Езда по заснеженным российским дорогам – занятие экстремальное. Сцепление колес с поверхностью покрытия стремится к нулю, автомобиль теряет управление, частота возникновения аварийных ситуаций повышается в 4,5 раза. Но учитывая, что основная масса водителей не испытывает адреналиновую зависимость, дорожники изобретают все новые и новые способы освобождения дорожного полотна от снежных заносов и наледи, не жалея при этом соли, песка, гранитной крошки…

Условия эксплуатации дороги в зимний период времени значительно усложняются. Метели засыпают покрытие снегом, который при температурных скачках частично тает и снова застывает, превращая то же покрытие в ледяной каток. Обильные снегопады, северные циклоны, крепкие морозы господствуют над территорией России на протяжении пяти месяцев из двенадцати. Количество и интенсивность выпадения суточных осадков в комплексе с нестабильной температурой и передвижение транспорта находятся в прямой зависимости. Ведь даже незначительный слой снега снижает коэффициент сцепления покрытия и колес с 1,0 до 0,1, как следствие, тормозной путь транспортного средства при этом значительно увеличивается, а значит, уменьшается контроль над управлением автомобилем. К тому же на занесенной дороге перестает читаться дорожная разметка – одно из средств ориентирования. Водитель при этом теряет возможность «видеть» безопасные пути перемещения, что усугубляет критическую ситуацию. Снег и наледь не просто ухудшают качество передвижения по всей ширине полотна, они влияют на ширину проезжей части, значительно сужая ее. Если пустить ситуацию на самотек – позволить снегу и льду «покидать» дорожное покрытие естественным путем, то наверняка на весь зимний период времени предстоит отказаться от автомобильного передвижения и обратить внимание на альтернативные способы перемещения людского потока и грузов. Но железнодорожные и авиационные перевозки не могут конкурировать с автомобильными ни по объемам грузооборота, ни по стоимости. И хотя дорожное полотно зимой представляет собой зону повышенного риска для пользователей, отказаться от транспортного сообщения в масштабах страны, мегаполиса, города, деревни практически невозможно. Ведь дороги, как известно, являются транспортными артериями страны.

Настоятельная потребность в круглогодичной, бесперебойной работе покрытий заставляет персонал, задействованный в дорожном содержании, изыскивать все новые методы противостояния неблагоприятным сторонним воздействиям. Каким же образом пропускную способность дорог превратить в величину постоянную, не зависящую от времени года? Для решения этой проблемы сезонные неурядицы ставятся под контроль целыми комплексами дорожных мероприятий, с помощью которых если не аннулируются риск, возникающий по вине погодных условий, то значительно снижается его степень. Дорожники при этом выступают регулировщиками перевода ситуации из чрезвычайно опасной в опасную. Их действия регламентируются нормативными документами, фиксирующими критерии допустимых условий беспрепятственного и безопасного передвижения транспортных средств.

Ликвидировать по мере возникновения или предупредить ситуацию?

В России около 1 млн км дорог общего пользования. Невозможно провести противогололедные мероприятия одновременно на всех покрытиях, да собственно, этого и не требуется. Одна дорога может разделяться на участки, обслуживающиеся совершенно разной техникой и препаратами. Все зависит от того, какой климатический пояс пересекает дорога и каковы погодные условия на том или ином географическом участке. Работы по освобождению покрытия и обочин от снега и ледяных образований обычно проводятся после выпадения осадков и резкого снижения температуры по схеме «ликвидация ситуации». Однако проблему обледенения можно решать не только по мере ее возникновения, но и руководствуясь данными метеосистем в предвидении последствий. При этом дорожники «срабатывают на опережение» и посыпают противогололедными реагентами поверхности, еще не «схваченные» морозом. Наличие специализированного метеооборудования выводит обслуживание покрытий в зимнее время на новый качественный уровень. Ведь прогнозы рисуют четкую картину состояния проезжей части в реальных погодных условиях. На текущий момент дорожными метеосистемами оснащается автомагистраль Москва-Санкт-Петербург и некоторые федеральные дороги Московской обл. Время реакции дорожников на изменение ситуации строго ограничено. В течение четырех часов после обледенения или снегопада они восстанавливают обычное движение транспорта: на улицы выводится снегоуборочная техника, покрытия обрабатываются сыпучими или жидкими противогололедными средствами.

Комплексы противогололедных, противоснежных мероприятий населенных пунктов и территорий, расположенных за городской чертой, разнятся. Например, снег, убираемый с покрытия, складируется в придорожной полосе только на внегородских участках. Из населенных же пунктов снежная масса вывозится для освобождения и без того тесных городских территорий. Можно сказать, что транспортировка снега в какой-то степени сохраняет в работоспособном состоянии ливневые городские водостоки. Ведь работники коммунальных служб по ним «сплавляют» часть снега, убранного с покрытий, но пропускная способность водостоков ограничена, и ненормированный сброс может нарушить работу ливневой канализации в целом.

Противогололедное лекарство

Обледеневшие проезжие части и тротуары легко освобождаются от ледяной корки с помощью твердых и жидких средств, произведенных природой или полученных в лабораторных условиях химическим путем. К природным твердым средствам относятся песок, соль, мраморная и гранитная крошка. Они препятствуют прилипанию снега к покрытию, превращению воды в лед, образованию тумана… Для достижения заданных показателей прибегают к использованию того или иного обработочного средства. Например, песок на покрытии увеличивает сцепление колеса и покрытия с исходного показателя 0,1 до 0,4. При этом скорость транспортного потока увеличивается на 2,4 км/ч, а тормозной путь АТС снижается на 8 м. Владимир Провоторов, рабочий ДСУ, уточняет: «Применение того или иного материала зависит от состояния покрытия и наружной температуры». Песок нередко смешивают с хлоридом натрия – технической солью, т.е. обычной поваренной солью, только более грубого помола, отчего песочно-солевая смесь приобретает весь комплекс свойств, присущий по отдельности одному и другому компоненту. Если задаться целью «топить» лед и при этом не менять или минимально менять окружающую среду, стоит обратить внимание на гранитный отсев или мраморную крошку. Мрамор и гранит препятствуют скольжению, не меняют структуру почвы, оказываясь на городских газонах и придорожной полосе, но цена измельченного камня так велика, что плательщики предпочитают забыть об экологии и отдают предпочтение дешевым противогололедным средствам. Хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний, а также их модифицированные аналоги рассыпают в местах скопления льда в дозированных пропорциях, рекомендованных производителями. Дорожники все чаще обращаются к реагентам на ацетатной, формиатной и карбамидной основе, однако поточное использование этих реагентов – перспектива далекого будущего. На текущий момент их действие еще не изучено в полном объеме. А высокая цена лишает их привлекательности в глазах потребителя.

Не существует в природе противогололедного вещества, способного сохранять действие на протяжении длительного времени. Всего сутки в среднем обработанная поверхность может оставаться влажной или сухой. По истечении суток химическая активность реагентов снижается, песок и измельченный отсев сдуваются в придорожные зоны и переносятся на резине АТС – покрытия нуждаются в очередной дозе антигололедного «лекарства».

Об использовании реагентов в дорожной индустрии можно услышать разные отзывы. Ведь в их состав входят вещества, так или иначе «включающиеся» в работу вступлением в химические реакции с окружающей средой. И не только с ледяной коркой, но и с побочными продуктами: солью, бензином, машинным маслом… Реагенты оказываются в почве, на тротуарах, на обуви прохожих, на автомобильной резине, лапах и шерсти домашних питомцев… Испаряясь, они насыщают воздух летучими компонентами, оказывая прямое неблагоприятное воздействие на флору и фауну. Химическая активность, скорость реакций реагентов обуславливаются природными, температурными и химическими факторами. Даже природные реагенты не характеризуются только с положительной стороны. Так, соль, убирая лед, проявляет себя агрессивно по отношению к металлу. Незащищенные стальные автомобильные детали, контактирующие в зимнее время с солевыми дорожными растворами, покрываются ржавчиной в пять раз быстрее, чем при контакте с несоленой водой. Даже обработка автомобилей антикоррозионными веществами не помогает. Соль «разъедает» металл ржавчиной в два раза быстрее, чем обычная вода. В некоторых населенных пунктах хлористый натрий не рекомендуется употреблять, как реагент, наносящий экологии непоправимый ущерб. Все же при нынешнем уровне технического оснащения ДСУ и принципиальном устройстве дорожных одежд абсолютный отказ зимой от химреактивов невозможен. Однако в их недозированном применении кроется потенциальная угроза для окружающего мира.

