Принципы уголовного права - указанные в уголов­ном законодательстве основополагающие идеи, которые опреде­ляют как в целом его содержание, так и содержание отдельных его институтов.

Уголовный кодекс РФ закрепил пять принципов:

  1. законности;
  2. равенства перед законом;
  3. вины;
  4. справедливости;
  5. гума­низма.

Каждый из них является самостоятельным; в своей же со­вокупности принципы образуют определенную систему, в кото­рой они находятся в тесной связи и взаимообусловленности.

Принцип законности

Принцип законности (ст. 3 УК РФ) гласит, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Данный прин­цип, являясь конституционным, включает два важных положе­ния, известных человечеству с давних времен:

  • нет преступле­ния без указания на то в законе;
  • нет наказания без указания на то в законе.

Суть первого означает, что к уголовной ответственно­сти может быть привлечено лишь лицо, совершившее обществен­но опасное деяние, запрещенное уголовным законом, суть второ­го - наказуемость деяния вытекает из его преступности и также определяется уголовным законом. Кодекс дает исчерпывающий перечень видов наказаний с точным указанием условий и пределов его назначения. Это исключает возможность применения су­дом наказания, не предусмотренного законом.

Только Уголовный кодекс фиксирует и другие уголовно-пра­вовые последствия, обусловленные преступностью и наказуемо­стью деяния. Так, лицо, осужденное за совершение преступле­ния, считается судимым со дня вступления обвинительного при­говора суда в законную силу до момента погашения или снятия . Судимость в соответствии с Кодексом может учиты­ваться при рецидиве преступлений и при назначении наказания (ст. 86 УК РФ).

Принцип равенства граждан перед законом

Принцип равенства граждан перед законом состоит в том, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. (ст. 4 УК РФ). Он прямо вытекает из ст. 19 Конституции Российской Федерации, отражает положения международного права. Данный принцип проявляется в установлении одинаковых оснований и пределов уголовной ответственности, одинаковых оснований освобождения от уголовной ответственности и наказа­ния, одинаковых условий погашения уголовно-правовых послед­ствий судимости.

Равенство перед законом также означает, что при применении Уголовного кодекса ничто не должно ухудшать положение чело­века по сравнению с другими преследуемыми в уголовно-право­вом порядке.

Положения принципа равенства граждан перед законом рас­пространяются только на привлечение лица к уголовной ответст­венности, но они не относятся к мере наказания, которая всегда индивидуализируется.

Принцип вины

Ст. 5 УК РФ закрепляет принцип вины: лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Этот принцип ина­че еще называют принципом субъективного вменения . Он пред­ставляется исключительно важным и составляет краеугольный камень уголовного права. Сущность данного принципа заключа­ется в том, что никто не может нести уголовную ответственность, если не установлена его личная вина в отношении общественно опасного деяния и наступивших последствий. Любое общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, пре­ступлением становится лишь тогда, когда оно совершено винов­но. «Виновным в преступлении, - говорится в ст. 24 УК РФ, - признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неос­торожности».

Таким образом, субъективное вменение, являясь основопола­гающим началом уголовного права, означает, что юридическая оценка деяния и применение к лицу мер уголовно-правового воз­действия возможны лишь в том случае, когда содеянное явилось результатом его воли и сознания.

Значение принципа вины усиливается закрепленным в ч. 2 ст. 5 УК РФ положением о том, что объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Принцип справедливости

Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

В справедливости выделяется два аспекта:

  1. уравнительный (справедливость уравнивающая), предполагает изначальное ра­венство всех граждан перед законом;
  2. дифференцирующий (справед­ливость распределяющая), предполагает индивидуализацию наказания, что и закреплено в ст. 6 УК РФ.

Уголовный кодекс содержит ряд положений, направленных на обеспечение справедливого наказания. Прежде всего это за­крепленные в уголовном законе общие начала назначения нака­зания, обязывающие суд учитывать характер и степень общест­венной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осуж­денного и на условия жизни его семьи. На достижение справедли­вости направлены и закрепленные уголовным законом условия назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, за неоконченное преступление, за преступле­ние, совершенное в соучастии, и т.д.

Как и любая другая отрасль российского права, уголовное право формулирует основные начала (принципы), которые определяют характер и содержание всех его институтов и норм, а также практики его применения. В УК РФ сформулированы принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма (ст. 3–7).

