Благо - это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность - реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя.

Примеры благ - продукты питания (хлеб, масло, мясо, молоко и т.д.), другие предметы потребления (одежда, автомобили и т.п.), определенные явления или процессы в природе (солнечный свет, вода из родника, воздух).

С учетом приведенного нами определения в особую категорию выделяются антиблага, или блага со знаком «минус». Антиблаго - это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.

Примеры антиблаг - выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы двигателей, магнитные бури, снежные заносы и т.д.

Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.

При определении категории «благо» необходимо принять во внимание два следующих аспекта.

1. Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди антиблаг («из двух зол выбирать меньшее»). В нашей стране людям именно так нередко приходится поступать при проведении всевозможных выборов (непростая задача - отобрать из числа недостойных более достойных).

2. Нет и не может быть единого мерила (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать антиблагом. Как известно, изделия, содержащие никотин, алкоголь, наркотические и иные вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими - часто как зло. В современной экономике разнообразие обращающихся в ней благ чрезвычайно велико. Поэтому блага целесообразно классифицировать по различным критериям.

На основе объектной классификации благ можно выделить следующие их виды (группы).

Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).

Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный). Одна (видимо, основная) их часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.), другая - связана преимущественно с образом (условиями) жизни конкретного человека.


С учетом этого можно выделить две подгруппы нематериальных благ: внутренние и внешние. Внутренние блага - это способности, данные данному человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух, склонность к научной деятельности и т.д.). Внешние блага - это все то, что дает внешний мир для развития человека и удовлетворения его потребностей (репутация, деловые связи, определенное социальное положение в обществе и т.п.).

О благах первой группы обычно говорится, что они потребляются, исчезают, а о благах второй группы - что они используются и при этом постепенно изнашиваются.

Для получения недостающих потребительских благ (предметов потребления), как правило, нужны косвенные блага (ресурсы).

Косвенные блага (ресурсы), в свою очередь, делятся на реальные (физические) и финансовые (в денежной форме).

Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем.

Степень хранимости зависит от конкретных благ. Так, абсолютно нехранимыми являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Малохранимыми являются скоропортящиеся продукты питания (например, свежая рыба, парное мясо, молоко). Близкими к абсолютно хранимым благам являются так называемые благородные металлы (например, золото, серебро). Большая часть реальных (физических) благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени (например, деньги, ценные бумаги и другие финансовые активы).

Для многих благ существует естественный предел делимости - единичное благо, штука (одна книга, одна кассета и т.п.). Некоторые блага делимы почти абсолютно: «хлеба краюху - и ту пополам». Существуют также блага, которые крайне трудно отнести к делимым (например, пути сообщения, магистральные нефте- и газопроводы, линии электропередачи). Достаточно изъять любую его часть, разрезать «поперек» - и все благо исчезает как предмет потребления (использования). В зависимости от характера (способа) получения блага субъектами различают две их категории (группы) - экономические и неэкономические.

1. Экономические блага - это блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности людей, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Иначе говоря, по отношению к экономическим благам в той или иной степени существует проблема редкости, обусловливающая соответствующее поведение человека - выбор в условиях ограниченных ресурсов (кондиционированный воздух, электрическое освещение, водопроводная вода).

2. Неэкономические (даровые или свободные) блага - это блага, которые предоставляются внешней средой (природой) без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно» в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (атмосферный воздух, солнечный свет, вода в открытых водоемах и т.д.).

В зависимости от степени доступности (собственности) благ и характера их использования экономическими агентами различают следующие их виды.

1. Частные блага - это такие блага, которые доступны только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами. Примеры - зубная щетка, пара обуви, находящиеся в чьей-либо собственности. Маловероятно, чтобы кто-либо еще покусился (помимо их владельца) на их использование (потребление).

2. Общественные блага - это такие блага, доступ к которым не может быть ограничен, а их потребление может осуществляться одновременно многими субъектами. Примеры - знания, национальная безопасность. Блага «общие ресурсы» - это специфические блага, которые доступны (принадлежат) всем, но потребляются они только одним субъектом. Примеры - грибы в лесу, птицы в небе, рыба в реке. Блага «естественные монополии» - это специфические блага, доступные (принадлежащие) одному субъекту, а пользоваться им могут одновременно многие. Примеры - система кабельной сети, трубопроводные системы.

Побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека - это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения - это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др. Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам.

Можно выделить следующие критерии классификации:

По значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

По субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

По объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);

По возможности реализации (реальные, идеальные);

По сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);

По характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу . Ее наглядная интерпретация - в виде «пирамиды Маслоу» - имеет пять уровней. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.

Понятие блага

Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.

Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.

Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.

Свойства благ

Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:

  • благо должно быть объективным, то есть закреплённым в каком-то материальном носителе;
  • оно универсально, так как имеет значимость для многих или для всех людей;
  • благо должно иметь социальное значение;
  • оно абстрактное и умопостигаемое, так как отражает в сознании человека и общества некую конкретную форму, как результат производственных и социальных отношений.

При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.

Благо и потребности человека

Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:

  • оно должно отвечать потребностям человека;
  • благо должно обладать объективными свойствами и характеристиками, которые ему позволяют быть полезным, то есть иметь возможность улучшать жизнь общества;
  • человек должен понимать, что благо может удовлетворить его определённые требования и нужды;
  • благом человек может распоряжаться по своему усмотрению, то есть выбирать время и способ удовлетворения потребности.

Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.

Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.

Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.

Экономическая теория о благах

Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.

Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.

Классификации благ

Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.

В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.

Материальные и нематериальные блага

Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.

Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.

Общественные и частные

В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.

Производство и распределение материальных благ

Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.

Услуга как благо

Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.

Анализ материалов обеспеченности работников жилой площадью и степени удовлетворения их социально-культурных и бытовых потребностей дает возможность принять обоснованные решения с целью устранения диспропорций в распределении материальных и духовных благ, что, в конечном счете, будет способствовать сокращению текучести кадров.  


В связи с быстрым развитием науки и техники непрерывно возрастает роль техники и технологии в повышении производительности общественного труда . Однако основная производительная сила общества - люди, создающие своим трудом материальные и духовные блага общества. Поэтому главным в управлении производством является управление производственными коллективами.  

Движение коллективов и ударников коммунистического труда базируется на сознательной социалистической дисциплине трудящихся, на их повседневной заботе о повышении производительности труда и эффективности производства . В отличие от капиталистической дисциплины насилия над непосредственным производителем материальных и духовных благ, социалистическая дисциплина труда - это новая дисциплина свободного от эксплуатации общества, дисциплина сознательно объединенных работников, строящих коммунистическое будущее. Огромное значение в воспитании сознательной дисциплины труда , повышении творческой инициативы и ответственности трудящихся имеет дальнейшее совершенствование социалистического соревнования в соответствии с постановлением ЦК КПСС О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования (1971 г).  

Теперь можно утверждать, что сложность механизма функционирования элементарной производственно-экономической системы состоит во взаимодействии социальной и экономической функций преобразования. Так, если абстрагироваться от экономической функции экономическая система будет представлена только элементарной системой, выходы которой -конкретный производительный труд , а входы - жизненные материальные и духовные блага. Если абстрагироваться от социальной функции , то элементарная производственно-экономическая система будет представлена только элементарной экономической системой , выходы которой - производимые продукты потребления, а входы - средства производства , одним из которых и является труд определенного качества , т.е. конкретный труд.  

