В настоящей публикации на примере конкретного дела из моей адвокатской практики будет рассмотрен вопрос о возможности снижения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей санкцией статьи особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Фабула дела:

За юридической помощью, по рекомендации уважаемого коллеги с портала «Праворуб.ру» (за что ему отдельное спасибо!), ко мне обратился предприниматель (юридическое лицо), в отношении которого был составлен протокол по . Поводом к составлению протокола явилось выявление факта реализации алкогольной продукции маркированной федеральными специальными марками (ФСМ) с признаками подделки.

Линия защиты:

Защита строилась по нескольким направлениям, в том числе оспаривалась субъективная сторона вменяемого правонарушения (вина), однако данное направление защиты желаемого результата не принесло. Помимо направления по оспариванию вины факультативно отрабатывалась линия защиты относительно возможности назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 . Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа от 200 000 до 300 000 рублей. В настоящей статье я хочу акцентировать внимание именно на рассмотрении вопроса назначения наказания ниже низшего предела, так как именно указанная цель была достигнута в рассматриваемом деле.

Проблематика:

В уголовном праве существует такой институт как назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за совершенное преступление, соответствующей санкцией статьи Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ). В юридическом сообществе такой институт именуется назначением наказания «ниже низшего предела». Предусмотрено такое правило . Кодекс об административных правонарушениях РФ по своему духу ближе всего располагается именно к Уголовному кодексу, однако в КоАП РФ прямо не предусмотрено такого правила как назначение наказания ниже низшего предела, как это предусмотрено в вышеуказанной статье УК РФ.

Административный штраф, который предусмотрен многими статьями особенной части КоАП РФ, является достаточно весомым. Соответственно, в случае назначения такого штрафа, может быть поставлено под угрозу существование самого субъекта предпринимательской деятельности в виду существенного ухудшения его финансового положения после выплаты административного штрафа. Особенно это актуально в условиях кризисной ситуации в экономике.

Разрешение ситуации:

С учетом обозначенной проблематики Конституционным Судом РФ (далее по тексту КС РФ) было принято Постановление № 4-П от 25.02.2014. Согласно данному постановлению размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Указанное Постановление КС РФ было решено использовать в обоснование позиции о необходимости снижения штрафа ниже низшего предела, в случае его назначения судом.

Заявляя указанную просьбу, необходимо обосновать возможность такого снижения, так как данная мера, как разъяснено КС РФ, может применяться в исключительных случаях, и не может быть применена без достаточных на то оснований.

Для обоснования возможности назначения административного штрафа в данном конкретном деле были использованы следующие доказательства:

1. Выписка из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Использование данной выписки необходимо, чтобы подтвердить принадлежность привлекаемого к ответственности лица к указанным категориям субъектов предпринимательской деятельности.

2. Документы, подтверждающие, что привлекаемым к ответственности лицом предприняты необходимые меры для проверки подлинности реализуемой продукции. (Сведения о занесении производителем в базу ЕГАИС данных о произведенной алкогольной продукции, относительно которой выявлен факт использования ФСМ с признаками подделки, и документы, подтверждающие, что в организации установлено необходимое оборудование для проверки реализуемой продукции через базу ЕГАИС).

3. Документы, подтверждающие финансовое состояние привлекаемого к ответственности лица (бухгалтерский баланс; сведения о расчете по начисленным взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование работников; справка о составе активов организации; штатное расписание организации; выписка с банковского счета организации). Документы необходимы для того, чтобы подтвердить, что в случае назначения административного штрафа в значительном размере может быть поставлено под угрозу дальнейшее функционирование субъекта предпринимательской деятельности.

4. Документы, подтверждающие, что поставщик, от которого был получен товар с признаками подделки ФСМ, являлся проверенным контрагентом, ранее неоднократно поставлявшим аналогичную продукцию, относительно которой не выявлялось признаков подделки ФСМ. Соответственно у привлекаемого к ответственности лица не было оснований сомневаться в подлинности приобретаемой продукции.

Итог по делу:

При назначении наказания судом были применены положения, указанные в Постановлении КС РФ № 4-П, и назначен административный штраф ниже низшего придела в размере 100 000 рублей. Штраф был снижен как минимум в два раза по сравнению с размером, предусмотренным санкцией .

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    получен
    гонорар 33%

    Юрист, г. Пермь

    • 8,6 рейтинг

    Лиля, здравствуйте.

    Если таможенный орган уже заметил недекларирование товаров и возбудил дело - то контролировать сумму штрафа будет сложно.

