Мерами административной ответственности являются ад- министраіивные взыскания, которые применяются в целях за­щиты правопорядка, воспитания лица, совершившего админис­тративное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности.

Видами административных взысканий являются: а) преду­преждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившего­ся орудием совершения или непосредственным объектом админи­стративного правонарушения: г) конфискация предмета, явивше­гося орудием совершения или непосредственным объектом адми­нистративного правонарушения; д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транс­портными средствами, права охоты); e) исправительные работы;

ж) административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой ме­рой наказания. Оно применяется за совершение незначитель­ных административных правонарушений (например: за непри­нятие землепользователями мер гю борьбе с сорняками, за на-

рушение правил пользования жилыми помещениями). Преду­преждение. как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о нало­жении административного взыскания Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не мо­жет рассматриваться в качестве взыскания и вызывать право­вых последствий.

Штраф - взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды администра­тивных правонарушений и налагаемое в установленных законо­дательством случаях и пределах. Штраф, налагаемый на граж­дан за административные правонарушения, не может превы­шать 300-кратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц - 500-кратного размера минимальной зара­ботной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть ме­нее ОД минимальной заработной платы.

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного администра­тивного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вы­рученная от реализации сумма передается бывшему собствен­нику, за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте, хране­ния или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольно­го охотничьего оружия и боевых припасов.

Конфискация состоит.в принудительном безвозмездном об­ращении предмета, явившегося орудием совершения или непо­средственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лшль предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.

Конфискация вещей и предметов по делам об администра­тивных таможенных правонарушениях производится независи­мо от времени совершения или обнаружения административно­го правонарушения.

Осуществление конфискации предметов в административ­ном порядке противоречит Конституции, согласно которой при­нудительное отчуждение имущества допускается лишь по поста­новлению суда.

Лишение специального права, предоставленного граждани­ну (права управления транспортными средствами, права охо­ты), применяется на срок до пяти лет за грубое или системати­ческое нарушение порядка пользования этим правом.

Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Исправительные работы применяются на срок до двух ме­сяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, со­вершившего административное правонарушение, и с удержани­ем до 20 процентов его заработка в доход государства. Исправи­тельные работы назначаются районным (городским) судом (су­дьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней

Административный арест назначается районным (город­ским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за от­дельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Порядок применения мер административной ответст­венности. Общие правила наложения взыскания за админист­ративные правонарушения, которыми обязаны руководство­ваться все органы и должностные лица при применении мер ад- министративной ответственности, сформулированы в гл. 4 КоАП. Взыскание за административное правонарушение при­меняется лишь к лицу, в действиях козорого установлен состав проступка, и в пределах, установленных нормативным актом. Законодатель обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, иму­щественное положение, обстоятельства, смягчающие и отяго­щающие ответственность.

B КоАП даны перечни обстоятельств, смягчающих и отяг­чающих ответственность.

Примерный перечень обстоятельств, смягчающих от­ветственность, включает; чистосердечное раскаяние винов­ного; предотвращение виновным вредных последствий право­нарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влияни­ем сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонару­шения несовершеннолетним; совершение правонарушения бе­ременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возра­сте до одного года.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответствен­ность, является закрытым, исчерпывающим. Отягчающими обстоятельствами признаны: продолжение противоправного деяния, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однород­ного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось адми­нистративному взысканию: совершение правонарушения ли­цом, ранее совершившим преступление; вовлечение несовер­шеннолетнего в правонарушение; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийно­го бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; со­вершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо) при наложении взыскания в зависимости от характера административного правонарушения может не признать последнее обстоятельство отягчающим.

Административное взыскание может быть наложено не по­зднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаруже­ния. B случае отказа в возбуждении уголовного дела либо пре­кращения уголовного дела, но при наличии в действиях наруши­теля признаков административного правонарушения админист­ративное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Освобождение от административной ответственнос­ти. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Однако для наступления административной ответственности необходимо также наличие состава административного правонарушения, который включа­ет четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. При отсутствии хотя бы одного из эле­ментов состава административного правонарушения админист­ративная ответственность исключается. Например, не подле­жит административной ответственности лицо, которое во вре­мя совершения противоправного действия либо бездействия на­ходилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать се­бе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства ду­шевной деятельности, слабоумия или иного болезненного со­стояния.

1. Понятие и основание административной ответственности, ее отличие от других видов юр. от-ти.

