Систематизация – это деятельность субъектов по приведению нормативных правовых актов в упорядоченную совокупность, систему.

Выделяются четыре вида систематизации: учет, инкорпорация, консолидация, кодификация.

Учет нормативных правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранения и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой информации в массиве актов, взятых на учет. Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных правовых актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Совокупность нормативных правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд. Для быстрого нахождения акта, принятого по тому или иному вопросу, создаются информационно-поисковые системы: базы и банки данных правовой информации.

Инкорпорация – подготовка и издание разного рода сборников (собраний) нормативных правовых актов. Инкорпорация проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных актов.

Легальное определение: инкорпорация – вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемый без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке.

Нормативные правовые акты инкорпорируются (включаются в сборники) в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом с учетом внесенных в них изменений и дополнений. Т.е. проводится внешняя обработка актов, не затрагивающая их нормативного содержания. Именно признак сохранения неизменным нормативного содержания акта составляет основное отличие инкорпорации от консолидации и кодификации.

Сборниками называются инкорпорированные издания законов или иных актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания законов и иных актов. Собраниями обычно называют инкорпорированные издания нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти государства.

Три вида собраний:

  • официальные – собрания, когда правотворческий орган сам подготовил и издал его, либо утвердил, либо иным образом официально одобрил собрание, подготовленное иным органом;
  • официозные – собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без его официально выраженного одобрения, утверждения;
  • неофициальные собрания издаются научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе без специальных полномочий со стороны правотворческих органов.

Разновидностью собрания законодательства является свод законов – инкорпорированное издание нормативных правовых актов высших органов законодательной власти (иногда и президента). В Республике Беларусь в Свод законов включаются законы, декреты, указы Президента, издание которого начато с января 2008 года.

От собрания свод законов отличается тремя основными признаками:

2) подготовка свода всегда сопровождается большой законотворческой работой. Выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, недействующие законы, множественность актов по одному вопросу устраняется подготовкой одного укрупненного акта, пробелы в законодательстве преодолеваются путем принятием новых законов;

3) свод представляет собой собрание всех действующих законов без исключения.

Помимо свода законов в государстве может быть предусмотрено издание более широкого свода законодательства.

Консолидация – деятельность по сведению множества актов по одному вопросу в один укрупненный акт. Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание правового регулирования общественных отношений. Производится лишь редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, объединяются в один пункт тождественные предписания и др.

Кодификация – деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.

Легальное определение: кодификация – вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающийся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений.

Кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Кодификационные акты, как правило, имеют большую чем обычные законы юридическую силу.

Виды: основы законодательства, кодексы, уставы и т.д.

Основы законодательства – акт, содержащий определения, единые принципы регулирования, основные ориентиры правовой регламентации общественных отношений.

Кодекс – крупный сводный акт, позволяющий детально регулировать определенную сферу однохарактерных общественных отношений. Легальное определение: Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Устав – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Процесс законотворчества

Процесс законотворчества (законодательный процесс) – деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и иных субъектов по принятию законов.

Стадии законотворческого процесса:

1) планирование законотворческого процесса;

2) законодательная инициатива;

3) подготовка проекта закона;

4) принятие закона;

5) включение закона в Национальный реестр правовых актов;

Планирование законодательного процесса включает в себя разработку государственных программ и ежегодных планов подготовки проектов законов. Это основа законодательного процесса. Планы и программы утверждаются Президентом и содержат названия и виды законов, а также государственные органы, ответственные за их подготовку, сроки подготовки.

Правом законодательной инициативы обладают Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правом законодательной инициативы по вопросу изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь обладают Президент и граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 150 тысяч человек.

Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств (доходов), создание либо увеличение расходов, могут вноситься в Парламент лишь с согласия Президента либо, по его поручению, Правительства.

Законопроект о делегировании президенту законодательных полномочий предлагается только Президентом.

Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей путем внесения проекта закона.

Стадия подготовки проекта закона, по общему правилу, предшествует стадии законодательной инициативы и может предшествовать либо протекать параллельно со стадией планирования.

При подготовке законопроекта составляется план работы, где предусматриваются:

  • этапы подготовки проекта с указанием сроков их выполнения;
  • определение состава временной комиссии или рабочей группы по подготовке проекта;
  • изучение материалов, необходимых для подготовки проекта;
  • определение концепции, вида и структуры проекта;
  • подготовка текста проекта;
  • подготовка перечней актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению;
  • направление проекта на согласование заинтересованных государственных органов;
  • доработка проекта с учетом полученных замечаний и предложений;
  • экспертиза проекта;
  • внесение проекта закона в компетентный орган для передачи в Парламент.

