Никита Колоколов, доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия НИУ - ВШЭ, г. Москва.

Право - социально-правовой феномен. Уяснение его сути невозможно без одновременного анализа таких сложнейших категорий, как правосознание и государство. При этом следует подчеркнуть, что данные категории существуют лишь в динамике, параметры которой непрерывно задаются множеством факторов. Важнейший из них - место государства и права конкретной нации в глобальном мире.

От зарождения до XIX века

Если история государства и права российского насчитывает немногим более тысячи лет, то возраст аналогичных цивилизационных проявлений человечества приближается к пяти тысячам лет. Иными словами, к тому моменту, когда на карте Восточной Европы появилась Древняя Русь, по соседству успело возникнуть, а то и умереть не одно могучее государство. Однако в природе ничто не исчезает бесследно, памятники права, созданные нашими бывшими ближними и дальними соседями, став бесценным достоянием земной цивилизации, перешли по наследству ко многим, далеко не всегда благодарным потомкам.

Как известно, российская государственность зародилась в VI - VII веках на путях "из варяг в греки" и "из варяг в персы". Именно тогда славянские народы впервые впитали в себя и азы европейской правовой культуры, опирающейся на "бастион" права Римского. Более тысячи лет минуло с момента крещения Руси. Общепризнанно, что распространение идей ортодоксального христианства на ее народы в значительной мере предопределило ход дальнейшего развития государства.

В наши дни принятие славянами христианства в качестве основной идеологии совершенно обоснованно признается ключевой составляющей расцвета нашей государственности. При этом упускается из вида, а то и замалчивается тот факт, что наряду с православием Древняя Русь, а затем и государство Московское в свои правовые системы инкорпорировали многие нормы уникального права Византии, в первую очередь права публичного.

К сожалению, ход нашего развития в лоне европейской правовой культуры на три столетия был прерван татаро-монгольским нашествием. Фактическая утрата Русью независимости в XIII - XV веках не только способствовала консервации давно устаревших правовых идей, но и в определенной мере трансформировала режим государственного правления по образцу эффективных в военном отношении восточных деспотий, препятствовала восприятию новейших достижений в области правового строительства, получивших самое широкое распространение в Европе. Например , нам неведомо Магдебургское право, сыгравшее на Западе важную роль в становлении независимого городского населения.

Лишь только в конце XVI века наметился возврат нашего общества в лоно европейской, в том числе и правовой, культуры. Данный процесс в силу множества причин происходил крайне медленно, а порой и болезненно, война между западниками и славянофилами продолжается до сих пор. Более того, из этого процесса фактически была исключена большая часть населения государства, ибо до 1861 года в России существовало крепостное право. К этому моменту в большинстве стран Европы уже сложились современные правовые системы. Сама история поставила перед Россией цель - как можно скорее принять все лучшее, что к этому моменту было создано человечеством в сфере государственно-правового строительства.

Многие задачи, ставшие тогда перед нашим народом, удалось решить в рамках Великой судебно-правовой реформы 1864 года. И Россия получила действительно передовую по тем временам судебную систему, а также соответствующее лучшим мировым образцам процессуальное законодательство. Начал свой отсчет золотой век российской адвокатуры.

Век информационных технологий

К сожалению, искусственная консервация самодержавия в его практически абсолютистском варианте не позволила завершить многое из намеченного в правовом строительстве. Россия, в частности, вошла в XX век без отвечающего требованиям времени гражданского права. Главное, не удалось к этому времени сформировать и сколько-нибудь значимую социальную прослойку - группу классов, которые были ли бы заинтересованы в эволюционном поступательном развитии нашего общества. В 1917 году возобладали привнесенные извне революционные идеи квазикоммунизма. На долгие 70 лет Россия в очередной раз была вырвана из общеевропейского цивилизационного процесса.

Историю российского права принято делить на три периода: досоветский, советский и постсоветский. Для каждого из них характерны свои достижения в сфере правового строительства. В этом плане не был исключением и советский период. Например , Октябрьская революция уничтожила сохранившееся со времен феодализма деление общества на сословия, уравняла в правах мужчин и женщин, разрешила многие вопросы трудового права, социального обеспечения. Не будем забывать также и о том, что именно при советской власти Россия получила пусть во многом формальные, но первые конституцию и всеобщее избирательное право. В то же время коммунистическая идеология расценивала государство и право как орудия угнетения трудящихся классов, дни которых были сочтены.

Естественно, что жизнь за железным занавесом не могла продолжаться вечно, новые информационные технологии XX века быстро смахнули в корзину истории концепцию утопического коммунизма, Россия в очередной раз вернулась в лоно европейской цивилизации.

