имеет крайне важное экономическое значение, так как неправильно , смещённые оси, погнутая рама приводят к увеличенному износу шин, вследствие чего повышается сопротивление воздуху.

Ниже мы приведём изображения различных положений осей на прицепе и полуприцепе грузовых автомобилей.

Для грузового автомобиля нельзя применять оборудование для диагностики и . Почти все они измеряют углы колёс по отношению друг к другу, но не учитывают геометрию несущей рамы.

Если таким образом диагностировать грузовой автомобиль, то очень высока вероятность получить большую погрешность результатов и не заметить неправильно выставленное положение колес, либо отрегулировать его неправильно.

Также в случае с грузовыми автомобилями неприемлем и «дедовский» метод с деревянной рейкой, так как в этом случае не учитывается положение осей колёс относительно рамы автомобиля. Этот метод имеет очень большую погрешность в измерениях.

Для измерения углов установки колёс на грузовых автомобилях используют , в которых в качестве измерительной базы применяется осевая линия автомобиля. Как известно, все колёса и оси влияют друг на друга, поэтому в регулировке нуждаются абсолютно все элементы, включая установленные на прицепе или полуприцепе.


Правильная установка колёс на грузовом автомобиле

Правильная на грузовом автомобиле позволяет снизить расход топлива примерно на 5-10%, срок эксплуатации комплекта шин увеличивается. Погрешность в установке колёс на грузовом автомобиле в 1 мм/м повышает износ шин на 7%.

Немаловажную роль играет и в безопасности движения, так как транспортное средство, у которого оси не параллельны или не перпендикулярны друг другу, движется косо, что создаёт опасность на дороге.

Также помните о том, что, как правило, километраж поездок на грузовом автомобиле очень высок и водителю будет достаточно тяжело долгое время постоянно регулировать траекторию движения автомобиля.

© Josam & Haweka

Регулировка углов установки колес и положения осей транспортного средства является скрытым резервом предприятия, выявление которого приводит к существенной экономии расхода топлива и уменьшению износа шин. Именно поэтому мы хотели бы остановиться на современных измерительных системах контроля и регулировки геометрии ходовой части грузовых автомобилей.

В теории углов установки управляемых колес грузовиков , автобусов и прицепов используются общеизвестные принципы. Для создания наименьшего сопротивления движению, замедления изнашивания шин и снижения расхода топлива управляемые колеса должны катиться в вертикальных плоскостях, параллельных продольной оси автомобиля. Именно с этой целью колеса управляемых осей устанавливают с развалом в вертикальной плоскости и со схождением в горизонтальной плоскости. Существуют также углы продольного и поперечного наклона оси поворота. Они создают стабилизирующий момент во время движения.


© Josam & Haweka

Развал колеса представляет собой угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса в положении прямолинейного движения. Он считается положительным, если колесо наклонено от автомобиля наружу, а отрицательным - при наклоне колеса внутрь. Этот угол необходим для того, чтобы обеспечить перпендикулярное расположение колеса по отношению к поверхности дороги при деформации деталей моста под воздействием веса передней части автомобиля. При установке колеса с развалом возникает осевая сила, прижимающая ступицу с колесом к внутреннему подшипнику, размер которого обычно больше, чем наружного. Угол развала обеспечивается конструкцией управляемого моста путем наклона поворотной цапфы и составляет 0–2 градуса. В процессе эксплуатации угол развала колес изменяется главным образом из-за износа деталей шкворневого узла, подшипников ступиц колес, а иногда и за счет деформации балки управляемого моста.


© Josam & Haweka

При наличии развала колесо стремится катиться в сторону от автомобиля по дуге вокруг точки пересечения продолжения его оси с плоскостью дороги. Так как управляемые колеса связаны жесткой балкой моста, качение колес по расходящимся дугам сопровождалось бы боковым скольжением. Для устранения этого явления колеса устанавливают не параллельно, а под некоторым углом к продольной оси автомобиля, это и называется схождением. Еще одна необходимость в схождении связана с силой сопротивления качению, которая при движении автомобиля стремится повернуть колеса наружу.
Параметр схождения определяется разностью расстояний между колесами, которые замеряются сзади и спереди по краям ободьев на высоте колесной оси. Причины изменения схождения в процессе эксплуатации извест­ны: износ шарнирных соединений рулевой тяги, втулок поворотных кулаков, а также различные деформации. Регулировка схождения управляемого моста в процессе эксплуатации осуществляется изменением длины поперечной рулевой тяги.



