Новая редакция Ст. 1382 ГК РФ

1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет) при условии подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель в течение двенадцати месяцев с указанной даты, а заявки на промышленный образец - в течение шести месяцев с указанной даты. Если по независящим от заявителя обстоятельствам заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца.

2. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на промышленный образец, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения двух месяцев со дня подачи такой заявки и представить заверенную копию первой заявки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, до истечения трех месяцев со дня подачи в указанный федеральный орган заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.

Если заверенная копия первой заявки не представлена в указанный срок, право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному в этот федеральный орган исполнительной власти до истечения указанного срока. Ходатайство может быть удовлетворено при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение восьми месяцев с даты подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

3. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение или полезную модель, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и представить в этот федеральный орган заверенную копию первой заявки в течение шестнадцати месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

При непредставлении заверенной копии первой заявки в указанный срок право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному им в этот федеральный орган до истечения указанного срока, при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение четырнадцати месяцев со дня подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе потребовать от заявителя представления перевода на русский язык первой заявки на изобретение или полезную модель только в случае, если проверка действительности притязания на приоритет изобретения или полезной модели связана с установлением патентоспособности заявленных изобретения или полезной модели.

Комментарий к Ст. 1382 ГК РФ

Привилегии на изобретения или усовершенствования выдаются первому заявившему о том ходатайство, хотя бы во время производства дела поступили просьбы и от других лиц о выдаче привилегии на тот же предмет.

А.А.Пиленко

Установление приоритета обусловливает привилегированное положение заявителя по отношению к иным лицам, желающим запатентовать идентичное изобретение (полезную модель, промышленный образец). Право приоритета направлено на исключение выдачи нескольких патентов разным лицам на один объект.

На дату приоритета определяется уровень техники, в соответствии с которым оценивается новизна и изобретательский уровень.

Специальная норма.

Другой комментарий к Ст. 1382 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет условия установления конвенционного приоритета, право на который возникает при наличии первой заявки, поданной в стране - участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Конвенционный приоритет устанавливается по дате подачи первой заявки в стране-участнице и может испрашиваться ее заявителем или его правопреемником.

В соответствии со ст. 4F Парижской конвенции возможно испрашивание по одной и той же заявке нескольких конвенционных приоритетов на основании нескольких первых заявок, в т.ч. поданных в разных странах - участницах Парижской конвенции. В этом случае обсуждаемые требования и условия должны быть выполнены по отношению к каждой из первых заявок. Изложенные положения согласно ст. 4A(2) Парижской конвенции распространяются не только на случаи, когда первая заявка подана в соответствии с национальным законодательством страны-участницы, но и на случаи, когда такая заявка подана в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами - участницами Парижской конвенции, в частности Договором о патентной кооперации (PCT) 1970 г. и Евразийской патентной конвенцией.

Конвенционный приоритет по заявке на изобретение может быть испрошен и установлен на основании первой заявки на полезную модель и наоборот (ст. 4E(2) Парижской конвенции).

В соответствии со ст. 4C(1) Парижской конвенции условия установления конвенционного приоритета неодинаковы для заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Для заявки на промышленный образец, в отличие от заявки на изобретение или полезную модель, срок подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, отсчитываемый от даты подачи первой заявки в стране - участнице Парижской конвенции, при испрашивании конвенционного приоритета не должен превышать 6 (а не 12) месяцев. Возможность установления конвенционного приоритета по заявке, поданной с соблюдением названных условий, как следует из ст. 4A(3) Парижской конвенции, не зависит от судьбы первой заявки в стране ее подачи.

В отличие от условий, предусмотренных Парижской конвенцией, можно продлить срок представления заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на 2 месяца и только в том случае, если заявитель предпринял все необходимое для подачи заявки в установленный срок (12 или 6 месяцев), однако по независящим от него обстоятельствам не смог его соблюсти.

2. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи содержат условия, ограничивающие сроки, в течение которых заявитель вправе указать, что им испрашивается конвенционный приоритет: в отношении заявки на полезную модель или промышленный образец - 2 месяцами, а для изобретений - 16 месяцами (т.е. более льготный срок) с даты подачи первой заявки в патентное ведомство страны - участницы Парижской конвенции.

3. Заявителю, который не представил заверенную копию первой заявки в установленный срок, предоставлена возможность восстановить право конвенционного приоритета. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока должно быть подано в пределах 16-месячного срока. Условием удовлетворения этого ходатайства является подтверждение того, что заявитель запросил копию первой заявки в том патентом ведомстве, куда она была подана, не позднее 14 месяцев с даты подачи этой заявки. Кроме того, заверенную копию первой заявки нужно представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение 2 месяцев с даты ее получения из ведомства, в котором она была запрошена.

4. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности имеет право потребовать от заявителя представления перевода первой заявки на русский язык. Однако это касается лишь ситуации, в которой от подтверждения наличия права на конвенционный приоритет зависит установление патентоспособности заявленного изобретения. Это означает, что представление упомянутого перевода необходимо только тогда, когда в процессе экспертизы заявки выявлены источники, потенциально (при неподтверждении права на конвенционный приоритет) препятствующие выдаче патента, т.к. они включены в уровень техники, находящейся в интервале между датой испрашиваемого конвенционного приоритета и датой подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

  • Вверх

История Парижской конвенции

Парижская конвенция является наиболее многосторонним универсальным международным соглашением в области охраны промышленной собственности.

В Конвенции не содержится единых правовых норм, касающихся охраны промышленной собственности в странах-участницах. Она исходит из того, что основные вопросы охраны объектов промышленной собственности регулируются исключительно внутренним законодательством государств-участников, тем самым участие в Конвенции не устраняет необходимости патентования этих объектов в других странах-участницах.

Универсальность Конвенции заключается в том, что она предоставляет присоединившимся к ней странам полную свободу действий в отношении национальных законодательств по охране промышленной собственности, за исключением немногочисленных положений, которые в обязательном порядке должны соблюдаться странами-участниками. В наибольшей степени ее универсальность проявляется в создании льготных условий для получения охраны объектов промышленной собственности иностранцами.

20 марта 1883 г. одиннадцатью государствами была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности, основные положения которой действуют по настоящее время. На 1 января 1990 г. членами парижского союза по охране промышленной собственности являются 100 государств.

Более чем за 100-летний период существования парижской конвенции она неоднократно пересматривалась, и в ее текст вносились изменения. В настоящее время сохраняют правовое значения различия между ее последующими редакциями: Брюссельской /1900г./. Вашингтонской /1911г./. Гаагской /1925г./. Лондонской /1934г./. Лиссабонской /1958г./. Стокгольмской /1967г./. Каждая страна связана с другими условиями той редакции, которую она ратифицировала. СССР присоединился к Парижской конвенции в 1965г. и ратифицировал все редакции, действующие на этот период, а в последствии - и Стокгольмскую редакцию.

Подавляющее большинство стран ратифицировало Стокгольмскую редакцию, но в некоторых еще действуют Лондонская и Лиссабонская редакции.

Конвенция открыта для всех государств. Присоединение к Конвенции влечет за собой признание ряда ее положений и получение устанавливаемых ею преимуществ.

Общие положения Парижской конвенции, относящиеся к охране промышленной собственности.

Принцип национального режима

Одним из основополагающих принципов Парижской конвенций является принцип национального режима . Он означает, что иностранные граждане и фирмы пользуются теми же правами, которые национальный закон предоставляет в отношении охраны промышленной собственности отечественным заявителям. Такой же национальный режим должен быть предоставлен гражданам государств, не являющихся участниками Конвенции, но имеющим постоянное местожительства или "действительное серьезное" промышленной или торговое предприятие на территории одной из стран-участниц Конвенции.

Конвенционный приоритет

Важнейшее преимущество, которое предоставляется странам-участницам Конвенции - право приоритета (конвенционный приоритет ). Оно предусматривает, что любой заявитель или его правопреемник, подавший правильно оформленную заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной стране, может в течение определенного срока истребовать охрану во всех остальных странах-участницах с сохранением приоритета первой заявки. Для патентов на изобретения и полезные модели этот срок равен 12 месяцам со дня подачи первоначальной заявки, для промышленных образцов и товарных знаков - 6 мес.

Правило о конвенционном приоритете позволяет заявителю оформить заявочную документацию для подачи ее в патентные ведомства стран-участниц без опасения в течение установленного срока утратить новизну предмета заявки , так как любые действия, совершаемые в период между датами подачи первой и более поздних заявок в пределах оговоренного срока, не лишают заявителя права на получение охранного документа по более поздней заявке.

Отказ или изъятие первой заявки не являются препятствием для истребования по ней льготного конвенционного приоритета.

Согласно конвенции первая и последующие заявки могут быть поданы разными лицами, однако, совпадение предмета первой и последующих заявок обязательно.

Конвенцией допускается подача заявок с "множественным" и "частичным" приоритетом. Множественный приоритет возникает в отношении двух или более заявок на патенты, относящихся к одному и тому же техническому решению, поданных в одной или нескольких странах, а затем объединенных в одну общую заявку для подачи в другую страну - участницу Конвенции. Право приоритета при этом возникает для отдельных частей заявки, которые могут иметь и разные даты приоритета.

Временная охрана объектов, экспонируемых на международных выставках

В целях сохранения новизны страны-участницы в соответствии со своим законодательством предоставляют временную охрану изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам, а также товарным знакам для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках , организованных на территории одной из этих стран Временная охрана перечисленных объектов может осуществляться национальными законодательствами различными способами: в одних странах она обеспечивается установлением льготы по приоритету, в других - льготы по новизне. (В большинстве промышленно развитых стран действует льгота по новизне).