Данный процесс начался с последовательной инкорпорации в нашу правовую систему общепризнанных норм и правил:

  • 5 июля 1991 года Верховный Совет СССР принял Постановление N 2304-1, согласно которому наше государство присоединилось к Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах;
  • 22 октября 1991 года Верховный Совет РСФСР, отмечая необходимость приведения законодательства страны в соответствие с лучшими мировыми стандартами, принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина;
  • 12 декабря 1993 года всенародным голосованием принята Конституция РФ, согласно ч. 4 ст. 15 которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Перечень таких актов можно продолжать довольно долго. Естественно, что одного только внедрения общепризнанных правовых стандартов для включения России в мировое правовое пространство было явно недостаточно. Как и в середине XIX века, в конце XX века на повестку дня опять встал вопрос о проведении уже второй по счету тотальной правовой реформы. Поскольку право само по себе развиваться не может, речь шла о реформировании всего государства, в первую очередь его судебной системы, так как именно судьи в состоянии наполнить формальные правовые конструкции необходимым содержанием.

Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни России берут начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения порой несовместимых элементов), сочетавшего языческие и христианские воззрения. Первые памятники русской философско-правовой мысли –

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.),

«Повесть временных лет», Нестор Летописец

«Поучение» князя Владимира Мономаха,

«Слово о полку Игореве» (XII в.),

«Моление Даниила Заточника» (XII–XIII вв.).

В них обсуждались вопросы происхождения Русского государства, основ законности власти, форм правления и отношения к подвластным. Главный древнерусский источник светского права – Русская Правда (известна в трех редакциях XI–XIII вв.).

История становления права в России, как и в других странах, определялась разнообразными особенностями национальной культуры, психологии и религии народов, ее населявших. Для восточных обществ, например, типичным является то, что люди постоянно соотносят собственные правовые представления с древними обычаями, традициями, привычками поведения. Возможности проявления индивидуального своеобразия человека зависели и во многом зависят до сих пор от пола, возраста, места в системе родовых связей. У народов, принадлежащих к западному типу культуры, к традициям, в основе которых лежат ценности католицизма, отношение к праву в значительной мере определяется уважением к писаным законам со свойственной им тенденцией ко все большей свободе экономической и политической деятельности человека.

Отношение к праву, к реализации правовых норм и принципов, свойственное восточнославянским, в частности русскому, народам, отмечено существенным своеобразием. Со времен «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона русское православие религию благодати ставило выше религии закона. Лучшие российские правители старались следовать прежде всего нравственным законам, заповедям Священного Писания. Писаное право ценилось меньше, чем живущий в человеке и обществе нравственный закон. Недооценка писаных законов имела и оборотную сторону: попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, наталкивались на недоверие широких слоев народа к тому, что им казалось юридическим крючкотворством.

Что касается собственно правовых норм, регулировавших общественные отношения на Руси, то до монголо-татарского нашествия они в принципе соответствовали тем, которые содержались в различных европейских средневековых правдах (Алеманнской, Салической, Русской).

Монголо-татарское иго, связанные с ним испытания сделали главной темой размышлений и народа, и его образованных представителей тему русской государственности, ее сохранения («Слово о погибели Русской земли», XIII в.; «Задонщина», XIV–XV вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», XV в. и др.).

В борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы возникла и получила популярность теория преемственности великодержавия Русского государства от Византии (представление о Москве как о «третьем Риме», развивавшееся в трудах Филофея). Позже в центре внимания русских мыслителей оказались теоретическое обоснование законности правящей династии, идея абсолютного самодержавия (Иван IV, И. С. Пересветов) и сословно-представительной монархии (Максим Грек, Андрей Курбский), проблемы отношений между государственной и церковной властями (иосифляне, нестяжатели).

В 1497 г. в правление Ивана III был принят первый законодательный кодекс Российского государства – Судебник.

Он был создан на основе анализа и переосмысления норм Русской Правды, Псковской судной грамоты, княжеских уставных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран. Содержание Судебника составили главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Преступление определялось понятием «лихое дело». Фиксировалась развитая система имущественных преступлений: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Устанавливались наказания за преступления против личности: убийство, оскорбление действием и словом. Судебник 1497 г. свидетельствовал о появлении единого государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы базировались на принципах христианской нравственности и были направлены на защиту государственного порядка, личности человека, прав собственности на всей территории Российского государства.

К началу XVII в. в преддверии Смуты большое значение приобрел вопрос о выборе между сословно-представительной монархией и неограниченным самодержавием. К середине XVII в. идея сословно-представительной монархии утратила свою привлекательность, на первый план вышли теории, обосновывавшие необходимость утверждения абсолютной власти просвещенного монарха (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).