Обновить парк или перераспределить доли реагентов?

В арсенале дорожников строительные машины и агрегаты со сменным прицепным и навесным оборудованием, позволяющим разбрасывать и разливать сыпучие и жидкие реагенты, а затем убирать остатки тех же реагентов, чтобы проезжая часть со временем не покрылась барханами из песка и каменного отсева. Владимир Провоторов рассказывает о состоянии автомобильного парка: «Нужно признать, что скоростной, высокопроизводительной техники для зимнего содержания дорог не хватает. Замена техники, выработавшей свой ресурс, произойдет при увеличении финансирования содержания дорог, а также реализации целевых программ на закупку техники». Но и без дополнительного финансирования можно говорить о грядущих изменениях ситуации на покрытиях в зимний период. Дело в том, что химреагенты и песко-соляные смеси демонстрируют разные результаты работы. Первые обрабатывающие вещества в сравнении со вторыми менее затратны при изготовлении, хранении, применении. Ориентирование же на сокращение значительной доли песко-соляных смесей в общем объеме используемых реагентов несомненно приведет к повышению эффективности содержания автодорог и их безопасности.

Общие положения . Зимнее содержание представляет собой комплекс мероприятий, включающий: защиту дорог от снежных заносов; очистку дорог от снега; борьбу с зимней скользкостью; защиту дорог от лавин; борьбу с наледями. Эти мероприятия должны обеспечивать бесперебойное и безопасное движение автомобилей с высокими скоростями и нагрузками, соответствующими требованиям, установленным в Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог.

Для выполнения указанных требований дорожная эксплуатационная служба должна обеспечить высокий уровень зимнего содержания дорог, основными показателями которого являются (рис. 15.1): ширина чистой от снега и льда поверхности дороги; толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги, накапливающегося с момента от начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин; толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах; сроки очистки дороги от снега и ликвидации гололёда и зимней скользкости.

Рис. 15.1. Основные показатели уровня зимнего содержания дорог: В 1 - очищенная от снега и льда поверхность дороги, м; В - ширина проезжей части, м; h г - толщина слоя рыхлого или уплотнённого снега на поверхности дороги, мм; h о - толщина слоя снега на обочине

Зимний период года является самым сложным для эксплуатации дорог и организации движения. Продолжительность этого периода колеблется от 20 суток в южных районах до 260 суток в северных районах России. Состояние поверхности дорог и условия движения зимой формируются под влиянием отрицательной температуры воздуха, ветра, снегопада, метели, гололёда и ограниченной метеорологической видимости, а также сочетания этих факторов. В горных районах самым опасным зимой является образование и сход снежных лавин.

Различают несколько видов снежно-метелевых явлений.

Спокойный снегопад (снегопад) - выпадение снега из облаков без сдувания и переноса его ветром. Спокойный снегопад наблюдается при скорости ветра до 2-3 м/с. Толщина слоя, выпадающего за один снегопад, составляет чаще всего 1-5 см. Иногда за один снегопад выпадает 6-15 см и в редких случаях 16-35 см. В горных районах иногда за один снегопад образуется слой толщиной до 1 м. Свежевыпавший сухой, рыхлый снег имеет плотность от 0,07 до 0,12 г/см 3 ; если выпадает влажный или мокрый снег, его плотность может достигать 0,2-0,25 г/см 3 .

Верховая метель - снегопад при ветре, когда снег переносится в слое воздуха высотой до 100 м.

Низовая метель - перенос частиц ранее выпавшего снега без выпадения снега из облаков. Разделяется на позёмку - перенос частиц снега поднятием над уровнем снежного покрова до 30 см и на собственно низовую метель , когда переносимые частицы снега поднимаются на высоту до 10 м.

Общая или двойная метель - сочетание низовой и верховой метели, когда одновременно переносится выпадающий из облаков снег и частицы ранее выпавшего снега. Это самые неблагоприятные для зимнего содержания условия.

Метелевые отложения, называемые снежными заносами , имеют большую толщину и плотность. На участках с нулевыми отметками и малыми насыпями толщина метелевых отложений составляет 0,6-1 м. Мелкие выемки заносятся полностью, а в глубоких выемках толщина отложений может доходить до 5-6 м. Плотность снега в снежных заносах составляет 0,25-0,35 г/см 3 .

Зимняя скользкость образуется на дорогах в виде гололедицы, гололёда и снежного наката.

Наличие снежных отложений на дороге приводит к сокращению используемой для движения ширины проезжей части, увеличению коэффициента сопротивления качению и снижению коэффициента сцепления (рис. 15.2), в результате чего происходит снижение скорости и ухудшение условий безопасности движения.

Толщина слоя рыхлого снега, мм

Рис. 15.2. Зависимость коэффициента сопротивления качению и коэффициента сцепления от толщины слоя рыхлого снега: 1 - коэффициент сопротивления качению; 2 - коэффициент сцепления

Вся система мероприятий по зимнему содержанию дорог должна быть построена таким образом, чтобы с одной стороны обеспечить наилучшие условия для движения автомобилей, с другой - максимально облегчить, ускорить и удешевить зимнее содержание. Чтобы обеспечить выполнение этой задачи, при зимнем содержании проводятся:

профилактические меры , цель которых - не допустить или максимально ослабить образование снежных и ледяных отложений на дороге; к числу таких мер относятся уменьшение снегозависимости дорог, профилактическая обработка покрытий химическими противогололедными веществами и др.;

защитные меры , с помощью которых преграждают доступ к дороге снега и льда, поступающего с прилегающей местности; к ним относится применение защит от метелевого переноса, от снежных лавин, от наледного льда. Главным критерием качества снегозащиты следует считать полное исключение отложений метелевого снега на дорогах с тем, чтобы для патрульной снегоочистки оставалось только удаление снега, выпадающего во время снегопадов;

меры по удалению уже возникших снежных и ледяных отложений (например, очистка дорог от снега и льда), а также по уменьшению их воздействия на автомобильное движение (обработка обледеневшей поверхности дороги материалами, повышающими коэффициент сцепления шин с дорогой).

Требования к состоянию дорог в зимний период . Состояние поверхности дорог зимой зависит от климатических характеристик района проложения дороги, её конструктивных особенностей, степени защищённости от снежных заносов, а также от организации работ по очистке дорог от снежных отложений и ликвидации зимней скользкости.

Требования к уровню зимнего содержания определяются исходя из оценки влияния состояния дорог в зимний период на различных участках на обеспеченность расчётной скорости, которая зависит как от динамических качеств автомобиля, так и от соотношения сил сцепления и сопротивления качению при различной толщине слоя рыхлого снега на покрытии.

Влияние снежных отложений и зимней скользкости на режим движения автомобилей можно установить из анализа основного условия движения, которое в упрощённом виде имеет вид:

m f ± i , где

m - коэффициент сцепного веса, колеблется от 0,5 до 0,65;

 - коэффициент сцепления;

f - коэффициент сопротивления качению;

i - продольный уклон, в промилях.

Если принять величину коэффициента сцепного веса равной 0,5, то основное условие движения можно сформулировать в следующем виде: движение автомобиля по дороге будет возможно только тогда, когда величины коэффициента сцепления будет в два раза выше, чем сумма дорожных сопротивлений, состоящая из сопротивления качению и продольного уклона.

Следовательно, при определенных соотношениях сцепных качеств и сопротивления качению движение по дороге в тяговом режиме может оказаться невозможным независимо от динамических качеств, а максимальная скорость движения автомобиля (V max) в тяговом режиме не может быть больше величины, определённой по формуле А.П. Васильева:

 60 - коэффициент сцепления при скорости измерения 60 км/ч;

f 60 - коэффициент сопротивления качению для скорости 60 км/ч.

Эти положения служат теоретической основой разработки требований к допускаемой толщине слоя снега на покрытии.

