ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Л. М. МАНЕВЦОВА, С. А. БАБАК

ОРГАНИЗАЦИЯ

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

2 е издание, исправленное

Ð å ö å í ç å í ò û:

кандидат педагогических наук С.А.Езопова, кандидат педагогических наук Н.Н.Скресанова

Маневцова Л.М.

M23 Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М.Маневцова, С.А.Бабак. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.

ISBN 5-7695-1806-5

В пособии раскрываются вопросы делопроизводства в современном дошкольном образовательном учреждении. Охарактеризованы историче- ский аспект проблемы, номенклатура документации, принципы и средства механизации документальных процессов. Представлены образцы документации в соответствии с номенклатурой дел ДОУ.

Для студентов высших педагогических учебных заведений, а также практических работников системы дошкольного образования.

ÓÄÊ 35.077.1(075.8) ÁÁÊ 65.050.2ÿ73

3. Нормативные документы по обеспечению делопроизводства в дошкольном образовательном

учреждении................................................................................

Номенклатура документов дошкольного образовательного

учреждения................................................................................

Подготовка к составлению служебных документов...............

Основные документы управления. Особенности

подготовки и оформления отдельных документов.................

Организация документооборота...............................................

Организация хранения документов.........................................

9. Использование персонального компьютера в делопроизводстве. Программное обеспечение

делопроизводства.......................................................................

10.Средства составления текстовых документов. Средства

копирования и размножения документов. Средства

передачи информации..............................................................

Краткий терминологический словарь..........................................

Приложения....................................................................................

1. Организационные документы...........................................................

Устав Государственного образовательного учреждения

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа-детский сад ¹ 672 Красногвардейского

административного района (новая редакция) .........................

Свидетельство о государственной регистрации............................

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе............

Лицензия на образовательную деятельность.................................

Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения

с учредителями............................................................................

Договор о регулировании взаимоотношений между ГОУ

«Начальная школа-детский сад ¹ 672» и родителями

воспитанников детского сада....................................................

2. Документы по учебно-воспитательной работе................................

Концепция создания инновационного образовательного

учреждения..................................................................................

Программа развития 2001-2004 гг. ..............................................

План работы на 2002/03 учебный год..........................................

Должностная инструкция на воспитателя высшей

План работы совета учреждения на 2002/03 учебный год.........

Перечень платных образовательных услуг на 2002/03 уч. год.......

3. Документы по финансово-хозяйственной деятельности.............

Положение о расходовании внебюджетных средств...................

Положение о выплате персональных надбавок и доплат...........

Положение о порядке установления доплат...............................

Положение о материальном поощрении работников................

Отчет о расходовании спонсорской помощи..............................

Приказ об утверждении Положения о комиссии по

рассмотрению установления доплат, надбавок и о

материальном поощрении работников...................................

Приказ об утверждении состава комиссии

по рассмотрению установления доплат, надбавок и

материального поощрения работников..................................

Смета расходования внебюджетных средств, полученных

по изостудии..............................................................................

Типовой договор о полной индивидуальной материальной

ответственности..............................................................................

Договор аренды..............................................................................

Книга складского учета материалов (форма М-17) ....................

Инвентаризационная опись (форма ¹ 401)................................

Договор на оказание дополнительных платных

образовательных услуг с родителями

учащихся/воспитанников.........................................................

4. Документы по питанию...................................................................

План работы совета по организации питания............................

Примерное десятидневное меню..................................................

Выполнение натуральных норм за десятидневку........................

Карточка-раскладка (Форма ¹ 1-85) ..........................................

5. Медицинская документация...........................................................

Медицинская карта ГОУ...............................................................

Медицинские журналы..................................................................

Журнал контроля санитарного состояния ГОУ..........................

Журнал переписи детей, посещающих дошкольное

учреждение................................................................................

Журнал дегельминтизации............................................................

Журнал учета движения детей по группам здоровья.................

Журнал профилактики прививок.................................................

Журнал бракеража сырых продуктов...........................................

Журнал регистрации медицинских осмотров сотрудников,

работающих с готовыми продуктами......................................

Журнал бракеража готовой пищи................................................

Журнал учета инфекционных заболеваний.................................

Журнал учета детей, направленных в туберкулезный

диспансер...................................................................................

Тетрадь оценки питания................................................................

6. Документы по кадрам......................................................................

Заявление о приеме на работу......................................................

Приказ о назначении на должность.............................................

Трудовой договор (контракт) ........................................................

Заявление в городскую аттестационную комиссию...................

Аттестационный лист.....................................................................

Приказ о присвоении квалификационной категории................

Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей

ê íèì ..........................................................................................

Акт списания испорченных бланков трудовых книжек.............

7. Документы по охране труда............................................................

Приказ об охране труда.................................................................

Соглашение по охране труда.........................................................

Журнал регистрации вводного инструктажа

по охране труда.........................................................................

Журнал инструктажа учащихся по охране труда при

проведении внеклассных и внешкольных мероприятий......

Журнал регистрации несчастных случаев на производстве........

Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте................

Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися

(воспитанниками) .....................................................................

Акт о несчастном случае (форма Н-2) .........................................

Акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1) ............

8. Другие документы............................................................................

Акт сдачи-приемки дел..................................................................

Опись...............................................................................................

Справка............................................................................................