В 1649 г. Земский собор принял правовой документ огромной важности –

Соборное уложение.

Характерно, что при его составлении учитывалось мнение не только высшей знати, но и челобитные выборных земских людей – дворян и посадского населения (горожан).

Соборное уложение 1649 г. состояло из 25 глав и 967 статей. Главы 1–9 содержали нормы государственного права; главы 10–15 – устав судоустройства и судопроизводства; главы 16–20 были посвящены вещному праву; главы 21–22 представляли собой уголовное уложение; главы 23–25 составили добавочный раздел (о стрельцах, о казаках, о кормчих).

Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с Судебником 1497 г. Представленные в нем нормы регулировали все стороны общественной, экономической, политической жизни российского общества. Многие из них оставались в силе до проведенной в первой трети XIX в. кодификации (сведение в кодексы) законов Российской империи.

В годы правления Петра I получила дальнейшее развитие абсолютистская идеология (Феофан Прокопович, 1681–1736). В ее основе лежали представления об «общем благе», средством достижения которого признавалась абсолютная монархическая власть. Позднее большой вклад в обоснование теории «общего блага» внес В. Н. Татищев (1686–1750), высказывавшийся за ограничение верховной власти.

Значительные изменения, внесенные в систему государственного управления (объявление России империей, учреждение Сената, коллегий, Синода, укрепление бюрократического аппарата, введение нового территориального управления, принятие Табели о рангах), свидетельствовали об утверждении абсолютизма. Реформами Петра I население России было разделено на четыре сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Петр I объединил крестьян и холопов в одно крестьянское сословие, обложив его повышенной податью. Подворный налог (с каждого двора) был заменен подушным (с души «мужеска полу»). Десятки тысяч крестьян и мастеровых были согнаны на строительство северной столицы – Санкт-Петербурга, флота, на уральские рудники и заводы.

Табель о рангах

(1722) позволила представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получать за хорошую службу личное и потомственное дворянство.

Во второй половине XVIII в. крепостное право в России достигло апогея. За годы царствования Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около одного миллиона государственных черносошных крестьян. Положение крепостных крестьян мало чем отличалось от положения черных рабов в США. Размеры барщины и оброка не были определены законом. Помещики вольны были наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Жалоба крестьян на помещика была признана преступлением. Многое зависело от нравственных качеств владельцев крепостных: у одних мужики жили более или менее сносно, другие, подобные известной своей изощренной жестокостью Салтычихе, издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми. Крестьянские восстания XVIII в., грозная пугачевщина – несомненное следствие произвола и насилия со стороны помещиков и власти.

Развитие правовых представлений во второй половине XVIII в. происходило под влиянием идей Просвещения. Это влияние было неоднозначным. С одной стороны, оно отразилось во взглядах Екатерины II, состоявшей в переписке с Вольтером, принимавшей в Петербурге Д. Дидро и признававшей себя ученицей философов-просветителей. Выступая за достижение всеобщего блага, за строгое соблюдение законов, императрица считала необходимым сохранить самодержавие, крепостничество, привилегии дворянства. С другой стороны, идеи европейской философии оказали влияние на развитие в России идеологии просветительства, ее представителями были Н. И. Новиков (1744–1818), Я. П. Козельский (ок. 1728 – ок. 1794) и др.

Российские просветители выступали за ограничение самодержавия, смягчение или уничтожение крепостного права.

В последующем русская просветительская правовая мысль развивалась в духе совершенствования идей естественного права, признававшего определенные права человека свойственными самой природе, не зависящими от социальных условий. В работах

А. Н. Радищева (1749–1802) идеи естественного права были осмыслены с радикальных позиций.

Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон над преступниками. (А. Н. Радищев).

Другие мыслители (прежде всего правоведы конца XVIII – начала XIX в. С. Е. Десницкий, А. П. Куницын) пытались приспособить идеи естественного права к реалиям самодержавного правления. Такая же позиция была характерна и для создателя «Истории государства Российского»

Н. М. Карамзина (1766–1826). Попытки преобразований первых лет царствования Александра I, проекты реформ М. М. Сперанского были в значительной степени подготовлены этими идеями.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы влияли на процесс становления права в Русском государстве?

2. Какую роль в развитии правовой системы играло в нашей стране православие?

3. Охарактеризуйте важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси – России XI–XVIII вв.

4. Каковы структура и содержание Соборного уложения 1649 г.?

5. Какие изменения в государственно-правовой системе произошли в царствование Петра I?

