В оплату задолженности Муниципальному Бюджетному Учреждению за оказанные услуги в январе 2014 года в рамках предпринимательской деятельности ООО предлагает инструмент. Может ли МБУ заключить договор бартерных сделок в данном случае в соответствии с новыми требованиями в сфере закупок товаров,работ и услуг.

Ответ

В соответствии с приведенным материалом бюджетное учреждение имеет право производить зачет взаимных требований с контрагентами. Для проведения зачета взаимных требований с ООО, учреждение должно заключить с ООО договор на приобретение инструмента, а не договор бартерных сделок. Однако заключить договор на приобретение инструмента с ООО (что бы можно было провести взаимозачет) как с единственным поставщиком можно только в том случае, если сумма договора будет составлять до 100 000 руб. и не более 5 процентов от общего годового объема закупок (и не более чем на 50 000 000 руб.).

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Бюджетное учреждение может проводить взаимозачет

Вправе ли бюджетное учреждение оформлять взаимозачеты с контрагентами?

Отвечает
В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету и налогообложению

Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 ГК РФ. Случаи, в которых взаимозачет недопустим, описаны в статье 411 ГК РФ. Ни ГК РФ, ни Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержат запрета на проведение зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право проводить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях.

Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем.*

2. Статья: Госзакупки в казенных учреждениях по новому закону

С 2014 года будет действовать новый закон в сфере закупок товаров для госнужд. Он коснется всех государственных и муниципальных заказчиков, в том числе казенных учреждений. Рассмотрим основные изменения в закупочной практике.*

Закупки у единственного поставщика

Законом о контрактной системе вводится 11 способов осуществления закупок: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.

Заказчик всегда проводит закупку путем назначения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. При этом он должен обосновать выбор способа определения поставщика, в том числе закупку у единственного источника, чего раньше почти никогда не требовалось.*

Казенное учреждение, осуществляющее закупки у единственного источника (ст. 93 Закона о контрактной системе), с 2014 года должно будет:*

  • обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • обосновать цену контракта и иные существенные условия контракта;
  • включить в заключаемый контракт расчет и обоснование цены контракта.*

Закупки малого объема

Одно из самых серьезных изменений закона - ограничение количества проводимых запросов котировок и закупок малого объема (до 100 000 руб.). Законодатель отказался от термина «одноименность».*

С 2014 года любой заказчик сможет покупать одну и ту же, сходную или различную продукцию и через запросы котировок, дробя при этом заказы по 100 000 руб. Но в такой ситуации надо соблюдать следующие ограничения:*

  • по запросам котировок может быть куплено не более 10 процентов от общего годового объема закупок и не более чем на 100 000 000 руб. (ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе);
  • по малым закупкам (до 100 000 руб.) может быть куплено не более 5 процентов и не более чем на 50 000 000 руб.* (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

А.В. Ермакова, руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок, к. ю. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольга Холина Ведущий эксперт «Системы Главбух»

№ 8/2009

Вопрос о том, насколько правомерны бартерные операции в бюджетной сфере, законодательно не урегулирован. Свое мнение об этом высказывает Станислав Сергеевич Бычков, начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

Рассчитываться с поставщиками нужно деньгами

На мой взгляд, товарообменные (бартерные) операции в бюджетной сфере невозможны, хотя прямо нормативно-правовые акты их не запрещают. Неправомерность бартерных сделок в бюджетных учреждениях в некотором роде определяется статусом подобных юридических лиц. Они в буквальном смысле слова не являются собственниками имущества, которым их наделяют Российская Федерация, субъекты РФ, муниципалитеты. И отчуждать активы по своему усмотрению без согласия уполномоченного органа учреждения не могут.

Все средства, полученные из бюджета соответствующего уровня, могут использоваться только согласно бюджетному законодательству. Обратимся к нему.

Положения статьи 161 Бюджетного кодекса РФ определяют, что учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые им в установленном порядке. И при этом ни одна статья Бюджетного кодекса РФ не содержит упоминания о товарообменных операциях.

Отсюда можно опять же сделать вывод об их неправомерности для бюджетников.

