Госдума нового созыва на первом же своем заседании приняла в первом чтении законопроект, который серьезно ужесточает ответственность для водителей - злостных нарушителей правил дорожного движения.

Когда законопроект будет подписан и вступит в силу, за совершение трех серьезных нарушений в течение года водителя будут лишать прав на год-полтора. А если его невозможно лишить прав, например, по той причине, что прав у него нет, то ему назначат штраф от 10 до 30 тысяч рублей. Бывает и такое, что за рулем оказывается человек, у которого водительского удостоверения нет вообще. Недавно в Мордовии полиция гонялась за подозрительной машиной. Каково же было удивление инспекторов, когда оказалось, что за рулем пьяный 14-летний подросток.

Этот законопроект был разработан МВД и внесен в Госдуму правительством РФ еще в мае этого года. Но у Госдумы предыдущего созыва до рассмотрения его руки не дошли.

Проект дополняет Кодекс об административных правонарушениях, а точнее его 12-ю водительскую главу новой статьей 12.38: "Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством".

Напомним, что практика лишения прав за три нарушения была еще в советские годы. Нарушил правила, инспектор выписал штраф и сделал прокол в талоне нарушений. Три прокола - год ходить пешком. Правда, прокол полагался за любое нарушение. Новый проект предполагает суровое наказание только для 17 составов правонарушений.

Лишиться прав можно будет, три раза попавшись за превышение скорости более чем на 40 км/час. Если водитель три раза нарушил правила проезда железнодорожного переезда или проехал на красный сигнал светофора, ему также грозит лишение.

Непропуск на перекрестке автомобиля, который пользуется преимуществом в движении, непропуск автомобиля с включенными спецсигналами, а также непредоставление преимущества пешеходу на "зебре", совершенное трижды, также грозит лишением прав. И понятное дело, лишение будет грозить за трижды совершенный выезд на встречную полосу или за поворот или разворот через сплошную линию разметки.

За три серьезных нарушения водителя хотят лишать прав на год-полтора

Причем эти нарушения могут комбинироваться. Объясним, что имеется в виду.

Водитель проехал на красный свет. Ему выписали штраф. Он его оплатил. Срок действия административного наказания - год. Если после уплаты штрафа в течение года он выедет на встречную полосу и не уступит дорогу пешеходу на переходе, то его дело уйдет в суд для рассмотрения вопроса о лишении его прав по новой статье КоАП 12.38, то есть за систематическое нарушение правил.

Надо сказать, что даже из перечисленных выше нарушений не все подпадут под новую статью. В зону повышенной ответственности не попадут нарушения, выявленные с помощью камер фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме. Так что те, кто получает штрафы только по почте, могут вздохнуть свободно. Дело в том, что в этой ситуации наказывается не водитель, а собственник автомобиля.

Несложно догадаться, против кого нацелен этот проект. У нас довольно много рекордсменов по количеству нарушений. Среди них много обеспеченных людей. Например, недавно своим рекордом похвасталась Мара Багдасарян, которая вместе с сыном вице-президента "ЛУКОЙЛа" уходила от полицейской погони. Она умудрилась за полгода набрать штрафов на 250 тысяч рублей.

Вообще согласно статистике ГИБДД злостных нарушителей у нас не так уж и много. Хотя каждый пятый нарушитель привлекался к ответственности два раза и более.

Еще раз напомним, какое нарушение считается повторным. Например, вы превысили скорость более чем на 40 км/час. Вас остановил инспектор и выписал вам штраф. Вы можете оплатить его в ближайшем банке сразу с 50-процентной скидкой. В течение 10 дней вы можете его обжаловать. Через 20 дней возможность оплатить его со скидкой у вас пропадет. Без штрафных санкций вы можете оплатить его в течение 60 дней. Но именно после уплаты этого штрафа постановление будет исполнено и начнет отсчитываться год. Нарушение, совершенное в течение этого года, будет считаться повторным.

Если за движение по встречной полосе вы были лишены прав, то год начнет отсчитываться с того момента, когда исполнение по делу было закончено. То есть с того дня, когда вы получили права обратно.

Стоит напомнить, что не столь давно в КоАП предлагали ввести балльную систему. Такая система действует во многих странах мира. За те или иные нарушения водитель либо набирает баллы, либо с него их вычитают. Дойдя до определенной суммы или опустившись до нуля, водитель остается без прав. Причем в Германии вернуть права будет довольно сложно. Потребуется пройти так называемый "тест на идиота". Впрочем, там возможно списать накопленные баллы до момента, когда лишение прав будет неотвратимым. Для этого потребуется пройти курсы переподготовки - за свой счет, разумеется. Тогда пару баллов вам спишут.

