На уроке мы рассмотрим понятие международного гуманитарного права и основные международные документы, его образующие. Вы узнаете, кто является жертвами вооруженных конфликтов, какие права они имеют в ходе военных действий и какие гарантии должны предоставлять им воюющие государства. Также вы познакомитесь с основополагающими принципами международного права, закрепленными в Уставе ООН, и с понятием международных преступлений.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Права и защита жертв вооруженных конфликтов

Международное гуманитарное право - это совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.
Необходимость гуманитарного права была осознана международным сообществом, когда мировая история первой половины XX века продемонстрировала, что право войны оставалось решающим в международных отношениях.

Международное гуманитарное право состоит из двух разделов, именуемых «правом Гааги» и «правом Женевы». Исторически первичным является «право Гааги» , или «право войны», закрепленное в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. Эти международные соглашения устанавливают законы и обычаи войны, права и обязанности нейтральных стран, а также порядок мирного разрешения международных споров. Также они закрепляют права и обязанности воюющих сторон при проведении боевых операций и ограничивают методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних и неоправданных человеческих жертв и разрушений.
Данные конвенции являются действующими международно-правовыми нормами, признанными большинством стран мира. Они были первой попыткой сформулировать принципы и нормы международного права, касающиеся войны на суше и на море. Несоблюдение Гаагских конвенций квалифицируется международным правом как военное преступление, подлежащее наказанию.

Новый этап в развитии международного гуманитарного права наступил после принятия Устава ООН в 1945 г. Среди принципов международного права , закрепленных в Уставе ООН, которые создали фундамент современного международного права, можно выделить следующие:
1. Принцип равноправия и самоопределения народов;
2. Принцип уважения прав человека;
3. Принцип мирного разрешения международных споров;
4. Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления;
5. Принцип международной уголовной ответственности индивидов и т.д.

Фактически Устав ООН поставил войну как средство разрешения международных конфликтов вне закона и первым из международных правовых документов обратил внимание на права отдельной личности, сделав принцип уважения прав человека общепризнанным.
На этот же период приходится становление «права Женевы» , которое является развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях, и берет свое начало с Женевской конвенции 1864 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях во время сухопутной войны. Этим документом в международное право вводился новый принцип нейтральности медицинского персонала, по которому помощь должна оказываться всем пострадавшим участникам военных действий независимо от того, на чьей стороне они воевали.

Впоследствии право Женевы было дополнено Женевскими конвенциями 1949 г. о защите жертв войны, о защите гражданского населения во время войны, об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об обращении с военнопленными. Эти документы закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т. д. запрещаются.
Женевские конвенции применяются в случае объявленной войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления. Положения данных конвенций обязательны и для нейтральных стран.
Женевские конвенции также устанавливают механизм привлечения к ответственности военных преступников, нарушающих положения данных документов. Такие лица предаются суду страны, на территории которой они совершили преступления, или суду любой страны - участницы этих конвенций, если она имеет доказательства их виновности. Военными преступлениями считаются преднамеренное убийство раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, пытки и бесчеловечное обращение с ними, включая биологические эксперименты, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленных служить в армии неприятеля, взятие заложников, серьёзное разрушение имущества, не вызываемое военной необходимостью, и т. д. Лица, виновные в таких нарушениях, рассматриваются как военные преступники и должны привлекаться к уголовной ответственности.

Военные преступления наряду с действиями, направленными на развязывание или ведение агрессивной войны, и преступлениями против человечества относятся к международным преступлениям - самому тяжкому из всех возможных видов преступлений. Примерами таких преступлений являются геноцид, расовая дискриминация, апартеид и др. Субъектами международных преступлений могут выступать как государство, так и индивиды. Ответственность за международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения, и к ним неприменим срок давности.

Таким образом, право Гааги и право Женевы закрепили следующие важнейшие положения:
1. систему мирных средств для разрешения споров между государствами;
2. военные действия должны направляться только против сражающихся армий;
3. мирное население, а также взятые в плен лица, не должны являться объектом военных действий;
4. обязанность заботиться о военнопленных, больных и раненых;
5. запрет на применение отравляющего оружия и методов ведения военных действий, способных причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

В современном виде международное гуманитарное право представляет собой систему принципов и норм, прямо направленных на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера. Оно предоставляет защиту тем, кто не принимает участия в военных действиях, то есть гражданскому населению и медицинскому персоналу. Под его защитой также находятся лица, прекратившие участие в военных действиях: раненые, потерпевшие кораблекрушение, больные и пленные (комбатанты). Женевское право запрещает нападать на лиц, находящихся под его покровительством, посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбительному и унижающему достоинство обращению. Разработаны нормы о предоставлении военнопленным и задержанным в ходе конфликта лицам необходимого питания, жилья, судебных гарантий.
С принятием новых документов в области прав человека международное гуманитарное право обогащается принципами и нормами, гарантирующими индивиду право пользоваться основными правами и свободами в период вооруженных конфликтов, минимизируя бедствия, причиняемые вооруженными действиями, и защищая человека от произвола и насилия.
Для защиты прав человека важное значение имеет также распространение действия международного гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера, которые ограничены территорией одного государства и происходят между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группировками.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.

Домашнее задание

1. Приведите примеры международных вооруженных конфликтов, имеющих место в настоящее время.

2. Приведите примеры международных преступлений и преступников, которые вам известны из курса истории.

Особое место в правовом регулировании вооруженных конфликтов занимает проблема защиты жертв конфликтов: раненых, больных, во­еннопленных , а также населения оккупированных территорий . В по­следние десятилетия речь идет также и о защите мирных объектов и культурных ценностей.

Как уже было сказано, долгое время правила поведения в условиях международных вооруженных конфликтов определялись сложивши­мися традициями и обычаями. В их числе была и традиция гуманного отношения к жертвам вооруженной борьбы, в частности к военно­пленным. В XIX в. в Европе к ним относились на основе норм христи­анской морали, независимо от того, какую религию исповедовали са­ми военнопленные. Правда, бывали и исключения: во время наполео­новского египетского похода французы убили 4 тыс. сдавшихся им в плен турецких солдат из крепости Яффа.

Все же традиции гуманного отношения к военнопленным сохраня­лись и в начале XX в. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. военнопленным обеих сторон были предоставлены вполне удовлетво­рительные бытовые условия, свобода их передвижения ограничива­лась весьма слабо. А русские офицеры в Японии смогли ознакомить­ся с достопримечательностями и национальными особенностями этой страны. Российский император Николай II выделил крупные средства для содержания русских военнопленных в японском плену. Японские власти, в свою очередь, вопреки самурайским традициям, приняли ре­шение относиться к военнопленным в соответствии с европейскими нормами, так как Япония впервые в своей истории воевала с одной из великих европейских держав.

Первая мировая война не только изменила привычные масштабы вооруженной борьбы, но и привела к резкому возрастанию числа во­еннопленных, счет которым шел уже не на тысячи, а на миллионы че­ловек. При таком количестве пленных даже единичные нарушения прав некоторых из них могли бы в целом дать впечатляющую картину. На самом же деле нарушения были гораздо масштабнее. Военные и гражданские власти воюющих государств стали использовать военно-

275

пленных, например, на тяжелых работах в плохих природных и клима­тических условиях, что неизбежно приводило к увеличению заболева­ний и смертности среди них.

Уроки Первой мировой войны заставили более тщательно подойти к вопросу о правовой защите военнопленных. В 1929 г. по предложе­нию правительства Швейцарии многие государства мира подписали Конвенцию Международного Красного Креста о военнопленных, где регламентировались правила гуманного обращения с ними. Совет­ский Союз, который строил свою международную политику на иных основах, данную Женевскую конвенцию не подписал. Несмотря на это, в начале Великой Отечественной войны советское правительство объявило, что Женевская концепция будет применяться ко всем воен­нослужащим воюющих с СССР государств, захваченным в плен Крас­ной Армией. Одновременно было сделано заявление о том, что совет­ские солдаты в плен не сдаются. Это заявление автоматически превра­щало всех советских военнопленных в изменников Родины и давало основание нацистам оправдывать свое варварское к ним отношение, вытекавшее из их идеологических установок о «высших» и «низших» расах. Если английские, американские, французские военнопленные, так же как и военнослужащие других западных стран, оказавшиеся в немецком плену, могли пользоваться правами, вытекавшими из Же­невской конвенции, которые позволяли облегчать их положение и со­хранять жизнь, то советские военнопленные умирали от голода и в ре­зультате бесчеловечных условий содержания. Массовое нарушение норм Женевской конвенции 1929 г., но уже по отношению к англий­ским, американским и китайским военнопленным допускали власти милитаристской Японии.


Эти факты, получившие широкую известность уже после оконча­ния Второй мировой войны, показали необходимость в обеспечении более эффективной защиты прав военнопленных. Именно этому во­просу и была посвящена Женевская конвенция, подписанная в 1949 г. В соответствии с ней государства обязаны создавать условия для со­хранения жизни и здоровья комбатантов, находящихся в их плену (за­хваченных в ходе военных действий).

Военнопленные должны содержаться в специально отведенных для этого местах, по возможности вдалеке от зон боевых действий, с тем чтобы их жизни не угрожала непосредственная опасность. Воен­нопленные должны быть обеспечены жилыми помещениями, меди­цинским обслуживанием, им должна предоставляться возможность соблюдать правила гигиены. Питание военнопленных должно быть

276

организовано по нормам, предусмотренным для находящихся в той же местности военнослужащих армии, в плен к которой они попали. Во­еннопленные должны назвать свое имя и личный номер, добиваться же от них других сведений Женевская конвенция запрещает. Военно­пленные сохраняют свои воинские звания и статус, поэтому офицеры должны содержаться отдельно от рядового и сержантского состава, в более привилегированных условиях. Военнопленные должны состо­ять под началом лица, назначенного властями захватившего их в плен государства, и подчиняться его распоряжениям. За нарушение уста­новленных правил пребывания в плену военнопленные могут подвер­гаться административным взысканиям, однако только один раз за один и тот же проступок. Запрещены наказания, представляющие угрозу для жизни и здоровья военнопленных, все формы грубого и жестокого обращения. За совершение уголовного преступления военнопленные могут быть преданы суду на основе законов того места, где они нахо­дятся. Побег из плена уголовным преступлением не считается и за не­го положено лишь административное взыскание. Если военнопленный после побега присоединился к своим вооруженным формированиям и затем вновь попал в плен, то совершенный им побег наказанию не под­лежит.

Военнопленные могут привлекаться к работам, но при соблюдении условий, обеспечивающих защиту их жизни и здоровья. Запрещено использовать труд военнопленных на фортификационных и иных ра­ботах в зоне военных действий, которые могут нанести урон боеспо­собности их собственной армии.

Военнопленные имеют право вести переписку с родными и близки­ми, получать индивидуальные и коллективные посылки. Места содер­жания военнопленных должны быть открыты для посещения предста­вителями Международного Красного Креста и других гуманитарных организаций. Военнопленным должно быть гарантировано отправле­ние религиозного культа, соблюдение всех связанных с ним традиций.

После окончания военных действий все военнопленные должны быть освобождены и отправлены на родину.

Наряду с Конвенцией по военнопленным в 1949 г. была подписана I Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях». В соответствии с этой конвенцией личный со­став регулярных вооруженных сил, а также комбатанты из числа дру­гих вооруженных формирований в случае их болезни или ранения должны при любых обстоятельствах пользоваться защитой и покро­вительством со стороны воюющих сторон. Любая из сторон обязана

§ 2. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 277

обеспечивать гуманное обращение с оказавшимися под ее контролем больными и ранеными без какой-либо дискриминации и уход за ними. I Женевская конвенция запрещает любое посягательство на их жизнь и достоинство. Не допускается добивание раненых на поле боя, запре­щается подвергать раненых и больных пыткам, биологическим опы­там, преднамеренно оставлять без лечения и ухода. Также не допу­скается каких-либо преимуществ в оказании медицинской помощи, кроме как по медицинским показаниям. При оставлении на поле боя раненых и больных сторона, которая это делает, должна оставить вме­сте с ними и часть необходимого для ухода за ними медицинского пер­сонала. Все санитарные объекты и медицинский персонал на поле боя должны иметь отличительные знаки и не могут подвергаться напа­дению.

Любая из воюющих сторон обязана сразу же после окончания боя разыскать и подобрать всех раненых и больных и оградить их от ограб­ления и жестокого обращения, а также обеспечить им срочную ме­дицинскую помощь. Раненые и больные одной из воюющих сторон, оказавшиеся во власти другой воюющей стороны, считаются военно­пленными, к которым применяются соответствующие нормы между­народного права.

В случае если продолжение боевых действий ставит под угрозу жизнь большого числа больных и раненых, воюющие стороны обяза­ны заключить между собой соглашение о перемирии или прекраще­нии огня для эвакуации раненых и больных с поля боя, а также для об­мена ими.

Военные власти должны разрешать мирному населению самостоя­тельно подбирать раненых и больных в районах боевых действий и предоставлять им уход и помощь. Если необходимо, могут быть созда­ны специальные санитарные зоны, имеющие особый правовой статус, который позволит оградить больных и раненых от последствий воен­ных действий.

Особые меры для защиты больных и раненых, а также терпящих кораблекрушение предусмотрены II Женевской конвенцией 1949 г., специально посвященной вопросам защиты жертв военных действий на море. В целом эти меры по духу соответствуют мерам по защите больных и раненых на сухопутной территории во время войны, но учи­тывают и особенности войны на море.

Многочисленные преступления, совершенные нацистами против мирного населения оккупированных стран и территорий в годы Вто­рой мировой войны, выявили необходимость усиления правовой за-

278 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов

С точки зрения международного права, оккупация - особое право­вое состояние, при котором территория одного государства оказывает­ся под временным военным контролем другого государства. При этом суверенитет того государства, в состав которого входила данная тер­ритория до оккупации, сохраняется. Это означает, что в своей деятель­ности оккупационные власти должны учитывать законодательство со­ответствующего государства и обязаны принимать меры к защите и сохранению порядка на контролируемой ими территории, способство­вать восстановлению и функционированию основных систем жизне­обеспечения. Если необходимо, оккупирующее государство должно обеспечить население оккупированной территории продовольствием, одеждой и медикаментами.

Население, в свою очередь, должно подчиняться распоряжениям оккупационных властей, а власти обязаны уважать жизнь, честь, соб­ственность и религиозные убеждения находящихся на оккупирован­ной территории гражданских лиц. В отношении таких лиц запрещает­ся: совершать любые акты насилия, запугивания и оскорбления; при­менять меры физического и морального принуждения; применять пытки, проводить медицинские опыты; захватывать из числа граждан­ского населения заложников и депортировать это население с оккупи­рованных территорий; применять телесные и коллективные наказа­ния. Население оккупированных территорий нельзя насильственно приводить к присяге оккупирующему данную территорию государст­ву, так же как нельзя привлекать его к работам, которые наносят пря­мой ущерб обороноспособности и военным усилиям их собственного государства.

Разрешается привлекать лиц старше восемнадцати лет из числа на­селения оккупированных территорий к принудительным работам в пре­делах этой территории. Это могут быть работы по обеспечению нужд оккупационной армии или самого населения. Оккупационные власти должны сохранять целостность коллективного и частного имущества на подконтрольной территории.

Вооруженные конфликты XX в. сопровождались расширением мас­штабов военных действий, применением все более разрушительных средств и способов ведения вооруженной борьбы. Все это стало при­водить ко все большему повреждению и разрушению объектов мирно­го характера, в том числе представляющих историческую и культур­ную ценность. Правовые меры, принимавшиеся для защиты таких

Контрольные вопросы и задания 279

объектов на основе нормативных актов 1-й половины XX в., оказались недостаточными, поэтому возникла необходимость в разработке но­вых международно-правовых документов. 14 мая 1954 г. была подпи­сана «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружен­ного конфликта». В соответствии с этой конвенцией к культурным ценностям относятся: памятники архитектуры, искусства и истории, рукописи, книги, научные коллекции, архивные материалы, а также здания, предназначенные для их демонстрации и хранения (библиоте­ки, музеи, архивы).

Обязанностью всех участников конвенции уже в мирное время ста­ла защита культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от последствий возможных вооруженных конфликтов. Все государства, подписавшие и ратифицировавшие конвенцию 1954 г., не должны допускать кражи, грабежа или незаконного присвоения куль­турных ценностей, а также случаев вандализма в их отношении.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику развития правовых средств регулирования вооруженной борьбы.

2. Каковы правовые последствия объявления состояния войны меж­ду государствами?

3. Что такое «театр войны»?

4. Дайте характеристику понятий «комбатант» и «некомбатант».

5. Чем добровольцы (волонтеры) отличаются от наемников?

6. Что означает статус нейтралитета?

7. Каков правовой статус участников военных действий?

8. Какие средства и приемы ведения вооруженной борьбы запрещены международным правом?

9. Дайте характеристику международно-правовой защиты военно­пленных, больных и раненых в условиях вооруженных конфлик­тов.

10. В чем состоит международно-правовая защита мирного населения и гражданских объектов в условиях вооруженных конфликтов?

11. Охарактеризуйте проблему защиты культурных ценностей во вре­мя вооруженного конфликта. Приведите примеры из истории.

Общая защита. Всем лицам, которые не принимают или перестали принимать непосредственное участие в военных действиях и оказались во власти неприятеля, гарантируется минимальный объем прав. При всех обстоятельствах с покровительствуемыми лицами следует обращаться гуманно без какого-либо неблагоприятного различия.

Гуманное обращение, в частности, означает:

Запрет убийства, пыток, телесных наказаний, увечий, медицинских или научных опытов и др.;

Запрет коллективных наказаний, который применяется не только к уголовным наказаниям, но и к административным санкциям, действиям полиции или иным санкциям;

Право на уважение личности, чести, религиозных убеждений;

Право любого лица, привлеченного к уголовной ответственности, пользоваться обычными правовыми гарантиями.

Личные данные лиц, оказавшихся во власти противной стороны, должны быть зарегистрированы, поскольку состояние войны не может служить оправданием насильственного исчезновения.

Семейная жизнь, насколько это возможно, должна пользоваться уважением, что подразумевает: 1) сохранение единства семьи, обязательство содействовать воссоединению семей; 2) сохранение связи между членами семьи: возможность переписки, посещения лиц, лишенных свободы; 3) предоставление информации о месте нахождении членов семьи.

Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Это гражданские лица или лица, вышедшие из строя по причине ранения, болезни или кораблекрушения, независимо от того, к какой стороне они принадлежат. Их правовой статус регулируется Женевскими конвенциями I и II, а также Дополнительным протоколом I.

Каждая сторона должна принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. Поскольку эти лица прекратили принимать участие в военных действиях, они должны пользоваться уважением и защитой. Им предоставляют медицинскую помощь и уход, которые требует их состояние. Даже при согласии нельзя подвергать таких лиц физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, а также удалению тканей или органов для пересадки, если такие действия не могут быть оправданы медицинскими соображениями. Различия в отношении к раненым и больным можно делать только по медицинским показаниям.

