этих понятий одна и та же. Сама процедура имеет много нюансов, знание которых поможет избежать проволочек и уладить все бюрократические вопросы в сжатые сроки.

Документы, которые обязательно понадобятся

Просто прийти в отделение ФМС или паспортный стол, чтобы выписаться, недостаточно. Заявителю необходимо также предоставить принимающим его сотрудникам несколько документов:

  1. Заявление с просьбой о снятии с регистрационного учёта

Этот документ обязательно должен быть написан собственноручно, исключение составляют заявление от детей до 14 лет и лиц, ограниченных судом в дееспособности – за них действуют законные представители.

Форма заявления, как правило, произвольная, но по месту обращения за услугой всегда можно получить образец или бланк заполнения. В тексте заявления обязательно надо разборчиво и без сокращений написать ФИО заявителя, его паспортные данные, а также адрес убытия и адрес, куда совершается переезд.

В случаях, когда гражданин обращается за услугой снятия с регистрационного учёта в момент оформления прописки по новому адресу проживания, то писать отдельное заявление не нужно. Для этих целей предусмотрена нижняя часть бланка заявления о постановке на регистрационный учёт.

  1. Паспорт гражданина РФ или приравненный к нему документ

Детям, которым ещё не исполнилось 14 лет, понадобится оригинал свидетельства о рождении. Тем, кому уже исполнилось 14 лет, потребуется получить паспорт для выписки и последующей прописки, по свидетельству о рождении такую процедуру не проведут.

Паспорт гражданина не должен быть с истекшим сроком действия, у него должен быть надлежащий вид — без рукописных пометок или поправок на страницах, целостность листов не должна быть нарушена.

  1. Домовая книга или поквартирная карточка

Если гражданин проживает в частном доме, у него, скорее всего, на руках окажется домовая книга. Проживающим в многоквартирных домах на этот счёт беспокоиться не стоит – у всех паспортистов заведены поквартирные карточки на весь квартирный фонд населённого пункта.

  1. Адресный листок убытия

Указанный бланк документа заполняется в двух экземплярах непосредственно в уполномоченном органе. Мало кто знает, что эта обязанность возложена на паспортистов или принимающих сотрудников ФМС. Чаще всего они заставляют гражданина самого вносить в бланк нужную информацию.

  1. Листок статистического убытия

Подача этого документа производится только теми гражданами, кто кардинально меняет место постоянного проживания – выезжает за пределы нашего государства. При переезде в пределах нашей страны данный документ не заполняется. Лист статистического убытия также должен заполняться не гражданином, а ответственным сотрудником.

  1. Письменное согласие сотрудников органов опеки и попечительства на выписку несовершеннолетнего ребёнка

Его потребуется принести, если речь идёт о выписке ребёнка, находящегося без родительского попечения.

За любые действия по снятию или постановке на регистрационный учёт не берётся никакая плата, все действия сотрудников производятся бесплатно.

Даже если собраны не все требующиеся документы или не соблюдаются условия их подачи в компетентный орган, уполномоченные сотрудники обязаны принять от обратившегося гражданина заявление о выписке с предыдущего места проживания. Отказывать в приёме они не имеют юридического права, это чётко прописано в Административном регламенте.

Когда можно начать процедуру выписки

Есть 2 варианта как можно снять себя с учёта по постоянному адресу проживания, они оба зависят от того, когда гражданин начнёт процедуру:

  1. До смены адреса проживания. В этом варианте надо будет явиться в ближайший паспортный стол или в районное отделение миграционной службы и заявить о предстоящем смене места жительства. Придётся собственноручно внести все сведения в бланк заявления и сдать паспорт. Спустя несколько дней уже можно будет получить обратно свой паспорт с проставленной на его страницах отметкой об убытии. Также на руки выдаётся адресный листок убытия, который понадобится для дальнейшей прописки.
  2. Уже по факту переезда. Довольно давно у россиян появилась возможность подать документы на снятие с учёта в один момент вместе с постановкой на него по новому адресу проживания. Всё, что понадобится в этом случае помимо наличия обязательных документов – явиться в уполномоченную организацию по новому месту жительства и написать требующиеся заявления – на приписку и запрос на выписку с прежнего адреса. Иногда этот способ подачи документов может занять чуть большее время, чем в предыдущем варианте, но во многих случаях именно этот оказывается наиболее удобным.

