В мировой практике для открытых акционерных обществ типичны две базовые модели распределения акций.

  • 1. Модель, в которой 20–30% акций иммобильны, надолго оседают в нескольких руках и фактически формируют контрольный пакет акций, а 70–80% акций распылены по мелким инвесторам, подвижны, часто выносятся на рынок и легко переходят от одного владельца к другому. В этой модели титул собственника как бы размыт, он присущ фактически владельцам крупных пакетов, так как они способны определять решения по основным вопросам деятельности общества или, во всяком случае, блокировать принятие неугодных им решений по важнейшим вопросам. Распространению такой модели в российской экономике содействовала политика приватизации, поощряющая приобретение крупных пакетов акций руководителями приватизируемых предприятий.
  • 2. Модель, в которой постоянным владельцам принадлежат 70–80% акций, а остальные 20–30% принадлежат мелким инвесторам, продаются в розницу и рассматриваются покупателями как способ вложения свободных средств. В этой модели титул собственника вполне определен – это постоянные владельцы крупных пакетов акций. В российской экономике реализации такой модели содействовала ориентация программы "денежной" приватизации на стратегических, в том числе иностранных, инвесторов.

Для России типична также модель, в которой 51% акций принадлежит трудовому коллективу, владеющему, таким образом, контрольным пакетом акций. Остальные 49% размещены свободно и в большинстве случаев принадлежат внешним акционерам. Эта модель распределения акций сложилась в период чековой приватизации. Однако она не предотвращает глубокого имущественного расслоения участников коммерческих организаций. Крупные пакеты акций оказались на многих предприятиях в руках администрации, которая и является фактическим собственником.

Модель распределения собственности народного предприятия коренным образом отличается от перечисленных моделей. Эти отличия состоят в следующем.

  • 1. Работникам предприятия принадлежит более 75% акций, внешним акционерам (физическим и юридическим лицам) – менее 25%. Максимальная доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой могут владеть в совокупности физические лица, не являющиеся работниками народного предприятия, и (или) юридические лица, определяется уставом. Преимущество такого соотношения состоит в том, что работники предприятия играют в этом случае решающую роль в управлении предприятием, в том числе в распределении прибыли. Внешние акционеры при этом не имеют возможности блокировать, вопреки интересам трудового коллектива, принятие общим собранием акционеров решений но важнейшим вопросам деятельности предприятия. Недостатком такой модели является сужение возможностей самофинансирования за счет выпуска дополнительных акций, так как размещение акций среди работников предприятия всегда ограничено их доходами. Это приводит, как уже было сказано выше, к ограничению области распространения данной модели распределения акций производствами, не требующими крупных инвестиций для своего развития.
  • 2. Обеспечивается социальная справедливость распределения акций среди работников предприятия. Это достигается благодаря установлению в Федеральном законе ряда норм:
    • ограничение максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия. Эта доля определяется уставом из условия, что номинальная стоимость доли не может превышать 5% уставного капитала (уставом максимальная доля может быть уменьшена). Следовательно, ни один из работников предприятия при принятии решений общим собранием акционеров голосованием по принципу "одна акция один голос" не будет иметь более 5% голосов, а также получать более 5% от общей суммы выплачиваемых дивидендов;
    • доля акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть в момент его создания работник преобразуемой коммерческой организации, должна быть равна доле оплаты его труда в общей сумме оплаты труда работников за предшествующие созданию народного предприятия 12 месяцев. Договором о создании народного предприятия может быть предусмотрен иной порядок определения этой доли. По такому же принципу распределяются среди работников предприятия дополнительные акции, выпущенные народным предприятием, и акции, выкупленные у его акционеров. При этом порядок определения сумм оплаты труда работников, а также порядок наделения их акциями народного предприятия утверждаются общим собранием акционеров. Решение принимается по принципу "один акционер один голос ";
    • число работников, которые не являются акционерами народного предприятия (работники-неакционеры), за отчетный финансовый год не должно превышать 10% численности работников предприятия, в противном случае народное предприятие подлежит преобразованию в коммерческую организацию иной формы либо ликвидации. Вновь принятые работники, проработавшие в народном предприятии более трех месяцев (уставом НИ этот период может быть увеличен, но не более чем до 24 месяцев), приобретают право наделения их акциями наряду с работниками-акционерами, что создает дополнительные стимулы для поступления на работу в народное предприятие. Предприятие в этом случае получает возможность отбора желающих поступить на работу;
    • уволившийся работник-акционер обязан продать по договорной цене свои акции работникам предприятия либо предприятию, а последнее – обязано выкупить эти акции. Эта норма наряду с защитой прав увольняющегося работника призвана стабилизировать распределение акций и содействовать усилению трудовой мотивации, а также снижению текучести кадров;
    • работник-акционер имеет право продать по договорной цене часть своих акций (до 20%), а акционер, не являющийся работником предприятия, – принадлежащие ему акции акционерам народного предприятия или самому предприятию, а в случае их отказа – работникам народного предприятия, не являющимся его акционерами. Только само народное предприятие имеет право продавать акции физическим лицам, не являющимся его работниками, или юридическим лицам из числа акций, находящихся на его балансе. Эти нормы призваны стабилизировать состав акционеров народного предприятия;
    • не допускается продажа акций народного предприятия, находящихся на его балансе, генеральному директору народного предприятия, его заместителям и помощникам, членам наблюдательного совета и членам контрольной комиссии. Уставом может быть определен дополнительный