Проект закона подлежит обязательной юридической экспертизе в Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Проект закона в порядке законодательной инициативы направляется для принятия в Парламент на имя Председателя Палаты представителей, регистрируется и хранится в Секретариате нижней палаты.

Для предварительного рассмотрения и заключения по законопроекту определяется головная комиссия, которая направляет его в постоянные комиссии и структурные подразделения Секретариата для замечаний и предложений. По завершении работы головная комиссия направляет свое заключение и законопроект в Совет Палаты представителей для рассмотрения вопроса о включении его в повестку дня сессии.

Рассмотрение проектов в Палате представителей осуществляется, как правило, в двух чтениях.

При первом чтении:

  • заслушивается доклад субъекта законодательной инициативы, внесшего проект и содоклад головной комиссии;
  • обсуждается концепция, направленность и структура законопроекта, основные институты и целесообразность его принятия;
  • при наличии альтернативных проектов выбирается проект, который ляжет в основу при рассмотрении во втором чтении.

После первого чтения законопроект передается на доработку в ту же или иную комиссию и может быть вынесен на народное обсуждение (между первым и вторым чтением).

Во втором чтении:

  • выступает председатель головной комиссии с докладом;
  • принимается наименование будущего закона;
  • законопроект обсуждается постатейно, по главам, по разделам или в целом;
  • каждая статья, глава, раздел или проект в целом ставятся на голосование;
  • в случае раздельного голосования проект в последующем ставится на голосование в целом.

При отклонении рассмотрение данного законопроекта возможно после повторного его внесения в Парламент в порядке законодательной инициативы. Такой проект рассматривается как новый.

Принятый текст проекта передается в течение 5 дней направляется на рассмотрение в Совет Республики, где должен быть одобрен или отклонен в 20-дневный срок. Решение принимается простым или квалифицированным большинством голосов в форме постановления. Верхняя палата не может вносить изменения и дополнения в текст проекта. Если законопроект не был рассмотрен в названный срок, он считается одобренным.

По решению Президента или по его поручению Правительства законопроект может быть признан срочным. Это влечет необходимость его рассмотрения в течение 10 дней в каждой палате.

Законопроект становится законом после его принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики.

В случае отклонения верхней палатой проекта палаты могут создать согласительную комиссию. Если последняя не может выработать единый текст, Президент вправе потребовать, чтобы палата представителей приняла окончательное решение квалифицированным большинством голосов.

Принятый закон направляется в течение 10 дней на подпись Президенту. Если Президента не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель закон считается подписанным. Вместе с тем закон не считается подписанным и не ступает в силу, если он не мог быть возвращен В Парламент в связи с окончанием сессии («карманное вето»).

При несогласии с законом Глава государства возвращает его в Палату представителей со своими возражениями (отлагательное вето), которые должны быть рассмотрены в течение 30 дней. Парламент может преодолеть вето Президента, проголосовав за закон без учета возражений Главы государства 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента. Такой закон подписывается Президентом в 5-дневный срок и вступает в силу даже, если он не подписан.

В Республике Беларусь допускается вступление закона в силу с изъятиями положений, на которые Президент наложил вето.

Дата принятия закона – дата подписания Президентом либо последний день срока, когда закон должен быть подписан им или возвращен в Парламент.

Включение закона в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА – это система учета правовых актов Республики Беларусь, составляющих законодательство Республики Беларусь; неточно, весь массив правовых актов) происходит путем направления в НЦПИ действующей копии оригинала закона в течение 3-х дней после принятия.

  • Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;
  • газета «Звязда» (на белорусском языке);
  • газета «Народная газета» (на русском языке);
  • Ведомости Национального собрания (Верховного Совета), если закон опубликован (до 01.01.2001г.);
  • Свод законов (с 01.01.2008г.);
  • электронная версия Национального реестра правовых актов Республики Беларусь.

Закон вступает в силу через 10 дней с момента (дня) официального опубликования, если иной срок не установлен в самом законе.


ТИПОЛОГИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

1. Античные концепции типологии

2. Историко-формальный подход Гегеля

3. Историко-формационный подход Марксизма
4. Цивилизационный подход типологии

5. Либертарно-юридическая концепция типологии права В.С. Нерсесянца

16.1. Античные концепции типологии

Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили различные формы государства и права на две группы: правильные и неправильные. К группе правильных форм они относили те из них, где власть осуществляется на основе законов и в общих интересах, а к неправильным – те, где власть не опирается на законы и служит интересам лишь правителей.

