Понятие правосознания

Проблема правосознания (далее – ПС) достаточно обстоятельно разрабатывается учеными-юристами (см., например, ). Поэтому мы акцентируем внимание лишь на некоторых принципиально важных ее аспектах. Сразу же отметим, что к исследованию природы ПС в отечественной юриспруденции существуют самые разнообразные подходы. По мнению Е.А. Белканова, который в кандидатской диссертации подробно анализирует данный методологический аспект проблемы, «к основным таким подходам можно отнести: а) позитивистский; б) марксистский; в) подход Л.И. Петражицкого» .

П.П. Баранов полагает, что основной акцент должен быть сделан на гносеологическом и социологическом подходах изучения ПС (см. ), хотя анализ содержания последних его работ показывает, что в них используется более богатый методологический арсенал (см., например, ).

В целом же в юридической литературе превалируют, пожалуй, пять основных подходов: исторический, философско-гносеологический, социологический, формально-логический и структурно-функциональный.

Историческая методология характерна, как правило, для исторических юридических наук (история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений), некоторых отраслевых и прикладных дисциплин (см., например, ). Данный подход позволяет понять насколько существенным является воздействие на ПС (его структуру, функции и т.д.) внутренних и внешних, экономических и политических, социальных и национальных, юридических и нравственных, религиозных и других конкретно-исторических факторов. В его рамках анализируются становление и эволюция разнообразных теорий и концепций ПС, взятых на различных исторических этапах развития юридической науки и конкретного общества.

Философско-гносеологический анализ показывает связь правосознания с другими формами сознания, его отношение к общественному бытию, механизм отражения в ПС разнообразных аспектов юридической и иной действительности.

Социологический подход раскрывает место и активную роль ПС в правовой системе общества, в частности в правотворчестве, систематизации, реализации и т.п. права.

И философский, и социологический аспекты исследования тесным образом связаны со структурно-функциональным изучением ПС, когда, с одной стороны, определяется строение, основные его элементы и связи между ними (структура), с другой – выделяются относительно обособленные направления воздействия ПС на объективную и субъективную реальность (функции).

Формально-логические исследования преследуют цель выявить содержание и объем понятий "правосознание", "правовая психология", "юридическая идеология" и других, дать их определения, характеристику существенных признаков.

На наш взгляд, изучать ПС следует более многопланово. Обусловлено это тем, что, во-первых, сам процесс правового осознания действительности является неосязаемым и довольно сложным, включающим социальные и биоприродные, эмоциональные и рациональные, аксиологические и иные аспекты. Во-вторых, правовое сознание составляет неотъемлемую сторону, идеальную, внутреннюю детерминанту любой юридической деятельности. В-третьих, в нем заложены громаднейшие ориентационно-регулятивные ресурсы, позволяющие большинству людей при незнании конкретных юридических предписаний вести себя законопослушно, правомерно, праведно.

Поэтому нужен комплексный, интегративный подход к ПС, включающий историческое и лингвистическое, антропологическое и нейрофизиологическое , этнографическое и педагогическое , этическое и культурологическое , юридическое и т.п. его обоснование. Лишь подобная методология позволит показать роль ПС в духовной сфере жизни общества, раскрыть социально-психологический и идеологический механизмы детерминации юридически значимого поведения.

К сожалению, ограниченный объем работы не дает возможности обстоятельно остановиться на всех этих аспектах проблемы, где нередко возникает больше вопросов, чем существует вразумительных ответов на них.

В отечественной юридической литературе существуют разнообразные определения правосознания – от весьма лаконичных до достаточно объемных. Так, В.С. Нерсесянц пишет, что «правосознание – это форма осознания права как специфического явления социальной действительности» . Дефиниция, как видим, весьма абстрактная.

Многие авторы полагают, что под правосознанием следует понимать совокупность (систему) представлений и чувств, выражающих отношение людей и социальных общностей к действующему или желаемому праву (см., например, ).

В приведенных определениях можно отметить несколько недостатков. Во-первых, не совсем ясно, почему в содержание ПС включаются только представления и чувства и не акцентируется внимание на эмоциях, оценках, идеях, понятиях, теориях и т.д. Во-вторых, исходя из данных дефиниций, объектом ПС выступает право, а не все правовые явления и иные сферы общественной жизни, оцениваемые с юридических позиций. В-третьих, ПС отражает не только отношение людей к действующим и желаемым, но и существующим ранее (в прошлом) юридическим феноменам.

Некоторые авторы, стремясь наиболее полно и всесторонне отразить существенные признаки и стороны ПС, на наш взгляд, не совсем оправданно включают в его содержание неосознанные и поведенческие компоненты. Для наглядности приведем несколько примеров подобных дефиниций. Так, Ф.Ш. Ямбушев полагает, что правосознание есть «специфическая нормативная форма общественного сознания, отражающая правовую действительность, воздействующая на нее и формирующая определенные представления и суждения о внутригосударственных, международно-правовых явлениях и выражающаяся на основе правовых традиций и социального опыта в системе идей, взглядов, доктрин, а также психически осознанном и неосознанном отношении к ним, правовому поведению субъектов, деятельности властных органов посредством чувств, эмоций, мотивов, установок и воли как процесса саморегуляции поведенческого акта в достижении определенной социально-значимой цели в сфере действия права» . Изучение «правовой психологии, – продолжает автор, – будет неполным без анализа неосознанного ее компонента. Мы имеем в виду так называемый предсознательный компонент правового сознания , который является неотъемлемой составной частью правовой психологии» .

