Православные посты имеют огромное значение в жизни верующих. Это время духовного и телесного очищения. Важно понимать, что православные прихожане отказываются не только от скоромной пищи, но и других земных благ. Когда начинается рождественский пост, запрещено посещать любые увеселительные заведения, вести интимную жизнь, проводить дни в праздности. В этот период христианин должен анализировать свои поступки, каяться в грехах, много молиться за себя, своих близких и весь мир, подавать милостыню и помогать тем, кто в этом нуждается. Немаловажным считается прощение любых обид, отказ от греховных мыслей. Питание во время поста исключает любую животную пищу, в том числе и рыбу.

Время Рождественского поста

Рождественский пост начинается и заканчивается всегда в одних и тех же числах. Каждый год 27 ноября церковь отмечает День памяти святого апостола Филиппа. Сразу после этого начинается воздержание протяженностью в сорок дней. Именно поэтому Рождественский пост называют также Филипповым. С 28 ноября православные должны отказаться от употребления скоромной пищи. Заканчивается пост 6 января, с появлением первой звезды. До 12 века воздержание длилось всего семь дней, но на священном соборе 1166 года Константинопольский патриарх Лука огласил волю церкви поститься 40 дней. Этот срок посчитали достаточным для очищения души и тела от скверны, чтобы можно было с чистыми помыслами и покаянием встретить праздник рождения Христа. С тех пор Рождественский пост длится ровно сорок дней.

Продукты, которые нельзя есть во время поста

Основными запретными продуктами являются мясо, яйца, молочные продукты, крепкие спиртные напитки. Их нельзя есть ни в один из дней Филиппова поста. Рыба допускается в субботу и воскресенье, а также на время православных праздников, например Введения в храм Пресвятой Богородицы. Надо помнить, что Новый год, отмечаемый с 31 декабря на 1 января, не является праздником по правилам церкви. Поэтому верующие соблюдают в этот день пост так же строго, как и в обычные дни.

Но простого отказа от пищи животного происхождения недостаточно. Православный календарь показывает, какое питание по дням должно быть в пост. В частности, среда и пятница являются днями сухоядения. В эти дни нельзя употреблять не только рыбу и вино, но даже пищу с растительным маслом. Если великие православные праздники выпадают на среду и пятницу, то разрешается добавить к рациону немного вина. Во вторник и четверг допускается пища с растительным маслом, а в субботу и воскресенье ее можно разнообразить рыбными блюдами. Если праздник выпадает на вторник или четверг, разрешается рыба.

Горячее питание и сухоядение во время Рождественского поста

Имеет значение и то, как приготовлена пища. Есть в православии такое понятие, как сухоядение. Это значит, что есть можно только ту еду, которая не проходила термической обработки. Обычно это овощи, фрукты, орехи, мед. Хлеб, как ни странно, тоже относится к сухоядению. Горячие напитки под строгим запретом. Пить можно только воду. Если на среду или пятницу выпадает великий праздник, допускается добавить к своему столу немного церковного вина.

Сухоядение соблюдается в среду и в пятницу на всем протяжении поста. В эти дни можно есть только невареную пищу без растительного масла. В понедельник допускается горячая еда, но тоже без масла, но только не в самую последнюю неделю поста. В целом, питание в Рождественский пост состоит из любой не скоромной пищи. Ее необходимо употреблять в ограниченном количестве. Чтобы соблюдать правильное питание по дням в пост, можно приобрести специальный календарик и каждый день проверять перечень разрешенных продуктов.

Что ели на Руси в Рождественский пост

На Руси в постные дни ели кашу, грибы, мед, ягоды, овощи. А в южных регионах еще и фрукты. Из этих продуктов можно готовить разнообразные и сытные блюда. В выходные и праздники к ним добавляется рыба, поэтому питание в Рождественский пост может быть вкусным и питательным.

Крупы были на Руси задолго до появления картофеля. Поэтому каши были разнообразными, вкусными и полезными. В старину спасались от авитаминоза квашеной капустой, которая содержит большое количество витамина С. Из овсяного крахмала и сушеных ягод и фруктов варили вкусные густые кисели. Там, где были сухофрукты, готовили компоты.

Что едят в Рождественский пост

Люди, которые никогда не постились и только планируют это сделать первый раз, не знают, что можно кушать. Они спрашивают: «А что едят в Рождественский пост?» Мясные и молочные продукты являются основой среднестатистического российского рациона. Если их убрать, не так уж много еды остается. Но так кажется только на первый взгляд.

Сейчас выбор продуктов намного больше, чем 100 лет назад. Фрукты и овощи доступны круглый год, появились в большом количестве бобовые культуры, такие как чечевица, фасоль. Бобы являются прекрасным источником энергии.

Полезно разнообразить свой стол в пост соевыми продуктами, такими как растительный сыр тофу, он восполнит в организме недостаток белка. Также рекомендуется добавить в рацион кунжутные семечки. Они компенсируют недостаток кальция в организме, возникающий из-за отсутствия молочных продуктов. В дни, когда разрешена горячая пища, полезным будет варить крупы. Отсутствие молока в каше легко заменить фруктами, овощами и сухофруктами. Так, очень вкусно подавать на стол гречневую кашу с черносливом, рисовую - с изюмом, пшенную - с тыквой и курагой. Самым строгим периодом в православии является Великий пост. Питание в это время исключает рыбную пищу, сухоядных дней значительно больше.

Последняя неделя поста

Питание в Рождественский пост на последней неделе самое строгое. Полностью исключается рыба. В понедельник меню такое же, как в среду и пятницу, то есть нельзя есть горячую пищу и растительное масло. В Рождественский сочельник предписывается полное голодание весь день и вечер до появления на небе первой звезды. Это знак рождения Христа. Теперь можно начинать праздновать Рождество. Главное блюдо на столе в этот день, а точнее вечер, - сочиво - сваренные в меду зерна пшеницы, чечевицы, других зерновых культур. К распареной каше добавляют орехи, изюм, мак. Другую пищу в этот вечер не вкушают. На следующей утро, после службы и причастия, разрешается есть молочные продукты, яйцо, растительное масло. Так заканчивается Рождественский пост.

Послабления во время поста

Соблюдать посты - важная обязанность каждого христианина, но есть категории людей, для которых нарушение запретов не считается греховным. Если питание в Рождественский пост по всем правилам наносит вред здоровью, ежедневный рацион следует поменять. Отказываться от необходимой еды нельзя. Решение о начале поста или его отказе следует согласовывать со своим лечащим врачом. Употребление запрещенных продуктов восполняется чистыми искренними молитвами, обращенными к Богу.

Нельзя поститься беременным женщинам и маленьким детям. Для них устанавливается единственный запрет - на употребление мяса. Молочные продукты и яйца разрешаются. Дети приучаются к посту постепенно. Первые ограничения начинаются с момента, когда ребенок уже знает и понимает, почему важно воздерживаться от той или иной еды. Делаются послабления и для путников в дороге, людей, занятых тяжелым физическим трудом, и тем, кто страдает некоторыми заболеваниями. Но прежде чем начать употребление скоромной пищи, настоятельно рекомендуется взять на это благословение своего духовного отца.