Из главы 3 следует, что экономика любого государства состоит из миллионов потребителей, сотен тысяч производителей, выступающих от лица предприятий , и каждый из них владеет определенной способностью к труду либо одновременно и такими факторами производства , как земля, оборудование и т.д. Все они в условиях рыночных отношений принимают решения по использованию этих факторов изолированно, независимо друг от друга, по своему усмотрению и в своих собственных интересах. Естественно, возникают следующие вопросы что или кто координирует решения всех этих людей в бизнесе каким образом члены общества побуждают друг друга выполнять именно ту совокупность взаимосвязанных действий, в результате которых производятся необходимые для потребления материальные и духовные блага в нужном количестве и качестве  

ПРОИЗВОДСТВО - ЭТО ПРОЦЕСС, В КОТОРОМ ЛЮДИ, ВОЗДЕЙСТВУЯ НА ВЕЩЕСТВО ПРИРОДЫ, ПРОИЗВОДЯТ МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ БЛАГА  

ТРУД - ЭТО ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ ПО СОЗДАНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ БЛАГ И УСЛУГ.  

Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно-необходимый труд , а потому, что эти блага имеют полезность. Да и сами затраты труда на производство тех или иных товаров осуществляются лишь потому, что люди испытывают потребность в определенных полезностях. Да и кем или чем определяется сама общественная необходимость в тех или иных затратах труда Сказать просто - рынком - это, безусловно, верно, но неполно, слишком обще. По мнению сторонников теории предельной полезности (подробнее о ней-далее), только полезность товара может придать затратам труда общественно-необходимый характер.  

Интересно отметить, что более высокая ценность носит отпечаток свободы, и это выражено тем сильнее, чем выше ее ценностный ранг. Таких благ, как дружба, доброта, самоотверженность, справедливость, храбрость, любовь, вера и т.д., нельзя добиться силой или вызвать с помощью правил или через механизм рыночной координации. Это относится и к таким высшим духовным благам и ценностям, как искусство, наука, религия. Они суть продукты свободных и увлеченных людей.  

Труд - это процесс, характеризующийся затратами времени и энергии человека, направленными на преобразование ресурсов природы в материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению (административному, экономическому), либо по внутреннему побуждению , либо по тому и другому.  

Воздействие у-труда на рост благосостояния и другие экономические показатели весьма существенно, хотя и не столь явно и однонаправленно, как влияние Р-труда. Деятельность, ориентированная на развитие светлых сторон человеческой натуры (4-у-труд), помимо производства духовных благ, обеспечивает этические и правовые условия для эффективной экономики. Это убедительно доказано М. Вебером в его классических работах о хозяйственном значении мировых религий, особенно о протестантской этике (см. разд. 4.2.2.). При усилении темных сторон человеческой натуры (-у-труд) социально-экономические показатели ухудшаются вследствие потерь от обмана, мошенничества, воровства и т. п.  

Лемма 1. Рост потребления материальных, социальных, интеллектуальных, эстетических и духовных благ можно обеспечить за счет  

Говоря о предмете регулирования инвестиционного права, следует согласиться с тем, что это действительно специфические, общественно необходимые экономические отношения по воспроизводству материальных и духовных благ. По своей природе они являются отношениями собственности, имеют непрерывно-циклический характер и объединяют особый круг участников-инвесторов в лице государства, физических или юридических лиц, а также субъектов со смешанным статусом (например, паевых инвестиционных фондов , индивидуальных предпринимателей и т. п).  удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.  

ПОТРЕБНОСТИ - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, соц. группы, общества в целом внутренний побудитель активности. Различают биол. П. человека, обусловленные обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма, и П. соц. субъектов (личности, соц. групп) и общества в целом, которые формируются в зависимости от уровня развития данного общества и специфических соц. условий их деятельности. Источник развития последних - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение относительно элементарных, витальных П. ведет к порождению новых П. и это отличает человека как субъекта своего исторического процесса, преобразующего природную и соц. среду, от животного, приспосабливающегося к среде. П. личности образуют как бы иерархию, в основании которой - витальные П., а последующие ее уровни - соц. П., высшее проявление которых - П. в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой деятельности. При изучении человеческих П. различают следующие их виды по сферам деятельности - П. труда, познания, общения, отдыха по объекту - П. материальные и духовные, этические, эстетические и т.д. по их функциональной роли - П. доминирующие и второстепенные, центральные и периферические, устойчивые и ситуативные по субъекту - П. групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.  

С учетом всего вышерассмотренного, СЭС можно представить как большую систему, на вход которой поступают ресурсы, преобразующиеся в СЭС, в результате чего на выходе получаются материальные, социальные и духовные блага, необходимые для полнокровного жизнеобеспечения как всего общества, так и отдельных слоев, групп населения и каждого человека в отдельности.  

Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем - в стимул (образ неиб-  

В 1517 году священник Мартин Лютер объявил католическую церковь неправильной, а в 1520 году сжёг папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Лютер среди прочего призвал перестать заниматься поиском духовных благ, а искать счастья в материальной жизни. Заметим, что это тоже не было связано с каким-либо развитием науки. До первых открытий естествознания, до Галилея и Ньютона оставалось более ста лет. Европейцы ещё не знали даже десятичных дробей . Подробнее о Реформации мы будем говорить ниже в этой главе.  

Очевидно, что социалистическая экономика в СССР и странах Восточной Европы оказалась сравнительно малоэффективной не потому, что в них имелся государственный сектор , а потому, что она была практически полностью огосударствлена. Отсутствовало естественное противоречие между общими ичастными интересами, разрешение которых является главной функцией государства . Вместо различных форм и методов государственного влияния, целью которого должно было быть развитие частного сектора экономики , происходила абсолютизация общих, государственных экономических интересов . Это привело в конечном счете к умалению, даже игнорированию личного интереса граждан, превращая их постепенно из активных созидателей в пассивных потребителей созданных государством материальных и духовных благ.  

Во-первых, рост количества полуобщественных благ изменяет соотношение ресурсоемких и ресурсосберегающих благ в экономике. Духовные блага, производимые частным образом и присваиваемые общественным образом, являются благами, для производства и потребления которых необходимы меньшие количества естественных невозобновляемых ресурсов . Поэтому в мире ограниченных ресурсов их производство может быть гарантировано на более длительный срок, чем производство материальных благ.  

9. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ДУХОВНЫХ БЛАГ

Целью духовного общества является максимизация духовного капитала, то есть максимизация духовного удовлетворения всей социальной системы, которое равно сумме оценок удовлетворенности каждого из ее членов.

