Уголовно-процессуальное законодательство - совокупность законодательных нормативных правовых актов , содержащих нормы, регулирующие порядок уголовного судопроизводства и иные общественные отношения, составляющие предмет уголовно-процессуального права .
Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации
Важнейшим источником уголовно-процессуального права является Конституция Российской Федерации , которая содержит ряд норм уголовно-процессуального права. В частности, в ней названы важнейшие принципы, нашедшие отражение в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации 2001 года : принцип законности, осуществления правосудия только судом, уважения чести и достоинства личности, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и иные.
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации" в других словарях:
Уголовно процессуальное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие порядок уголовного судопроизводства и иные общественные отношения, составляющие предмет уголовно процессуального… … Википедия
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Уголовно процессуальное законодательство совокупность … Википедия
Основная статья: Правовая система Российской Федерации Законодательство Российской Федерации включает в себя: Уголовно процессуальное законодательство Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовно исполнительное законодательство Российской… … Википедия
Уголовно-процессуальное законодательство - совокупность нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, регулирующие деятельность и общественные отношения, возникающие при производстве по уголовным делам: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и… … Большой юридический словарь
Отрасль права, регулирующая деятельность органов суда, прокуратуры, следствия и дознания по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел. Уголовный процесс это регламентированная законом деятельность суда, прокурора, следователя, органа… … Википедия
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - одна из основных отраслей права, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих задачи, принципы, круг участников уголовного процесса, их права и обязанности, а тж. другие положения судопроизводства и регламентирующих порядок… … Юридическая энциклопедия
Одна из основных отраслей права РФ, представляющая собой совокупность юридических норм, определяющих задачи, принципы, круг участников уголовного процесса, их права и обязанности, а т.ж. другие положения судопроизводства и регламентирующих… … Энциклопедический словарь экономики и права
Кафедра уголовного права Военного университета Факультет Прокурорско следственный факультет Вуз Военный университет Министерства обороны Российской Федерации Год основания 1878 … Википедия
ВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - (authority/jurisdiction of the Russian Federation) предмет, круг особых забот, вменяемых Конституцией в адрес самой Российской Федерации. В соответствии со статьей 71 Конституции в В.Р.Ф. находится: а) принятие и изменение Конституции Российской… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Издание законов; а также свод законов. Законодательство это внешняя форма правовой системы страны на данном этапе развития. Содержание 1 Законодательство как комплекс нормативных актов … Википедия
Книги
- Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата , Вилкова Т.Ю.. При подготовке практикума использовались действующая редакция Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе последние изменения, внесенныев законодательство), а также…
- Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. Практикум. Учебное пособие , Т. Ю. Вилкова, Т. Ю. Маркова. Практикум по дисциплине "Уголовно-процессуальное право Российской Федерации" подготовлен преподавателями кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического…
Регулирующих право-отношения и деятельность участников уголовного процесса в сфере ре-шения вопросов об уголовной ответственности конкретных лиц.
Иначе: уголовно-процессуальное право как одна из отраслей системы права представляет собой совокупность норм, регулирующих обществен-ные отношения, возникающие в связи с возбуждением, расследова-нием, рассмотрением и разрешением уголовных дел.
Данная отрасль права регулирует конкретные (но не все!) обще-ственные отношения, складывающиеся между участниками уголов-ного судопроизводства. Основной характеристикой этих отношений является то, что:
- они выступают в качестве волевых решений участ-ников уголовного судопроизводства, поскольку уголовно-процессуальное право воздействует на общественную жизнь прежде всего через и сознание людей;
- возникают в связи с совершенным преступлением, необходимостью его раскрытия и привлечением к уголовной ответ-ственности виновных в его совершении;
- имеют процедурный характер, поскольку регламен-тированы процессуальными нормами права, в связи с чем, по своей сути, являются уголовно-процессуальными.
Предмет уголовно-процессуального права
В зависимости от потребности субъектов, обуславлива-ющих возникновение и развитие любых общественных отношений, в составе предмета регулирования уголовно-процессуального права принято выделять три группы общественных отношений:
- основные, или системообразующие, отношения;
- производные отношения;
- сопутствующие отношения.
Таким образом, в предмет регулирования уголовно-процессу-ального права входят:
- основные (системообразующие) отношения, связанные с установлением наличия или отсутствия основания уго-ловной ответственности, возложением уголовной ответственности и/или освобождением от нее;
- производные (от основных) отноше-ния, возникающие в связи с реализацией своих субъективных прав и обязанностей участниками уголовного судопроизводства, а также в некоторых случаях отношения по предупреждению причин и усло-вий совершения преступления и возмещению ущерба, причиненно-го в результате совершенного преступления.
Подробнее
1) Основные, или системообразующие, отношения — обществен-ные отношения,
- складывающиеся в связи с установлением наличия или отсутствия состава преступления, предусмотренного уголовным законом (основание уголовной ответственности), а также
- возникающие в связи с возложением уголовной ответствен-ности и/или освобождением от нее.
Основные отношения образу-ют «ядро» предмета регулирования уголовно-процессуального права и обусловлены, прежде всего, правоприменительной природой уго-ловного процесса (сначала необходимо установить фактические об-стоятельства дела, а уже потом принять решение о возложении или освобождении от ответственности в соответствующем процессуаль- акте).
Так, к числу основных общественных отношений относятся от-ношения, возникающие при производстве доследственной проверки материалов на стадии возбуждения уголовного дела, в ходе которой устанавливается наличие или отсутствие признаков преступления, а следовательно, основания уголовной ответственности (ч. 2 ст. 140 УПК РФ); при привлечении лица в качестве (ст. 171-172 УПК РФ); при постановлении приговора (гл. 39 УПК РФ) или прекращении уголовного дела (ст. 24-25, 212-214 УПК РФ); при производстве по делам в отношении несовершеннолетних (гл. 50 УПК РФ) или о применении принудительных мер медицинского ха-рактера (гл. 51 УПК РФ).
2) Производные отношения. К ним традиционно относятся отношения:
- возникающие при ознакомлении участников уголовного судопроизводства с материалами дела (ст. 216, 217, ч. 2 ст. 225 УПК РФ), связанные с восстановлением пропущенных сроков (ст. 130 УПК РФ), по возмещению процессуальных издержек потерпевшему, свидетелю, их закон-ным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым (ст. 131 УПК РФ), по возмеще-нию (компенсации) вреда и восстановлению в правах в связи с реабилитацией лица, необоснованно подвергнутого уголов-ному преследованию (гл. 18 УПК РФ);
- возникающие при применении мер уголовно-процессуального принуждения к ряду участников уголовно-го судопроизводства: отношения, складывающиеся при за-держании подозреваемого (ст. 91-92 УПК), применении к нему меры пресечения до предъявления обвинения (ст. 100 УПК), осуществлении принудительного привода свидетеля (ч. 7 ст. 56 УПК) и др.;
- исключительно «процедурного» характера — в частности, отношения, возникающие при направлении дела по подследственности или подсудности (ч. 5 ст. 152, ст. 34, 35 УПК РФ), продлении сроков дознания (ст. 223 УПК РФ), предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ), содержания под стражей (ст. 109 УПК РФ) и др.;
- контрольного, проверочного характера — скла-дываются практически на всех стадиях уголовного судопро-изводства, имеют весьма разнообразный субъектный со-став, поскольку обусловлены правоприменительной при-родой уголовного судопроизводства, которая обеспечивает законность и обоснованность принятия и исполнения про-цессуальных решений по уголовным делам.