© Josam & Haweka

Установка управляемых колес с одновременным развалом и схождением обеспечивает их прямолинейное качение по дороге без бокового скольжения. При этом должно быть правильно подобрано соотношение между углами развала и схождения. Каждому углу развала соответствует определенный угол схождения, при котором сопротивление движению, расход топлива и изнашивание шин будут минимальными. Еще одна закономерность связана с максимальными углами поворота колес влево или вправо. Этот параметр влияет на радиус поворота автомобиля при маневрировании.

Традиционно на грузовых автомобилях регулировка колес и осей производилась при помощи простейших измерительных инструментов. Развал измерялся при помощи нити отвеса или жидкостного уровня, а схождение - специальной линейкой. При этом обычно предполагалось, что вполне достаточно провести регулировку передней управляемой оси, и если угол схождения колес был в норме, считалось, что все в порядке. На самом деле все оси и колеса, установленные на раме грузовика, а также на прицепе и полуприцепе, влияют в движении друг на друга и на поведение транспортного средства на дороге, и даже небольшое их отклонение от нормативов имеет большие последствия. Достаточно незначительного смещения оси, чтобы появились первые дефекты в работе ходовой части. Например, если одно колесо при прохождении метра отклоняется от курса на 5 мм вправо, а другое на то же значение влево, то после прохождения 1 км общее отклонение составит расстояние 10 м. Понятно, что, двигаясь по траектории транспортного средства, шины могут компенсировать это расстояние только проскальзыванием. Как следствие - повышенный износ и увеличение сопротивления движению транспортного средства с соответствующим расходом топлива.



© Josam & Haweka

Очень часто на дороге можно наблюдать картину, когда при прямолинейном движении задняя часть транспортного средства имеет вынос в боковую сторону относительно передней части. Получается так называемый в народе «собачий бег», который создает дополнительную опасность ДТП. Ситуация ухудшается, когда «собачий бег» появляется у автопоезда. Даже если у тягача оси установлены правильно, незначительное смещение оси полуприцепа от перпендикуляра к вектору направления движения может привести к выносу задней части «хвоста» относительно передней части тягача на расстояние до 1,5 м в зависимости от длины автопоезда. Такая ситуация особенно опасна зимой во время торможения на гололеде, т.к. при торможении из-за выноса на задней части автопоезда возникает момент, который провоцирует складывание сцепки. Поэтому для того, чтобы грузовой автомобиль двигался прямо, вектор направления движения должен совпадать с центральной линией его рамы или с центральной линией автопоезда. Соответственно, и колеса, и оси должны диагностироваться и устанавливаться относительно центральной линии рамы.



© Josam & Haweka

Что касается оборудования, подавляющее большинство существующих измерительных систем за измерительную базу принимают оси автомобиля. При диагностике легковых автомобилей все измерения проводятся относительно заднего моста, без учета его положения относительно кузова. Для легковой машины это не так страшно, т.к. отношение ее длины к ширине маленькое, и даже незначительное смещение оси не даст большого выноса задней части. В случае же с грузовым автомобилем такая методика измерений, не учитывающая положение колес и осей относительно несущей рамы, чревата неприятными последствиями.



© Josam & Haweka

В семидесятые годы прошлого столетия шведская компания JOSAM произвела переворот в технологии измерений углов установки колес грузовых автомобилей, заменив технологии измерения линейкой и кордовой нитью на измерения лазерным лучом. Точность лазерного луча позволяет контролировать параметры тяжелых транспортных средств с длинной колесной базой, у которых расстояние между осями порой достигает восьми метров. В современных системах измерений для грузовых автомобилей за измерительную базу принимается геометрический центр транспортного средства в виде осевой линии, который должен совпадать с вектором направления движения. В приборах серии JOSAM Laser AM эта осевая линия выносится в сторону от транспортного средства с помощью самоцентрирующихся шкал, которые подвешиваются на раму автомобиля спереди и сзади. Данный метод позволяет отрегулировать оси транспортного средства таким образом, что оно будет двигаться прямолинейно, без перекосов.

Лазерный проектор устанавливается на вал колесного адаптера, который крепится на обод колеса. Ось вращения вала колесного адаптера совмещается с осью вращения колеса при помощи регулировочных винтов. Направляя лазерный луч на переднюю и заднюю шкалы осевой линии, снимают показания, связанные со схождением управляемых колес. По одной и той же методике можно измерить все оси тягача и прицепа, их количество не ограничено. Для измерения развала, а также углов продольного и поперечного наклона шкворня служит угломер. Он тоже размещается на колесном адаптере вместе с лазерным проектором. Значения углов развала и поперечного наклона шкворня считываются соответ­ственно с внутренней и внешней шкалы угломера. Продольный угол наклона шкворня измеряется по показаниям горизонтальной шкалы. К числу измеряемых параметров также относятся максимальный угол поворота и разность углов поворота управляемых колес.