Рис. 4.15.

УК – уставный капитал, УН 11 – устав народного предприятия, ОС – общее собрание акционеров

перечень лиц, которым не допускается продажа акций народного предприятия. Эта норма призвана предотвратить возможность создания преимуществ в распределении акций в пользу администрации и тем самым не допустить приобретения администрацией статуса фактического собственника или статуса блокирующего меньшинства.

Модель распределения акционерной собственности ПП иллюстрируется рис. 4.15.


распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Устав унитарного предприятия должен содержать кроме обычных сведений (наименование, место его нахождения и др.) сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источнике его формирования. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только
  • 19.3. П РО ЦЕДУРА БАН КРОТСТВА НА ОСНОВЕ АНТИКРИЗИСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
    распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Определение в законодательном порядке конкретных правил проведения конкурсного производства, формирования конкурсной массы и очередности ее распределения создает условия для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга в конфликтных условиях. Для управления делами признанного банкротом должника, в том
  • 1.3. Предпринимательство как особая форма экономической активности
    распределения власти между достаточно большим числом представителей менеджеров. По своим деловым качествам, ценностям, корпоративным нормам поведения менеджеры представляют собой противоположность индивидуальным предпринимателям. Им чужды индивидуализм, жесткость, способность рисковать, соперничество и властолюбие. Им присущи стремление работать лв команде, коллективизм, осознание ценности
  • 2.4. Влияние организационно-правовых форм и отраслевых особен ностей на финансы предприятий
    распределения доходов (прибыли) и покрытия убытков; ме ра ответственности по обязательствам. Организационно-правовые формы предпринимательства: пре имущества и недостатки. Наличие различных организационно-правовых форм хозяйствова ния, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом го сударстве, в том числе и России.
  • 2.3. Рынок как необходимое условие товарного хозяйства
    распределения и обмена основанием для экономического присвоения становится капитал. В процессе развития общества, усложнения его структуры формируются различные уровни присвоения. Среди них выделяется индивидуальный уровень, групповой (коллективный) уровень и общий (общественный, государственный) уровень. В условиях централизованной экономики основной уровень присвоения общий - государственный. В
  • 3.1. Определение понятия лправа собственности
    распределени ем прав собственности, которыми они обладают. Фрукты и овощи принадлежат продавцу. Покупатель имеет право распоряжаться своими деньгами. Каждой из сторон известно, что любая попыт ка в одностороннем порядке нарушить установленные права соб ственности будет наказана представителем государства, который уполномочен следить за соблюдением прав собственности. А те перь изменим эту
  • 3.4.3. частная собственность
    распределения богатства. При разделе общедоступной собственности могут быть ис-пользованы следующие способы: пропорциональный раздел ресурса в соответствии с той до лей, которую имел каждый из тех, кто сообща использовали этот ресурс в ситуации, предшествовавшей разделу; равный раздел ресурса, в соответствии с которым каждый пользователь получает одинаковую долю общего ресурса; ограничение
  • 5.2. Альтернативные формы деловых предприятий 5.2.1 Частнопредпринимательская фирма
    распределения дохода между текущим и будущим потреблением, что приводит к недостатку инвестиций и завышенной норме потребления; б) для этой формы предприятия характерны высокие из держки несения риска. По сравнению, например, с диверсифи цированным портфелем акционера это предприятие более риско ванное. Нехватка инвестиций обуславливает также недостаточ ную диверсификацию производства, что также
  • 1. Экономическое и правовое содержание собственности
    распределения (перераспределения), обмена и по требления экономических ресурсов общества, также опосредо ванные их присвоением - отчуждением, но уже всеми без ис ключения субъектами общественных отношений (экономичес ких, правовых, политических и социальных). Собственность - многомерное явление, заключающее в себе не только экономическую и правовую, ни и еще ряд составляю щих исторического,
  • 2.1.1. Административно-распорядительные методы государственного управления
    распределения продукции, а особенно контроль за их исполнением не были предельно жесткими, допускались встречное планирование снизу, корректировка планов. В значительной степени формально директивные планы представляли планы-ориентиры, исполнители обладали определенной свободой действий, тем более что плановые показатели утверждались в агрегированном виде и детализировались производителями на
  • Лекция №9 ТЕОРЕМА КОУЗА

