Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (ст. 169 Закона о банкротстве).

Особенности банкротства градообразующих организаций устанавливаются исходя из необходимости предотвращения возможных негативных социальных последствий. Предусмотренные для таких организаций положения применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает 5 тыс. человек.

При рассмотрении дел о банкротстве градообразующих организаций лицом, участвующим в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве таких лиц могут быть привлечены также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта РФ.

Внешнее управление такими организациями может быть введено судом по ходатайству органа местного самоуправления либо привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, при условии представления ими поручительства по обязательствам должника. Лицо, представившее поручительство, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации. Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.

Внешнее управление и финансовое оздоровление градообразующей организацией могут быть продлены арбитражным судом на срок не более одного года при наличии поручительства соответствующих органов. В любое время до окончания финансового оздоровления или внешнего управления градообразующей организацией Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование в лице уполномоченных органов вправе рассчитаться с кредиторами в порядке установленной очередности. В этом случае производство по делу о банкротстве прекращается.

В ходе внешнего управления может быть осуществлена продажа Предприятия. При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ, существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может! являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников! этого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора силу. Иные условия могут быть установлены с согласия собрания! кредиторов. В случае невыполнения покупателем предусмотренных - условий, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом.



Если ходатайство не было подано или предприятие градообразующей организации не было продано на указанных условиях, предприятие подлежит продаже в порядке и на условиях, предусмотренных ст. ПО, 111,139 Закона о банкротстве, с особенностями, указанными в ст. 176. При этом на первые торги предприятие выставляется на условиях, обозначенных ранее. Если оно не было продано таким образом, продажа осуществляется в порядке, предусмотренном для продажи части имущества должника.

Упрощенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника

Упрощенные процедуры банкротства предусмотрены Законом о банкротстве для двух категорий субъектов: ликвидируемого должника и отсутствующего должника.

Банкротство ликвидируемого должника имеет место в случае недостаточности у ликвидируемой организации имущества для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Нарушение этой обязанности влечет за собой отказ от внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении данного лица. До создания ликвидационной комиссии заявление о признании должника банкротом может быть подано собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) или руководителем должника.

Рассмотрев заявление, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Предусмотрен сокращенный (один месяц) срок для предъявления требований кредиторами.

Должник считается отсутствующим, если не представляется возможным установить местонахождение должника-гражданина или руководителя должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсными кредиторами или уполномоченным органом, независимо от размера кредиторской задолженности.

Предусмотрены сокращенные сроки для принятия решения арбитражным судом о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются. Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов, которые имеют право в месячный срок со дня получения уведомления предъявить свои требования.

При обнаружении имущества отсутствующего должника, по ходатайству конкурсного управляющего арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры и о переходе к общим процедурам банкротства.

Удовлетворение требований кредиторов отсутствующего должника осуществляется в очередности, предусмотренной Законов о банкротстве. Покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди.

Положения о банкротстве отсутствующего должника могут применяться также в случаях, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Соотношение предпринимательской и экономической деятельности.

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан - ИП, а также ЮЛ, направленная на систематическое извлечение прибыли в процессе производства, а также реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Признаки предпринимательской деятельности:

1. Осуществление деятельности:

1. систематичность ведения деятельности - любой предприниматель осуществляет большое количество действий, связанных с предпринимательству.

2. осуществление на свой риск - вероятность наступления неблагоприятных последствий для имущества предпринимателя и его благ.

2. Риски:

1. коммерческий риск - характерный для предпринимательской деятельности (банкротство контрагентов, риск нарушения сроков поставок)

2. некоммерческий риск - риск случайной гибели имущества для любых лиц.

3. иные риски - политический (ограничение экспорта/импорта товаров)

3. Цели:

1. первичная (основная) - систематическое извлечение прибыли

2. вторичная - использование прибыли на любые цели, не противоречащие закону.

Реинвестирование (повторное вложение прибыли в производство)

Распределение (выплаты, дивиденды - по итогам финансового года) путём решения собраний

4. Профессиональный характер - предпринимательская деятельность связана с применением профессиональных знаний, ФЗ может устанавливать определённое образование.

5. Публичный характер - предприниматель действует открыто и публично заявляет о своей деятельности, это

\\\\\\\\\\\\\\\\\\не исключает коммерческой, государственной, служебной и иной тайны (в уставе необходимо указать предмет своей деятельности).

Условия, при которых ПД является законной:

1. гос. регистрация предпринимателей и уплата налогов

2. необходимость получения специального вида разрешения - лицензии;

3. в случаях, предусмотренных законом, производится квотирование (квота - предел ресурса, который может быть изъят из недр).