Принцип законности

Законность как определенный режим общественно-политической жизни, определяя характер взаимоотношений между органами государственной власти и гражданами, означает ограничение их рамками действующих в стране законов. Соблюдение законности в правовых отношениях, возникающих в связи и по поводу совершения преступлений, важно потому, что нарушение требований действующего законодательства при привлечении к уголовной ответственности может повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод граждан, породить судебные ошибки и произвол. Именно поэтому изложение принципов в УК РФ начато с принципа законности, который является специальной гарантией, обеспечивающей решение задач уголовно-правовой политики России. Согласно ст. 3 УК РФ "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением". Определяя пределы действия УК РФ, принцип законности основывается на том, что: "преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим кодексом". Это означает, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвергнут наказанию за деяние, которое в момент его совершения не признавалось преступлением, т.е. не нашло отражение в соответствующей уголовно-правовой норме, опубликованного и вступившего в силу уголовного закона. Согласно ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, что является конкретизацией указанного принципа. Это означает, что мера наказания, равно как и наступление иных уголовно-правовых последствий за совершенное деяние, определяется в пределах санкции действующего уголовного закона. Следует подчеркнуть, что положения ст. 3 УК РФ базируются на ряде статей Конституции РФ, развивая их положения применительно к сфере уголовно-правовых отношений. Так, ст. 54 Конституции РФ провозгласила: "никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением", а в п. 3 ст. 15 Конституции РФ записано: "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются".

В ч. 2 ст. 3 УК РФ записано, что "применение уголовного закона но аналогии не допускается". В данном контексте иод аналогией понимается применение к совершенному деянию в связи с отсутствием соответствующей нормы уголовного закона наиболее сходной по виду преступления статьи. Запрет аналогии означает, что никакие другие законы не могут устанавливать уголовную ответственность и использоваться в качестве ее основания. Вопрос о возможности использования аналогии в уголовном праве остро стоит в связи с проблемами пробельности уголовного закона, возникающими в связи с появлением новых общественно опасных действий, характеризующих развитие современной преступности. Однако пробелы уголовно-правового регулирования должны решаться лишь путем соответствующих изменений и дополнений действующего уголовного законодательства, а не применением аналогии, прямо запрещенной законом и не подлежащим каким бы то ни было толкованиям и оценкам. Принцип законности требует при решении вопросов об уголовной ответственности руководствоваться только действующими нормами УК РФ.

Принцип равенства граждан перед законом основан на ст. 19 Конституции РФ, провозгласившей равенство всех перед законом и судом (ч. 1) и гарантию российским государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запретившей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 указанной статьи). Конституционные положения соответствуют международным обязательствам России, вытекающим из ратифицированных ею международных договоров и подписанных международных Конвенций.

Статья 4 УК РФ, посвященная принципу равенства граждан перед законом, дословно воспроизвела текст ч. 2 указанной статьи Конституции РФ, распространив применение указанных конституционных требований на лиц, совершивших преступления. Это означает, что все лица, совершившие преступления, без какого бы то ни было исключения равны перед уголовным законом и подлежат уголовной ответственности на равных началах. Для всех из них действуют одинаковые основания и пределы уголовной ответственности, освобождения от нее и наказания. Они имеют равные процессуальные права, всем предоставляется право на защиту своих прав и законных интересов. Обвиняемому обеспечивается право на защиту. Обвиняемому и участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Все другие участники уголовного процесса обладают определенными законом равными правами. Этим определяется одинаковый подход к решению вопроса прав, обязанностей и ответственности всех граждан, совершивших преступления.

Гарантией соблюдения указанного конституционного принципа является ст. 136 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина.

Принцип равенства граждан перед уголовным законом, определяя единые, не подлежащие изменению основания привлечения к уголовной ответственности и назначения наказания, не означает определения для всех и каждого одной и той же меры наказания за одни и те же преступления. Справедливость определения наказания является самостоятельным и непреложным принципом уголовного закона, согласно которому суд при назначении наказания учитывает совокупность обстоятельств, подробно рассмотренных при раскрытии содержания принципа справедливости.

Рассматриваемый принцип равенства граждан нельзя абсолютизировать и по следующим соображениям. Так, например, уголовный закон обоснованно выделяет особенности назначения наказания несовершеннолетним, женщинам, лицам в возрасте старше 60 лет и др.

Конституционные положения о неприкосновенности Президента РФ (ст. 91 Конституции РФ), членов Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы (ст. 98 Конституции РФ), особый порядок привлечения к уголовной ответственности судей (ст. 122 Конституции РФ), прокуроров (ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации") и особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (гл. 52 УПК РФ) не могут оцениваться как исключения из принципа равноправия граждан перед законом. Неприкосновенность и особый порядок привлечения к уголовной ответственности указанных в законе категорий лиц не означают их освобождения от уголовной ответственности за совершенные ими преступления. Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении всех перечисленных лиц требует специальной процедуры, призванной гарантировать независимость от незаконного вмешательства в их деятельность, создавая гарантии осуществления каждым из них своих полномочий.

Следует отметить, что изменения уголовного законодательства, принятые в последнее время, далеко не всегда обеспечивают рассматриваемый конституционный принцип. Например, изменения, внесенные Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", расширив применение штрафа и определив его альтернативным наказанием лишению свободы, а также исключив конфискацию имущества, явно поставили в привилегированное положение категорию лиц, владеющих собственностью. Более того, Верховный Суд РФ в постановлении от 29.10.2009 № 20 в числе сведений о личности подсудимого, учитываемых судом при назначении наказания, назвал его имущественное положение.