    Тема 5. ТЕОРЕМА КОУЗА И ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

    Как мы уже убедились, право собственности на ресурс обычно распределено между несколькими собственниками, обладателями отдельных правомочий. Какими принципами регулируется это рас­пределение и всегда ли оно создает предпосылки для эффективного использования собственности? Преобразование крупных государст­венных предприятий в открытые акционерные общества (ОАО) в 1993-1995 гг. стало своеобразным «естественным экспериментом» по спецификации прав собственности. Согласно государственной программе приватизации предусматривалось три варианта распре­деления прав собственности в рамках ОАО.

    По первому варианту члены трудового коллектива имели право на получение бесплатно привилегированных (неголосующих) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме того, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой в 30% от их номинала, но не более чем на 6 минимальных окладов на каждого работника. Администрация имела право на покупку 5% обыкновенных акций, но не более 2 тыс. минимальных разме­ров оплаты труда на одного человека. Остальные акции оставались у Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом с целью их последующей продажи.

    Второй вариант распределения прав собственности давад тру­довому коллективу 51% обыкновенных акций, приобретенных по закрытой подписке по цене, близкой к номиналу. Каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций. Наконец, третий вариант предполагал передачу права на

    приобретение 20% обыкновенных акций по номиналу инициатив­ной группе, каждый из членов которой должен был инвестировать в предприятие личные средства в объеме не менее 200 минималь­ных размеров оплаты труда. Трудовой коллектив в целом получал право приобрести еще 20% обыкновенных акций. Учитывая, что подавляющее большинство предприятий - 75% - были акцио­нированы по второму варианту, типичным результатом реформы стало следующее распределение прав собственности (табл. 9.1).

    Таблица 9.1

    Правомочие Субъекты права собственности
    Акционер, работник предприятия Собрание акционеров (трудовой коллектив) Исполнительный орган, дирекция предприятия Госком­имущество
    Право владения +
    Право пользования +
    Право распоряжения +
    Право присвоения + +
    Право на остаточную стоимость +
    Право на безопасность + +
    Право на переход вещи По наследству +
    Бессрочность +
    Право на запрещение Вредного использования +
    Ответственность в виде взыскания + +
    Остаточный характер +


    Подчеркнем, что речь идет о первоначальном варианте специ­фикации прав собственности. Всегда ли удается уже на этом этапе достичь оптимальной структуры собственности, т. е. той ситуации, когда каждое из правомочий находится в руках собственника, заинтересованного в наиболее эффективном его использовании? Далее, на основе чего мы можем судить о степени заинтересован­ности того или иного потенциального собственника в эффектив­ном использовании права собственности?

    Как мы уже убедились, право собственности на ресурс обычно распределено между несколькими собственниками, обладателями отдельных правомочий. Какими принципами регулируется это распределение и всегда ли оно создает предпосылки для эффективного использования собственности? Преобразование крупных государственных предприятий в открытые акционерные общества (ОАО) в 1993-1995 гг.

    Стало своеобразным «естественным экспериментом» по спецификации прав собственности. Согласно государственной программе приватизации 1 предусматривалось три варианта распределения прав собственности в рамках ОАО.

    По первому варианту члены трудового коллектива имели право на получение бесплатно привилегированных (неголосующих) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме того, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой в 30% от их номинала, но не более чем на 6 минимальных окладов на каждого работника. Администрация имела право на покупку 5% обыкновенных акций, но не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда на одного человека. Остальные акции оставались у Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом с целью их последующей продажи.

