«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент‑философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого‑то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой‑то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. «Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют...»

Самоотречение Сони приобретает форму «бесконечного унижения». Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.

Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет «грязь обстановки убогой». Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.

В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

Урок № литература Класс: 10 дата: 16.03

Тема.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть образ Сони Мармеладовой как нравственный идеал Ф.М.Достоевского

Задачи урока:

    Обучающие: познакомиться с историей жизни Сони; раскрыть мотивы ее нравственного падения; выяснить, что помогло Соне выжить в “желтом” Петербурге, спасти себя, свою семью и Раскольникова.

    Развивающие: вовлечь в творческую работу; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельной исследовательской работы; совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь; уметь работать с текстом: устанавливать причинно-следственные связи, находить необходимые для доказательства мыслей цитаты, анализировать и интерпретировать эпизоды, делать выводы; уметь сравнивать героев романа и относиться к ним критически; развивать самостоятельность, умения работать в паре и индивидуально; развивать навыки сценического искусства; способствовать формированию и развитию творческих способностей, креативности; формировать коммуникативные компетенции учащихся.

    Воспитывающие: воспитывать духовно - нравственные качества: доброту, милосердие, гуманизм, сострадание, любовь; воспитывать бережное отношение к истокам православной культуры; воспитывать стремление к идеалам красоты.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Послушайте притчу С.Копыловой “Морские звезды” и подумайте, о чем она.

Действительно, о смысле жизни (“зачем жить”?), ее моральных принципах, о сострадании.

Об этом рассказывает и Ф.М.Достоевский в “Преступлении и наказании”.

Сегодня мы продолжаем работу над этим романом.

Ребята, назовите 10 Заповедей Христа и скажите, чему они учат? ( нравственным ценностям. )

Ф.М.Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности.

Обратимся к толковому словарю и узнаем, что такое нравственность?

Нравственность – это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Узнайте по описанию героиню романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами... выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекло к ней”. (Соня Мармеладова)

2. А теперь сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетради:

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

Итак, объектом нашего разговора является Сонечка.

3. Какие цели и задачи надо выполнить на уроке?

( “Раскрыть образ Сони в романе”, “Показать духовную эволюцию Сони”, “Сравнить идею Сони с идеей Раскольникова”).

Но, пожалуй, самая главная задача нашего урока – не судить героев (они сами себя наказывают!), а понять их, понять причины их падения. Понять, принять и простить, ибо “кто не без греха”?

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в группах или парах

1 группа. Подготовить сообщение о п ервом знакомстве с Соней.

Автор знакомит нас с Сонечкой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, а Раскольников погубил свою душу. В первый раз мы слышим о Соне из рассказа ее отца, пьяного Мармеладова.

О чем он поведал Раскольникову? (Пересказ. ) Действительно, Соня решилась на отчаянный шаг, чтобы помочь семье.

Составьте синквей к образу Сони после первого (заочного) знакомства с нею.

Действительно, в начале романа мы узнаем историю Сони как “блудницы” (по определению самого писателя), или “великой грешницы” (так Соня сама оценивает свое занятие).

Проблемный вопрос.

А “как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?” (Д.И.Писарев) И можно ли “блудницу” считать идеалом нравственности?

Примерный ответ. Соня - своего рода предел кротости и страдания. Она мученица, ибо приносит себя в жертву во имя спасения своей семьи от голодной смерти. Следовательно, героиня заслуживает не презрения, а сочувствия. ) В романе “Преступление и наказание” действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини.

2 группа. Составить сравнительную характеристику Раскольникова и Сони.

Полуграмотна, плохо излагает

мысли, читает только Евангелие.

Образован, хорошо излагает мысли.

Свет разума заводит в тупик.

В ней божественная правда. Она

высокодуховна. Не сознание делает

человека человеком, а душа.

В нём правда ложна. В рай ценой

чужой крови нельзя.

У неё есть смысл жизни: любовь,

вера.

У него нет смысла жизни: убийство

- это индивидуалистический бунт.

Соня

Раскольников

преступники

Преступает нравственный закон.

Преступает уголовный закон.

Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя.

Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.

Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения.

Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества.

Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.

Мания превосходства и вседозволенности.

Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами.

Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.

Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.

Вывод. Итак, в ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и различий. Героев влечет друг к другу согласно закону “борьбы двух противоположностей”. Они нужны друг другу. А их путь к Царствию Небесному Достоевский видит в христианстве.

Визиты Раскольникова.

3.1. Первый визит Раскольникова к Соне. (Часть 4, глава IV)

Просмотр фрагмента видеофильма режиссера Л.Кулиджанова “Преступление и наказание”

Фронтальная беседа

- С какой целью пришел Раскольников к Соне? ( Примерный ответ. Он видит в ней родственную душу, союзницу по преступлению. “Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою”.)