Если исходить из наиболее неблагоприятных сочетаний сопротивления качению и коэффициента сцепления заснеженного покрытия, то при толщине слоя снега на покрытии от 2 до 20 мм в зависимости от его температуры и влажности условия движения на дороге становятся трудными, а коэффициент обеспеченности расчётной скорости снижается до 0,75. Уже при толщине слоя снега более 30 мм могут наблюдаться остановки легковых автомобилей на горизонтальных участках дорог из-за буксования, а при толщине более 80 мм такие остановки приобретают массовый характер. Современные грузовые автомобили могут двигаться при толщине слоя рыхлого снега от 80 до 120 мм, но скорости движения при этом будут очень низкими (рис. 15.3). Особенно сильно влияют на скорость движения наличие снежных отложений при движении на подъёмах.

Рис. 15.3. Влияние толщины слоя рыхлого снега h р.сн на скорость автомобилей: а - легковых; б - грузовых типа ЗИЛ-130: 1, 2, 3 - скорости, возможные по динамическим качествам автомобилей при f min , f cp , f max ; 4, 5, 6, 7- скорости, возможные по соотношению max и f min ; cp и f cp ; min и f max

При толщине слоя рыхлого снега 2-5 мм или при наличии уплотненного слоя снега на покрытии нормальные условия движения обеспечиваются только на подъемах с уклоном 1-3 %. На всех остальных участках расчётная скорость движения не обеспечивается. При минимальных значениях или максимальных значениях f остановки движения легковых автомобилей на подъемах с уклонами в 3 % будут наблюдаться при толщине слоя рыхлого снега 40-50 мм, а с уклонами 5 % - при толщине слоя снега 20-30 мм.

При наличии снежного наката большое влияние на скорость и безопасность движения оказывает ровность уплотненного снега, которая зависит от толщины слоя снега, его физико-механических характеристик, интенсивности и состава движения и уровня содержания. Ровность заснеженной поверхности колеблется в широких пределах в зависимости от толщины снежного покрова и тщательности его выравнивания (рис. 15.4). Если снег не удалён полностью, но регулярно разравнивается автогрейдерами или другими плужными очистителями, нормальные условия движения наблюдаются при толщине слоя снега до 90 мм. При нерегулярном профилировании или при удалении снега с покрытия бульдозерами нормальные условия движения наблюдаются при толщине слоя снега не более 25 мм. Нормальные условия для средних параметров снежных отложений наблюдаются при толщине слоя до 40 мм.

Рис. 15.4. Изменение ровности проезжей части при наличии уплотнённого снега

В любом случае толщина слоя снежного наката не должна превышать 100-120 мм по условиям ровности (рис. 15.5). Важно отметить, что хотя при небольшой толщине слоя уплотнённого снега ровность меняется незначительно, на дорогах I-III категорий снег все равно должен быть удалён с покрытия, чтобы обеспечить требуемые сцепные качества. На дорогах IV-V категорий толщина плотного слоя снега не должна быть более 60 мм при условии постоянного профилирования и полной очистки снега на участках подъёмов и спусков, и только в исключительных случаях на отдельных участках может допускаться до 200 мм.

Рис. 15.5. Влияние толщины слоя снега на обеспеченность расчётных скоростей: 1 - возможная скорость при лучшей ровности; 2 - ограничение по max ; 3 - возможная скорость при средней ровности; 4 - ограничение по cp ; 5 - возможная скорость при плохой ровности; 6 - ограничение по min

Особое значение имеет соблюдение указанных требований при организации патрульной снегоочистки.

Допустимая толщина слоя рыхлого снега, накапливающегося на дороге, зависит от интенсивности снегопада и времени между проходами снегоочистительных машин, называемого временем снегонакопления. Поэтому количество патрульных снегоочистительных машин прямо зависит от допустимой толщины слоя рыхлого снега, который накапливается в перерывах между проходами машин:

где (15.2)

h доп - допустимая толщина слоя снега на покрытии, мм;

L - длина участка дороги, км;

В - ширина очищаемой поверхности, м;

V раб - скорость снегоочистителя, км/ч;

К b - коэффициент использования рабочего времени (может быть принят 0,7-0,9);

b - ширина захвата снегоочистителя, м.

Поэтому и затраты на патрульную снегоочистку в наибольшей степени зависят от допустимой толщины слоя рыхлого снега на покрытии во время снегопада и интенсивности снегопада (рис. 15.6). При допустимой толщине слоя снега менее 30-20 мм затраты на снегоочистку стремительно растут.

Рис. 15.6. Затраты на патрульную снегоочистку в зависимости от допускаемой толщины слоя рыхлого снега на дороге h доп и интенсивности снегопада i

За высший уровень зимнего содержания можно принять обеспечение чистой сухой поверхности дороги, при котором толщина слоя снега на покрытии во время метелей и снегопадов не превышает 5 мм, а срок его удаления так же как удаления гололёда и зимней скользкости не превышает 1 ч после окончания снегопада, метели, гололёда.

Этот уровень может быть достигнут при полной оснащённости дорожной службы до нормативной потребности машинами, оборудованием и материально-техническими ресурсами на участках дорог, запроектированных с соблюдением всех требований по защите от снежных заносов и не всегда экономически целесообразен (табл. 15.1). Поэтому указанные технические требования могут быть скорректированы технико-экономическими расчетами с учетом фактической интенсивности движения и затрат на содержание дороги в соответствии с существующими требованиями в реальных климатических условиях.

Таблица 15.1

Наименование средств механизации

Основные параметры

Минимально необходимое количество (на 100 км)

Одноотвальные плужно-щёточные снегоочистители

Ширина отвала 3 м; рабочая скорость - 25-60 км/час

Шнекороторные или фрезеророторные снегоочистители

Ширина захвата 3 м; производительность - 1000-1200 т/час

Бульдозер с поворотным отвалом

Мощность 118 КВт

Автогрейдер лёгкий

Мощность 66 КВт

Распределитель твёрдых противогололёдных материалов

Ширина распределения - 10 м; вместимость бункера - 5 м 3

Распределитель жидких противогололёдных материалов

Ширина распределения - 7 м; ёмкость бункера - 5 м 3

Фронтальные погрузчики

Ёмкость бункера - 2 м 3

Критерием технико-экономического обоснования требований к уровню содержания может быть принят минимум приведенных затрат, которые в общем виде будут слагаться из двух групп затрат:

а) затраты, сумма которых сокращается с ужесточением требований к уровню содержания дороги;

б) затраты, сумма которых увеличивается с ужесточением требований к уровню содержания дороги.

К первой группе относятся затраты автомобильного транспорта (капитальные вложения и текущие затраты), которые сокращаются при увеличении средней скорости движения за счёт более высокого уровня содержания дорог и от дорожно-транспортных происшествий. Ко второй группе относятся затраты на содержание дороги, которые увеличиваются с увеличением требований и в зависимости от длительности и вероятности действия метеорологических факторов.

На рис. 15.7 приведены результаты расчётов для снегопадов различной интенсивности продолжительностью 6 ч. Их анализ показывает, что на дорогах II категории даже при сильном снегопаде экономически нецелесообразно допускать накопления слоя рыхлого снега толщиной более 10-15 мм в то время, как на дорогах IV категории в этих условиях толщина слоя снега может быть допущена до 50-60 мм и более.

Рис. 15.7. Технико-экономическое обоснование требований к допустимой толщине слоя рыхлого снега: 1 - затраты на очистку дороги от снега при интенсивности снегопада 2 мм/ч; 2, 3 - транспортные затраты при интенсивности движения 1000 авт./сут и 4000 авт./сут; 4, 5 - суммарные затраты при интенсивности движения 1000 авт./сут и 4000 авт./сут

Важной задачей дорожной службы является соблюдение сроков ликвидации снежных отложений и зимней скользкости, которые должны быть дифференцированы для дорог с различной интенсивностью движения в различных климатических зонах. От установленных сроков ликвидации зависит требуемое количество машин для зимнего содержания.

Установлено, что независимо от района проложения дороги гололёд и снежный накат должны убираться практически в одинаковые сроки. С увеличением количества снегопадов экономически эффективные сроки ликвидации снежных отложений увеличиваются, а с увеличением количества гололёдов - уменьшаются (рис. 15.8). Экономически целесообразно выдерживать одинаковые сроки ликвидации зимней скользкости на всём протяжении дороги вне зависимости от величины итогового коэффициента безопасности (рис. 15.9). Это свидетельствует о том, что влияние зимней скользкости на аварийность значительно превышает влияние геометрических параметров дороги.