Пост - не диета!

Часто время постов используется для того, чтобы похудеть. Особенно популярен в этом смысле Великий пост, меню которого состоит только из растительной пищи. На самом деле отказ от мяса и молочных продуктов редко приводит к снижению веса. Чаще происходит некоторое увеличение массы тела из-за большого содержания углеводов в еде. Питание во время поста должно быть сбалансированным, чтобы не было проблем со здоровьем. Человеку, который первый раз постится, очень трудно выполнять все церковные предписания. Поэтому готовиться к дительным постам нужно заранее, а не тогда, когда начинается Рождественский пост. Самое главное - это помнить, что духовное очищение гораздо важнее телесного.

Первая заповедь, данная Богом человечеству, - о посте. Она была необходима для нас в раю, до грехопадения, и тем нужнее стала после изгнания из рая. Мы должны поститься, исполняя Божию заповедь.

В книге пророка Иоиля сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост (Иоил. 2, 12-15).

Бог повелевает здесь, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость. В книге Товитовой Ангел Рафаил го- ворит Товии: Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью... Лучше творить милостыню, нежели собирать золото (Тов. 12, 8).

В книге Иудифи написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в посте и в молитвах.

В книге святого пророка Ионы рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давали пищи в течение трех дней.

Царь Давид упоминает в псалмах о том, как он сам постился: одевался во вретище, изнурял постом душу мою (Пс. 34, 13); и в другом псалме: Колени мои изнемогли от поста (Пс. 108, 24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему!

Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу.

Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2-3).

Святой апостол Павел во Втором послании к Коринфянам, увещевая верных всем являть себя, как служителей Божиих, между иными богоугодными делами упоминает и пост: в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 5), и затем, вспоминая свои подвиги, говорит: в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27).

"Поститься христианину необходимо для того, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, - чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а чрез то отпадаем от Источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились Божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших! Они препятствуют нам любить Бога и ближних и исполнять заповеди Божии; они коренят в нас преступное плотское себялюбие, коего конец - погибель вечная. Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к Горнему Царствию, которое не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17); Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6, 13). Есть и пить, то есть иметь пристрастие к чувственным удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не зная духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в удовольствии чрева, в многоядении и многопитии. Оттого Господь часто обличает в Евангелии эту пагубную страсть... Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это и было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, - ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной к плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел".

Таким образом, пост служит для нас необходимым средством к нашему освящению и единению с Богом, средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе Богочеловека и святых Его.

С давних пор христиане добровольно лишали себя удобств, удовольствий, жизненного комфорта, противопоставляя этому пост, поклоны, молитвенные бдения, стояния, хождение по святым местам, паломничество ко святыням. Это всегда считалось лучшим и живым свидетельствованием нашей православной веры.

Некоторые считают, что при современном бедственном положении в России, когда месяцами не выплачивают зарплату, когда у многих нет денег даже на самые дешевые продукты, пост - не тема для разговора. Напомним слова Оптинских старцев:

"Не хотят поститься добровольно - будут поститься недобровольно...".

Как поститься детям, больным и престарелым людям

В нашей книге приведены правила строгого поста, указанные в Церковном Уставе. Но пост - это не смирительная рубашка. Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины освобождаются от строгого поста. Однако о мерах послабления следует посоветоваться со священником.

Правила пощения с древних времен имеют обязательную силу преимущественно на здоровых членов Церкви. Дети, больные и престарелые, которые не могут хранить совершенного поста по Уставу, не лишаются матернего благосердия Церкви, действующей в любвеобильном духе своего Владыки и Господа. Так, Устав Церкви о хранении поста в первую седмицу Четыредесятницы говорит: "В понедельник отньдь не ясти, такоже и во вторник. Могущие же да пребудут постящеся до пятка. Немогущие же сохранити двух первых дней святой Четыредесятницы, да ядят хлеб и квас по вечерни во вторник. Подобие же и старии творят".

В 69-м правиле свв. апостолов о хранении вообще Четыредесятницы постановлено: "Кто не постится в четыредесять дней, да извержется, разве только по болезни: немощному бо прощено есть по силе вкушати масла и вина".

"Относительно поста, когда нет здоровья, - пишет святитель Феофан Затворник, - терпение болезни и благодушие во время ее заменяют пост. Поэтому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная".

Ослабление поста Отцы Церкви советуют вознаградить внутренними чувствами сокрушения и возжелания Господа.

Как проводить время постов

Святые пребывали в непрестанных подвигах поста и молитвы, постоянно стояли в духовной страже за собой. Но нас, своих немощных членов, Церковь только временно ставит на эту стражу.

Как воин, когда он находится на посту, не ест и не пьет, бдительно наблюдая за своим постом, так и мы в дни постов, назначенных Церковью, должны отказываться от излишеств в пище, питии и вообще удовольствиях плоти, бдительно наблюдая за собой, охраняя и очищая себя от греха.

В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а, напротив, сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования. Время для ежедневного принятия пищи в постные дни, по древнему обычаю, назначается позднее обыкновенного, большей частью вечернее.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: "Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковию. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов".

Существует пять степеней строгости поста:

Полное воздержание от пищи;

Сухоядение;

Горячая пища без масла;

Горячая пища с маслом (растительным);

Вкушение рыбы.

В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.

Истинный пост не цель, а средство - смирить свою плоть и очиститься от грехов. Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания от супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора, пост становится всего лишь диетой.

"Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь.

"При телесном посте, - пишет святитель Василий Великий, - чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла...".

"Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, - пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. - Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Зависть - пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками, мучит ее, бедную, и чужим успехом. Тщеславие - пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца - тоже пища души, наполняющая ее вредными соками, а после оставляющая без небесного Хлеба... Итак, воздерживаясь от этих страстей во время поста насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост. Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа. Но если (лицемерно) постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души, которая могла быть жилищем Святого Духа. Ибо не столько плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, вместе нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему, которого святой апостол особенно убеждает сохранить чистым для Бога, чтобы удостоиться принять в себя Гостя - Христа".

Сущность поста выражена в следующем церковном песнопении: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим".

"Закон постничества такой, - пишет святитель Феофан Затворник, - в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимнообщения".

Какие посты установлены Церковью

Некоторые из православных постов постоянно бывают в одни и те же месяцы и числа, другие - в разные числа, поэтому православные посты делятся на преходящие и непреходящие. Посты могут быть также многодневными и однодневными.

Многодневные посты, соответствующие четырем временам года и положенные Церковью перед великими праздниками, четыре раза в год призывают нас к духовному обновлению во славу Божию, так же как четыре раза в год обновляется во славу Божию сама природа. Посты духовно приготовляют нас к участию в святой радости грядущих праздников.

Церковь установила два многодневных преходящих поста - Великий и Петров, дата которых устанавливается в зависимости даты Святого Воскресения (Пасхи), и два многодневных непреходящих - Успенский (или Богородичный) - с 1 по 14 августа (по старому стилю) - и Рождественский (или Филиппов) пост - с 15 ноября по 24 декабря (по старому стилю).