Российский проект балльной системы был отклонен на том основании, что это повторное наказание за одно нарушение. Однако в случае наказания за систематические нарушения повторности удалось избежать. Дело в том, что, как только инспектор увидит, что это третье нарушение данного водителя, он сразу оформит его по более строгой новой статье 12.38. А дальше уже суд будет принимать решение.

С 1 сентября этого года были внесены серьезные изменения в административный кодекс, касающий нарушений правил дорожного движения и использования неисправных автомобилей. Но, пожалуй, главным стало то, которое касается ужесточения наказаний для злостных нарушителей. Согласно ему теперь суды при рассмотрении дела могут учитывать при вынесении решения всю историю правонарушений автовладельца.

Что это означает для обычных водителей? Фактически если автовладелец впервые нарушил правила, например, превысил максимально допустимую скорость, то может отделаться минимальным штрафом. Однако при повторном нарушении уже можно лишиться прав. Причем не обязатешьно нарушать скоростной режим, можно, к примеру, и на встречную полосу выехать.

Особое внимание в КоАП отводится и пьяным за рулем. Теперь повторное нарушение обойдется для таких водителей в сумму 50 тысяч рублей, при этом еще и водительское удостоверение отберут. Фактически вводится новая норма наказания. К тому же за неоднократное вождение в пьяном виде теперь предусмотрена еще и уголовная ответственность.

При этом в кодексе появилась статья, согласно котороый хоть и не отменяется нулевая промиля, но все же теперь учитывается возможная погрешность прибора. Она может быть до 0,16 промилли. При этом сотруднику ГИБДД не требуется искать понятых для определения степени опьянения. Для суда будет достаточным доказательством отснятое видео. Поэтому независимые эксперты советуют в случае сомнений настаивать на медицинском освидетельствовании.

По мнению законотворцов все эти ужесточения должны привести к тому, что суды при рассмотрении дел с участием злостных нарушителей будут применять более суровые наказания, предусмотренные КоАП. Но при этом относится со снисхождением к тем, кто нарушил эти правила впервые.

Однако эксперты полагают, что ужесточение наказаний никак не повлияет на количество нарушителей на дороге. А только заставит их искать пути избежать его. А ведь известно, чем оно серьезнее, тем больше предлагаемая взятка. Все это только увеличит коррупцию, по их мнению, и не более того. К тому же в том случае, если в результате ДТП погибли люди, уголовного наказания теперь не избежать. Такая норма, как примерение сторон была полностью устранена. Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский по этому поводу заметил: «Если ранее стороны могли договориться, и лишившаяся кормильца семья могла получить денежную компенсацию от виновника ДТП, то теперь они просто лишены такой возможности».

Увеличить шрифт

    "Злостный нарушитель ПДД". Кратные штрафы

    • 08:32, 18 декабря 2012
    • Комментариев

    ГИБДД, чиновники, представители общественных организаций никак не могут решить, как же надо карать злостных нарушителей правил дорожного движения, особенно - лихачей и тех, кто позволяет себе сесть за руль пьяным. Предложение, о котором уже сообщалось, - "клеймить" пьяных буквой "П" на руке - многие эксперты сочли едва ли противоречащим Конституции. А вот введение категории "Злостный нарушитель" со всеми вытекающими отсюда последствиями - например, с кратными количеству нарушений штрафами, - назвали "логичным и понятным", хотя и не однозначным.

    С предложением вести кратные количеству нарушений штрафы выступило ГИБДД. Речь об этом шла на "круглом столе" по безопасности на дорогах детей. По мнению начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Виктора Нилов, порядка 15-17% автомобилистов в России считают, что могут игнорировать Правила дорожного движения. "Масла" в огонь регулярно добавляет и отчетность. Например, только в Саратовской области за 11 месяцев произошло 224 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в результате которых 13 детей погибли и 230 получили травмы различной степени тяжести. Только в минувшие выходные в авариях пострадали трое детей. Причем, в одном из происшествий водитель сбил шестилетнего ребенка и скрылся.