Рис. 15.8. Зависимость сроков ликвидации зимней скользкости от повторяемости гололёда и снегопада: а - снегопада; б - гололёда; 1 - интенсивность движения 200 авт./сут, длительность зимнего периода 30 дней; 2 - интенсивность движения 500 авт./сут, длительность зимнего периода 160 дней

Рис. 15.9. Зависимость сроков ликвидации зимней скользкости от итогового коэффициента аварийности: 1 - интенсивность движения 200 авт./сут, длительность зимнего периода 220 дней; 2 - интенсивность движения 500 авт./сут, длительность зимнего периода от 30 до 160 дней

Наибольшее влияние на экономически эффективные сроки ликвидации зимней скользкости и снежных отложений оказывает интенсивность движения (рис. 15.10), которая и должна быть положена в основу градации требований к директивным срокам ликвидации этих явлений, т.е. сроки должны быть дифференцированы именно по интенсивности движения.

Рис. 15.10. Зависимость сроков ликвидации зимней скользкости от методов борьбы и интенсивности движения: 1 - применение пескосоляных смесей; 2 - то же, твёрдых хлоридов; 3 - нормы ФРГ

При этом нормативным сроком ликвидации гололёда считается время с момента его обнаружения и начала работы до полного удаления, а сроком ликвидации снежных отложений - время с момента окончания снегопада или метели до полного удаления снега с проезжей части или доведения до допустимой ширины очистки и толщины снежных отложений.

В практической деятельности могут иметь место случаи, когда экономически целесообразные требования к допустимой толщине слоя снега на покрытии и сроком ликвидации зимней скользкости и гололёда не могут быть обеспечены из-за недостаточной оснащённости дорожной службы машинами и оборудованием для зимнего содержания. В этом случае должны быть обоснованы временные отступления от экономически эффективных требований.

Допустимые уровни и требования к зимнему содержанию дорог. По уровню зимнего содержания все дороги делятся на три группы:

Группа А - дороги с чистой на всю ширину проезжей частью;

Группа Б - дороги с чистой серединой проезжей части;

Группа В - дороги с уплотнённым снегом на проезжей части.

Директивные требования к показателям уровня зимнего содержания каждой дороги должны устанавливаться на основе технико-экономических расчетов с учётом оснащённости дорожно-эксплуатационной службы машинами и оборудованием для зимнего содержания дорог. Предельно допустимые значения указанных требований приведены в табл. 15.2.

Таблица 15.2

Характеристики дорог

Показатели состояния

Интенсивность движения, авт./сут

Минимальная ширина очищенной поверхности проезжей части, м

Максимально допустимая толщина слоя рыхлого снега на проезжей части, мм

Допустимая толщина уплотнённого слоя снега на проезжей части, мм

Допустимая толщина уплотненного слоя снега на обочинах (у бровки земляного полотна), мм

Максимальный срок проведения работ по снегоочистке и ликвидации зимней скользкости, час

Федеральные автомобильные дороги

Более 3000

На всю ширину

Менее 1000

Территориальные дороги с регулярным автобусным движением

Более 3000

Менее 1000

Дороги местного значения с регулярным автобусным движением

Менее 1000

Дороги местного значения с допускаемым перерывом движения

Движение не регулярное

* - На дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд.

Как правило, расчистку дорог от выпадающего и приносимого к дороге снега необходимо производить на полную ширину земляного полотна, а ликвидацию зимней скользкости - на ширину проезжей части и краевых укрепительных полос. Допускается оставлять слой уплотненного снега небольшой толщины на покрытиях переходного типа и на грунтовых дорогах. Оставляемый на проезжей части и обочинах снег необходимо регулярно профилировать, чтобы предотвратить образование неровностей.

Содержание городских дорог и улиц в зимний период включает в себя уборку проезжей части, остановочных площадок, тротуаров и дворовых территорий от снега. Машины для зимнего содержания автомобильных дорог составляют обширную номенклатуру техники, отличающейся по назначению, типам рабочих органов, мощности базо­вых машин, конструктивным особенностям шасси и размещению рабочих органов.

Назначение этих машин следующее: уборка снега с твердых покрытий, удаление уплотненного снега и наледи, распределение противогололедных материалов. На первый взгляд кажется, что в уборке снега с улиц городов нет ничего сложного, но мнение это ошибочное. На самом деле водители и пешеходы не замечают, сколько времени, труда и затрат вкладывают коммунальные службы в обслуживание городских территорий в зимнее время.

Деление коммунальных и комплексных дорожных машин (КДМ) по величине основного параметра (мощности базовой машины) позволяет производить их выбор для конкретных объектов городского дорожного хозяйства.

Базовые машины мощностью до 140 кВт рекомендуется использовать на улицах и дорогах местного значения; мощностью 140–200 кВт на улицах и дорогах районного значения; мощностью свыше 200 кВт (иногда свыше 300 кВт, например, для однопроходной очистки МКАД от снега) исключительно на магистральных улицах и дорогах с многополосной проезжей частью.

Особенности техники для уборки дворов и тротуаров

Подобная дорожная техника на базе грузовых автомобилей с высокой рабочей скоростью и оборудованием с шириной рабочей зоны, превышающей габаритную ширину базовой машины, мало приспособлена для уборки небольших улиц с низкой интенсивностью движения, дворов, тротуаров и пешеходных зон. С развитием специализированной техники перед разработчиками вставали различные задачи, главной из которых было решение проблемы габаритных размеров и обеспечение маневренности новых моделей. Это было обусловлено тем, что городская среда зачастую подра­зумевает узкие проезды, заставленные личным транспортом дворы и прочие факторы, из-за чего тротуароуборочные машины вынуждены работать в весьма ограниченном пространстве.

Спектр техники, применяемой при уборке объектов городского хозяйства, не относящихся к улицам и дорогам с высокой интенсивностью движения, достаточно велик. Относительно малые объемы работ в ограниченном пространстве для маневрирования требуют применять базовые машины небольших размеров, но с достаточным запасом мощности для использования навесного оборудования, способные работать на низких скоростях. К тому же для эксплуатационных предприятий важнейшими пунктами в вопросе выбора техники всегда будут стоять цена машины и стоимость эксплуатации. Еще один немаловажный аспект – базовая техника должна быть универсальной, и чем шире возможности для ее использования, тем лучше.

Тротуароуборочные машины, как, впрочем, и КДМ, универсальны, могут эксплуатироваться круглый год и решать самые разные задачи. Изменение вида выполняемых работ происходит за счет смены навесного оборудования. Таким образом, при использовании одной тротуаро­уборочной машины можно выполнять очистку твердых асфальтобетонных поверхностей от снега, шуги (плуг, щетка), а также бороться с гололедом (пескоразбрасывающее оборудование) и снежными заносами (роторное снего­очистительное оборудование).

Сегодня подобная техника стала неотъемлемой частью любого города, так как ее применение обеспечивает оперативность и высокую производительность. Современные тротуароуборочные машины способны качественно выполнить весь спектр необходимых работ для поддержания чистоты в городе не только в зимний, но и в летний периоды. Если раньше на уборку территорий выходили целые бригады, то теперь людской труд в основном заменен тротуароуборочными машинами. Одна машина с оператором-профессионалом заменяет работу десятка человек с лопатами и метлами. Безусловно, в некоторых труднодоступных местах и при специфических видах работ используется ручной труд, но объемы ручного и механизированного труда несравнимы. Таким образом, использование техники позволяет снизить денежные затраты.

Подбор коммунальной техники

Каждое коммунальное предприятие имеет в своем распоряжении тротуароуборочные машины для поддержания чистоты обслуживаемой территории. В настоящее время нетрудно подобрать комплект машин исходя от типа убираемой площади, требуемых функций и финансовых возможностей обслуживающей организации.

Эффективность механизированной снегоочистки дворовых территорий и внутриквартальных проездов в значительной мере зависит от правильного выбора машин и средств малой механизации (см. табл. 1).

Использование мини-тракторов

Мини-тракторы в коммунальных организациях применяются не очень широко. Комплектуются они примерно одинаковым набором навесного оборудования: спереди поворотный плужный отвал, сзади навешивается цилиндрическая щетка. Подобное сочетание сменного оборудования можно считать самым распространенным не только на мини-тракторах, но и на более мощной технике для уборки тротуаров. Мини-тракторы могут комплектоваться и роторными снегоочистителями, но подобный комплект оборудования предлагается всего одним производителем (ОАО «Курганмашзавод») на тракторе КМЗ-012, рекомендуемом департаментом ЖКХиБ г. Москвы.