- Как Раскольников ведет себя в диалоге с Соней? ( Примерный ответ. Он груб, резок, не понимает, как можно жить в такой грязи; смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога.)

- Прав ли Раскольников в обвинении Сони? Сравните их преступления. ( Примерный ответ. Отчасти Раскольников прав. Но их преступления имеют разную мотивацию. Раскольников не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория, им выдуманная, толкает его на путь насилия над человеком. Соня совершила преступление над собой, чтобы спасти от голодной смерти свою семью.)

- Какой выход для Сони видит Раскольников ? ( Примерный ответ. У Сони, по мнению Раскольникова, есть выбор – 3 дороги: 1) кинуться в канаву, 2) попасть в сумасшедший дом, 3) пойти на панель, т.е. разврат.)

- Почему Соня не выбирает ни одну из них ? ( Примерный ответ. “А с ними что будет?” - говорит она ему.)

- Почему Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги ?

( Примерный ответ. Он понял ее идею жертвенности.) Соня – сильная личность, “ибо кротость, которая выстрадана как истина, не может быть свойством слабого характера”.

- Как вы думаете, в чем ее сила?

( Примерный ответ. Сила Сони не только в любви к Раскольникову, но и в христианской вере ) Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. “Что бы я без бога-то была?” - скажет она сама.

- Чем заканчивается 1 визит Раскольникова к Соне? Подтвердите текстом .

( Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой: “... Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно!)...ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я”. Обратить внимание на форму обращения Раскольникова к Соне: Вы, ты)

- Что дала Раскольникову встреча с Соней? Что он понял? ( Беседа.)

После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, в основе которых – любовь, сострадание. По этому закону живет и Соня. В этом и есть идея Сони – идея Бога.

3.2. Второй визит Раскольникова к Соне (Часть 5, глава IV)

Вторая встреча – путь к взаимопониманию.

- Какова цель визита Раскольникова к Соне во второй раз? ( Примерный ответ. Рассказать, кто убил старуху.)

- Как ведет себя с Соней ? ( Примерный ответ . Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу, потому что ему трудно говорить с Соней искренне.)

- Как он сам объясняет причину убийства? Докажите текстом. ( Чтение цитат. Примерный ответ . Убил для себя. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного... мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек?”. “Тварь ли я дрожащая, или право имею...”, “я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”. )

- Как ведет себя Соня, угадав страшную правду? Зачитайте отрывок из текста. ( Работа с текстом. Примерный ответ. Она не оттолкнула Раскольникова. Напротив, встала перед ним на колени. “Что вы , что вы это над собой сделали!.. Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!.. От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”. Обратим внимание на местоимения: ты, Вы. Сравним с письмом Татьяны к Онегину ) Соня полна любви, жалости и сострадания, думает только о том, как ему тяжело нести этот крест.

- Какой выход из тупика предлагает Соня? Подкрепите свои слова текстом . ( Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Покаяться перед народом. “Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизнь пошлет”.) Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. (Обратим внимание на психологический параллелизм и местоимение ты как средство сближения героев)

- Принимает ли такой совет Раскольников? ( Беседа. Примерный ответ. Раскольников еще не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. И доносить на себя он тоже не готов ) Во время диалога с Соней Раскольников ведет себя по-разному: то шепчет, то страдальчески просит, то грустно улыбается, а то вдруг “две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”.

О чем это говорит? Что значат слезы Раскольникова? ( Беседа. Примерный ответ О смятении Раскольникова и о наметившемся его пути к воскресению. Соня растопила его гордое сердце )

Слезы – это новая ступень в жизни героя. В этом – заслуга Сони: она своей любовью, состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек...”. Образ Сони – это лик настоящей праведницы. Вы, безусловно, обратили внимание на то, что эти два эпизода представляют собой кольцевую композицию. А сравнение двух “правд” героев показывает их контраст. Однако уже намечается путь Раскольникова к покаянию.

3.3. Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6, глава VIII)

Третья встреча - это поддержка двух близких людей.

Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой - это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. Герои мало разговаривают - они больше действуют.

- Какова цель третьего визита Раскольникова к Соне?

(Примерный ответ . Он решился идти в полицию с повинной. Но прежде хочет покаяться перед народом. Для этого ему нужен крест)

Как ведет себя Соня? (Примерный ответ. Она была ошеломлена, плохо верила в то, о чем говорил Раскольников, но молча делала все.) Соня как истинный друг собирается идти вместе с Раскольниковым. Она стремится быть с ним рядом до конца. Но Раскольников останавливает ее и уходит один.

Почему?