Принцип независимости патентов

Согласно Конвенции патенты, выданные на одно и то же изобретение в разных странах-участницах Конвенции независимы друг от друга. Основной причиной введения принципа независимости патентов являются значительные различия национальных законов: если патент, выданный в одной стране затем будет признан в ней недействительным, то это вовсе не означает, что он может быть признан таковым на основании патентных законодательств других стран. Даже если приоритет патентов в других странах был установлен на основании этого признанного впоследствии недействительным патента.

Санкции за неиспользование изобретения

В Конвенции также содержится правило, согласно которому каждой стране - участнице предоставляется право включать в патентные законы нормы, предусматривающие санкции за неиспользование или недостаточное использование изобретения . Такими санкциями могут быть выдача принудительной лицензии или аннулирование патента.

Требование о выдаче принудительной лицензии вследствие не использования может быть удовлетворено лишь по истечении определенного срока: 4 лет с момента подачи заявки или 3 лет с момента выдачи патента, в зависимости от того, какой срок истекает позднее.

Принудительные лицензии могут выдаваться по мотивам "общественных интересов", когда патент признается имеющим особо важное социальное, экономическое или оборонное значение для страны.

Принудительные лицензии являются неисключительными и не лишают патентообладателя права самому использовать данные изобретение или выдать лицензию на добровольных началах другому лицу. Патент может быть аннулирован только в тех случаях, когда выдачи принудительной лицензии недостаточно для предупреждения злоупотребления его обладателем. При этом процедура по аннулированию патента не может быть начата до истечения 2 лет с момента выдачи принудительной лицензии.

Принудительные лицензии могут быть выданы и в тех случаях, когда возникает зависимость патентов, т.е. если запатентованное изобретение не может быть использовано без использования изобретения, охраняемого патентом, выданным другому лицу, то владелец зависимого патента имеет право потребовать выдачи принудительной лицензии. В свою очередь его также можно обязать выдать лицензию владельцу основного изобретения.

Использование охраняемых объектов на транспортных средствах

Согласно Конвенции не считается нарушением патента использование охраняемых изобретений на водном, воздушном или сухопутном транспорте , если транспортное средство, принадлежащее одной из стран Союза, временно или случайно находится на территории страны, где действует патент, при условии, что изобретения применяются исключительно для нужд транспортного средства.

Использование товарных знаков

В некоторых странах, где предусмотрена регистрация товарных знаков, требуется также, чтобы знак, будучи зарегистрированным, обязательно использовался в течение определенного периода. В противном случае товарный знак может быть исключен из регистра. При этом под использованием обычно понимается продажа товаров, маркированных данным знаком, хотя национальное законодательство может более широко интерпретировать термин "использование".

Статья 5С(1) устанавливает, что если требуется обязательное использование, то регистрация товарного знака может быть аннулирована на основании неиспользования только по истечении достаточного периода времени и только в случае, если владелец знака не представит доказательств, оправдывающих причины своего бездействия.

Определение "достаточного периода" оставлено за национальным законодательством каждой страны или же его устанавливают соответствующие компетентные органы. Этот период предусмотрен для того, чтобы владелец товарного знака имел достаточно времени для подготовки к его использованию; при этом учитывается, что нередко владельцу приходится использовать этот знак в разных странах.

Решение об аннулировании регистрации знака может быть принято, если владелец знака оправдает его неиспользование. Оправдание принимается, если оно обосновано юридическими и экономическими причинами, не зависящими от владельца, например если ввоз товаров был запрещен по решению правительства.

Статьей 5С(2) конвенции устанавливается также, что использование товарного знака его владельцем в такой форме, которая отличается от зарегистрированной в какой-либо из стран Парижского союза лишь отдельными элементами, не изменяющими отличительного характера знака, не влечет за собой признания недействительности регистрации и не ограничивает уровня охраны знака.

Одновременное использование одинаковых товарных знаков различными предприятиями

Статья 5С(3) предусматривает, что использование знака для идентичных или сходных товаров двумя и более промышленными или торговыми предприятиями, рассматриваемыми в качестве совладельцев знака в соответствии с положениями закона страны, где испрашивается охрана, не препятствует регистрации знака и никоим образом не ограничивает охрану, предоставленную указанному знаку в какой-либо стране союза, если только такое применение не вводит потребителя в заблуждение или не противоречит общественным интересам.

Это положение, однако, не касается случая использования товарного знака предприятиями, когда одновременное его применение вводит потребителя в заблуждение или противоречит общественным интересам. Подобное возможно, если одновременное использование знака не вводит потребителя в заблуждение относительно происхождения изделия, проданного с таким же знаком, или если качество товаров, продаваемых примерно в одно время совладельцами знака, различно. Такие случаи оставлены для национального законодательства.

Независимость товарных знаков

Статья 6 конвенции устанавливает важный принцип независимости товарного знака в различных странах союза. В соответствии с этой статьей знак, должным образом зарегистрированный в одной из стран союза, рассматривается как независимый от других, зарегистрированных в прочих странах союза, включая страну происхождения знака. Это значит, что на зарегистрированный знак не будут автоматически распространяться решения, принятые относительно таких же знаков, зарегистрированных в других странах.