Особенности проведения процедуры после переезда

Удобство выписки с предыдущего места жительства уже по факту переезда освобождает граждан от двухразового прихода в паспортный стол или ОФМС, ведь оба бланка заявлений, требующихся и для выписки, и для последующей прописки по новому адресу, заполняются и подаются одновременно. Это удобно для тех, кто экономит своё время и нервы.

Формально срок выписки в этом случае остаётся таким же, как если бы гражданин обратился за ней до смены своего основного адреса – 3 рабочих дня со дня подачи в уполномоченный орган заявления и паспорт. Но на практике могут возникнуть задержки, если прежний адрес гражданина находится в другом населённом пункте или регионе. Это связано с тем, что в месте предыдущей регистрации узнают о переезде гражданина только посредством почтовой связи, но, как известно, скорость доставки корреспонденции обычной почтой в нашей стране недостаточно высокая. Конечно, заявитель получит свой паспорт со всеми отметками в установленный законом срок (3 дня), но запись о том, что он убыл в базе данных миграционного отдела по адресу предыдущей прописки, появится чуть позже.

Алгоритм действий сотрудников ФМС будет следующим:

  • гражданина регистрируют по новому адресу, по которому он стал жить после переезда;
  • в течение всего трёх дней с момента внесения записи о новой прописке посредством почтовой связи направляется запрос на выписку заинтересованного лица в уполномоченный орган, обслуживающий адрес, по которому ранее был прописан гражданин.

По той причине, что данный вариант смены основного места регистрации граждан требует от сотрудников уполномоченного органа дополнительных действий, они могут осознанно не уведомить обращающихся к ним людей о том, что у них есть возможность одновременно оформить прописку и выписку. А ведь это очень удобно именно для граждан! Таким образом можно вдвое сократить время на походы в соответствующие органы и стояние в очередях. К тому же, не придётся ехать по старому месту жительства, если переезд был осуществлён в другой населённый пункт или регион.

Но важно понимать, что дистанционно выписаться возможно только в том случае, если по новому месту жительства гражданин оформляет именно постоянную прописку. Если речь идёт об оформлении временной регистрации, сотрудники ФМС не вправе выписывать с прежнего адреса «по запросу». Если после переезда гражданин не собирается вставать на регистрационный учёт по новому адресу, ему также откажут в выписке «по запросу».

Сколько ждать?

Административным регламентом установлен максимально допустимый срок снятия гражданина с регистрационного учёта по адресу его прежней прописки. Эта процедура производится уполномоченным на то органом в три рабочих дня. Течь этот срок начинает в момент подачи гражданином всех требующихся документов, которые правильно оформлены.

Этот срок автоматически продлится вдвое больше в том случае, если заявление и документы были поданы через МФЦ или паспортный стол. Дополнительные 3 дня понадобятся на то, чтобы доставить документы в подразделение ФМС для регистрационных действий и обратно.

В любом случае, максимальный промежуток времени для осуществления всех необходимых действий, по истечении которого гражданин сможет получить свой паспорт обратно, не превышает 6 дней.

Когда можно выписать гражданина без его участия

В нашем законодательстве предусмотрено всего несколько ситуаций, позволяющих гражданина выписать с предыдущего места проживания без его непосредственного участия:

  • выявление факта подлога документов или их несоответствия действительности;
  • неправомерность действий уполномоченных сотрудников при совершении регистрационных действий (возможно только после вступления в силу решения суда);
  • необходимость отбытия лица для несения им службы в рядах российской армии (всю информацию предоставляет в соответствующий орган военный комиссариат);
  • отбывание гражданином наказания в местах ограничения свободы (возможно только после даты вступления соответствующего судебного решения в законную силу);
  • официальное признание лица пропавшим без вести (опять же после вступления в законную силу решения суда);
  • фактическая смерть лица или признание этого факта через суд (понадобится подтверждающий документ);
  • наличие официального акта о принудительном выселении лица из занимаемого им жилья;
  • получение подразделением миграционной службы запроса от гражданина РФ с просьбой о снятии его с регистрационного учёта, отправленного по почте из того государства, в которое этот гражданин переехал (заявление обязательно заверяется у нотариуса, в консульстве или диппредставительстве).