По мнению Р.С. Байниязова, наряду с идеями, взглядами, теориями, эмоциями и т.п., в ПС можно выделить еще «юридические мотивы, (привычки, интуицию, ментальные установки, стереотипы, правовое внушение, подражание, реакции, импульсы и многое другое» ), т.е. бессознательные элементы.



И.М. Максимова также полагает, что в ПС включается «область бессознательного (правовые стереотипы, психологический аффект, паника и др.) – мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, о влиянии которых субъект не отдает себе отчета» .

Р.С. Байниязов, И.М. Максимова, Ф.Ш. Ямбушев и другие авторы по сути дела отождествляют элементы ПС (осознания реальной действительности) с компонентами психического в поведении (деятельности) субъектов, психикой в целом, что, на наш взгляд и по мнению других ученых (философов, психологов, юристов и т.д.), совершенно недопустимо. В принципе, с этим, например, согласен и Ф.Ш. Ямбушев, когда он пишет: «Что касается предсознания, то это состояние психики (выделено нами. – В.К .) человека ближе всего находится к сознанию и способно проявлять себя в нем при нормальном его качестве. Предсознание способно «демонстрировать» себя в поведении субъектов в сфере действия права» . Но ведь даже бессознательное также в той или иной степени проявляется в сознании и деятельности субъектов, что ни одним из авторов не оспаривается в науке.

В.В. Сафронов, А.Д. Магденко, И.А. Шаповалов и некоторые другие юристы включают в правосознание поведенческий элемент (см. ). Так, по мнению В.В. Сафронова, правосознание – это «одна из форм общественного сознания, представленная в совокупности психологических, идеологических и поведенческих компонентов, выражающих отношение индивидов, социальных групп, общества в целом к действующему или желаемому праву, к поведению людей в сфере правового регулирования» .

Позиции указанных авторов, к сожалению, никак не аргументированы. Поэтому затруднительно высказать по данному поводу какие-либо контраргументы. Можно лишь отметить два существенных момента. Во-первых, ПС является внутренней (субъективной, идеальной и т.п.) детерминантой правового поведения людей и их общностей. Во-вторых, поведенческий компонент (наряду с правовой психологией и идеологией), исследуемый в качестве позитивного, ценностного аспекта в механизме правового регулирования, на наш взгляд, все-таки характеризует одну из сторон правовой культуры, но никак не правосознания.

В целом же, если рассматривать все определения ПС, то можно сделать однозначный вывод: их существует несколько сотен; практически каждый ученый, занимающийся данной проблемой, старается сформулировать свою, авторскую дефиницию данного феномена.

Обстоятельный анализ разнообразных определений и выделяемых в связи с этим свойств (черт и т.п.) ПС позволил нам обратить внимание на наиболее существенные его признаки. К ним, по нашему мнению, относятся следующие.

1. Правосознание представляет собой определенную сторону, аспект человеческого сознания, переплетено и взаимосвязано с экономическим, политическим, нравственным, религиозным и другими сферами сознания.

В науке вопросы взаимодействия ПС с другими формами сознания в настоящее время разработаны весьма слабо. Это связано, видимо, с одной стороны, с недостаточно глубоким и обстоятельным исследованием соответствующих форм осознания действительности, а с другой – весьма тонкой и условной гранью между правовым, нравственным, политическим и другими видами сознания.

3. Их носителями выступают отдельные люди и их общности (социальные группы, коллективы, сословия, классы, нации и т.д.).

В связи с этим нам представляется весьма категоричным вывод Н.Н. Вопленко, который полагает, что «правосознание всегда имеет классово-политический характер, ибо своим содержанием оно выражает и защищает обособившиеся интересы классов, социальных групп в коренных, наиболее значимых публичных сферах жизнедеятельности» .

Применительно к классово-организованному обществу, классам и их представителям данное положение, безусловно, является верным. Однако, когда речь идет о других классово и политически индифферентных носителях определенных взглядов, чувств, знаний и т.п. (например, независимых депутатах, судьях, беспартийных группах и коллективах), то они в своем осознании юридически значимой действительности и в своей деятельности не могут и не должны исходить из определенных классовых либо политических представлений.

При характеристике данного признака необходимо также подчеркнуть органическую взаимосвязь индивидуальной и надындивидуальной форм ПС, которая (связь) выражается в том, что индивидуальное ПС представляет собой совокупность правовых взглядов, эмоций, чувств, представлений, знаний и т.п., присущих каждому отдельному человеку. Оно обусловлено не только соответствующими общественными отношениями и кругом общения, но и психо-биологическими качествами, типом личности, ее специфическими свойствами (вниманием, восприятием, памятью, волей, воображением, темпераментом и т.д.). «Все великое, произведенное человечеством, – писал Гете, – всегда возникало из индивидуума» .

Общественное или надындивидуальное ПС – это уже совокупность правовых представлений, знаний, идей, понятий, которые являются общими для людей, объединенных типичными интересами в коллективы, группы, классы, сословия и т.д. Как верно отмечает А.И. Иванчак, «диалектический характер соотношения общественного и индивидуального правосознания проявляется в том, что общественное правосознание хотя и имеет надличностное состояние, однако оно не может существовать и развиваться вне индивидуального правосознания. У носителей общественного правосознания нет самостоятельной отражательной способности, нет органа, с помощью которого осуществляется чувственное познание и рациональное мышление, поскольку их правосознание хотя и имеет надличностное состояние, но не обладает надындивидуальным мозгом, как материальным органом познания. Индивидуальное же правосознание имеет таковое и обладает способностью отражать, усваивать и быть носителем правосознания любой социальной общности и общества в целом» .