Принцип вины закреплен в ст. 5 УК РФ. Согласно ему "лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина". Вина – обязательное условие наступления уголовной ответственности. Она определяется психическим отношением лица к своему противоправному поведению в форме действия или бездействия, и его последствиям и выражается в осознании, понимании противоправности своего поведения и связанных с ним результатов.

Уголовное право России различает две формы вины: умысел и неосторожность (ст. 24 УК РФ). При этом неосторожное деяние в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ признается преступлением только в том случае, если оно специально предусмотрено соответствующей статьей УК РФ.

Определения умысла и неосторожности даются в ст. 25 и 26 УК РФ.

Действие или бездействие лица при отсутствии вины, выраженной в одной из указанных форм, не считается преступлением.

Вина в форме умысла или неосторожности может быть установлена только применительно к вменяемым лицам и лицам, достигшим возраста уголовной ответственности.

Часть 2 ст. 5 УК РФ запретила применение в уголовном праве России объективное вменение, при котором "...уголовная ответственность за невиновное причинение вреда... не допускается".

В ст. 5 УК РФ речь идет о личной ответственности лица, виновно совершившего общественно опасное деяние. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, виновно совершившее преступление, и ответственность не может перелагаться на других лиц.

Принцип справедливости закреплен в ст. 6 УК РФ. Ранее этот принцип носил доктринальный, т.е. научный характер, но не имеющий нормативного правового оформления в УК РФ. Его введение в уголовный кодекс соответствует положениям Конституции РФ и ее международным обязательствам, например, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений неоднократно отмечал, что "правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах". Признание справедливости правосудия одним из первейших его обязательных признаков в традиции русского народа. Так, в толковом словаре живого русского языка В. И. Даля термин "правосудие" трактуется как справедливый приговор, решение по закону, по совести... правда.

Являясь основополагающим для осуществления в России правосудия как государственной деятельности по рассмотрению и разрешению уголовных дел, указанный принцип гарантирует исполнение требования соответствия меры воздаяния особенностям совершенного противоправного деяния, придавая морально-этический характер судебной деятельности и обеспечивая выполнение судом воспитательной функции.

Содержание принципа справедливости раскрывает положение уголовного закона, сформулированное в ч. 1 ст. 6 УК РФ. Она гласит: "наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного".

Гарантией обеспечения справедливости в рассматриваемой сфере правоотношений является установленная законодателем дифференциация уголовной ответственности при определении круга преступных деяний, их категоризация по различным видам тяжести и определение размеров наказаний за них в относительно определенных или альтернативных санкциях всех статей Особенной части УК РФ. Это позволяет судам индивидуализировать ответственность и наказание в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ, определившей общие начала назначения наказания, которое должно учитывать "характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи" (ч. 3 ст. 60 УК РФ).

Справедливость наказания обеспечивается правильной квалификацией содеянного преступления. Именно поэтому в ч. 2 ст. 6 УК РФ закреплено положение, согласно которому "никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление", дословно воспроизводящее ч. 1 ст. 50 Конституции РФ, придав принципу справедливости конституционный характер.

Конституционный принцип справедливости уголовного закона конкретизируется в ряде других статей УК РФ, например, в ст. 12 и 17 УК РФ. В статьях У ПК РФ этот принцип также реализован. Например, неправильное применение уголовного закона при квалификации преступления является одним из безусловных оснований отмены или изменения судебного решения в апелляционном порядке (ст. 389.15 УПК РФ).

Следует отметить, что хотя все вышеизложенное в первую очередь характеризует правовые отношения с лицом, совершившим преступление, обеспечивая справедливость применяемых к нему мер уголовно-правового воздействия, можно считать, что и для потерпевшего и всего общества точное и неуклонное исполнение рассматриваемого принципа имеет большое значение. Справедливость, характеризующая взаимоотношения общества с лицом, совершившим преступление, является залогом возвращения его к полноценной общественной жизни. Осознание справедливости наказания, понесенного преступником, формируя у потерпевшего от преступления чувство морального удовлетворения, также не безразлично государству, согласно Конституции РФ взявшему на себя обеспечение его безопасности.

Рассматривая уголовно-правовое содержание принципа справедливости, закрепленного в УК РФ, следует отметить его всеобъемлющий характер. Справедливость уголовного закона не может быть реализована при нарушении других принципов уголовного закона: равенства граждан перед законом и судом, гуманизма, вины и законности. Каждый из них, безусловно, имеет свое специфическое содержание, представляя в то же время различные аспекты справедливости, без которых она не может существовать. Само по себе это придает принципу справедливости уголовного закона в правовом государстве особое значение, требующее рассмотрение его в широком уголовно-правовом контексте.

Принципы уголовного права обязывают законодателя учитывать их при криминализации и декриминализации деяний, введении новых уголовно-правовых институтов и отдельных норм, т. е. при осуществлении государственной уголовной политики.