Опираясь на такой подход, Платон выделял три правильные формы: царскую власть (законную монархию, т.е. правление одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и демократию (власть народа на основе законов); и три неправильные формы: тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов). С тех же позиций Аристотель считал тремя правильными формами царскую власть, аристократию и политию (правление большинства на основе законов); а тремя неправильными – тиранию, олигархию и демократию (правление демоса не на основе закона).

Данный подход к типологизации права и государства, основанный на критерии законности и противопоставления законного проявления беззаконию, широко использовался в последующей политико-правовой масли и сохранил свое значение до настоящего времени.

16.2. Историко-формальный подход Гегеля

Гегелевская типология государства строится на основе его учения о развитии и смысле во всемирной истории различных общественно-духовных формаций (царств), представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы, которым соответствуют определенные типы государств: теократия, демократия, аристократия, конституционная монархия.

С позиций всемирно исторического процесса развития права и государства Гегель выделял 4 формы существования миропорядка: 1) восточное; 2) греческое; 3) римское; 4) германское. Эти царства представляют собой объективные исторические формации, формообразования мира. Со сменой этих царств происходит смена существующих типов государства и права. Восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя), греческому и римскому царствам – демократия или аристократия (свобода некоторых, т.е. части населения), германскому царству – монархия Нового времени с представительной системой. Восток, по мнению Гегеля, знал и знает только то, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны.

16.3. Историко-формационный подход Марксизма

Критерием типологии права и государства, позволяющим выявить и закономерные связи этих явлений как во времени, так и среди существующих государств и их правовых систем, согласно Марксу и Энгельсу является понятие «общественно-экономической формации». Под последней подразумевается исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Экономические отношения, будучи основой и источником развития общества, позволяют увидеть единообразие, сходство разных стран в отдельные исторические периоды.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется по объективным причинам путем ниспровержения устаревших и установления новых, соответствующих достигнутому уровню развития производительных сил. Последовательная смена четырех классовых общественно-экономических формаций объективно определяет логику развития государства и права и основные этапы этого развития.

Рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической общественно-экономическим формациям соответствует конкретный исторический тип государства и права. Под историческим типом права следует понимать совокупность существенных признаков, свойств, связей, которые выражают его классовую сущность в рамках определенной общественно-экономической формации.

Исторически первым типом государства и права были рабовладельческие государство и право, возникшие на развалинах общинно-родового строя. Рабовладельческое государство было орудием рабовладельцев, выполнявших функции защиты их собственности, захвата чужых земель и обращения населения завоеванных земель в рабство. Рабовладельческое право выражало волю рабовладельцев, по преимуществу было недостаточно развитым и весьма жестоким по отношению к правонарушителям.

Феодальное государство и право пришли на смену рабовладельческому. У отдельных народов этот тип государства и права сменил публичную власть общинно-родового строя. Феодальное государство выступало мощным средством защиты сословных привилегий феодалов, их права собственности на землю, на владение крепостными крестьянами и присвоение большей части произведенных ими материальных благ. Феодальное государство постоянно вело войны с целью захвата чужых территорий либо обороны своей. Феодальное право закрепляло и проводило в жизнь волю феодалов, освящало их сословные привилегии, власть над крепостными крестьянами. Оно было недостаточно развитым и закрепляло жестокие, изуверские меры наказания преступников.

В ходе буржуазных революций в XVI-XIX вв. феодальный тип государства и права заменяется на буржуазный, основанный на частной собственности на средства производства и формальном равноправии всех граждан. Буржуазное государство продолжало такие функции феодального государства, как захват чужих территорий, удержание в повиновении эксплуатируемых. Вместе с тем оно существенно ограничивало власть монарха либо вовсе его свергала, образовав республиканскую форму правления. Полицейский режим заменялся на демократический, значительно расширился круг политических прав трудящихся их возможность участвовать в формировании государственного аппарата.

Буржуазное право, будучи выразителем воли буржуазии, закрепляет выгодные ей порядки. В современных условиях буржуазное государство предоставляет максимум прав и свобод всем социальным классам.

