constitutional court) - -специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением Конституции, за соответствие ей всех иных нормативных актов. В Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля. Его полномочия, состав, основной характер деятельности определены Конституцией РФ и соответствующим Законом КС РФ не рассматривает политические вопросы. Он сам и его судьи в своей деятельности независимы, самостоятельны и подчиняются только Конституции. КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Конституционный суд

судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть через конституционное судопроизводство. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации конституционный суд считается судом особой категории и входит в судебную систему страны. В Германии, Италии, Румынии, Болгарии, Монголии конституционный суд является особым органом контроля, не относящимся к судебной власти. Члены конституционного суда в Германии и Хорватии избираются парламентом, а на Кипре - назначаются главой государства. Иногда члены конституционного суда назначаются парламентами и другими органами власти и юстиции. В Италии члены конституционного суда в равных долях назначаются президентом, парламентом и магистратурой. Наряду с осуществлением конституционного контроля конституционный суд имеет право толковать конституцию, решать вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривать споры о компетенции. В США функции Конституционного суда возложены на Верховный суд. Конституционный суд Российской Федерации был создан в октябре 1991 года для решения дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, правительства Российской Федерации, конституций и нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению, договоров между Российской Федерацией и ее субъектами, договоров между субъектами Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. По запросам судов Конституционный суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции Российской Федерации, заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения президента Российской Федерации в государственной измене или ином тяжком преступлении, выступает с законодательной инициативой. Конституционный суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Конституционный суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного суда Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается регламентом Конституционного суда Российской Федерации.

Основные задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 1 Закона о Конституционном Суде Конституционный Суд РФ будет судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ будут следующие.

1. Независимость. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении ϲʙᴏих полномочий только Конституцией и Законом о Конституционном Суде РФ.

В ϲʙᴏей деятельности судьи Конституционного Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.

Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую Конституции правовую позицию судей, ϲʙᴏбодную от политических пристрастий. Судьи Конституционного Суда РФ принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на ϲʙᴏбоду их волеизъявления. Стоит заметить, что они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом РФ.

Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

2. Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, кᴏᴛᴏᴩые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия кᴏᴛᴏᴩых приостановлены.

3. Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается исключительно в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

4. Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ ведется устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд РФ заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда РФ могут оглашаться документы, кᴏᴛᴏᴩые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание кᴏᴛᴏᴩых излагалось в заседании по данному делу.

5. Язык конституционного судопроизводства. Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

6. Непрерывность судебного заседания. Заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Конституционный Суд РФ до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.

7. Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию ϲʙᴏей позиции на базе состязательности в заседании Конституционного Суда РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ

Для защиты основ конституционного строя, основных прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России Конституционный Суд РФ:

  1. разрешает дела о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии Конституции:

    а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

  2. разрешает споры о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной власти;
    б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

  3. по жалобам на нарушение конституционных прав и ϲʙᴏбод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  4. дает толкование Конституции;
  5. дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  6. выступает с законодательной инициативой по вопросам ϲʙᴏего ведения;
  7. осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства судьи Конституционного Суда РФ должны воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда ϶ᴛᴏ входит в компетенцию других судов или иных органов.

Состав и структура Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять ϲʙᴏю деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из ϲʙᴏего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года.

На основании Закона о Конституционном Суде Председатель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:

  • руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;
  • вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
  • представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;
  • осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ;
  • осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять ϲʙᴏи обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья – секретарь Конституционного Суда РФ исполняет следующие обязанности:

  • осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ;
  • организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;
  • доводит до сведения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;
  • организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;
  • осуществляет другие предоставленные ему полномочия.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

Стоит сказать, что каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Стоит сказать - полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Стоит заметить, что он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда ϶ᴛᴏ предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

Стоит сказать - полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять ϲʙᴏи обязанности.

Стоит сказать - полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду:

  1. нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией и федеральным конституционным законом;
  2. достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
  3. личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
  4. утраты судьей гражданства Российской Федерации;
  5. вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
  6. совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
  7. продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
  8. неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
  9. признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  10. признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  11. объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
  12. смерти судьи.