Гармония между личными и общественными интересами (взглядами, представлениями и т.п.), по мнению Дж. Локка, достигается благоразумным и благочестивым (т.е. правомерным) поведением (см. ).

4. В юридической литературе весьма распространенным является положение, согласно которому ПС рассматривается как органически целостное образование, система взглядов, представлений и знаний (см. работы П.П. Баранова, Н.Н. Вопленко, Л.А. Морозовой, В.М. Сырых и др.).

Возражая против выделения данного признака, С.С. Алексеев пишет, что ПС «не есть структура целостного органичного явления. Это лишь подразделения более или менее организованной совокупности, и по своей сути они скорее свидетельствуют о разобщенности правосознания, о том, что под термином «правосознание» понимаются различные проявления духовной, интеллектуальной, социально-психологической жизни, связанные со сферой права, но не образующие органичной целостности» .

Думается, что указанные положения требуют некоторых комментариев. Применительно к ПС в целом тезис С.С. Алексеева выглядит вполне логичным и справедливым. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о ПС одного, отдельно взятого индивида (гражданина Иванова, судьи Петрова и т.д.). Данному ПС также присущи динамизм, внутренний диалогизм, противоречивость. Идет как бы борьба, соперничество, выбор между различными юридическими взглядами, представлениями, чувствами, которые позитивно (правильно) или негативно (неправильно) отражают, оценивают и детерминируют действия конкретного человека. Причем ПС одного индивида всегда выступает как непрерывный, изменяющийся под влиянием объективной и субъективной среды процесс чувственных и мыслительных образов, знаний, представлений, эмоций, настроений. Однако в указанном случае можно и нужно говорить о том, что все психологические и идеологические, обыденные и иные элементы индивидуального ПС образуют органичную целостность. Именно взятые в системе, они в определенное «русло» направляют деятельность конкретного индивида. И именно в данном контексте можно говорить о существовании социально-психологического механизма правового поведения отдельной личности. При всей абстрактности построения его (механизма) модели, она имеет важное методологическое и практически-прикладное значение, поскольку позволяет определять пути, средства и методы формирования высокого уровня ПС, бороться с негативными его сторонами и проявлениями юридической антикультуры (юридическим нигилизмом, догматизмом, идеализмом и т.п.), персонифицировать направления образовательной, воспитательной, пропагандистской и профилактической работы в разнообразных видах юридической практики.

5. ПС характеризуется интенциональностью, то есть направленностью на определенные объекты (предметы). В отечественной и зарубежной литературе по данному аспекту проблемы сложилось три основных точки зрения. Одни авторы связывают ПС прежде всего с правом. Например, еще Р. Иеринг отмечал, что «частное право есть та сфера, в которой, при наличности известной степени постоянства и прочности правового порядка, ранее всего начинает развиваться правосознание и в котором прежде всего представляется случай убедиться в благотворном, выгодном влиянии его…» .

Другие ученые полагают, что ПС отражает не только право, но и иные юридические (государственно-правовые) явления. Например, Л.А. Морозова считает, что одним из его особенностей является «отражение в правосознании лишь государственно-правовых явлений, т.е. тех, которые составляют правовую сферу общественной жизни. Это законодательство, другие формы и связи права; юридическая практика в разнообразном ее проявлении и т.д.» .

Исключая из предмета отражения фактические общественные отношения, требующие правового регулирования, указанные авторы, по сути дела, отрицают такую важнейшую функцию ПС, как правотворческая, на что вполне справедливо обращают внимание многие ученые-юристы.

На наш взгляд, предметом отражения могут быть: а) правовые явления (например, нормы права), состояния (правопорядок) и процессы (судебный, административный); б) любые иные обстоятельства объективной и субъективной реальности, осознанные в качестве юридически значимых; в) само правосознание, его отдельные стороны и элементы. В данном случае мы присоединяемся к точке зрения авторов, которые достаточно широко трактуют категорию «интенциональность».

Довольно оригинальной в этой группе авторов является точка зрения А.В. Полякова. Понимая под ПС непосредственное и опосредованное восприятие правовой действительности в чувственных и мыслительных образах, имеющих коммуникативно-волевую направленность, он пишет, что различные концепции ПС должны опираться на различные варианты понимания права (см. ). Право рассматривается им в рамках феноменолого-коммуникативной концепции как «явление, онтологически связанное прежде всего с жизнью социума, а не государства. Право есть коммуникативная система , – указывает он, – которая возникает как результат интерсубъективного взаимодействия на основе определенных текстов , выработанных культурой общества. Согласно такому подходу, право существует на различных общественных уровнях как право социальное , и на уровне государства как государственное право» . Поэтому А.В. Поляков приходит к выводу о том, что «сознание создается языковой коммуникацией», существует «текст сознания», ПС имеет «коммуникативно-волевую направленность» и т.д. [Там же].