В нашей системе координат мы признаем все системы ценностей, которые в соответствии с нашим определением относятся к духовным. Также мы не имеем права отдавать приоритет тем или иным из них по своему усмотрению, так как вопрос оценки и суждения о духовности системы ценностей является вопросом божественного сознания, что нам недоступно. Оценки каждого духовного человека в этом случае абсолютно равны, вне зависимости от того насколько их система ценностей отличается от нашей при условии соблюдения фундаментального принципа создания духовного блага. Духовное удовлетворение является результатом субъективной оценки приобретенных духовных благ. Особенности духовного развития и внешнее воздействие ведут к значимым различиям в субъективных оценках, что находит отражение на этапе признания духовного блага.

Также важное воздействие на формирование духовного капитала оказывает эффективность процесса распространения духовного блага. По этой причине уровень духовного капитала не определяется полностью количеством создаваемого блага. Одновременно с ним важное значение имеют субпроцесы признания духовного блага и распространения духовного блага. Но, тем не менее, субъектом процесса воспроизводства духовного блага является его создатель. Соответственно, его решения должны основываться не только исходя из задач создания блага. В идеальном случае в первую очередь производится такое духовное благо, которое будет находить наибольшее признание в обществе и максимально распространяться. Человек также должен иметь исчерпывающую информацию о параметрах распространения блага и, конечно же, своих возможностях. Однако, в процессе духовного воспроизводства его функции могут быть разделены между различными личностями, которые в этом случае образуют единую систему духовного развития.

Функция максимизации создания духовного блага . Для того, чтобы приблизиться к достижению цели максимизации духовного благосостояния, созидательная система (вне зависимости от того, включает она одного человека или большую группу) и ее члены должны обладать двумя ключевыми характеристиками: 1) достаточной волей для того, чтобы действовать в соответствии с духовными ценностями; 2) достаточной информацией для того, чтобы принять оптимальное решение относительно распределения своих ресурсов на воспроизводство духовных благ.

Остановимся сначала более подробно на втором условии. Оно, в свою очередь, разбивается на два производных условия: 1) полная информация о системе ценностей других людей; 2) полная информация о распространении духовных благ в социальной среде.

В идеальной ситуации человек должен обладать полной информацией о ценности различных благ для каждого человека или, по крайней мере, для большинства социальных групп во всем мире. На основе этого, человек может принять решение о создании тех благ, которые он способен произвести в рамках своих возможностей для максимизации общественного капитала. На практике у него такой возможности нет. Человек ограничен в различных аспектах работы с информацией. Он может получить только весьма ограниченный объем информации. Кроме того, ограничены возможности осознания, систематизации и запоминания информация. Невозможно представить себе, чтобы отдельный человек обладал всей полнотой информации. Как правило, человек имеет весьма конкретное представление о ценности духовных благ только для своих самых близких людей. Также он может оценить и достаточно условно определить потребности людей, с которыми он общается часто. Для этих людей он может также дать оценку ценности на основе аналогии или иных простейших методов. На основе крайне ограниченной информации в различных медиа, человек может дать условную оценку некоторых духовных потребностей не знакомых ему людей. Но если осознание и запоминание оценок для первой группы людей является устойчивым и тщательно фиксируется в памяти человека, то для третьей группы эта информация хранится в кратковременной памяти. Следовательно, на основе личностного опыта человек может иметь представление об оценках только очень узкой группы людей.

Задача может быть более-менее удовлетворительно решена в достаточно небольшой социальной группе. При этом социальная группа агрегирует знания в привычки и ценности, которые закладываются в человека и действуют практически бессознательно, чтобы не занимать место в ограниченном пространстве человеческого сознания. Дальнейшая оценка и осознание происходит уже через призму этих ценностей и привычек. Но даже при условии интеграции социальной системы в человеческом подсознании информация о людях и ранжировании ими духовных благ носит неравномерный и неполный характер. Человек получает значительно больше информации из своего непосредственного окружения, в тоже время он получает весьма опосредованную информацию о жителях своего региона или других регионах государства. О жителях других стран он имеет очень ограниченное представление даже в условиях поддержки социальной группы. Таким образом, даже социальная система не способна решить за человека вопрос максимального информационного обеспечения. В наилучшей степени человек понимает потребности наиболее близких людей и поэтому может принимать адекватные решения в отношении удовлетворения их потребностей. Большинство людей концентрируют свое внимание на заботе и удовлетворении духовных потребностей именно этой группы людей.

Систему информационной поддержки решений духовного человека можно представить в виде функции нормального распределения в зависимости от коммуникационной близости человека. На небольшом участке данная система дает удовлетворительный результат. Таким образом, всю социальную систему с точки зрения информационной обеспеченности можно представить в виде комплекса локальных максимумов. Следовательно, духовные блага человека в наивысшей степени могут удовлетворяться его самым близким окружением.

Если рассматривать всю социальную систему, то можно представить, что каждый человек обладает своей сетью коммуникаций ближнего круга, которая способна получать полную информацию о его духовных ценностях. В этом случае происходит мультипликативное проникновение информации о духовных потребностях на значительные социальные расстояния. Но оно имеет место косвенно (т.е. через взаимное проникновение обычаев и ценностей) и требует значительного периода времени. Поэтому социальные системы, где происходит такое проникновение в течение столетий, имеют слабые коммуникации на значительных социальных расстояниях, но общую ценностную и поведенческую системы, что позволяет экстраполировать эффективность создания духовных благ на значительные расстояния.

Вторым требованием информационного обеспечения является полнота информации о распространении духовного блага в социальной среде. То есть, создатель блага должен понимать, что благо дойдет до тех, кому оно предназначается. Учитывая крайне ограниченные коммуникативные возможности подавляющего большинства людей, это возможно сделать также только в узком кругу знакомых и при личном общении. Социальная среда попросту не предназначена для того, чтобы распространять духовные блага. Кроме того, ресурсы человека так сильно загружены задачами в своем ближнем круге знакомых, что возможность для выхода за эти рамки очень сильно ограничена.

Следовательно, можно сказать, что необходимый объем информации для объективной оценки духовных потребностей человек может получить только в своем ближнем круге или в некоторой степени в рамках социокультурной среды, с которой разделяет ценности и поведенческие установки. Такой подход имеет свое обоснование. Конечно, можно предположить, что для человека из другой страны доставить духовное благо людям может оказаться значительно проще, исходя их уровня духовного развития в целом, доступа к духовным ценностям, коммуникациям и в связи с другими факторами. Но благо для ближнего имеет неоспоримые преимущества. Человек особое духовное удовольствие получает от блага, полученного от близкого человека, из-за тесной связи с ним, возможности отблагодарить, ценности отношений с ним в целом. То есть ценность духовного блага во многих случаях увязывается с ролью его создателя в жизни получателя и наличием обратной связи.

