УДК 349.3+321

Лесовских Н.П.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В рамках данной статьи предпринята попытка обосновать концептуальные основы государственной молодежной политики и установить характер взаимовлияния социально-политических институтов на государственную молодежную политику.

Также в статье изложены и подробно охарактеризованы приоритетные направления государственной политики в отношении молодого поколения, дана характеристика деятельности государственных органов власти РФ и регионов в целях совершенствования государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежная политика, управление, государственная молодежная политика.

LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF YOUTH POLICY

Annotation. The author of the article is given special attention and carried out a qualitative analysis of the implementation of youth policy in modern Russia, by examining the legal acts adopted in this area.

In this article an attempt to justify the conceptual bases of the state youth policy and to establish the nature of the mutual influence of social and political institutions on the state youth policy.

The article also described and characterized in detail the priority directions of the state policy in relation to the younger generation, the characteristic of the activities of state authorities of the Russian Federation and the regions in order to improve the state youth policy.

Keywords: youth policy, management, state youth policy.

Принимая во внимание тот факт, что молодежь является своего рода «стратегическим ресурсом» нации и носителем прогрессивных перемен, молодежная политика представляется приоритетным вектором развития государства, имеющим перед собой цели создания подходящих условий эффективной самореализации групп молодых людей и развития их потенциала.

Однако в настоящее время наблюдается явная недостаточность законов и других нормативных правовых актов, обосновывающих участие социально-демографи-

ческих групп молодежи в осуществлении государственной молодежной политики и управлении делами государства.

В действующем законодательстве РФ имеются все виды конституционно-правовых источников в сфере государственной молодежной политики: международные, федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные, муниципальные . Если Конституция РФ содержит в себе всеобъемлющие, основополагающие положения, находящие применение в решении вопросов создания и проведения

государственной молодежной политики, то законотворческая деятельность субъектов РФ осуществляется главным образом по направлениям, отмеченным федеральным законодателем. Так, на федеральном уровне приняты такие правовые акты, как: Федеральный закон Российской Федерации №98-ФЗ от 28.06.1995 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» , определяющий общие принципы, содержание, а также меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений; Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.» , обусловливающий систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики.

Если говорить о региональных видах конституционно-правовых источников, представленных нормативно-правовыми актами субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики, то следует отметить, что их системный анализ позволяет сделать вывод об отсутствии единства как в самом содержании, так и в определении их названия. Их главный недостаток состоит в правовой узконаправленности, поскольку ими урегулированы не все сферы региональной молодежной политики .

В целом все нормативно-правовые акты субъектов РФ можно разделить на три группы, среди которых:

1. Законы о молодежи (в законах о молодежи субъектов РФ, как правило, отмечается, что они направлены непосредственно на регулирование отношений, связанных с реализацией молодыми гражданами своих конституционных прав, в целях полной самореализации и дальнейшей интеграции в систему всего общества). Примером может служить Закон Свердловской области №113-03 "О молодежи в Свердловской области" от 29 октября 2013 года . Стоит отметить, что в каждом подобном законодательном акте законодатель подчеркивает

его конституционную основу, а также посредством данного закона функцию реализации государственной молодежной политики.

2. Законы о молодежи и государственной молодежной политике. В нормативно-правовых актах данной группы выделяются такие приоритетные направления ее развития, как: государственная поддержка молодых граждан в сфере труда и занятости, в сфере образования. Сделан акцент на оказании помощи молодым семьям и развитии молодежных общественных объединений. Данные направления соответствуют направлениям развития государственной молодежной политики, утвержденным федеральными законами, и описываются в законах о молодежи субъектах РФ. Примером подобного рода нормативно-правовых актов является закон о международном сотрудничестве в области государственной молодежной политики (Калининградская область) " Закон Калининградской области "О государственной молодежной политике в Калининградской области" №169 от 28.01.2000, в ред. от 01.08.2012 г. .

3. Законы и постановления правительств субъектов РФ узконаправленного характера. К данной категории можно отнести законы "О государственной поддержке талантливой молодежи", "О трудоустройстве молодежи", "Об организации оздоровления, труда и отдыха", Закон "О государственной поддержке организаций, осуществляющих работу с детьми и молодежью" (Волгоградская область) " Закон Волгоградской области "О государственной поддержке специализированных организаций, осуществляющих работу с детьми, подростками и молодежью" №787-ОД от 18.02.2003 года, в ред. от 21.01.2015 г. .