    Кратные штрафы, по мнению представителей Госавтоинспекции, должны изменить отношение водителей к соблюдению ПДД. Однако автомобилисты восприняли ее без энтузиазма. И примерно с тем же настроем - идею координатора общества "Синие ведерки" Петра Шкуматова относительно введения повышенных коэффициентов по страховке ОСАГО. "Государство может не увеличивать штрафы за нарушения ПДД, а даже уменьшать. Данные с камер на дорогах, фиксирующих нарушения, должны быть основанием для страховых компаний выставлять дополнительные коэффициенты. Если человек постоянно нарушает ПДД, то это означает не то, что его необходимо штрафовать на большие суммы, это говорит о том, что у этого автовладельца большая вероятность попасть в ДТП, чем у обычного водителя. За ОСАГО все платят в зависимости от мощности движка. Между тем движок никак не влияет на страховые риски. Человек, который едет на мощном джипе, может ехать 60 км/ч и не нарушать. А именно постоянные рецидивисты создают дополнительные риски на дороге, и страховая компания будет за них платить", - заявил Шкуматов.

    "Если говорить о каких-то инициативах, то они должны быть реально воплотимы. За то, чтобы не попасть в базу, люди будут платить деньги. Я считаю, что прежде всего необходимо ввести четкое определение, кто является злостным нарушителем ПДД, - заявил "Известиям" руководитель Федерации автолюбителей России Сергей Канаев. - Идею о введении повышающего коэффициента по страховке я не поддерживаю. Не факт, что люди, которые нарушают ПДД, потом попадут в аварию. Я знаю людей, которые могут нарушить правила, но за последние пять лет у них не было ни одной аварии. Если человек совершил ПДД, тогда логично, что коэффициент увеличивается. Однако нарушения скоростного режима или езда по обочине не должны отражаться на ОСАГО. Само предложение о коэффициентах - здравое, но не в России. Так как это приведет только к росту цен на страховку вне зависимости от того, соблюдает автомобилист ПДД или нет. Страховые компании только этого и ждут. Я бы им такой инструмент не давал. Они и так при любой возможности повышают ставку по ОСАГО".

    Председатель Саратовского отделения Союза автомобилистов России Дмитрий Зиновьев считает, что идея ГИБДД в общем-то неплохая, однако требует тщательной проработки. "Ведь есть водители, которые ездят очень много, то есть они чисто теоретически чаще оказываются в ситуации, когда могут нарушить Правила дорожного движения, чем, например, дачник, который пользуется личным автомобилем 6 месяцев в году, - поясняет Зиновьев. - Надо смотреть, сколько водитель совершил правонарушений на 1 тыс. км пути, что ли... Или нужно сделать какой-то лимит - например, если автомобилист совершает больше трех нарушений в год, то только в этом случае вводить в отношении него повышенные коэффициенты. Что же касается повышения страховки, то фактически эта мера уже существует. У нас же, если первый раз попал в аварию, то платишь на 50% больше, второй - кажется, на 100%...".

    Что касается пьянства за рулем - а эту тему автомобилисты не перестают обсуждать, - то многие из них тоже считают, что здесь надо вести некоторые разграничения. "У нас же как - если у тебя в крови обнаружили 0,1 промилле или 2 промилле - наказание одинаково, а между тем даже Всероссийская организация здравоохранения считает дозу в 0,3 промилле допустимой... Или опять-таки кратность штрафа должна варьироваться от того, какой процент алкоголя обнаружен в крови у автомобилиста", - добавляет Дмитрий Зиновьев.

    Он также считает, что нарушение нарушению рознь. С пьянством за рулем все понятно - это общественно опасное нарушение ПДД, но вот так ли опасна, к примеру, парковка в неположенном месте? "А штраф за это нарушение, между прочим, составляет 1,5 тыс. руб. На мой взгляд, это чисто фискальная мера, и я считаю, что наказание за нее слишком велико", - уточнил автомобилист.

    "Я считаю, что в случае введения кратных количеству нарушений штрафов пострадают в первую очередь профессиональные водители, - поясняет свою точку зрения водитель одного из транспортных предприятий Саратова Василий Маслов. - Я это вам именно как профессиональный водитель говорю. Представьте, плохие погодные условия, когда риск нарушить повышается. Водитель-любитель машину и дома может остаться, на трамвае прокатиться, а я - нет".

    Пока введение кратности штрафов за нарушение ПДД остается не то, что на бумаге, а в мыслях ГИБДД. И не исключено, что в ближайшее время представители этого ли ведомства, общественники, депутаты озвучат очередное предложение. Но что это будет - "кнут" в виде лишения водительских прав на энное количество дней - или "пряник" в виде презента - пока неизвестно.

    И еще одна не очень приятная весть для автомобилистов - в следующем году полис ОСАГО может подорожать на 20-25%. Правительство внесло в Госдуму пакет поправок к закону об ОСАГО, и если они будут приняты, то вместе с увеличением лимита ответственности подорожает и страховой полис, сообщает РБК daily. Это официальная версия, а сами автостраховщики не исключают, что стоимость ОСАГО может возрасти на 50%. Дело в том, что согласно предлагаемым изменениям страховые суммы по имуществу увеличатся со 120 тыс руб. (эта сумма была установлена как максимум еще в 2003 г.) до 400 тыс руб., по возмещению ущерба здоровью - со 120 до 500 тыс. руб. Вот для того, чтобы выполнить требования по новым обязательствам страховщикам и придется поднимать стоимость полиса. И отнюдь не на 25%, как предполагает правительство, - уточняют они.

    Похожие материалы

    • 07.08.2013, 10:13 Номера-невидимки. Наклейки против камер ГИБДД Автомобилистам предлагают "панацею" от штрафов, "заработанных" камерами видеофиксации на дорогах – наклейки на знак госрегистрации. Пленку не видит ни человеческий глаз, ни камеры на постах ДПС. Зато камеры видеофиксации, установленные на дорогах, эти наклейки делают "слепыми" - пленка скрывает для них номера автомобиля. Пленка настолько прочна, что ее, как обещает реклама, весьма сложно поцарапать. Специалисты сомневаются: если такая пленка и существует, она тянет на Нобелевскую премию.
    • 13.05.2013, 11:54 "Зебры" превратят в "жирафов"? Роставтодор настаивает на том, чтобы пешеходные переходы пожелтели Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) выступило с очередной инициативой - добавить в дорожную разметку, красок, что называется, позитива. Но, конечно, основной целью идеи является не улучшение настроения у водителей, а повышение их бдительности. Согласно поправкам в ГОСТы, которые сейчас находятся на стадии разработки, пешеходные переходы вблизи учебных заведений планируется выкрасить в желтый цвет. По мнению авторов инициативы, это нововведение повысит бдительность автомобилистов. А что на это скажут сами автомобилисты?
    • 25.12.2012, 06:22 Видеорегистраторы не запретят. Пока Хочется порадовать автомобилистов - 2013 год не несет (по крайней мере, пока) никаких серьезных изменений в Правила дорожного движения. Равно как и существенного увеличения штрафов ждать не приходится. Специалисты называют несколько изменений в ПДД, о которых водителям знать все-таки стоит - соответствующий закон уже одобрен Советом Федерации, так что дело осталось только за президентом - и он, с большой долей вероятности, подпишет его в ближайшие дни. Что касается других поправок, которые касаются "запрета" видеорегистраторов, 24 декабря всколыхнувших весь интернет, то первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков назвал их в интервью одной из радиостанций "уткой".

    Новые материалы

ГИБДД, чиновники, представители общественных организаций никак не могут решить, как же надо карать злостных нарушителей правил дорожного движения, особенно - лихачей и тех, кто позволяет себе сесть за руль пьяным. Предложение, о котором уже сообщалось, — «клеймить» пьяных буквой «П» на руке - многие эксперты сочли едва ли противоречащим Конституции. А вот введение категории «Злостный нарушитель» со всеми вытекающими отсюда последствиями - например, с кратными количеству нарушений штрафами, — назвали «логичным и понятным», хотя и не однозначным.

С предложением вести кратные количеству нарушений штрафы выступило ГИБДД. Речь об этом шла на «круглом столе» побезопасности на дорогах детей. По мнению начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Виктора Нилов, порядка 15-17% автомобилистов в России считают, что могут игнорировать Правила дорожного движения. «Масла» в огонь регулярно добавляет и отчетность. Например, только в Саратовской области за 11 месяцев произошло 224 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в результате которых 13 детей погибли и 230 получили травмы различной степени тяжести. Только в минувшие выходные в авариях пострадали трое детей. Причем, в одном из происшествий водитель сбил шестилетнего ребенка и скрылся.

Кратные штрафы, по мнению представителей Госавтоинспекции, должны изменить отношение водителей к соблюдению ПДД. Однако автомобилисты восприняли ее без энтузиазма. И примерно с тем же настроем - идею координатора общества «Синие ведерки» Петра Шкуматова относительно введения повышенных коэффициентов по страховке ОСАГО. «Государство может не увеличивать штрафы за нарушения ПДД, а даже уменьшать. Данные с камер на дорогах, фиксирующих нарушения, должны быть основанием для страховых компаний выставлять дополнительные коэффициенты. Если человек постоянно нарушает ПДД, то это означает не то, что его необходимо штрафовать на большие суммы, это говорит о том, что у этого автовладельца большая вероятность попасть в ДТП , чем у обычного водителя. За ОСАГО все платят в зависимости от мощности движка. Между тем движок никак не влияет на страховые риски. Человек, который едет на мощном джипе, может ехать 60 км/ч и не нарушать. А именно постоянные рецидивисты создают дополнительные риски на дороге, и страховая компания будет за них платить», - заявил Шкуматов.