    В статье 4.2. КОАП РФ перечислены смягчающие обстоятельства, наличие которых даёт основания суду для смягчения наказания. В вашем случае можно упомянуть следующие пункты:


    4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; (сотрудничайте с органами, предоставляйте запрошенные документы и пр.)
    6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; (декларацию в итоге подали?)
    8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;(везли лекарство тяжелобольшому, возможно?)

    Любые иные обстоятельства суд может признать смягчающими, если будут основания признать их таковыми.

    2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Чтобы проконсультировать точнее нужно больше знать о правонарушении. Подробнее, пожалуйста.

    С уважением,

    Роман Новиков

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Калуга

    • 7,1 рейтинг

    Здравствуйте, Лилия!

    Смягчающие обстоятельства, например раскаяние, позволят вам получить минимальное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 16.2, то есть штраф в размере 1/2 стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения, и избежать их конфискации. Конечное решение будет принимать орган, рассматривающий дело. Ниже этого размера снизить штраф нельзя, так как КоАП РФ это не предусматривает.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Саратов

    • 8,7 рейтинг

    В ст. 4.2 КОАП РФ перечислены обстоятельства, смягчающие наказание

    1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

    К Вам пожалуй можно применить наверное только вот этот пункт, так как не зная ситуации сложно дать рекомендации, если правонарушение совершено впервые наказание будет назначено в пределах санкции статьи минимальное.

    Как-то еще снизить штраф не представляется возможным, иных вариантов КОАП не предусматривает

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Мишин Антон

    Юрист, г. Великий Новгород

    • 1025 ответов

      390 отзывов

    Здравствуйте Лиля!

    Согласно ст. 4.2 КоАП РФ к вам могут относиться следующие обстоятельства

    1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
    1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
    2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение - если представите декларацию, предъявите все таможенникам.

    4)о казание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств,
    подлежащих установлению по делу об административном правонарушении - содействуйте органам, давайте показания

    6)добровольное возмещение лицом, совершившим административное
    правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение
    причиненного вреда - согласитесь на штраф но меньший.

    8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного
    душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или
    семейных обстоятельств - ссылайтесь на то, что дома что то приключилось

    10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка-- детей нет у вас?
    2.
    Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об
    административном правонарушении, могут признать смягчающими
    обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов
    Российской Федерации об административных правонарушениях - также давите на жалость органам, говорите что первый раз


    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

  • получен
    гонорар 33%

    Юрист

    • 7,6 рейтинг
    • эксперт

    Вопрос: как снизить сумму штрафа? Что можно сделать? К кому обратиться и какие документы, справки предъявить? Опишите пожалуйста все варианты… Заранее, благодарю.
    Лиля

    Добрый день! Если возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП то все ходатайства, заявления и т.д. подаются в рамках указанного дела должностному лицо возбудившему дело. По данной статьей дело может рассматриваться как судом так и органом возбудившим дело (ч. 2 ст. 23.1 КоАП). Если нет отягчающих обстоятельств, перечень которых определен ст. 4.3 КоАП то санкцию должны дать минимальную предусмотренную ч. 1 т.е. 1/2. Отягчающим может быть повторность совершенного правонарушения - т.е. если ранее привлекались к адм. ответственность по любому составу главы 16 КоАП и с даты уплаты штрафа не прошел год на момент совершения нынешнего правонарушения, в этом случае чтобы уравновесить нужно заявлять о смягчающих обстоятельствах, формально даже с ними снизить штраф ниже минимальной санкции ни гос.орган ни суд не вправе. Тажк если ущерб от правонарушения незначительный можно просить применить ст. 2.9 КоАП

    При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5

    Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

За последний год неоднократно сталкивались в своей практике с привлечением к административной ответственности акционерных обществ за правонарушения, предусмотренные . Размеры штрафов для юридических лиц в пределах от 500 до 700 тысяч рублей.

На мой взгляд, такие размеры штрафов не являются справедливыми и соразмерными допущенным нарушениям.

Именно поэтому мое внимание привлекло постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 1-П " " (далее – Постановление).

Оно, на мой взгляд, показывает направление возможных, будущих изменений для назначения административного штрафа ниже низшего предела или еще один способ защиты собственных прав и интересов.

Именно об этом мой сегодняшний материал.

Итак. Административный штраф ниже низшего предела.

ООО "Маслянский хлебоприемный пункт" постановлением УФАС по Тюменской области от 9 ноября 2010 года признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного , и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей. Заявитель не выполнил в установленный срок требование антимонопольного органа. Арбитражные суды при рассмотрении жалобы на вынесенное постановление УФАС не усмотрели оснований для признания его незаконным.