Косвенные доказательства позиции

Любые операции, выполняемые учреждениями, имеют четкий порядок и строго регламентированы соответствующими нормативными актами. Так, по оплате обязательств бюджетополучателей денежными средствами разработаны:

Приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (устанавливает порядок санкционирования оплаты денежных обязательств);

Приказ Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н (им утвержден порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов).

Отсутствие установленных правил для товарообменных операций в учреждениях свидетельствует в пользу высказанной позиции.

Инструкция по бюджетному учету также не предусматривает отражения в учете операций по обмену товарами с контрагентами. Это можно считать дополнительным косвенным доказательством того, что в бюджетной сфере названные операции не разрешены.

Нужно различать два вида правоотношений

Не путайте товарообменные операции с внутриведомственным перемещением бюджетного имущества. В такой ситуации учреждения действуют по распоряжению собственника (России, субъекта РФ, муниципалитета). Активы перемещаются внутри бюджета. Сделкой двух лиц это считать нельзя.

Суть бартерных операций

Несмотря на широкую практику применения термина «товарообменные (бартерные) операции», четкое определение им ни в одном нормативном акте не дано.

По сути, это сделка о натуральном товарообмене, при котором одна вещь меняется на другую, равную по стоимости, без денежной оплаты. Такая торговая сделка осуществляется по схеме «товар за товар». Пропорция обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре.

В основном товарообменные операции осуществляются на основании договоров мены. Эти правоотношения регламентированы главой 31 Гражданского кодекса РФ («Мена»). Объектом подобного соглашения может быть только товар, а вот имущественные права, работы и услуги не относятся к предмету таких отношений.


Договор бартера выступает в качестве одного из видов сделок, связанных с заключением договора мены. Чтобы получить полное представление об употребленном понятии, стоит обратиться к содержанию Гражданского кодекса РФ. В соответствии с положениями обозначенного документа, бартер предполагает под собой осуществление равноценного обмена одной вещи (товара) на другую. При этом важно обратить внимание, что при заключении договора бартера отсутствует необходимость уплаты денежных средств, поскольку сделка подразумевает под собой строгое соблюдение равноценной стоимости обмениваемых предметов (поэтому это редко применяется в сделках, связанных с предоставлением путевок и оформлением ).

Особенности

Чтобы лучше понять сущность бартерных сделок, рекомендуется обратиться к правовым основам регулирования указанной процедуры. Так, в числе соответствующих актов выделяются Гражданский кодекс РФ и .

Согласно российскому законодательству подписание договора бартера влечет за собой равноценный по стоимости обмен и передачу прав собственности в отношении одного предмета (или определенного числа одного предмета) на другой. В то же время, наблюдается некоторое отличие между бартерной сделкой и заключением договора мены. Соответствующее отличие касается необходимости применения платежных средств. Договор бартера исключает предъявление требований по внесению денежных средств за предоставляемый в обмен предмет. В качестве предмета соглашения о бартере могут выступать товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной работы.

Важно знать...

По общим правилам, оформление бартерных отношений предполагает долгосрочное сотрудничество сторон на основании письменного одноразового договора бартера, без подписания дополнительных документов. При этом, в соответствии с содержанием , участники договоренности располагают правом заключения сделки без документального сопровождения, то есть в устной форме (нечастый случай в таких вопросах, в отличие от, например, который должен оформляться только в письменной форме).

Поскольку договор бартера является разновидностью договора мены, то для лучшего понимания сущности бартерной сделки рекомендуется рассмотреть характерные особенности данного соглашения. К ним относятся:

  • Предметы, подлежащие обмену по договору бартера, должны обладать равной стоимостью. В противном случае владелец меньшего по стоимости товара (объекта, услуг) обязан будет возместить разницу. Об этом свидетельствует ;
  • В большинстве случаев право собственности в отношении обмениваемых предметов возникает одновременно и сразу после их передачи новым владельцам, если другое не указано в тексте контракта о бартере или в законе. Об этом свидетельствует ;
  • Основываясь на содержании , товары, услуги, работы, подлежащие обмену, передаются сторонами в строго указанный срок, обозначенный в договоре бартера. Несоблюдение указанного обязательства одной из сторон сделки предоставляет второму участнику соглашения приостановить обмен, аннулировать договор или потребовать компенсации понесенных убытков.

