На площадке портала «Эстиматика» 29 октября состоялся круглый стол, посвященный интеллектуальной собственности. С докладом на тему ««Патентование IT решений: алгоритмы, интерфейс, программы ЭВМ, программно-аппаратные комплексы» выступил Абраменко Олег Игоревич, руководитель направления IT Патентной практики, Центр интеллектуальной собственности "Сколково", г.Москва. Центр был создан еще в 2011 году и осуществлял юридическую и иную поддержку в сфере интеллектуальной собственности резидентов - участников проекта «Сколково». Олег Абраменко отметил, что тема охраны в сфере IT, в том числе патентования программного обеспечения, в России плохо раскрыта в каких-либо публикациях. Олег Абраменко рассказал, в чем заключаются отличия авторского права от патентного, что эти права охраняют, и как получить патент на изобретение, промышленный образец, полезную модель при защите IT-разработок.

Охрана IT решений

Когда создается программный продукт, в нем выделяют несколько объектов, которые могут охраняться:

  • исходный код, который пишут программисты;
  • базы данных, которые может содержать сама программа;
  • алгоритмы, которые заложены в программе;
  • интерфейс, как внешний вид программы и как способ взаимодействия с пользователем (например, slide-to-unlock в iOS);
  • программно-аппаратный комплекс.

Возьмем в качестве примера программу Skype, которая позволяет осуществлять общение по интернету, а также проводить видеоконференции.

Исходный код и объектный код - объекты авторского права. Список контактов, переписка, которая хранится на сервере - это базы данных , они охраняются как нормами авторского права, так и нормами специальных прав (право на базы данных). В основе программы лежат определенные алгоритмы , которые позволяют, например, измерять качество видео в зависимости от скорости интернета, производить групповые вызовы. В Skype было очень много алгоритмов, и Microsoft купила Skype в первую очередь из-за большого патентного портфолио на алгоритмы. (внешний вид программы) может охраняться, например, патентами на промышленные образцы. Аппаратный комплекс - устройство, которое в сочетании с заложенным в нем программным продуктом, может реализовывать какие-то дополнительные эффекты, - также может охраняться.

Отличия авторского права от патентного заключаются не только в объектах, охраняемых этими правами, но и в сроках и территории действия, требованиях к регистрации. Чтобы разобраться в отличиях авторского права от патентного, рассмотрим характерные особенности этих прав.

Авторское право

  1. Авторское право охраняет форму, но не содержание . Например, если в своем блоге кто-то написал рецепт производства пончиков, то картинки, которые он выложил, и текст, который он написал, будут охраняться нормами авторского права, условно говоря, от копирования. Но при этом автор никому не может запретить выпускать пончики.
  2. Авторское право не требует обязательной регистрации , то есть действует с момента создания объекта. Когда разработчики (программисты) создают программу, она автоматически начинает охраняться нормами авторского права.
  3. Авторское право действует на территории всего мира , в отличие от патентного права.
  4. Авторское право действует при жизни автора и 70 лет после его смерти. В разных странах эти сроки могут отличаться.

Патентное право

Объектами патентного права являются алгоритмы, интерфейс и аппаратный комплекс.

1. Патентное право имеет более ограниченный срок охраны объекта: для изобретения - 20 лет, для полезных моделей - 10 лет, промышленные образцы в зависимости от страны - 15-25 лет.

2. Патентное право носит территориальный характер .

«Если у меня есть объект, который я хочу защищать патентным правом, я должен получить патент в каждой стране, где хочу получить охрану», - пояснил Олег Абраменко.

Требуется обязательная регистрация прав.

4. Патентное право охраняет суть, а не форму .

«Если я патентую способ приготовления пончиков, то все, кто будет готовить пончики таким же способом, будут попадать под действие моего патента».

5. Длительная процедура получения патента. В России для получения патента требуется от 14 месяцев, в США - от 2-х лет, в Европе - от 3-х лет, в Китае - 3-4 года.

Исходный код как объект авторского права

Исходный код, который пишут программисты, охраняется авторским правом как литературное произведение, то есть как текст. Чем это плохо? Если кто-то ознакомится с исходным кодом программы, поймет, какие в ней заложены алгоритмы, принципы, и реализует такую же программу, то она не будет попадать под действие авторского права. Также авторское право не работает, если кто-то берет ваш исходный код и производит некоторые модификации, то есть делает его непохожим на первоначальную версию. В этом случае доказать нарушение будет очень трудно. В каких случаях авторское право работает? Если кто-то из вашей команды разработчиков унесет на флешке исходный код и будет пытаться делать свой проект, он будет нарушать ваши исключительные права.

Справка: исходный код - это текст компьютерной программы на каком-либо языке программирования или языке разметки, который может быть прочтен человеком.

База данных как объект авторского права

По определению ГК РФ база данных - это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов). Все это систематизировано таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины.

Базы данных могут охраняться:

  • нормами авторского права;
  • отдельным правом на базы данных.

Авторское право будет охранять систематизацию, отбор и представление данных; право на базы данных - вклад, сделанный при составлении базы данных. Право на базы данных по ГК РФ будет действовать, если в базе данных более 10 тысяч записей, то есть был сделан существенный вклад по наполнению этой базы. Право на базы данных действует только в некоторых странах: РФ, Европа, Англия (свое законодательство, отличное от Европы), Австралия, Бразилия и др. Срок действия в РФ - 15 лет.

Объекты патентного права

  1. Алгоритмы могут охраняться как изобретения.
  2. Интерфейс - как изобретения и промышленные образцы. Если у вас телефон на базе системы iOS, допустим iPhone, чтобы разблокировать экран, вы делаете жест пальцем - slide to unlock. Этот способ разблокировки был запатентован как патент на изобретение (как способ взаимодействия с пользователем). Интерфейс может охраняться как внешний вид программы, то есть картинка, которую мы видим на экране монитора.
  3. Аппаратные средства могут охраняться как изобретения и полезные модели. Есть один нюанс: не являются изобретением бизнес-методы и математические методы.