Распространенность и невысокая цена колесных тракторов в ряде случаев заставляет останавливать выбор коммунальных предприятий именно на них в качестве тротуароуборочной техники. Их применение обусловлено в первую очередь универсальностью, отсутствием проблем с запчастями и ремонтом, возможностью использования различного сменного оборудования в зависимости от выполняемых работ. В коммунальном хозяйстве наиболее распространена продукция Владимирского, Липецкого и Минского тракторных заводов (первые два из перечисленных в настоящее время прекратили выпуск тракторов). Типичным представителем таких машин является, к примеру, универсальная уборочная машина КО-812-2 на базе пневмоколесного трактора МТЗ 80/ МТЗ 82.

При эксплуатации этого вида машин не требуется дополнительного обучения оператора в отличие от случаев использования иностранной техники, а сервисные работы могут производиться силами самой коммунальной организации. Возможность заднего хода и пониженные рабочие скорости (уборку механизированным способом допускается прово­дить на тротуарах и во дворах при скоростях машин до 4 км/ч) дают возможность безопасно работать в пешеходных зонах, парках и местах, где затруднено деление дороги на проезжую часть и тротуар. Собственная гидросистема и валы отбора мощности (ВОМ) решают проблему привода навесного оборудования.

Уборка малоуплотненного снега

    Для очистки поверхности твердых искусственных покрытий от слоя свежевыпавшего и мало­уплотненного снега толщиной до 10 см применяют навесное оборудование в виде поворотных отвалов нескольких видов:
  • поворотный с металлическим ножом при очистке дорог от слежавшегося снега;
  • поворотный с резиновым лемехом для очистки дорог от свежевыпавшего снега, шуги и грязи, он более долговечен и оказывает меньшее динамическое воздействие на выступы покрытия;
  • неповоротный с металлическими ножами (бульдозерный);
  • адаптивный (с компенсатором угла положения ножей);
  • зачистной (совковый или погрузочный);
  • сегментный (с регулируемыми в плане крыльями).

Отвал для увеличения зоны очистки может быть снабжен уширителями. Вместо плуга или отвала для сдвигания снега и его погрузки в автосамосвалы возможна установка погрузочного оборудования.

В дополнение к отвалу используется и задняя цилиндрическая подметальная щетка с капроновым или металлическим ворсом. Щетка используется, как правило, круглогодично: зимой для подчистки снежных следов за отвалом, летом для смета грязи и пыли.

Удалять снег с покрытия можно не только сгребая и сметая его в сторону, но и активными методами. Предназначены для этого прежде всего машины с роторными агрегатами, которые включают в себя плужно-роторные, шнекороторные, фрезерно-роторные и фрезерно-плужные рабочие органы.

Фрезерное оборудование применяют для размельчения и удаления слежавшегося снега, ледяной крошки и обледенелых образований. Шнековое оборудование используют для удаления плотного снежного покрова, который нельзя удалить отвалом или плугом. Фрезерный орган, как и шнекороторный, обычно крепится в передней части, хотя на некоторых моделях он монтируется сзади. Но шнекороторное оборудование на тракторах при уборке тротуаров применяют редко.

Для распределения твердых реагентов и песко-соляной смеси используют навесные бункера и прицепные пескоразбрасыватели, вместимость которых зависит от типа трактора. В состав специального оборудования прицепов-пескоразбрасывателей входят кузов, транспортер, разбрасывающее устройство, гидросистема и электрооборудование. Объем бункера прицепа для распределения противогололедных материалов составляет от 1,0 до 2,5 м 3 .

Мини-погрузчики с бортовым поворотом

Весьма распространенной техникой для уборки тротуаров и дворов являются мини-погрузчики с бортовым поворотом. Они также универсальны и используются круглый год. Главным достоинством мини-погрузчиков остается их компактность, которая ценится прежде всего на ограниченном пространстве, во дворах, пешеходных и парковых зонах, на стоянках. У этих машин есть и другие очевидные плюсы: небольшие размеры и масса (для большинства моделей 2,5–4,2 т), возможность разворота на месте, простота управления, высота подъема ковша, достаточная для погрузки в самосвал, возможность применения разнообразных сменных рабочих органов. Все эти особенности делают мини-погрузчики незаменимыми помощниками коммунальных служб.

Изготовители мини-погрузчиков предлагают широкие гаммы сменных рабочих органов для них, однако бо’льшую часть многофункционального навесного оборудования выпускают независимые производители. Для уборки снега с покрытия и обочин в зависимости от толщины и состояния слоя снега (рыхлый, свежевыпавший, мало- и среднеуплотненный, сильноуплотненный – слежавшийся и обледеневший) применяются рабочие органы различного типа и размера. Главные зимние «инструменты» мини-погрузчиков – основной, или универсальный, ковш, часто используемый и зимой, и летом, а также поворотный отвал, цилиндрическая щетка в сезонном исполнении и зимний фрезерно-роторный снегоочиститель. Практически все активные органы имеют гидропривод от гидростанции мини-погрузчика, их рабочая масса в пределах 230–400 кг.

Самым распространенным оборудованием погрузчиков остается универсальный ковш (объем ≈ 0,5 куб.м). Он предназначен для погрузки, перемещения и других работ с широким спектром грузов – как снега, так и мелкого щебня и песко-соляной смеси для борьбы с зимней скользкостью. Кроме того, ковш может использоваться в качестве отвала для распределения противогололедных материалов, сгребания снега. Но универсальные ковши не лучшим образом приспособлены для уборки зимой, а виной тому малая высота подъема стрелы и малая вместимость. Первую проблему способны решить двухчелюстные ковши, которые с той же стрелой позволяют грузить на бо’льшую высоту (+0,3...0,5 м) и загружать, таким образом, большегрузные самосвалы с бортами высотой до 3 м.

Таблица 1. Техника для уборки дворовых территорий и внутриквартальных проездов, рекомендуемая департаментом ЖКХиБ Москвы
Способ уборки Ширина тротуара, м Рекомендуемые модели Комплектность поставки, основные параметры оборудования
Ручная уборка

Мотоблок МКА-7,5

Плуг + щетка + ротор + разбрасыватель
Ширина захвата – 1 м

Механизированная уборка

Мини-погрузчик «Авант-500» (Финляндия)

Плуг + щетка + ротор + погрузчик + разбрасыватель щебня
Ширина машины – 0,95 м
Ширина захвата плуга – 1,0 м
Высота вала снега для переброски – 0,3 м

Мини-трактор КМ3-012

Отвал + щетка + ротор
Ширина трактора – 0,96 м
Ширина захвата отвала – 1,2 м

Мини-погрузчиктипа «Бобкэт»

Плуг + щетка + ротор + погрузчик
Ширина машины – 0,95 м
Ковш погрузчика – 0,38 м 3

«Беларусь-320 МК»

Плуг + щетка
Ширина машины – 1,8 м
Ширина захвата плуга – 1,85 м

Трактор ВТЗ-ДКТ-705

Плуг + щетка
Ширина захвата – 1,8 м

Свыше 3,5 и межквартальные проезды

Трактор ВТЗ-ДКТ-705

Плуг + щетка
Ширина захвата – 1,8 м

КО-707 (МТЗ-82)

Плуг + щетка, захват
Ширина захвата – 2,1 м

Поворотные гидрофицированные отвалы, применяемые на погрузчиках с бортовым поворотом, хорошо приспособлены для сгребания и уборки свежевыпавшего снега высотой до 15 см. Это ставит их в один ряд с колесными тракторами намного большей массы по специфике выполняемых работ и техническим возможностям.

На мини-погрузчике возможно также применение подметально-щеточного оборудования (цилиндрическая щетка, универсальная уборочная навеска). Но его имеет смысл применять только при отсутствии в парке коммунального предприятия машин с подметальным оборудованием на базе универсальных колесных тракторов. По сути, это условие и предопределило популярность мини-погрузчиков с щеточным оборудованием на Западе.