Все названные категории нормативно-правовых актов субъектов РФ, регламентирующих и утверждающих базовые вопросы становления и реализации государственной молодежной политики, содержат в себе все основные понятия, а также принципы, цели и приоритетные направления развития мо-

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

лодежной политики, определенные в законодательстве РФ.

Как следует из вышеизложенного, количество базовых нормативных актов в субъектах РФ, обусловливающих основные направления региональной молодежной политики, не одинаково. Все же в подавляющей массе направление ее развития определяют подзаконные акты, которые, в свою очередь, дают толкование лишь отдельным ее направлениям: о проведении мониторинга среди наркозависимых, об организации работы с работающей молодежью и прочие .

Таким образом, на сегодняшний день нормативно-правовыми актами охвачен лишь небольшой сегмент работы с молодежью. Преобладающее большинство региональных законов и вовсе страдает излишней декларативностью и неопределенностью, носит установочный характер, не содержит в себе опи-

сания конкретных мероприятий, а лишь описательные категории, в которых зачастую никак не определены права и обязанности.

Следует предположить, что объективными критериями состояния законодательства в рассматриваемой сфере на всех уровнях могут служить:

1) соответствие регионального законодательства государственной молодежной политики федеральному законодательству;

2) выработка, а также последующая конкретизация положений федерального законодательства в нормативно-правовых актах и концептуальных программных документах субъектов РФ;

3) толкование прежде всего в региональном законодательстве механизма практического осуществления государственной поддержки молодежи и описание мер по его реализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аничкин Е.С., Коваленко К.Е. Законодательство субъектов РФ в области молодежной политики: состояние и пути совершенствования // Известия Алтайского государственного университета. №2 (82). Т. 2. С. 93. Режим доступа: http://сайт/article

2. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» №98-ФЗ от 28.06.1995 г. // СЗ РФ. 2006. №53. Ч. III. Ст. 5622.

3. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г.» от 29 ноября 2014 г. // Российская газета. 2014. №2403-р.

4. Зайцева И.А. Государственная молодежная политика РФ (исторический и правовой аспекты) // Юриспруденция. 2013. №22. С. 11.

5. Закон Свердловской области «О молодежи в Свердловской области» №113-ОЗ от 29 октября 2013 г. // СЗ РФ. 2013. №61. Ч. I.

6. Закон Калининградской области «О государственной молодежной политике в Калининградской области» №169 от 28 января 2000 г., в ред. от 01 августа 2012 г.

7. Закон Волгоградской области «О государственной поддержке специализированных организаций, осуществляющих работу с детьми, подростками и молодежью» №787-ОД от 18 февраля 2003 года, в ред. от 21 января 2015 г.

8. Тихомиров Ю.А. Последствия правовых актов: оценка и коррекция // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. №3. С. 23.

ЛЕСОВСКИХ Наталья Павловна, заведующая отделом по работе с детьми и молодежью Администрации Артемовского городского округа.

e-mail: lesovskih. n. p@artemovsky66. ru

Недавно на суд общественности был представлен проект федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской +

Федерации», где четко (на 44 страницах) прописаны требования к осуществлению государственной молодежной политики и что немало важно, к самой молодежи и ее деятельности в нашей стране. Мы решили остановиться на нескольких, важных, на наш взгляд, пунктах в данном проекте и понять, кто в результате принятия данного ФЗ может остаться вне закона. +

1. Внимание к тексту привлекает статья 5, в которой говориться про цели ГМП – она выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала, формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека, защиту нравственности, обеспечение устойчивого политического, социально-экономического и культурного развития России, ее национальной безопасности и конкурентоспособности, упрочения лидерских позиций страны на мировой арене. +

Если с первой частью можно согласиться (оно человекоцентрично), то вторая часть вызывает сразу же несколько вопросов. Во-первых, на наш взгляд, целью ГМП не может являться поддержание устойчивого политического развития страны. Ведь чаще всего теория отличается от практики. И на деле данный пункт может в рамках реализации закона легко интерпретироваться чиновниками как формирование лояльного отношения к действующей власти и режиму, что может резко повысить уровень поляризации молодежи и будет способствовать формированию критически настроенной массы в ее среде. Во-вторых, довольно странно сводить цель ГМП к упрочению лидерских позиций на мировой арене. Как говорил известный русский философ Николай Бердяев «»Идея» России всегда обосновывалась пророчеством о будущем, а не тем, что есть, – да и не может быть иным мессианское сознание». Действительно, мы народ, с мессианским типом мышления, но пора прекратить быть государство центристами. Все законы должны быть направлены лишь на одно – на улучшение жизни человека или отдельной социальной группы. Данный пункт, конечно, сформирован по обратному принципу. Мы должны будем сделать все для величия страны. +