«Если вы взяли какое-то обычное действие, которое происходит в повседневной жизни, например, расчет налогов, и реализовали его программно - это не будет являться объектом патентования. Потому что это некая стандартная практика, переложенная в компьютерные реалии. Или если у вас есть численные методы в чистом виде, например, способ решения квадратного уравнения, который используется просто для расчета, это также не может быть объектом патентного права», - объяснил Олег Абраменко.

Алгоритмы как объекты патентного права

Задача: есть последовательность чисел, которую нужно упорядочить по возрастанию, на вход дано несколько чисел, и необходимо сказать компьютеру, что делать для решения задачи. «Возьми два числа А и Б, сравни А и Б, если А > Б, поменяй их местами и циклически повторяй эту последовательность». Это алгоритм.

  • Задача: расположить числа по возрастанию;
  • шаги, которые мы делаем - это шаги алгоритма;
  • данные - это числа, которые у нас есть;
  • конечный результат - решение задачи.

Алгоритм - это, по сути, способ решения задачи исполнителем за определенное количество шагов, используя входные данные для получения результата.

Взаимосвязь алгоритма и программы

Например, нужно настроить телевизор, чтобы он показывал определенный канал при нажатии на конкретную кнопку. Те действия, которые мы производим, нажимая кнопки в меню - это, по сути, алгоритм. Инструкция по настройке - это некий аналог программы ЭВМ. Программы могут быть написаны на разных языках программирования. Например, тот же самый Skype может быть написан на C++, Delphi, Assembler, Java и т.д. При этом алгоритмы, которые в нем реализованы, тоже могут выглядеть немного по-разному. Говоря о патентовании программного обеспечения, нужно понимать, что одна программа может быть разработана на разных языках программирования, в ней может быть заложено множество алгоритмов, причем один и тот же алгоритм может быть по-разному реализован.

Пример: алгоритм/изобретение

Патентное право охраняет алгоритмы как, например, изобретения. Патент на изобретение, который защищает алгоритм - это один из первых патентов, который был выдан компании Abbyy. Abbyy запатентовала способ распознавания текстовой информации с векторно-растрового изображения. Программа Abbyy Fine Reader позволяет превратить отсканированный документ в текстовый с возможностью редактирования. Именно это и запатентовала компания Abbyy, точнее, объектную модификацию этого распознавания и разметки. При этом они указали, что изобретение относится к области предварительной обработки векторно-растрового изображения графического файла, содержащего изображение текста. Технический результат - повышение надежности выявления текстовых, растровых и векторных объектов, получение информации о форматировании документа и ускорения процесса обработки.

Пример: интерфейс как промышленный образец/товарный знак/изобретение

Патентное право охраняет как отдельные элементы интерфейса (например, шрифты, иконки), так и интерфейс целиком. Правый объект - это интерфейс ОС Windows 4, который был запатентован компанией Microsoft как промышленный образец .

В некоторых случаях интерфейс может охраняться как товарный знак . Например, компания Apple подала заявку на товарный знак, который защищает интерфейс их «умных часов».

Интерфейс может охраняться как изобретение . Компания Nokia придумала новый способ взаимодействия с пользователем. Обычно нужно зайти в главное меню, дойти до сообщений, найти настройки, нажать, и после этого появятся настройки сообщений. Они сказали: «Это трудно, сложно, неудобно». Они сделали слева кнопки того, над чем совершаются действия, внизу кнопки того, что нужно сделать. Например, если выбрать кнопку «сообщения» слева и кнопку «настройки» внизу, то система автоматически поймет, что нужно вызвать настройки сообщений и покажет нужный экран. Технический результат: предоставление пользователю улучшенного пользовательского интерфейса, который обеспечивает пользователю быстрый и легкий доступ и активацию доступных функций.

Пример: программно-аппаратный комплекс

Объектом патентного права может быть программно-аппаратный комплекс. Например, компания «Форд» изобрела и запатентовала полезную модель «топливная система для двигателя внутреннего сгорания». Суть данного технического решения следующая: за счет добавление контроллера с предустановленным ПО получилось избавиться от необходимости в выделенном электрическом насосе для жидкого топлива.

Кто патентуется в IT сфере?

Задаваясь вопросом, как получить патент на изобретение, многие компании обращаются к опыту других организаций. В IT, в том числе в сфере патентования программного обеспечения, патентуется достаточно много зарубежных игроков. Еще недавно компания Microsoft подавала порядка тысячи заявок на национальную фазу в Россию. Много заявок у компаний Sony, Intel, Apple,Google. Из российских компаний - это традиционно «Лаборатория Касперского», «Яндекс». У них есть свой патентный отдел, который оформляет заявки, а также защищает интересы компании за рубежом.

Практика доказывания нарушений прав

Конечно, важно разобраться, как получить патент на изобретение, промышленный образец, полезную модель и т.д.; но в дальнейшем необходимо выявлять и доказывать нарушения прав. Патентное право охраняет объекты, но только если правообладатель сам следит за ситуацией на рынке. По промышленному образцу нарушение довольно просто доказать, особенно после введения новых поправок в ГК. «Если при пользовании вашим интерфейсом и интерфейсом конкурента у пользователя складываются одинаковые впечатления, то это будет считаться нарушением прав».

Изобретение как способ взаимодействия с пользователем доказывается еще проще. «Например, slide to unlock: я сделал разблокировку пальцем, значит, я попадаю под действие этого патента», - привел пример Олег Абраменко.

По алгоритмам есть нюансы. Можно определить нарушение по косвенным признакам. Например, до недавнего времени точность технологии распознавания лиц составляла максимум 94-95%. Facebook разработали свой алгоритм и повысили точность до 98%. Если после публикации этой заявки конкуренты создадут алгоритм с такой же точностью - это будет хорошим поводом задуматься. Нужно будет проверить их более детально, например, в судебном порядке с экспертизой. Если алгоритмы очень сложные и трудно детектируются, то возникает вопрос, был ли смысл их патентовать. Ответ на этот вопрос зависит от того, для каких целей компания делает патенты.