— обязанность каждого живущего в России, переезжающего из одного жилья в другое. Многие добровольно исполняют эту обязанность, но некоторых приходится принуждать в судебном порядке. Рассмотрим процедуру, применяющуюся при разных вариантах разрегистрации.

Когда человека снимают с регистрации

Хотя старую советскую прописку заменила современная регистрация, каждый гражданин по-прежнему обязан находиться на учете по месту проживания или нахождения. Регистрация служит множеству целей — от статистики (учет населения и трудовых ресурсов региона) до решения вопроса о том, вправе ли человек жить в конкретной квартире.

Именно поэтому каждый гражданин, покидая место, где жил раньше, обязан произвести снятие с регистрационного учета по месту жительства. Законом предусмотрено три варианта снятия с регистрации:

  1. Новая регистрация. В этом случае снятие с учета по месту старой должно производиться автоматически, то есть никаких действий от гражданина не требует.
  2. Снятие без последующей регистрации. Такое допускается, если гражданин выезжает для постоянного проживания за пределы России, призывается на военную службу или отправляется в колонию отбывать наказание. Возможна повторная регистрация по тому же адресу после окончания службы или отбывания срока наказания, если у гражданина еще сохраняется право на это жилье.
  3. Разрегистрация с последующим получением временной прописки.

При этом снятие с регистрационного учета по месту жительства может быть как добровольным, так и обязательным. В последнем случае оно производится по решению суда.

Добровольная разрегистрация

Чтобы самостоятельно провести снятие с регистрационного учета по месту жительства, потребуется следующее:

При снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства:

При снятии с регистрационного учета по новому месту жительства:

1. Паспорт. Он должен быть действительным, то есть с неистекшим сроком действия и неиспорченным.

2. Для детей, еще не имеющих паспорта, — свидетельство о рождении.

4. Адресный листок убытия, выдаваемый лицом, ответственным за передачу бумаг в орган регистрационного учета

1. Паспорт.

2. Заявление о регистрации по новому месту жительства. К нему прилагается отрывной талон с заявлением о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

3. Документ, удостоверяющий право проживания в жилом помещении: договор найма, выписка о праве собственности и т. д.

ВАЖНО! Если у публичных органов уже имеются эти сведения, то регистрационный орган получит сведения в порядке межведомственного обмена, и представлять документы не потребуется.

4. Свидетельство о рождении малолетних детей.

5. Адресный листок прибытия

При снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства все необходимые документы подаются в территориальное подразделение МВД по месту бывшего проживания. В течение 3 дней с момента подачи документов в паспорте будет поставлена отметка о снятии с регистрации. После этого гражданин обязан в течение 7 дней прописаться по новому адресу. Указанный срок не действует лишь в том случае, если выбывший нигде не будет проживать больше 3 дней подряд.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Cрок на обращение в территориальный орган МВД для новой регистрации сокращен до 3 дней для лиц, прибывших в Москву и Санкт-Петербург на новое место жительства в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Сроки приведения чемпионата — с 25.05.2018 по 25.07.2018. Требование не распространяется на участников мероприятия.

Если же cнятие с регистрационного учета по месту жительства связано с одновременной пропиской по другому адресу, дополнительных действий не потребуется. Тут достаточно будет просто получить новую регистрацию, а выписку по старому месту осуществят органы МВД.

Разрегистрация через суд

Не всегда с регистрации снимаются добровольно. Могут быть и ситуации, когда снятие с регистрационного учета по месту жительства производится против воли самого гражданина — на основании судебного решения.

К таким случаям, например, относятся:

  • признание гражданина мертвым или пропавшим без вести;
  • признание документов, на основании которых была произведена регистрация, недействительными;
  • выселение из жилья или утрата права пользования им.

О последнем, пожалуй, стоит поговорить особо. Именно этот способ принудительного снятия с учета встречается чаще всего, требуя при этом немалого количества сил и времени.