6. Какие направления сформировались в общественной мысли России во второй половине XVIII в.?

Это интересно

Соборное уложение 1649 г. устанавливало наказания за следующие виды преступлений:

Преступления против церкви (богохульство, совращение в другую веру и др.);

Государственные преступления (действия и даже умысел против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена и др.);

Преступления против порядка управления (ябедничество или ложное обвинение, фальшивомонетничество, злостная неявка в суд и др.);

Преступления против благочиния (продажа краденого имущества, содержание притонов, укрывательство беглых и др.);

Должностные преступления (неправосудие, лихоимство, подлоги по службе и др.);

Преступления против личности (убийство, нанесение увечья, побои, оскорбление чести и др.);

Имущественные преступления (татьба, разбой, грабеж, мошенничество, поджог и др.);

Преступления против нравственности (непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество и др.).

Древнерусские правовые термины

Вервь – территориальная община, орган крестьянского самоуправления.

Вира – в Русской Правде наказание в виде штрафа за убийство (за увечье, тяжкие телесные повреждения назначалась полувира).

Заклич, свод, гонение следа – стадии древнерусского судебного процесса.

Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» – заем (в виде земли, скота, денег, зерна и т. д.).

Изгой- общинник, изгнанный из общины и лишенный ее покровительства.

Поток и разграбление – высшая мера наказания по Русской Правде. Назначалась за убийство в разбое, поджог, конокрадство и заключалась в конфискации имущества и выдаче преступника вместе с семьей «головой», т. е. в рабство.

Продажа- в Русской Правде наказание в виде штрафа за преступления против личности и имущества.

Холопы и челядь – рабы, прежде всего пленники, а также попавшие в рабство за долги, совершение наиболее опасных преступлений и др.

Выдающиеся русские мыслители и правоведы

(конец X– начало XI в. – ок. 1054/1055) – митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор «Слова о законе и благодати». По Илариону, каждому народу уготовано пройти две стадии: эпоху рабства (закон) и освобождение (благодать, т. е. христианство). Иларион верил в великое предназначение русского народа. «Законность» в «Слове…» отождествляется с национальным эгоизмом, «благость» – с православными добродетелями. «Слово» митрополита Илариона проникнуто идеями национальной независимости.

Ярослав Мудрый

(ок. 978-1054) – великий князь киевский. При нем составлена Русская Правда– первый на Руси кодекс частного права.

Петр I Великий

(1672–1725) – царь, с 1721 г. – император. Провел реформы государственного управления. Принимал важные указы и законы, некоторые из которых сочинил собственноручно.

Десницкий Семен Ефимович

(ок. 1740–1789) – ученый, юрист, действительный член Российской академии наук, первый российский профессор права. Много сделал для развития на Руси «юридического мировоззрения». Его правовая концепция тесно связана с нравственной философией.

Екатерина II

(1729–1796) – императрица (с 1762). Участвовала в проведении правовой реформы в России. Автор «Наказа» Уложенной комиссии (1766), в котором сформулированы некоторые принципы правовой политики и правовой системы, содержатся заимствования из трактатов Монтескье, Беккариа, Дидро и Д"Аламбера. В «Наказе» декларировались свобода граждан, принцип равных обязанностей всех перед лицом государственной власти, утверждалось, что законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными, а правовая система – стабильной.

Радищев Александр Николаевич

(1749–1802) – писатель, политический мыслитель. В «Путешествии из Петербурга в Москву» выступил против самодержавия и крепостничества. Был заключен в Петропавловскую крепость, затем отправлен в ссылку. По возвращении из ссылки работал в Комиссии по составлению законов. Был последователем идей Локка, Гельвеция, Дидро, Руссо. Условием общественного блага считал реализацию естественных человеческих прав.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через такой первый удар может такое причиниться, что и противиться весьма забудет

(из «Воинских артикулов» Петра I).

Если, идущу мне, нападет на меня злодей и, вознесши над головой моей кинжал, восхочет меня им пронзить, – убийцею ли я почтуся, если я предупрежу его в его злодеянии и бездыханного его к моим ногам повергну?

(из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева).

Темы для рефератов и обсуждения

1. Исторические корни демократии в России.

2. Почему в России право совести и правды ставилось выше закона?

В России достаточно поздно появились письменные памятники права - государственность на Руси возникли в 9 веке. Первая запись - 11 век - Русская Правда. Право долгое время носило казуальный характер - фактически, видим не только запись обычаев, но и прецедентов, примерных случаев. До 19 века не встречается ни одно правовое определение. То есть памятники права без общей части. Первые определения, которые зафиксированы были в источниках права, относятся к своду законов Российской империи, принятого в 1835 году. Впервые дано понятие "преступление", "право собственности". Отношения по поводу собственности существовали со времен Русской правды. Но теоретическая запись отсутствовала.