Стоит сказать - полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, кᴏᴛᴏᴩое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, и будет официальным уведомлением об открытии вакансии.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения кᴏᴛᴏᴩой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Чем занимается конституционный суд РФ? Рассмотрением всех дел, которые касаются конституционного законодательства. Статья 1 ФКЗ законодательства о деятельности КС дает четкое толкование самой сути данной государственной инстанции. Суд имеет право рассматривать все дела, которые подлежать его юрисдикции, а также проверять конституционность законодательства (уставы, постановления правительства, другие нормативно-правовые...

Основные функции КС

Безусловно, конституционный суд имеет основные функции, о которых вы, непременно должны знать:
  1. Рассмотрение дел, которые связаны с конституционным правом, в данном случае речь идет о спорах;
  2. Рассмотрение дел, которые касаются вопросов компетенции;
  3. Рассмотрение законодательства, на соответствии конституционному праву;
  4. Толкование Конституции.
Более детально о функциях КС можно узнать изучив конституционное право. Существует четко отработанный механизм подачи заявления на рассмотрение каких-либо дел в КС. В данном случае, подать заявление может любой гражданин страны ч.1 ст.96 ФКЗ «О КС РФ». Существуют также нормативные требования по поводу содержания заявления - ст. 37 ФКЗ «О КС РФ».

Чем занимается конституционный суд РФ и как правильно составить заявление?

В принципе, по законодательству нашей страны, любое обращение граждан в КС должно быть рассмотрено. Принцип действия будет следующим:
  1. Заявление попадает в секретариат, где его детально проверяют на соответствие всем установленным нормам;
  2. Заявление передается судье, который проверяет его на рациональность рассмотрения (чтобы законодательство действительно имело двоякое толкование, которое можно соотнести к определенным неточностям соблюдения конституционных норм);
  3. После собираются все необходимые документы и материалы, одним из выбранных судей;
  4. Происходит процесс рассмотрения материалов и принимается решение в коллегиальном порядке.
Составление заявления

В заявлении обязательно указываются личные данные заявителя и его представителя. В данном случае речь идет о юристе, который может представлять ваши интересы. Также указываются нормативные акты, которые, по мнению заявителя, не имеют конституционности. Указываются также статьи конституционного права, которым не соответствует законодательство. Указываются статьи Конституции, которые обуславливают обращение по данному делу именно в КС.

К обращению прилагается ряд документов. Во-первых, акт законодательства, которое подлежит сомнению. Во-вторых, все документы, которые касаются представительства интересов заявителя, а также квитанция об уплате государственной пошлины. Если документы были составлены на иностранном языке, то в обязательном порядке представляется их перевод. Обращение должно иметь подпись и дату.


Ежедневно в Конституционный Суд РФ поступают различные жалобы, ходатайства, выражающие различные просьбы. В последнее время наблюдается повышенная активность граждан в обращении...


Ходатайство в конституционный суд – это специализированный документ, представляющий собой просьбу официального характера, которая адресуется государственным органам. В данном...


Конституционное судопроизводство хотя и считается неотъемлемой частью судопроизводство РФ все же имеет некоторые отличия, от судопроизводства в судах общей юрисдикции. Судьи КС...


Значение постановлений конституционного суда РФ представляет собой определенное толкование постановлений, определений и заключений. То есть, в данном контексте речь идет именно...

Ключевые слова: состав, структура, полномочия, конституционного, суда, РФ

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125 ) и ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" от 21 июля 1994 г. (ред. от 5 февраля 2007 г.).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей , назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ . Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей . Полномочия Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет .

Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствиии Конституции РФ :

а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов;

в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции :

а) между федеральными органами гос. власти;

б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов;

в) между высшими гос. органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона , примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения ;

7) осуществляет иные полномочия , предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и ФКЗ; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юрид. природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Следует подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права . При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов . По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации .

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат .

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд : 1) разрешает дела о соот-и Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ ; 2) дает толкование Конституции РФ ; 3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления; 4) принимает послания Конституционного Суда ; 5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд в пленарных заседаниях также : 1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; 2) формирует персональные составы палат Конституционного Суда; 3) принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; 4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях , а также распределяет дела между палатами; 5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда , а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда.