«Если говорить о каких-то инициативах, то они должны быть реально воплотимы. За то, чтобы не попасть в базу, люди будут платить деньги. Я считаю, что прежде всего необходимо ввести четкое определение, кто является злостным нарушителем ПДД, - заявил «Известиям» руководитель Федерации автолюбителей России Сергей Канаев. - Идею о введении повышающего коэффициента по страховке я не поддерживаю. Не факт, что люди, которые нарушают ПДД, потом попадут в аварию. Я знаю людей, которые могут нарушить правила, но за последние пять лет у них не было ни одной аварии. Если человек совершил ПДД, тогда логично, что коэффициент увеличивается. Однако нарушения скоростного режима или езда по обочине не должны отражаться на ОСАГО. Само предложение о коэффициентах - здравое, но не в России. Так как это приведет только к росту цен на страховку вне зависимости от того, соблюдает автомобилист ПДД или нет. Страховые компании только этого и ждут. Я бы им такой инструмент не давал. Они и так при любой возможности повышают ставку по ОСАГО».

Председатель Саратовского отделения Союза автомобилистов России Дмитрий Зиновьев считает, что идея ГИБДД в общем-то неплохая, однако требует тщательной проработки. «Ведь есть водители, которые ездят очень много, то есть они чисто теоретически чаще оказываются в ситуации, когда могут нарушить Правила дорожного движения, чем, например, дачник, который пользуется личным автомобилем 6 месяцев в году, — поясняет Зиновьев. — Надо смотреть, сколько водитель совершил правонарушений на 1 тыс. км пути, что ли… Или нужно сделать какой-то лимит - например, если автомобилист совершает больше трех нарушений в год, то только в этом случае вводить в отношении него повышенные коэффициенты. Что же касается повышения страховки , то фактически эта мера уже существует. У нас же, если первый раз попал в аварию, то платишь на 50% больше, второй - кажется, на 100%…».

Что касается пьянства за рулем - а эту тему автомобилисты не перестают обсуждать, - то многие из них тоже считают, что здесь надо вести некоторые разграничения. «У нас же как - если у тебя в крови обнаружили 0,1 промилле или 2 промилле — наказание одинаково, а между тем даже Всероссийская организация здравоохранения считает дозу в 0,3 промилле допустимой… Или опять-таки кратность штрафа должна варьироваться от того, какой процент алкоголя обнаружен в крови у автомобилиста», — добавляет Дмитрий Зиновьев.

Он также считает, что нарушение нарушению рознь. С пьянством за рулем все понятно - это общественно опасное нарушение ПДД, но вот так ли опасна, к примеру, парковка в неположенном месте? «А штраф за это нарушение, между прочим, составляет 1,5 тыс. руб. На мой взгляд, это чисто фискальная мера, и я считаю, что наказание за нее слишком велико», — уточнил автомобилист.

«Я считаю, что в случае введения кратных количеству нарушений штрафов пострадают в первую очередь профессиональные водители, — поясняет свою точку зрения водитель одного из транспортных предприятий Саратова Василий Маслов. — Я это вам именно как профессиональный водитель говорю. Представьте, плохие погодные условия, когда риск нарушить повышается. Водитель-любитель машину и дома может остаться, на трамвае прокатиться, а я - нет».

Пока введение кратности штрафов за нарушение ПДД остается не то, что на бумаге, а в мыслях ГИБДД. И не исключено, что в ближайшее время представители этого ли ведомства, общественники, депутаты озвучат очередное предложение. Но что это будет — «кнут» в виде лишения водительских прав на энное количество дней - или «пряник» в виде презента - пока неизвестно.

И еще одна не очень приятная весть для автомобилистов - в следующем году полис ОСАГО может подорожать на 20-25%. Правительство внесло в Госдуму пакет поправок к закону об ОСАГО, и если они будут приняты, то вместе с увеличением лимита ответственности подорожает и страховой полис, сообщает РБК daily. Это официальная версия, а сами автостраховщики не исключают, что стоимость ОСАГО может возрасти на 50%. Дело в том, что согласно предлагаемым изменениям страховые суммы по имуществу увеличатся со 120 тыс руб. (эта сумма была установлена как максимум еще в 2003 г.) до 400 тыс руб., по возмещению ущерба здоровью - со 120 до 500 тыс. руб. Вот для того, чтобы выполнить требования по новым обязательствам страховщикам и придется поднимать стоимость полиса. И отнюдь не на 25%, как предполагает правительство, — уточняют они.