Безусловно, что все попытки указанного и иных авторов, которые стремятся связать понятие, структуру, содержание, функции и другие стороны ПС с понятием права, различными концепциями правопонимания, в определенной степени обогащают юридическую науку. Но при таком подходе ученых подстерегают две серьезных опасности. Первая, как правило, заключается в том, что то или иное правопонимание берется в качестве исходного и единственно правильного. Вторая же погрешность большинства отечественных и зарубежных авторов выражается в том, что они не учитывают вполне очевидных фактов – не только право, но и юридическая практика, правоотношение, да и правовая система общества в целом трактуются в юридической науке по-разному. Не учитывать указанного обстоятельства при характеристике ПС нельзя, неверно и нежелательно.

6. ПС обладает таким свойством, как способность к рефлексии (осознанию самого сознания), самопознанию субъектами внутренних психических актов и состояний. Оно, по мнению Гегеля, "есть, с одной стороны, осознание предмета, а с другой стороны, осознание самого себя; сознание того, что для него есть истинное, и сознание своего знания об этом" . Это свойство очень важно потому, что именно здесь происходит диалогизм и избирательность соответствующих чувств, представлений, знаний, которые затем проявляются в практических действиях субъектов права.

Данный процесс происходит не только в сознании отдельных индивидов. Самоанализ идеологических, социально-психологических и иных духовных состояний в определенной степени характерен и для социальных групп, сословий, классов, наций. Примерами такого самопознания являются попытки осмысления русского менталитета, определения путей духовного (в том числе правового) развития России, выхода из идеологического и психологического кризиса, в котором оказались общество, отдельные нации, социальные группы, граждане. Как тут не вспомнить борьбу славянофилов и западников по проблемам, которые и в настоящее время довольно остро стоят перед Россией.

7. ПС обращено не только к настоящему (действующему законодательству, практике его толкования, систематизации, применения и т.д.), но и к прошлому и будущему. Эта черта весьма существенна для понимания и правильного решения вопросов правового наследия и преемственности. Идеи (теории) о правовом государстве, естественных правах человека, верховенстве закона, справедливости и другие, возникшие в далеком прошлом, не "покидают" наше сознание и в настоящее время и, без сомнения, они будут актуальными до тех пор, пока существует государственно-правовая организация общества и человеческая цивилизация.

8. ПС, как и любой компонент правовой системы общества, детерминировано на различных уровнях (мега-, макро– и микроуровне) разнообразными факторами (например, природными и социальными, внутренними и внешними, юридическими и этическими) и формами (каузальной, кондициональной, регулятивной и т.п.) с неодинаковой силой и масштабностью (см. подробнее ). Изучение этого механизма его детерминации, а также процесса активного воздействия самого ПС на все стороны общественной жизни позволит более конкретно и предметно подойти к решению вопроса о соотношении "юридического бытия" и "юридического сознания".

9. В ПС находит отражение весь спектр объективной и субъективной реальности. Однако его специфика, как верно замечает В.В. Лазарев, состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму правового, праведного, справедливого. Ему в отличие от других форм сознания в большей степени присущи определенность, формализованность и другие нормативные начала (см. ). На эти признаки ПС совершенно справедливо обращали и обращают внимание И.Е. Фарбер, Е.А. Лукашева, Н.Н. Вопленко и многие другие ученые– юристы (см., например, ).

10. Хотелось бы специально подчеркнуть, что формирование ПС всегда связано с двумя типами отношений. Это: а) отношения индивидов (социальных групп и т.п.) к соответствующим предметам отражения (например, праву, юридической практике); б) психические, юридические, экономические, нравственные, политические, трудовые и иные взаимодействия между людьми, их объединениями и организациями.

11. Становление ПС предполагает не только восприятие и познание реалий жизни, но и их оценку. В процессе правового освоения действительности происходит оценка: а) социальных ситуаций, требующих правового опосредования; б) содержания права и форм его выражения; в) юридической (правотворческой, судебной, следственной и т.п.) практики и соответствующей той или иной практики системы правовых отношений; г) самого ПС (обыденного, профессионального и т.п.).

В качестве критериев оценки (самооценки) могут выступать политические и этические, корпоративные и эстетические, юридические и иные социальные нормы и принципы, определенные идеи и представления, взгляды и чувства, уже сформировавшиеся в правовом и нравственном, политическом и других формах сознания, практические юридические действия и поступки. В результате видоизменяются либо формируются относительно новые взгляды, чувства, идеи, знания, складываются определенные убеждения.

В литературе правильно отмечается тот факт, что ПС не только отражает осознание правовой действительности, но и воздействует на нее, формируя готовность личности к правовому поведению (см. ).

12. Совместно с нормативно-правовыми и индивидуально-конкретными, праворазъяснительными и иными предписаниями либо самостоятельно ПС позволяет более или менее правильно (неправильно) ориентироваться в социально-правовых ситуациях, делать субъектам соответствующий выбор и принимать юридически значимые решения. Как правильно отмечается в юридической литературе, это «дает основание рассматривать сознание как преобразующую творческую силу, способную к постановке целей, предварительному мыслительному построению действий и предвидению их результатов. Именно на эту важную специфическую особенность сознания должно быть обращено особое внимание» .

Весьма значительна регулятивная роль ПС в случаях неясностей, неточностей, противоречий и пробелов в законодательстве, когда применяется аналогия закона или аналогия права. Последняя по сути своей представляет форму логического развития нормативно-правового материала на основе определенного уровня правосознания.