Закрепление в Уголовном кодексе РФ принципов уголовного права играет большую роль не столько в теоретическом, сколько в практическом плане. Их регламентация в уголовном законе призвана оказать действенную помощь законодателю в процессе создания новых правовых норм правоприменителю при работе конкретным уголовным делом. Таким образом, значение принципов уголовного права состоит в том, что ими руководствуются судебно-следственные и иные правоохранительные органы в осуществлении своей деятельности. Например, принцип вины обязывает суд установить и доказать вину подсудимого и ее форму (умысел или неосторожность). Принцип гуманизма требует от суда при назначении наказания обдумать вначале возможность применения наименее строгого вида наказания из тех, что предусмотрены в санкции конкретной нормы Особенной части, а лишь затем переходить к более строгому виду наказания. Принципами уголовного права должны руководствоваться и граждане при защите своих законных прав и интересов, при противодействии преступности.

Принцип законности служит базой для конструирования УК РФ и его применения на практике.

Данный принцип слагается из ряда правовых требований. Основополагающим является требование, согласно которому лишь то деяние признается преступлением, которое закон объявил уголовно наказуемым до его совершения. Это означает следующее.

Во-первых, преступлением признается только такое деяние, признаки которого предусмотрены уголовным законом. Во-вторых, наказуемость деяния определяется только уголовным законом. В-третьих, меры уголовно-правового характера, равно как и основания, условия и последствия их применения, должны быть регламентированы только в уголовном законе. В-четвертых, основания применения наказания должны быть установлены только в УК РФ.

В-пятых, единственным источником уголовного права России провозглашается уголовный закон. В-шестых, преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Кроме того, принцип законности в уголовном праве слагается еще из одного важного требования - «основанность» Уголовного кодекса РФ на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права (ч. 2 ст. 1 УК РФ).

Итак, в силу требований законности привлечение к уголовной ответственности конкретного лица, совершившего преступление, и применение к нему в случае необходимости уголовного наказания, в настоящее время возможно только в рамках закона и в полном соответствии с ним.



Содержание принципа законности не ограничивается его текстуальным выражением в ст. 3 УК РФ. Принцип законности пронизывает все уголовно-правовые нормы. В некоторых из них он обозначен более конкретно. Так, в ст. 14 УК РФ раскрывается понятие преступления как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. В уголовном законе закреплено, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом (ст. 19 УК РФ). Только УК РФ определяет основные институты и понятия уголовного права, конкретные составы преступления. В каждой статье Особенной части УК РФ описываются признаки данного вида преступления, которые необходимы и достаточны для наличия его состава, указываются санкции, где установлены соразмерные этому преступлению вид и объем уголовно-правовых последствий, могущих наступить в случае его совершения.

Правовым основанием закрепления в уголовном праве принципа равенства граждан перед законом являются требования Конституции Российской Федерации, а также Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Устава Нюрнбергского Международного Военного трибунала 1945 г. Отсюда его социальная ценность, значимость и сила.

Представляется, что в области уголовно-правового регулирования самым действенным средством обеспечения равенства всех перед законом является состав преступления, который представляет собой законодательную модель преступления. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что правовое закрепление принципа еще недостаточно для констатации действительного юридического равенства. Последнее требует еще и фактическое (содержательное) обеспечение данного принципа, наличие в уголовном законе норм, обеспечивающих его реализацию.

Наличие в тексте уголовного кодекса достаточно большого количества уголовно-правовых норм об особенностях уголовной ответственности и уголовного наказания отдельных категорий граждан делает актуальным вопрос о необходимости и возможности существования этих норм с учетом требований принципа равенства.

Особенности уголовной ответственности женщин, мужчин пожилого возраста, должностных лиц, несовершеннолетних, предусмотренные действующим УК РФ, не дают оснований для вывода об отступлении в этих случаях от принципа равенства граждан перед законом.

Значение принципа вины для уголовного права велико, на этом принципе базируется справедливое назначение наказания, именно он является предпосылкой применения не только норм Особенной части УК РФ, но и ряда институтов Общей части.

Закрепление принципа вины в первую очередь было вызвано стремлением законодателя поставить «гуманный заслон против неоправданного преследования всех подряд лиц, причинивших фактический вред». Нормативное определение принципа вины полезно и как инструмент совершенствования и применения уголовно-правовых норм.

В отечественной уголовно-правовой науке главенствующую роль играет психологическая теория вины, согласно которой каждое общественно опасное действие (бездействие) вменяемого человека считается волевым и сознательным. Отсюда следует, что основными элементами вины как психического отношения являются сознание и воля субъекта преступления, или интеллектуальные и волевые составляющие (моменты) его преступного поведения. На наш взгляд, именно психологическое понимание вины обеспечивает наиболее точное уяснение содержания принципа вины.

Полагаем, что в тексте ч.1 ст. 5 УК РФ не обоснованно используется формулировка «... в отношении которых установлена его вина». Тем самым законодатель подчеркивает уголовно-процессуальную природу вины. При построении конструкции принципа вины следует учитывать материально-правовую природу уголовного законодательства, которая требует признания виновным того лица, который совершил деяние умышленно или по неосторожности (ч.1 ст. 24 УК РФ). В связи с этим следует в ч.1 ст. 5 УК РФ слова «...в отношении которых установлена его вина» заменить словами «...которые совершены и наступили виновно».