Однодневные посты, установленные Церковью, - пост в день Воздвижения Креста Господня - 14 сентября (по старому стилю), пост в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - 29 августа (по старому стилю), пост в навечерие Богоявления Господня - 5 января (по старому стилю).

Кроме того, на протяжении всего года хранится пост среды и пятницы.

Как поститься в среду и пятницу

Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу - в воспоминание самих страданий и смерти Его.

Святитель Афанасий Великий говорил:

"Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". "Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу", - говорил преподобный Серафим Саровский.

Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу, "аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен".

Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. Большую часть дней среды и пятницы в году (если они не приходятся на дни больших постов) разрешается сваренная растительная пища с елеем.

В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается, и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается растительная пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.

Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы:

2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.

3. Сырная (масленица) - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.

5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Как поститься в навечерие Богоявления Господня

Этот однодневный пост называется так же, как навечерие праздника Рождества Христова, - сочельник, или сочевник. К хранению поста в навечерие Богоявления побуждает благочестивое ожидание освященной воды, до вкушения которой православные христиане, поступая по древнему священному преданию и Уставу Церкви, утвердившей это предание, не вкушают пищи, "дондеже освятятся водным краплением и причащением, то есть питием".

В сочельник в навечерие праздника Крещения, когда положено говеть до вкушения святой воды, трапеза предписана, как в Рождественский сочельник, один раз, после Божественной Литургии. На трапезе правилом Церкви постановлено вкушать с елеем. "Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти".

По Церковному Уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво - смесь зерен пшеницы, мака, ядер грецких орехов, меда.

Как проводить дни масленицы

Последняя приготовительная к Святой Четыредесятнице неделя называется сырною, а в просторечии - масленицей. В эту неделю уже не употребляются мясные продукты, а предписывается молочная, сырная пища. Приготовляя нас к подвигу Великого поста, снисходя к нашей немощи и плоти, Церковь установила сырную седмицу, "дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу оступая от приятных яств, приняли бразду поста".

В среду и пятницу сырной седмицы Церковь предписывает пощение до вечера, как в Великий пост, хотя вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни масленицы.

Как поститься в Великий пост

Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит собственно из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница установлена в воспоминание жизни Господа Иисуса Христа на земле и в честь сорокадневного пребывания в постном подвиге в пустыне Самого Спасителя, а Страстная седмица посвящается воспоминанию последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.

Православная Церковь, предписывая хранить весь Великий пост, издревле установила проводить с особой строгостью первую и Страстную седмицы.

В первые два дня первой недели установлена высшая степень поста - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи.

В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания - растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.

Последняя, легчайшая степень воздержания, то есть употребление в пищу рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (если он приходится не в Страстную седмицу) и в день Вербного воскресения. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.

В Страстную седмицу предписывается пост второй степени - сухоядение, а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи.

Итак, пост в Святую Четыредесятницу, по правилам Церкви, состоит в воздержании не только от мясных и молочных продуктов, но даже и от рыбы и от растительного масла; состоит в сухоядении (то есть без масла), а во время первой седмицы - первые два дня предписывается проводить вообще без пищи. Отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. "Есть такие хранители Четыредесятницы, - говорит блаженный Августин, - которые более прихотливо, нежели благочестиво, проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей".

Как поститься в Петров пост

Петров пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы, по сошествии на них Святого Духа, разошлись из Иерусалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.

Петров пост менее строг, чем пост Четыредесятницы. Во время Петрова поста Устав Церкви предписывает еженедельно по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - сухоясти (то есть принимать растительную пищу без масла) в девятый час после вечерни.

В остальные же дни - во вторник, четверг - благословляется растительная пища с маслом. В субботние, воскресные дни, а также в дни памяти великого святого или во Дни храмового праздника, совершаемых во время этого поста, разрешается рыба.

Как поститься в Успенский пост

Успенский пост установлен в честь Пресвятой Богородицы. Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Так и нам, слабым и немощным (духовно и физически), тем более следует прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и молитве.

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверг - можно есть отварные овощи, но без масла; по субботним и воскресным дням разрешается и елей.

Мало кто знает, что до праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов до их благословения. По преданию от св. отец, "если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август". После этих праздников виноград, яблоки и другие плоды нового урожая присутствуют на трапезе, и особенно - в понедельник, среду и пятницу.

В праздник Преображения Господня по Церковному Уставу разрешается на трапезе рыба.

Как поститься в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи

Благоговея к посту, страданиям и смерти Господа и святых Его, Церковь установила однодневный пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, великого постника, питавшегося в пустыне акридами и диким медом.

В Уставе Церковном пишется, что "достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети". Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять, по Уставу Церкви, в воздержании не только от мясной и молочной пищи, но от рыбной, и, следовательно, состоять "в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых".

Как поститься в день Воздвижения Креста Господня

Животворящий Крест Господень напоминает нам о добровольных, спасительных за нас страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь, перенося наши мысли к печальному событию на Голгофе, внушая нам деятельное участие в страданиях и смерти распятого за нас Господа и Спасителя, установила однодневный пост, располагающий нас к покаянию и свидетельствующий о нашем живом участии в страда ниях и смерти Господа.

На трапезе в день Воздвижения Животворящего Креста Господня положено вкушать овощи и растительное масло. "Сыра же и яиц и рыбы никакоже дерзнем коснутися", - пишется в Уставе Церковном.

Как поститься в Рождественский пост

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы кроме обычных даров и жертв принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря по 24 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Это особенно важно помнить, потому что с введением нового календаря именно на эти дни строгого поста теперь приходится празднование гражданского Нового года.

Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что Уставом в этот день положено есть сочиво. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых пред праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8), - и согласно со словами Евангелия, произносимого иногда в навечерие праздника: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-36).

В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа.

Как прежде постились в православной России

Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен Крещения Руси. Некоторые из блюд имеют византийское, греческое происхождение, но сейчас невозможно распознать в этих традиционных постных блюдах греческое происхождение.

В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение.

Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы. Кушанья были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд. Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь малым - какой зеленью посыпали, каким маслом заправляли.

Очень были распространены щи, уха, рассольное.

К горячим щам подавали пироги с начинками из каш.

Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле, и подовые, печеные.

В постные нерыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом, разными ягодами.

В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном, которое сейчас мы называем рисом.

Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели.

Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки.

Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые - из пшеничной муки.

Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь; символом масленицы были пироги с сыром и хворосты - вытянутое тесто с маслом.

Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко.

Икра осетра и белорыбицы была роскошью; но паюсная, мешочная, армянская - раздражающего свойства и мятая, низшего сорта, была доступна самым беднякам.

Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком.

Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икрянки, или икряные блины, - долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали.

В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную кашу с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку.

Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.

В среду первой недели Великого поста 1667 года Святейшему Патриарху Московскому готовили кушанья: "Хлебца чет, папошник, взвар сладкий с пшеном и с ягоды, с перцем да шафраном, хрен, греночки, капуста топаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюквенный с медом, кашка тертая с маковым сочком".

В постные дни в великосветских домах Москвы или Санкт-Петербурга подавали ту же отварную капусту, политую постным маслом; ели кислые грибные щи, как в любом из городов и домов Российской империи.