13. Позитивно-ценностные, прогрессивные, положительные стороны ПС представляют собой важную часть юридической культуры, духовно-правовой жизни индивидов, их объединений и общества в целом. В этом плане оно рассматривается нами также в качестве духовного источника права.

14. ПС является важнейшим компонентом правовой системы общества. Без него немыслимы юридическая деятельность, участие всех субъектов, являющихся в той или иной степени носителями юридической идеологии и психологии, индивидуального и массового, обыденного и т.п. ПС, в разнообразных правовых отношениях. Поэтому трудно согласиться с точкой зрения С.С. Алексеева, который полагает, что «в правовую систему страны» входит «вместе с позитивным правом и судебной (юридической) практикой» только «господствующая правовая идеология» (см. ).

Применительно к современной России вообще трудно говорить о какой-то «господствующей правовой идеологии», но это не означает, естественно, что отсутствует ПС в российской правовой системе общества. Хотелось также напомнить автору и читателям положения ст. 13 Конституции РФ. В п. 1 указанной статьи говорится: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». В пункте же втором ст. 12 написано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Юридические идеи, концепции, теории разрабатываются учеными-юристами, государственными и политическими деятелями, политическими партиями и общественными объединениями. Указанные идеологические элементы не могут существовать без своей первоосновы – юридической психологии, т.е. определенных ощущений, чувств, эмоций, взглядов, настроений и переживаний людей. Таким образом, ПС в целом, а не только юридическая идеология или господствующая юридическая идеология, составляют стержень, «сердцевину», внутреннюю детерминанту правовой системы общества.

15. Отражая те или иные элементы и аспекты правовой системы общества, ПС диалектически связано с бессознательным. "Мы отчетливо знаем, – писал И.П. Павлов, – до какой степени душевная, психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного" .

Этот аспект исследования практически не разработан в общетеоретических и прикладных юридических науках. Некоторые ученые даже считают, что «исследование бессознательного возможно только на уровне клинической психологии (психоанализа) и не представляется возможным на уровне юридической психологии» .

Однако робкие попытки изучения воздействия элементов бессознательного на ПС в юридической науке уже имеют место (см., например, ; 32. С. 9, 50. С. 10 – 11]).Например, Е.А. Белканов считает, что в зависимости от степени данного влияния в ПС можно выделить такие элементы, как базовые стереотипы (законности, справедливости, выгодности и т.п.), первичные пробелы ПС (лицу неизвестна и никогда не была известна информация о данном явлении правовой действительности), вторичные пробелы (связаны с процессами забывания и воспроизведения субъектом определенных юридических представлений, знаний и т.д.), текущие представления (рациональные, ценностные обоснования существующих юридических явлений, процессов и состояний на основе базовых стереотипов) и «рудименты» (пережитки представлений, идей, теорий и т.д. об уже исчезнувших юридических явлениях) (см. ).

Ясно пока одно, что бессознательное представляет собой одну из форм психического отражения реальной правовой действительности. Этот глубинный пласт психики также играет существенную роль в правовом регулировании общественных отношений, и, хотим мы этого или нет, но проблема, как говорят, созрела, и решать ее нужно совместно философам, юристам, психологам, психиатрам и представителям других наук, изучающим поведение человека и его внутренние детерминанты.

Таким образом, краткое рабочее определение правосознания будет следующим. Правосознание совокупность идей, теорий, представлений, чувств, взглядов, эмоций и т.п., выражающих отношение и оценку людей, их коллективов и общностей к ранее действовавшим, ныне существующим и желаемым юридически значимым явлениям, процессам и состояниям, служащая внутренней детерминантой любой юридической деятельности (поведения).

Дальнейший анализ природы ПС с необходимостью требует исследования его структур и функций, социально-психологи­ческого механизма правового поведения субъектов права.

До настоящего момента в темах по теории нрава последнее изучалось преимущественно как институциональное образование, рассматривались нормы права, их объединения (институты и отрасли права), порядок создания и виды документов, содержащих правовые нормы. Данная тема посвящена изучению самостоятельной сферы юридической действительности, сферы идеального – правового сознания.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности.

Правосознание является одной из форм общественного сознания, поэтому оно наряду с иными формами сознания отражает определенную часть общественного бытия – юридическую действительность. Термин "правовое сознание" давно утвердился в юридической науке, хотя он может показаться несколько односторонним, ведь к юридическим относятся явления и правовые, и государственные (порядок образования, компетенция, формы деятельности различных государственных органов и т.д.). Существуют также понятия "политическое сознание", "политическая культура", однако они выработаны и используются преимущественно в политологии.

Правосознание как часть правовой системы общества тесно связано с другими ее частями. Так, правосознание пронизывает все стадии правотворческого процесса (правотворческая инициатива, разработка, согласование, обсуждение, доработка, принятие проекта нормативного правового акта) и находит выражение в содержании норм права. Здесь имеют значение характеристики правосознания лиц, привлеченных к работе над проектом и принимающих нормативные правовые акты. Правосознание оказывает влияние и на осуществление правовых предписаний в поведении граждан. Достаточно высокий уровень правового сознания каждого члена общества обеспечивает правомерное поведение, надлежащую реализацию правовых норм (соблюдение запретов, исполнение обязанностей, использование прав). Правосознание играет важную роль и в правоприменительной деятельности государственных органов. Его значение в процессе рассмотрения юридических дел и принятия на основе правовых норм конкретных решений прямо закреплялось в отдельных статьях процессуальных кодексов.