    Второй вариант распределения прав собственности давал трудовому коллективу 51% обыкновенных акций, приобретенных по закрытой подписке по цене, близкой к номиналу. Каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций. Наконец, третий вариант предполагал передачу права на

    приобретение 20% обыкновенных акций по номиналу инициативной группе, каждый из членов которой должен был инвестировать в предприятие личные средства в объеме не менее 200 минимальных размеров оплаты труда.

    Трудовой коллектив в целом получал право приобрести еще 20% обыкновенных акций. Учитывая, что подавляющее большинство предприятий - 75% - были акционированы по второму варианту, типичным результатом реформы стало следующее распределение прав собственности (табл. 9.1)2.

    Таблица 9.1 № Правомочие Субъекты права собственности

    Акционер, работник предприятия Собрание акционеров

    (трудовой коллектив) Исполнительный орган, дирекция предприятия Госкомимущество 1 Право владении + 2 Право пользования + 3 Право распоряжения + 4 Право присвоения + + 5 Право па остаточную стоимость 6 Право на безопасность + 7 Право на переход вещи по наследству + 8 Бессрочность + 9 Право на запрещение

    вредного

    использования + 10 Ответственность в виде взыскания + + 11 Остаточный характер + Подчеркнем, что речь идет о первоначальном варианте спецификации прав собственности. Всегда ли удается уже на этом этапе достичь оптимальной структуры собственности, т. е. той ситуации, когда каждое из правомочий находится в руках собственника, заинтересованного в наиболее эффективном его использовании? Далее, на основе чего мы можем судить о степени заинтересованности того или иного потенциального собственника в эффективном использовании права собственности?

    Еще по теме 9.1. Распределение правомочий между собственниками:

    1. 8.4 Модель с распределением создаваемыхгосударством благ между производителями
    2. 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ

    Распределение правомочий между собственниками

    Как мы уже убедились, право собственности на ресурс обычно распределено между несколькими собственниками, обладателями отдельных правомочий. Какими принципами регулируется это распределение и всегда ли оно создает предпосылки для эффективного использования собственности? Преобразование крупных государственных предприятий в открытые акционерные общества (ОАО) в 1993-1995 гг. стало своеобразным "естественным экспериментом" по спецификации прав собственности. Согласно государственной программе приватизации 1 предусматривалось три варианта распределения прав собственности в рамках ОАО.

    По первому варианту члены трудового коллектива имели право на получение бесплатно привилегированных (неголосующих) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме того, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой в 30% от их номинала, но не более чем на 6 минимальных окладов на каждого работника. Администрация имела право на покупку 5% обыкновенных акций, но не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда на одного человека. Остальные акции оставались у Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом с целью их последующей продажи.

    Второй вариант распределения прав собственности давал трудовому коллективу 51% обыкновенных акций, приобретенных по закрытой подписке по цене, близкой к номиналу. Каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций. Наконец, третий вариант предполагал передачу права на приобретение 20% обыкновенных акций по номиналу инициативной группе, каждый из членов которой должен был инвестировать в предприятие личные средства в объеме не менее 200 минимальных размеров оплаты труда. Трудовой коллектив в целом получал право приобрести еще 20% обыкновенных акций. Учитывая, что подавляющее большинство предприятий – 75% – были акционированы по второму варианту, типичным результатом реформы стало следующее распределение прав собственности (табл. 9.1) 2 .

    Таблица 9.1

    Правомочие Субъекты права собственности
    Акционер, работник предприя­тия Собрание акционеров (трудовой коллектив) Исполнитель­ный орган, дирекция предприятия Госком­имущество
    Право владения +
    Право пользования +
    Право распоряжения +
    Право присвоения +
    Право на остаточную стоимость +
    Право на безопасность +
    Право на переход вещи по наследству +
    Бессрочность +
    Право на запрещение вредного использования +
    Ответственность в виде взыскания + +
    Остаточный характер +

    Подчеркнем, что речь идет о первоначальном варианте спецификации прав собственности. Всегда ли удается уже на этом этапе достичь оптимальной структуры собственности, т.е. той ситуации, когда каждое из правомочий находится в руках собственника, заинтересованного в наиболее эффективном его использовании? Далее, на основе чего мы можем судить о степени заинтересованности того или иного потенциального собственника в эффективном использовании права собственности?