3) Сопутствующие отношения в предмете регулиро-вания уголовно-процессуального права не являются обязательными, поскольку они направлены на достижение некоторых дополнительных, «попутных» потребностей. К числу сопутствующих отношений в структуре предмета регулирования уголовно-процессуального пра-ва относят:
- отношения, складывающиеся при возмещении вреда, причи-ненного преступлением (ст. 44, 45, 54, 55 УПК РФ);
- отношения, направленные на выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и их преду-преждение (ч. 4 ст. 29 УПК РФ, ч. 2 ст. 158 УПК РФ).
Метод уголовно-процессуального права
Метод уголовно-процессуального регулирования представляет собой совокупность приемов (элементов), которые используются при опосредовании общественных отношений в сфере производства по уго-ловному делу нормами уголовно-процессуального права и которые опти-мально обеспечивают достижение цели и решение задач уголовного су-допроизводства.
Таким образом, группе основных (системообразующих) отно-шений, выступающих ядром предмета регулирования уголовно-процессуального права, присуще императивное регулирование , по-строенное на субординации целей и интересов участников обще-ственного отношения. Эти отношения подчинены публичному интересу, обеспеченному государством в лице своих компетентных органов, которое, в свою очередь, обеспечивает создание для соблюдения прав и законных интересов . Публичный ин-терес выступает основой структурирования вышеуказанных отноше-ний.
С другой стороны, публичный интерес — это совокупность ин-тересов частных, а частный — элемент публичного, а потому совер-шенно логично и естественно, что в уголовно-процессуальное право вкрапливаются частно-правовые интересы, характерные для диспо-зитивного регулирования общественных отношений.
Таким образом, диспозитивное регулирование характерно для второй и третьей групп общественных отношений, входящих в предмет регу-лирования уголовно-процессуального права. Оно, например, может проявляться, когда участник уголовного судопроизводства восполь-зуется, если посчитает нужным, правом обжалования действий (без-действия) следователя или дознавателя в суд (ст. 123, 125 УПК РФ), чтобы обязать следователя провести очную ставку между потерпевшим и свидетелем, либо предъявит исковое требование о возмеще-нии имущественного вреда к непосредственному причинителю вре-да — обвиняемому.
Оба указанных приема правового регулирования, образуя уголовно-процессуальный метод, являются первичными и в юриди-ческой литературе именуются также магистральными.
Система уголовно-процессуального права
Уголовно-процессуальные нормы, составляя еди-ную нормативную основу уголовно-процессуального права, подраз-деляются на достаточно обособленные группы, регулирующие одно-родные отношения. В доктрине указанные группы норм получили название уголовно-процессуальных институтов.
Итак, уголовно-процессуальный институт — это совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих взаимосвязанные однород-ные общественные отношения.
Например, «Реабилитация», «Уголовное преследование», «Пре-кращение уголовного дела».
Взятые в совокупности уголовно-процессуальные институты образуют систему уголовно-процессуального права .
Место каждого института определяется важностью общественных отношений, подвергаемых уголовно-процессуальному регулированию. Они располагаются последовательно — от норм общей части уголовно-процессуального закона к нормам особенной.
Система основных институтов уголовно-процессуального права выглядит следую-щим образом:
- общие положения уголовного судопроизводства;
- до-судебное производство;
- судебное производство;
- особый порядок уголовного судопроизводства;
- международное сотрудничество.
В свою очередь основные институты делятся на более мелкие, или простые, например: основной институт досудебного производства включает в себя институт возбуждения уголовного дела и институт предварительного расследования.
В общей теории права такая гра-дация основных институтов на более простые объясняется суще-ствованием субинститутов , которые являются источниками менее высокого ранга, чем те, в которые они входят составной частью. Такое подразделение обусловлено законодательной конструкци-ей акта, в который входят конкретные уголовно-процессуальные нормы.
Источники уголовно-процессуального права
Дискуссионным в правовой литературе остается вопрос об ис-точниках уголовно-процессуального права. В общей теории государства и права выделяют материальные и формальные источники права.
Материальные источники — объективные и субъективные факто-ры (силы), которые творят закон; те истоки, которые «питают» нор-мы права.
К ним подавляющее большинство специалистов в области тео-рии государства и права относит:
- Государственную власть . Нормы права создаются в рамках правотворчества, которое яв-ляется одним из направлений государственной деятельности. Законодательные функции принадлежат лишь органам государ-ственной власти. Следовательно, содержание норм права представляет собой вла-стное веление Российского государства, поддерживаемое и обеспе-чиваемое силой принуждения государственных органов;
- Правосознание . Правосознание — относительно самостоятельная форма общест-венного сознания в виде совокупности идей, взглядов, представле-ний и чувств, выражающих отношение людей к праву. Оно играет важную роль в правотворчестве, поскольку обуслов-ливает необходимость осознания законодателями закономерностей общественного развития, потребностей и интересов личности, об-щества и государства в целом или отдельных его групп (или слоев).
Формальные источники уголовно-процессуального права — формы его существования и проявления в общественном развитии; внеш-ний образ правовых норм.
Формальными источниками уголовно-процессуального права, проблема которых остродискуссионна, являются:
- Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации ее нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и при-меняются на всей территории России;
- международные договоры . Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации общепри-знанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, междуна-родные договоры России с другими государствами являются состав-ной частью ее ;
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (систематизированное собрание уголовно-процессуальных законов; он содержит подавляющее большинство уголовно-процессу-альных норм, подлежащих применению в стадиях возбуждения и предварительного расследования, рассмотрения и разрешения уго-ловного дела в судах первой инстанции, а также в контрольных и иных стадиях уголовного судопроизводства);
- иные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы (законодательные акты, содержащие нормы уго-ловно-процессуального характера, в частности, Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 г. «О судебной системе Российской Феде-рации», Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судь-ях в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и в Российской Федера-ции» и некоторые другие).
Официальная уголовно-процессуальная доктрина формальными источниками уголовно-процессуального права признает лишь зако-нодательные акты. Однако такой подход в настоящее время не соответствует со-временным социально-правовым реалиям. В связи с этим некоторые ученые относят к ним и другие акты или явления правового характера:
- решения Конституционного Суда Российской Федерации (не соз-дают новых правовых норм, однако признание ими неконституцион-ности той или иной нормы уголовно-процессуального законодатель-ства влечет прекращение ее действия, изменение по существу содер-жания этой нормы или ее части и применение непосредственно кон-ституционных положений в сфере уголовного судопроизводства);
- подзаконные акты министерств, ведомств, департаментов и служб, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (отдельные авторы считают, что эти акты не являются источни-ками права, другие специалисты резко отрицательно относятся к такому подходу, полагая, что он носит формальный характер);
- правительственные акты — источники уголовно-процессуального права в соответствии с официально действующим законодательством (в частности, ст. 82 УПК РФ установила, что условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств определяются Правительством России. Следовательно, формой суще-ствования и проявления уголовно-процессуального права — правил поведения — является соответствующий правительственный акт).