В любом случае, информационная база только предоставляет данные для принятия решений. Для реализации решения человек и общество в целом должны обладать волей для действий в этом направлении. Максимизация воли духовного человека означает концентрацию человеческих ресурсов, затрачиваемых на духовную деятельность. Максимизация достигается при условии минимизации усилий на обеспечение духовного человека материальными ресурсами для жизни и безопасности. Предположим, в слаборазвитых странах Африки и Азии для обеспечения пропитания себя и своей семьи человек должен часто тратить 12 и более часов в день. Соответственно, после такой работы человек полностью истощен, и времени для духовного созидания у него просто нет. Тем не менее, жизнь людей в прошлые века дает пример тому, как даже в подобных условиях люди находили время для духовной деятельности. То есть даже в самых жестких условиях человек может найти возможность для создания духовного блага, как минимум в своей семье. Но речь в таком случае идет об исключительной воле, а их деятельность может являться хорошим примером для большинства современных людей. В общем же случае возможности максимизации ресурсов человека для духовной деятельности зависят от развития производительных сил и системы социально-экономических отношений. Чем выше производительность труда и ниже материальные потребности, тем меньше времени человек должен затрачивать на функциональное обеспечение своей жизни. В материальное обеспечение жизни необходимо также включать обеспечение безопасности жизни человека. Человек как носитель духовного блага должен обеспечивать и сохранение своей жизни и жизни близких людей. Концентрация на духовном созидании и презрение к внешним угрозам может сделать человека уязвимым перед поклонниками дьявольской экономики, которые ищут возможности для физического, экономического, психологического порабощения людей.

Минимизация ресурсов на решение этих вопросов определяет максимум ресурсов на духовное развитие. Понятно, что в условиях физической угрозы или ухудшении экономической ситуации, данный потенциал снижается, играя на руку сторонникам потребительской экономики. Однако есть ограничения, которые не позволяют реализовать данный потенциал более системно.

Лжеэкономика, как система, постоянно формирует и навязывает условную материалистическую программу, которую нельзя не выполнить, оставаясь приличным членом общества. Если в социуме частью успешности человека является дорогостоящий автомобиль, большой дом или обучение ребенка в элитной частной школе, то стремящиеся к этому домохозяйства автоматом получают коэффициент неволи близкий к единице. Если же общество безразлично к тому, на какой машине ездит человек и сколько спален в его доме, то это снимает с него дополнительную нагрузку, и его воля растет. Значение также имеет социальный статус человека. Если получать доход ниже среднего является важным социальным «дефектом», то это несет дополнительную нагрузку на волю. Кроме материального положения к таким характеристикам можно отнести нетерпимость или неуважение к определенным профессиям и видам деятельности, уровню образования и т.п. То есть любые формы дискриминации людей по атрибутам их социально-экономического положения являются препятствиями. Чем больше таких препятствий и чем они выше, тем ниже ресурсы общества, затрачиваемые на создание духовных благ.

Рассмотрим простой экономический пример, связанный с проблемой приобретения жилища молодой семьей в духовной системе и системе лжеэкономики. Выделяясь в самостоятельное домохозяйство в рамках общинного уклада, молодая семья получала (безоплатно) надел земли для возведения собственного дома и далее могла решить эту проблему двумя способами: построиться самостоятельно либо запросить помощь общины. Для постройки пятистенка на одну семью (60 кв.м) русскому мужику что в те времена, что сейчас потребовалось бы в одного полгода максимум. Дом мог быть и каменным и деревянным с незначительным изменением в трудоемкости. Лес можно было взять задаром (и сейчас такая норма в законодательстве сохраняется). Таким образом, в переводе на современные цены, все строительство из дерева с материалами обойдется в 6 месяцев*30 тыс. рублей средней зарплаты=180 тыс. рублей.

Запросив помочь у общины, весь вопрос строительства дома укладывался в неделю, когда собирались свободные на тот момент мужики и оперативно скидывали сруб со всеми резными наличниками и хохломской росписью. В духовной общественной системе молодая семья через неделю получала собственный дом без каких-либо долгов и дополнительных обязательств, либо за полгода самостоятельно могла обзавестись всем необходимым, используя лишь топор и пилу, даже без средств малой механизации.

В современной лжеэкономике молодая семья, имеющая средний доход, получит собственное жилье, затратив 10-ть человеко-лет жизни. Десять лет семья из двух человек, платя ипотеку или откладывыя на покупку жилья, будет тратить на это всю зарплату одного члена семьи и жить вдвоем или втроем на зарплату другого члена семьи, удовлетворяя лишь самые насущные нужды и отказывая себе во всем, типа разного рода трат на умное, доброе, вечное. То есть на двоих они затратят 20-ть человеко-лет, живя только ради одной независимой жилплощади в абсолютной экономической НЕВОЛЕ. А сколько стоит современное жилье? Сколько должна стоить благоустроенная двухкомнатная квартира, если дом такого же метража обошелся в 200 тысяч рублей в сопоставимых ценах?

Лжеэконмика, применив все современные строительные ноу-хау, специализацию, механизацию, массовую застройку и все такое, смогла здорово «сэкономить» относительно мужика с топором и пилой, и выдала расценку в два миллиона рублей (в среднем по стране) за двухкомнатную новостройку без отделки. Меня вроде бы учили, что конкуренция, специализация, механизация и массовая работа снижают трудоемкости - давайте посчитаем повнимательней.

Приняв стоимость месяца работы человека труда в 30 000 рублей, мы получили общую стоимость трудозатрат на дом в 180 000 рублей без учета эффектов специализации, механизаии и масштаба при массовом строительстве. Эти эффекты реально должны понизить трудоемкости раза в два до 100 тысяч рублей, ведь при строительстве многоэтажек они все имеют место быть. Сколько должны реально стоить материалы на дом или квартиру сопоставимого метража? Они должны стоить сопоставимо работе, поскольку мы используем самые дешевые компоненты: песок, камень, дерево, стекло и т.д. Эмпирическое правило равной пропорции материалов и добавленной стоимости действует во многих отраслях и профессиях. Материалы на дом или квартиру должны стоить в сопоставимых ценах 100 тысяч рублей. За двести тысяч мы получили не благоустроенное жилье без электричества, газа и с удобствами во дворе. Во что должно обойтись благоустройство? Включение объекта в городскую систему не может стоить дороже самого объекта или даже трудоемкости его возведения. Ведь мы подключаем квартиру не к газопроводу на Луне, а к городской инфраструктуре, которая финансируется отдельно за счет налогооблажения (десятины), либо возводится самой общиной при отсутствии государственного участия. С точки зрения здравого смысла и теории систем это подтверждается на многочисленных примерах. Возьмем наибольшую величину в 200 тысяч рублей за монтаж газовых и электрических систем, водоснабжения и канализации. Вся стоимость благоустроенной квартиры в духовном обществе при текущих расценках на наш труд с большим запасом уложится 400 тысяч рублей. С нас же берут в пять раз больше, а задействуя механизм ипотеки, в ДЕСЯТЬ РАЗ БОЛЬШЕ реальной стоимости квартиры. И если она реально стоит два миллиона, то наш труд в сопоставимых ценах должен быть переоценен ПЯТИКРАТНО!