Для удаления валов слежавшегося снега, оставленных после уборки дорог комбинированными автомобилями или коммунальными тракторами, может применяться фрезерно-роторное навесное оборудование. Применение фрезерно-роторных органов с коротким раструбом целесообразно в лесопарковой зоне, а также в местах, где не требуется погрузка снега непосредственно в кузов грузового автомобиля. Для этого предназначены фрезерно-роторные органы с удлиненным раструбом. Как вариант для подобных целей можно рассматривать плужно-роторные снегоочистители с двумя или одним ротором в центре плуга. Их производительность несколько ниже, чем фрезерно-роторных органов, а наибольший эффект достигается при уборке свежевыпавшего снега плотностью не выше 250 кг/куб.м, тогда как фронтальные погрузчики и тракторы, оснащенные таким оборудованием, могут убирать снег плотностью 300 кг/куб.м.

В последнее время все шире применяются навесные пескоразбрасыватели противогололедных материалов и реагентов и на мини-погрузчиках. Они позволяют проводить отсыпку материалов с плотностью распределения 10–200 г/кв.м на заданную ширину от 1 до 5 м. Принцип разбрасывания такого оборудования центробежный. В нижней части бункера имеется окно с заслонкой для регулирования расхода материала. Под бункером напротив окна расположен вращающийся рабочий диск. Расположение лопаток рабочего диска дает возможность его реверсного вращения. Некоторые модели навесных пескоразбрасывателей, предназначенные для работы с мини-погрузчиками массой 1,5–2,2 т, снабжены колесами для большей устойчивости.

Значения характеристик различного сменного оборудования изменяются не линейно и в ряде случае по некоторым параметрам мини-погрузчик может заменить более тяжелую технику.

Работа коммунальных служб

Коммунальные службы круглые сутки должны быть готовы к проведению всех необходимых работ по удалению снега и борьбе со скользкостью для обеспечения движения автотранспорта и пешеходов во дворах и внутриквартальных проездах. Несмотря на подготовленность к авральным ситуациям, в основном уборка производится в вечерние или утренние часы, когда количество пешеходов незначительно. Но следует отметить, что в ночные часы с 23 до 7 ч утра работы по снегоочистке производятся только в экстренных случаях. Подобным исключением из правил может быть непрерывный снегопад, интенсивность которого более 2 см/ч. В этом случае работы должны начинаться с началом снегопада и про­должаться до его окончания. В первую очередь уборка территории производится механизированным способом, далее ручным способом в основном осуществляется уборка площадей, не­доступных для снего­уборочной техники.

    Технологией зимней уборки дворовых территорий и внутриквартальных проездов предусматриваются три основных вида работ:
  • борьба со снежно-ледяными образованиями путем свое­временного удаления свежевыпавшего, а также уплотненного снега;
  • перекидывание, погрузка и вывоз снега и скола, собранных в валы и кучи;
  • борьба с гололедом.

При механизированной уборке снег высотой до 2 см убирается щеткой, при большей высоте снега – плужно-щеточным снегоочистителем. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в лотковую по­лосу, а во дворах – к наиболее рациональным и удобным для вывоза снега местам складирования. Сдвинутый с внутриквар­тальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, располо­женные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль про­езда с помощью, как правило, роторных снегоочистителей, с последующим вывозом автотранспортом.

Погрузка снега на автотранспорт может производиться снегопогрузчиками, но в стесненных условиях их применение не всегда возможно, поэтому при данном виде работ также находят применение трактора и мини-погрузчики. На тротуарах шириной бо­лее 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается временно собирать снег в валы на середину тротуара для последующего удале­ния. Для обеспечения эффективной работы снего­уборочных машин вал снега укладывается с таким расчетом, чтобы в основании он был не шире 1,5 м.

Участки, покрытые уплотненным снегом или льдом, убираются с помощью машин со скалывающим устройством или же вручную. Удаление скола производится одновременно со скалыванием или немедленно после него. Для облегчения ведения работ на тротуаре должны быть устроены пандусы или частичное понижение бортового камня для съезда уборочных машин.

Механизированная уборка территории производится по заранее составленным маршрут­ным картам, содержащим план тротуаров и дворов с обозначением зеленых насаждений, столбов и мачт электро­освещения и различного рода препятствий. На маршрутных картах устанавливаются наиболее оптимальные пути движения машин, количество и очередность проходов, места и характер маневрирования машин, схема перемещения снега, границы участков механизированной и ручной уборки, рас­стояние нулевых пробегов (от места стоянки до места уборки) и переезд на другое место работы.

Снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, разрешается складировать на газонах и территориях дворов таким образом, чтобы оставались сво­бодными проезд для автомобилей и дорожки для пешеходов, а также не допускались повреждения зеленых насаждений. По нормативным документам запрещается укладка снега и скола снежно-ледяных образований на дет­ских игровых и спортивных площадках, трассах тепловых сетей, дождевых колодцах, площадках для выгула собак, также нельзя приваливать снег к стенам зданий.

В первую очередь производятся работы по очистке тротуаров с целью обеспечения беспрепятственного пере­мещения пешеходов. Покрытия тер­риторий должны быть полностью очищены от снега до искусственного покрытия в со­ответствии с разработанными схемами уборки. Очистку тротуаров начинают после накопления слоя снега высотой до 2 см (в свежевыпавшем состоянии).

Необходимое время для снегоочистки тротуаров, обслуживаемых одной комплексной бригадой, при интенсивности снегопада 1–2 см/ч не должно превышать 4 ч для территорий 4–5 классов и 5 ч для территорий 1–3 классов.

При небольшой ширине тротуара и малой интенсивности движения пешеходов снегоочистка может вестись ручным способом – с применением мотоблока, оснащенного роторным оборудованием. Работы по снегоочистке дворовых территорий выполняются без использования химических противогололедных материалов (реагентов), поэтому ножи отвалов, а также ворс щеток тротуароуборочных машин должны иметь повышенную жесткость.

Необходимость своевременной очистки тротуаров и пешеходных дорожек, расположенных вблизи крупных магистралей, вызвана кроме обеспечения удобства движения пешеходов еще и необходимостью опережающего перемещения снега с тротуаров на проезжую часть, где колонной уборочных машин формируется снежный вал, который в последующем вывозится на снегосвалки или снегоплавильные пункты.

Снегоочистка внутриквартальных проездов

Снегоочистка внутриквартальных проездов, как правило, выполняется механизированным способом. В качестве средств механизации для очистки от снега проезжей части наиболее рацио­нально использовать машины, оснащенные плужно-щеточным оборудованием. Одновременно с зачисткой дорожного покрытия снегоочистителем производится формирование снежного вала. В результате выполнения указанной операции ширина сформированного вала не должна превышать 1 м.

На отдельных участках проезжей части могут образоваться очаги уплотненного снега и снежный накат. Удаление уплотнений должно производиться сразу же после снегоочистки дороги путем повторных механических воздействий жесткими ножами плуга на уплотненный участок. Остатки уплотненного снега удаляют с помощью лопат-скребков ручным способом. Время на устранение очагов уплотнений по нормативам не должно превышать 5 ч после окончания снегопада. Уборка уплотненного снега должна производиться в кратчайшее время, так как промедление при выполнении этой операции может привести к возникновению снежно-ледяного наката или льда, что ведет к резкому понижению коэффициента сцепления колеса автомобиля с покрытием, а также осложняет передвижение пешеходов.

По первому варианту снег из сформированного при уборке вала с помощью погрузочного оборудования и автосамосвалов перемещается на места промежуточного размещения снега, находящиеся за пределами территории двора, но в одном с ним районе. Места промежуточного размещения согласуются с администрацией района. Во втором случае снег предварительно складируют на участке дворовой территории с последующей перегрузкой фронтальными погрузчиками в автосамосвалы и вывозом его в пункты приема снега.

При реализации первого варианта срок вывоза снега не должен превышать 4 суток.

    Во втором случае время вывоза валов снега после окончания снегопада составляет:
  • при снегопаде до 5 см не более 5 дней;
  • при снегопаде до 10 см не более 7 дней.

На дворовых территориях химические реагенты не применяются. В качестве основного противогололедного материала используется гранитный щебень фракций 2–5 мм. Реагенты применяются в исключительных случаях – при объявлении чрезвычайных гололедных ситуаций по указанию городского оперативного штаба. С целью уменьшения засоренности грунтов на объектах озеленения ширина полосы распределения щебня не должна превышать ширины полосы движения транспортного средства или ширины тротуара. Нормы распределения гранитного щебня зависят от температуры воздуха (см. табл. 3).