Как оформить?

По общим правилам бартерные сделки оформляются в письменном виде, что подразумевает необходимость составления и подписания соответствующего двустороннего договора. Будучи официальным документом, договор бартера должен содержать в себе положения, отражающие условия взаимодействия сторон сделки. В большинстве случаев контракт составляется в виде одного документа. Однако, встречаются ситуации, когда бартерный контракт включает в себя совокупность дополнительных соглашений и документов, объединенных под названием договор бартера. Подобные документы оформляются для выполнения международных соглашений, если партнеры являются участниками международных экономических отношений.

Чтобы документ имел юридическую силу, содержание договора бартера должно соответствовать законодательным требованиям:

  • Уточняются реквизиты участников бартерной сделки, включая паспортные данные (если это физические лица) и наименование организации (если это юридические лица);
  • Обязательно отмечается дата оформления и идентификационный номер соглашения;
  • Стороны должны согласовать и отметить срок действия договора бартера;
  • Если предметом бартерной сделки выступает товар, требуется описать перечень обмениваемой продукции, количество и качество, стоимость товара (если обмену подлежит сразу несколько видов товара, необходимо уточнить цену каждого в отдельности), сроки и условия передачи обмениваемой продукции;
  • Если предметом договора бартера являются услуги, работы или результаты интеллектуальной деятельности, тогда надлежит указать их стоимость, сроки предоставления и выполнения работ, услуг;
  • Перечисление перечня документации, которая прилагается к договору для подтверждения факта передачи товара, выполнения услуг, осуществления работ;
  • В тексте документа прописывается ответственность сторон за несоблюдение или ненадлежащее выполнение условий сотрудничества, а также порядок разрешения возможных разногласий;
  • Рекомендуется также отметить обстоятельства, подтверждающие факт несоблюдения или ненадлежащего исполнения условий контракта, по причинам, которые не зависят от воли сторон;
  • В завершении договора бартера дублируют реквизиты участников соглашения, а также ставятся их подписи и печати (если это юридические лица).

Соглашение о бартере услуг

В соответствии с положениями российского законодательства, предметом бартерной сделки могут выступать услуги. В отличии от договора оказания услуг, договор бартера предполагает под собой не обмен услуг на денежное вознаграждение, а обмен равноценной услуги на услугу или не равноценными по стоимости услугами, разница между которыми впоследствии будет возмещена. Подобная особенность отличает договор бартера не только от соглашения об оказании услуг, но и от договора мены, поскольку предметом соглашения о мене не могут являться услуги.

  • Реквизиты участников бартерной сделки;
  • Дата и номер контракта;
  • Полное и точное описание вида или видов услуг, которые подлежат обмену;
  • Стоимость и размер доплаты, если такая потребуется;
  • Если есть необходимость стороны в тексте бартерного соглашения определяют, кто и каким образом будет первым исполнять условия контракта, а кто после;
  • Срок действия документа;
  • Ответственность;
  • Подписи и печати (если потребуются) участников сделки.

Договор о бартере товара

В общем виде договор бартера товара включает в себя стандартный перечень пунктов и условий. При этом, следует иметь в виду, что бартерная сделка, предметом которой выступает товар, предполагает под собой необходимость уточнения обязательной информации. Так, соглашение должно содержать следующие сведения:

  • Достоверную, полную и точную информацию о всех категориях продукции, которая подлежит обмену — модель, качество, количество, характерные особенности;
  • Указание общей цены товара и стоимость отдельно взятых категорий продукции;
  • Уточнение правил и особенностей маркировки и упаковки товара, а также следует предусмотреть на каком языке должна быть оформлена сопроводительная документация к товару;
  • Согласование порядка, сроков поставки и извещения о прибытии продукции. При уведомлении второй стороны о прибытии товара, отправитель обязан сообщить: место и дату отгрузки, способ отправки (железнодорожный, морской, наземный или водный транспорт), наименование и количество товара;
  • Рекомендуется включить в текст соглашения о бартере товара пункт “Ответственность сторон” для того, чтобы предусмотреть меры наказания, которые будут применяться к нарушителю условий бартерной сделки. Например, размер штрафных санкций, условия и порядок замены продукции, если она не соответствует заявленным требованиям, согласование условий допоставки.