На этом примере хорошо видно, что лжеэкономика - это не фигура речи и не заумная цифирь. Это реальная схема отъема наших доходов, наших духовных целей да и самой жизни. Лжеэкономисты понаписали миллион трудов, чтобы обосновать элементарный грабеж человека-труда, когда ему достается лишь 10-20% от результатов труда. Остальное лукавые формулы прячут в налоги, банковские проценты ростовщиков, затраты естественных монополий, взятки чиновникам, курсы валют и еще бог весть какие расценки на нефть на фьючерсном рынке. Все это делается с одной целью - не оставить людям никаких ресурсов на духовное производство, задавить коэффициенты воли до нуля и заставить руководствоваться по жизни ложными целями. Что в общем-то и получается. И это даже не феодализм, это экономическое рабство, его идеальный вариант, когда рабы считают себя свободными. При этом диспропорции в ценах товаров и стоимости нашего труда могут исчисляться десятками и СОТНЯМИ РАЗ. Нас убеждают в том, что мы должны платить за какие-то бренды, землю на которой живем (итак нашу), за транспортную доступность и наличие инфраструктуры (созданные на налоговые отчисления), новую модель чего-угодно, поскольку старая уже «не катит», страховку чего-нибудь, и число этих обманов непрерывно растет и множится вокруг нас.

Если же рассмотреть вопрос реальной пользы всех этих вещей, которые нам навязали, то выяснится, что большая часть их вообще не нужна, либо наносит прямой ущерб организму (как современная пища или благоустроенная квартира в сравнении с деревянным домом). И все это мы покупаем по завышенным ценам, рассчитываясь собственным трудом, то есть жизнью.

Очень прибыльная схема, если с каждой нашей покупки класть себе в карман три четверти цены. Но мы не видим, как это происходит, и по лицевым счетам внутреннего валового продукта конкретной страны вроде как все нормально выглядит, и не скажешь, что куда-то «ушло» 80% от всего пирога. Кто и куда их «сэкономил»? Или «попилил»? Тут бьешься за каждый процент от сделки, а кто-то спокойно наварачивает 400% рентабельности - хороший бизнес. Эх, жалко по макроэкономике у меня была тройка, не смогу, наверное, разобраться с планом национальных счетов, поискать - а где же все эти деньги, которых нет. Дело пахнет даже не «большой ложью, а статистикой».

Когда сторонники либеральных учений, свободного рынка и капитализма рассказывают нам, что человек в основной массе не может и не будет руководствоваться общими интересами, скрывается очень тонкий момент, что, оказывается, этого человека ободрали уже как липку и оставили ему лишь малую пайку, чтобы он совсем кони не двинул. И на том примере, что все дорожат этой пайкой (поскольку она реально близка лишь к физиологическим потребностям) и не имеют сил ни о чем другом думать, делается вывод, что люди - это социальные животные, и двигают ими инстинкты, и человек человеку - волк.

Функция максимизации распространения . Как уже было сказано ранее, эффективность использования духовного блага зависит от распространения блага. Распространение блага - коммуникация, в ходе которой респондент получает духовное благо. Это те же самые коммуникации, по которым человек получает информацию о духовных потребностях, но направленные не к создателю духовного блага, а от него.

Если рассматривать распространение духовного блага как изолированный этап без учета признания и меры ценности данного блага для получателя, то чем большее количество людей получит его толику, тем лучше. Маленькая электронная открытка, которая размножится в соц.сетях миллионным тиражом и отзовется во многих сердцах может принести эффект в сто раз больше, чем затратные пафосные программы благотворительности.

В экономической теории распространение товара происходит в ходе обмена товар-деньги. В результате товар получает тот, кто заплатит большую цену или рыночную цену. Таким образом, материальное благо получает универсальную оценку в денежных единицах. Если речь идет об услуге или информационном продукте, которые больше похожи по своим характеристикам на духовное благо, то их распространение отличается только тем, что цена на них определяется готовностью покупателя платить определенную сумму и в меньшей степени себестоимостью воспроизводства блага. С одной стороны, в этом случае благо получают те, кому оно наиболее важно. Но, с другой стороны, возможность его купить имеют только те, кто уже имеет достаточно средств для покупки.

С точки зрения краткосрочной максимизации для духовного человека не важно, является ли получатель блага создателем эквивалентного духовного капитала или нет. Люди, которые не генерируют духовных благ, могут быть вовлечены в процесс тем благом, которое будет им предоставляться на безвозмездной основе под воздействием личного отношения. Сила примера и отношение к человеку имеет большое влияние. При этом, благо переданное другим безвозмезно с более высокой вероятностью принесет ответное благо. То есть добро будет порождать добро, направленное на широкую группу лиц, а не только по векторам туда и обратно. Безвозмездная передача нематериальных и материальных ценностей прежде всего воздействует на волю одаряемого, его способность творить добро окружающим растет в общем, а применительно к одаряющему еще в большей степени. Точно также работает и минусовой мультипликатор. Одна гадость порождает множество других, и они расходятся как круги по воде. В любом случае, обмен не может считаться основной распространения духовных благ в тех случаях, когда они не монетизированы.

В условиях ограниченности каналов транспортировки информации и ее обработки в социальной системе возникли и другие способы распространения приоритетной информации. И в первую очередь это такие специальные социальные институты как средства массовой информации. Средства массовой информации изначально создавались и развивались как метод информирования об общественно значимых событиях. Выбор того или иного средства очень широк и включает не только те информационные источники, которые регистрируются государством как СМИ, но и информационные каналы в широком смысле слова. Например, объявление для жителей дома или подъезда, смс-рассылка в дачном кооперативе также являются методом распространения массовой информации важной для жителей локальной местности. Более важная информация имеет ценность для большего количества людей и попадает в СМИ с большей аудиторией. Городские СМИ публикуют информацию о мероприятиях и событиях городского масштаба, интервью с людьми, которые могут быть интересны значительной части городского социума. Наиболее крупные структуры - информационные агентства, крупные телевизионные и интернет каналы - имеют глобальный охват и выходят на многих языках. Они уже охватывают те события, которые оказывают влияние на развитие всего мира.

СМИ формируют многоуровневую систему коммуникации общественно значимой информации. На каждом из уровней распространяется информация, значимая для определенной аудитории. Каждый человек может выбрать тот уровень общественной информации, который ему интересен. Для идеального духовного человека уровень общественной значимости информации безразличен, но так как информация более высокого уровня общественной значимости касается большего числа людей, то ее ценность выше. Для обывателя же, напротив, выше ценность информации, которая больше связана с его бытовой деятельностью. Она ему более понятна.

Данная многоуровневая коммуникационная система является универсальной. Она используется для получения разнородной информации. Информация о духовных благах (как со знаком плюс, так и со знаком минус) - лишь часть этой общей информационной системы, в которую включаются иные важные для общества виды информации.

Важной характеристикой коммуникационной системы является то, что она отражает общие интересы и потребности в информации. В обществе потребления значительная часть информации посвящена экономическому производству материальных благ. Для более развитого общества выше доля информация о духовном мире. Эгоизм экономики материальных благ ведет к стремлению отдельных организаций или лиц узурпировать информационные каналы для того, чтобы использовать их в своих интересах. В явной форме это реализуется через частную собственность на СМИ и рекламу, а также в управлении редакционной политикой и материалами в СМИ. В результате общественная информационная система становится заложником интересов отдельных эгоистичных лиц. Как в России, так и по всему миру одна единственная американская структура TNS Gallup выставляет рейтинги всем основным телеканалам. На основании этих рейтингов калькулируются все крупнейшие рекламные бюджеты. У нас самым рейтинговым каналом считается не Первый канал, а ТНТ, в точности выполняющий рекомендации монополии в отношении пропаганды половых извращений, разрушении семейных устоев и атаки нравственных норм, сохраняющихся нашим народом. В этом плане телевидение занимается генерацией духовных благ со знаком минус и толкает общество к деградации.