Общеизвестные товарные знаки

Статья 6 bis обязывает страны - участницы конвенции отказать в регистрации или аннулировать регистрацию и запретить использование товарного знака, который может вступить в конфликт с другим, уже "общеизвестным " в этих странах.

Является ли знак общеизвестным в той или иной стране, решают ее компетентные административные или юридические органы. Товарный знак мог не использоваться в данной стране в том смысле, что маркированные им товары в ней не продавались, хотя в то же время знак может быть здесь общеизвестен благодаря рекламе как в этой стране, так и в других.

Государственная символика, официальные названия и эмблемы международных организаций

Статья 6 ter требует, чтобы страны-участницы в определенных обстоятельствах отказывали в регистрации или аннулировали ее и запрещали использование в качестве товарных знаков либо их элементов перечисленных в этой статье отличительных знаков самих стран-участниц и некоторых международных межправительственных организаций.

Отличительными знаками государств, согласно этой статье, являются герб, флаг и другие символы, официальные знаки и печати , а также любая имитация подобных знаков.

Передача товарных знаков

Статья 6 quater устанавливает, что для признания передачи товарного знака в стране-участнице действительной достаточно, чтобы часть промышленного или торгового предприятия, расположенного в этой стране, была передана правопреемнику вместе с исключительным правом на производство или продажу в ней товаров, маркированных переданным знаком. В некоторых странах-участницах для признания передачи товарного знака действительной можно потребовать, чтобы одновременно было передано предприятие, которому принадлежит данный знак, но подобное требование не должно распространяться на филиалы предприятия, расположенные в других странах.

Охрана товарных знаков, зарегистрированных в одной стране союза, в других странах-участницах

Одновременно с принципом независимости заявок и регистрации знаков, включенным в положения ст. 6 , конвенция устанавливает, что каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в другой стране союза и охраняться таким, каков он есть, за некоторыми исключениями. Последние оговариваются в ст. 64 quinques и сводятся к целующим случаям:

во-первых, когда товарный знак нарушает права третьей стороны, приобретенные в стране, где заявлена охрана. Это могут быть либо права на товарные знаки, уже охраняемые в рассматриваемой стране, либо другие права, например право на фирменное наименование или авторское право;
во-вторых, когда товарный знак утратил свой отличительный характер или является чисто описательным, или состоит из родового названия;
в-третьих, когда товарный знак противоречит морали или общественным установлениям, принятым в стране, где заявлена охрана. Это же относится к товарным знакам, специально предназначенным для обмана потребителя;
в-четвертых, когда регистрация товарного знака приведет к недобросовестной конкуренции;
в-пятых, когда товарный знак используется владельцем в форме, существенно отличной от той, в которой он зарегистрирован в стране происхождения. Несущественные отличия не могут служить основанием для отказа в охране или аннулирования.

Знаки обслуживания

Cтраны-участницы гарантируют охрану знаков обслуживания, но не обязаны предусматривать их регистрацию. Это положение не означает требования разрабатывать специальное законодательство по знакам обслуживания. Страна-участница может подчиняться положению о гарантиях охраны не только путем введения специального законодательства, направленного на защиту знаков обслуживания, но и предоставлением подобной охраны другим способом, например с помощью законов о недобросовестной конкуренции.

Характер маркированного товара

Статья 7 конвенции утверждает, что характер товара, для которого предназначен товарный знак, не может служить причиной отказа в регистрации знака. Назначение этого правила, а также аналогичного ему, изложенного в ст. 4quater и относящегося к патентам на изобретения, в том, чтобы охрана промышленной собственности предоставлялась независимо от того, могут ли товары, на которые распространяется эта охрана, продаваться в стране, где она испрашивается.

Коллективные знаки

Статья 7 bis конвенции посвящена коллективным знакам. Она обязывает страны-участницы осуществлять регистрацию и охрану коллективных знаков, принадлежащих ассоциациям, согласно принятым в стране правилам. Обычно это ассоциации производителей, оптовых, розничных и иных торговцев товарами, производящимися в той или иной стране, регионе или районе или имеющими другие общие характеристики. Коллективные знаки государств других общественных организаций не подпадают под это положение.

Товарные знаки, используемые на международных выставках

В статье 11 содержится правило, согласно которому страны-участницы обязаны гарантировать в соответствии со своим национальным законодательством временную охрану товарных знаков, которыми маркированы товары, выставляемые на официальных и официально признанных международных выставках, проводимых на территории любой из стран-участниц.


1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет) при условии подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель в течение двенадцати месяцев с указанной даты, а заявки на промышленный образец - в течение шести месяцев с указанной даты. Если по независящим от заявителя обстоятельствам заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца.


2. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на промышленный образец, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения двух месяцев со дня подачи такой заявки и представить заверенную копию первой заявки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, до истечения трех месяцев со дня подачи в указанный федеральный орган заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.