(Примерный ответ. Он понимал, что должен быть один на один со своей совестью. “Что ты! Ты куда?.. Я один”, - закричал Раскольников )

- Что понял Раскольников после сцены покаяния на Сенатской площади? Обоснуйте ответ.

(Примерный ответ. Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света”)

Вывод Соня помогла “сгореть” философии Раскольникова. Своей любовью, состраданием, своей верой в Бога она в очередной раз спасла заблудшую душу Раскольникова. Раскольников понял, что, убивая, он “убил” самого себя.

- Какова роль эпилога в раскрытии образа Сони? Подкрепите ответ текстом. ( Примерный ответ. Соня “последовала за ним (Раскольниковым) на край света, спасала и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе”) Именно на каторге происходит прозрение Раскольникова. И все благодаря Сонечке. “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка” - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного страдания.

Вывод Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, сострадание, противостоящие злу). Жизненная позиция Сони отражает взгляды самого писателя, его веру в любовь, справедливость и всепрощение.

- Так кто же такая Соня? Мученица или великая грешница? Она “святая грешница”, идеал.

X. Итог урока.

Вывод Итак, Соня – это символ, это нравственный идеал Достоевского, и не только. Она - божественный идеал. Именно в образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь к людям, жертвенность.

Надеюсь, что идея “вечной Сонечки” останется в вашем сердце, что вы научитесь просить прощение и прощать, будете терпимыми и милосердными к людям.

XI. Информация о домашнем задании.

На выбор

1. На страницах романа многие понятия об ретают символическое значение, например: Наполеон - сим вол неограниченной власти; аршин пространства - символ одиночества, кровь - символ преступления. Продолжите список таких слов-символов.

2. Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

    «Тема смирения и бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»;

    «В чём смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”?»;

3. Напишите письмо Софье Мармеладовой.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» - произведение очень светлое, хотя и трагическое. Писатель выразил в нем свои сокровенные мысли о нравственном идеале гуманизма. Добро и любовь к людям - основа жизни, как утверждает Достоевский.

Главный герой романа приходит к нравственному идеалу, испытав множество страданий. В начале произведения это человек, который разочарован в людях и считает, что только с помощью насилия можно восстановить поруганные добро и справедливость. Родион Раскольников создает жестокую теорию, согласно которой мир делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Первым дозволено все, вторым - ничего. Постепенно эта жуткая идея захватывает существо героя целиком, и он решает проверить ее на себе, узнать, к какой же категории он относится.

Холодно оценив все, Раскольников приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным. Но многое изменяется в нем, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного - склада собственного характера, и того, что убийство противно самой природе человека. Перед тем, как совершить преступление, герой видит сон: он ощущает себя ребенком, который становиться свидетелем варварски жестокого поступка - избиения загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Страшная картина вызывает у маленького Раскольникова яростное желание вмешаться, защитить животное. Мечется в бессилии ребенок, но никто не предотвращает это бессмысленное, жестокое убийство. Единственное, что может сделать мальчик, это с криком пробиться сквозь толпу к лошади и, обхватив ее мертвую, окровавленную морду, целовать ее. Сон Раскольникова многозначен. Здесь явный протест против убийства и жестокости, здесь сочувствие чужой боли.

Под влиянием сна происходит активизация двух мотивов предполагаемого убийства. Один - ненависть к мучителям. Другой - желание подняться до положения судьи. Но Раскольников не учел третьего фактора - неспособности доброго человека пролить кровь. И, как только ему пришла в голову эта мысль, он в страхе отринул свои планы. Иначе говоря, еще не подняв топора, Раскольников понимает обреченность своей идеи. Проснувшись, герой почти готов был отказаться от задуманного: «Боже! - воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж я, в самом деле, возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели?»

Однако страшная теория побеждает. Раскольников убивает старуху-процентщицу, совершенно бесполезную и даже вредную, с его точки зрения. Но вместе с ней он вынужден убить и ее сестру, случайную свидетельницу. Второе преступление никак не входит в планы героя, ведь Лизавета именно та, за счастье которой он борется, - обездоленная, беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо. Теперь Раскольников понимает: нельзя разрешать «кровь по совести» - она польется потоком. По натуре герой - добрый человек, он делает людям много хорошего. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Герой презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. У него и внешность ангельская: "...замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен". Как же практически идеальный герой мог увлечься столь безнравственной идеей? Автор показывает, что Раскольникова буквально загнала в тупик собственная нищета, а также убогое, униженное состояние многих достойных людей вокруг него. Родиону была отвратительна власть ничтожных, глупых, но богатых и оскорбительное положение бедных, однако умных и благородных душою. Обидно, но юношеский максимализм и принципиальность героя, его гордость и непреклонность сослужили ему плохую службу, наставили на неверный путь.