2. Примерно схожие формулировки мы встречаем и в статье о принципах молодежной политики: «совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодых граждан, направленной на раскрытие их потенциала в интересах Российской Федерации, общественного развития и развития самой молодежи». Опять же здесь разговор в первую очередь об интересе Российской федерации, а не об интересах самой социальной группы. +

3. Один из принципов ГПМ – «противодействие распространению в молодежной среде противозаконных действий и негативных явлений». Ведь закон для того и закон, чтобы регламентировать понятные и точные правила жизни. Здесь же мы видим только абстрактные фразы, и транслировать их может в дальнейшем каждый по-своему. Для одного негативное явление – это употребление наркотиков, для другого – участие молодежи в акциях протеста. Здесь надо дать более четкую формулировку данному понятию. +

4. Один из принципов ГМП звучит так: «Направленности государственной молодежной политики на благо общества и государства, воспитание у молодежи любви к Родине, преданности Отечеству и народу, стремления своими действиями служить их интересам». Про человекоцентризм мы уже сказали ранее. Здесь возникает еще одна, не менее больная тема – любовь к Родине. Патриотизм – это, несомненно, один из важнейших элементов общественного «здоровья». Но что такое любовь к Родине? И как это можно воспитать? Если мы будем говорить об этом через призму определения понятия «любовь», то по Шопенгауэру любовь – это не что иное, как «половое влечение, основанное на желании создания нового существа». Это, конечно же, ирония. Суть в том, что любовь к родине невозможно воспитать.. Это либо есть, либо этого нет. К тому же, любовь, как и патриотизм у каждого имеет свою специфику и свой оттенок, унифицировать это, да еще и в рамках закона, просто невозможно! +

5. В проекте закона делается ставка на развитие молодежного парламентаризма: молодежные парламенты и Думы. Мы знаем, что в большинстве случаев данные органы являются формой деловой игры и полностью копируют деятельность органов, при которых они созданы, что нивелирует их самостоятельность. При этом, если мы делаем ставку на молодежное самоуправление, то почему именно на парламентаризм? Какое место будут занимать в этом случае молодежные правительства и мэрии? И будут ли молодежные суды? – что по логике данного закона должно быть. +

6. У нас существует ФЗ №131 «О местном самоуправлении», по которому органы местной власти независимы от государственной. Однако некоторая свобода МСУ иногда не дает возможности реализации полноценных стратегий и программ государства. В частности, по данному закону, органы молодежной политики МСУ могу самостоятельно определять стратегии молодежной политики, главное, чтобы они не противоречили закону. +

Можно останавливаться еще на многих статьях и пунктах, но вывод можно сделать уже сейчас – принятие данного закон резко сузит направления молодежной политики, а регламентирование обязательных целей и задач может поставить многих представителей молодежной среды попросту вне закона. К тому же органам власти придется подстраивать свою деятельность и реализуемые программы под данные закон. По нашему мнению, логичнее все же стоило бы улучшить стратегию государственной молодежной политики и создать несколько программ в сфере ГМП, подкрепленных реальным финансированием, а не заниматься пустым делом.

На парламентских слушаниях в Госдуме будущие законодатели постараются убедить в этом спикера палаты Вячеслава Володина

В 78 российских регионах есть свои законы о молодёжи, однако единого подхода к этой теме, не говоря уже про чёткие возрастные рамки - до какого возраста россиянин считается «молодым», - до сих пор нет. Как стало известно «Парламентской газете», представители Молодёжного парламента при Государственной Думе на парламентских слушаниях 22 мая предложат законодателям разработать и принять общефедеральный закон, гарантирующий подрастающему поколению социальный лифт и поддержку государства. Слушания пройдут по инициативе спикера Госдумы Вячеслава Володина, а это значит, что власть готова слышать и слушать молодёжь.