Соотношение «предпринимательской» и «экономической» деятельности.

Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности. Экономическая деятельность более широкое понятие, чем предпринимательская; сюда также относится инвестиционная (займы в том или ином виде), благотворительная, спонсорская, трудовая, личная подсобная деятельность.

Особенности банкротства градообразующих и стратегических предприятий и организаций.


I. Градообразующие организации (ГО) - ЮЛ, численность работников которых составляет не менее 25 % численности работающего населения населённого пункта, а также численность работников, которых превышает 5000 человек. При рассмотрении дела о банкротстве ГО лицом, участвующим в деле признается ОМСУ. В качестве лиц, участвующих в деле арбитражным судом могут быть также привлечены ФОИВ и ОИВ соответствующего субъекта РФ.

Особенность для градообразующих должников состоит в возможности введения внешнего управления под поручительство.

1. внешнее управление (ВУ) - если собранием кредиторов не принято решение о введении ВУ, суд вправе ввести ВУ по основаниям, предусмотренным ФЗ, а также по ходатайству ОМСУ, или привлечённого к участию в деле ФОИВ, или ОИВ субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника, которое может быть дано РФ, субъектом РФ или МО в лице их уполномоченных органов ОМСУ, или привлечённый к участию в деле ГО ФОИВ, или ОИВ субъекта РФ, представившие поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего.

2. финансовое оздоровление (ФО) - в отношении ГО может быть продлено судом не более чем на год при наличии ходатайства ОМСУ, или привлечённого к участию в деле ФОИВ, или ОИВ субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника. Поручительство может быть дано РФ, субъектом РФ или МО в лице их уполномоченных органов, оно предоставляется суду в письменной форме. Погашение требований кредиторов в ходе ФО или ВУ в отношении ГО РФ, субъект РФ или МО до окончания ФО или ВУ ГО вправе рассчитаться с кредиторами либо погасить требования кредиторов по обязательствам и об уплате обязательных платежей.

3. продажа предприятия ГО - в ходе ВУ или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия ГО. При наличии ходатайства ОМСУ, или привлечённого к участию в деле ФОИВ, или ОИВ субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия ГО может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50 % работников такого

предприятия на дату его продажи в течение определённого срока, но не более чем в течение 3 лет с момента вступления договора в силу.

II. Стратегические предприятия и организации (СПиО) - фед. ГУП и ОАО, акции которых находятся в фед. собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности гос-ва, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан. Они считаются неспособными удовл. требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа

Для возбуждения дела принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 500000 рублей. Лицом, участвующим в деле признается ФОИВ, обеспечивающий реализацию единой гос. политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность СПиО.

Первое собрание кредиторов должно решить вопрос не только о введении в отношении стратегического предприятия одной из процедур банкротства, но и определить саморегулирующую организацию, которая должна представить кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям. В случае, если названные вопросы не решены, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия (организации) в пределах семимесячного срока, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения (п.1 ст.194 Закона).

Если нет возможности отложить рассмотрение дела (истек семимесячный срок), арбитражный суд:

1) Либо выносит определение о введении в отношении должника финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия),

2) Либо выносит определение о введении внешнее управление - суд выносит определение о введении ВУ в отношении СПиО при отсутствии оснований для введения фин.оздоровления, в случае, если в суд представлено заключение ФОИВ, обеспечивающего реализацию единой гос. политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность СПиО, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе ВУ;

При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, арбитражный суд, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства

2. при продаже предприятия должника- СПиО , которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по гос. оборонному заказу, обеспечением фед. гос. нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ, на торгах в форме конкурса ФОИВ, обеспечивающий реализацию единой гос. политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность СПиО, заключает с покупателем такого предприятия-должника соглашение об исполнении условий конкурса.

3. конкурсное производство СПиО - продажа имущества, имущественных и иных прав, не входящих в имущественный комплекс должника, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по гос. оборонному заказу, обеспечением фед. гос. нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (иные организации, численность работников которых превышает 5000 человек ).

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве , признается соответствующий орган местного самоуправления (ст. 170 ФЗ).

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены

  • федеральные органы и
  • органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ . Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами (поэтому на практике введение внешнего управления с поручительством маловероятно).

Поручительство по обязательствам должника может быть дано:

  • Российской Федерацией,
  • субъектом РФ,
  • муниципальным образованием

в лице их уполномоченных органов.

Под поручительством в данном случае понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:

  1. сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  2. график погашения задолженности.

Органы власти, представившие поручительство по обязательствам должника, определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника .

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Федеральным законом способом.

Расчеты с кредиторами производятся в порядке очередности, установленной статьями 134 - 138 Федерального закона.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием

В наследство от советской эпохи нам достались крупные предприятия, вокруг которых были построены малые и средние города. Постепенно данные формы хозяйствования отходят в прошлое, но муниципалитеты заинтересованы в сохранении больших компаний как оплотов своей экономики. В Законе № 127 «О несостоятельности» крупные предприятия выделены в отдельную категорию, где прописаны особенности банкротства градообразующих организаций, которые в первую очередь связаны с повышенным вниманием местной власти к их сбережению.

Что подразумевается под градообразующим предприятием

Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.

Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.

При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей. Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города. В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.

Причины банкротства больших компаний:

  • искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
  • падение спроса на выпускаемые товары;
  • непродуманность финансовой политики правления предприятия.

Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

Неверное распределение финансов может привести к банкротству любого предприятия

Поводом для обращения в суд является невозможность удовлетворения финансовых притязаний по одному из указанных пунктов на протяжении 3 месяцев со дня, когда деньги нужно было перечислить на счет получателя. Совокупная сумма долга в 2018 году по всем платежам должна составлять минимум 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).

Процессуальные особенности признания несостоятельными больших компаний

Учитывая экономическую значимость крупных организаций для малых и средних городов, можно назвать ряд особенностей банкротства градообразующих предприятий.

  1. Характерный состав участников арбитражного процесса. К рассмотрению дела о признании юридического лица банкротом привлекается местная администрация, а в некоторых случаях – представители органов федеральной исполнительной власти и власти определенного субъекта РФ.
  2. Необходимость обоснования статуса компании как градообразующей.
  3. Возможность поручительства по обязательствам должника. Государство, субъект РФ или орган местной власти могут подать судье письменное заявление, в котором попросить привлечь их в процесс в качестве соответчиков по долгам неплатежеспособного предприятия. В поручительстве указывается сумма, которую заявитель выделяет компании для исполнения обязанностей перед кредиторами, и составляется график погашения задолженности. Если орган власти нарушит данные обещания, градообразующее предприятие могут признать банкротом досрочно.
  4. Возможность погашения некоторых долговых обязанностей неплатежеспособной организации государством.
  5. Особый порядок реализации имущества. Преимущественно градообразующие компании продаются полностью – одним лотом. Лишь в некоторых случаях допускается отчуждение материальных ценностей по частям (если не было предъявлено соответствующего ходатайства или не нашлось покупателя, готового приобрести предприятие целиком).

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторы

Руководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.

Этапы признания несостоятельности организации

Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:

Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:

  • проверка финансового состояния;
  • исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
  • оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.

Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.

Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:

  • выделение бюджетных средств;
  • реструктуризация компании;
  • изменения в структуре юридического лица;
  • введение политики жесткой экономии.

На начальном этапе признания банкротства изучаются все документы

Внешнее управление. На этой стадии привлекается к руководству предприятием независимый специалист, который осуществляет мероприятия по выведению компании из кризиса:

  • выявляет убыточные филиалы;
  • сокращает ненужные единицы персонала;
  • реализует энергозатратное оборудование.

Срок внешнего управления составляет 18 месяцев и может быть продлен по ходатайству местной власти на год.

Поручительство. Специальная стадия, предусмотренная для выведения из кризиса градообразующих предприятий. На этом этапе могут быть заключены дополнительные сделки, целью которых является отсрочка исполнения финансовых обязательств, государственные органы участвуют в погашении кредитов, возможна продажа компании.

Период введения поручительства зависит от сложности дела и финансового состояния разорившейся организации. Практике известны случаи, когда стадия длилась пять лет и более.

Конкурсное производство. На этом этапе юридическое лицо готовят к ликвидации, увольняются сотрудники, удовлетворяются требования кредиторов, документы организации передаются в архив.

На практике градообразующие предприятия редко проходят всю процедуру от начала до конца.

Последствия банкротства

Признание крупной компании несостоятельной может стать настоящей трагедией для региона. Выделяют несколько групп последствий, основные из которых:

  • экономические – общий упадок финансового состояния города, невозможность административной единицы наполнять казну в необходимой мере, уменьшение доходов бюджетов;
  • социальные – безработица и снижение уровня жизни населения;
  • экологические последствия.

Таким образом, банкротство градообразующих компаний крайне нежелательно не только местной власти, но и всему государству. В большинстве случаев предприятия удается спасти с помощью вмешательства органов власти.

Что собою представляет банкротство предприятия - об этом в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом

Заказать обратный звонок