© Josam & Haweka

Значительно быстрее и эффективнее работает беспроводная компьютерная система JOSAM Truckaligner. Выполняя все перечисленные измерения, переносной электронный блок управления обменивается информацией с лазерными измерительными головками через радиосвязь. Это позволяет снимать показания независимо от местонахождения оператора. Проводя регулировочные работы под машиной, удобнее размещать переносной экран в непосред­ственной близости от обслуживаемого узла. При использовании дополнительного комплекта шкал можно проводить точные измерения любых искривлений рамы грузовика. Кстати, если есть какие-либо сомнения в правильной геометрии рамы, она должна быть обмерена в первую очередь, до регулировки колес и осей. Оптимальный комплект оборудования дает возможность проводить работы повышенной сложности с высокой точностью. Из недостатков многофункциональной компьютерной системы отметим только ее высокую первоначальную стоимость.

Из известных конкурентов можно упомянуть оборудование фирмы HAWEKA (Германия). Лазерный стенд ТА-20 позволяет проводить необходимые измерения на всех видах транспорта, включая тракторы, полуприцепы и автобусы. Особенность конструкции захватов для крепления лазерной головки на колесном диске позволяет обойтись без компенсации биения диска, что значительно экономит рабочее время. Захваты крепятся на магнитных ножках, а в качестве базовой поверхности используется плоскость колесного диска между шпильками крепления колеса. Стенд компактен и мобилен, что позволяет эксплуатировать его в самых тесных боксах. У измерительной системы недавно появилась и компьютерная версия.

Очень важно, чтобы перед началом регулировки осуществлялась проверка состояния подвески и ходовой части транспортного средства, а также давления в шинах. При наличии неисправностей проведенные регулировки будут зря потраченным временем. Существуют детекторы, которые позволяют определить недопустимые люфты за считанные секунды. Для диагностики транспортное средство заезжает на подвижные площадки, которые по команде оператора могут двигаться по радиусу относительно одного из углов. С помощью стенда можно определить любой люфт, как в осевом, так и в радиальном направлении, за один ход пластины.

Если говорить о регулировочных работах, возникает вопрос: каким образом можно вмешаться в положение неуправляемых колес, если штатными регулировками это не предусмотрено? Дело в том, что современные технологии позволяют выполнять такие работы. Локально разогрев металл балки моста методом индукционного нагрева и создав усилие с помощью гидравлики, можно добиться направленной деформации и тем самым подкорректировать плоскость вращения колеса. Использование индукционной системы нагрева полностью исключает риск повреждения кабелей, шлангов и другого навесного оборудования открытым пламенем. Тем­пература нагрева поверхности и проникновение тепла контролируются легко и точно. Разумеется, речь идет о минимальном вме­шательстве; серьезные деформации правятся только в холодном состоянии под прессом.

Любая услуга, предлагаемая на станции технического обслуживания, оценивается клиентом по качеству и быстроте ее выполнения. Исполнителю услуги тоже выгодно быстро и качественно сделать свою работу. Использование современных электронных технологий в конструкциях стендов для регулировки углов установки колес позволяет удовлетворить требования к качеству и производительности самого капризного потребителя. В условиях высоких цен на топливо поиск и внедрение путей снижения общих издержек на эксплуатацию грузового автотранспорта становится необходимостью. Надлежащая регулировка геометрии углов установки колес и положения осей является одним из важнейших факторов достижения положительного экономического эффекта, повышающего конкурентоспособность и финансовую устойчивость транспортного предприятия в целом за счет снижения себестоимости пробега подвижного состава. В то же время, имея такое оборудование в своем автохозяйстве, вполне возможно оказывать эту востребованную услугу и сторонним организациям.

Правильная и точная установка развала-схождения колес автомобиля является одним из основных условий его безопасной эксплуатации. От точности проведения этой процедуры зависит курсовая устойчивость транспорта на дороге, скорость износа частей подвески и срок службы автошин.

Несоблюдение схождения-развала колес является причиной, по которой ухудшаются такие базовые параметры как:

  • Маневренность и управляемость транспортного средства;
  • Сопротивление воздуху при движении;
  • Расход топлива;
  • Нагрузка на элементы и рулевого управления и подвески;
  • Ресурс автошин по износу;
  • Стремление к заносам и опрокидыванию.

При настройке углов установки колес грузового автомобиля кроме измерения углов колес по отношению друг к другу, необходимо брать в расчет геометрию несущей рамы, поэтому для этой процедуры на грузовых автомобилях применяется спецстенды, в которых в качестве начала отсчета используется центральная линия автомобиля.