Если заверенная копия первой заявки не представлена в указанный срок, право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному в этот федеральный орган исполнительной власти до истечения указанного срока. Ходатайство может быть удовлетворено при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение восьми месяцев с даты подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.


3. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение или полезную модель, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и представить в этот федеральный орган заверенную копию первой заявки в течение шестнадцати месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности.


При непредставлении заверенной копии первой заявки в указанный срок право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному им в этот федеральный орган до истечения указанного срока, при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение четырнадцати месяцев со дня подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.


Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе потребовать от заявителя представления перевода на русский язык первой заявки на изобретение или полезную модель только в случае, если проверка действительности притязания на приоритет изобретения или полезной модели связана с установлением патентоспособности заявленных изобретения или полезной модели.




Комментарии к ст. 1382 ГК РФ


1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет условия установления конвенционного приоритета, право на который возникает при наличии первой заявки, поданной в стране - участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Конвенционный приоритет устанавливается по дате подачи первой заявки в стране-участнице и может испрашиваться ее заявителем или его правопреемником.

В соответствии со ст. 4F Парижской конвенции возможно испрашивание по одной и той же заявке нескольких конвенционных приоритетов на основании нескольких первых заявок, в т.ч. поданных в разных странах - участницах Парижской конвенции. В этом случае обсуждаемые требования и условия должны быть выполнены по отношению к каждой из первых заявок. Изложенные положения согласно ст. 4A(2) Парижской конвенции распространяются не только на случаи, когда первая заявка подана в соответствии с национальным законодательством страны-участницы, но и на случаи, когда такая заявка подана в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами - участницами Парижской конвенции, в частности Договором о патентной кооперации (PCT) 1970 г. и Евразийской патентной конвенцией.

Конвенционный приоритет по заявке на изобретение может быть испрошен и установлен на основании первой заявки на полезную модель и наоборот (ст. 4E(2) Парижской конвенции).

В соответствии со ст. 4C(1) Парижской конвенции условия установления конвенционного приоритета неодинаковы для заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Для заявки на промышленный образец, в отличие от заявки на изобретение или полезную модель, срок подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, отсчитываемый от даты подачи первой заявки в стране - участнице Парижской конвенции, при испрашивании конвенционного приоритета не должен превышать 6 (а не 12) месяцев. Возможность установления конвенционного приоритета по заявке, поданной с соблюдением названных условий, как следует из ст. 4A(3) Парижской конвенции, не зависит от судьбы первой заявки в стране ее подачи.

В отличие от условий, предусмотренных Парижской конвенцией, можно продлить срок представления заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на 2 месяца и только в том случае, если заявитель предпринял все необходимое для подачи заявки в установленный срок (12 или 6 месяцев), однако по независящим от него обстоятельствам не смог его соблюсти.

2. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи содержат условия, ограничивающие сроки, в течение которых заявитель вправе указать, что им испрашивается конвенционный приоритет: в отношении заявки на полезную модель или промышленный образец - 2 месяцами, а для изобретений - 16 месяцами (т.е. более льготный срок) с даты подачи первой заявки в патентное ведомство страны - участницы Парижской конвенции.

3. Заявителю, который не представил заверенную копию первой заявки в установленный срок, предоставлена возможность восстановить право конвенционного приоритета. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока должно быть подано в пределах 16-месячного срока. Условием удовлетворения этого ходатайства является подтверждение того, что заявитель запросил копию первой заявки в том патентом ведомстве, куда она была подана, не позднее 14 месяцев с даты подачи этой заявки. Кроме того, заверенную копию первой заявки нужно представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение 2 месяцев с даты ее получения из ведомства, в котором она была запрошена.

4. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности имеет право потребовать от заявителя представления перевода первой заявки на русский язык. Однако это касается лишь ситуации, в которой от подтверждения наличия права на конвенционный приоритет зависит установление патентоспособности заявленного изобретения. Это означает, что представление упомянутого перевода необходимо только тогда, когда в процессе экспертизы заявки выявлены источники, потенциально (при неподтверждении права на конвенционный приоритет) препятствующие выдаче патента, т.к. они включены в уровень техники, находящейся в интервале между датой испрашиваемого конвенционного приоритета и датой подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

На которую устанавливается новизна объекта патентного права (являющаяся условием его охраны). Статья 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. предусматривает льготное правило для патентования во всех странах-участницах на дату подачи первоначальной заявки на одной из этих стран. К.п. по Парижской конвенции действует в течение 12 месяцев для изобретений и шести - для полезных образцов или товарных знаков. Условие предоставления К.п. - правильное оформление национальной заявки в соответствии с внутренним законодательством страны, где она подана первоначально.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КОНВЕНЦИОННЫЙ ПРИОРИТЕТ" в других словарях:

    Правило, согласно которому заявка, поданная в одной стране участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности, обладает во всех других странах приоритетом в течение 12 месяцев (для изобретения) или 6 месяцев (для товарного знака) … Финансовый словарь