Во время постов во всех ресторациях, трактирах, даже самых лучших заведениях на Невском проспекте выбор блюд ничем не отличался от тех, что ели в монастырях. В одном из лучших трактиров Петербурга, "Строгановском", во время Великого поста не было, конечно, не только мяса, но даже и рыбы, а посетителям предлагали грибы, гретые с луком, капусту шатковую с грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном, грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов в обеденную карту входили горохи мятые, битые, цеженные, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень.

За столетия русский постный стол почти не изменился. Вот как описывает Иван Шмелев в романе "Лето Господне" первые дни Великого поста в начале двадцатого века:

"Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с визигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая "рязань"... а "грешники", с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!..".

Конечно, не все эти блюда можно приготовить в наше время. Но некоторые легко можно приготовить и на нашей кухне, из доступных продуктов.

Лучшие рецепты старой русской кухни поста

Грибная икра

Эту икру готовят из сушеных или соленых грибов, а также из их смеси.

Вымойте и сварите до готовности сушеные грибы, охладите, мелко нарубите или пропустите через мясорубку.

Соленые грибы надо промыть в холодной воде и также нарубить.

Мелко рубленный репчатый лук поджарьте на растительном масле, добавьте грибы и тушите 10-15 минут.

За три минуты до окончания тушения добавьте толченый чеснок, уксус, перец, соль.

Готовую икру выложите на тарелку горкой и посыпьте зеленым луком.

Грибы соленые - 70 г, сушеные - 20 г, масло растительное - 15 г, лук репчатый - 10 г, лук зеленый - 20 г, уксус 3-процентный - 5 г, чеснок, соль и перец по вкусу.

Редька с маслом

Натрите на мелкой терке вымытую и очищенную редьку. Добавьте соль, сахар, мелко нарезанный репчатый лук, растительное масло, уксус. Все хорошо размешайте, дайте несколько минут постоять. Затем положите в салатник горкой, украсьте нарубленной зеленью.

Редька - 100 г, лук репчатый - 20 г, масло растительное - 5 г, соль, сахар, уксус, зелень по вкусу.

Икра из соленых огурцов

Мелко изрубите соленые огурцы, из полученной массы отожмите сок.

Поджарьте на растительном масле мелко нарезанный репчатый лук, добавьте измельченные огурцы и продолжайте жарить на слабом огне в течение получаса, затем положите томат-пюре и все вместе жарьте еще 15-20 минут. За минуту до готовности заправьте икру молотым перцем.

Таким же образом можно приготовить икру из соленых помидоров.

Огурцы соленые - 1 кг, лук репчатый - 200 г, томат-пюре - 50 г, масло растительное - 40 г, соль и перец по вкусу.

Постный гороховый суп

С вечера залейте горох холодной водой и оставьте для набухания и приготовьте лапшу.

Для лапши полстакана муки надо хорошо смешать с тремя ложками растительного масла, добавить ложку холодной воды, посолить, оставить тесто на час для набухания. Тонко раскатанное и подсушенное тесто нарежьте полосками, подсушите в духовке.

Сварите набухший горох, не сливая воду, до полуготовности, добавьте поджаренный репчатый лук, картофель, нарезанный кубиками, лапшу, перец, соль и варите, пока картофель и лапша не будут готовы.

Горох - 50 г, картофель - 100 г, лук репчатый - 20 г, вода - 300 г, масло для обжарки лука - 10 г, зелень петрушки, соль, перец по вкусу.

Русская постная похлебка

Сварите перловую крупу, в бульон добавьте свежую капусту, нарезанную мелкими квадратиками, картофель и коренья, нарезанные кубиками, и варите до отовности. Летом можно прибавить свежие помидоры, нарезанные ломтиками, которые закладывают одновременно с картофелем.

При подаче посыпать петрушкой или укропом. Картофель, капуста - по 100 г, лук - 20 г, морковь - 20 г, крупа перло- вая - 20 г, укроп, соль по вкусу.

Рассольник

Нашинкуйте в виде соломки очищенные и промытые петрушку, сельдерей, лук репчатый, все вместе пожарьте в масле.

Срежьте с соленых огурцов кожицу и сварите ее отдельно в двух литрах воды. Это - бульон для рассольника.

Очищенные огурцы разрежьте вдоль на четыре части, удалите семена, мякоть огурцов мелко нарежьте кусочками.

В маленькой кастрюле припустите огурцы. Для этого положите в кастрюлю огурцы, влейте полстакана бульона, варите на слабом огне до полного размягчения огурцов.

Нарежьте картофель брусочками, нашинкуйте свежую капусту.

В кипящем бульоне сварите картофель, затем поместите капусту, когда капуста и картофель будут готовы - добавьте пассерованные овощи и припущенные огурцы.

За 5 минут до окончания варки рассольник надо посолить, перец, лавровый лист и другие специи по вкусу.

За минуту до готовности в рассольник вливают огуречный рассол.

200 г свежей капусты, 3-4 средние картофелины, 1 морковь, 2-3 корня петрушки, 1 корень сельдерея, 1 луковица, 2 огурца средних размеров, 2 столовые ложки масла, полстакана огуречного рассола, 2 л воды, соль, перец, лавровый лист по вкусу.

Рассольник можно готовить со свежими или сушеными грибами, с крупой (пшеничной, перловой, овсяной). В этом случае к указанному рецепту надо добавить эти продукты.

Праздничная солянка (в рыбные дни)

Приготовьте литр очень крепкого бульона из любой рыбы. Мелко нарубленный лук обжарьте в кастрюле на масле.

Осторожно посыпьте лук мукой, перемешайте, прожарьте, пока мука не станет золотистого цвета. Тогда влейте в кастрюлю рыбный бульон и огуречный рассол, хорошенько перемешайте и доведите до кипения.

Нашинкуйте грибы, каперсы, из оливок удалите косточки, добавьте все это в бульон, доведите до кипения.

Рыбу разрежьте на куски, ошпарьте кипятком, припустите на сковороде с маслом, томатом-пюре и огурцами, с которых снята кожура.

Добавьте рыбу и огурцы в кастрюлю и варите солянку на слабом огне до готовности рыбы. За три минуты до готовности добавьте лавровый лист, специи.

Правильно приготовленная солянка имеет светлый, слегка красноватый бульон, острый вкус, запах рыбы и пряностей.

При подаче на стол в тарелки положите по куску каждого вида рыбы, залейте бульоном, добавьте по кружку лимона, зелень укропа или петрушки, маслины.

К солянке можно подать расстегаи с рыбой.

100 г свежей семги, 100 г свежего судака, 100 г свежей (или соленой) осетрины, маленькая банка оливок, две чайные ложки томата-пюре, 3 белых маринованных гриба, 2 соленых огурца, луковица, 2 столовые ложки растительного масла, столовая ложка муки, четверть лимона, десяток маслин, половина стакана огуречного рассола, столовая ложка каперсов, черный перец горошком, лавровый лист, соль по вкусу, пучок укропа или петрушки, 2 кружка лимона.

Кислые суточные грибные щи

Сварите сухие грибы и коренья. Вынутые из бульона грибы мелко изрубите. Грибы и бульон понадобятся для приготовления щей.