Социалистическое государство и право приходят на смену буржуазному и основываются на общественной собственности на средства производства при плановом распределении государством благ, влечет к ликвидации класса эксплуататоров и эксплуатации человека человеком, предоставляет широкие социально-экономические права трудящимся, политическую власть рабочему классу и всем трудящимся при авангардной роли коммунистической партии.

Наиболее прогрессивной формой жизнедеятельности людей, согласно марксизму, является коммунистическое общество, существующее без государства и права. Это безгосударственный, бесклассовый, бесправовой социальный организм, саморегулирующийся на основе высокого коммунистического сознания и морали.

Переход от одного исторического типа государства и права к другому совершается в ходе социальных революций, представляющих необходимый и закономерный этап в развитии общества. Объективной основой социальной революции выступает требующий разрешения конфликт между уровнем развития производительных сил общества и несоответствующими ему, устаревшими производственными отношениями. Конфликт разрешается в ходе социальной революции и влечет за собой перестройку всей системы общественных отношений.

16.4. Цивилизационный подход типологии

Цивилизационный подход возник на основе культурологических исследований Шпенглера, Тойнби и Н.Я. Данилевского. Они отрицали единство общечеловеческой культуры (цивилизации). Каждая цивилизация отличается своей спецификой, имеет свои социальные и политические ценности, воззрения и устремления, свои государственно-правовые формы. Учитывая сходство и аналогии в развитии этих автономных цивилизаций, говорится о некоторых эмпирических законах повторяемости в процессе развития этих цивилизаций. Данные учения специально не исследуют проблемы государства и права, на основе чего можно строить теоретически значимую типологию. Вместе с тем некоторые ученые предлагают выделять право западной цивилизации и право восточной цивилизации.

16.5. Либертарно-юридическая концепция типологии права

В.С. Нерсесянца

Согласно данной концепции типы права и государства – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.

В государствах древнего мира индивид является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому критерию. Так, афинскими гражданами и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских родов, а членами римской гражданской общины, римскими гражданами и субъектами римского права – лишь исконные римляне. По своему типу государство и право древности было этническим. Этот исходный тип государства и права выступает в качестве необходимой формы признания и закрепления людей на свободных и несвободных по этническому основанию. При этом отличие свободных от несвободных получает свое выражение в том, что свободные – это субъекты права, а несвободные (рабы) – соответственно объекты (статус).

Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. Прогресс свободы здесь состоит в том, что этнический критерий свободы уступает место сословному. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет. В этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий независимо от национальности. Свобода носит характер сословных ограничений и привилегий.

При таком типе права каждый является субъектом права именно в качестве члена определенного сословия. Внутрисословное равенство сочетается с межсословным неравенством.

С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое время приходит индивидуалистический тип государства и права. Человек является субъектом права как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия. Такая индивидуализация людей происходит в результате обособления сфер частной (частно-правовой) и политической (публично-правовой) жизни.

Современным (исторически последним) типом государства и права называется гуманитарно-правовой тип, поскольку каждый человек именно как человек является и официально признается государством и законом субъектом прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего позитивного права. В рамках данного типа государства и права продолжают сохраняться различия между правами человека и правами гражданина, государственно-правовые различия между гражданином и негражданином. Права граждан представляют собой государственно-правовые привилегии, которые можно охарактеризовать как остатки предшествующих типов права и государства.

Подобные привилегии обусловлены характером каждого государства и права как определенного способа и формы жизни людей именно данной конкретной совокупности свободных людей, чья принадлежность к исторически определенному сообществу (этническому, сословному, политическому, государственно-правовому) определяет и квалифицирует их в качестве субъектов права.

Отмеченные типы права и государства представляют собой исторически сменявшиеся друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы с древности до современности.


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА

1. Понятие реализации норм права

2. Применение права как форма реализации

3. Пробелы и коллизии в праве. Способы их преодоления

4. Правоприменительный акт


Похожая информация.


Систематизация нормативных правовых актов - это деятельность государственных органов, негосударственных институтов, отдельных лиц по упорядочению нормативного правового материала, приведению его в стройную согласованную систему.

При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность и раздробленность нормативных актов; они упорядочиваются и располагаются в соответствии с определенными признаками. Осуществляя систематизацию, государственные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся пробелы в праве, проводят обновление законодательства.

В науке и юридической практике различают несколько основных видов систематизации нормативных правовых актов:

Инкорпорация;
- кодификация;
- консолидация.

Инкорпорация - это такое объединение нормативных актов, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники без изменения их нормативного содержания.