    Конвенционный приоритет - Приоритет, предусматриваемый для заявителей из стран – участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности, устанавливаемый по дате первой правильно оформленной заявки, поданной в одной стране – участнице Конвенции на получение… … Юридический словарь по патентно-лицензионным операциям

    Конвенционный приоритет - см. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г … Энциклопедия права

    КОНВЕНЦИОННЫЙ ПРИОРИТЕТ - дата, на которую устанавливается новизна объекта патентного права; порядок, предусмотренный Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. Возник в связи с повсеместным предъявлением к изобретениям (а тж. к полезным моделям,… … Юридическая энциклопедия

    Дата, на которую устанавливается новизна объекта патентного права; порядок, предусмотренный Парижской конвенцией по охране промышленной собственности. Возник в связи с повсеместным предъявлением к изобретениям (а т.ж. к полезным моделям,… … Энциклопедический словарь экономики и права

    конвенционный приоритет - дата, на которую устанавливается новизна объекта патентного права (являющаяся условием его охраны). Статья 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. предусматривает льготное правило для патентования во всех… … Большой юридический словарь

    Конвенционный приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца - 1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве участнике Парижской конвенции по охране промышленной… … Официальная терминология

    Конвенционный приоритет товарного знака - 1. Приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в… … Официальная терминология

    ПРИОРИТЕТ КОНВЕНЦИОННЫЙ - КОНВЕНЦИОННЫЙ ПРИОРИТЕТ … Юридическая энциклопедия

    Приоритет товарного знака (знака обслуживания) - приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и он может устанавливаться по дате подачи первой заявки в государстве участнике Парижской конвенции по… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Истории заключения Международной Парижской Союзной Конвенции от 20 марта 1883 г. по охране промышленной собственности, предшествовал кризис 1873 г., который резко обострил конкуренцию на международных рынках и привел к процветаю пиратства в области изобретений и промышленных образов. Поводом для начала развития международных соглашений по промышленной собственности послужила международная ярмарка 1873 г. в Вене, от участия в которой фирмы США грозили отказаться, если правительство Австро-Венгрии не гарантирует им юридической защиты экспонатов от имитации. Естественно, что правительство Австро-Венгрии не могло дать такую гарантию, однако оно предложило сделать Вену местом первой конференции для выработки международного патентного права. Такая конференция состоялась с участием 158 фирм из 13 стран, а в 1878 г. она повторилась в Париже с участием уже 500 фирм и 11 правительственных делегаций. В итоге 20 марта 1883 г. в Париже одиннадцатью государствами (Бельгия, Бразилия, Гватемала, Голландия, Испания, Италия, Португалия, Сальвадор, Сербия, Франция и Швейцария) была подписана Парижская конвенция, учреждавшая Международный союз по охране промышленной собственности.

Основной проблемой, возникающей при патентовании изобретений за границей, является проблема приоритета (первенства). Тот, кто первым сделал заявку на изобретение, тот и получает патент. Инициаторы создания Парижской конвенции были заинтересованы в сохранении своего первенства при патентовании изобретения в других странах, ибо в этом случае конкуренты были бы лишены патентной охраны.

Наличие первенства обеспечивает и новизну, являющуюся необходимым условием для патентования изобретения. При патентовании же за границей изобретения, в отношении которого в другой стране была сделана заявка или уже получен патент, вопрос о новизне еще более осложняется. «Изобретение, уже запатентованное в одном государстве, не является тем самым «новым» изобретением и за границей, а потому – непатентоспособно в другом государстве». Однако, несмотря на оперативность патентных контор, которые осуществляют операции по патентованию изобретений за границей, им не всегда удавалось запатентовать одновременно изобретение в государствах, где изобретение может быть использовано.

Поэтому, для обеспечения прав заявителей, в Парижской конвенции было введено правило о так называемом конвенционном приоритете или льгота заявителя. Суть конвенционного приоритета сводится к тому, что лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств, входящих в состав Союза, (или его правопреемник) пользуется приоритетом в других государствах – членах Союза, т.е. преимущественным правом для патентования изобретения в течение определенного срока. Имевшая место в течение этого срока публикация об изобретении открытое, применение изобретения или поданная заявка третьего лица об идентичном изобретении не могут служить препятствием к выдаче патента иностранному патентообладателю, пользующемуся приоритетом в любой стране Союза (ст. 4).

Это утверждение для наглядности можно продемонстрировать на следующем примере. Предположим, что какая-то украинская фирма подала в патентное ведомство Украины 3 сентября 2013 г. первоначальную заявку на получение патента на изобретение, а в патентное ведомство России 1 сентября 2014г., при этом при подаче заявки в патентное ведомство России украинский заявитель приложил приоритетный документ, удостоверяющий дату подачи первоначальной украинской заявки 03.09.2013г. в патентное ведомство Украины. Какой-нибудь российский изобретатель, работающий в той же области, подал заявку на аналогичное изобретение в свое российское патентное ведомство 1 июня 2014, то есть до того, как была подана в России заявка украинской фирмы. Однако в России патент будет выдан не российскому изобретателю, а украинской фирме, поскольку в соответствии с Парижской конвенцией во внимание принимается дата первоначальной заявки в одной из стран Международного союза.