Рассматривая поступившую жалобу, КС РФ отметил следующее.

Правовое регулирование ответственности за конкретные виды правонарушений возложено на законодателя, который в пределах своих правотворческих полномочий вправе вводить и изменять меры ответственности, в том числе их вид и размер.При этом допущенные ограничения права собственности физических и юридических лиц, свободы экономической деятельности должны базироваться на общих принципах права, отвечать требованиям справедливости, являться адекватными, соразмерными конституционно значимым целям и ценностям и необходимыми для их защиты.Правовое регулирование не должно посягать на само существо того или иного права и приводить к утрате его реального содержания.

Установление для юридических лиц данного административного штрафа, как и иных административных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования.

Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции КС РФ в от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции КС РФ могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права.

При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица. Такой учет может осуществляться различными способами, в том числе путем установления "гибкой" дифференциации размера штрафных санкций, более мягких альтернативных санкций за конкретные виды административных правонарушений, а также правил замены конкретных санкций более мягкими, включая назначение административного наказания ниже низшего предела.

В системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Кроме того, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания, предусмотренного конкретной статьей КоАП РФ, характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях ().

В действующей системе правового регулирования применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа, установленного , не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

Значительный минимальный размер административного штрафа в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, не позволяет во всех случаях в полной мере учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также иные имеющие значение для дела существенные обстоятельства и тем самым – обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

Впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений, размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного , может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований и правовых позиций КС РФ, выраженных в настоящем .

Казалось бы, что сделанные выводы судом при анализе конкретной правовой нормы крайне просто переносятся на иные составы административных правонарушений. По крайней мере, ряд заявителей (правонарушителей) и отдельные суды первой, апелляционной инстанции разных округов использовали подобный расширительный подход.

Однако на уровне кассации все судебные акты, в которых вольготно применялось вышеуказанное трактовка КС РФ (по крайней из тех, что были обнаружены при написании данного материала) были отменены или изменены.

Вот некоторая часть из них, с приведением соответствующей мотивировки.

  • Вместе с тем, снижая размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкциями и , суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, поскольку изложенная в от 17 января 2013 года № 1-П правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сформирована в результате правового анализа положений иной нормы КоАП РФ () и не содержит указаний на возможность ее распространение на иные составы административных правонарушений ( ФАС Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2013 года по делу № А46-32415/2012).
  • КС РФ не признавал не соответствующими и , в соответствии с санкциями которой было назначено наказание обществу. Данные обстоятельства не позволяют применить в настоящем деле назначение наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ( ФАС Поволжского округа от 01 апреля 2013 года по делу № А65-26865/2012).
  • Как следует из КС РФ от 5 ноября 2003 года № 349-О, наделение судов правом назначать наказания ниже низшего предела, установленного законом, с учетом является прерогативой законодателя и возможно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ. В этой связи обоснованно отклонена апелляционным судом и ссылка заявителя на КС РФ от 17 января 2013 года № 1-П относительно наделения судов правом назначать наказания ниже низшего предела, установленного законом. В пункте 3 резолютивной части названного постановления указано, впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе требований и правовых позиций КС РФ, выраженных в настоящем постановлении. Однако вывод о возможности применения положений указанного постановления в отношении других составов административных правонарушений, указанный акт не содержит. Поэтому наказание не может быть назначено ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ ( ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2013 года по делу №А66-15098/2012).

В связи с этим крайне логичным напрашивается только два варианта поведения.

Вариант 1 – законодатель у нас все же дойдет до изменения КоАП РФ и предусмотрит возможность уменьшения размера административного штрафа ниже низшего предела.

Вариант 2 – инициировать обращение в КС РФ по каждому составу административного правонарушения, если изложенная логика, подход КС РФ является применимым к нему. И в случае, если ваше обращение будет признано обоснованным, то КС РФ может принять желаемый судебный акт (как никак, но КС РФ в рассматриваемом постановлении указал, что "Приведенные правовые позиции КС РФ могут быть распространены и на административную ответственность юридических лиц, однако с учетом их специфики как субъектов права").

Однако, постарайтесь исключить ситуацию "обезьяны с гранатой", ибо никогда не знаешь, куда она кинется. Не стоит обращаться в КС РФ за получением "отказного" определения КС РФ, которое может поставить крест на возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела. Не только для вас, но и для других.

Кстати, написанное в отношении административного штрафа может быть применено, на мой взгляд, и в отношении иных видов административных наказаний.

При наличии вопросов, предложений, замечаний, свяжитесь со мной посредством электронной почты по адресу