Именно в России не было каких-то громких дел по нарушению прав на IT разработки. Были случаи досудебного урегулирования и несколько инцидентов с небезызвестным Пилкиным. В отличии от нас за рубежом такой практики, конечно, очень много.


Статью подготовила Наталья Ничкова на основе доклада Олега Абраменко.

Многие начинающие предприниматели, придумавшие бизнес идею в области мобильных приложений, первым делом ищут возможности получить патент на изобретение. Замысел понятен – сразу после старта любой желающим может обойти на повороте, воспользовавшись новым видением потенциала.

В этой статье мы тезисно перечислим причины этого не делать.

Что такое патент

Патент – это охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. В случае с разработкой мобильного приложения, являющегося программным обеспечением, получить патент в России и Европе на алгоритмическую часть (непосредственно программу) не удастся: статья 52 европейской патентной конвенции прямо запрещает патентование программ для ЭВМ.

Поэтому в случае с мобильными приложениями как правило защищается не сам продукт, а общая идея функционирования сервиса, отражающая некоторую новизну подхода к решению той или иной задачи. Запатентовать код тоже можно, но только в некоторых юрисдикциях, например в США или Южной Корее.

Это долго и дорого

Получение патента на мобильное приложение отнимает драгоценное время, которое на старте продукта лучше потратить на проверку гипотезы о работающей бизнес модели.

Вам не только нужно найти патентного поверенного, который может взяться за работу по описанию и оформлению вашей идеи, но и заплатить за его услуги, оплатить патентные взносы, переводчика и так далее. Вы потратите минимум 50–100 тысяч рублей (если часть работы будете делать самостоятельно) и не меньше 3–4 месяцев, если делать все очень быстро.

После этого вы можете получить отказ на регистрацию от патентного бюро, потому что описание недостаточно детальное, не содержит инновационности, дублирует уже существующие патенты и т.д. Только 56% патентов регистрируется , соответственно 44% – отклоняется.

При этом по статистике 97% (!) патентов генерируют прибыли меньше, чем стоимость их оформления.

Вы патентуете не то, что нужно

Практически всегда желание защитить бизнес возникает на стадии первой идеи. Как только прошло достаточно времени на обдумывание плана, сразу возникает мысль о защите еще будущего предприятия. Желание понятно, однако идея и ее реализация – всегда разные вещи.

Пол Грэм, один из известнейших предпринимателей в IT и основатель Y Combinator, говорит , что по его опыту от 70 до 100% проектов имеют разные ключевые идеи на старте и через 3 месяца операционной работы.

Так происходит из-за того, что бизнес – это решение реальных проблем. Он развивается и растет в синергии с потребностями людей, которые:

а) вам досконально неизвестны на стадии идеи
б) меняются со временем
в) решаются так, как хочется им, а не вам.

Как только вы начнете запускать идею, с вероятностью близкой к 100% вам придется если не полностью изменить вашу задумку, то значительно ее переработать. Зачем в этом случае патентовать в самом начале то, от чего в последствие вы сами откажетесь?

Забывается главное

А главное – это скорость проверки гипотез о работающих моделях, сбор фидбека с потенциальных клиентов и реализация MVP. Любой, кто работает на этом же рынке и справляется с этим лучше, опередит вас, несмотря на наличие патента. Потому что, во-первых, он понимает рынок лучше, а во-вторых, открытая им более эффективная модель наверняка не будет совпадать с вашим патентом.

Фокусируясь на защите идеи, вы сразу же отстаете в скорости ее развития и реализации.

Патент – не единственный способ защититься

Если патент – неэффективный способ защиты бизнеса в самом его начале, то это вовсе не означает, что не нужно принимать вообще никаких оборонительных мер. В силу простоты и дешевизны можно использовать такие способы:

  1. Купите домен с именем продукта. Хорошее имя дает сильный эффект, а при решении любых споров покупка вашего домена в более ранний срок, чем оформление торговой марки конкурента, решает многие вопросы.
  2. Создайте группы в социальных сетях с названием проекта. Как и в случае с доменом, хорошие названия имеют и хорошие поисковые позиции, и неплохо запоминаются, и становятся недоступными конкурентам.
  3. Зарегистрируйте торговую марку. Это не быстро в некоторых юрисдикциях (например в России), но во многих странах осуществляется в течение нескольких дней и с минимальными затратами.
Итого

Патентовать изобретения важно и нужно, но это совершенно не то, что стоит делать первым делом, когда вы занимаетесь стартапом. Многие компании стали заниматься защитой интеллектуальной собственности только после того, как начали генерировать прибыль.

В самом начале стоит полностью сфокусироваться на самой идее продукта, ее проверке, продумывании и создании MVP, находясь при этом на постоянной, максимально близкой связи с вашими будущими клиентами.

Подписывайтесь на : мы ежедневно публикуем интересные материалы про создание бизнеса и разработку мобильных приложений.

Станислав Жарков

Согласно российскому законодательству о правовой защите программ для ЭВМ, а это в первую очередь Закон Российской Федерации о правовой охране программ для электронных, вычислительных машин и баз данных №3523-1 от 23 сентября 1992 года, авторское право на компьютерные программы возникает в силу их создания. Для признания и осуществления авторского права на программу не требуется депонирования, т.е - сдачи экземпляра программы на хранение, регистрации, патентования или соблюдения иных формальностей. Такой упрощенный порядок признания прав автора программы применяется для более надежной их защиты, т. к. в случае необходимости регистрации программы авторские права оставались бы без охраны, если автор по каким-либо причинам не мог зарегистрировать свою программу.

Замечание . Исключительные права на программу (см. разд. "Какие права есть у программиста" этой главы) могут передаваться авторами другим лицам - как физическим, так и юридическим, т. е. организациям. Поэтому, говоря о правах на соответствующую программу, да и вообще на любое произведение, охраняемое авторским правом, употребляют термин "правообладатель", а не "автор", т. к. владелец прав на программу не обязательно является ее автором.