2. Понятие, признаки адм. пр-ния.

3. Юридический состав адм. пр-ния.

1. Административная ответственность – это применение уполномоченного органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное пр-ние.

В РФ действует большое количество административных правил. Правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические, таможенные, правила пограничного режима, ЧП и т.д. Нарушения административных правил могут повлечь АО, УО и МО.

Особенности административной ответственности:

1. Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности (з-ны и подг.).

КоАП, Таможенный Кодекс, Положение о комиссии по делам о несовершеннолетних, закон "О порядке перерасчета штрафов, КоАП".

УО – з-нами, ДО – о труде з-вом, МО – з-вом о труде и гражд. з-вом.

2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

УО – преступление,

ДО – дисциплинарный проступок,

МО – причинение материального вреда.

3. Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица, УО – только физические лица, МО – физические и юридические лица.

4. За административное правонарушение применяются меры административного взыскания (штраф), за преступление – меры УО (лишение), за дисциплинарные – дисциплинарные взыскания (замечания).

5. Административное взыскание налагается органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей, а также судами. Меры УО – только судом, дисциплинарные взыскания – вышестоящими по подчиненности органами и должностными лицами, МО – только судом.

6. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Применение мер УО влечет судимость, одной из мер дисциплинарного взыскания является увольнение с работы.

7. Большинство составов административного проступка можно назвать формальными, т.е. административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, имеются ли непосредственно отрицательные последствия от данного нарушения или нет.

(например, водитель превысил скорость)

МО – матер., УО – мат. , фор. и усеч.

2. ст. 10 КоАП

Адм. пр-нием (проступком) признается посягающее на гос. или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством УО.

Характеристикой признаков административного правонарушения является понятие действие или бездействия, которые отражают правовые понятия деяния. Действие – это форма поведения пр-ля, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запретов (например, нарушение правил дорожного движения). Бездействие – это пассивная форма поведения правонарушений, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (например, отсутствие сертификата).

Признаки административного правонарушения:

1. антиобщественность, т.е. причиненный вред законным интересам граждан, общества и государства.

2. противоправность заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.

3. виновность, противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.

4. наказуемость деяния, т.е. наступает административная ответственность.

3. Под составом административного правонарушения понимается совокупность таких элементов, как объект (объект. сторона, субъект). Объект административного правонарушения – это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (права и свободы, нравствен. Общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления и т.д.

ОС заключается в совершении деяния, запрещенного нормами права. Наличие ОС во многих случаях зависит от времени, способа, места, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершение противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния.

1. неоднократность, т.е. совершение 2-х и более однородных административных деяния.

Неод. квалифицируется как единое правонарушение.

2. повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение 1 года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Оно является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

3. длящееся правонарушение является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия (нарушение сан.-эпид. правил на транспорте).

Субъект – лицо, совершившее административное правонарушение. Субъекты административного правонарушения бывают индивидуальными и коллективными.

Коллективные – юридические лица и коллективные образования.

Индивидуальные – физические лица.

Признаки индивидуального субъекта делятся на 2 группы:

1) общие, кот. должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности (достижение 16 лет, вменяемость).

2) специальные, отражающие

а) особенности труда или служебного положения (должностное лицо, водитель, работник предприятия торговли).

б) прошлое противоправное поведение

(лицо, находящееся под надзором, лицо, ранее привлекавшееся к административной ответственности).

в) иные особенности правового статуса (лица без гражданства, военнослужащие).

ст. 14, 15, 16.

Субъективн. С административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствий. Оно может быть выражено в форме умысла и неосторожности. (задачу № 6, 10, 12, стр. 195).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным не неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления, хотя должно было и могло их предотвратить.

Отличие административного проступка от п p в степени общественной опасности. П p влекут более серьезные последствия, чем административные проступки: (нарушение правил дорожного движения, повлекшие аварию).

Иногда уголовная ответственность наступает за совершение повторно административного правонарушения и примен. адм. наказания.

Меры ответственности за правонарушения нормативно закреплены в санкциях правовых норм. Привлечение к ответственности по своей сути есть государственно-властная реализация санкции нормы применительно к конкретному правонарушителю. Поэтому меры ответственности всегда содержат для нарушителя дополнительные обременения, взыскания, негативные лишения как отрицательные последствия его правонарушения. Они всегда представляют собой претерпевание, правовой урон, обременения и отнюдь не сводятся к принудительному осуществлению одной только обязанности, которую нарушитель по каким-то причинам не выполнил. По характеру обременения меры ответственности могут иметь личный, имущественный, организационный характер.