Жители Москвы, недовольные качеством зимнего содержания тротуаров и дворовых территорий, могут обратиться в столичное Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ), которое осуществляет контроль за состоянием внешнего благоустройства городских территорий, а также в управляющие компании, управы и префектуры столицы. В зимний период основным критерием контроля является очистка от снега и льда искусственных покрытий. Заказчик работ по уборке дворовых территорий и внутриквартальных проездов обязан самостоятельно контролировать ход и качество уборочных работ, выполняемых коммунальными организациями.

Гололед становится не только причиной каждого второго ДТП зимой, но и способен нанести существенный экономический и экологический урон. Наличие на дороге наката, рыхлого или уплотненного снега снижает скорость потока автомобилей в 2–3 раза, ухудшает пропускную способность дорог, увеличивает расход топлива и объемы выбросов выхлопных газов в атмосферу. А в результате возрастает загрязненность воздуха и почв тяжелыми металлами, нефтепродуктами, угарным газом.

Правила зимнего содержания автомобильных дорог

При появлении гололеда резко возрастает число ДТП, а также страдает экономика страны и экология. Неубранный с дорог снег в 2-3 раза снижает скорость автомобильного потока, из-за чего растет расход топлива и больше выбросов попадает в атмосферу. В статье мы рассмотрим требования ГОСТов к содержанию дорог в зимний период, а также ознакомимся с новыми действующими здесь правилами.

Зимнее содержание дорог - трудоемкий и затратный процесс, требующий серьезного подхода в выборе методик. Зимой 2015-2016 годов в Санкт-Петербурге решили провести эксперимент и отказались от реагентов для плавки льда, оставив только вывоз снега. Результат оказался плачевным - огромные пробки, резкий рост числа аварий и травмированных пешеходов. Этот опыт позволил сделать несколько выводов:

Вывозить и убирать снег механическим путем дорого и сложно, в нашей стране ни один город с этим не справляется на 5-балльную оценку;

При некоторых погодных условиях никакая техника не способна убрать весь гололед, поэтому без его плавки не обойтись;

Недостатки в уборке дорог всегда приводят к травмам людей.

За одну зиму в крупном городе число серьезно пострадавших и временно лишившихся трудоспособности из-за плохо убранных дорог граждан может составить 5 000-7 000. По информации от травматологов в последние годы большинство пострадавших - это молодые трудоспособные люди. Зарубежные специалисты подсчитали, что при всех расходах на обеспечение чистоты зимних дорог на уровне «черного» асфальта наблюдается положительный эффект для экономики страны.

  • Заглушки на канализацию должникам: законность

Нововведения в правилах содержания автомобильных дорог в зимний период

Сохраняющийся высокий уровень негативных последствий ведет к регулярному ужесточению требований к тому, в каком состоянии должны содержаться зимой дороги и пешеходные зоны. Ранее в РФ в этой части работал только ГОСТ-Р 50597-93.

С начала 2016 года начал действовать дополнительный межгосударственный стандарт ГОСТ 33181-2014. Он утвержден для всего Таможенного союза. В этом документе содержатся требования относительно состояния проезжей части, тротуаров и прочих элементов автодорог в холодное время.

В 2001 году наша страна также обязалась соблюдать регламент ТР ТС 014/2011, в котором, помимо прочего, описываются правила содержания автодорог. Этот документ требует, чтобы снег убирался со следующих элементов:

Проезжая часть;

Тротуары;

Остановки автобусов и прочего городского транспорта;

Обочины;

Автостоянки.

Сроки уборки снега и скользкого наката определяются значением автодороги. Эти правила в части содержания дорог описываются в ГОСТ 33181-2014.

Допустимый уровень, на котором должны содержаться зимние автодороги, в настоящее время описывается только несколькими пунктами в ГОСТ 50597-93, принятом больше 20 лет назад. В документе устанавливается минимальный коэффициент сцепления и максимальное время на удаление снежного наката (в таблице).

Интенсивность движения, машин в сутки

Время на устранение скользкого наката, ч

Больше 3000

Меньше 1000

Похожие временные интервалы определяются и для очистки от снега тротуаров.

В новом ГОСТ 33181-2014 требования прописаны более детально. Их мы и будем описывать далее.

Дороги в нашей стране сегодня классифицируются по ГОСТ 33382-2015. Основная часть городских дорог относится к категории I и II, в редких случаях - III.

По ГОСТ 33181-2014 на этих автодорогах не должно быть уплотненных снежных масс и возвышений из снега и льда на разделительной полосе и обочине. Для I и II категории обочины требуется полностью очищать от снега.

Запрещается делать снежные валы:

На остановках городского транспорта, на тротуарах и на расстоянии менее 20 метров от них;

На разделительных полосах, если их ширина не превышает пяти метров;

Перед переездами через железную дорогу.

Ни один из уровней содержания не допускает наличия уплотненных снежных масс и скользкого наката на проезжей части. Пока снегопад не закончился, возможно сохранение слоя рыхлого снега толщиной от одного до пяти сантиметров. На городских улицах регулярно можно видеть накат, колеи, гололед и прочие снижающие сцепление с дорогой явления. Новый ГОСТ однозначно их появления не допускает.

Исключения в правилах содержания делаются для двух типов автомобильных дорог:

С щебневым покрытием;

С интенсивностью движения менее 1 500 машин в сутки.

Этим дорогам разрешается иметь уплотненный снежный покров (УСП), и он также должен соответствовать ряду условий:

Показатель ровности УСП по IRI не должен превышать 6,0 м/км;

Не допускаются повреждения покрова и рыхлые снежные участки, снижающие безопасность движения;

Максимальная глубина колеи - 3 сантиметра.

В этой части новый стандарт не дает никаких послаблений. На мостах не может быть снежных масс, наката, льда или УСН. Очищать их необходимо по тем же правилам, что и остальную проезжую часть - до «черного» асфальтового покрытия.

Лестницы и тротуары

ГОСТ 33181-2014 говорит о том, что все тротуары и уличные лестницы необходимо подвергать обработке противогололедными реагентами. Делается это независимо от уровня содержания.

Наличие рыхлого свежевыпавшего снега здесь допускается, пока продолжается снегопад и идет уборка. При самом высоком уровне содержания толщина его слоя не должна превышать двух сантиметров. Для всех последующих уровней происходит пошаговое увеличение данной толщины на два сантиметра. Это не значит, что 10-сантиметровый слой снега, допустимый правилами в процессе снегопада для 5 уровня содержания автомобильных дорог, может сколь угодно долго лежать на пешеходных дорожках. Он обязательно убирается в течение 1-3 часов после завершения снегопада. Конкретное время, отводимое на уборку, определяется количеством проходящих пешеходов.

Время, в течение которого необходимо произвести уборку тротуара, прописано в ГОСТ Р 50597-93. Например, стандарт дает представителям коммунальных служб всего 1 час на устранение последствий разгула стихии, если по тротуару за час проходит больше 250 человек. За это время необходимо не только произвести уборку снежных масс, но и обработать дорожки противогололедными реагентами.

Никакие виды снежно-ледяных отложений не допускаются на надземных и подземных пешеходных переходах, в галереях и тоннелях. Людям необходимо обеспечивать чистоту и безопасность покрытия для передвижения по городу. Это одно из ключевых правил зимнего содержания автомобильных дорог, и оно не подлежит обсуждению.

За правильным содержанием дорожного покрытия, пешеходных переходов и мостов следит ГИБДД вместе с действующими в местных администрациях департаментами ЖКХ и техническими инспекциями. Если граждане жалуются на недостаточно качественное содержание дорог и тротуаров, то проверкой того, как ответственными организациями и службами соблюдаются ГОСТы и прочие нормативные документы, могут заняться представители Роспотребнадзора и прокуратуры.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ

Издание официальное

Стенда ртинформ 2016


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стан» дартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГБУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. № 46)

Краткое наименование страны по МК <ИСО 3»вв) 004- 97

Код страны

по МК {ИСО Э1вв> 004-97

Сотращенное наиыемоеание национальною органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

Кыргызстандарт

Росствндврт

Таджикистан

Таджикстандврт

Узбекистан

Узстандврт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. № 1121-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33181-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе *Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

€> Стандартинформ.2016

В Российской Федерации настоящий стандартне может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ

Automobile roade of general use. Requirements for winter maintenance level

Дета введения - 2015-12-01 с правом досрочного применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования и устанавливает требования к уровню зимнего содержания.