Потушите на маленьком огне в течение полутора-двух часов отжатую шинкованную квашеную капусту со стаканом воды и двумя столовыми ложками томатной пасты. Капуста должна быть очень мягкой.

За 10 - 15 минут до окончания тушения капусты добавьте в нее обжаренные на масле коренья и лук, а минут за пять до готовности - поджаренную муку.

Уложите капусту в кастрюлю, добавьте нарубленные грибы, бульон и варите минут сорок до готовности. Солить щи из квашеной капусты нельзя - можно испортить блюдо. Щи тем вкуснее, чем дольше варятся. Раньше такие щи ставили на сутки в горячую печь, а на ночь выставляли на мороз.

В готовые щи добавьте две дольки чеснока, растертые с солью.

К щам можно подать кулебяку с жареной гречневой кашей.

Можно добавить в щи картофель или крупу. Для этого три картофелины нарежьте кубиками, отдельно распарьте до полуготовности две столовые ложки перловой или пшенной крупы. Картофель и крупу надо класть в кипящий грибной бульон на двадцать минут раньше, чем тушеную капусту.

Капуста квашеная - 200 г, грибы сушеные - 20 г, морковь - 20 г, томат-пюре - 20 г, мука - 10 г, масло - 20 г, лавровый лист, перец, зелень, соль по вкусу.

Грибной суп с гречневой крупой

Отварите нарезанный кубиками картофель, добавьте гречневую крупу, замоченные сушеные грибы, поджаренный репчатый лук, соль. Варите до готовности.

Готовый суп посыпьте зеленью.

Картофель - 100 г, гречневая крупа- 30 г, грибы - 10 г, лук репчатый - 20 г, масло - 15 г, зелень петрушки, соль, перец по вкусу.

Тюря постная из кислой капусты

Нарезанную квашеную капусту смешайте с натертой на терке луковицей. Добавьте черствый хлеб, также натертый на терке. Хорошо размешайте, полейте маслом, разведите квасом до нужной вам густоты. В готовое блюдо надо добавить перец, посолить.

Капуста квашеная - 30 г, хлеб - 10 г, репчатый лук - 20 г, квас - 150 г, масло растительное, перец, соль по вкусу.

Картофельные котлеты с черносливом

Сделайте пюре из 400 граммов отварного картофеля, посолите, добавьте полстакана растительного масла, полстакана теплой воды и столько муки, чтобы получилось некрутое тесто.

Дайте постоять минут двадцать, чтобы мука разбухла, в это время приготовьте чернослив - очистите его от косточек, залейте кипятком.

Раскатайте тесто, нарежьте стаканом кружки, в середину каждого положите чернослив, сформируйте котлеты, защемив тесто в виде пирожков, обваляйте каждую котлету в панировочных сухарях и жарьте на сковороде в большом количестве растительного масла.

Рассыпчатая гречневая каша

Стакан гречневой крупы прожарьте на сковороде до тех пор, пока она не подрумянится.

Налейте в кастрюлю (лучше использовать казанок с выпуклым дном) с плотной крышкой ровно два стакана воды, добавьте соль и поставьте на огонь.

Когда вода закипит, всыпьте в нее каленую гречневую крупу, накройте крышкой. Крышку нельзя снимать до полного приготовления каши.

Каша должна вариться 15 минут, сперва на сильном, потом на среднем и в конце - на слабом огне.

Готовую кашу надо заправить мелко нарезанным, поджаренным на масле до золотистого цвета репчатым луком и сухими грибами, предварительно обработанными.

Эту кашу можно подавать как самостоятельное блюдо, а можно использовать и в качестве начинки для пирогов.

Постное тесто для пирогов

Замесите опару из половины килограмма муки, двух стаканов воды и 25-30 г дрожжей.

Когда опара поднимется, добавьте в нее соль, сахар, три столовые ложки растительного масла, еще половину килограмма муки и выбивайте тесто до тех пор, пока оно не перестанет приставать к рукам.

Затем положите тесто в ту же кастрюлю, где готовилась опара, и дайте ему еще раз подойти.

После этого тесто готово для дальнейшей работы.

Шаньги из гречневой каши

Раскатайте лепешки из постного теста, на середину каждой положите гречневую кашу, приготовленную с луком и грибами, края лепешки загните.

Уложив готовые шаньги на смазанную маслом форму, запеките их в духовке.

Такие же шаньги можно приготовить с начинкой из жареного лука, из картофеля, с растолченным чесноком и жареным луком.

Блины гречневые, "грешники"

Залейте вечером три стакана гречневой муки тремя стаканами кипятка, хорошо размешайте и оставьте на час. Если у вас нет гречневой муки, ее можно изготовить самим, размолов в кофемолке гречневую крупу.

Когда тесто остынет, разведите его стаканом кипятка. Когда тесто станет чуть теплым, добавьте 25 г дрожжей, растворенных в половине стакана воды.

Утром в опару добавьте остальную муку, растворенную в воде соль и замешайте тесто до густоты сметаны, поставьте его в теплое место и выпекайте на сковороде, когда тесто снова поднимется.

Эти блины особенно хороши с луковыми припеками.

Блины с припеками (с грибами, луком)

Приготовьте опару из 300 г муки, стакана воды, 20 г дрожжей и поставьте ее в теплое место.

Когда опара подойдет, влейте в нее еще стакан теплой воды, две столовые ложки растительного масла, соль, сахар, остальную муку и все тщательно перемешайте.

Промытые сушеные грибы замочите на три часа, отварите до готовности, нарежьте на маленькие кусочки, обжарьте, добавьте нашинкованный и слегка обжаренный зеленый или репчатый лук, нарезанный кольцами. Разложив припеки на сковороде, залейте их тестом, жарьте как обыкновенные блины.

Пирожки с грибами

Разведите дрожжи в полутора стаканах теплой воды, добавьте двести граммов муки, размешайте и поставьте опару в теплое место на 2-3 часа.

100 граммов растительного масла paзотрите со 100 граммами сахара, влейте в опару, перемешайте, добавьте 250 граммов муки, оставьте на час-полтора для брожения.

Замочите на два часа 100 граммов промытых сушеных грибов, отварите их до готовности и пропустите через мясорубку. Обжарьте на сковороде в растительном масле три мелко нарезанные луковицы. Когда лук станет золотистого цвета, добавьте мелко нарубленные грибы, посолите, жарьте еще несколько минут.

Из готового теста сформируйте шарики и дайте им подойти. Затем шарики раскатайте в лепешки, в середину каждой положите грибную массу, сделайте пирожки, дайте им подойти полчаса на смазанном маслом противне, затем осторожно смажьте поверхность пирожков сладким крепким чаем и выпекайте в нагретой духовке 30-40 минут.

Готовые пирожки уложите в глубокую тарелку и накройте полотенцем.

Луковник

Приготовьте постное дрожжевое тесто как для пирогов. Когда тесто подымется, раскатайте его на тонкие лепешки. Нарежьте репчатый лук и поджарьте его до золотистого цвета на растительном масле.