Недопустимо также закрывать глаза на факт существования не-формальных источников уголовно-процессуального права, к кото-рым относятся судебная практика и правовой обычай .
Не случайно применительно к судебной практике официальные представители Судебного департамента при Верховном Суде Рос-сийской Федерации указывают на то, что «... к числу несомненных плюсов создания банка (банка судебных решений — прим. авт.) можно отнести то, что каждый судья сможет обращаться к тому или иному решению и находить правильный выход из сложной юридиче-ской ситуации».
Роль правового обычая значительно более существенна, чем принято считать в уголовно-процессуальной литературе.
3 -е изд., пер. и доп. - М.: 2013. - 1008с. 2-е изд., пер. и доп. - М.: 2009 . - 1072с.
В учебнике, подготовленном коллективом кафедры
уголовно -процессуального права Московского государственного юридического
университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), освещены все темы учебной дисциплины
«Уголовно процессуальное право» в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования. Раскрыты
назначение и концептуальные принципы уголовного судопроизводства, рассмотрены
вопросы реализации этих принципов на различных стадиях производства по делу.
Учтены достижения правовой науки. Широко использована практика Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека. Для
студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также для
сотрудников правоприменительных органов, судей, адвокатов.
Формат: pdf (2013, 3-е изд ., 1008с.)
Размер: 3 Мб
Rghost
Формат: pdf / zip (2009, 2-е изд ., 1072с.)
Размер: 4,8 Мб
/ Download файл
Формат: doc / zip (2005, 1-е изд ., 815с.)
Размер: 707 Кб
/ Download файл
Содержание (2-е изд.)
Предисловие 17
Часть первая. Общие положения 19
Глава 1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства. Стадии уголовного
судопроизводства 19
§ 1. Понятие уголовного судопроизводства 19
§ 2. Назначение уголовного судопроизводства 21
§ 3. Стадии уголовного судопроизводства 26
§ 4. Типы (формы) уголовного судопроизводства (уголовного процесса) 29
§ 5. Концепция судебной реформы и ее реализация в законодательстве о
судопроизводстве Российской Федерации 34
Глава 2. Уголовно-процессуальное законодательство 38
§ 1. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства 38
§ 2. Общая характеристика и структура Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации 43
§ 3. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве, во времени, в
отношении иностранных граждан и лиц без гражданства 47
Глава 3. Уголовно-процессуальное право 48
§ 1. Понятие и значение уголовно-процессуального права 48
§ 2. Уголовно-процессуальное право и уголовное право 49
§ 3. Уголовно-процессуальные правовые нормы, их виды и структура 51
§ 4. Уголовно-процессуальные правоотношения 55
§ 5. Процессуальная форма 57
§ 6. Уголовно-процессуальные документы, их виды и значение 59
§ 7. Процессуально-правовые гарантии 62
§ 8. Уголовно-процессуальное право и нормы морали....64
§ 9. Наука уголовного судопроизводства (уголовного процесса) 70
§ 10. Уголовно-процессуальное право как учебная дисциплина 74
Глава 4. Международные нормы о правах человека как источник
уголовно-процессуального права России 76
§ 1. Права человека в международно-правовых актах... .76
§ 2. Право на свободу и личную неприкосновенность....79
§ 3. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство 82
§ 4. Право на возмещение ущерба, нанесенного в результате незаконных действий
органов расследования и суда 92
§ 5. Право на невмешательство в личную и семейную жизнь 93
Глава 5. Участники уголовного судопроизводства 96
А. Суд 99
§ 1. Суд как субъект уголовного судопроизводства. Осуществление судом власти в
уголовном судопроизводстве 99
§ 2. Подсудность уголовных дел 111
§ 3. Состав суда 119
Б. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения 122
§ 1. Прокурор. 122
§ 2. Следователь 127
§ 3. Руководитель следственного органа 133
§ 4. Органы дознания. Начальник подразделения дознания. Дознаватель. 137
§ 5. Потерпевший 142
§ 6. Гражданский иск в уголовном деле. Гражданский истец 148
§ 7. Частный обвинитель 154
§ 8. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя 155
В. Участники уголовного судопроизводства со стороны зашиты 157
§ 1. Подозреваемый 157
§ 2. Обвиняемый 164
§ 3. Защитник 176
§ 4. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда 184
§ 5. Полномочия защитника 198
§ 6. Гражданский ответчик 206
§ 7. Представитель гражданского ответчика 207
Г. Иные участники уголовного судопроизводства 209
§ 1. Свидетель 209
§ 2. Эксперт. 213
§ 3. Специалист. 218
§ 4. Переводчик 220
§ 5. Понятой 222
Глава 6. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве 223
Глава 7. Принципы уголовного судопроизводства 233
§ 1. Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства 233
§ 2. Законность при производстве по уголовному делу...236
§ 3. Осуществление правосудия только судом 240
§ 4. Уважение чести и достоинства личности 243
§ 5. Неприкосновенность личности 247
§ 6. Охрана прав и свобод человека и гражданина 249
§ 7. Неприкосновенность жилища 260
§ 8. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений 262
§ 9. Презумпция невиновности 264
§ 10. Состязательность сторон 270
§ 11. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. 272
§ 12. Свобода оценки доказательств 275
§ 13. Язык уголовного судопроизводства 277
§ 14. Право на обжалование процессуальных действий и решений 279
Глава 8. Доказательства и доказывание 281
A. Доказательства 281
§ 1. Соотношение назначения уголовного судопроизводства и доказательственного
права. Теория доказательств 281
§ 2. Вопросы понимания истины в уголовном судопроизводстве. 285
§ 3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (предмет
доказывания) 290
§ 4. Понятие доказательства. Доказательства как средства доказывания 294
§ 5. Относимость доказательств. Пределы доказывания 297
§ 6. Допустимость доказательств. Основания признания доказательства недопустимым
298
§ 7. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
306
§ 8. Классификация доказательств. 310
Б. Виды доказательств 315
§ 1. Показания обвиняемого, подозреваемого. 315
§ 2. Показания свидетеля, потерпевшего. 323
§ 3. Вещественные доказательства 326
§ 4. Протоколы следственных действий и судебного заседания. Иные документы 332
§ 5. Заключения и показания эксперта, специалиста 335
B. Доказывание 346
§ 1. Понятие доказывания 346
§ 2. Обязанность доказывания (бремя доказывания) 352
§ 3. Элементы доказательственной деятельности: собирание, проверка и оценка
доказательств 355
Глава 9. Понятие и виды мер процессуального принуждения...367
§ 1. Основания и порядок применения мер принуждения 367
§ 2. Задержание подозреваемого. 371
§ 3. Иные меры процессуального принуждения 379
Глава 10. Меры пресечения 385
§ 1. Понятие и значение мер пресечения. Основания и порядок их избрания
(общая характеристика) 385
§ 2. Виды мер пресечения 389
§ 3. Сроки содержания под стражей 402
§ 4. Обжалование избранных мер пресечения. Отмена или изменение меры пресечения
406
Глава 11. Ходатайства и жалобы 409
§ 1. Ходатайства 409
§ 2. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих
уголовное судопроизводство 413
Глава 12. Процессуальные сроки 420
§ 1. Понятие процессуального срока. Правила исчисления процессуальных сроков
420
§ 2. Гарантии соблюдения процессуальных сроков. 427
Глава 13. Процессуальные издержки 429
§ 1. Понятие и состав процессуальных издержек 430
§ 2. Возмещение процессуальных издержек. Процессуальные решения о распределении
процессуальных издержек 434
Глава 14. Реабилитация 439
§ 1. Понятие реабилитации. Основания возникновения и порядок признания права
на реабилитацию 439
§ 2. Порядок возмещения имущественного, морального вреда и восстановления иных
прав реабилитированного 444
Часть вторая. Досудебное производство 449
Глава 15. Возбуждение уголовного дела 450
§ 1. Понятие и значение возбуждения уголовного дела 450
§ 2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела 454
§ 3. Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении 457
§ 4. Порядок возбуждения уголовного дела 463
§ 5. Особенности возбуждения некоторых уголовных дел 467
§ 6. Порядок отказа в возбуждении уголовного дела и его обжалования прокурору и
в суд 470
Глава 16. Предварительное расследование 475
§ 1. Понятие и общая характеристика стадии предварительного расследования
475
§ 2. Формы предварительного расследования: дознание и предварительное следствие
480
§ 3. Общие условия предварительного расследования...486
§ 4. Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования
497
§ 5. Приостановление и возобновление предварительного следствия 503
Глава 17. Следственные действия 508
§ 1. Понятие и общие правила производства следственных действий 508
§ 2. Участники следственных действий 514
§ 3. Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент 518
§ 4. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления.