В духовном обществе многоуровневая система коммуникаций должна быть освобождена от частных или государственных интересов. Авторами и контролерами (если угодно нравственными цензорами) крупнейших СМИ должны быть духовные люди, которые стоят выше эгоистических задач максимизации собственного благосостояния, а не хозяева заведомо ядовитой зубной пасты. Таким образом, в духовном мире СМИ, в широком смысле, формируют систему транспортировки блага, которая выделяет блага различных уровней и передает их соответствующей целевой аудитории.

Задача максимизации распространения духовного блага сводится к формированию развитой информационной системы, где духовное благо может распространяться максимально быстро. С точки зрения сопоставления с классической экономикой, данная система аналогична прозрачности информации о рынке для участников. Абсолютная прозрачность рынка является практически недостижимой, но чем она выше, тем более приближены условия к рыночным. Также и в отношении рассматриваемой системы: чем прозрачнее и доступнее информация, тем более приближено функционирование системы к идеальной. Современные информационные технологии публикации и поиска данных позволяет обеспечить решение этой задачи с высокой степенью эффективности.

Вся эта система идеально работала до разрушения Вавилонской башни. В те времена, согласно легенде, общество было культурно однородным и моноязычным. Моноязычность поддерживалась повсеместно распространенными способностями телепатии, т.е. передачи и приема образной информации от человека человеку без технических средств. Но за какие-то там грехи боги наказали людей и лишили их способностей «казать» друг другу без центрального телевидения. Теперь телевидение (даже государственное) монополизировано дельцами, формирующие антидуховные системы в разных странах.

Признание духовного блага . Ценность духовного блага становится такой после ее признания получателем блага. Признание духовного блага - это аналог потребительской стоимости товара. Признание духовного блага зависит от его характеристик, которые задаются при его создании, и количества потребителей духовного блага, которое достигается за счет системы распространения духовного блага.

Ценность духовного блага, как и материального, связана с его редкостью и важностью удовлетворения потребности в системе ценностей. Эти категории взаимосвязаны между собой. Если духовного блага в избытке, то его потребительская ценность падает относительно других ценностей. В рыночной экономике этот процесс описывается законом предельной полезности. Как результат проявления закона предельной полезности, потребительская ценность приближается к себестоимости производства товара. Поскольку, экономический субъект в классической экономике действует исходя из эгоистических соображений, то предполагается, что он прекращает производство, когда прирост выручки от дополнительный единицы произведенного товара становится равен или меньше издержкам на это производство. В практической деятельности часто такого не происходит в краткосрочной перспективе, так как убытки в результате сокращения производства могут быть кратно больше. Кроме того, производитель рискует потерять долю на рынке, что будет иметь значение в стратегической перспективе, так как привлечение «старых» новых клиентов будет весьма затратным. Но если тенденция сохраняется в среднесрочной или долгосрочной перспективе, то менеджмент будет вынужден привести производство в соответствии с рыночной ситуацией и законом предельной полезности. При этом в рамках экономической теории нет достаточно сильного обоснования дальнейшего направления капитала (факторов производства), которые остались не востребованными. Существуют модели, которые позволяют оценить влияние падения спроса в отдельных отраслях на отрасли поставщиков или связанных с ними. То есть происходит сокращение производства по производственной цепочке. При этом сокращение производства не означает высвобождение ресурсов для дальнейшего финансирования, поскольку предприятие, работающие на уровне точки безубыточности не накапливает капитал, а может только тратить имеющийся.

У духовного «производства» есть свои особенности. Издержки не являются существенным ограничителем для создания духовного блага. Поэтому когда снижается потребительская ценность духовного блага, то никаких убытков создатель не несет. Он может продолжать свою деятельность без каких-либо ограничений. Никакой точкой безубыточности он не ограничен. Для него безусловно важна обратная связь с потребителями, но не критична. Духовный человек (коллектив людей) способен какое-то время «делать добро и кидать его в воду», не имея информации ни о распространении, ни о признании результатов своего труда..

Другая особенность, которая не рассматривается в рамках теории предельной полезности, стоимость переключения на новый вид деятельности. Одна из причин, по которой этот вариант не рассматривается в классической политэкономии, - отсутствие ресурсов, которые возникают после сокращения производства блага в результате снижения ценности. При создании духовного блага такие ресурсы, очевидно, возникают и могут без значимых издержек использоваться для создания других видов блага - тех видов, которые имеют более высокую потребительскую ценность.

Таким образом, в системе духовного мира создатель духовного блага может безболезненно либо продолжать создавать духовное благо даже при снижении его ценности, либо переключиться на создание другого блага. То есть в идеальной модели производство духовного блага определенного вида ограничивается не маржинальным доходом (по сути, соотношением потребительской стоимости и издержек при заданном объеме производства), а только относительной ценностью блага и информированностью об изменениях ценности создателями.

Духовный человек способен производить даже такие блага, которые начисто отвергаются обществом. Идя на голгофу или костер, великие праведники пытались изменить антидуховную систему ценностей и воздействовать на волю людей, загнанных в рабство. Ценой жизни и чрезмерных страданий иногда это удавалось. Одно мощное информационное воздействие может в корне переменить личность человека, как в нравственном, так и в безнравственном пути жизни. Кто-то в раз предает все святое, а кто-то неожиданно демонстрирует стойкость убеждений и мужество перед лицом страшных испытаний.

Обратная связь - это последняя стадия принятия духовного блага. В каких-то случаях полагается устно поблагодарить или поднести какой-то материальный эквивалент за чужие труды. В пределе люди становятся фанатами или последователями (подражателями) духовного наставника или просто хорошего человека. Обратная связь жизненно важна хорошим людям, не имеющим твердых убеждений или волевого стержня. В особенности энергично обратную связь ожидают от детей, в которых вложили всю душу. Разочарования в этом процессе обеЗсмысливают, зачастую труды всей жизни, когда старшие обвиняют младших в неблагодарности и черствости. Вкладывая долгие годы в свои чада, некоторые под воздействием потребительской культуры начинают рассматривать их как инвестиционный проект с будущей отдачей, и забывают о том, что отдача должна произойти в широком общественном ключе, а не в обратную сторону родителей пенсионеров. Если же в воспитании детей преобладали материальные составляющие, то вырастают потребители, прислуга системы и рвачи, от которых ждать обратной связи вообще не приходится.

Математическое представление для части 9

На основе проведенного анализа можно выделить два базовых условия максимизации потребительской стоимости духовного блага, создаваемого социальной системой. Первое условие - максимизация ресурсов, направленных на создание духовного блага. Второе условие -использование этих ресурсов в соответствии с их общественной ценностью.