На дно сотейника или формы, смазанной маслом, положите тонкую лепешку, засыпьте луком, затем опять лепешку и слой лука. Так надо уложить 6 слоев. Верхний слой должен быть из теста.

Луковник выпеките в хорошо разогретой духовке. Подавайте горячим.

Расстегаи

400 г муки, 3 столовые ложки масла, 25 - 30 г дрожжей, 300 г щуки, 300 г семги, 2-3 щепотки черного молотого перца, 1 столовая ложка толченых сухарей, соль по вкусу.

Замесите постное тесто, дайте ему два раза подняться. Поднявшееся вторично тесто раскатайте в тонкий лист и стаканом или чашкой вырежьте из него кружки.

На каждый кружок положите фарш из щуки, а на него - тоненький кусочек семги. Можно использовать фарш из морского окуня, трески, сома (кроме морского), судака, сазана.

Концы пирожков защипните так, чтобы середина осталась открытой.

Расстегаи уложите на смазанный маслом противень и дайте им подойти 15 минут.

Каждый расстегай смажьте крепким сладким чаем и обсыпьте сухарями.

Выпекать расстегаи следует в хорошо разогретой духовке.

Отверстие в верхней части расстегая оставляют для того, чтобы во время обеда в него можно было залить рыбный бульон.

Расстегаи подают к ухе или рыбному супу.

В те дни, когда рыба не благословляется, можно приготовить расстегаи с грибами и рисом.

Для фарша потребуются 200 г сушеных грибов, 1 головка репчатого лука, 2-3 столовые ложки масла, 100 г риса, соль, перец черный молотый.

Отваренные грибы пропустите через Мясорубку или порубите. Мелко нарезанный репчатый лук обжарьте вместе с грибами в течение 7 минут. Жареные грибы с луком охладите, смешайте с отваренным рассыпчатым рисом, посолите, посыпьте перцем.

Рыбник

500 г рыбного филе, 1 луковица, 2- 3 картофелины, 2-3 столовые ложки масла, соль, перец по вкусу.

Сделайте постное тесто, раскатайте его на две лепешки.

Лепешка, которая будет использована для нижнего слоя пирога, должна быть несколько тоньше верхней.

Уложите раскатанную лепешку на смазанную маслом форму, на лепешку уложите слой тонко нарезанного сырого картофеля, обсыпанные солью и перцем. крупные куски рыбного филе, сверху - тонко нарезанный сырой лук.

Все полейте маслом и накройте второй лепешкой. Края лепешек соедините и подогните книзу.

Поставьте готовый рыбник в теплое место на двадцать минут; перед тем как поставить рыбник в духовку, проколите сверху в нескольких местах. Выпекайте в духовке, разогретой до 200-220° С.

Пирог с капустой и рыбой

Раскатайте постное тесто по форме будущего пирога.

Ровно выложите слой капусты, на нее - слой нарубленной рыбы и снова слой капусты.

Края пирога защемите и запекайте пирог в духовке.

Картофельные оладьи

Натрите на терке очищенный сырой картофель, посолите, дайте появиться соку, затем добавьте немного воды и столько муки, чтобы получилось тесто как для оладий.

Готовое тесто выкладывайте ложкой на горячую сковороду, смазанную расти-тельным маслом, и обжаривайте с обеих сторон.

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православие и современность. Электронная библиотека" (www.wco.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир. Электронная библиотека" ().

Двадцать восьмого ноября начинается ответственный и важны период в жизни каждого верующего человека: стартует Рождественский пост, который продлится аж до шестого января будущего года. Еще этот пост называют Филиппов пост, поскольку заговенье на пост (последний день вкушения мясной пищи перед началом многодневных постов, к которым относятся Рождественский, Петров и Успенский) приходится на 27 ноября – день памяти святого апостола Филиппа".

У Филиппова дня в народе есть и другие названия: Куделица, Заговенье, Запусты или Запуски у белорусов, Филипп. Куделица — первая неделя прядения в Филиппов пост. На Куделицы в деревнях играли последние перед постом свадьбы: жениться и выходить замуж во время поста Церковь не благословляла.

Каждый человек, собираясь поститься, задается вопросом: как правильно питаться в этот период, чтобы не нарушить церковные догмы. Стоит отметить, что Рождественский пост предусматривает достаточно сложную схему употребления пищи, которую важно тщательно изучить до наступления его начала.

При этом главные запреты остаются неизменными: никаких блюд из мяса, молока и производных продуктов. Чтобы было проще разобраться в правилах питания, весь «постный» период делят на три этапа:

  • первый начинается с 28 ноября и длится вплоть до 19 декабря;
  • второй стартует с 20 декабря и заканчивается 1 января;
  • третий берет начало 2 января, а его конец совпадает с окончанием поста – 6 января.

Каждый из этих периодов предусматривает свои ограничения, которые необходимо учитывать, желая в точности соблюсти все правила Рождественского поста. Далее, более подробное описание всех этапов.

Начальный этап поста является самым простым в соблюдении, ведь в этот период можно употреблять многие продукты, которые далее будут запрещены.

Такие поблажки можно объяснить тем, что к празднику остается еще много времени, а строгость поста повышается с приближением торжества. Кроме того, человеку может быть непросто сразу перейти на очень ограниченное меню и придерживаться подобного режима питания все 40 дней.

Слишком резкий переход негативно сказывается на здоровье, к тому же, он только подталкивает к употреблению запрещенных продуктов. Так, начиная с 29 ноября, все среды и пятницы предполагают сухоядение. Это значит, что все продукты, которые употребляются в пищу, не должны проходить никакой термической обработки. Есть в упомянутые дни разрешено фрукты, овощи и хлеб, испеченный без ингредиентов животного происхождения.

По понедельникам свой рацион можно разнообразить добавлением горячих блюд, но в них не должно быть ни капли растительного либо другого масла. Пищу можно будет термически обрабатывать, а значит, меню хорошо дополнят каши, тушеные, запеченные или приготовленные в пароварке овощи.

Кроме того, вполне можно побаловать себя мучными изделиями, но они должны быть также постными. В оставшиеся дни разрешено есть любую рыбу, причем готовить ее можно самыми разными способами, ведь допускается добавление в блюда растительного масла. Отличным гарниром к рыбным вкусностям станут овощи, каши или даже грибы.

Следующий этап уже несколько строже и предполагает больше ограничений. Так, по средам и пятницам постящимся людям следует, как и в предыдущий период, соблюдать сухоядение. В понедельник можно готовить горячие блюда, однако в них нельзя добавлять масло.

В этот раз по вторникам и четвергам на столах не должно быть рыбы. В меню разрешается оставить горячую еду, при приготовлении которой допускается использование масла. Для трапез можно готовить те же каши, овощи, грибы, хорошо восполнят силы горячие супы, а также пироги.

Некоторые послабления можно будет позволить себе в выходные. В эти дни можно «легально» насладиться блюдами из рыбы, кроме того, допускается испитие красного вина, правда, в небольших дозах.

Последняя часть поста самая строгая и сложная. Так, в это время дней сухоядения уже три в неделю: понедельники, среды и пятницы. Разбавить скромное меню горячими питательными блюдами можно будет по вторникам, четвергам, а также по выходным.