В процессе привлечения к ответственности правонарушитель приобретает специальный правовой статус, включающий ряд ограничений прав и свобод, дополнительные обязанности, юридические гарантии от произвола.

Меры ответственности налагаются с учетом принципов однократности, соразмерности и индивидуализации наказания.

Административная ответственность - применяется за совершение административных проступков. По сравнению с преступлениями они не так опасны, причиняют менее значительный вред общественным и частным ценностям. В Российской Федерации административные правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях, а также отдельными федеральными и региональными законами. К административной ответственности привлекаются как физические лица, так и организации за нарушения норм отраслей публичного права. Субъектами, имеющими полномочия на привлечение к административной ответственности, являются многочисленные государственные органы и должностные лица. Наряду с судебным порядком, который менее распространен в данной сфере, существует и внесудебный - административный порядок привлечения к административной ответственности. Административный порядок отличает сравнительная простота, меньшая формализованность и оперативность. Административная ответственность применяется не в порядке подчиненности, не влечет судимости и увольнения с работы.

Позитивная административная ответственность - это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность - это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

Является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

Регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

Нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

Фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

Реализуется посредством применения мер административных наказаний;

К реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

Привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

К административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

Меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Принципы административной ответственности следующие:

Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

Защита правопорядка;

Воспитание граждан в духе уважения к закону;

Восстановление социальной справедливости;

Предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

Штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

Воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

Компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Законодательство об административной ответственности - система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности. Включает в себя КоАП и законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

При нарушении законов государства человек несет ответственность, зависит она от тяжести и характера правонарушения. Например, есть административная ответственность. Сейчас мы подробно рассмотрим, что такое административная ответственность и вследствие каких правонарушений она наступает.

Административная ответственность — один из видов юридической ответственности, определяющий для человека административное наказание за совершенное правонарушение. Административное правонарушение не такое тяжкое, как преступление, поэтому наказания вследствие такого нарушения мягче.

Согласно законодательству, существуют разные виды административной ответственности: ответственность физических лиц, граждан РФ, иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц, не имеющих гражданства, владельцев транспортных средств, должностных лиц, военнослужащих.

Сроки административной ответственности достаточно свободны. Наказание может последовать в течение 2 месяцев со дня нарушения, но не позднее. Если дело передано в суд, то наказание может последовать и позже (в течение трех месяцев).

Административное дело рассматривается по месту правонарушения. По ходатайству оно может быть рассмотрено по месту жительства человека, нарушившего закон. Таким образом, административное наказание может быть отложено до момента удовлетворения такого ходатайства.

Административные правонарушения могут быть совершены по неосторожности (к примеру, нарушение правил дорожного движения), в форме бездействия, вызывающие общественную опасность, умышленные.

Также существуют основания, освобождающие от административной ответственности. К таким относятся: малозначительность нарушения, отмена акта, то есть закон, который смягчает или освобождает от административного наказания, а также в случае истечения срока взыскания.

Примеры административных правонарушений

Чтобы было понятнее, за какие правонарушения можно понести административную ответственность, мы сейчас приведем несколько примеров таких нарушений. В основе административного правонарушения лежит несоблюдение установленных порядков поведения в обществе. Вот несколько примеров:

  1. нарушение правил противопожарной безопасности;
  2. нарушение правил дорожного движения;
  3. оскорбительное приставание;
  4. повреждение чужого имущества;
  5. появление в общественном месте в пьяном состоянии;
  6. безбилетный проезд.

В качестве наказание за административные правонарушения используются предупреждения, штрафы, арест на 15 суток.

Отдельно нужно рассмотреть привлечение к административной ответственности несовершеннолетних. В кодексе административная ответственность несовершеннолетних рассматривается строго, но все же берется во внимание возраст. До 16 лет на нарушителя нельзя наложить арест. Можно применить предупреждение или выписать штраф, который будут оплачивать родители. Существуют обстоятельства, которые смягчают наказание. Это признание и возмещение ущерба. Также существуют обстоятельства, которые отягощают ответственность. К таким относятся нежелание признавать содеянное, агрессивное поведение, совершение преступления несколькими людьми, совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств.