Введение
1. Физические лица в Международном частном праве
1.1 Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам
1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве
2. Правовой статус юридических лиц в Международном частном праве
2.1 Личный закон юридического лица в международном частном праве
2.2 Правовое положение иностранных юридических лиц в России
3. Правовое положение государства в Международном частном праве
Заключение
Список использованной литературы
Введение
По моему мнению, тема контрольной работы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве» является очень актуальной. В данной области проводили исследования такие ученые, как Богуславский М.М., Иншакова А.О., Гетьман-Павлова И.В., Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Дмитриева Г. К. и другие авторы.
Количество правовых связей граждан Российской Федерации и юридических лиц с иностранными субъектами неизменно растет, что связано с открытием границ и увеличением экономического оборота между Россией и другими странами. Субъекты российского права, принимая в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, или находясь на территории другого государства, в процессе различных правоотношений не всегда правильно оценивают свой правовой статус и статус своих контрагентов, что может повлечь негативные последствия для обеих сторон (например, в виде невозможности исполнения заключенных договоров). Для снижения возможности наступления таких последствий, субъекты должны знать содержание своего правового статуса и статуса своих партнеров. Рассмотрению правового статуса физических, юридических лиц и государства посвящена данная контрольная работа.
Цель контрольной работы - изучение темы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить такое понятие, как физические лица в Международном частном праве;
2) охарактеризовать правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам;
3) рассмотреть гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве;
4) проанализировать такое понятие, как правовой статус юридических лиц в Международном частном праве;
5) изучить личный закон юридического лица в Международном частном праве;
6) рассмотреть правовое положение иностранных юридических лиц в России;
7) охарактеризовать правовое положение государства в Международном частном праве.
1. Физические лица в Международном частном праве
1.1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам
Регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран одна из основных задач международного частного права9.
Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории определенного государства относятся к его компетенции и регламентируются нормами национального законодательства страны, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Большой интерес в этом смысле вызывают нормативные положения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности иностранцев, так как именно отношения с их участием составляют значительную часть предмета правового регулирования Международного частного права8.
Правовой статус иностранцев своеобразен в любом государстве и состоит из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и статуса иностранца. Находясь за пределами своего государства, иностранный гражданин, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой, то есть сохраняет с ним правовую связь, В то же время иностранец подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает и должен соблюдать законы страны пребывания9.
Правовое положение иностранцев часто является предметом регулирования международных договоров и обычно это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности8. К числу международных договоров, в которых договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права или устанавливают для них одинаковые правовые режимы, относятся: 1) договоры о правовой помощи; 2) консульские конвенции, 3) торговые договоры; 4) другое9.
На практике наибольшее распространение получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.
Режим наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между странами, в соответствии с которым иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах - участницах данного договора максимумом прав, которыми обладают здесь лица другого государства7.
Международному частному праву известен и принцип недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях6.
В двусторонних международных договорах часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества10.
Специальный режим предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам6.
В силу национального режима иностранцам на территории определенной страны предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Данный режим обычно применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки10.
Принцип национального режима имеет большое значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве государства7. В п. 3ст. 62 Конституции Российской Федерации указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации»1.
На территории Российской Федерации иностранцы вправе заниматься предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права12.
Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с гражданами России, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из законодательства РФ11.
Однако статус иностранцев и российских граждан не может совпадать полностью; пребывая на территории РФ, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством, поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (к примеру - служба в вооруженных силах РФ). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только граждане РФ (например, право занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего). В ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации6.
Реализация некоторых прав иностранцев на территории нашей страны возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов РФ (например, о деятельность по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России)11.
Указанные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории РФ, носят универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств и в заключаемых ими международных договорах10.
Можно обратиться, например, к ст. 1Кодекса Бустаманте, которая устанавливает следующее: «Иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям»5.
1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве
Гражданская правоспособность физического лица определяется в правовой доктрине большинства стран как способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность присуща любому человеку и не зависит от его умственных способностей и состояния здоровья, возникает с момента рождения и прекращается со смертью (а также после объявл
Введение
1. Физические лица в Международном частном праве
1.1 Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам
1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве
2. Правовой статус юридических лиц в Международном частном праве
2.1 Личный закон юридического лица в международном частном праве
2.2 Правовое положение иностранных юридических лиц в России
3. Правовое положение государства в Международном частном праве
Заключение
Список использованной литературы
Введение
По моему мнению, тема контрольной работы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве» является очень актуальной. В данной области проводили исследования такие ученые, как Богуславский М.М., Иншакова А.О., Гетьман-Павлова И.В., Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Дмитриева Г. К. и другие авторы.
Количество правовых связей граждан Российской Федерации и юридических лиц с иностранными субъектами неизменно растет, что связано с открытием границ и увеличением экономического оборота между Россией и другими странами. Субъекты российского права, принимая в Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства, или находясь на территории другого государства, в процессе различных правоотношений не всегда правильно оценивают свой правовой статус и статус своих контрагентов, что может повлечь негативные последствия для обеих сторон (например, в виде невозможности исполнения заключенных договоров). Для снижения возможности наступления таких последствий, субъекты должны знать содержание своего правового статуса и статуса своих партнеров. Рассмотрению правового статуса физических, юридических лиц и государства посвящена данная контрольная работа.
Цель контрольной работы - изучение темы «Субъекты Международного частного права. Виды правовых режимов в Международном частном праве».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить такое понятие, как физические лица в Международном частном праве;
2) охарактеризовать правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам;
3) рассмотреть гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве;
4) проанализировать такое понятие, как правовой статус юридических лиц в Международном частном праве;
5) изучить личный закон юридического лица в Международном частном праве;
6) рассмотреть правовое положение иностранных юридических лиц в России;
7) охарактеризовать правовое положение государства в Международном частном праве.
1. Физические лица в Международном частном праве
1.1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам
Регулирование общественных отношений с участием физических лиц, имеющих различное гражданство или проживающих на территории разных стран – одна из основных задач международного частного права .
Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории определенного государства относятся к его компетенции и регламентируются нормами национального законодательства страны, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Большой интерес в этом смысле вызывают нормативные положения, касающиеся прав, обязанностей и ответственности иностранцев, так как именно отношения с их участием составляют значительную часть предмета правового регулирования Международного частного права .
Правовой статус иностранцев своеобразен в любом государстве и состоит из двух частей: правового статуса гражданина своего государства (или статуса лица без гражданства в стране своего обычного проживания) и статуса иностранца. Находясь за пределами своего государства, иностранный гражданин, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой, то есть сохраняет с ним правовую связь, В то же время иностранец подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает и должен соблюдать законы страны пребывания 9 .
Правовое положение иностранцев часто является предметом регулирования международных договоров и обычно это двусторонние соглашения, содержащие нормы, определяющие правовой статус индивидов на основе взаимности 8 . К числу международных договоров, в которых договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права или устанавливают для них одинаковые правовые режимы, относятся: 1) договоры о правовой помощи; 2) консульские конвенции, 3) торговые договоры; 4) другое 9 .
На практике наибольшее распространение получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.
Режим наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между странами, в соответствии с которым иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах - участницах данного договора максимумом прав, которыми обладают здесь лица другого государства .
Международному частному праву известен и принцип недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях .
В двусторонних международных договорах часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества .
Специальный режим предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам 6 .
В силу национального режима иностранцам на территории определенной страны предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Данный режим обычно применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки 10 .
Принцип национального режима имеет большое значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве государства 7 . В п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации» .
На территории Российской Федерации иностранцы вправе заниматься предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права .
Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с гражданами России, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из законодательства РФ .
Однако статус иностранцев и российских граждан не может совпадать полностью; пребывая на территории РФ, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством, поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (к примеру - служба в вооруженных силах РФ). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только граждане РФ (например, право занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего). В ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации .
Реализация некоторых прав иностранцев на территории нашей страны возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов РФ (например, о деятельность по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России) 11 .
Указанные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории РФ, носят универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств и в заключаемых ими международных договорах .
Можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, которая устанавливает следующее: «Иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям» .
1.2 Гражданско-правовое положение иностранцев в Международном частном праве
Гражданская правоспособность физического лица определяется в правовой доктрине большинства стран как способность быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых объективным правом данной страны. Правоспособность присуща любому человеку и не зависит от его умственных способностей и состояния здоровья, возникает с момента рождения и прекращается со смертью (а также после объявления определенного человека в установленном законом порядке умершим) 10 .
Законодательством и международными договорами предусматри-
ваются следующие виды правовых режимов.
Национальный режим
Режим наибольшего благоприятствования
Специальный режим
Режим взаимности
Режим реторсий
Национальный режим означает наделение иностранных субъек-
тов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объе-
мом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства.
Так, например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав-
торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами
любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До-
говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос-
тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы-
пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре-
доставляемой настоящей Конвенцией.
«О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис-
хождения товаров» иностранные юридические и физические лица поль-
зуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне с
юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу
международных договоров Российской Федерации или на основе прин-
ципа взаимности.
Принцип национального режима применяется и к публичным пра-
2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих
из иностранных государств применяется национальный режим. В соот-
ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста-
навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе-
нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож-
дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери-
нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова-
ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам,
происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким
они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.
Режим наибольшего благоприятствования означает предостав-
ление иностранным лицам, лицам без гражданства таких прав, преиму-
ществ и льгот, какие предусмотрены для иностранных лиц, лиц без гра-
жданства третьего государства.
ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран-
ного государства или групп иностранных государств, предоставляется
режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало-
гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон-
курирующим товарам российского происхождения в отношении прода-
жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис-
пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия сти-
мулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов мо-
гут быть установлены в интересах социально-экономического развития
Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления уста-
навливаются законодательством Российской Федерации.
Специальный режим – это режим, предусматривающий изъятия
из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.
иностранных инвестициях в Российской Федерации» из принципа на-
ционального режима федеральными законами могут быть установлены
изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов толь-
ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу-
ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а
равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля
(вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которо-
го составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации,
имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями
теле-, видеопрограмм.
Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Рос-
сийской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юри-
дическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным
участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном)
капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреж-
дать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание,
зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более
половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на кото-
рой проживает половина и более половины численности населения Рос-
сийской Федерации.
ВФ качестве положений специального режима можно отметить
отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст-
венной власти Российской Федерации, занимать определенные должно-
сти и т.д.
Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда-
не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об-
ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на
приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези-
дентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законода-
тельством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных
установленных особо территориях Российской Федерации в соответст-
вии с федеральными законами.
N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без граж-
данства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале
которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц,
лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на зе-
мельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на
праве аренды, но не праве собственности.
Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима на-
зывают режим взаимности и режим реторсий.
Взаимность означает предоставление одним государством (груп-
пой государств) другому государству (группе государств) определенного
режима международной торговли взамен предоставления вторым госу-
дарством (группой государств) первому государству (группе государств)
такого же режима. Так, при ратификации СССР в 1960 г. Нью-йоркской
Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных ар-
битражных решений 1958 г. сделал заявление, что положения настоящей
Конвенции будут применяться в отношении арбитражных решений, вы-
несенных на территории государств, не являющихся участниками Кон-
венции, лишь на основе взаимности. Согласно ст. 47 Закона РФ от 23
сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров» право на регистрацию в
Российской Федерации наименований мест происхождения товаров пре-
доставляется юридическим и физическим лицам государств, предостав-
ляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Россий-
ской Федерации.
ложении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляет
иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представи-
тельств и работникам консульских учреждений иностранных государств
в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а
также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журна-
листам право на свободу передвижения в пределах Российской Федера-
ции на основе принципа взаимности, за исключением отдельных огра-
ничений.
Различают формальную и материальную взаимность. Под фор-
мальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицам
и лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуются
граждане данного государства. Данное положение практически тождест-
венно национальному режиму.
Под материальной взаимностью понимается предоставление
иностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, кото-
рым они пользуются в своем государстве. Так, например, согласно абз. 2
и смежных правах» при предоставлении охраны произведению в соот-
ветствии с международными договорами Российской Федерации срок
происхождения произведения.
В некоторых случаях государство может устанавливать ограниче-
ния для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса
РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены от-
ветные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных
неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в
которых имеются специальные ограничения имущественных и личных
неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.
Правительство Российской Федерации может вводить меры огра-
ничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной соб-
ственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:
1) не выполняет принятые им по международным договорам обя-
зательства в отношении Российской Федерации;
2) предпринимает меры, которые нарушают экономические инте-
ресы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни-
ципальных образований или российских лиц либо политические интере-
сы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно
закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государст-
ва или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;
3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную
защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от
антиконкурентной деятельности других лиц;
4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противо-
правной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого го-
сударства на территории Российской Федерации.
Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и ин-
теллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепри-
знанными принципами и нормами международного права, международ-
ными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых
для эффективной защиты экономических интересов Российской Федера-
ции, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и
российских лиц.
Решение о введении ответных мер принимается Правительством
Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство Рос-
сийской Федерации может принять решение о проведении переговоров с
соответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального за-
регулирования внешнеторговой деятельности»).
номических интересов Российской Федерации при осуществлении
внешней торговли» определяет основания принятия ответных мер, поря-
док их введения и применения. Так, если в результате расследования,
проведенного федеральным органом исполнительной власти, установле-
но, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Феде-
рацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет
существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применить
специальные защитные меры в отношении такого товара посредством
введения импортных квот или специальных пошлин.
Пример реторсии предусмотрен в постановлении Правительства
странных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и
российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласно
которому при введении иностранным государством порядка, в соответ-
ствии с которым обязательным условием въезда на его территорию гра-
ждан Российской Федерации является осуществление на время их пре-
бывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел
Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопрос
о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан
этого государства в Российскую Федерацию.
Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции).
Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.
Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, напр. соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.
Могут быть и другие режимы, напр., преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.
В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.
Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.
Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим личность).
Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).
Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.
Международное частное право - это комплексная правовая система, объединяющая нормы национального (внутригосударственного) законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом.
Предметом международного частного права является регулирование гражданско-правовых отношений с иностранным элементом.
Нормы международного частного права регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным (или международным) элементом. Иностранный элемент может присутствовать в трех различных качествах, а именно:
1) в качестве субъекта (гражданин иностранного государства, иностранная организация или иностранное государство, которые только тогда являются субъектами международного частного права, когда вступают в частные отношения с физическим или юридическим лицом);
2) в качестве объекта, который находится за границей;
3) в качестве события, юридического факта, произошедшего за границей (причинение вреда, заключение договора, смерть и т. д.).
Международное частное право как отрасль права делится на три части: общую, особенную и международный гражданский процесс, то есть судебную защиту прав иностранцев.
Для международного частного права характерны следующие основные источники: международные договоры, обычаи, внутреннее законодательство, судебная и арбитражная практика.
Коллизионная норма - это норма, определяющая право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Коллизионная норма - норма отсылочного характера, ею можно руководствоваться только вместе с какими-либо материально-правовыми нормами, к которым она отсылает, то есть нормами законодательства, решающими вопрос по существу.
Значение коллизионных норм заключается в определении права, которое должно быть применено к отношениям, возникающим в условиях международного общения, когда на регулирование таких отношений может претендовать правопорядок нескольких государств и необходимо разрешить возникшую коллизию. Коллизионные нормы международного частного права разрешают эту коллизию, подчиняя отношения с иностранным элементом праву определенной страны.
Принято различать следующие виды коллизионных норм:
а) национально-правовые и международно-правовые, направленные на достижение международной унификации . Их различие проявляется в сфере как действия, так и применения. Сфера действия коллизионных норм, предусмотренных международным договором, значительно шире, так как они применяются всеми участниками международных договоров при полном тождестве их редакции;
б) коллизионные нормы делятся на диспозитивные, императивные и относительно-императивные . Императивная норма означает недопустимость отступления от предусмотренных обязательств, а диспозитивная подразумевает автономию воли сторон при заключении международных сделок. Относительно-императивные - это нормы, отступление от которых допускается при наличии определенных, заранее зафиксированных, условий;
в) коллизионные нормы могут быть разделены на односторонние и двусторонние .Первые определяют пределы применения только одного, обычно собственного права, вторые сформулированы более широко и устанавливают пределы применения как отечественного, так и национального права;
г) исходя из содержания и назначения, коллизионные нормы могут быть основными (генеральными) и дополнительными (субсидиарными) .
Особенность таких норм заключается в том, что они устанавливаются пока только для отношений договорного права с учетом того, что именно в этой области возникают наиболее сложные спорные вопросы;
д) особую, и пока немногочисленную группу норм составляют те, которые содержат отсылки не к праву какой-либо страны, а к положениям соответствующего международного договора ,устанавливающего унифицированную коллизионную привязку по конкретному вопросу.
Существуют следующие виды коллизионных привязок :
· личный закон участников отношений;
· закон места нахождения имущества;
· закон места совершения акта (правомерного - при сделках, неправомерного - при деликтах);
· закон места осуществления деятельности;
· закон суда (арбитража), разрешающего спор;
· закон, с которым данное отношение наиболее тесно связано;
· закон места заключения сделки;
· закон флага;
· закон места заключения брака и др.
В числе основополагающих факторов, определяющих взаимоотношения государств в экономической сфере, лежит установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам. Выделяют следующие режимы:
Режим наибольшего благоприятствования означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству - участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвязей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благоприятствования допускаются определенные изъятия в отношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, интеграционных объединений, развивающихся стран и приграничной торговли.
Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающихся стран либо в рамках экономического или таможенного союзов.
Национальный режим предусматривает уравнивание в определенных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами государства. Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты и т. п.
Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере экономического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав для иностранных юридических и физических лиц. Данный режим используется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налоговых льгот представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.
К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства.
К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.
Виды правоотношений, в которых участвуют государства:
· во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами , а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т. д.);
· во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны ;другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.
Особенности правоотношений с участием государства :
· Государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица.
· К договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства.
· В силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску.
· В гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.
Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решения.
Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства. Без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства.
Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предварительного обеспечения иска принимать без согласия государства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.
Под иммунитетом от исполнения решения понимается следующее: без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.
Государство может дать согласие на рассмотрение предъявленного к нему иска в суде другого государства или же на меры по обеспечению иска либо исполнению решения, но такое согласие должно быть явно выражено дипломатическим путем или иным образом.
Согласие государства на неприменение к нему правил об иммунитете, об установлении определенных изъятий из этих правил может быть сформулировано в международных договорах.
На формирование норм международного частного права непосредственное влияние оказывают международные организации, такие как: Международная торговая палата, Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.