Точно так же, если в период между датой первоначально поданной заявки в Украине и датой последующей подачи заявки в Россию, кроме подачи аналогичной заявки, имеет место опубликование изобретения, использование его и другие факты, порочащие новизну изобретения, то это тоже не принимается во внимание. Вопрос о первенстве и о наличии новизны определяется не применительно к моменту подачи последующей заявки в данной стране (России), а применительно к моменту первоначально поданной заявки (Украина).

Такое закрепление даты первоначальной заявки в одной стране как даты заявки этого же изобретения во всех других странах – участницах конвенции, хотя фактическая заявка в других странах последует позже, отвечает интересам тех заявителей, которые осуществляют широкое патентование изобретений за рубежом.

Согласно Парижской конвенции приоритетным сроком для патентов на изобретения является срок в двенадцать месяцев. Этот срок исчисляется с даты подачи первоначальной заявки.

Вопрос о продолжительности срока конвенционного приоритета, точно так же как и связанный с ним вопрос о том, с какого момента должен исчисляться этот срок, был предметом неоднократного обсуждения на конференциях Союза. В этом, как и в других вопросах международной охраны прав на изобретения проявились противоречия между странами – участницами Парижской конвенции.

Первоначально в тексте Парижской конвенции в 1883 г. был установлен шестимесячный срок, считая со дня подачи первоначальной заявки. Этот срок оказался слишком кратким для стран с проверочной системой, поскольку на предварительное рассмотрение заявки в стране заявителя требовалось больше времени и заявитель должен был подавать заявку за границей до выяснения её судьбы в своей стране. Делегация США на Мадридской конференции (1890 г.) предложила исчислять срок не с момента подачи заявки, а со дня опубликования изобретения и тем самым продлить срок приоритета. Против удлинения срока приоритета резко выступала, будучи сраной явочной системы, Франция. Представитель Франции ссылался при этом на то, что дальнейшее продление срока увеличит неопределенность, в которой находятся отечественные изобретатели при введении института приоритета. Его доводы сводились к следующему: при отсутствии конвенционного приоритета право на получение патента возникает у лица, подавшего заявку, если до него в этой стране не было подано заявок на аналогичное изобретение. Положение изменилось после заключения Парижской конвенции. Так, если первоначальная заявка А была подана им 3 мая 1890 г. в Париже и 30 сентября 1890 г. в Берлине, то А пользуется в Германии приоритетом в отношении всех заявок, поданных в Германии со дня его первой заявки, т.е. с 3 мая 1890 г. «Таким образом, германский изобретатель Б., подавая свою заявку в Германии, не может быть уверенным в получении им патента до окончания срока приоритета своей заявки, ибо возможно, что в Бразилии кто-то заявил такое же изобретение за день до него, и в течение срока приоритета он не может быть уверен, что кто-то не приплывет издалека на его родину с таким же изобретением. Это создает неустойчивость и неуверенность во все время приоритета нового срока» . На Мадридской конференции предложение американской делегации было отклонено, однако вследствие ультимативного требования Германии о продлении срока, поставленного ею в качестве условия для вступления в Союз, на Брюссельской конференции 1900 г. этот срок был удлинен до двенадцати месяцев.

Наряду с вопросом о сроке конвенционного приоритета в Парижской конвенции содержатся и другие постановления, регулирующие институт приоритета . Так, Парижская конвенция предусматривает, что при подаче заявки в другой стране должно быть подано заявление о приоритете с указанием даты первой заявки и страны, где она была подана. Страны Международного союза могут потребовать от лица, подающего заявление о приоритете, предоставления копии первоначально поданной заявки.

Основанием для права конвенционного приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны Международного Союза или с двухсторонними или многосторонними международными соглашениями, заключенными между странами Международного союза.

Под правильно оформленной национальной заявкой (depot national regulier) понимается всякая заявка, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, независимо от того, какова была бы дальнейшая судьба этой заявки. Это разъяснение было введено в Парижскую конвенцию на Лиссабонской конференции 1958 г. Это раз разъяснение было основано Международным бюро в проекте, подготовленном к Лиссабонской конференции, следующим образом. На основе права конвенционного приоритета заявитель при последующих заявках в странах Международного союза должен находиться в таком же положении, как если бы он подал заявку в этой стране одновременно с первой заявкой в другой стране Международного союза. Первоначальная заявке представляет интерес только потому, что она имеет приоритет. Содержание же её должно оцениваться исключительно в соответствии с законами страны, где подается последующая заявка. Вторая комиссия Лиссабонской конференции, рассматривавшая этот вопрос, подчеркнула, что не обязательно, чтобы объект первоначальной заявки бы защищаем. Функция первоначальной заявки сводится исключительно к тому, чтобы быть основанием для конвенционного приоритета. Право конвенционного приоритета должно быть предоставлено независимо от того, является ли предмет первоначальной заявки патентоспособным, будет ли заявка в бедующем отозванная или отклонена . Например, по первоначальной заявке, имеющей предметом изобретения новый химический продукт, патент в стране первоначальной заявки может быть не выдан, в то время как заявка должна рассматриваться как «правильно оформленная заявка» .