Защита военнопленных. Военнопленными, как правило, являются комбатанты, попавшие во власть неприятеля. Военнопленными также считаются иные категории, к примеру, лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, если они получили на это разрешение (например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов); члены экипажей судов торгового флота и экипажей гражданской авиации. В случае возникновения сомнения относительно права лица на статус военнопленного действует презумпция о сохранении такого статуса, пока он не будет определен компетентным судебным органом. Общую ответственность за обращение с военнопленными несет государство, поскольку военнопленные находятся в его власти, а не во власти лиц, взявших их в плен.



Основные принципы об обращении с военнопленными сформулированы в Женевской конвенции III и Дополнительном протоколе I.

С военнопленными всегда следует обращаться гуманно, военнопленные должны пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Военнопленные не могут отказываться полностью или частично от тех прав, которые им предоставлены в соответствии с нормами МГП. К военнопленному не могут применяться меры принуждения для получения каких-либо сведений.

Начало плена связано с установлением личных данных, которые военнопленный обязан сообщить. После взятия в плен, с целью обеспечения безопасности, военнопленные подлежат эвакуации в лагери, расположенные достаточно далеко от зоны военных действий.

Режим военного плена означает правила интернирования военнопленных, условия работы, порядок сношения с внешним миром, взаимоотношения военнопленных с властями. ЖК III подробно определяет условия размещения военнопленных, касающиеся помещений, питания, одежды, гигиены и медицинской помощи (ст. 25-32).

В случае военного плена признаются различия в воинских званиях, в частности, к офицерам и приравненным к ним военнопленным будут относиться с уважением, полагающимся их званию и возрасту, они не могут принуждаться к работе. Другие военнопленные могут быть привлечены к работе, в том числе в принудительном порядке. Однако военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью или опасных (к примеру, разминирование), если он добровольно не дает согласия на выполнение таких работ.

С момента взятия в плен или не позднее, чем через неделю после прибытия в лагерь военнопленному должна быть предоставлена возможность направить два послания: письмо - непосредственно семье и почтовую карточку установленного образца - Центральному Агентству по делам военнопленных. В дальнейшем военнопленные отправляют и получают письма, которые могут быть подвергнуты цензуре.

Находясь во власти неприятеля, военнопленные подчиняются законам и правилам, действующим в вооруженных силах данного государства. За их нарушения военнопленные могут быть подвергнуты уголовным наказаниям и дисциплинарным взысканиям. В случае предания военнопленного суду ему должны быть обеспечены все гарантии справедливого судебного разбирательства. Запрещены коллективные наказания за индивидуальные проступки, всякие телесные наказания, заключение в помещения, лишенные дневного света, пытки или любые проявления жестокости.

Побег военнопленного не служит основанием для судебного преследования. В случае неудачного побега, даже его рецидива, на военнопленного может быть наложено только дисциплинарное взыскание. Если после удавшегося побега лицо снова окажется в плену, оно не подлежит никакому наказанию за побег.

Окончание военного плена . Военный плен может быть завершен следующими способами:

Путем непосредственной репатриации, которая во время военных действий не может быть насильственной, в случае тяжелой болезни или тяжелого ранения. Репатриированные не должны использоваться на действительной военной службе;

Путем госпитализации в нейтральной стране по состоянию здоровья;

Путем освобождения и репатриации по окончании военных действий. При этом заключение мирного договора не является условием репатриации. Неоправданная задержка репатриации военнопленных является серьезным нарушением ДП I (ст. 85).

Защита гражданского населения. Гражданское население состоит из гражданских лиц, которыми, по определению ДП I (ст. 50), являются лица, не претендующие на статус комбатантов. В случае сомнения в отношении того, что лицо является гражданским, оно считается таковым.

Женевская конвенция IV и два Дополнительных протокола 1997 г. устанавливают правила по защите гражданского населения.

Гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей боевых действий в случае конфликта как международного, так и немеждународного характера. Гражданские лица не должны становиться объектом нападения. Нападения неизбирательного характера также могут подвергнуть опасности гражданских лиц и потому запрещаются МГП. Акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население, запрещены.

К общим мерам защиты гражданского населения относятся, в частности:

Создание санитарных и безопасных зон и местностей;

Эвакуация из осажденной или окруженной зоны;

Право гражданского населения, которому угрожает голод, на получение помощи.

Во время вооруженных конфликтов возможно ограничение свободы гражданских лиц. Гражданские лица могут быть принудительно поселены или интернированы в том случае, «если это совершенно необходимо для безопасности Державы, во власти которой они находятся» (ст. 42 ЖК IV), или на оккупированной территории «по настоятельным соображениям безопасности» (ст. 78). Такие меры носят исключительный характер. Сразу же по прекращении действия причин, обусловивших интернирование, гражданские интернированные лица должны быть освобождены. Это положение не распространяется на лиц, в отношении которых осуществляются уголовно-процессуальные действия или они отбывают наказание в соответствии с законно вынесенным приговором.

МГП устанавливает правила в отношении лиц, нуждающихся в специальной защите.