До 1835 года отсутствовало деление на отрасли права. Всё право было межотраслевым - не было четкого деления на отрасли права, не было различия между процессуальным правом и материальным правом.

Прикладной, практический характер права. Законодатель хотел узаконить все отношения, чтобы судья мог разрешить ту или иную ситуацию. Традиционно в эпоху абсолютизма законом считалась воля царя.

Право и не могло быть иным - в России правотворчеством занимались исключительно служилые люди, которые, создавая норму, исходили из прикладных целей - как можно практически использовать. Отсутствовали кадры юристов.

Теоретическая юриспруденция начинает развиваться с 18-19 веков. Семён Ефимович Десницкий, Третьяков, Золотницкий, Горецкий, Гессен, Соловьёв, Тоганцев, Трубецкой, Новгородцев, Ильин, Петрожицкий, Коркунов, Шершеневич.

Советский период - прежде всего, с возникновением советского государства, все первые нормативно-правовые акты носили чрезвычайно-указной характер. В первые дни советской власти выходят нормы, относящиеся к госправу. Многие нормы содержались в декретах советской власти. Правотворчеством занимался долгое время Совет Народных Комиссаров. Конституция 1918 года четко разграничивает осуществление законодательной функции - Съезду рабочих, крестьянских, солдатский комиссаров и его ЦИК. В 1922-23 гг. в СССР проходит кодификация права - отраслевая дифференциация - созданы кодексы. Появляется даже земельный кодекс. До революции все отношения по поводу земли относились к сфере гражданского права.

История государства и права изучает весь процесс возникновения и развития государства и права в исторической реальности, хронологической последовательности.

Исторический подход ко всем явлениям: все явления изучаются с момента возникновения. Метод историзма отличается очень существенно от логического метода исследования, применяемого в теории государства и права. Логический метод изучает общие закономерности развития. Наряду с методом историзма используется хронологический метод - т.е. движение явлений во времени. Сравнительно-исторический метод , предполагающий сравнение однопорядковых показателей (феодализм в России и феодализм в Европе); цель метода - установить общие и особенные черты. Статистический метод - имеет очень важное значение - выявляет закономерности определенных процессов, связанных с наличием массовых показателей (участие в выборах, потери в войне и пр.); показывает динамику развития, метод должен быть лишен тенденциозности, политической заданности. Ретроспективный метод - основан на сопоставлении современных явлений с явлениями прошлого (правовое положение советских крестьян и правовое положение по Соборному Уложению 1649 года). Синхронный метод - одновременное рассмотрение событий (1649 год - переход в России к абсолютизму, в Англии - революция).

Принципы, на которых должно строиться изучение ИГПРФ:

    Объективность

    Конкретизация каждого факта

    Всестороннее изучение явления

Подходы :

Идеалистический подход - на развитие общества влияет развитие идеи. Идея справедливости Гегеля достигает апогея в романо-германской цивилизации, Гегель рассуждает в духе арийского народа. Всё общественное течение России в 18 веке поделилось на 2 ветви: западники и славянофилы.

Марксистский подход . Суть - учение об историческом типе государства. Идея марксизма заключается в том, что все исторические изменения в обществе осуществляются в результате классовой борьбы. Зарождается частная собственность, происходит разрушение родовых общин, появляются соседские территориальные общины, выделяются семьи, появляются излишки, которые нужно защитить ->> государство.

Цивилизационный подход . Тойнби, Данилевский. Славянская цивилизация. Привлекает идея того, что человек - субъект всех преобразований, человек - цель общества. Цивилизация - объект познания. Сторонники подхода констатировали факт многообразия исторического процесса.

Евразийство . Шахматов, Ильин, Вернадский. Зиновьев написал: "Россия никогда не станет частью Запада; какая судьба ожидает её в сфере западнизации - об этом в свое время сказал и показал Гитлер". Фактически, Зиновьев выражает точку зрения современного человека, с которой не были знакомы первые евразийцы. Таким образом, у них существует 2 объяснения: либо россия является частью единого пути развития человечества (космополитическое направление); либо человечество не едино, у народов разные судьбы, асинхронный характер развития, цивилизации развиваются, гибнут, приходят другие цивилизации, что приводит к тому, что рано или поздно произойдет уничтожение цивилизаций, если каждый народ будет считать главенствующими национальные интересы. То есть глобализация неизбежна.

История нашего государства всегда развивалась в контексте западного и восточного начал.