ГОСТ 33387-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулирование и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателе «Национальные стандарты*, который опубликован по состояние на 1 января текущего года, и по соответствуещим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменявшим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, а котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивавшей эту ссылку.

3 Термины и определения

8 настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 зимнее содержание автомобильных дорог: Комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения наавтомобильных дорогах в зимний период года, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.

3.2 противогололедные материалы: ПГМ: Твердые, кристаллические или жидкие материалы либо их смеси, распределяемые подорожному покрытию для предупреждения или ликвидации зимней скользкости.

3.3 зимняя скользкость: Все виды снежных, ледяных и снежно-ледяных образований на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках отдыха, остановках маршрутного транспорта, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках, приводящие к снижению сцепных свойств поверхности покрытия.

3.4 рыхлый снег: Неуплотненный слой снега.обраэующийся на проезжей части дороги, обочинах тротуарах во время снегопада и/или метели.

Издание официальное

3.5 уплотненный снег (снежный накат): Спой снега на проезжей части дороги, уппотненный колесами проезжающих транспортных средств.

3.6 уплотненный снежный покрое; УСП: Специально сформированный уплотненный слой снега на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период года.

3.7 уровень зимнего содержания: Допустимое по условиям безопасности дорожного движения состояние конструктивных элементов автомобильных дорог, устанавливаемое с учетом их классификации. интенсивности движения и природно-климатических факторов.

3.8 неблагоприятные опасные погодные явления: Очекьопасная погода с метеорологическими явлениями экстремальной интенсивности (сильные снегопады, метели, гололедные явления и т. л.), которые могут привести к серьезному материальному ущербу и человеческим жертвам.

4 Классификация

Наивысшим уровнем зимнего содержания является уровень 1.

Минимально допустимым является уровень 5.

Участки дорог, относящиеся к соответствующему уровню содержания, установлены в нормативных документах государств - членов Содружества Независимых Государств.

5 Общие положения

5.1 В национальных стандартах государств - членов Содружества Независимых Государств могут быть установлены более высокие требования к уровню зимнего содержания автомобильных дорог.

5.2 Сроки очистки проезжей части от снежко-ледяных образований, в том числе от снежных валов, должны быть установлены в национальных стандартах государств - членов Содружества Независимых Государств.

5.3 В случае, когда в зимний период года эксплуатационное состояние участков автомобильных дорог не соответствует требованиям настоящего стандарта, на них вводят временные ограничения или прекращение движения, в порядке, установленном в нормативных документах государств - членов Содружества Независимых государств.

5.4 На автомобильных дорогах с УСП допустимая скорость движения транспортных средств должна быть установлена в национальных стандартах государств - членов Содружества Независимых Государств.

5.5 При неблагоприятных и опасных метеорологических явлениях дорожные работы выполняют в соответствии с требованиями национальных стандартов государств - членов Содружества Независимых Государств, с учетом обеспечения безопасного и бесперебойного движения по автомобильной дороге.

6 Обочины и разделительные полосы

6.1 Состояние обочин и разделительной полосы должно соответствовать требованиям таблицы 1.

Таблице 1 - Требования к состоянию обочин и разделительной полосы

Показатель

Норма по уровню содержания

возвышение обочин и разделительной полосы с уплотненным слоем снежно-ледяных отложений нед проезжей честью, см., не болев

Не допускается

Толщина рыхлого снега на обочине во время снегопаде и до окончания снегоочистки, см. не более

Относительная ширина очистки обочин. V не менее

6.2 Формирование снежных валов на дорогах не допускается:

Перед железнодорожным переездом в зоне треугольника видимости вне обочины;

Перед пересечениями в одном уровне, железнодорожными переездами, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств на обочинах согласно таблице 2 - высотой более 0.5 м;

На участках дорог с ограждениями или повышенным бортовым камнем;

На тротуарах с их перекрытием более чем на 30 % ширины до момента очистки от снега. Требования к размещению снежных валов приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Требования к размещению снежных аалоа

Элемент дороги

Расстояние до элемента дороги, м. менее

Железнодорожный переезд

Пересечение в одном уровне

Остановочный пункт маршрутных транспортных средств

Пешеходный переход

7 Покрытие проезжей части

7.1 Состояние покрытия проезжей части автомобильных дорог после проведения мероприятий по снегоочистке должно соответствовать требованиям таблицы 3.

Таблица 3 - Требования к состоянию проезжей части

Вид снежио-ледяных образований*

Норма по уровню содержания

Толщине уплотненного снеге, см. не более"

Не допускается

Наличие зимней скользкости

Не допускается

Толщина рыхлого снега, е том числе на мостовых сооружениях во время снегопада и снегоочистки, см. не более

* Описание видов снежно-ледяных образований приведены в разделе 3.

* Участки дорог с уплотненным снегом, отнесенные к 3-S уровням содержания, должны быть обработаны фрикционными или химико-фрикционными ПГМ. удовлетворяющими требованиям ГОСТ 33387.

7.2 Дороги с интенсивностью движения до 1500 авт/сут. а также дороги с дорожными одеждами переходного и низшего типов, могут содержаться в зимний период с УСП в соответствии с национальными стандартами государств-членов Содружества Независимых Государств.

Показатель ровности УСП должен быть не более 6.0 м/км по показателю IRI.-УСП не должен иметь дефектов и участков с рыхлым (талым) снегом, влияющих на безопасность дорожного движения согласно таблице 4.

Таблица 4 - Дефекты УСП

8 Мостовые сооружения

На проезжей части мостовых сооружений УСП не допускается.

Состояние тротуаров и лестничных сходов мостовых сооружений в период уборки снега должны соответствовать требованиям таблицы 5.

Таблица S - Требования к состоянию тротуаров и лестничных сходов мостовых сооружений

Показатель

Норма по уровню содержания

Толщина рыхлого снега на тротуарах и лестничных сходах за исключением тротуаров и сходов, не имеющих регулярного пешеходного движения, во время снегопаде и до окончания снегоуборки, см. не более

Отсутствие обработки тротуаров и лестничных сходов в населенных пунктах противогололедными материалами при регулярном пешеходном движении

Не допускается

9 Водопропускные трубы

Состояние водопропускных труб должно соответствовать требованиям таблицы 6.

Таблица 6 - Требования к состоянию водопропускных труб

10 Тоннели, галереи, балконы и пешеходные переходы

Проезжая часть тоннелей, галерей, балконов и пешеходных переходов в разных уровнях в зимний период года должна быть свободной от различного мусора (бутылки, банки, бумага, пакеты и т. п.) и снежно-ледяных отложений.

11 Элементы обустройства

Состояние покрытия тротуаров, пешеходных, велосипедных дорожек, площадок отдыха и остановок маршрутных транспортных средств должно соответствовать требованиям таблицы 7.

Таблица 7 - Требования к состоянию элементов обустройства

Показатель

Норма по уровню содержания

Толщина рыхлого или уплотненного снега на тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках после окончания снегопада {метели) и снегоуборочных работ, см. не более*

Невыполнение ребот по обработке тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек ПГМ

Не допускается

Толщина рыхлого или уплотненного снега на площадках для пассажиров, площадках отдыха, остановках маршрутных транспортных средств после окончания снегопада или метели, см. не более

* При обязательной обработке фрикционными ПГМ.

УДК 625,76:006.354 МКС 93.080.01

Ключевые слова: зимнее содержание автомобильных дорог, зимняя скользкость, уровень содержания, снежно-ледяные отложения, противогололедные материалы

Редактор А.А. Баканоеа Технический редактор в.Н. Прусакова Корректор М.И. Першина Компьютерная верстка И А. Налеикиной

Сдано а набор 11.0320)6. Подписано о печать 23.03 20!6. Формат 60*64^< Гарнитура Ариал. Уел. печ. п. 0.93 Уч.-юд. п. 0.85 Тираж 41 экэ Зак. 82?

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». 12399S Москва. Гранатный лер.. 4. wtvw.90stinfo.1u [email protected]