В настоящее время в юридической литературе сложилось мнение, что принцип справедливости, закрепленный в ст. 6 УК РФ, не сводится лишь к справедливости наказания и иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицу, совершившему преступление, а проявляется еще и в справедливости уголовного закона. При этом справедливость уголовного закона реализуется, прежде всего, при криминализации преступлений, а также при типологизации преступлений, т.е. при отнесении их к особо тяжким, тяжким, средней или небольшой тяжести и включении их в тот или иной раздел и главу УК РФ. Действительно, включив справедливость в систему принципов УК РФ, нельзя ограничивать сферу его действия только уголовным наказанием, так как идеи справедливости воздействуют на все уголовное законодательство.

Помимо того, что справедливость уголовного наказания находит свое непосредственное воплощение в тексте УК РФ, в частности в нормах о целях, системе и видах наказания и т.д., ей должны соответствовать нормы некоторых важнейших сфер уголовного законодательства (касающиеся вопросов привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее, а также назначения наказания и освобождения от него).

Стоит заметить, что очень высока роль данного принципа в деятельности правоприменительных органов, так, в п.1 Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 11.01.2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» указано судам обращать внимание на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации. «Согласно статье 6 УК РФ справедливость назначенного подсудимому наказания заключается в его соответствии характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Проанализировав содержание уголовно-правового принципа гуманизма, мы пришли к выводу, что ныне действующее уголовное законодательство имеет первостепенную цель – обеспечение безопасности человека от любого уголовно-наказуемого посягательства. Также принятие УК РФ 1996 г., новых законов, предусматривающих уголовную ответственность и в соответствии со ст. 1 УК РФ подлежащих включению в УК РФ, продиктовано, в первую очередь, стремлением достичь поставленной задачи. Именно через призму человеколюбия происходит законотворческий процесс в Российской Федерации. Законодателем в тексте статьи используется слово «человек», этим подчеркивается, что все лица, независимо от гражданства, подлежат уголовно-правовой защите со стороны государства. Провозглашая столь гуманную цель, государство прокладывает себе легальный путь для применения уголовно-правовых мер, и прежде всего наказания, к лицу, совершившему преступление, которое хотя и не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, но по своей природе не может не причинять этого. В данном случае становится на первое место законность применения указанных мер. А моральная сторона проблемы оправдывается положением, что любое наказание (в том числе и другие меры уголовно-правового воздействия) – всегда вынужденная реакция на преступное поведение лица, которое в той или иной мере всегда затрагивает права и законные интересы другого человека, людей. Это полностью отвечает требованиям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества подвергается ограничениям, установленным законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Характеризуя предмет правовой охраны, следует иметь в виду, что безопасность человека должна обеспечиваться на принципах «нерушимости устоев развития России как гуманистического государства» Несмотря на то, что в ч.1 ст. 7 УК РФ предметом уголовно-правовой охраны назван только человек, в Российской Федерации под уголовно-правовой охраной находятся и общество, и государство. Большинство авторов, разрабатывающих проблему принципов уголовного права, отмечают, что положения ч. 1 ст. 7 УК РФ направлены по отношению к законопослушному гражданину, в том числе к потерпевшему. Однако представляется, что данная норма направлена и по отношению к преступнику или, согласно уголовно-правовой терминологии, к лицу, совершившему преступление. Так как в содержание понятие «безопасность человека» можно включить и обеспечение безопасности человека, совершившего преступление, встает вопрос: от кого и от какой опасности следует защищать человека, который нарушил закон. Ответ на этот вопрос отчасти дается в ч. 2 ст. 7 УК РФ, где содержатся требования к цели применяемых к лицу, совершившему преступление, мер уголовно-правового характера. Однако данным требованием не исчерпывается перечень средств обеспечения безопасности данных лиц, это и само принятие УК РФ (только ним определяется преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия), введение в текст УК системы принципов уголовного права и т.д. Таким образом, лицо, совершившее преступление, защищается от произвола государства, которое обладает единоличным правом применения наказания, и от лиц, чьи права были нарушены преступным посягательством (т.е. потерпевших).

Закрепив основные неотчуждаемые и природные права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ (гл. 1 и 2) признала права и гарантировала также целый ряд проистекающих из них и конкретизирующих политических, экономических, социальных, культурных и иных духовных, а также личных прав граждан согласно общепризнанным принципам и нормам международного права .

Глава 3. Области применения принципов уголовного права и анализ судебной практики с применением принципов уголовного права

И специальные принципы уголовного законодательства. Так, в учебнике "Российское уголовное право. Общая часть" к числу общих принципов уголовного законодательства отнесены принципы законности, демократизма, равенства граждан перед законом, справедливости, гуманизма.

Специальными названы принципы неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности.

Впервые законодательное определение принципов уголовного права дано в УК РФ 1996 г.

В УК названы и получили описание пять принципов: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.

Как видим, законодатель не включил в число принципов уголовного законодательства принцип интернационализма.