Совершив злодейское убийство, герой тяжело заболевает, что свидетельствует о большой чуткости его совести. И до преступления добро в его душе отчаянно боролось со злом, а теперь он испытывает адские муки. Раскольникову становится очень трудно общаться с людьми, он как бы чувствует себя виноватым перед всем человечеством. Чем теплее и заботливее относятся к нему близкие, тем сильнее он страдает. Подсознательно герой понимает, что нарушил главный закон жизни - закон любви к ближнему, и ему не просто стыдно, ему больно - слишком жестоко он заблуждался. Ошибки надо исправлять, нужно каяться, чтобы избавиться от страданий. Путь к нравственной жизни Раскольников начинает с исповеди. Он рассказывает о своем преступлении Соне Мармеладовой, облегчая душу и прося совета, потому что не знает, как ему жить дальше. И подруга помогает Родиону. Я думаю, в образе Сони выражен нравственный идеал писателя. Эта женщина - сама любовь. Она жертвует собой ради людей. Понимая, что нужна Раскольникову, Соня готова идти за ним на каторгу: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..» Благодаря подруге, герой обретает новый смысл жизни. Так, утверждая нравственный идеал, Достоевский приводит Раскольникова к мысли о необходимости жить настоящим, а не придуманной теорией, выражать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение ближним. Сложен и мучителен путь Раскольникова к праведной жизни: от преступления, которое искупается страшными страданиями, к состраданию и любви к тем людям, которых хотел презирать, считая ниже себя, гордый юноша.

«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент‑философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого‑то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой‑то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. «Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют…»

Самоотречение Сони приобретает форму «бесконечного унижения». Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.

Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет «грязь обстановки убогой». Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.

В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]

  • Соня Мармеладова – одна из главных героинь романа Достоевского «Преступление и наказание». Впервые Раскольников узнает о ней в распивочной от титулярного советника и ее отца Мармеладова. Он описывает ее робкой, честной, безответной, кроткой, заботливой, бледненькой, худенькой, называет ее ангелом: «Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!». В конце она становится спасителем и для Раскольникова.

    После убийства Раскольников идет к Соне, чтобы найти поддержку и опору.

    Но почему он выбирает ее, ведь они едва знакомы, и тот же Разумихин с радостью готов помочь ему? Достоевский наделил Соню чистой душой, даже способ, которым она зарабатывает деньги, не может осквернить ее. Ее помыслы – кристальны. Она чувственна, способна понять и разделить страдание человека, сочувствовать. Именно это и привлекло Раскольникова. В первый приход настроение Родиона резко меняется: он то грубит, то встает на колени, ему как будто хочется разозлить Соня, доказать, что она не святая, он Соня кротко, но сильно держит себя. Он просит прочесть воскрешение Лазаря, она колеблется, но соглашается.

    И вот убийца и блудница склоняются над Библией. Мне кажется, Достоевский хотел показать, что эти люди, несмотря на их поступки, все равно имеют «золотые сердца». Но все-таки Раскольников уходит от нее со словами, что главное – свобода и власть над «всей дрожащей тварью и муравейником».

    Еще один яркий эпизод, описывающий характер Сони, момент, когда Лужин подбрасывает ей деньги и обвиняет в воровстве. Даже тогда Соня не стремится наказать его, хотя имеет полное право, ведь после признания Лебезятникова, все понимают, что она не виновна. Она не борется со злом, с помощью еще большего зла, она прощает. Даже за подлеца – Лужина она будет молиться, а запутывавшегося в себе Раскольникова постарается возвысить, не специально, она по-другому не может. Ее образ источает доброту, разговоры с ней являются бальзамом для истерзанной души Раскольникова.

    После признания Родиона в убийстве Соня не отворачивается от него. Она лишь спрашивает: «Что вы с собой сделали?» Жалеет его. В образе Сони автор пытается изобразить идеального человека, умеющего прощать и сочувствовать. Также Сонин метод борьбы со злом является полным антиподом метода Раскольникова. Через этих героев Достоевский сам старается разобраться в вопросе: что же делать с подлыми, низкими людьми.

    В современное время, к сожалению, все меньше и меньше людей похожих на Соню Мармеладову: готовых помочь, пойти за человеком, несмотря ни на что. Да, это тяжело, и вряд ли кто-нибудь в нашем индустриальном мире сможет стать таким же искренним, ничего не требующим взамен человеком. Мармеладов был прав, говоря, что такие люди встречаются не на земле. Но можно стараться, и если не идти за Раскольниковыми, то хотя бы стремиться помочь.

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


    Обновлено: 2017-07-10

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.