Все колеса и оси влияют друг на друга, поэтому в регулировке нуждается каждое колесо, учитывая и установленные на полуприцепе или прицепе транспортного средства.

Этапы проведения диагностики в «Дизель Стандарт»

  1. Специальными щупами прощупывается рама и тем самым показывается стенду, где она находится в пространстве, что позволяет понимать положение передних колес относительно рамы и проделывать эту процедуру в том числе на полуприцепах.
  2. Для проведения измерения и регулировок на все колеса крепятся захваты с лазерными адаптерами, которые обеспечивают измерение таких величин как:
    • Продольный наклон;
    • Поперечный угол;
    • Разница схождения в повороте;
    • Угол поворота рулевого колеса
    • Установка рулевого колеса в центральное положение
    • Измерение разворота осей.
  3. Автомобиль заезжает на поворотные площадки и при помощи адаптеров выполняется измерение максимального поворота управляемых колес.
  4. Если на автомобиле не литые диски, тогда проводится компенсация биения дисков стандартным способом для учета возможных погрешностей.
  5. Время на замер всех углов оси обычно не превышает десяти минут.

    Все полученные данные в ходе измерений могут быть сохранены в компьютере и распечатаны для клиента.


ООО «Сервис Трак» предоставляет полный спектр услуг по регулировке развал-схождения грузовых автомобилей и автобусов.

Регулировака развал-схождения грузовых автомобилей в Москве.

Для любого автотранспортного средства рано или поздно приходит пора воспользоваться услугой регулировки угла развала и схождения колес. Станция обслуживания грузовых автомобилей «Сервис Трак» предлагает качественное выполнение развал схождение колес на грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах иностранного производства.

Развал - это угол колес, который измеряется в градусах. В зависимости от того, в какую сторону отклонено колесо грузового автомобиля, развал может быть положительным или отрицательным. Так, если верхняя часть колеса отклонена от грузового автомобиля наружу - это положительный развал. В случае если верхняя часть колеса отклонена внутрь грузового автомобиля - это отрицательный развал. Схождение представляет собой разницу в расстояниях между передней и задней частями колес. Оптимальным условием является равенство этих расстояний, то есть, когда колеса строго параллельны друг другу.

Развал-схождения грузовика: диагностика и ремонт



Если вы заметили, что автомобиль имеет какие-то явные проблемы с колесами - (неожиданно увеличился износ автошин, износ протектора оказался неравномерным, появился шум от покрышек во время движения), или реакции руля стали запаздывающими, - это верный признак того, что Вам нужно ехать в автосервис на регулировку развал-схождения.

Правильная регулировка развала-схождения грузовика обеспечивает более продолжительный срок эксплуатации шин, подвески и рулевого управления, а также максимальную устойчивость и управляемость грузовика на дороге. Регулировка развала-схождения колес грузового автомобиля заключается в правильной установке положения колес относительно друг друга и дороги. Во время проведения сход развала учитываются индивидуальные конструктивные особенности подвески автомобиля и его состояние. Не забывайте, что регулировка сход развала имеет смысл только на автомобиле не имеющем дефектов подвески. Кроме того, предварительно необходимо проверить геометрию кузова и выставить торсионы.

Например, при отклонении развала наблюдается повышенный износ шин с одной стороны протектора. А именно: отрицательный развал приводит к повышенному износу внутренней части протектора шины, а положительный - к износу наружной его части.

При наличии разного развала колес с разных сторон грузового автомобиля будет наблюдаться нарушение траектории его движения (автомобиль будет при движении «уходить» в сторону). Неправильное схождение колес также приводит к повышенному износу шин грузового автомобиля.

Перечисленные выше последствия неправильного развала-схождения колес обуславливают необходимость проведения соответствующей его регулировки через каждые 15 тыс. км пробега грузового автомобиля. Кроме того, регулировку развала-схождения необходимо выполнять после наезда грузового автомобиля на значительные препятствия (большие камни, открытые люки и т.д.), а также после ремонта амортизаторов, подвески, сильных заносов грузового автомобиля при торможении в критических ситуациях и т.п.

В случае необходимости замены ходовых запчастей для правильного развал-схождения, имеется возможность их замены за отдельную плату.

Регулировка развал-схождения грузовика необходима, поскольку:

  • автомобиль с правильно отрегулированным развал-схождением, будет обладать лучшей курсовой устойчивостью, то есть машину не будет уводить в сторону
  • грузовик будет более легким в управлении, он станет более маневренным и менее склонным к заносам
  • правильная регулировка дает экономию топлива и увеличивает срок эксплуатации шин, подвески и рулевого управления.

Мы предлагаем наиболее выгодные условия на проведение дальнейшего ремонта грузовых автомобилей!