Контроль и запись переговоров 524
§ 5. Допрос. Очная ставка. Предъявление для опознания. Проверка показаний на
месте 533
§ 6. Производство судебной экспертизы 542
Глава 18. Привлечение в качестве обвиняемого 551
§ 1. Понятие, сущность и процессуальное значение привлечения в качестве
обвиняемого 551
§ 2. Основания привлечения в качестве обвиняемого...552
§ 3. Процессуальный порядок привлечения в качестве обвиняемого: вынесение
постановления, предъявление обвинения и допрос обвиняемого....554
§ 4. Изменение и дополнение обвинения 561
Глава 19. Формы окончания предварительного следствия 562
§ 1. Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования 563
§ 2. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору. 584
§ 3. Обвинительное заключение. 596
§ 4. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с
обвинительным заключением 603
Глава 20. Дознание 610
Часть третья. Судебное производство 617
Глава 21. Порядок подготовки к судебному заседанию 617
§ 1. Содержание и значение полномочий судьи по поступившему в суд уголовному
делу. 617
§ 2. Общий порядок подготовки к судебному заседанию единолично судьей 618
§ 3. Предварительное слушание. 622
§ 4. Подготовительные действия судьи к судебному заседанию после назначения
судебного заседания...634
Глава 22. Судебное разбирательство 635 "
А. Понятие, значение и общие условия судебного разбирательства 635
§ 1. Понятие и значение судебного разбирательства. . . .635
§ 2. Общие условия судебного разбирательства 641
§ 3. Непосредственность, устность и гласность судебного разбирательства 642
§ 4. Требования к составу суда. Роль председательствующего в судебном заседании
647
§ 5. Правила, определяющие участие сторон и иных участников судебного
разбирательства 649
§ 6. Пределы судебного разбирательства 665
§ 7. Виды, основания и порядок вынесения определений и постановлений в ходе
судебного разбирательства 668
§ 8. Регламент судебного заседания и меры воздействия за нарушение порядка в
судебном заседании 676
§ 9. Протокол судебного заседания: правила ведения, ознакомления и подачи
замечаний 679
Б. Структура и содержание судебного разбирательства....683
§ 1. Подготовительная часть судебного заседания 683
§ 2. Судебное следствие. 691
§ 3. Судебные прения 712
§ 4. Последнее слово подсудимого. 720
В. Приговор 721
§ 1. Сущность и значение приговора 721
§ 2. Требования, предъявляемые к приговору 725
§ 3. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора 729
§ 4. Виды приговоров 733
§ 5. Структура и содержание приговора 737
§ 6. Порядок постановления и провозглашения приговора 741
§ 7. Частное определение (постановление) суда 744
Глава 23. Особый порядок судебного разбирательства 746
§ 1. Дифференциация форм уголовного судопроизводства. Поиск альтернатив
судебному разбирательству в современном уголовном процессе. 746
§ 2. Общая характеристика особого порядка судебного разбирательства в
Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации 756
§ 3. Заявление ходатайства о рассмотрении дела в особом порядке судебного
разбирательства 760
§ 4. Порядок судебного разбирательства и постановления приговора 764
Глава 24. Особенности производства у мирового судьи 769
§ 1. Мировые судьи как часть судебной системы Российской Федерации 769
§ 2. Подсудность дел мировому судье 772
§ 3. Особенности производства у мирового судьи по делам частного обвинения 773
Глава 25. Производство в суде с участием присяжных заседателей 780
§ 1. Возрождение суда присяжных в России 780
§ 2. Общие положения производства в суде с участием присяжных заседателей 784
§ 3. Особенности проведения предварительного слушания 788
§ 4. Подготовительная часть судебного заседания 790
§ 5. Особенности судебного следствия 794
§ 6. Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями 798
§ 7. Напутственное слово председательствующего судьи в суде с участием присяжных
заседателей 805
§ 8. Вердикт присяжных заседателей. Вынесение и провозглашение вердикта 811
§ 9. Обсуждение последствий вердикта присяжных заседателей. Виды решений,
принимаемых судьей...814
Глава 26. Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не
вступивших в законную силу. 818
§ 1. Общие черты и различия апелляционного и кассационного обжалования 818
§ 2. Порядок принесения жалоб и представлений на судебные решения, не вступившие
в законную силу 827
Глава 27. Апелляционный порядок рассмотрения уголовного дела 835
§ 1. Апелляционные жалоба и представление. 835
§ 2. Порядок рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции 837
§ 3. Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции 841
Глава 28. Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела 845
§ 1. Предмет судебного разбирательства в суде кассационной инстанции 845
§ 2. Кассационные жалоба и представление. 850
§ 3. Назначение судебного заседания 852
§ 4. Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции 854
§ 5. Основания отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке.