Женщины должны пользоваться особым уважением, специально охраняться от всяких покушений на их честь и, в частности, от изнасилования и принуждения к проституции. Женщины, лишенные свободы, должны размещаться отдельно от мужчин. Особым покровительством и защитой пользуются беременные женщины и женщины с малолетними детьми. В отношении таких женщин смертный приговор не приводится в исполнение.

Дети также должны пользоваться особым уважением, им обеспечивается помощь, которая требуется (питание, одежда, медицинская помощь, воссоединение с семьей, воспитание, образование) и защита от непристойных посягательств. В случае лишения свободы, связанного с вооруженным конфликтом, дети содержатся в помещениях, отдельно от взрослых, если это не касается семьи. В случае необходимости дети могут быть временно эвакуированы из района военных действий. Смертный приговор в отношении лиц, не достигших 18 лет, не приводится в исполнение.

Дети не должны принимать непосредственного участия в военных действиях, что означает: 1) запрет для сторон, находящихся в конфликте, вербовать в свои вооруженные силы детей, не достигших 15-летнего возраста; 2) стороны, находящиеся в конфликте, должны следить за тем, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. В случае, если дети моложе 15 лет. принимают непосредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защитой; 3) вербовка в вооруженные силы лиц, не достигших 18-летнего возраста, при условии, что им уже исполнилось 15 лет, не запрещена.

Факультативный протокол 2000 г. к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, повысил минимальный возраст до 18 лет (ст. 1-4). Генеральный секретарь ООН попросил государства направлять в их национальные контингенты предпочтительно солдат не моложе 21 года и ни в коем случае не моложе 18 лет.

Право на особое покровительство и защиту имеют инвалиды (ст. 16 ЖК IV). В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов государства принимают все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуации вооруженного конфликта (ст. И)1.

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица, чья личность может подтверждаться соответствующим удостоверением (ст. 79 ДП I). Правовой статус журналистов как гражданских лиц отличается от статуса военных корреспондентов, аккредитованных при вооруженных силах и следующих за ними. Последние имеют право на статус военнопленного. Журналисты пользуются защитой при условии, что они не совершают действий, не совместимых с их статусом гражданских лиц.

Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфлик тов и международного гуманитарного права (МГП) является меж дународно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере отно сятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и боль ных в действующих армиях от 12 августа 1949 г. (далее - Первая Женевская конвенция); Женевская конвенция об улучшении уча сти раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г. (далее - Вторая Женевская конвенция); Женевская конвенция об обраще нии с военнопленными от 12 августа 1949 г. (далее - Третья Же невская конвенция); Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 г. (далее -Четвертая Женевская конвенция).
Положения Женевских конвенций были дополнены и развиты двумя Дополнительными протоколами от 8 июня 1977 г.: Дополни тельный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г., а также Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защи ты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол И) от 8 июня 1977 г.
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополни тельным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных кон фликтов (Протоколом I), от 8 июня 1977 г. к жертвам международ ных вооруженных конфликтов относятся:
а) военнопленные;
б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение;
в) гражданское население.
Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленны-

598 ми (Женева, 12 августа 1949 г.) военнопленными являются попав шие во власть неприятеля лица, принадлежащие к одной из сле дующих категорий:
личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;
личный состав других ополчений и добровольческих отря дов, включая личный состав организованных движений сопротив ления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и дей-ствующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, отве чают нижеследующим условиям:
а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
б) имеют определенный и явственно видимый, издали отличи тельный знак,
в) открыто носят оружие,
г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;
личный состав регулярных вооруженных сил, считающих се бя в подчинении правительства или власти, не признанных держа щей в плену державой;
лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно, как, например, гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на которых возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, кото рые они сопровождают, для чего эти последние должны выдать им удостоверение личности прилагаемого образца;
члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажей гражданской авиации сторон, находя щихся в конфликте, которые не пользуются более льготным режи мом в силу каких-либо других положений международного права;
население неоккупированной территории, которое при при ближении неприятеля стихийно по собственному почину берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, не успев сформи роваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и со блюдает законы и обычаи войны.
В соответствии с этой Конвенцией такому же обращению, как и военнопленные, будут подвергаться следующие лица, принадлежа щие или принадлежавшие к вооруженным силам оккупированной страны, если оккупирующая держава считает необходимым по при чинам их принадлежности интернировать их, даже если она внача ле освободила их, в то время когда военные действия происходили за пределами оккупированной ею территории, особенно когда эти лица безуспешно пытались присоединиться к вооруженным силам, к которым они принадлежат и которые принимают участие в воен ных действиях, или когда они не подчинились вызову, сделанному с целью их интернирования.
Медико-санитарный состав и духовный персонал, задержан ные держащей в плену державой, с целью оказания помощи воен нопленным, не должны считаться военнопленными. Они пользуют ся всеми правами, установленными Конвенцией, и им будут также предоставлены все возможности, необходимые для оказания меди цинской и духовной помощи военнопленным.
Вместе с тем, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной сторо ны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих воо руженных сил.
Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и на емник. Наемником признается лицо, которое:
а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, сущест венно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачивае мое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
г) не является ни гражданином стороны, находящейся в кон фликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, кон-тролируемой стороной, находящейся в конфликте;