Бартерное соглашение должно сопровождаться перечнем документации, которая подтвердит факт заключения сделки и описание передаваемого по договору бартера товара.

Договор имущественного бартера

В соответствии с содержанием ГК РФ, договор имущественного бартера является аналогом договора мены. Подобного рода двусторонние соглашения могут быть оформлены как в письменной, так и устной форме. Во втором случае речь идет о предметах собственности, стоимость которых не выходит за пределы десяти тысяч рублей. Несоблюдение установленного законом правила влечет за собой недействительность сделки.

Предметом обмена могут выступать квартиры, дома, земельные наделы, гаражи и прочие сооружения, находящиеся в одной ценовой категории. В противном случае, стороны бартерной сделки должны договориться о компенсации разницы.

Структура и содержание договора имущественного бартера:

  • Полные и достоверные персональные и контактные сведения;
  • Указание предметов бартерной сделки и их тщательное описание — адрес, общая площадь, этаж, количество комнат, модель и технические характеристики, если это автомобиль;
  • Перечисление списка лиц, которые обладают правом собственности в отношении обмениваемого имущества;
  • Стоимость предметов договора имущественного бартера и обязательное указание условия о компенсации разницы, если рыночная цена одного объекта превышает рыночную цену другого;
  • Порядок и сроки передачи имущества;
  • При желании участники бартерной сделки располагают возможностью предусмотреть в тексте соглашения необходимость соблюдения каких-либо обязательств каждой из сторон. Если контрагенты договорились о подобном, следует отразить перечень обязанностей участников в документе;
  • В заключении договор бартера датируется и подписывается обоими лицами.

Права собственности на обмениваемые имущественные объекты возникают сразу после передачи предметов договора имущественного бартера и обязательно одновременно. Чтобы произвести государственную регистрацию соглашения и получить свидетельство о праве собственности на имущество, новые владельцы должны обратиться в территориальный отдел Росреестра с пакетом соответствующей документации и оплатить госпошлину. Перечень документов разнится в зависимости от предмета соглашения о бартере.

В общем виде список актов включает в себя :

  • Удостоверение личности каждой из сторон бартерной сделки;
  • Соглашение об имущественном бартере в количестве трех копий;
  • Акты, удостоверяющие факт наличия прав на обмениваемое имущество;
  • Заявление;
  • Квитанция об уплате госпошлины.

Срок, отведенный для осуществления государственной регистрации составляет пять дней, если представленные акты были удостоверены нотариусом или десять дней в стандартном случае.

На мой взгляд, товарообменные (бартерные) операции в бюджетной сфере невозможны, хотя прямо нормативно-правовые акты их не запрещают. Неправомерность бартерных сделок в бюджетных учреждениях в некотором роде определяется статусом подобных юридических лиц. Они в буквальном смысле слова не являются собственниками имущества, которым их наделяют Российская Федерация, субъекты РФ, муниципалитеты. И отчуждать активы по своему усмотрению без согласия уполномоченного органа учреждения не могут.

Все средства, полученные из бюджета соответствующего уровня, могут использоваться только согласно бюджетному законодательству. Обратимся к нему.

Положения статьи 161 Бюджетного кодекса РФ определяют, что учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые им в установленном порядке. И при этом ни одна статья Бюджетного кодекса РФ не содержит упоминания о товарообменных операциях. Отсюда можно опять же сделать вывод об их неправомерности для бюджетников.

Косвенные доказательства позиции

Любые операции, выполняемые учреждениями, имеют четкий порядок и строго регламентированы соответствующими нормативными актами. Так, по оплате обязательств бюджетополучателей денежными средствами разработаны:
- приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (устанавливает порядок санкционирования оплаты денежных обязательств);
- приказ Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н (им утвержден порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов).