При этом допускается использование растительного масла. Об алкоголе и даже красном вине во время заключительного этапа поста 2019 года нужно забыть. Церковь строго запрещает употреблять горячительные напитки перед Рождеством. Последний день поста – 6 января – это Сочельник.

В этот день следует устроить торжественную трапезу, для которой разрешено приготовить горячие блюда, сдобренные растительным маслом. Кроме того, по традиции, на стол необходимо поставить особенное угощение – сочиво. Оно представляет собой сладкую кашу из отварной крупы, в которую добавляют орехи, сухофрукты и мед.

Собираясь поститься для подготовки к Рождеству, важно осознать, что отказ от скоромной пищи – это совсем не главное. Это время необходимо посвятить, прежде всего, молитвам, прощению обид и работе над своими помыслами и поступками.

Ограничения в питании необходимы, чтобы очистить мысли от всего лишнего, усмирить тело, проявив покаяние и смирение. Если вы ведете очень активный образ жизни и при всем желании у вас не получается придерживаться всех правил поста, не стоит насиловать себя.

Также не отказывайтесь от полноценного питания, если вы болеете или просто чувствуете слабость. Пост не должен ухудшить ваше здоровье или принести какие-то другие проблемы. Посещайте церковь, творите добрые дела, прощайте окружающим их проступки и к Рождеству ваша душа будет чище.

  • 28 ноября, среда - Начало Рождественского поста - Монастырский устав: горячая пища без масла.
  • 29 ноября, четверг - Разрешается рыба.
  • 30 ноября, пятница - Монастырский устав: горячая пища без масла.
  • 1 декабря, суббота - Разрешается рыба.
  • 2 декабря, воскресенье - Разрешается рыба.
  • 3 декабря, понедельник - Монастырский устав: горячая пища без масла.
  • 4 декабря, вторник, Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - Разрешается рыба.
  • 5 декабря, среда - Монастырский устав: горячая пища без масла.
  • 6 декабря, четверг - Разрешается рыба.
  • 7 декабря, пятница - Монастырский устав: горячая пища без масла.
  • 8 декабря, суббота - Разрешается рыба.
  • 9 декабря, воскресенье - Разрешается рыба.
  • 10 декабря, понедельник - Пища с растительным маслом.
  • 11 декабря, вторник - Пища с растительным маслом.
  • 12 декабря, среда - Монастырский устав: горячая пища без масла.
  • 13 декабря, четверг, Апостола Андрея Первозванного - Разрешается рыба.
  • 14 декабря, пятница - Монастырский устав: горячая пища без масла.
  • 15 декабря, суббота - Разрешается рыба.
  • 16 декабря, воскресенье - Разрешается рыба.
  • 17 декабря, понедельник - Монастырский устав: горячая пища без масла.
  • 18 декабря, вторник - Разрешается рыба.
  • 19 декабря, среда - Пища с растительным маслом.
  • 20 декабря, четверг - Пища с растительным маслом.
  • 21 декабря, пятница - Монастырский устав: горячая пища без масла.
  • 22 декабря, суббота - Разрешается рыба.
  • 23 декабря, воскресенье - Разрешается рыба.
  • 24 декабря, понедельник - Монастырский устав: горячая пища без масла.
  • 25 декабря, вторник - Пища с растительным маслом.
  • 26 декабря, среда - Пища с растительным маслом.
  • 27 декабря, четверг - Пища с растительным маслом.
  • 28 декабря, пятница - Пища с растительным маслом.
  • 29 декабря, суббота - Разрешается рыба.
  • 30 декабря, воскресенье - Разрешается рыба.
  • 31 декабря, понедельник - Монастырский устав: горячая пища без масла.

Пост и Новый год. Православным христианам в Новый год лучше не отходить от поста, но осуждать родных и друзей, которые не постятся, тоже не следует. Поставьте на новогодний стол и постные, и скоромные блюда, чтобы сохранить мир в семье и своим осуждением не отвратить домочадцев от веры – советуют священники.

  • 1 января, вторник - Пища с растительным маслом.
  • 2 января, среда - Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
  • 3 января, четверг - Монастырский устав: горячая пища без масла.
  • 4 января, пятница - Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
  • 5 января, суббота - Пища с растительным маслом.
  • 6 января, воскресенье, Сочельник - Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Что можно есть в Рождественский сочельник. Сочельником называют последний день Рождественского поста. Это слово произошло от названия блюда - сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, чечевицы или риса. По церковному уставу сочиво едят вечером 6 января после полного воздержания от пищи в течение всего дня.

Во время поста необходимо воздержаться от следующих продуктов: творог, мясо, сливочное масло, сыр, яйца. Возместить их рекомендуется грибами, фасолью, горохом, чечевицей. Рацион в основном состоит из постных супов и каш.

Важно помнить, что все блюда надо готовить только на водной основе и нельзя в них добавлять сливочное масло. Можно использовать всевозможные крупы: пшеничную, манную, кукурузную, перловую, гречневую, овсяную и другие каши.

Стоит ограничиться в употреблении приправ и консервированных овощей. А вот свежие овощи, варёные, печёные отлично подойдут к вашему рациону.

Можно питаться фруктами, орехами и мёдом.

Разнообразит питание нежирная рыба: минтай, треска, мойва. Её можно приготовить на пару или запечь в духовке. С рыбных консервов можно приготовить супы.

Разрешается кушать серый ржаной хлеб.

Каждую среду и пятницу запрещается есть рыбу и растительных масел.

Такое питание устанавливается согласно церковных правил обеспечивает очищающее действие для пищеварительного тракта.

Питание по дням во время Рождественского поста

Очень удобно во время Рождественского пользоваться графиком питания по дням:

28 ноября – в первый день принято готовить постную кутью, затем нею угостить всех домочадцев.

С 28 ноября до 19 декабря – по понедельникам, средам и пятницам рекомендуется употреблять термически необработанную пищу, а по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям можно есть горячие блюда. В выходные разрешается 100 мл сухого или полусладкого красного вина, разбавленного с водой.

С 20 декабря до 1 января – три дня в неделю (понедельник, среда, пятница) – постное без масла, а по вторникам, четвергам и выходным можно пить горячий чай, кушать блюда из рыбы.

Со 2 января по 5 января: последняя неделя поста. Необходимо исключить сахар и соль, а в остальном придерживаться рациона предыдущего периода.

До тех пор, пока 6 января на небе не появится звезда кушать нельзя, можно пить только воду. После появления первой звезды не следует наедаться. Можно замочить в воде рис и дополнить его мёдом и орехами.

После того, как пост закончится необходимо предусмотрительно включать в рацион жирные блюда.

В 2018 году Рождественский пост начинается в среду, 28 ноября, и продлится до воскресенья, 6 января. Мы подготовили для вас календарь питания на весь период Рождественского поста 2018-2019.