Для оповещения о своих правах на соответствующую программу правообладатель может поместить в ней (обычно в диалоговом окне О программе About), справочной системы и файле readme.txt) знак охраны авторского права, состоящий из следующих элементов:

    Буквы С в окружности или в круглых скобках.

    Наименования (имени) правообладателя.

    Года первого выпуска программы в свет.

Так как shareware-программы в основном предназначаются для иностранного рынка, то знак охраны авторского права в них обычно пишется на западный манер:

    Буква С в окружности или в круглых скобках.

    Год первого выпуска программы в свет и через средний дефис - год выпуска последней версии программы (естественно, если они не совпадают).

    Наименование (имя) правообладателя.

    Фраза "All rights reserved".

Примечание

Иногда, при составлении уведомления об авторских правах на русском языке, в него включают перевод фразы "All rights reserved": "Все права защищены", или дословный перевод: "Все права зарезервированы". Нужно сказать, что применение и первого, и тем более второго варианта перевода является неправильным, т. к. смысл этой фразы означает примерно следующее: "Все права принадлежат правообладателю". Всеобщая же распространенность упомянутых выше лаконичных имеющих угрожающий оттенок переводов, обусловлена, видимо, желанием обладателей авторских прав более четко донести до публики смысл знака ©.

Таким образом, типичное объявление своих авторских прав на sharware-программу выглядит так:

Copyright © 1998-2002 AVSoftware. All rights reserved.

Замечание . Вопреки распространенному мнению, знак © не является указанием на то, что программа где-то зарегистрирована. Это - только оповещение об авторских правах.

Несмотря на то, что регистрация программ не требуется, обладатель прав на программу может по своему желанию зарегистрировать ее в Российском агентстве по правовой защите программ для ЭВМ и баз данных.

Для этого грамотно должна быть оформлена заявка (см. "Правила составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин и баз данных", утвержденные Приказом РосАПО от 5 марта 1993 г. № 7п). В заявку, помимо информации о программе и се авторе, включаются материалы, идентифицирующие программу, в том числе реферат. После одобрения заявки программа включается в Реестр программ ЭВМ, сведения о ней публикуются в официальном бюллетене Роспатента, а автору выдается свидетельство об официальной регистрации.

Государственная регистрация, несмотря на свой официальный статус и внешнее сходство с процедурой патентования, не имеет и сотой доли значения последней и не предоставляет никаких дополнительных прав. Например, техматериалов, которые предоставляются на депозитное хранение в Российском агентстве по правовой защите программ для ЭВМ и баз данных, недостаточно для проведения технической экспертизы при разрешении возможного спора об авторстве той или иной программы. Регистрация в основном нужна только тогда, когда планируется передача авторских прав на программу, и лицу, передающему права, требуется официальное подтверждение своих полномочии, чтобы предъявить его своему партнеру. Поэтому регистрация программ на практике - не очень частое явление.

А можно ли запатентовать свою программу, чтобы она была так же надежно защищена, как, например, и изобретения? Согласно п. 3 ст. 4 Патентного закона компьютерные программы и алгоритмы не относятся к числу патентоспособных изобретений, т. е. патентование программ не допускается.

Вопрос о том, нужно ли ввести в Российской Федерации патентование программ - очень дискуссионный. Большинство из российских ученых считают, что патентование компьютерных программ является нецелесообразным по многим причинам. Например, программы и так уже охраняются авторским правом, и эта охрана возникает в момент создания программы. А вот для того, чтобы защитить программу патентом (при этом объем прав, представленных правообладателю, будет такой же, как и в случае защиты авторским правом), нужно заполнить заявку, соблюсти определенные формальности, заплатить относительно крупные пошлины. Если по какой-то Причине срок уплаты пошлины будет пропущен, то патентная охрана прекращается. Авторское же право на программу действует в течение всей жизни автора и еще пятьдесят лет после его смерти, что является, учитывая скорость морального старения компьютерных программ, практически вечностью. Кроме того, возможны коллизии и злоупотребления, вызванные наличием дублирующих друг друга способов охраны программ для компьютеров.

Противоположная точка зрения тоже имеет сторонников, т. к. патентование программного обеспечения допускается в иностранных государствах. Однако, изучая практику по этому вопросу, существующую за рубежом, можно предположить, что патентование в обозримом будущем вряд ли коснется Shareware-программ. Например, в США, Великобритании и Европе, в Европейском патентном ведомстве, участниками которого являются 19 стран Европы: Германия, Австрия, Франция, Бельгия, Испания, Италия и др., патентуются такие программы, при использовании которых уже известное аппаратное обеспечение приобретает новые свойства. Естественно, такого рода программы имеют слишком высокую стоимость разработки и достаточно специфическую область применения, чтобы быть распространяемыми на shareware-рынке.


Какие права есть у программиста

Авторские права делятся на две группы: личные неимущественные и имущественные авторские права. Личные неимущественные права, как следует из их названия, связаны с личностью автора, не могут отчуждаться или передаваться по договору. Они могут принадлежать только автору. Личные неимущественные авторские права охраняются бессрочно.

Автором программы, как уже упоминалось в предыдущем разделе, признается физическое лицо, в результате творческой деятельности которого эта программа создана. Если программа создана совместной творческой деятельностью двух и более физических лиц, то независимо от того, состоит ли программа из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, или является неделимой, каждое из этих лиц признается автором такой программы. В случае если части программы имеют самостоятельное значение, каждый из авторов имеет право авторства на созданную им часть.

    право авторства - т. е. право считаться автором программы. Какими бы резкими не были повороты в судьбе автора, кто бы ни владел программой - но автором программы всегда будет считаться тот, чьим трудом она создана - и это право у автора никто не отнимет;

    право на имя - т. е. право определять форму указания имени автора в программе: под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или анонимно;

    право на неприкосновенность (целостность) - т. е. право на защиту как самой программы, так и ее названия от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора. Это право, в отличие от прав на авторство и на имя, после смерти автора может передаваться по наследству, чтобы наследники могли защищать честь и достоинство автора.