Наряду с понятием «правильно оформленной заявки» практическое значение для исчисления срока приоритета имеет понятие «первоначальная заявка» или «первая заявка», поскольку этот срок исчисляется со дня подачи первоначальной заявки. В Лиссабонском тексте конвенции было предусмотрено, что в качестве первой заявки может рассматриваться не только заявка, действительно поданная первой в отношении определенного объекта изобретения в какой-то стране Международного союза, но и последующая заявка, поданная в этой стране в отношении того же объекта изобретения в тех случаях, когда предшествующая заявка «была отозвана, оставлена без движения или была отклонена». Это допускается при условии, что предшествующая заявка не была подвергнута публичной проверке и не явилась основанием для притязания на право приоритета. При соблюдении этих условий основанием для требования права приоритета будет служить не предшествующая, а последующая заявка.

При обосновании внесения этого правила в конвенцию приводился следующий случай: заявитель подает заявки на изобретение в стране Х. Затем он видит, что заявка должна быть изменена, так как она составлена не совсем правильно. Он её отзывает обратно и подает новую заявку, почти идентичную первой. С теоретической точки зрения в качестве первой заявки, дающей основание для права на приоритет, должна рассматриваться первая заявка, но практически заявитель заинтересован в том, чтобы право приоритета принадлежало второй заявке.

Таким образом, в случае неправильно составленной заявки, приоритетный срок не будет пропущен поскольку фактически он будет продлён на то время, которое прошло между первой заявкой и последующей заявкой.

Конвенция не устанавливает в качестве условия для предоставления приоритета так называемую субъективную идентичности обеих заявок, поскольку субъектом последующей заявки может быть, как первоначальный заявитель, так и его правопреемник. В то же время конвенция исходит из принципа объективной идентичности обеих заявок, которая заключается в совпадении объекта заявок на изобретение в его основных чертах . В связи с объективной идентичностью возникает вопрос объединения и разделения патентных заявок. В решении этих вопросов был внесен ряд уточнений в Лиссабонской конференции. Конвенция допускает такие случаи, когда сначала в одной из стран Международного союза подается несколько заявок на изобретения, относящиеся к одному и тому же предмету изобретения, а затем все эти заявки объединяют в одну общую заявку, которая подается в другой стране Международного союза. При этом право приоритета возникает для отдельных частей заявки, или, иными словами, возникает несколько приоритетов.

Может иметь место и случай частичного приоритета. Такой частичный приоритет возникает тогда, когда в последующей заявке делается ссылка на такие элементы изобретения, о которых ничего не говорилось в предыдущих заявок. В этом случае, приоритет должен предоставляться только в отношении тех «элементов изобретения», о которых говорилось ранее. Другие же элементы изобретения рассматриваются как новая заявка. Основанием для возникновения права приоритета для этих новых элементов будет уже эта последующая заявка .

Парижская конвенция предусматривает, что ни в случае «нескольких приоритетов», ни в случае «частичного приоритета» ни одна страна Международного союза «не имеет права отклонить приоритет или патентную заявку» при условии единства изобретения по смыслу закона страны.

Парижская конвенция также предусматривает возможность разделения патентной заявки при подаче в другой стране Международного союза. В этом случае, в качестве даты каждой из них будет рассматриваться дата общей первоначальной заявки. Такое разделение заявок может быть сделано как по инициативе заявителя, так и в том случае, если экспертиза обнаружит, что патентная заявка является комплексной.

Следует отметить, что дальнейшим развитием идеи, реализованной конвенционным приоритетом явилась мысль о создании международного патента, который бы распространялся на территорию всех государств, входящих в Международный союз. Эта мысль была высказана еще в 1909 г. Dubois Reymond . Во время войны государствами Антанты обсуждался вопрос об организации общего патентного учреждения, и 15 ноября 1920 г. состоялось соглашение 19 государств о создании международного Бюро по патентам на изобретения. Но реализовано это соглашение не было.

Конвенционный приоритет является мощным инструментом по реализации прав заявителей на иностранных рынках.

Источники информации:

  1. И.Я Хейфец. Основы патентного права. Л., 1925, стр. 303.
  2. S. Ladas. Op. cit. p. 262-306; V. Plaisant. Op. cit., p. 84-96
  3. Doc. No. 239 F. Rapport del la commission II, p. 1-3
  4. Conference de Lisbonne, Documents…, p. 9-10
  5. И.Я Хейфец. Основы патентного права. Л., 1925, стр. 304-305
  6. Conference de Lisbonne, Documents…, p. 14-15
  7. Статья Dubois Reymond «Das Weltpatent» в Festgabe fur Kohler за 1931 г., №10. 1909 г., стр. 465