600 д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, нахо дящейся в конфликте; и
е) не послано государством, которое не является стороной, на ходящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанно стей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Правовое положение военнопленных определяется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными и Дополнительными протоколами. Военнопленные находятся во власти неприятельско го государства. Во время военного плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих. Военнопленным разрешает ся носить свою военную форму, они продолжают подчиняться сво им офицерам, которые также являются военнопленными. Держа щее в плену государство должно обеспечивать военнопленным над лежащий режим военного плена и несет ответственность за его нарушения. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.
После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные на достаточном удалении от районов боевых дейст вий. Военнопленные не должны посылаться в районы боевых дей ствий, а также использоваться в качестве прикрытия при ведении боевых операций.
Условия содержания военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащего в плену государства, расположенные в той же местно сти. Эти условия должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для здоровья. Они имеют право на переписку, получение посылок. Лагерь для во еннопленных возглавляется офицером из состава вооруженных сил воюющего государства, который несет ответственность за режим их содержания.
Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привле каться к работе, но они могут использоваться на опасных работах только с их согласия.
Нормы гуманитарного права содержат ряд положений, касаю щихся дисциплины военнопленных. Военнопленные должны под чиняться законам, уставам и приказам, действующим в вооружен ных силах держащего в плену государства. В соответствии с зако ном к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры за совершение противоправных действий. Держащее в плену государство может привлечь военнопленных к ответственности за преступления, совершенные до взятия в Плен.

Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекра- 601 щении военных действий. Военнопленные, в отношении которых возбуждено уголовное дело, могут быть задержаны до принятия су дебного решения или до отбытия ими наказания.
Одним из требований международного гуманитарного права яв ляется требование равного обращения с участниками вооруженных конфликтов. Различие в обращении с индивидом должно вызы ваться только его состоянием. Согласно этому принципу под защи той находятся все лица без какого-либо различия по причинам ра сы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политических или других убеждений, национального или социального происхожде ния, имущественного положения. Такая защита предоставляется индивидам при любых обстоятельствах и независимо от характера вооруженного конфликта.
Как уже отмечалось, раненые, больные, военнопленные, лица, потерпевшие кораблекрушение, интернированные, гражданские лица на территории противника и оккупированных территориях находятся в соответствии с нормами международного гуманитарно го права под особой защитой. Запрещается любое посягательство на их жизнь, в том числе их истребление, пытки, проведение над ними биологических и медицинских опытов, взятие из их среды за ложников, преднамеренное оставление их без медицинской помо щи, применение к ним любых актов насилия. Воюющие обязаны обеспечивать им право на уважение их личности и чести.
Раненые и больные - это лица, как военнослужащие, так и 3
гражданские, которые вследствие травмы, болезни, или другого физического или психического расстройства, или инвалидности ну ждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздержива ются от любых враждебных действий.
Лица, потерпевшие кораблекрушение, - лица, как военно служащие, так и гражданские, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося ли бо с ними, либо с перевозившим их.судном или летательным аппа ратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Эти лица продолжают считаться потерпевшими кораблекрушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с конвенциями или протоколом при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждебных действий.
Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращают-

602 ся гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по ка ким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.
Здоровью лиц, находящихся во власти противной стороны, или интернированных, задержанных или каким-либо иным образом ли шенных свободы в результате вооруженного конфликта, не должен наноситься ущерб. При этом запрещается подвергать указанных лиц какой бы то ни было медицинской процедуре, которая не тре-буется по состоянию здоровья указанного лица и не соответствует общепринятым медицинским нормам. В частности, запрещается подвергать таких лиц даже с их согласия: а) физическим увечьям; б) медицинским или научным экспериментам; в) удалению тканей или органов для пересадки. Исключения могут быть сделаны толь ко в случае сдачи крови для переливания или кожи для пересадки при условии, что это делается добровольно и без какого-либо при нуждения или побуждения и притом только в терапевтических це лях, в условиях, соответствующих общепризнанным медицинским нормам, и под контролем, направленным на благо как донора, так и реципиента.
Гражданское население не должно являться объектом нападе ний. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризирование гражданского населения.
Женщины и дети пользуются особым уважением, и им обеспе чивается защита от любого рода непристойных посягательств.
Стороны, находящиеся в конфликте, предпринимают все прак тически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятна дцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях, и, в частности, стороны воздерживаются от вербовки их в свои вооруженные силы. Если в исключительных случаях не достигшие пятнадцатилетнего возраста принимают не посредственное участие в военных действиях и попадают во власть противной стороны, они продолжают пользоваться особой защи той, независимо от того, являются ли они военнопленными или нет.
Если гражданское население любой территории, находящейся под контролем стороны, участвующей в конфликте, недостаточно обеспечивается продовольствием, медикаментами, одеждой, по стельными принадлежностями, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания, то про водятся операции по оказанию помощи, которые носят гуманитар ный и беспристрастный характер.