Максимизация ресурсов, направленных на духовное производство блага, достигается за счет коэффициента волевой деятельности в каждый момент принятия решений. Человек или социум не могут тратить все ресурсы только на создание духовного блага, поскольку они должны, как минимум, обеспечивать удовлетворение физиологических потребностей человека в питании, крове, безопасности. Максимизация волевой составляющей деятельности минимизирует эти потребности. Но в зависимости от состояния социально-экономической среды данные минимальные затраты на обеспечение этих функций могут существенно варьироваться. Однако, увеличение доли волевой деятельности само по себе ведет к их минимизации за счет нескольких факторов. Вообще, развитие духовных благ как реализации любви к миру приводит к снижению конфликтности и, следовательно, снижению расходов на безопасность людей. Если бы в мире все люди следовали духовным ценностям, то расходы на безопасность были бы крайне незначительными. Люди в деревенском патриархальном обществе могли спокойно отпускать малых детей на улицу, не ощущая никаких угроз и рисков.

Кроме того, преобладание духовной экономики ведет к тому, что материальные блага распространяются равномерно, поскольку для духовного человека не нужно много материальных ценностей. Излишки будут направлены на обеспечение других людей, а не на следование сиюминутной моде, приобретение статусных и понтовитых вещей, обжорство и пьянство.

В математическом виде объем духовного производства всего общества можно представить следующим образом из формулы (19):

Population Population ∞

max ⁡∑ PD = max ⁡∑ ∑ (CD" + V * (L + M + A + T)) (21)

(i=1) (i=1) (t=1)

Это божественная формула духовного успеха всего общества. Она говорит о том, что духовное общество максимизирует затраты на духовное производство по всем своим участникам Population

Max ⁡∑

(i=1)

и в перспективе вечности

Max ⁡∑

(t=1)

стимулируя общий творческий (предпринимательский) потенциал Т и отдавая максимальную часть всех имеющихся ресурсов труда, материалов, амортизации и творчества через коэффициент воли V в каждый конкретный момент времени t на цели духовности, добавляя результаты духовного производства к начальному потенциалу личности, заложенному в нас Первотворцом.

По этой формуле тысячу лет (а может и больше) жила русская община, которую окончательно раздербанили сто лет назад столыпинскими реформами, революциями, гражданскими войнами и коллективизациями. Эта формула вложена в нас на генетическом уровне и поддерживается нашим культурным кодом, несмотря на слом всех объективных условий ее реализации современным обществом победившего эгоизма и потребительства, заменившего функцию максимума на минимизацию.

С точки зрения лжеэкономики мы рассматриваем несуществующие величины, поскольку для нее параметр воли равен нулю, а все ресурсы общества направлены на духовное самоуничтожение. Запись (21) иллюстрирует первое условие максимизации духовного производство через модель затрат. Второе условие максимизации (модель оценок) предполагает задействование духовных ресурсов в соответствии с их общественной ценностью.

К сожалению, моих знаний не достаточно, чтобы формализовать второе условие. Я всего лишь студент недоучка, совмещавший работу с учебой с четвертого курса и двадцать лет не бравший в руку экономических книжек. Но общими словами модель оценок описать попробую.

Чтобы оптимально направить ресурсы по пути максимизации духовного удовлетворения, необходимо побороть две беды - несовершенство информационной системы и инерционность. Для максимизации созданного духовного капитала при заданном уровне ресурсов необходимо, чтобы оценки ценности различных видов благ совпадали с общественно признанными. Кроме того, важно знать каким образом изменяется ценность каждого духовного блага в зависимости от роста его предложения. Последнее важно для того, чтобы определить оптимальный уровень, при котором разумно переключаться с производства одного вида благ на другой.

Первое условие достигается, когда отклонение оценок творца блага, построенных на основе его ценностей и восприятия мира сознанием, не отличаются от общественно признанных, и требует абсолютно прозрачной информационной системы.

Второе условие регламентируется функцией изменения коэффициентов потребительской ценности в зависимости от значений в предыдущий период. Максимизация общественного благосостояния должна адаптироваться к изменению потребительской ценности духовных благ, то есть обратные связи должны работать идеально и в режиме реального времени.

Таким образом, максимизация духовного капитала в общественной системе достигается при условии максимизации волевых ресурсов (минимизации потребительских ресурсов) формула (21), полном соответствии оценок ценности духовных благ общественным оценкам и с учетом изменения оценок ценности видов духовных благ по мере увеличения их создания и распространения.

В классической экономической теории рыночное равновесие достигается при так называемой идеальной конкуренции, когда на рынке присутствует большое количество независимых покупателей и продавцов. Увеличение производства ведет к падению цен, а увеличение спроса к их росту. Независимость и большое количество субъектов рынка обеспечивает борьбу за покупателя. Вражда и борьба являются основной экономики материальных благ. Это не сложно понять и по стратегиям, которые используются в конкурентной борьбе - оборонительные, наступательные. Также достижению рыночного равновесия способствует универсализация товара. Чем однороднее товар, тем сложнее продавцу использовать его особенности для извлечения прибыли. В теоретической модели рыночной экономики при равновесном рынке прибыль не получает никто.

В экономике духовных благ ситуация противоположная. Чем выше разобщенность и различия в обществе - тем сложнее максимизация создаваемого духовного капитала. Возникают ошибки в оценках ценности благ, а также снижается эффективность коммуникаций по распространению духовного блага в социальной среде из-за различий и увеличении числа звеньев. Не говоря уже о том, что борьба и конфликты могут полностью парализовать распространение духовных благ.

В экономике духовных благ создатели борются за то, чтобы творение получило максимальное признание. В свою очередь, потребители благ стремятся получить максимальное количество благ. Духовные блага (как правило) ничего не стоят для потребителей, но возможности их потребления ограничены объективными человеческими ресурсами их познания, а также возможностями их поиска и получения в социальной среде. Создатели блага также ограничены собственными ресурсами в создании и распространении духовных благ. Доля ресурсов, переходящая в духовную экономику, зависит от коэффициентов воли в каждый момент принятия управленческих решений.

Для того, чтобы обеспечить достижение своих целей, творцы благ упорядочивают свою деятельность между различными видами духовности. Чем выше общественно признанная ценность блага, тем больше генерируется этого вида блага системой, нацеленной на нравственные устои. Избыток создаваемых благ данного вида ведет к снижению его признанной ценности, что стимулирует сокращение его производства и перераспределение ресурсов в другом общественно значимом направлении.

Блага, которое должно предоставляться в одном и том же количестве всем потребляющим его потребителям. Рассмотрим общественное благо на примере с дымом от курения. В этом примере количество создаваемого дыма будет одинаковым для всех потребителей - каждый индивид может оценивать его по-разному, но все они должны потреблять одно и то же количество этого блага Вериан А.В. Экономическая теория. ? М., 1999. - С. 603.. Общественные блага обладают двумя характерными особенностями: они не конкурентны и они не исключаемые. Блага являются неконкурентными, если при любом заданном уровне предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

Для большинства благ в частном секторе предельные издержки производства большего объема благ положительны. Но по ряду благ дополнительные потребители не увеличивают издержек. Благо являетсянеисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами - ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами Нуреев В.О. Экономическая теория. ? М., 2001. - С. 505..

Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим.

Мороженное - это частное общественное благо.

Но существуют блага, которые все мы можем потреблять одновременно без того, чтобы потребление кого-либо одного уменьшало потребление кого-то другого. Они называются общественными благами.

Благо является общественным, если будучи даже потребленным одним лицом, оно при этом доступно для потребления другими.