856
§ 6. Решения, принимаемые судом кассационной инстанции 861
§ 7. Кассационное определение 867
Глава 29. Исполнение приговора 869
§ 1. Понятие и значение стадии исполнения приговора 869
§ 2. Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению. 872
§ 3. Вопросы, разрешаемые судом в стадии исполнения приговора 876
§ 4. Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением
приговора и снятием судимости 879
Глава 30. Производство в надзорной инстанции 884
§ 1. Сущность и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора 884
§ 2. Лица, пользующиеся правом принесения жалобы и представления в порядке
надзора 887
§ 3. Суды, рассматривающие надзорную жалобу и представление. 890
§ 4. Порядок принесения надзорных жалобы и представления 892
§ 5. Порядок рассмотрения надзорной жалобы и представления 895
§ 6. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции 898
§ 7. Решения суда надзорной инстанции 901
§ 8. Основания отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную
силу. 904
§ 9. Пределы прав суда надзорной инстанции при рассмотрении жалобы и
представления 907
Глава 31. Возобновление производства по уголовным делам ввиду новых или вновь
открывшихся обстоятельств 911
§ 1. Сущность возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся
обстоятельств 911
§ 2. Основания возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
912
§ 3. Сроки и порядок возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся
обстоятельств 920
Часть четвертая. Особый порядок уголовного судопроизводства 925
Глава 32. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 925
§ 1. Общая характеристика особенностей производства по уголовным делам в
отношении несовершеннолетних 925
§ 2. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних 927
§ 3. Предварительное расследование по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 930
§ 4. Судебное разбирательство уголовных дел в отношении несовершеннолетних 936
§ 5. Становление и развитие ювенальной юстиции в России 940
Глава 33. Производство о применении принудительных мер медицинского характера
943
§ 1. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского
характера 943
§ 2. Предварительное следствие. 945
§ 3. Производство в суде первой инстанции 951
§ 4. Прекращение, изменение и продление применения принудительной меры
медицинского характера 956
Глава 34. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных
категорий лиц 958
§ 1. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок
производства по уголовным делам 958
§ 2. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц
или привлечения их в качестве обвиняемых 963
§ 3. Особенности производства следственных и иных процессуальных действий 975
Глава 35. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
979
§ 1. Основные положения правового регулирования взаимодействия судов,
прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими учреждениями и
должностными лицами иностранных государств по уголовным делам 979
§ 2. Условия выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора
984
§ 3. Процессуальный порядок принятия решений о выдаче лица 996
§ 4. Осуществление уголовного преследования 1004
§ 5. Иные вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам 1010
§ 6. Содержание, форма и порядок исполнения поручения о правовой помощи.
Основания отказа в оказании правовой помощи 1019
§ 7. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в
государстве, гражданином которого он является 1024
Литература 1030
Нормативные акты 1040
Судебная практика 1045
ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА.
@ О.В. Мосин.
§ 1. Источники уголовно-процессуального права и место Конституции РФ в их системе
Под источниками уголовно-процессуального права, как и источниками большинства других отраслей права, чаще всего понимают совокупность (систему) правовых актов, содержащих соответствующие нормы. Такие акты могут быть различных видов.
В уголовно-процессуальном праве основны м источником является закон - принимаемый высшим представительным (законодательным) органом акт, содержащ ий правовые нормы, предназначенные для регламентации деятельности, осуществляемой в связи с производством по уголовным делам, и возникающих при этом отношений".
Закон, однако,- понятие неоднородное. В соответствии со ст.ст. 4, 5 и 76 Конституции РФ, как известно, необходимо различать Конституцию РФ и федеральные законы (в том числе конституционные), а также конституции республик, уставы и законодательство других субъектов Федерации. Констит уция РФ и федеральные законы действуют на всей территории Российской Федерации. Регламентация уголовного судопроизводства допускается только актами этого уровня (см. п. «о» ст. 71 Констит уции РФ). Издаваемые в субъектах Федерации законодательные акты делать этого не должны.
§ 2. Российское уголовно-процессуальное за конодательство.
При всей значимости Конституция РФ не имеет своей задачей полную и всестороннюю регламентацию того, что должно происходить при производстве по уголовным делам. Эта задача ставилась и ставится перед специально издаваемым федеральным законо м (см. п. «о» ст.71 Конституции РФ). В наши дни таким законом является Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (УПК), утвержденный Законом РСФСР от 27 октября 1960 года и вступивший в силу с 1 января 1961 года. УПК явился результатом многолетней эволюции. Так, У ПК за время своего существования также неоднократно подвергался изменениям и дополнениям под воздействием различного рода факторов. Всего таких изменений и дополнений было более пятисот пятидесяти. Самой «многострадальной» статьей оказалась статья 126 (о подследственности уголовных дел): ее изменяли и дополняли почти сорок раз. К числу наиболее крупных корректировок можно отнести: учреждение следственного аппарата органов внутренних дел (1963 г.); регламентация полномочий начальников следственных отделов, их процессуальных взаимоотношений со следователями и прокурорами (1965 г.); уточнение текста УПК в связи с принятием Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 года (1983 г.); введение протокольной формы подготовки материалов дела (1985 г.); увеличение предельного срока содержания под стражей в качестве меры пресечения и уточнение порядка его продления (1989 г.).
Фактором, стимулировавшим активные усилия по дальнейшему совершенствованию УПК, стало прежде всего внесение в 1990 - 1992 годы радикальных поправок в Конституцию РФ. Немалую роль сыграло и поста новление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года по вопросам судебной реформы. 1 ноября 1991 года в Конституцию РФ было включено положение о возможности рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей. 23 и 29 мая 1992 года приняты законы, предусмотревшие допустимость единоличного рассмотрения некоторых категорий уголовных и гражданских дел, реорганизацию стадии предания суду, осуществление судами контроля за законностью и обоснованностью ареста и продления его срока, а также расширение права на защиту. 16 июля 1993 год а появился закон, внесший не менее принципиальные коррективы в УПК. В нем не только изменилось содержание некоторых имевшихся статей, но и добавлен целый новый раздел, предусмотревший особенности производства по уголовным делам с участием присяжных. После этого УПК «поправился» на 47 новых статей. 17 декабря 1995 года учрежден следственный аппарат федеральной налоговой полиции. Значительным изменениям и дополнениям УПК подвергся Законом от 21 декабря 1996 года, внесшим радикальные уголовно-процессуальные новеллы, продиктованные принятием 13 июня 1996 года_нового УК и вступлением его в силу с 1 января 1997 года. 31 декабря 1996 года произошла еще одна модернизация порядка и условий применения процессуал ьного ареста и продления его срока - законодатель допустил возможность, при определенных обстоятельствах, содержания под стражей до окончания предварительного расследования на срок до двух лет. Состоялись и иные нововведения.
Но совершенствование уголовно-процессуального законодательства в эти годы не свелось только к приведенным корректировкам. В 1990 году Научно-консультативный совет Верховного Суда СССР подготовил первоначальный вариант проекта Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, и он был передан в Комитет по законодательству и правопорядку Верховного Совета СССР. Зимой 1990-91 годов рабочая группа этого Комитета завершила подготовку проекта, впоследствии опубликованного для широкого обсуждения. На его базе к конц у 1991 года коллектив научных сотрудников ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры СССР разработал и представил юридической общественности проект нового УПК. Он был обсужден, но дальнейшего движения не получил. В начале 1992 года с небольшим разрывом во времени состоялись решения об образовании двух рабочих групп, каждой из которых поручалась подготовка «своего» проекта: сначала такая группа начала действовать в Министерстве юстиции РФ, а затем - в Государственно-правовом управлении Президента РФ. Осенью 1994 года первая из этих рабочих групп обнародовала вариант всего текста проекта УПК, а вторая - текста лишь Общей части. Последний из этих проектов подвергся острой критике как практиками, так и теоретиками, включая некоторых из тех, которые считались участниками его подготовки. Основной недостаток проекта заключался в том, что он в большей своей части представлял собой попытку навязать механически из практики других стран процессуальные институты, совершенно оторванные от российских реалий и не во всем отвечающие международным стандартам и демократическим традициям.