Предложения об оказании помощи, отвечающие вышеуказан- 603 ным условиям, не рассматриваются как вмешательство в вооружен ный конфликт или как недружественные акты. При распределении поставок помощи приоритет отдается таким лицам, как дети, бере менные женщины, роженицы и кормящие матери, которые пользу ются особыми льготами и особой защитой.
Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера осуществляется в соответствии с Дополнительным про токолом к Женевским конвенциям от 8 июня і977 г. Этот Протокол применяется к вооруженным конфликтам немеждународного ха рактера, то есть конфликтам, происходящим на территории како-го-либо государства между его вооруженными силами и организо ванными вооруженными группами, которые, находясь под ответст венным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять данный Протокол. При этом Протокол не применяется к случаям нарушения внутрен него порядка и возникновения обстановки внутренней напряженно сти, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты наси лия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не яв ляются вооруженными конфликтами.
Необходимо отметить, что указанный Протокол не должен ис толковываться как затрагивающий суверенитет государства или обязанность правительства всеми законными средствами поддержи вать или восстанавливать правопорядок в государстве или защи щать национальное единство и территориальную целостность госу дарства. Протокол также не должен истолковываться как оправда ние прямого или косвенного вмешательства по какой бы то ни было причине в вооруженный конфликт, во внутренние или внешние де ла государства, на территории которого происходит этот конфликт.
Протокол применяется без какого бы то ни было различия, ос нованного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, нацио нального или социального происхождения или на каких-либо дру гих подобных критериях ко всем лицам, затрагиваемым вооружен ным конфликтом немеждународного характера.
Все лица, не принимающие непосредственного участия или пре кратившие принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращают-

604 ся гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых.
Запрещаются следующие действия в отношении указанных лиц:
а) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психиче ское состояние лиц, в частности убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телес ных наказаний;
б) коллективные наказания;
в) взятие заложников;
г) акты терроризма;
д) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, прину ждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме;
е) рабство и работорговля во всех их формах;
ж) грабеж;
з) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.
Детям обеспечиваются необходимые забота и помощь, в частно сти:
а) они получают образование, включая религиозное и нравст венное воспитание, согласно пожеланиям их родителей или, в слу чае отсутствия родителей, тех лиц, которые несут ответственность за попечение над ними;
б) принимаются все необходимые меры для содействия воссо единению разъединенных семей.
В отношении лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, должны соблюдаться следующие по ложения:
а) указанные лица в такой же степени, как и местное граждан ское население, снабжаются продовольствием и питьевой водой, им обеспечиваются условия для сохранения здоровья и соблюдения ги гиены, а также предоставляется защита от суровых климатических условий и опасностей вооруженного конфликта;
б) им разрешается получать помощь в индивидуальном или коллективном порядке;
в) им разрешается отправлять свои религиозные обряды и, при наличии соответствующих просьб и когда это уместно, получать ду ховную помощь от лиц, таких как священники, которые выполняют религиозные функции;
г) в случае привлечения к работе они обеспечиваются условия-
ми труда и защитой, аналогичными тем, которые предоставляют 605 местному гражданскому населению;
д) им разрешается посылать и получат^ письма и почтовые кар точки, число которых может быть ограничено компетентными вла стями, если они сочтут это необходимым;
е) места содержания интернированных и задержанных лиц не должны находиться вблизи зоны боевых действий;
ж) они пользуются правом на медицинское обслуживание;
з) их физическому или психическому состоянию здоровья и не прикосновенности не наносится ущерб путем какого-либо неоправ данного действия или упущения. Соответственно запрещается под вергать этих лиц каким бы то ни было медицинским процедурам, необходимость в которых не вызывается состоянием здоровья соот ветствующих лиц и которые не отвечают общепринятым медицин ским нормам.
Никакое судебное решение не выносится и никакое наказание не налагается в отношении лица, признанного виновным в правона рушении, кроме как на основе приговора суда, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности.
Все раненые и больные независимо от того, принимали ли они участие в вооруженном конфликте, пользуются защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не про водится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.

Еще по теме 5.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ:

  1. 2.НАЧАЛО ВОЙНЫ И ЕЕ МЕЖДУНАРОДНО- ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. УЧАСТНИКИ ВОЙНЫ (ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА)
  2. 15. Международное право в период вооруженных конфликтов
  3. Глава 21 МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО # В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
  4. 10.2. Международный механизм защиты прав и свобод человека10.2.1. Международная защита прав человека
  5. УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ: КОМБАТАНТЫ, НЕКОМБАТАНТЫ, НАЕМНИКИ
  6. § 1. Финансово-правовой конфликт: понятие и процедуры преодоления

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право -

Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью.

Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.

В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.

Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.

Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.

Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».

Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.