Общественные достижения абитуриента - в баллы ЕГЭ

К предстоящим слушаниям юные законодатели отнеслись со всей серьёзностью: с 26 апреля по 17 мая ребята организовали общественные обсуждения в 47 субъектах Российской Федерации. «В итоге к нам поступило 47 резолюций от активной молодёжи в регионах с предложениями по совершенствованию сферы молодёжной политики», - рассказала председатель Молодёжного парламента при Госдуме Мария Воропаева .

Инициативы разные, каждый субъект делал акцент на проблемах, связанных с региональной спецификой. Например, в Молодёжном парламенте Алтайского края предлагают обязать выпускников вузов, учившихся на бюджетном отделении, отработать по профессии в течение нескольких лет, чтобы «вернуть долг» государству. На Дальнем Востоке свои проблемы - региональная молодёжь выступает за введение квот при распределении грантов. Но с чем согласны все, так это с необходимостью принятия федерального закона «О молодёжной политике в Российской Федерации». «Закон должен закрепить приоритетные направления в этой сфере, - поясняет Воропаева. - А главный упор, как нам кажется, стоит сделать на обеспечении подрастающего поколения социальными лифтами за их активную общественную деятельность».

Было бы справедливо, если бы юные волонтёры и общественники имели определённые привилегии при устройстве на работу.

В первую очередь будущие законодатели предлагают внести изменения в Закон «Об образовании», дополнив показатели Единого госэкзамена общественными достижениями абитуриента. По сути, речь идёт о начислении дополнительных баллов по ЕГЭ за проявление активной гражданской позиции.

Также Молодёжный парламент при Госдуме выступит с предложением приравнять стаж общественной деятельности ребят к стажу государственной гражданской и муниципальной службы. «Ребята, занимающиеся активной деятельность на нашей площадке, прекрасно знают механизмы прохождения законопроектов, юридически и экономически подкованы. Было бы справедливо, если бы юные волонтёры и общественники имели определённые привилегии при устройстве на работу», - считает Мария Воропаева.

Всё это должен включить в себя профильный закон о молодёжной политике. А главное, документ даст ответ на вопрос, кого считать молодым, - сейчас в разных регионах молодёжью называют россиян в возрасте от 14, от 16, от 18 и до 30 или 35 лет. «Нам нужны единые подходы на федеральном уровне», - уверена глава Молодёжного парламента при Госдуме.

Молодёжному самоуправлению дадут зелёный свет

Влиять на принятие тех или иных решений в интересах подрастающего поколения поможет, по мысли будущих законодателей, и создание федерального координационного органа по реализации молодёжной политики при президенте или Правительстве. В этот совещательный орган должны войти не только представители «Росмолодёжи», но и всех крупных молодёжных организаций.

Кстати, у Молодёжного парламента при Госдуме уже есть предложение к Правительству о создании единой государственной программы «Молодёжь России». В ней можно было бы прописать систему развития дистанционного образования, а также бесплатных курсов дополнительного образования на базе столиц регионов и райцентров для сельской молодёжи.

У ребят есть все шансы быть услышанными: во всяком случае, предложения Молодёжного парламента при Госдуме по созданию льготного ипотечного кредитования для молодых семей уже вошли в проект Концепции демографической политики на Дальнем Востоке.

С принятием «профильного» закона, который коснётся более 33 миллионов россиян в возрасте от 14 до 30 лет, у подрастающего поколения станет больше прав и возможностей.

А ещё будущие законодатели хотят «придать вес» органам молодёжного самоуправления в регионах - для этого в Молодёжном парламенте разрабатывается проект закона «О молодёжном самоуправлении в Российской Федерации». Документ призван расширить политические права юных россиян и закрепить роль органов молодёжного самоуправления в решении проблем на местах. «Речь идёт об институтах школьного и студенческого самоуправления, молодёжных советах при муниципальных органах власти, молодёжных парламентах и администрациях - так называемых правительствах-дублёрах, которые являются совещательными органами при губернаторах», - пояснила Мария Воропаева. Это позволит активнее вовлекать неравнодушных молодых людей к политическим процессам.

Впрочем, этот тренд уже задан. В восьми российских регионах (Еврейская автономная область, Самарская, Калужская, Томская, Волгоградская, Тамбовская, Магаданская области и Ставропольский край) молодёжные парламенты уже обладают правом законодательной инициативы. С принятием «профильного» закона, который коснётся более 33 миллионов россиян в возрасте от 14 до 30 лет, у подрастающего поколения станет больше прав и возможностей: в Молодёжном парламенте надеются, что 2017 год станет переломным для молодёжной политики в стране.