Проект УПК, подготовленный специалистами в Министерстве юстиции РФ, в 1995 году группа депутатов представила в Государственную Думу. Тогда же аппарат Государственной Думы организовал его доработку. Структ ура действующего УПК построена в зависимости от содержания и этапности производства по уголовным делам. Весь нормативный материал в нем сгруппирован в 10 разделов и 39 глав. Последовательность разделов и их содержание следующие:
Общие положения;
Возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие;
Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 7 августа 1981 года (ВВС, 1981 , № 28, ст. 976; 1 992, № 27, ст. 1560; № 30, ст. 1 794; 1993, № 33, ст. 1313; СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3300);
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 года (ВВС, 1992, № 30, ст. 1792; 1993, № 17, ст. 606; СЗ РФ, 1995, № 26, ст. 2399);
Положение о военных трибуналах, утвержденное Верховным Советом СССР 25 июня 1980 года (ВВСС, 1980, № 27, ст. 546);
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года (СЗ РФ, 1995, № 47, ст. 4472);
Положение о военной прокуратуре, утвержденное Верховным Советом СССР 4 августа 1981 года (ВВСС, 1981, № 32, ст. 956);
Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 года(ВВС, 1993,№ 29,ст. 1114;СЗРФ, 1995,№ 51,ст. 4973);
Таможенный кодекс РФ, утвержденный Верховным Советом РФ 18 июня 1993 года(ВВС, 1993, №31, ст. 1224);
Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1980 года (ВВС, 1980, № 48, ст. 1596);
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года (СЗ РФ, 1995, № 33, ст. 3340; 1997, № 29, ст. 3502);
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Россий ской Федерации» от 11 марта 1992 года (ВВС, 1992, № 17, ст. 888);
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК). Принят 13 июня 1996 года. Введен в действие с 1 яяяяяяя1997 года (СЗ РФ, 1996, № 18, ст. 1594);
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК). Принят 8 января 1997 года . Введен в действие с 1 июля 1997 года (СЗ РФ, 1 997, №2, ст. 198);
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 года (СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3591);
Положение о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР 18мая 1981 года(ВВСС, 1981,№21,ст. 741)
Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года (ВВС, 1991, № 44, ст. 1428; 1992, № 28, ст. 1624; 1993, № l , ст. 21; РГ, 1993, 15 октября; СЗ РФ, 1995, № 45, ст. 4242);
Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 года(ВВС, 1992, № 33, ст. 1913).
Приведенные и некоторые иные акты в целом предназначены для регламентации отношений, порой весьма отдаленных от уголовного судопроизводства. Но в них есть и нормы, имеющие принципиальное значение для решения конкретных вопросов, возникающих по уголовным делам. К прим еру, при определении законности состава суда могут играть существенную роль соответствующие положения Закона о статусе судей, Закона о судебной системе и Закона о судоустройстве, при исследовании и оценке доказательств - Закона об оперативно-розыскной деятельности. Закона о частной детективной и охранной деятельности или Закона о милиции, при осуществлении описи имущества и наложении на него ареста в связи с обеспечением гражданского иска или возможной конфискации - приложений к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР и Уголовно-исполнительному кодексу РФ, в которых перечисляется имущество, не подлежащее ни взысканиям по судебным решениям, ни конфискации, а также Федерального закона «Об исполнительном производстве».
К иным, не упомянутым в приведенном выше перечне актам можно отнести, например, те, которыми устанавливаются особые условия привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц (см. ниже - § 12 данной главы учебника).
При анализе законодательных актов, применимых при производстве по уголовным делам, важно иметь в виду, что в Российской Федерации продолжают действовать полностью или частично законодательные акты, принимавшиеся Верховным Советом СССР. Это было прямо санкционировано постановлением Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 12 декабря 1991 года (ВВС, 1991, № 51, ст. 1798), в п. 2 которого, в частности, сказано: «... Установить, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению». Такая не очень корректная с точки зрения юридической техники и создающая условия для отступления от требований законности установка, к сожалению, сохраняет свою силу по настоящее время. Одно из ее следствий - неопределенность в правовой регламентации и, естественно, допустимость произвольных решений, которые крайне опасны в сфере уголовного судопроизводства. По сути своей данная установка разрешает тем, кто призван применять нормативные акты, по своему усмотрению определять, является или не является какой-то из числа принимавшихся законодателем Союза ССР конкретный акт обязательным для исполнения.
В связи с характеристикой уголовно-процессуального законодательств а важно иметь в виду предписание ч. Зе т. 15 Конституции РФ. В соответствии с ним применению подлежат только официально опубликиванные законы. Что касается иных нормативных актов, то на них это правило распространяется, если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также обладают некоторыми другими свойствами (см. § 10 данной главы учебника).
§ 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права в области уголовного процесса; меж дународные договоры Российской Федерации
В наши дни существенная роль в правовой регламентации, в том числе в регулировании уголовного судопроизводства, отведена также принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. В соответствии
с ч. 4 ст. 15 Конституции, «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В упомянутом постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1 995 года№ 8 разъяснено, что такое применение договоров не д ол жно всегда происходить автоматически, ибо их обязательность бывает разной: в одних случаях она признается федеральным законом, а в других - иными актами (например, правительства, министерства, ведомства). Если обязательность договора признана, скажем, ведомственным актом и такой договор вступает в коллизию с федеральным законом, то применяется последний. Данное разъяснение является весьма актуальным, поскольку в последние годы количество так называемых «ведомственных международных соглашений» резко возросло, в том числе соглаше ний, заключаемых непосредственно правоохранительными органами (Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ и др.). Уже имеются многие десятки таких соглашений, и вопрос об их надл ежащем применении приобрел большое практическое значение.
От 27 марта 1996 года, подтвердившее, что обвиняемый по любому уголовному делу, даже тому, которое связано с государственной тайной, вправе свободно избирать себе из числа адвокатов защитника, которому он доверяет (СЗ РФ, 1996, № 15, ст. 1768);
От 20 февраля 1996 года и 30 ноября 1995 года, признавшие антиконституционными отдельные попытки ввести дополнительные особые условия привлечения к уголовной ответственности и применения предусмотренных законом мер государственного принуждения (о ширящейся практике введения такого рода условий для отдельных категорий лиц см. ниже - § 12 данной главы учебника) - СЗ РФ, 1995, № 50. СТ.4969 и СЗ РФ, 1996, № 9, ст.828 ;
От 13 июня 1996 года, объявившее противоречившей Конституции РФ действовавшую в то время ч. 5 ст. 97 УПК (о незачете в срок
предварительного заключения времени, затраченного обвиняемым на ознакомление с материалами уголовного дела) - СЗ РФ. 1996. № 26. Ст.3185; * от 28 ноября 1996 года о частичной неконституционности ст. 418
Данным полномочием Верховный Суд РФ всегда пользовался достаточно активно. Но повышенную активность ему приходится проявлять после того, как он стал самой высокой судебной инстанцией для судов общей юрисдикции в связи с упразднением Верховного Суда СССР и ему понадобилось оказывать более широкую помощь судам в применении постоянно
§ 6. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ
Обязательно нужно иметь в виду, что 21 декабря 1993 года и 25 октября 1996 года Пленум Верховного Суда РФ реш ил (постановления соответственно № II н № 10) внести продиктованные прои сходящ ими в стране экономи ческими и соци ально-политическими событиями м ногочисленные изменения в тексты всех своих постановлений, изданных ранее. Такие обновленные тексты опубликованы в «Сборнике постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1996», [М.: Изд-во «Юридическая литература», 1997 (далее - СППВС)]. Этим сборником и надлежит руководствоваться при использовании постановлений, и зданных до указанной даты.