Отсутствие установленных правил для товарообменных операций в учреждениях свидетельствует в пользу высказанной позиции.

Инструкция по бюджетному учету также не предусматривает отражения в учете операций по обмену товарами с контрагентами. Это можно считать дополнительным косвенным доказательством того, что в бюджетной сфере названные операции не разрешены.

Нужно различать два вида правоотношений

Не путайте товарообменные операции с внутриведомственным перемещением бюджетного имущества. В такой ситуации учреждения действуют по распоряжению собственника (России, субъекта РФ, муниципалитета). Активы перемещаются внутри бюджета. Сделкой двух лиц это считать нельзя.

Суть бартерных операций

Несмотря на широкую практику применения термина «товарообменные (бартерные) операции», четкое определение им ни в одном нормативном акте не дано.

По сути, это сделка о натуральном товарообмене, при котором одна вещь меняется на другую, равную по стоимости, без денежной оплаты. Такая торговая сделка осуществляется по схеме «товар за товар». Пропорция обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре.

В основном товарообменные операции осуществляются на основании договоров мены. Эти правоотношения регламентированы главой 31 Гражданского кодекса РФ («Мена»). Объектом подобного соглашения может быть только товар, а вот имущественные права, работы и услуги не относятся к предмету таких отношений.

Компании могут осуществлять операции без расчетов денежными средствами, например, обмениваться товарами. Такого рода сделки называются бартерными. Какие моменты нужно учитывать фирмам при заключении подобных контрактов.

Если договором мены не предусмотрены особые случаи перехода права собственности на товары, то оно переходит к обеим сторонам после исполнения их обязательств.

По бартерному договору (договору мены) каждая из сторон признается и продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем его (ст. 567 ГК РФ). То есть в данном случае необходимо применять нормы, предусмотренные для контрактов купли-продажи. По общему принципу, право собственности на обмениваемую продукцию переходит к сторонам как покупателям, одновременно после ее передачи обеими компаниями (ст. 570 ГК РФ). Это значит, что фирма, получившая товар раньше, не является его собственником до тех пор, пока, в свою очередь, не передаст товар своему партнеру.

Однако в договоре можно предусмотреть, что право собственности на продукцию переходит в момент ее вручения, независимо от исполнения обязательств по передаче товара другой стороной.

Также в соглашении необходимо указать, какая именно продукция, в каком объеме и в каком количестве подлежит обмену, а также определить их цену. Обмениваемая по договору продукция может быть равноценной либо неравноценной (п. 1 ст. 568 ГК РФ).

В первом случае денежные расчеты между сторонами по бартерному договору не производятся. Во втором – контрагент, чей товар стоит меньше, должен доплатить разницу в цене своему деловому партнеру (п. 2 ст. 568 ГК РФ).

Согласно статье 568 Гражданского кодекса, по договору мены товары считаются равноценными, расходы на их передачу и принятие несет каждая из сторон по соответствующим обязательствам. В том случае, если их учетная стоимость выше или ниже цены обмениваемого имущества, разница в стоимости относится на финансовые результаты деятельности организации. Все налоги должны быть начислены от стоимости обмениваемых товаров, установленной в договоре. При этом предъявить к вычету из бюджета можно только сумму НДС, исчисленную от учетной стоимости продукции, а если она ниже, чем по договору мены, то доначисление налога будет сделано за счет прочих расходов компании.

Организации, осуществляющие бартерные операции, могут в своей учетной политике определять выручку для целей налогообложения методом начисления. Датой определения дохода считается день отгрузки товаров (работ, услуг) и предъявления покупателям расчетных бумаг.

Организации, осуществляющие бартерные операции, могут в своей учетной политике определять выручку для целей налогообложения методом начисления.

Можно применять и кассовый метод, когда датой поступления последней будет считаться день прекращения дебиторской задолженности покупателей. Поскольку по товарообменным, или бартерным, операциям денежные расчеты отсутствуют, то при кассовом методе выручка будет считаться полученной при поступлении товаров по договору мены. Далее рассмотрим варианты бухгалтерского учета бартерных операций, применение счетов и их корреспонденции.