Замечание

Неотчуждаемость и непередаваемость личных неимущественных прав дает основание такому распространенному заблуждению, что лишь эти права и являются "авторскими", т. к. они могут принадлежать только автору. На самом деле объем правомочий, охватываемых понятием "авторское право", гораздо шире - в него входят и имущественные права.

Вторая группа авторских прав - имущественные. Такие права, после создания программы принадлежащие ее автору, могут передаваться по договору, и в результате этого обладателями таких прав могут становиться как частные лица, так и организации.

Общий смысл имущественных прав - это право использовать программу или разрешать ее использование в любой форме и любым способом. В частности, автор (или обладатель исключительных прав на программу) имеет право осуществлять или разрешать:

    выпуск программы в свет;

    воспроизведение программы (полное или частичное) в любой форме, любыми способами;

    распространение программы. Это право в индустрии shareware нарушается чаще всего, когда кто-то начинает распространять чужие программы без разрешения правообладателя;

    модификацию программы для ЭВМ или базы данных, в том числе перевод программы с одного языка на другой. Это право также нарушается достаточно часто - например, когда пользователи из неанглоговорящих стран переводят интерфейс программы на свой родной язык, изменив DLL- или ЕХЕ-файлы программы. Впрочем, авторы относятся к таким самодельным модификациям своих программ лояльно (если, конечно, других изменений, например взлома защиты, нет) - ведь это только повышает популярность программы.

Допускаются и другие способы использования компьютерных программ, Закон не устанавливает их точный перечень, завершая список словами "иное использование программы". Важно то, что все права на любое использование программы принадлежат автору (или тому, кому эти права автором переданы).

Замечание

Среди пользователей распространено мнение, что программу в некоммерческих целях можно использовать бесплатно - это якобы разрешают статьи Закона об авторском праве и смежных правах. Это - всего лишь неудачная попытка оправдать использование пиратских копий программ "домашними" пользователями. Разрешения бесплатного использования программ в некоммерческих целях в законодательстве нет, только автор вправе решать, на каких условиях можно пользоваться его программой.

Имущественные права на программу, как уже упоминалось выше, могут быть переданы полностью или частично другим физическим или юридическим лицам. Передача прав осуществляется по договору, который заключается в письменной форме. Этот договор обязательно должен определять объем и способы использования программы, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора. Кроме того, имущественные права на программу переходят и по наследству.

Использование программы осуществляется также по письменному договору с правообладателем. Естественно, при массовом распространении программ физически невозможно с каждым пользователем отдельно заключать договор. В этом случае допускается применение особого порядка заключения договоров, например путем изложения типовых условии договора на передаваемых экземплярах программ.

Таким особым порядком заключения договора на использование программы является лицензионное соглашение.

Лицензионное соглашение

Лицензионное соглашение (License Agreement, также End-User License Agreement (EULA) - лицензионное соглашение для конечного пользователя), прикладываемое к копии программы, является юридическим документом, определяющим условия, на которых владелец прав на программу разрешает ее использование. По сути дела, это двусторонний письменный договор между правообладателем и пользователем, договор, имеющий упрощенный порядок заключения: под ним не ставятся подписи его участников. Такое лицензионное соглашение считается заключенным, если пользователь устанавливает, копирует или осуществляет доступ или иным образом использует программу. Если пользователь не согласен с условиями лицензионного соглашения, то он обязан прекратить использование программы и удалить ее файлы со своего компьютера. Объем прав, предоставляемых лицензионным соглашением, называется лицензией.

Для shareware-программ, которые распространяются в виде файла инсталлятора, лицензионное соглашение обычно выполняется в виде текстового файла license, txt и/или раздела в справочной системе. Для того чтобы пользователь мог сразу ознакомиться с его условиями, и в дальнейшем лицензионное соглашение было всегда под рукой, рекомендуется:

    включить показ текста лицензионного соглашения в инсталлятор программы, чтобы пользователь не смог продолжить установку, не нажимая кнопку Согласен. Большинство современных пакетов для создания инсталляционных программ позволяют организовать эту функцию;

    при инсталляции программы создавать папке соответствующей программы в меню Пуск не только ярлык к файлу программы, но и к файлу license.txt. Можно также включить кнопку Лицензия для просмотра лицензионного соглашения в окне О программе (About).

Замечание

Кто-то из читателей, возможно, с иронией отнесется к тому, сколько внимания уделяется мной лицензионному соглашению. Тем не менее, лицензионное соглашение является действительно значимым юридическим документом, уважаемым не только официальными лицами, но и обыкновенными пользователями, особенно в странах Западной Европы и Северной Америки, которые являются основными легальными потребителями shareware-программ.

Большинство shareware-разработчиков особенно не утруждают себя самостоятельным составлением лицензионного соглашения к своим программам. Они просто копируют текст лицензионного соглашения к какому-нибудь известному и успешному продукту, справедливо рассудив, что условия такого соглашения выработаны профессиональными юристами, отражают сложившуюся в отрасли практику и "проверены временем". С юридической точки зрения и таком заимствовании нет ничего противозаконного: тексты юридических документов не защищаются авторским правом, и их можно копировать и изменять совершенно свободно.

Тем не менее, даже если вы копируете лицензионное соглашение из дистрибутива какого-либо другого продукта, внимательно прочитайте его текст. Возможно, он не совсем подойдет именно вашему продукту. Иногда доходит до смешного: автор программы предлагает своим пользователям перевести ее интерфейс на разные языки в обмен на бесплатную регистрацию, в лицензионном же соглашении (позаимствованном у другого shareware-продукта) написано, что перевод программы запрещен.

Учтите, что грамотное лицензионное соглашение к shareware-программе должно содержать следующие основные положения.