В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные к его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. В число этих дел входят: 1. Дела о соот-и Конституции РФ: а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. Думы, Правительства РФ ; б) законов и иных нормативных актов субъектов РФ , изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению органов гос. власти РФ и органов гос. власти ее субъектов; в) договоров между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов, договоров между органами гос. власти субъектов РФ ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ .

2. Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции: а) между фед. органами гос. власти ; б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти ее субъектов ; в) м/у высшими гос. органами субъектов РФ .

Наш телефон +7-905-5555-200

Конституционный Суд РФ - это орган судебной власти, предназначенный для правовой охраны Конституции России. По своему значению Конституционный Суд РФ относится к высшим органам судебной власти. Но в отличие от Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов. Какими-либо полномочиями по отношению к конституционным (уголовным) судам субъектов РФ он не обладает.

Конституционный Суд РФ осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяется Конституцией РФ (ст. 125, 128) и Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Задачами, стоящими перед Конституционным Судом РФ, являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между высшими государственными органами субъектов РФ; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае, осуществляемая по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения обладает правом законодательной инициативы.

Для того, чтобы Конституционный Суд РФ не превратился в орудие "политических игр", в законе четко определено, что он решает только вопросы права. Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, сроком на 12 лет, причем назначение судьи на второй срок не допускается. Судьи Конституционного Суда РФ независимы, несменяемы и обладают равными правами при осуществлении конституционного судопроизводства. Полномочия же самого Конституционного Суда РФ определенным сроком не ограничены.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более 3 лет подряд. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Большинство дел рассматриваются на заседаниях палат. Кроме того, Конституционный Суд РФ рассматривает дела и на пленарных заседаниях, в которых принимают участие все судьи Конституционного Суда РФ. На пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда РФ. Только на пленарном заседании Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ, принимает послания Конституционного Суда РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой. На пленарных заседаниях решаются и организационные вопросы: выборы Председателя, его заместителя, формирование составов палат, устанавливается очередность рассмотрения дел в пленарном заседании и распределение дел между палатами. На пленарном заседании принимается решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи.

Организация работы в Конституционном Суде РФ возлагается на Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судью-секретаря.

Председатель Конституционного Суда РФ руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них, вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарном заседании и заседании палат, осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ в отношениях с государственными, общественными организациями, выступает по поручению Конституционного Суда РФ от его имени.

Заместитель Председателя осуществляет по его уполномочию отдельные функции, предоставленные Председателю Конституционного Суда РФ законом, а в тех случаях, когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет его обязанности.

Судья-секретарь Конституционного Суда РФ осуществляет непосредственное руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, организует подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении, организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ.

Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности и непрерывности, равноправия и состязательности сторон, национального языка судопроизводства.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при принятии решений только Конституцией РФ и Законом "О Конституционном Суде РФ". Судьи выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, социальных групп. Решения принимаются в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к изучению или рассматриваемым Конституционным Судом РФ. Вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ влечет предусмотренную законом ответственность.

Рассмотрение дел и вопросов, принятие по ним решений осуществляется только коллегиально. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а при заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава.

Заседания Конституционного Суда РФ проводятся открыто. Закрытое судебное заседание проводится, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения Конституционного Суда РФ всегда провозглашаются публично.

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы. Заседания проводятся непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству.

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности.

Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Всем лицам, не владеющим русским языком, предоставляется право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.

По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает постановления, заключения и определения. Все решения принимаются в закрытом совещании.

Постановление - это решение Конституционного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и других, перечисленных в п. 1, 2, 3, 4 ч. I ст. 3 Закона "О Конституционном Суде РФ". Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Заключение - итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Все иные решения Конституционного Суда РФ именуются определениями.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем и двухнедельный срок направляются судьям Конституционного Суда РФ, Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ. Они должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается это решение, а также в "Вестнике Конституционного Суда РФ".

Решения Конституционного Суда РФ окончательны и обжалованию не подлежат, вступают в законную силу немедленно после провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие. Решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Решения Конституционного Суда РФ подлежат исполнению немедленно после опубликования либо вручения их официального текста, если специально не оговорены иные сроки, на всей территории РФ; их неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению влечет ответственность, установленную федеральным законом.