Бартерный учет

При определении выручки от реализации по мере оплаты отгруженной продукции, поступление ТМЦ по товарообменным операциям и выполненные для организации работы услуги оформляются обычными бухгалтерскими проводками: по дебету соответствующих материальных счетов и счетов по учету затрат (10 «Материалы», 41 «Товары», 08 «Капитальные вложения» и др.) и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Списание первоначальной стоимости и себестоимости отгруженных товарно-материальных ценностей, а также выполненных работ и услуг по товарообменным операциям отражают по дебету 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 45 «Товары отгруженные» и др.

Суммы износа по исходным основным средствам, нематериальным активам списываются с дебета счетов 02, 05 в кредит счета «Прочие доходы и расходы» (субсчет 1 «Прочие доходы»).

Одновременно на стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей (выполненных работ, услуг) по ценам реализации уменьшается задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поступившие товары, то есть проводка будет такой:

Дебет 60, 76 Кредит 90.1, 91.1 .

Финансовый результат по товарообменным операциям списывают со счетов 90, 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При методе реализации для налогообложения «по отгрузке» товары и иное имущество отражаются по кредиту 90.1 или 91.1 и дебету счетов 62 или 76.

Одновременно в дебет счетов 90 (субсчет 2, 3, 4) или 91 (субсчет 2) списывают себестоимость товаров или цену имущества с кредита счетов учета этих ценностей, нефинансовый результат от указанной операции списывают с товарной реализации на счет 99.

Поступившие в организацию по товарообменным операциям ценности приходуют по дебету счетов производственных запасов или другим счетами отражают по кредиту счетов 60 или 76.

Кто первый?

Существуют особенности учета для фирм, которые отгрузили продукцию первыми. В соответствии со статьей 571 ГК РФ в случае, если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после исполнения ими обязательств по договору.

Следовательно, бухгалтеру той организации, которая уже отгрузила ценности, но еще не получила «встречные» товары, нельзя признавать выручку по данной сделке и задействовать счет 90 «Продажи» до тех пор, пока обмен не будет завершен полностью.

Бухгалтеру фирмы, которая первой получила ценности по бартеру следует иметь в виду, что вплоть до отгрузки «встречных» ценностей полученные товары не являются собственностью компании.

Поэтому в момент отгрузки «своего» товара нужно списать его стоимость с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары» и других счетов (в зависимости от того, какие именно ценности передаются по бартеру) в дебет счета 45 «Товары отгруженные». На этом счете они будут числиться до тех пор, пока бизнес-партнер не исполнит свои обязательства.

Оприходование продукции, полученной по бартеру, нужно отражать в обычном порядке: по дебету счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и т.д. (опять же, смотря что именно получено по бартеру) и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если обе стороны являются плательщиками НДС и полученные по бартеру ценности будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС, сумму «входного» налога необходимо отражать на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» и предъявлять к вычету.

Одновременно с получением товара бухгалтер может признать выручку от бартерной сделки и списать проданные вещи с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90 «Продажи».

Нельзя забывать, что существуют особенности учета ив организации, которая первой получила ценности по бартеру. Бухгалтеру такой компании следует иметь в виду, что вплоть до отгрузки «встречных» ценностей партнеру полученные товары не являются собственностью организации. А потому принять их на баланс – например, на счет 10 «Материалы», 41 «Товары» и т.д. – нельзя. Но и совсем не учитывать их тоже не получится, ведь фактически они уже поступили и находятся под ответственностью получателя. Товары нужно принять к забалансовому учету на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Записи по забалансовым счетам ведутся по простой схеме, без применения метода двойной записи. При получении ценностей нужно принять их к учету по дебету счета 002 (без корреспонденции с каким-либо другим счетом), а после исполнения своих обязательств и, следовательно, перехода права собственности на полученные товары, нужно снять их с забалансового учета (записью по кредиту счета 002) и оприходовать в обычном порядке.