К числу постановлений Пленума Верховного Суда РФ, связанных с этими событиями, можно было бы отнести, например, следующие:
«О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции российской федерации» от 24 декабря 1993 года № 13 (В ВС, 1994, № 3);
* «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей» от 27 апреля 1993 года №3 (В ВС, 1993, №7);
«О некоторых вопросах применения судами уголовно- процессуальных норм, регламентирующих производство в суде присяжных» от 20 декабря 1994 года № 9 (В ВС, 1995, № 3);
«Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации моральноговред а»от20 декабря 1994года№ 10(БВС, 1995,№3);
Среди названных постановлений обращают на себя особое внимание два последних. В уже упоминавшемся выше постановлении от 31 октября 1995 года № 8 Верховный Суд РФ разъяснил судам совершенно «непривычные» для них правила прямого применения предписаний Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Ранее такой судебной практики не было, поскольку существовавшие до этого Конституции (1918, 1925, 1937 и 1978 гг.) не считались актами прямого действия. Суды и иные правоприменительные органы могли применять нормы законов, дополнявших и развивавших кон ституционные предписания, но не сами эти предписания.
Что касается постановления от 29 сентября 1994 года № 6, то его по праву тоже можно считать важной вехой в истории российских судов. В нем впервые дано разъяснение, что суды могут и должны при решении конкретных вопросов производства по уголовным делам применять непосредственно и нормы международных договоров Российской Федерации. В частности, обращ ено их внимание на то, что у них есть право принимать к рассмотрению жалобы на незаконное или необоснованное за держани е по подозрению в совершении преступления. Хотя в УПК это право не предусмотрено, они могут рассматривать такого рода жалобы, руководствуясь ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 4 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах.
При изучении вопроса о роли и значении разъяснений по вопросам судебной практики необходимо иметь в виду, что запись, аналогичная той что содержится в процитированной выше ст. 56 Закона о судоустройстве РСФСР, имелась и в ст. 3 Закона о Верховном Суде СССР от 30 ноября 1979 года, а также в других законах, действовавших ранее. Этот суд тоже активно использовал свое право дачи руководящих разъяснений. Большинство из них сохраняют свое значение и до настоящего времени, в том числе на территории Российской Федерации. Поэтому Верховный Суд РФ 22 апреля 1992 года разъяснил, что законодательные нормы Союза ССР «и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств».
§ 7. Нормативные акты министерств и ведомств , сфера их применения и значение
При решении вопросов, возникающих в связи с производством по уголовным делам, существенную роль могут выполнять и нормативные акты министерств и ведомств. Их главная особенность - они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководителями министерств либо ведомств в п ределах п редоставленных им полномочий. Полномочия эти обычно закрепляются в актах (именуемых, как правило, положениями), определяющих основы организации и деятельности конкретного министерства или ведомства. Разумеется, чаще всего такую роль играют нормативные акты, издаваемые руководителями правоохранительных учреждений. В соответствии со ст.173 закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ вправе издавать приказы, указания, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры, к которым относятся, как известно, и прокуроры, поддерживающие государственное обвинение, приносящие протесты на судебные решения, дающие заключения в вышестоящих инстанциях, и следователи, расследующие уголовные дела. Некоторые из одобренных им или его заместителями актов обязательны не только для работников прокуратуры. К их числу можно отнести, в частности, Инструкцию о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании от 7 августа 1974 года, Инструкцию органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации, утвержденную Главным военным прокурором 1 августа 1994 года.
По Положению о Министерстве юстиции РФ (см. п. 9), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 года № 1187 (РГ, 1993,12 декабря), нормативные акты, издаваемые этим министерством, обяз ательны для широкого круга лиц, в том числе для судей и судебных исполнителей. К примеру, большой известностью пока что пользуются изданная им в 1994 году Инструкция по делопроизводству, содержащая немало предписаний, которые должны выполняться судьями и работниками аппаратов судов в связи с подготовкой судебных заседаний, обращением к исполнению приговоров и выполнением других действий по уголовным делам, а также утвержденное в том же году по согласованию с рядом министерств и ведомств Положение о порядке оплаты труда адвокатов за счет госу дарства, где решены принципиальные вопросы, касающиеся обеспечения права обвиняемого (подсудимого) на защиту.
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ (см. п. 6 ст. 9), утвержденному Указом Президента РФ от 17 июля 1996 года (СЗ РФ, 1996, № 30, ст.3605), руководитель и этого министерства вправе издавать обязате льные к исполнению в системе М ВД приказы, инструкции и иные правовые акты, в том числе по вопросам, тесно соприка сающимся с уголовным судопроизводством. К ним можно отнести, например, Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел от 5 мая 1993 года, где регламентируется порядок производства розыска лиц, скрывающихся от следствия. Любой следователь хорошо знает, что объявление розыска лиц, обвиняемых в совершении преступлений, возможно, когда соблюдаются предписания нормативных актов такою рода. А потребность в розыске, как будет показано ниже (см. главу 14 учебника), на практике возникает по многим уголовным делам.
Существует немало нормативных актов, издаваемых другими, не являющимися правоохранительными, министерства ми и ведомствами. Акты такого рода тоже активно используются практическими работниками органов, ведущих производство по уголовным делам, и другими субъектами уголовного судопроизводства. Им приходится довольно часто обращаться при решении практических вопросов, скажем, к нормативным актам, издаваемым Министерством здравоохранения РФ по вопросам, касающимся производства судебно-медицинских экспертиз. Таким актом является, например, приказ данного министерства от 10 декабря 1996 г. № 407 «О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз» (с изменениями от 5 марта 1997 г.), которым утверждено восемь документов (правила и положение), регламентирующих, в частности, порядок производства судебно-медицинских экспертиз трупов, тяжести вреда здоровью, причиненного преступлением, установления родства людей, вещественных доказательств и др. Знание этих документов требуется для юридически грамотного назначения соответствующих экспертиз, производимых по уголовным делам, контроля за их проведением, а главное - для квалифицированной оценки заключений экспертов.
В отношении некоторых ведомственных нормативных актов («нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной вла сти») Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 установлены особые правила введения их в действие. В соответствии с данным Указом изданные после 1 марта 1993 года нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, должны обязательно проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Они (все, кроме актов, содержащ их сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) также подлежат опуб ликованию в газете «Российские вести» и в издаваемом издательством «Юридическая литература» Администрации Президента РФ «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
1. Алексеев Н.С., Даев В.Г„ Кокорев Л.Л Очерк развития науки уголовного процесса. - Воронеж, 1980.