Чистый воздух - это общественное благо, точно так же как и национальная оборона или общественная безопасность.

Тот факт, что большая часть общественных благ не обеспечивается частными рынками, не является случайным. Из-за существования проблемы «едущих бесплатно» (т.е. проблемы бесплатного пользования благами). «Едущий бесплатно» (a free-rider) - это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его производство, ничего не платя за него. Эта проблема касается, в частности, общественных благ, поскольку если некто приобрел бы такое благо, то оно было бы доступно для потребления всех остальных.

Предположим, например, что для организации национальной обороны был бы сформирован рынок. Чтобы разрешить проблему бесплатного пользования, страна должна найти некоторый способ совместного решения того, сколько тратить на оборону. Государственные структуры и создаются для принятия такого рода коллективных решений. Многие блага, предоставляемые государством, являются в действительности общественными благами. Национальная оборона и -полиция, несомненно, являются общественными благами. Национальные парки - это смешанный случай, так как природа в парках - это общественное благо, по крайней мере до тех пор, пока в парке не становится слишком тесно, но услуги кафе, ресторанов и т.д. не являются общественными благами. Многие общественные блага предоставляются правительством. Например, улицы и тротуары предоставляются местными муниципалитетами. В городе имеются улицы определенного количества и качества, и ими может пользоваться каждый.

Общественные блага служат примером специфического внешнего эффекта, связанного с потреблением: каждый должен потреблять одно и то же количество этого блага. Они представляют собой род внешнего эффекта, причиняющий особое беспокойство, поскольку децентрализованные рыночные решения, которые так нравятся экономистам, применительно к распределению общественных благ срабатывают не слишком успешно. Люди не могут купить разные количества национальной обороны; они должны как-то договориться между собой о потреблении ее одинакового количества.

17. Удовлетворение потребностей человека. Социальное воздействие на потребление индивида.

объемы потребления существенно зависят не от абсолютного, а от относительного уровня дохода - потребители сравнивают свои возможности с потреблением других, более обеспеченных групп, которые тем самым оказывают на них постоянное культурное давление, понуждающее наращивать объемы потребления. Причем, поскольку значительная часть процесса потребления осуществляется на виду у других людей, а, скажем, объем сбережений часто остается семейной тайной, потребительское поведение испытывает куда более серьезное давление, чем сберегательное.

Социальное воздействие на потребление индивида подчеркивается также X. Лейбенстайном в отмеченном им эффекте присоединения к большинству (bandwagon effect), когда спрос на товар возрастает в связи с тем, что его покупают другие люди, и эффекте сноба (snob effect), когда, наоборот, человек не желает приобретать продукт или услугу именно потому, что это делают окружающие. X. Лейбенстайн выделяет и так называемый эффект Веблена, состоящий в том, что нередко привлекательность блага не уменьшается, а возрастает вместе с ростом его цены, и соответственно (при прочих равных условиях) выбор совершается в пользу более дорогого, а не более дешевого товара.

Откуда возникают подобные эффекты? Ответ на этот вопрос лежит за пределами сферы удовлетворения потребностей в потребительских благах как таковых. Дело в том, что масштабы и характер потребления не просто отражают сложившееся в обществе неравенство в распределении ресурсов. Потребительские практики становятся средством, активно производящим это социальное неравенство. Потребление, таким образом, оказывается не конечной целью, а лишь инструментом реализации более сложных социальных стратегий классовой и статусной дифференциации.

18. Социальные стратегии классовой и статусной дифференциации

Две из таких стратегий описаны в классической работе Т. Веблена “Теория праздного класса”. Первая - присущая высшему классу стратегия демонстративной праздности, - означает не просто воздержание от труда, но подчеркнутое дистанцирование от всего, что связано с трудом как деятельностью непрестижной и неблагородной. Если же представители высшего класса и вовлекаются в какую-то деятельность, то часто речь идет о занятиях отвлеченными искусствами, чистой наукой или благотворительностью, которые становятся лишь дополнительным выражением их праздности, ибо престиж таких видов деятельности обусловлен тем, что они не связаны с добыванием хлеба насущного и тем самым отвергают грубый утилитаризм. Труд оказывается позорным не сам по себе, а как свидетельство бедности, т.е. как маркер низкого социального статуса человека.

Со временем, как указывает Т. Веблен, стратегия демонстративной праздности все более уступает место второй стратегии высшего класса - демонстративному потреблению (conspicuous consumption). Оно выражается в покупке наиболее дорогих предметов или приобретении благ, количество которых явно превышает личные потребности. На первый взгляд, все это выглядит как совершенно нерациональное использование ограниченных ресурсов. Но в действительности подобные практики формируют публичные доказательства платежеспособности и выполняют роль маркеров более высокого социального статуса индивида. Практики демонстративного потребления не ограничиваются высшими классами, они распространяются и на нижние слои общества.. Такие практики, кажущиеся блажью и безрассудством, на деле оказываются принудительным средством сохранения социального статуса". Важно, что одной только траты значительных средств для достижения цели престижного потребления недостаточно. Средства должны расходоваться в социально приемлемых формах, т.е. соответствовать культурным практикам целевых групп и локальных сообществ.

Итак, потребитель принимает решения не просто на основе соотношения цены и качества продукта или услуги. Он руководствуется также соображениями поддержания или повышения статусных позиций, наделяемых определенным уровнем престижа. А статус, хотя и испытывает серьезное влияние фактора платежеспособности, все же обладает относительной самостоятельностью..

Причем стратификационная функция потребления видоизменяется с течением времени и различается в разных сообществах

19. Перепроизводство основных потребительских благ. Общество потребления

XX столетие было отмечено фундаментальной сменой хозяйственной ситуации - произошел переход от логики недопроизводства и дефицита к логике перепроизводства основных потребительских благ, когда вместо вопросов о том, “как произвести” и “кому распределить”, на первый план выдвинулись вопросы “как продать” и “что купить” В этом обществе изобилия главной проблемой становится контроль не над факторами производства, а над покупательским спросом населения.

В результате индустриализации и автоматизации процесса производства произошло многократное повышение производительности труда, позволившее резко увеличить объемы выпуска продукции и перейти к массовому производству. Во-вторых, современные технологии обеспечили стандартизацию полезных характеристик продуктов и услуг, серьезно повысив качество товаров массового производства. В-третьих, произошло удешевление этих стандартизованных и качественных потребительских благ, которые стали доступны широким слоям населения. Массовое производство породило массовое потребление.

Произошли более фундаментальные качественные сдвиги в хозяйственных структурах и институтах, приведшие к возникновению общества потребления (consumer society), в котором основные стимулы людей и основные маркеры социальной дифференциации сосредоточены уже не вокруг процесса труда и прав собственности на производственные активы, а притягиваются к процессу потребления, где сама идентичность человека все более связывается с потребительскими практиками. Взаимосвязанность потребительских благ и их постоянное обновление способствуют втягиванию человека в постоянную и все более ускоряющуюся потребительскую гонку, вызываемую постоянной недостаточностью удовлетворения потребностей, когда в зоне потребительского внимания всегда оказываются объекты, более привлекательные, нежели те, что только что приобретены.