Принцип интернационализма в период существования советского тоталитарного государства трактовался в духе коммунистической идеологии. Он означал уголовно-правовую поддержку Советским Союзом государств социалистического лагеря.

Так, ныне отмененная ст. 73 УК РСФСР устанавливала, что "в силу международной солидарности трудящихся особо опасные государственные преступления , совершенные против другого государства трудящихся, наказываются соответственно по статьям 64- 72 настоящего Кодекса". Это означало, например, что шпионаж советского гражданина против Кубы или государств Восточной Европы должен квалифицироваться как измена Родине.

Статья 101 УК РСФСР, исключенная из Кодекса, предусматривала, что "преступления против государственной или общественной собственности других социалистических государств, совершенные в отношении имущества , находящегося на территории РСФСР, наказываются соответственно по статьям настоящей главы", т.е. как преступления против социалистической собственности советского государства.

Часть 3 ст. 15 Конституции устанавливает важное правило: "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются"*.

* В период существования советского тоталитарного государства имели место случаи принятия нормативных актов , устанавливающих уголовную ответственность, которые не подлежали опубликованию, а также принимались уголовно-правовые акты с грифом "Секретно". Такие акты и разъяснения по применению уголовной ответственности часто исходили не от законодательного органа, а, например, от политбюро ЦК КПСС; практиковались и совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР , которые в тот период имели правовое значение.

Из этого следует, что уголовная ответственность может наступить только на основе опубликованного уголовного закона , знать о котором граждане имеют возможность, и только за деяние, которое в момент его совершения предусматривалось уголовным законом.

Принцип законности означает также, что уголовная ответственность должна наступать в точном соответствии с действующим законом. Нельзя привлекать к уголовной ответственности за действия, прямо не предусмотренные уголовным законом. Применение уголовного закона по аналогии, отмененной в 1958 г., не должно допускаться. Следует иметь в виду, что уже после отмены аналогии суды восполняли пробелы закона, применяя статьи УК, предусматривающие наиболее близкие по характеру деяния или давая расширительное толкование определенным нормам уголовного права.

В УК при определении принципа законности указывается, что "преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом".

Реализация этого положения, бесспорно, должна содействовать укреплению законности. Это означает, что не должно быть законов, устанавливающих уголовную ответственность, кроме Уголовного кодекса. Поэтому все изменения в уголовном законодательстве должны вноситься в УК. В прошлом же уголовно-правовые нормы в ряде случаев содержались не в Уголовном кодексе, а в других законодательных актах.

Все граждане, следственные органы и суды при определении уголовной ответственности должны руководствоваться только Уголовным кодексом. В случаях расхождения норм УК и Конституции прямое действие должны иметь положения Конституции. Принцип законности означает также, что уголовные законы должны соответствовать реальным социально-политическим и экономическим условиям жизни российского общества , т.е. быть социально обусловлены.

Статья 55 Конституции в ч. 2 указывает, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". Это означает, что нельзя произвольно устанавливать уголовную ответственность за действия, являющиеся проявлением прав и свобод российских граждан. Это указание Конституции соответствует положениям Хартии прав человека, Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.

Так, в ст. 12 Всеобщей декларации прав человека говорится: "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию". Это положение закреплено и в ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах. Важность этого конституционного положения становится ясной, стоит только вспомнить пресловутые ст. 70 в старой редакции и ст. 190 1 УК РСФСР, по существу дававшие возможность применять уголовную репрессию за инакомыслие.

Примером отказа от произвольного вмешательства в личную жизнь граждан может служить и отмена уголовной ответственности за добровольное мужеложство взрослых людей (ч. 1 ст. 121 УК РСФСР в редакции от 29 апреля 1993 г.).

Принцип равенства граждан перед законом развивают и конкретизируют положения ст. 19 Конституции, в которой говорится, что все равны перед законом и судом.

В ст. 4 УК указано, что "лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств".

В прошлом не только лица из высшей партийной элиты, совершившие такие преступления, как хищение государственного и общественного имущества, получение взяток, злоупотребление служебным положением, не привлекались к уголовной ответственности. Даже члены коммунистической партии не могли быть арестованы без согласия партийных органов.

Известны случаи, когда не привлекались к уголовной ответственности знаменитые спортсмены, совершившие тяжкие преступления. Такая практика означала явное неравенство в правовой оценке поведения и поступков различных людей.

Сочетание в практической деятельности правоохранительных органов реализации принципов законности и равенства граждан перед законом характерно для правового государства.

Возникает вопрос: не противоречит ли принципу равенства граждан перед законом установление особого порядка привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц государства, депутатов законодательных органов, судей?

Обеспечение нормальной работы и независимости лиц, занятых политической или судебной деятельностью, требует создания особого положения. Нельзя допустить, чтобы по подозрению или иногда по ложным доносам судья или депутат отстранялся от работы, подвергался процессуальному принуждению, в том числе и аресту . В политической борьбе возможны различные провокации, попытки любым путем прекратить политическую деятельность того или иного общественного деятеля, дискредитировать его в глазах общества. Поэтому положение, что без согласия соответствующего законодательного органа депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, вполне обоснованно и обеспечивает депутатам уверенность в возможности активно осуществлять свои функции в соответствии с личными убеждениями. Судья также должен быть уверен, что он не может быть арестован, подвергнут допросу, обыску и т. п. без согласия высших судебных органов.