При рассмотрении значения правового сознания для применения права анализируют прежде всего профессиональное правосознание юристов: судей, прокуроров, адвокатов, следователей и т.д. С другой стороны, следует отметить и обратное влияние положительного права и практики его реализации на правовое сознание. Высокое качество правовых норм, соблюдение требований законности обеспечивают внедрение в правосознание граждан передовых принципов человеческого общежития.

Обычно подвергают исследованию структуру, внутреннее строение правосознания, выделяя его составные элементы. Чаще всего при этом говорят о правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология – это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.

Правовая психология – это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Идеологические элементы правосознания – это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний ("хорошее" или "плохое", "справедливое" или "несправедливое", "радует" или "огорчает" и т.д.). Но при этом нельзя говорить о приоритете правовой идеологии над правовой психологией. Скорее наоборот, знанию глубокому и систематизированному предшествует знание случайное, фрагментарное, складывающееся стихийно, в значительной степени эмоционально окрашенное. Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно четко отделить друг от друга, имеют место их переплетение и взаимопроникновение. Обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой. Активно пропагандируемые юридические концепции (та же теория правового государства) воздействуют на правовую психологию, изменяют ее. Но и эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют огромное значение для развития правовой идеологии: они могут или содействовать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей.

Иногда в структуре правового сознания выделяют и поведенческие элементы, которые характеризуют готовность личности к совершению сознательных правовых поступков. На этом уровне на основе идеологических и психологических элементов формируются определенные поведенческие ориентации, мотивы, установки.

Различают отдельные виды правового сознания. Классификации обычно проводятся по двум основаниям – по субъектам и по уровням правосознания.

По субъектам различают индивидуальное, групповое и общественное правосознание. Индивидуальное правосознание – это представления, взгляды, эмоции одного человека. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан (молодежи, депутатов, судей и т.д.) есть сходные черты правового сознания. Поэтому выделяют и исследуют групповое правосознание, особенности представлений о праве определенной социальной группы. Наконец, в силу того что в каждой стране существуют свои государственно-правовые институты, свои юридические традиции, существуют и особенности в отражении правовых явлений в сознании того или иного общества; поэтому анализируется так называемое общественное правосознание, которому свойствен самый высокий уровень общности. Можно проследить связь между указанными видами правового сознания: они соотносятся между собой как философские категории "единичное", "особенное" и "общее". Общественное правосознание складывается из представлений о юридической действительности отдельных индивидов, отдельных социальных групп. Однако его нельзя свести ни к групповому, ни к индивидуальному правосознанию, поскольку ни первое, ни второе не в состоянии отразить его качественного многообразия. Исследование правового сознания разных уровней общности остается актуальной проблемой юридической науки. В частности, представляет интерес анализ соотношения господствующего (как правило, "положительного") и не господствующего ("отклоняющегося") правосознания на индивидуальном, групповом и общественном уровнях.

В зависимости от уровня, глубины отражения юридической действительности различают обыденное и теоретическое правовое сознание.

Обыденное (или эмпирическое) правосознание складывается стихийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой жизни общества лишь эпизодически. Обыденное правосознание представляет собой отражение правовых явлений на основе повседневного опыта. В силу этого точнее было бы называть его практическим правосознанием. На этом уровне чувственное преобладает над рациональным, конкретное над абстрактным. Используя знание описанных выше элементов правосознания, можно указать на значительный объем правовой психологии в структуре обыденного правосознания. Обыденные представления о нраве носят ограниченный характер, поскольку они находятся рамках поведения человека, его повседневного опыта. Обыденное правосознание имеет разрозненный, хаотический характер, с правильными взглядами и представлениями о юридических явлениях могут уживаться и ошибочные. Обыденное правовое сознание является более распространенным, поскольку основная масса населения не имеет специальной юридической подготовки. Данный вид правового сознания можно описать на индивидуальном, групповом и общественном уровне.

Противоположностью обыденного является теоретическое (научное ) правосознание. Оно формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, значительно более глубоком уровне. Теоретическое правосознание как система правовых знаний раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития. Следует иметь в виду, что предпосылкой теоретического правосознания является правосознание обыденное, поскольку знанию систематическому, научному всегда предшествует знание фрагментарное, неполное.

Раскрывая виды правового сознания по уровням, специально внимание обращают, как правило, и на правосознание, сформированное конкретной юридической практикой, называя его профессиональным правосознанием. Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, определенных юридических процедур, это правосознание практикующих юристов: судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и т.д.

— это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Будучи специфической формой сознания , правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения, требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

- Правовая идеология (отношение общества к праву в целом — правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

- Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

- Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

- Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

- Субъективная воля индивида — способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

- Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

- Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

- Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

- Массовое — правосознание обширных масс людей.


- Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания:

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.

Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.

Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

- Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.

- Теоретическое (научное ) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.

- Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

- Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

- Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

- Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

- Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот — во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии — стадии правотворчества. Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности, справедливости и гуманности, способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание – одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, наука, философия, – правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Поэтому, правосознание – весьма независимое, целостное явление, требующее изучения в качестве особого объекта правовой теории. Через правосознание теория права «выходит» на такие сокровенные вопросы, как сущность права, его генезис, культурная специфика юридического регулирования в рамках той или иной цивилизации, деформации правового поведения, источники и причины преступности и иной социальной патологии и т.д.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания . Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии .

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики, как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология – своего рода стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Правовая психология – форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Это наиболее глубинная, «скрытая» от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.).



Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения.

Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Таким образом, правовая психология – принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия, как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.

Правовая идеология – это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

Правовая идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы, прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права.

Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопонимания. Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии – это нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ (классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений).

Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества.

К функциям правосознания , как направлениям воздействия этого явления на общественные отношения, относят: познавательную, оценочную, регулятивную.

Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни – социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка – это деятельность субъектов права, как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств в их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание как социальный регулятор выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

В теории правоведения различаются следующие виды правосознания :

1. В зависимости от субъектов правосознания:

а) индивидуальное, т.е. отдельных физических лиц,

б) групповое, т.е. социальных сообществ людей (классы, страты, коллективы и др.)

в) общественное или общесоциальное, т.е. всего общества.

2. С точки зрения профессиональной подготовки субъектов правосознания:

а) обыденное правосознание – массовые представления людей, не имеющих юридической специализации, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта:

б) профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное отношение к человеческой беде и т.д.);

в) – научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства, политико-конституционных отношений. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы.

Процесс регулирования общественных отношений во все времена вызывал массу вопросов. Ведь он имеет не только свою специфику, но еще и достаточно нетипичный предмет непосредственного воздействия. На протяжении многих столетий люди пытались найти наилучший способ регулирования общественных отношений, пока не увидели высокую роль и эффективность права.

С того времени юридические нормы заполонили весь мир. Сегодня при помощи права регулируется любая жизнедеятельность человека. Это позволяет не только контролировать её, но еще и направлять в то русло, где она сможет принести наиболее благоприятный результат. Однако регулирование общества - это крайне сложный процесс. Следует отметить, что он производится как со стороны государства, посредством права, так и со стороны непосредственно граждан. То есть для удачной координации действий социума необходимо, чтобы последний осознавал принципиальную пользу подобного рода деятельности. Свои мысли и идеи насчет процесса юридического регулирования человек непосредственно реализует. Таким образом, деятельность по осмыслению права в конкретном государстве называется правосознанием, о чем пойдет речь далее в статье.

Что такое право?

Прежде чем автором будет представлено понятие, структура и виды правосознания, необходимо рассмотреть особенности иной, более важной категории. В данном случае мы говорим о праве в его классическом варианте. Зачем оно нужно человечеству? Какую пользу оно несет? Этими вопросами все больше задаются юристы-практики в наше время. Если говорить простым языком, то право - это совокупность санкционированных государством правил поведения. Они, в свою очередь, гарантируются властью, а также имеют общеобязательный и формально-определенный характер. Стоит отметить, что современная жизнедеятельность человека практически полностью подчинена данным правилам, потому что они регулируют все без исключения аспекты социального бытия. При этом все право не используется хаотично. В своей структуре оно подразделяется на отрасли, подотрасли и институты, что позволяет намного удобнее использовать его нормы. Правосознание в данном случае свидетельствует о степени «популярности» юридической сферы страны среди людей.

Понятие юридического сознания

Правосознание, функции, структура которого будут представлены далее в статье, представляет собой специфическую форму сознания социума. Иными словами, это совокупность взглядов, идей, моральных норм, принципов, оценок, убеждений, настроений и чувств, которые возникают по отношению к праву.

При этом нужно заметить, что мнение может быть адресовано не только к юридической системе национального государства, но и к праву в целом. То есть человек имеет возможность выдвигать свои мысли по поводу наиболее целесообразной структуры правовых явлений и их необходимости. Правосознание человека свидетельствует о его культурном уровне развития, а также уровне государственного самосознания. Как правило, наличие представленной в статье категории - это главный индикатор гражданского общества.

Необходимо также отметить схожесть таких категорий, как Понятие, структура, виды этих явлений очень часто отождествляются. Но мнение об их идентичности является ошибочным. Как правило, вторая категория, является более обширной. То есть она включает в себя такие элементы, как понятие, структура и виды правосознания. ТГП в данном случае говорит о том, что правосознание - это лишь структурный элемент такой большой категории, как юридическая культура.

Как правосознание соотносится с правом?

Многим ученым и рядовым людям не понятен вопрос, как правосознание соотносится со всей юридической сферой. В данном случае нужно отметить, что эти категории, по сути, являются смежными. То есть одна раскрывается полностью посредством другой. Ведь право - это статистическая категория, которая оказывает влияние на все отношения, возникающие в обществе. Что касается правосознания, то именно оно позволяет людям изменять юридическую систему государства для более эффективной регуляции своей жизни. Но это не единственный позитивный момент данной категории. Её истинные преимущества кроются в самом термине.

Особенности правосознания

Как уже указывалось ранее, правосознание, понятие, структура, виды и уровни которого представлены в статье, является одним из типов социального сознания. Таким образом, категория представляет собой познавательно-оценочный фактор, позволяющий людям выражать свое отношение к юридическим явлениям в государстве. То есть правосознание - это атрибут современного гражданского общества, в котором люди не только борются за свои возможности природного и национального характера, но еще и понимают личную роль для государства и его нормативной системы в целом. Термин также характеризует поведение людей в рамках, непосредственно созданных юридическими актами.