Когда подается иск о снятии с регистрационного учета

Снятие с регистрационного учета по месту жительства в порядке гражданского судопроизводства производится в случаях, когда гражданин утрачивает право на проживание в квартире или доме. Как правило, это происходит в следующих случаях:

  1. Человек перестал быть членом семьи и в силу этого лишился права жить в квартире. Обычно это касается бывших супругов после развода, однако возможны и другие ситуации. К примеру, если в квартире, принадлежащей мужу, был прописан его шурин (брат жены), то после развода его родство с владельцем квартиры тоже прекращается.
  2. Человек выселяется из муниципального жилья с предоставлением другого (например, переселение в жилье меньшей площади при неоплате коммунальных услуг) или без предоставления (например, при грубом нарушении правил пользования жильем).
  3. Собственник самовольно устроил перепланировку и отказался за свой счет в установленный срок привести жилье в прежний вид.
  4. Жилье истребовано предыдущим собственником, потерявшим жилье в результате незаконной сделки.
  5. Истек срок, определенный для проживания.

При этом основным требованием по иску здесь будет признание лица не имеющим права пользоваться жильем. Снятие же с учета будет идти как дополнительное требование, удовлетворяемое лишь в случае, если суд принял сторону истца и удовлетворил основное.

Кем подается исковое заявление о снятии с регистрационного учета

Иск, по которому суд принимает решение о снятии с регистрационного учета по месту жительства, вправе подать заинтересованное лицо. Им может быть:

  • собственник (по делам, связанным с выселением временных жильцов или других лиц, которые больше по закону не вправе пользоваться помещением);
  • муниципалитет в лице жилищного отдела, департамента и т. д. (по делам, связанным с выселением из муниципального жилья).

Также заинтересованными могут быть и другие лица, чьи интересы затрагиваются регистрацией ответчика в данном жилье. Конкретизировать их трудно, поскольку ситуации вокруг жилья могут складываться самые непредсказуемые. Однако лицу, не являющемуся собственником, в иске придется обосновать не только свои требования, но и право на подачу иска. В противном случае суд откажется рассматривать иск по существу и признает лицо, подавшее заявление, ненадлежащим истцом.

Последствия судебного решения

В том случае, если иск был удовлетворен, снятие с регистрационного учета по месту жительства производится без желания гражданина. Он сам может даже не появляться в паспортном столе и не ставить отметку в паспорте: в любом случае во всех документах (кроме его паспорта) отметка о том, что гражданин выписан из жилья, будет стоять.

Следует отметить, что после того, как решение суда вступило в силу, и истекли сроки обжалования (или же суды вышестоящих инстанций отказали в жалобе), гражданин не просто утрачивает право на пользование жильем — он еще и обязан зарегистрироваться в другом помещении, поскольку из предыдущего выписан. Если ответчик где-то все же проживает, но при этом не имеет даже временной регистрации, он может быть привлечен к ответственности за нарушение правил учета.

В судебном порядке: образец искового заявления Образец искового заявления о защите права собственности и снятии гражданина с регистрационного учёта можно скачать на нашем сайте. Снятие с учёта по доверенности Законодательство Российской Федерации разрешает осуществлять процедуру снятия лица с регистрационного учёта при обращении его доверенного лица. Последний обязан предоставить нотариально заверенную доверенность, в которой среди перечня полномочий указаны действия по снятию с регистрационного учёта. Образец заявления о снятии с регистрационного учёта (форма 6) Документ, инициирующий процедуру разрегистрации, выглядит следующим образом:На нашем сайте можно скачать бланк заявления по форме №6.

Особенности процедуры снятия с регистрационного учета по месту жительства

Нужно в жилконторе взять справку или акт об отсутствии в течение довольно длительного срока на данной площади лица, которое не проживает по этому адресу, хотя есть постоянная регистрация. Подойдут справки из полиции о неоднократных вызовах или поступлении заявлений, или из ЖЭУ об использовании жилья не по назначению, и пр.

Подготовка пакета документов Различные обстоятельства предполагают разные основания, и перечень документов совпадать не может. В основном нужны такие бумаги:

  • паспорт заявителя;
  • справка о поименном списке зарегистрированных лиц;
  • документы о разводе, если вопрос о снятии регистрации экс-супруга;
  • документы о праве собственности на квартиру и др.