Однако представляется, что иммунитет депутатов, судей должен распространяться только на их служебную деятельность. Что же касается таких общеуголовных преступлений, как убийство , изнасилование и т. п., все граждане независимо от занимаемого положения должны привлекаться к ответственности на равных основаниях в соответствии с принципом равенства всех перед законом. Этот вопрос требует законодательного решения.

Принцип вины, иначе называемый принципом субъективного вменения, означает, что уголовная ответственность может наступить только при наличии определенного психического отношения лица к своим действиям, носящим характер общественно опасных и причиняющим, вред интересам личности, общества или государства. Различные формы вины и их степень влияют на квалификацию преступления и на размер наказания.

В ст. 5 УК говорится: "Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается".

Этот принцип представляется исключительно важным. В прошлом объективное вменение было известно уголовному праву многих стран. Элементы объективного вменения сохраняются и в настоящее время в английском уголовном праве и в праве ряда развивающихся государств.

Случайное причинение вреда, каким бы значительным он ни был, не должно влечь уголовной ответственности, хотя в определенных случаях не исключает гражданско-правовой ответственности .

Невиновное причинение вреда чаще всего встречается при транспортных правонарушениях. Так, водитель, соблюдавший все правила движения и совершивший наезд на пешехода, допустившего грубую неосторожность при переходе улицы, не должен нести уголовную ответственность, даже если результатом наезда явилась смерть потерпевшего .

Принцип справедливости сформулирован в ст. 6 УК: "Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление".

Принцип справедливости должен определять индивидуализацию ответственности и наказания.

Применение к разным людям, совершившим одинаковые преступления, одинакового наказания было бы несправедливым, так же как и применение одинакового наказания к одинаково характеризующимся лицам, но совершившим разные преступления.

Выдающийся русский философ и правовед И.А. Ильин писал: "Справедливо обходиться с неодинаковыми людьми - именно неодинаково; и было бы, наоборот, величайшей несправедливостью, если бы стали обходиться со всеми равно: с сольными и здоровыми; с малолетними и взрослыми; с женщинами и мужчинами; если бы люди стали давать одинаковые права - душевно здоровым и сумасшедшим, образованным и необразованным, доблестным героям и заведомым мошенникам".

Принцип справедливости означает, что суд при назначении наказания должен руководствоваться не эмоциями, не чувством мести, а объективной оценкой как совершенного преступления, так и личности виновного.

Справедливость, с одной стороны, выражается в соразмерности наказания совершенному деянию и, с другой стороны, в соответствии наказания личности осужденного, т.е. всем его отрицательным и положительным свойствам и качествам, с тем чтобы посредством этого наказания можно было достичь его исправления.

Суды, руководствуясь положениями закона, выносят приговор на основе своего правосознания , понимания задач уголовной политики и требований борьбы с преступностью в каждый конкретно-исторический период. Не случайно большинство уголовно-правовых норм имеет относительно определенные санкции с достаточно широким разрывом между их нижним и верхним пределами.

Принцип справедливости получает выражение и в установленных законом санкциях за тот или иной вид преступления. Законодатель, устанавливая санкции, имеет в виду характер общественной опасности деяния, степень причиняемого вреда, распространенность этого деяния, типологические черты личности преступника. Все индивидуальные особенности как обстоятельств совершения конкретного преступления, так и личности виновного должен учесть суд при вынесении приговора.

Положение о том, что никто не должен нести ответственность дважды за одно и то же деяние, имеет важное практическое значение в случаях, когда гражданин России, совершивший преступление за границей и понесший там наказание, оказался в Российской Федерации. Его нельзя снова привлечь к ответственности, хотя бы и казалось, что понесенное им наказание слишком мягкое и не соответствует российским законам.

УК РСФСР предусматривал привлечение к уголовной ответственности лиц, осужденных и отбывших наказание за границей. При этом суд мог учесть это наказание, но мог и не учитывать. Это положение не соответствует ст. 50 Конституции о том, что "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление".

Принцип гуманизма сформулирован в ст. 7 проекта УК, которая гласит: "Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

Наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицам, совершившим преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства".

В этой формулировке отражены две стороны гуманизма: обеспечение безопасности членов общества от преступных посягательств и обеспечение прав человека совершившему преступление лицу. В первом случае установление уголовной ответственности, в отдельных случаях достаточно суровой, должно оказывать сдерживающее влияние на неустойчивых членов общества и предупреждать совершение преступления, обеспечивая тем самым защиту общества. Принцип гуманизма также направлен на обеспечение прав человека преступившим закон и совершившим преступление лицам. К этим лицам не должны применяться пытки и другие действия, специально причиняющие физические страдания, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Гуманизм уголовного права проявляется и в резком сокращении применения смертной казни , которая в настоящее время может назначаться только за особо тяжкие преступления против жизни (ст. 20 Конституции), а в ближайшем будущем в связи с принятием России в Совет Европы должна быть отменена. Он также проявляется в установлении более мягких мер наказания несовершеннолетним, в установлении институтов условного осуждения и условно-досрочного освобождения. Поскольку целью наказания является исправление преступника, а не возмездие за причиненное им зло, достижение этой цели ранее срока , установленного приговором суда, превращает дальнейшее отбывание наказания осужденным в бессмысленную жестокость.