Правовой материал может объединяться в хронологическом, предметном (систематическом) или алфавитном порядке.

Инкорпорация называется официальной, если она осуществляется уполномоченными на то государственными органами. Примером официального инкорпорированного сборника является Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, издаваемый с 1999 г. Неофициальная инкорпорация осуществляется любыми другими органами или лицами по собственной инициативе (например, сборники нормативных правовых актов, составленные учеными или юристами-практиками).

Кодификация - такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания. Это наиболее сложный вид систематизации, так как он представляет собой правотворческую деятельность. В процессе кодификации осуществляется «расчистка» законодательства от устаревших положений и происходит обновление нормативных установлений. Изложенный в кодексах материал, хотя и имеет сложную структуру, отличается внутренним единством, поскольку построение его осуществляется на единых принципах. Формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Поскольку в содержание кодификации всегда входит правотворческий процесс, она может осуществляться только официальными органами, наделенными соответстующими правотворческими функциями.

Консолидация - вид систематизации, в процессе которого происходит объединение в одном нормативном правовом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Консолидация представляет собой нечто среднее между инкорпорацией и кодификацией. В результате консолидации сам нормативный материал не перерабатывается, однако возможно исключение отдельных норм для устранения дублирований и противоречий.

Еще одной разновидностью упорядочения нормативных правовых актов является учет законодательства. Существует несколько видов учета. Журнальный учет в настоящее время применяется крайне редко. Более совершенный вид учета - картотечный. Однако наиболее совершенным и перспективным является компьютерный учет, осуществляемый при помощи специальных информационных банков данных (база данных Национального центра правовой информации, электронная версия Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, правовая база данных «Консультант- Плюс»).

Принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Отсюда, систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Виды и формы систематизации нормативных актов

Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация и одна вспомогательная — учет. Учет является необходимым условием приведения актов в систему. Он ведется в журнальной картотеке, на магнитных дисках и т. д. Поэтому поиск нужного акта осуществляется как ручным путем, так и с помощью автоматизированной обработки юридической информации.

Представляет собой внешнюю обработку или объединение в сборники и собрания действующих нормативных актов в определенном порядке без изменения их содержания по существу. При этом юридический статус инкорпорированных актов не изменяется. Различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов.

Неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

- такая форма систематизации, при который происходит объединение нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт. Это происходит с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового воздействия.

В связи с этим консолидация может рассматриваться и как особый прием, используемый правотворческим органом при совершенствовании действующего законодательства.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов по созданию нового, сводного, внутренне согласованного и юридически цельного нормативного акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства в определенной сфере общественной жизни.

Кодификация обеспечивает согласование норм общеправового регулирования (норм-целей, норм-дефиниций, норм- принципов и т. д.) с нормами конкретного, специального правового регулирования. Она становится своеобразной нормативной основой комплексного подразделения системы права и законодательства (института, отрасли или комплексного массива законодательства) организованного по предметному, функциональному или целевому критериям.

Кодификационные акты делятся на три вида:

  • основы законодательства , устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;
  • кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);
  • устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации -- инкорпорацию, консолидацию, кодификацию, некоторые авторы выделяют ещё один вид систематизации - учёт.

Учет

Учет - это сбор государственными органами, юридическими и физическими лицами необходимых для их деятельности НПА и поддержание их в контрольном состоянии, а также обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах.

Круг актов подлежащих учету в каждом конкретном случае определяется практическими, информационными потребностями. Взятые на учет акты поддерживаются в контрольном состоянии, это означает, что в них вносятся сведения о всех последующих официальных изменениях и дополнениях.

Виды учета НПА:

  • 1. ручной
  • 2. полумеханизированный
  • 3. механизированный
  • 4. автоматизированный

Процесс создания системы с ручным поиском включает в себя следующие этапы:

  • 1. Выявление круга вопросов по которым должен осуществляться поиск и выдача необходимой правовой информации
  • 2. Анализ поступивших на учет нормативных актов с целью выявления в них тематических вопросов предусмотренных предметом регулирования, либо отраслью права
  • 3. Фиксация, выявление в актах тематических вопросов (журнал или карточки).

Инкорпорация

Инкорпорация - это вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке -- алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.№

Для инкорпорации характерны следующие черты:

  • 1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
  • 2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации, и частные лица;
  • 3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
  • 4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;
  • 5) внешняя обработка заключается в том, что:
    • а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
    • б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
    • в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.

Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой:

  • а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной);
  • б) источник официального опубликования;
  • в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.

Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.

Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены такие коррективы. Из текста нормативных актов исключаются также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт.

Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация - утверждение собраний нормативных актов органами их издавшими (например, собрание законов, издаваемые парламентами). Официальные инкорпорации - это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно - правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед ранее изданными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР. Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг., “Бюллетень нормативных актов” министерств и ведомств Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации.

Неофициальная инкорпорация - производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях), то есть неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические.

Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно - правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно - правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематических собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

Очевидно, что систематические собрания более удачны для эффективной выдачи информации для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний, как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Инкорпорация преследует, прежде всего, цель обеспечить пользование законодательством.

Под систематизацией нормативно-правовых актов понимается деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Сущность систематизации заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства. Цель систематизации - упорядочение действующего законодательства и придание ему стабильности.

Приведение нормативно-правовых актов в упорядоченную систему осуществляется несколькими способами: -

путем издания сборника нормативных актов; -

путем переработки и дополнения действующих норм права, т. е. создания новых нормативных актов; -

путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.

В результате систематизации нормативно-правовых актов устраняются противоречия между правовыми нормами, изменяются или отменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общества. Нор- мативно-правовые акты группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

Выделяют три основных вида систематизации нормативных актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация представляет собой объединение нормативных актов в сборники в определенном порядке без каких-либо изменений, содержания. Инкорпорацией занимается систематизирующий орган, не имеющий полномочий отменять, или изменять правовые нормы (например, министерство). Инкорпорация бывает различных видов:

а) в зависимости от принципа объединения инкорпорация классифицируется на: - хронологическую (по годам); -

систематическую (по предмету правового регулирования).

б) в зависимости от объема охватываемого нормативного материала на: -

генеральную (полную) - в собрание включаются все действующие акты определенного уровня или типа; -

частичную - собрания и сборники составляются по определенным вопросам, сферам государственной деятельности, определенным отраслям законодательства;

в) по источнику инкорпорация она может быть официальной и неофициальной: -

официальная осуществляется государственными органами или по их поручению; -

неофициальная - организациями и частными лицами по своему усмотрению.

Внешняя обработка законодательства при инкорпорации осуществляется по определенным правилам: -

в акт инкорпорации не включаются нормы, отмененные или утратившие силу; -

нормативно-правовые акты располагаются в хронологическом или алфавитно-предметном порядке; -

Кодщфикаїщя - это деятельность законодательных государственных органов по созданию нового сводного систематизированного норативно-правового акта, путем переработки действующего законодательства, чтобы обеспечить единое, внутренне согласованное регулирование определенной сферы общественных отношений.

Существуют следующие виды кодификации: 1)

всеобщая - принятие серии кодификационных актов по всем основным охраняемым отраслям законодательства; 2)

отраслевая - охватывает законодательство той или иной отрасли права;

3) комплексная (специальная) - кодификация комплексных отраслей права либо объединение норм различных отраслей, регулирующих однохарактерные отношения.

Формы кодификационных актов: 1)

основы законодательства - нормативно-правовые акты, устанавливающие важнейшие положения отраслей права или сфер государственного регулирования, основы образуют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.

Она характерна для федеративных государств; 2)

уставы - регулируют определенную сферу государственной деятельности, например, военную службу, работуже- лезнодорожного транспорта и т. д.; 4)

положения - акты определенного действия, которые достаточно регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций.

Консолидация законодательства - это форма систематизации, при которой объединяются несколько нормативно-право- вых актов, действующих в одной и той же сфере общественных отношений, в единый свободный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Консолидация используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам управления, налогообложения и административной деятельности, когда можно свести воедино разрозненные нормативные предписания.

Учет - представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержанию в рабочем состоянии сведений о действующем законодательстве. Учет ведется всеми государственными органами. Сбор подлежащих учету нормативных актов (законов, указов, распоряжений, постановлений и т. п.) осуществляется различными способами: ручным, механизированным и автоматизированным. При ручном способе ведется журнальный и картотечный учет. Механизированный способ учета осуществляется пу-

^елык -..с. «мкидааЕрщ щ - ""W-: ?і? чгмй

тем применения технических средств, которые позволяют быстро обработать большой массив информации. Автоматизированный способ обработки и поиска правовой информации основывается на использовании компьютеров, позволяющих быстро обработать любой объем информации.

Еще по теме 40. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды:

  1. Коллектив Авторов. Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов, 2010