Нельзя упустить и то, что нужно будет оплатить госпошлину, а квитанцию присовокупить к перечню бумаг.


Сумма госпошлины – 350 руб.

Снятие с регистрационного учета: порядок и нюансы процедуры

Прошение вместе с документами можно подать по почте, что важно для жителей отдаленных селений. Одновременно они изъявляют желание, каким способом предпочитают получить документы о снятии с учета: в службе лично или почтовым отправлением.


08

Важно

Особые случаи аннулирования регистрации Когда граждане имеют детей до 14 лет, их выписывают вместе с родителями. Они или опекуны пишут просьбу о снятии с регистрации.


Особенность процедуры заключается в необходимости письменного согласия второго супруга. Несовершеннолетние после 14-летнего возраста обращаются с заявлением, написанным собственноручно.

Внимание

Если у ребенка умерли родители или они лишены прав, требуется согласие органов опеки. Споры между супругами о прописке ребенка решаются судом.


В исковом заявлении указываются причины возбуждения дела, подаются необходимые документы. После вынесения судебного решения дальнейшая процедура обычная.

Снятие с регистрации по месту жительства

Заявление о снятии с регистрационного учета - образец. Сколько стоит? Эта процедура производится безвозмездно.
Формы убытия и статистического листа выбытия заполнят сотрудники соответствующих служб (это вменено им в служебные обязанности). Результат снятия с регистрации На руки будет выдан листок убытия для предъявления его на новом месте проживания, а в паспорте или в свидетельстве о рождении, если гражданин моложе 14 лет, будет поставлен штамп о снятии с регистрации.
Прибыв на новое место жительства, гражданин будет иметь только 7 дней, чтобы заявить о себе, в противном случае – в соответствии с КоАП (ст. 19.15 ч.1), можно попасть в неприятную ситуацию с выплатой штрафа. Снятие с регистрационного учета не относится к особо сложным действам, но таков закон, а его нужно исполнять.

Все возможные варианты снятия с регистрационного учета

  • «При аннулировании регистрации гражданина по месту пребывания сотрудник органа регистрационного учета заполняет на него адресный листок убытия по форме N 7 (приложение N 4 к Регламенту), производит запись в верхнем правом углу «Аннулировано» и направляет его в подразделение адресно-справочной работы территориального органа. При этом в журнале по форме N 4 (приложение N 10 к Регламенту) напротив записи о регистрации производится запись «Аннулировано » » 20 г.».

    Максимальное время выполнения действия — 10 минут. (ст. 125 Правил)»

Данный документ служит подтверждением снятия с регистрационного учета и основанием для прописки по новому месту жительства. Вернуться к содержанию ✔ Домовая поквартирная книга жилого помещения.

Снятие с регистрационного учета

N 9 (приложение N 13 к Регламенту) или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту). Максимальное время выполнения действия — 3 минуты.

  • При этом адресные листки убытия по форме N 7 (приложение N 4 к Регламенту) в течение 3 дней направляются в подразделение адресно-справочной работы соответствующего территориального органа, уведомления о снятии с регистрационного учета по форме N 14 (приложение N 16 к Регламенту) — в орган регистрационного учета по новому месту жительства граждан, а листки статистического учета выбытия ежемесячно в территориальный орган Росстата (ст.133 Правил)»

Таким образом, если заявление о снятии не подается в отделение ФМС, время подготовки документов увеличивается еще на три дня и составляет 6 дней. Процедура снятия с учета бесплатная, госпошлина в данном случае не оплачивается.

Как происходит снятие с регистрационного учета по месту жительства и пребывания?

Данный документ требуется при аннулировании прописки в том случае, если владелец жилплощади не заключил соглашение с управляющей компании на ведение регистрационного учета. В случае наличия подобного соглашения, документ не требуется, так как все необходимые сведения указаны в регистрационных и поквартирных карточках.

Вернуться к содержанию ✔ Листок статистического учета выбытия. Данный документ требуется, если новое место регистрации находится за пределами страны.