Во-первых, в самом начале лицензионного соглашения должен быть указан правообладатель программы, т. е. обладатель имущественных прав на нее. Так как распространение даже тех программ, написанных всего одним человеком и продвигаемых им же, все равно лучше всею производить от лица "фирмы", т. е. под псевдонимом, то в качестве правообладателя в лицензионном соглашении должно быть указано название этой "фирмы".

Во-вторых, из лицензионного соглашения пользователю должно быть четко видно, что право на использование программы он получает только после регистрации, а до этого он может использовать ее в течение тестового периода. Кроме констатации факта необходимости регистрации, нужно указать ее порядок - ссылку на страницу регистрации, цену программы и т. п.

Чем, например, плохи лицензионные соглашения ко многим "коробочным" продуктам, например, той же Microsoft Windows? Из их содержания совершенно не понятно, что программа должна быть куплена в магазине за определенную сумму. Такое лицензионное соглашение уже предоставляет пользователю право на использование программы, вне зависимости от того, каким образом в его руки попал соответствующий продукт. Из-за этого, например, к ответственности за незаконное использование "коробочных" программных продуктов практически невозможно привлечь "частного" пользователя. Обвинению довольно сложно доказать, что пользователь знал, чем отличается его диск с нелицензионной версией Windows от так называемых "упрощенок", т. е. версий "коробочных" продуктов, выпускаемых в простом оформлении, без коробки и печатной документации, в виде обычного компакт-диска, который к тому же продается по цене, примерно эквивалентной стоимости пиратского диска.

Другое дело - грамотно составленное лицензионное соглашение к shareware-программе. Вот, например, выдержки из текста файла license.txt, прилагаемого к известному файловому менеджеру FAR (http://www.rarsoft.com), в переводе с английского:

"Каждый может использовать это программное обеспечение в течение тестового периода продолжительностью в 40 дней. Если вы захотите использовать FAR после этого 40-дневного тестового периода, вы ОБЯЗАНЫ зарегистрироваться.

Зарегистрировавшись, пользователь получает неэксклюзивную лицензию использовать FAR на одном компьютере в любых законных целях".

И, чтобы у пользователя не возникло ложного впечатления, что он уже зарегистрировался, например, заполнив какую-нибудь опросную форму на сайте или приняв участие в online-голосовании, сообщается:

"Чтобы зарегистрироваться. Вы должны заполнить регистрационную форму и отослать ее вместе с регистрационной платой на один из авторизованных регистрационных сайтов (см. файл far__site.txt после установки программы)".

Разработчики архиватора WinZip (http://www.winzip.com) пошли еще дальше:

они составили для своей программы два отдельных лицензионных соглашения - для незарегистрированных и зарегистрированных пользователей.

В третьих, в лицензионном соглашении, конечно же, должен быть указан объем прав, предоставляемых пользователю.

Одно из основных прав, предоставляемых пользователю, - право использования программы. Перечислить все то, что подразумевается под словом "использовать", невозможно, поэтому обычно в лицензионном соглашении также перечисляют такие действия, которые пользователю с продуктом производить запрещается. Например, может быть запрет изменять, дизассемблировать программу, сдавать ее в аренду, распространять зарегистрированную версию и т. п. А в лицензии на архиватор RAR (http://www.rarsoft.com), например, указывается: "Вы не можете использовать, копировать, эмулировать, клонировать, сдавать в аренду, давать напрокат, продавать, изменять, декомпилировать, дизассемблировать, передавать лицензированную программу или ее часть иначе, чем это описано в данной лицензии".

Для некоторых типов программного обеспечения могут указываться и специфические виды использования. Например, лицензии на компоненты и библиотеки для разработки программ могут включать разрешение использовать эти библиотеки и компоненты для разработки различных категорий программ - в зависимости от стоимости регистрации. Например, лицензия, приобретенная за 30$, может разрешать использование продукта для разработки только freeware и shareware-программ, а лицензия за 100$ может допускать разработку любого программного обеспечения, в том числе и коммерческого ("коробочного").

Кроме этого, в лицензии должно быть указано, на каком количестве компьютеров может быть установлена зарегистрированная пользователем программа. Большинство соглашений такую информацию содержит - кроме того, уже при заполнении регистрационной формы на сайте компании-регистратора пользователю предлагается выбрать, на сколько именно компьютеров он хочет приобрести лицензию - 1, 3, 5, 10, 20 и т. д. Некоторые программы не имеют лицензий на несколько компьютеров: если такую программу планируется применять, например, в локальной сети предприятия или компании, то нужно купить соответствующее количество "однопользовательских" лицензий. Однако такой порядок не всегда удобен. Например, многие пользователи спрашивают разработчиков shareware-программ: а что делать, если требуется работать с программой и на домашнем компьютере, и на переносном? Ведь было бы несправедливо заставлять пользователя приобретать еще одну лицензию на программу. Мне нравится, как этот вопрос решен в лицензионном соглашении к WinZip: "Эта копия WinZip может быть либо использована одним лицом, которое работает с данным программным обеспечением на одном или нескольких компьютерах, либо установлена на одном компьютере (рабочей станции), к которому не одновременно имеют доступ несколько человек, но не оба варианта сразу.

При определении объема прав, передаваемых пользователю, всегда существует вероятность, что составитель лицензионного соглашения забыл указать какие-либо права, которые он передает или, наоборот, не передает пользователю. Также возможна ситуация, когда по истечении некоторого времени могут появиться новые возможности использования программы, которые обусловлены закономерным развитием науки и техники. В результате этого может получиться так, что пользователь, руководствуясь принципом "что не запрещено, то разрешено", будет использовать программу способом, против которого обладатель прав обязательно возражал бы. Для того чтобы исключить возникновения такой коллизии, во многих лицензионных соглашениях записывается следующее положение: "Любые другие права, не указанные явно в настоящем Соглашении, принадлежат [наименование правообладателя]". Аналогичный смысл имеет уже процитированная выше фраза из лицензионного соглашения RAR: "Вы не можете использовать [...] лицензированную программу или ее часть иначе, чем это описано в данной лицензии".