НОЯБРЬ

  • 28.11 - сухоядение - самый аскетический день поста, когда можно употреблять только необработанную еду. Это сухофрукты, мёд, орехи, свежие фрукты и овощи, винегрет, постная хлебная продукция. По одной из версий, можно даже пить травяные чаи.
  • 29.11 - допустимо присутствие рыбы, разрешается есть сырую или вареную растительную пищу с маслом (квашеная капуста, каша). Ешьте фрукты, орехи, можно позволить себе кофе и какао.
  • 30.11 - сухоядение (постные хлебцы, мёд, сухофрукты).
28.11 - сухоядение - самый аскетический день поста

ДЕКАБРЬ

  • 1 - 2.12 - можно есть сырую или вареную растительную пищу с маслом, рыбу, морепродукты.
  • 3.12 - вареная растительная пища без добавления масла (каши, супы на овощном и грибном бульонах, чай с отрубным печеньем).
  • 4.12 - в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы можно пригубить бокал красного вина, отведать грибного плова, рыбу.
  • 5.12 - сухоядение.
  • 6.12 - разрешаются сырая или в отварном виде растительная пища с добавлением масла, рыба, различные компоты.
  • 7.12 - сухоядение.
  • 8-9.12 - можно есть морепродукты и рыбу.
  • 10.12 - отварная пища без масла, например, тушеная капуста.
  • 11.12 - ещё один рыбный день. Можно потушить рыбу с картофелем.
  • 12.12 - сухоядение.
  • 13,15,16.12 - рыба, растительная пища: сырая или отварная с маслом.
  • 14.12 - сухоядение.
  • 17.12 - вареная растительная пища без масла (супы, каши).
  • 18-19.12 - любая растительная пища, рыба.
  • 20.12 - любая растительные пища с маслом, постные блины, овощной плов.
  • 21.12 - сухоядение.
  • 22-23.12 - рыбные блюда и сырая или в отварном виде растительные пища с маслом.
  • 24.12 - в рационе горячее без добавления масла.
  • 25.12 - отварная растительная пища с маслом.
  • 26.12 - сухоядение.
  • 27.12 - растительные пища:сырая, отварная с маслом.
  • 28.12 - сухоядение.
  • 29 -30.12 - сырая, отварная растительные пища, рыба.
  • 31.12 - горячее без масла.
26.12 - сухоядение

ЯНВАРЬ

  • 1.01 - сырая и отварная растительная пища без масла.
  • 2.01 - сухоядение.
  • 3.01 - горячая растительные пища без масла.
  • 4.01 - сухоядение.
  • 5.01 - растительная пища в любом виде с маслом.
  • 6.01 - сочиво, кутья, узвар актуальны в последний день поста. Не возбраняется есть отварную или запеченную рыбу.

Правила Рождественского поста

Для того, чтобы Рождественский пост прошёл по всем церковным канонам, необходимо знать важные правила:

За несколько дней до начала поста необходимо посетить церковь, чтобы исповедаться и получить у батюшки благословение. Нельзя злиться и завидовать, если появляются какие-то сомнения насчёт выдержки поста, рекомендуется обратиться в церковь.

В эти дни не разрешается гостить на развлекательных мероприятиях и праздниках. Потому что во время праздника тяжело придерживаться постного питания.

Следует отказаться от интимных отношений, а чаще посещать церковь.

Рождественский пост - один из главных многодневных православных постов. Предшествует важному событию в жизни верующего человека - Рождеству Христову. Начало поста приходится на следующий день после почитания памяти апостола Филиппа. Поэтому в православной традиции укоренилось еще одно название - Филиппов пост.

Временной интервал Рождественского поста

Календарная продолжительность Рождественского поста составляет 40 дней. Его начало исчисляется с 28 ноября, а конец приходится на 7 января. Заговенье на Рождественский пост осуществляется 27 ноября. В этот день еще можно поесть скоромную пищу. Рождественский пост не отличается строгими предписаниями, как и имеет значительные послабления в питании.

Цель Рождественского поста

Главное назначение Рождественского поста - подготовиться духовно к празднованию Светлого праздника. Важно в эти дни подумать о своей душе: посещать храм, участвовать в Святых таинствах, послужить ближним делом или добрым словом. А ограничения в питании - это лишь одно из средств для очищения души и благоговейной встречи .

Важно! Сходите в Церковь на исповедь во время поста.

Запрещенные продукты в Рождественский пост

В православным людям воспрещается кушать продукты животного происхождения. К ним относится: мясо, птица, молочные продукты и яйца. Строгость в питании, церковным уставом разделяется на 2 периода.

  • сухоядение (пища, не подвергается термической обработке) в понедельник, среду и пятницу;
  • горячая пища по вторникам и четвергам с добавлением растительного масла;
  • растительные продукты с маслом, рыбой и вином 4 декабря, 19 декабря и в выходные дни.
  • в понедельник, среду и пятницу аналогично сухоядение;
  • в выходные дни, а также во вторник и четверг разрешается только горячая пища, приправленная растительным маслом.

6 января именуется Рождественским сочельником, в который можно есть один раз в день после вечерни. По традиции употребляют сочиво. Вышеперечисленные правила рассчитаны на монашествующих, поэтому православным мирянам необходимо брать благословение у духовника. В дни рождественского поста даже в постной еде стоит уделить вниманию умеренности. Данный критерий касается и употребления вина.

Что можно кушать в дни Рождественского поста?

В пост разрешаются продукты питания растительного происхождения. Не стоит ограничиваться парой видов круп. Меню должно быть достаточно разнообразным и питательным. Это необходимо для поддержания физических сил и здоровья.

Основу рациона должны составлять следующие продукты:

  • Крупы. Востребованы из них: гречка, рис (желательно бурый), овсяные хлопья, пшено и перловка.
  • Овощи. Обязательны в рационе. Желательно употребление овощей подготовленных для данного сезона. К ним относятся: белокочанная капуста, репа и т.д.
  • Бобовые. Они восполняют отсутствие мясных и молочных продуктов, насыщая организм белками. Полезны: фасоль, горох, чечевица.
  • Фрукты. Актуально употреблять яблоки и мандарины. Замороженные ягоды добавляют при приготовлении морсов и компотов.
  • Хлебобулочные изделия. Отлично подойдут цельнозерновые хлеба, ржаные булочки и макароны.
  • Масла. Кроме подсолнечного, можно в пищу употреблять оливковое, сурепное, льняное и горчичное масло.
  • Рыба. Это может быть: скумбрия, окунь, сельдь, треска, горбуша и другие.

Кроме этого, разнообразить рацион помогут орехи и сушенные фрукты.

Кому положены послабления?

В православии есть значительные послабления в посте для определенной группы людей. Это может быть, как полное отсутствие воздержания от скоромной пищи, так и частичное.

От поста освобождаются:

  • женщины, которые беременны или кормят младенца;
  • военнослужащие и лица, находящиеся в тюрьме;
  • болящие люди, в данном случае следует учитывать рекомендации врача;
  • дети.

Важно помнить, что отсутствие телесного поста необходимо компенсировать, например, отказом от развлекательных мероприятий, курения, алкоголя, усилением молитвы и помощи окружающим людям.

Мера воздержания должна определятся для каждого православного человека в индивидуальном порядке. С этим вопросом разумно подойти к священнику и посоветоваться. Самое главное, в эти святые дни не осуждать и не обижать близкого. Стоит помнить, что православный пост - это, в первую очередь, время уединения для общения с Богом и очищение от