Связь правосознания с иными формами общественной мысли

Представленная ранее в статье категория достаточно тесно связана с иными формами социального сознания в той или иной стране. Например, на этот фактор достаточно сильно влияют политические взгляды, концепции философского характера, идеологические теории, религиозные верования и т. п. То есть непосредственная связь правосознания происходит с культурой общества. Более того, категория обусловлена в большей части историческим развитием человечества. Например, раньше люди допускали работорговлю, которая, в свою очередь, носила вполне законный характер. Но после демократических преобразований в конце XX века правосознание общества меняется в сторону свободы, равенства и т. п.

Структура категории

Понятие, структура и виды правосознания - это, безусловно, термины, связанные между собой. Однако достаточно весомую роль играет система представленной в статье категории. Потому что именно благодаря ее элементам мы имеем возможность наглядно увидеть влияние этого явления на иные составляющие жизнедеятельности человека. На сегодняшний день структура категории делится на следующие компоненты:


Необходимо заметить: структура и виды правосознания - это во многом смежные категории. Ведь каждый вид имеет свои особенности, однако в системном вопросе он полностью копирует классическую категорию. Таким образом, дабы более полно осознать, что такое понятие, структура и виды правосознания, необходимо рассмотреть его разновидности.

Виды представленной категории

Классификация правосознания производится посредством различных критериев. На сегодняшний день в научном сообществе нет единого взгляда на видовое разделение различных форм юридической мысли. Однако чаще всего классификацию производят на основе его субъектного состава. Таким образом, выделяют следующие виды:

1. Правосознание, понятие, структура, виды которого представлены в статье, в контексте общества представляет собой совокупность общепринятых концепций, идей, взглядов и мнений, которые существуют на уровне всего государства. То есть это консолидированный взгляд на юридические реалии страны. Как правило, общественное правосознание проявляется в законодательных актах, потому что они издаются публичными органами власти, избранными непосредственно народом. Таким образом, этот вид восприятия отражается в наибольших институтах, которые имеют массовый характер. К ним можно отнести не только юридическую сферу, но еще и религию, политическую идеологию в государстве, искусство и т. п.

2. Как показывает практика, групповое, или же отдельное, социальное правосознание выделяют в форме обособленного вида далеко не всегда. Это происходит потому, что в научном сообществе все еще не пришли к согласию о существовании подобной формы вообще. Тем не менее её невозможно отрицать. Ведь правосознание переходит в умы индивидов не сразу. Изначально определенные моральные идеалы, концепции и взгляды должны проникнуть в отдельные социальные группы. В данном случае групповое правосознание характеризуется рядом специфических факторов. Во-первых, оно формирует не просто сферу единомышленников, а отдельную субкультуру. Во-вторых, все социальные группы не являются однородными. Поэтому каждая из них выдвигает собственное видение отдельных составляющих государственного строя и отношений.

3. Последним видом является индивидуальное правосознание. Оно характеризуется тем, что выработка определенных взглядов по поводу правового полиса государства происходит в уме индивида. При этом каждая неповторимая личность формирует юридическое видение на основе собственного опыта и социальной мысли.

Как мы видим, понятие, структура и виды правосознания, пути формирования данных структур тесно переплетены друг с другом. При этом каждый в отдельности термин дает возможность раскрыть суть всей категории в целом.

Уровни действия категории

Понятие, структура и виды правосознания кратко были рассмотрены ранее в статье. Но необходимо также учесть тот факт, что представленная категория существует на нескольких уровнях. В данном случае выделение той или иной ступени правосознания осуществляется на основе его субъектов. Например:

Учение об уровнях правосознания имеет большое значение. Потому что оно наглядно показывает, как происходит формирование категории, какие субъекты в этом процессе задействуются. Ведь понятие, структура и виды правосознания, уровни правосознания - это все продукты именно человеческой деятельности.

Функции правосознания

Безусловно, понятие, структура и виды правосознания - это очень важные элементы категории для её анализа. Однако её роль можно полностью осознать лишь на основе ключевых функций. Они, в свою очередь, являются основными направлениями действия правосознания. Функции наглядно показывают пользу и особенности существования категории. Как правило, на сегодняшний день ученые выделяют пять основных функций, а именно:

  1. Регулятивная функция доказывает, что правосознание является фактическим продолжением права. То есть оно оказывает влияние на общественные отношения. Но если право непосредственно координирует их, то правосознание позволяет оценивать поведение субъектов и выносить фактический вердикт.
  2. правосознания достаточно тесно переплетена с оценочной. Но последняя направлена на выработку конкретного видения тех или иных юридических особенностей.
  3. Познавательная функция обуславливает процесс получения и накопления определенного массива знаний о праве и его институтах. На основе этих ведомостей индивид получает возможность создавать свои концепции теории насчет тех или иных явлений.
  4. Наиболее специфичной является Её суть в том, что индивид на основе полученных знаний имеет возможность предугадывать дальнейшее развитие правовых ситуаций.
  5. Безусловно, правотворческая функция является самой главной по своей сути. Она выражается в том, что на основе видения особенностей права практически каждый человек имеет возможность менять действующий юридический режим посредством издания нормативных актов. Однако для этого ему необходимо владеть возможностью нормотворческой инициативы.

Заключение

Итак, в статье были рассмотрены понятие, структура и виды правосознания. Их характеристика свидетельствует о большом значении и роли представленной категории не только для общества, но и процесса его непосредственного регулирования.