Помимо объема передаваемых прав, нужно указать территорию, на которой программа может применяться. В большинстве соглашений авторы пишут, что их продукты можно использовать в любой стране мира. Это, конечно, очевидно, однако такое уточнение необходимо, т. к. в лицензионном соглашении, как юридическом документе, не должно быть никаких неясностей.

К теме территориального распространения прав относится вопрос о том, что делать, если законы страны, где живет пользователь, противоречат условиям лицензионного соглашения. Думаете, это актуально только для тех нецивилизованных стран, где авторское право отсутствует, и разработчики программ никак не защищены? Вовсе нет, такая ситуация вполне возможна и России. Например, по российскому законодательству пользователь может передать (например, продать) имеющуюся у него лицензионную копию программного продукта кому-либо еще, при условии, что он прекратит использование продукта и сотрет у себя на компьютере все соответствующие файлы. Лицензии на большинство приложений, рассчитанных на массового пользователя, это позволяют. Но не все. Например, однажды мне попалось в руки лицензионное соглашение к программе для научных расчетов, стоимость которой составляет ни много ни мало 30 000$. В нем был пункт, запрещающий передачу экземпляра программы третьим лицам без согласия компании-производителя.

Такие коллизии между условиями лицензионного соглашения и правилами установленными законодательством, разрешаются достаточно просто: право пользования программой предоставляется только па условиях, описанных) лицензионном соглашении. Поэтому если пользователь не согласен с ним, то он обязан прекратить использование копии продукта, вернуть ее производителю и получить свои деньги обратно. Но, чтобы внести окончательную ясность, некоторые разработчики предусмотрительно записывают в лицензионном соглашении: "Если условия данного Соглашения противоречат за-конодательству Вашей страны, использование данного продукта запрещается"

Может ли ваш босс отнять у вас программу

Этот вопрос волнует многих начинающих shareware-разработчиков, так часто путь в shareware-бизнесе начинается с места штатного программиста в какой-нибудь компании, а первая shareware-программа нередко пишется в рабочее время и на оборудовании, принадлежащем работодателю.

Некоторые думают примерно так: "Да что я, зря вес ли годы работал программистом за крошечную зарплату? Вон, в прошлом году закончил проект, из-за которого у меня начальник немало крови попил, босс доволен остался, даже премию в два оклада выписал... Возьму-ка я ту программу, оформлю ее как shareware и буду продавать! Ведь автор-то - я!"

Поступать так не стоит даже и пытаться. Скорее всего, вам будет предъявлен серьезный иск в нарушении авторских прав, и выйти из судебного разбирательства победителем нет шансов. И вот почему.

Имущественные права на программу (как и другое произведение), созданную в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя (так называемая служебная программа), принадлежат работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Естественно, работодатель, который и так выплачивает автору зарплату и несет другие расходы, связанные с содержанием персонала, заинтересован в полной передаче имущественных прав на программу.

У автора остаются личные неимущественные права - например, право на авторство, на имя и т. п. Но обладание этими правами не позволяет автору заниматься распространением программы - это относится к сфере имущественных прав, которые, как уже говорилось выше, по умолчанию принадлежат работодателю.

Чтобы программа считалась служебной, работодатель должен четко зафиксировать конкретные служебные обязанности сотрудника (например, в должностной инструкции) или выдать ему служебное (например, техническое) задание, причем обязательно в письменной форме.

Для того чтобы закрепить взаимоотношения работодателя и автора при работе по какому-либо определенному проекту, работодатель может заключить с автором договор, в котором будут подробно расписаны условия работы. Чтобы увеличить заинтересованность своего сотрудника в результатах работы по созданию программного обеспечения, работодатель может определить размер выплаты автору в качестве вознаграждения, дополнительно к заработной плате, определенного процента с дохода или прибыли, полученной работодателем от реализации данной программной разработки.

А вот если программист пишет на рабочем месте программу без ведома работодателя, в свободное от выполнения основной работы время - например, какие-то утилиты "для себя", то все авторские права, в том числе и имущественные, в данном случае сохраняются за автором. Конечно, работодатели не одобряют такую деятельность, и лучше стараться не предавать ее огласке.

26 января 2012 в 17:20

Как я патентовал программу (интернет-сервис)

  • Копирайт

Программу можно защищать как полезную модель (систему) и как способ.

Лучше одновременно готовить отдельные заявки и на способ, и на полезную модель. Когда будут готовы - патентный поверенный подаст их одновременно в один и тот же день - тогда обе эти заявки не опорочат патентную новизну друг друга, но зато обеспечат защиту с разных сторон.

При подготовке первичной заявкой является способ - он наиболее трудоёмок. Когда способ будет готов (или непосредственно в процессе подготовки чтобы экономить время) на базе него делается заявка на полезную модель. Чертежи будут несколько отличны, но бОльшя часть содержимого для полезной модели будет взята из способа. Поэтому обычно патентные бюро делают скидку на заявку по полезной модели. К примеру, заявка на способ обошлась мне в 40 т.р. (не считая пошлин), а дополнительная заявка на полезную модель обошлась лишь в 20 т.р. Она и по объёму значительно меньше способа.

После подачи заявок уже можно начинать публиковать программу, не дожидаясь положительного решения - но конечно в том случае если вы абсолютно уверены что не нарушаете ничьи права. Хотя как перед началом работы над заявкой, так и в процессе её подготовки, проводится экспертиза на мировую новизну - и обычно находятся все известные аналоги. И патентовед решает руководствуясь своим опытом - достаточно ли отличий в защищаемой идее по отношению к существующим изобретениям и заявкам. Так что если их достаточно - то принимается решение делать заявку. Однако, до момента подачи заявки в мире может появиться что-то около-близкое, поэтому перед запуском своей разработки без получения положительного решения необходимо ещё раз убедиться что вы первый - просто хотя бы погуглить, не проводя дополнительных проверок на мировую новизну в патентном бюро. В мире программ всё достаточно быстро становится известно.