2. Ветрова Г.Н. Санкции в судебном праве. - М., 1991.
3. Воскобитова Л.А. Существенные нарушения уголовно-процессуального закона как основания к отмене приговоров: Автореф. дис. канд. юр. наук. - М., 1979.
4. Гродзинский М.М. Учение о доказательствах и его эволюция // Архив криминологии и судебной медицины - Юрид. издательство НАРКОМЮСТА УССР, 1926. -Т. L- Кн. 1.- С. 1-23.
5. Даев В.Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности // Правоведение. - 1992. -№3.-С. 48-52.
6. Доля Е.А. Доказывание и оперативная работа по уголовным делам // Укрепление законности и борьба с преступностью в условиях формирования правового государства. - М.: ИГП АН СССР, 1990. - С. 128-130.
7. Доля Е.А. Новая Конституция РФ и уголовно-процессуальная деятельность// Российская юстиция. - 1994. -№4.-С. 17-19.
8. Доля E.A. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам " // Российская юстиция. - 1994. - Mi 6.-С. 42-44.
9. Доля Е.А. Соотношение гносеологической и правовой сторон доказывания в российском уголовном процессе // Государство и право. - 1994. -№10.-С. 118-128.
10. Зажицкий В.И. Правовая регламентация деятельности по обнаружению признаков преступления // Правоведение. - 1992. -№ 4.-С. 100-106.
11. Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации. Комментарий. -М., 1994.
4. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 года (ВВСС, 1966, № 22, ст, 387).
5. Постановление Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 12 декабря 1991 года (ВВС, 1991, №51, ст. 1798).
6. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 года № 763 (СЗ РФ, 1996, № 22, ст.2663; 1997, № 20, ст.2242) Международные документы:
7. -Всеобщая декларация прав человека (Документы и материалы, с. 413-419);
8. - Международный пакт о гражданских и политических правах -ст.ст. 9, 14 (Документы и материалы, с. 302-320);
9. - Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных ил и унижающих достоинство видов обращения или наказания (Там же, с. 384-397);
10. - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, вступившая в силу 10 декабря 1994 года - раздел IV (СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1472);
11. - конвенции о правовой помощи с конкретными государствами (см. § 7 настоящей главы учебника); - консульские конвенции (см. там же);
12. - Договор о торговом судоходстве между СССР и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, вступивший в силу 27 апреля 1972 года-ст. 16 (ВВСС, 1972, №20, ст. 161).
13. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ (см. упомянутые в § 8и 9 настоящей главы учебника).
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Предлагаемый читателю учебник написан в соответствии с учебной программой «Уголовно-процессуальное право России» на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и федеральных законов.
В учебнике раскрывается значение международно-правовых актов как источников права, обеспечивающих права и свободы человека при производстве по уголовному делу.
Это третье дополненное и исправленное издание учебника, в целом получившего одобрительную оценку преподавателей и студентов ряда высших юридических учебных заведений. Воспринимая с удовлетворением эту оценку, авторы стремились учесть и критические замечания по поводу изложения тех или иных вопросов в предыдущих изданиях.
Трудность подготовки учебника, которая не могла не сказаться на его содержании, состоит в том, что учебник издается на основе У ПК РСФСР 1960 г., в котором почти каждая статья так или иначе изменена или дополнена или действие ее фактически прекращено ввиду несоответствия нормам Конституции РФ или международно-правовым актам. Поэтому, раскрывая содержание тех или иных процессуальных институтов, процессуальных правил, авторы стремились учитывать не только внесенные в УПК РСФСР дополнения и изменения, но и тенденции развития и изменения уголовно-процессуального законодательства, которые вытекают из концепции судебно-правовой реформы в России и должны найти свое воплощение в новом Уголовно-процессуальном кодексе.Российской Федерации.
То обстоятельство, что учебник издается в условиях длящегося законодательного процесса, не могло не отразиться на изложении материала в учебнике, когда авторы вынуждены не только разъяснять ту или иную.норму действующего закона, но, в ряде
случаев, указывать на ее несоответствие тем или иным концептуальным положениям уголовно-процессуального права в условиях демократического правового государства и обращать внимание на то, что ряд вопросов уголовно-процессуального права решаются сегодня на основе прямого действия Конституции РФ или международно-правовых актов, подписанных Россией.
Авторы стремились к тому, чтобы своим изложением основополагающих положений демократического уголовного процесса, направленного не на решение репрессивных задач, а на защиту человека, общества, государства от преступлений в условиях, когда вся процессуальная деятельность строится на принципах законности, гуманизма, справедливости, соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, подготовить студента к пониманию новых правовых реалий, которые должны составить содержание нового У К Российской Федерации.
Для наиболее полного представления о формах уголовного процесса в современном мире в учебнике дается характеристика типов уголовного процесса и основных процессуальных институтов США, Англии, Франции, Германии. Этот раздел учебника написан на основе законодательных актов и литературных источников, изданных в этих странах.
Учебник дополнен новой главой, посвященной актуальным вопросам оказания государствами взаимной правовой помощи по уголовным делам, в которой изложены основные законодательные акты, порядок решения отдельных вопросов, возникающих на практике, что может оказаться полезным не только студентам, но и практикам.
Учебник рассчитан на студентов, преподавателей, аспирантов высших юридических учебных заведений. Он может быть использован судьями, работниками правоохранительных органов, адвокатами, а также всеми, кто интересуется современным уголовным процессом в России.
В ходе подготовки учебника 1995 г. и последующих изданий большую помощь авторам оказали рецензенты рукописи учебника, а затем и изданных в 1995, 1997 и 1998 гг. учебников.
Авторский коллектив выражает свою признательность рецензентам учебника - заслуженному деятелю науки, профессору Божьеву В. П., заслуженному деятелю науки РФ, профессору Савицкому В.М., а также ученым, опубликовавшим свои рецензии на учебник, - заслуженному деятелю науки, профессору Кобли-кову А.С. (Законность, 1995, № 8), профессору Корнукову В. и
доценту Мановой Н. (Российская юстиция, 1995, № 10), профессору Куцовой Э.Ф. (Государство и право, 1995, № 12), сотрудникам кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Самарского государственного университета - профессору Шейферу С.А., доцентам Волкодаеву Н.Ф., Лазаревой В.А., Напреенко А.А., Тарасову А.А. и Черкасовой Н.Ю;
(Труды Московской Государственной Юридической Академии № 3. М.: Юристъ, 1998).
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
УПК - Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР
УК РФ - Уголовный кодекс РФ
ГПК - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
ГК РФ - Гражданский кодекс РФ
УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс РФ
ВВС (СССР, РСФСР, РФ) - Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)
ВСНД и ВС (СССР, РСФСР, РФ) - Ведомости Съезда народных депутатов (СССР, РСФСР, РФ) и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)
СЗ РФ - Собрание законодательства РФ
САПП РФ - Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ
БВС (СССР, РСФСР, РФ) - Бюллетень Верховного Суда (СССР, РСФСР, РФ)
ФКЗ - Федеральный конституционный закон
ФЗ - Федеральный закон
РГ - Российская газета
НГ - Независимая газета