Возможность смягчения наказания по мере исправления осужденного и возможность полного досрочного освобождения в случае его исправления являются важными факторами реализации принципа гуманизма и соответствуют гуманистическим идеям современного общества.

Проявлением принципа гуманизма в уголовном праве является и институт помилования.

Принцип гуманизма и принцип справедливости неразрывно связаны. Уголовное наказание должно быть и гуманным, и справедливым, эффективно защищать интересы как отдельной личности, так и всего общества в целом.

Задачи, стоящие перед уголовным законодательством, решаются на основе его принципов, в соответствии с которыми строится не только система, но и осуществляется реализация уголовного права. В УК РФ (статьи 3-7) выделены пять основных принципов:

Законности

Равенства граждан перед законом

Виновной ответственности

Справедливости

Гуманизма.

Понятие, система, значение принципов уголовного законодательства

Охранительные и предупредительные задачи уголовное законодательство способно выполнить лишь при строгом соблюдении правовых принципов. Уголовно-правовые принципы - это основополагающие исходные предписания, обязательные для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью*

Впервые в России принципы уголовного законодательства были сформулированы в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Статья 2 Основ называла восемь принципов: принцип законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности, справедливости, демократизма и гуманизма.

В УК РФ их число сократилось до пяти за счет исключения принципов неотвратимости ответственности и демократизма. Модельный Уголовный кодекс для стран-участниц СНГ (рекомендательный законодательный акт, принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ в феврале 1996 г.) говорит о принципах более широко и правильнее - не только принципы Уголовного кодекса, но и принципы уголовной ответственности. Таких принципов он устанавливает семь: законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности, справедливости и гуманизма.

Принцип неотвратимости ответственности сформулирован в двух аспектах:

  • 1) лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам воздействия, предусмотренным Уголовным кодексом;
  • 2) освобождение от уголовной ответственности и наказания возможно только при наличии оснований и условий, предусмотренных законом.

Принцип неотвратимости ответственности не вошел в систему принципов УК РФ 1996 г. потому, что разработчики посчитали, что он охватывается принципами законности и равенства, а, кроме того, носит больше процессуальный, нежели уголовно-правовой характер. Что касается освобождения от уголовной ответственности и наказания, то в его правовой регламентации был бы смысл, коль скоро он решал бы важнейший вопрос об органе, который вправе такое освобождение осуществлять. Уместно напомнить, что когда принимались Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г., то было учтено решение Комитета по конституционному надзору СССР, согласно которому освобождать от ответственности может исключительно суд. УК РФ разрешает освобождать от уголовной ответственности и органам следствия. От наказания, естественно, может освободить только суд. В 1997 г. Конституционный Суд РФ признал соответствующим конституционной норме о презумпции невиновности освобождение от уголовной ответственности и органами предварительного следствия.

Невключение в систему принципов принципа демократизма обусловлено сворачиванием в последние годы участия граждан и трудовых коллективов в исправлении лиц, виновных в нетяжких преступлениях, при передаче материалов о них в товарищеские суды и на поруки, как это предусматривалось ст.51 и 52 УК РСФСР 1960 г. Общественность, согласно этому УК, принимала широкое участие в перевоспитании осужденных и в сокращении сроков судимости. Ошибки, которые допускались на практике с передачей дел на рассмотрение общественности, привели к постепенному прекращению такой практики как нарушающей принцип законности. На рассмотрение общественности в 1989-1990 гг. передавалась 1/3 виновных в нетяжких преступлениях лиц. В результате разрыв между регистрацией преступлений и судимостью достигал пятнадцатикратного размера. И это при том, что регистрация преступлений осуществляется и поныне весьма неполно. Так, в 1989 г. в милицию было подано свыше 4 млн. заявлений от граждан о совершенных в отношении них преступлениях. Официально их зарегистрировано 2,4 млн.

Большинство новых УК государств, следуя Модельному УК, предусматривают принцип неотвратимости ответственности и демократизма. Так, ст.10 УК Республики Казахстан 1994 г. устанавливает: "Каждое лицо, в деянии которого установлено наличие состава преступления, должно подлежать ответственности". УК Республики Таджикистан 1998 г. характеризует этот принцип точнее: "Каждое лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию либо иным мерам уголовно-правового характера, предусмотренным Уголовным кодексом".

Принцип демократизма раскрывается как участие партий, общественных организаций, органов самоуправления и т.д. по их ходатайствам в исправлении лиц, совершивших преступление, если это предусмотрено УК (ст.10 УК Республики Таджикистан, ст.6 УК Республики Узбекистан).