  • «При снятии в установленном Регламентом порядке с регистрационного учета по месту жительства граждан, выезжающих на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, на них заполняются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (приложение N 12 к Регламенту)(ст.131 Правил)».

Вернуться к содержанию ✔ Письменное согласие органа опеки и попечительства на изменение места жительства ребёнка.
Дети до 14 лет регистрируются по свидетельству о рождении. Загранпаспорт гражданина России нужен, чтобы встать на учет и сняться с него, если постоянное проживание – за пределами страны. Рекомендуем 02 Каковы условия снятия с регистрационного учета? Прописка осуществляется по регламенту, определенному Приказом ФМС № 288, 2012 г., с изменениями 2015 года. В нем указано, что основная причина для снятия с учета по месту жительства – изменение адреса проживания. Для проведения действий ответственным должностным лицом понадобится заявление. В нем указывается причина: переезд на постоянное проживание в другое место или отбытие на определенный срок для лечения, отдыха и другие обстоятельства. Состоящие на временном учете и проживающие в домах, не являющихся постоянным местом жительства, снимаются с него автоматически в день, указанный в заявлении о регистрации.

Причина снятие с учета прописки что писать

Причинами снятия с учёта могут служить:

  • Смена места жительства и последующая регистрация в другом населённом пункте (по другому адресу). В этом случае гражданину достаточно зарегистрироваться в новом месте, что автоматически вызовет разрегистрацию по прежнему месту жительства.
  • Призыв по повестке военкомата.
  • Лишение свободы и этапирование в место заключения.
  • Признания гражданина безвестно отсутствующим.
  • Смерть гражданина либо его признание умершим по решению суда.
  • Окончание срока действия разрешения на право пользования жилым помещением.

Процедура снятия с учёта производится в паспортном столе управляющей компании либо в любом подразделении ФМС, куда заявитель обращается с пакетом необходимых документов. Соответствующую отметку в паспорт гражданин получает в течение максимум 3-х дней.

Причина снятие с учета прописки что писать в

Теперь для снятия с регистрационного учета можно обратиться в такие органы, как:

  • Управляющая компания, обслуживающая дом.

В каждом из этих случаев алгоритм действий одинаковый:

  1. Собрание нужного пакета документов.
  2. Заполнение ходатайства о снятии с учета с приложением необходимых бумаг.
  3. Получение результата обращения в установленный срок.

Выбирая орган для проведения процедуры, следует учитывать, что процедура снятия с регистрационного учета, а также принятие окончательного решения по представленному заявлению находится в юрисдикции ФМС. Другие органы выступают посредниками, они только собирают пакет документов и предоставляют их в миграционную службу, получая затем ответ. Поэтому для экономии времени разумнее обращаться непосредственно в ФМС. Вернуться к содержанию ○ Документы для снятия с учета.

Большинство граждан имеют постоянное место проживания, где они зарегистрированы. Отношение к жилплощади не играет роли: это личная квартира или дом, социальное жилье, арендованное или другое.

Важно, чтобы по адресу проживали постоянно. Немногочисленные коренные народы по ряду обстоятельств не проживают на одном месте, а ведут кочевую или полукочевую жизнь. Они регистрируются в одном из поселений, находящихся в зоне кочевья.

Имеет место фиктивная регистрация. Законодательство относит к ней случаи, когда представлены недостоверные сведения или документы. Если встают на учет без намерения проживать по адресу, а с иной целью, это признается, после выявления обстоятельств, незаконным.

Для аннулирования прописки в обязательном порядке предъявляется документ, удостоверяющий личность. На территории Федерации это паспорт для внутреннего использования.

Разрегистрация в данном случае производится органами миграционного учёта на сновании любого из следующих документов:

  • уведомление о прибытии иностранца на новое место жительства;
  • уведомление из гостиницы или другого места, временно принявшего иностранца, о его убытии;
  • решение суда о прекращении действующей регистрации.

Снятие с регистрационного учёта без согласия гражданина Если гражданин не желает самостоятельно сняться с учёта, то при наличии веских на то оснований сделать это может собственник или наниматель жилого помещения. Решением данных вопросов занимается суд, куда следует подать исковое заявление с просьбой признать гражданина утратившим право пользования жилым помещением.