Но можно дождаться и положительного решения. Для полезной модели положительное решение может быть готово достаточно быстро - в течение 2-3-х месяцев. При условии что заявку оформили качественно и она в центральном патентном ведомстве сразу же прошла, не вызывая возражений экспертов. Заявка на способ может въедливо мурыжиться годами - 2 года обычное дело, возможна длительная переписка и споры между экспертом и патентоведом. Но зато патент на способ защищает разработку значительно лучше, чем патент на полезную модель.

Преимущество одновременной подачи заявок на полезную модель и способ ещё и в том, что полезная модель начнёт защищать разработку очень быстро. Однако за тот год, в течение которого необходимо принять решение о патентовании в других странах, разработка вероятно не сможет принести ощутимой отдачи и прибыли - и срок патентования в других странах будет упущен. Патентование в США обходится примерно в 4000 долларов, в Европе - 4000 евро. Зато заявка на способ будет рассматриваться достаточно долго, и патент выдадут тоже в лучшем случае через год-полтора. Соответственно и увеличивается общий срок, в течение которого надо успеть подать заявки в другие страны. Таким образом, разработку через 3-4 месяца после подачи заявок уже начинает защищать патент на полезную модель, поэтому становится нестрашно упустить сроки подачи заявки на полезную модель в друге страны. Зато появляется значительная фора для раскрутки и получения отдачи от разработки, для анализа того какие страны оказываются заинтересованы в разработке. Тогда после получения патента на способ через 1-2 года появляется ещё год для патентования способа в других странах - в сумме эта фора в 2-3 года. Причём, способ как более тщательно проверенная заявка - гораздо проще пройдёт процедуру проверки и регистрации в других странах, а так же обеспечит более полную защиту.

Наверное, мне не очень повезло с идеей переадресаций, и с тем что я постоянно её развивал и развивал - я потратил около 500 часов на подготовку патентов в течение целого года. Для сравнения на программирование я потратил 150-200 часов)) В случае же достаточно простых разработок и патентование станет значительно проще и быстрее. Но схема останется такой как я описал. Патентовед вообще сказала что я своими заявками побил 4 рекорда по Екатеринбургу: количество отличительных пунктов способа составил по-моему около 70-ти или 80-ти, объём заявки способа страниц на 60, время подготовки год вместо стандартных 4-х месяцев, ну и это был первый интернет-сервис, в то время как до этого они патентовали только локальные программы и базы данных.

Тут при оформлении стоит придерживаться золотой середины: количество отличий (функций) от прототипа (самого близкого аналога) должно быть достаточно чтобы эксперты в центральном патентном ведомстве признали мировую новизну заявки, в то же время на доработки может уйти слишком много времени - как в моём случае, и вероятно стоит остановиться когда отличий по мнению патентоведа будет уже достаточно. В то же время разработку желательно закрыть со всех сторон, придумать как можно больше функций и отличий, чтобы другой не смог «обойти», т.е. на базе данной разработки создать свою разработку с этими отличиями, достаточными чтобы экспертиза признала за право на новый патент.

В последнее время все более актуальным становятся вопросы «Как запатентовать программу?», «Возможно ли получить патент на программу, получить патент на ПО?», «Сколько стоит запатентовать программу?». Итак, давайте найдем ответы на эти вопросы.

    Патентование программы

    Патентование программы, как и патентование программного обеспечения — трудоемкий процесс, который имеет ряд отличий от процедуры регистрации программы или ПО. Основное отличие состоит в виде охранного документа, а также в том, что же охраняет свидетельство или патент на программу.
    Свидетельство на программу, которое Вы получаете в результате регистрации, закрепляет и охраняет не столько компьютерную программу, сколько Ваши авторские права на нее.
    Если Вы хотите запатентовать программу, т.е. получить патент на изобретение или полезную модель, то такой охранный документ будет охранять именно техническую суть Вашей программы или ПО, а также закреплять за Вами Ваши имущественные и неимущественные (т.е. авторские) права на программу или ПО.
    Казалось бы, все просто — выгоднее патентовать программу или ПО, а не регистрировать ее как объект авторского права. Однако, для полноценной охраны Вашей разработки стоит задуматься над «двусторонней защитой», т.е. зарегистрировать авторские права на программу и наряду с этим стараться получить патент на программу.

    Патентоспособность программы

    Тем не менее, не все так просто, и не далеко не каждую программу удастся запатентовать — в этом и состоит сложность процедуры получения правовой охраны для компьютерной программы как объекта права промышленной собственности.
    Прежде всего, стоит отметить, что для того, чтобы получить патент на программу или патент на ПО, необходимо провести патентные исследования той программы, на которую Вы хотите получить патент. Основная цель проведения таких патентных исследований — выявление технической сути программы, определение ее характеристик, которые позволят сделать вывод об охраноспособности (патентоспособности) программы.
    Одной из основных особенностей объектов права промышленной собственности (изобретений, полезных моделей), является направленность объекта на решение некой технической задачи и получение от использования ОИС технического результата. Не признаются изобретениями объекты, не имеющие технического характера как такового, например, листинг-программы, результатом которой является вывод надписи на экран компьютера, или вызывающей другие визуальные или смысловые эффекты. Однако, компьютерная программа, которая управляет компьютером, приспособленным или настроенным для управления или поддержания определенного технического процесса не может быть признана программе «как таковой».

    Технический результат

    Изобретение носит технический характер, если его объектом является объект техники и он реализуется с помощью технических средств. Технический характер объекта изобретения подтверждается наличием технического результата, а его признаки имеют характеризоваться понятными для специалиста из уровня техники техническими средствами для выполнения функций, описанных именно этими признаками.
    Не носят технического характера признаки, которые сами по себе не делают вклад в технический характер объекта.
    Таким образом, для того, чтобы понять, возможно ли не только зарегистрировать, но и запатентовать программу, необходимо выяснить, обеспечивает ли программа решение поставленной технической задачи и получение технического результата. (например, программа, записанная в блоке управления автомобильным двигателем, может обеспечивать получение технического результата — уменьшение/увеличение расхода топлива и т.д.)