Справка-подтверждение................................................................

Письмо............................................................................................

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современное дошкольное образовательное учреждение становится все более сложной системой. Руководителю приходится работать в постоянно меняющихся условиях: экономических, социальных, правовых и т.д., что, в свою очередь, предъявляет все возрастающие требования к уровню его квалификации.

Система подготовки заведующих дошкольными образовательными учреждениями в России берет свое начало в 60-х годах XIX века. До 90-х годов XX века основной путь подготовки руководителей детских садов заключался в постепенном и поступательном продвижении в процессе работы от должности воспитателя до должности заведующей. На основании «Устава детского сада» (1944) заведующим мог стать специалист, имеющий среднее педагоги- ческое образование, специальную дополнительную подготовку и стаж работы не менее 2 лет.

Развитие общественного дошкольного воспитания и усложнение деятельности заведующих изменило требования к их профессиональной подготовке. В нормативных документах 1970-х годов указывается, что эту должность может занять только человек, имеющий высшее педагогическое образование, окончивший специальные медицинские курсы и стаж работы которого составляет не менее 3-5 лет («Квалификационные характеристики должностей руководящих работников детских дошкольных учреждений» 1977 г.). В тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностям работников учреждений образования РФ 1995 г. эти требования в основном сохранены.

Раньше основной формой подготовки заведующих являлись курсы повышения квалификации после окончания специальных учебных заведений. Такая подготовка имела ряд преимуществ: она обеспечивала глубокое понимание ребенка, владение системой психолого-педагогических знаний, освоение педагогических умений. Однако при такой подготовке обнаруживались и многие недостатки: отсутствие знаний в области теории управления, слабое владение основными функциями руководства образовательным учреждением, в том числе организацией делопроизводства.

К 1990-м годам назрела необходимость обновления содержания подготовки студентов педагогических вузов к управленческой деятельности в ДОУ.

Большую роль в решении проблемы подготовки высококвалифицированных руководителей системы образования сыграл Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования России по специальности «менеджер образования» (2000 г.). В соответствии с ним в число учебных дисциплин в учебные планы были введены предметы, способствующие целенаправленному освоению знаний, необходимых будущим менеджерам дошкольного образования, в том числе «Организация делопроизводства в дошкольном учреждении».

Управленческий труд в дошкольном образовательном учреждении связан с ведением большого числа документов разной направленности и назначения. В настоящее время управленческая деятельность образовательных учреждений еще невозможна без большого числа бумажной документации, необходимой для принятия правильных управленческих решений. Четко организованное делопроизводство позволяет руководителю и вышестоящим организациям вовремя получать информацию о состоянии дел в учреждении и своевременно на это реагировать.

Отсутствие четкой организации работы с документами, напротив, не позволяет руководителю принимать юридически и организационно грамотные решения, из-за чего в конечном итоге такое учреждение не сможет стать конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Поскольку в учреждении отсутствуют специальные службы, работающие с документами, вся ответственность за правильное ведение делопроизводства лежит на руководителе.

Данное учебное пособие, во-первых, содержит номенклатуру дел в образовательном учреждении, и во-вторых, показывает организацию и процесс делопроизводства, оформления документов, их движение, контроль за их исполнением.

В Приложении даны образцы документов конкретного образовательного учреждения - школы-детского сада ¹ 672 г. СанктПетербурга (директор С.А.Бабак). Документы составлены с уче- том нормативных документов и отражают основные направления деятельности любого образовательного учреждения: работу с кадрами, организационно-педагогическую, финансово-хозяйствен- ную (в том числе осуществляемую самостоятельно) и др. и потому будут полезны как студентам, так и практическим работникам образования.

Пособие разработано с учетом требований государственного образовательного стандарта к подготовке специалиста по специальности 031100 - «Педагогика и методика дошкольного образования», с получением квалификации «организатор-методист дошкольного образования».

1. ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО КУРСА «ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Управление - одна из ролей менеджера, связанная с ответственностью за разработку и реализацию программ функционирования и развития учреждения (организации), достижением поставленных перед ним целей.

Управление дошкольным образовательным учреждением в настоящее время неизбежно сопряжено с подготовкой многих видов документов, без которых невозможно своевременно и грамотно принимать управленческие решения, а следовательно, невозможно обеспечить качественное функционирование и развитие учреждения.

Предметом учебной дисциплины «Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении» является документационное обеспечение управления. Поскольку в штатах дошкольных образовательных учреждений отсутствует специальная профессиональная служба по работе с документами, делопроизводство - составление и организацию работы с документами - осуществляет руководитель учреждения.

 документах фиксируется и учитывается деятельность учреждения, поэтому качество его функционирования проверяется прежде всего по документам.

Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с определенными реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Совокупность документов, оформленных по единым правилам, соответствующих государственным стандартам, принято называть документацией.

Документирование управленческой деятельности - это процесс создания, записи (фиксации) и оформления информации на различных носителях по установленным правилам.

 специальной литературе по делопроизводству используется еще и термин документационное обеспечение управления. Это - процесс производства, передачи и переработки документированной информации, необходимой в управлении тем или иным учреждением (организацией).

Источниками данного курса являются: история делопроизводства в нашей стране и за рубежом, нормативные документы, современная практика делопроизводства, обеспечивающая документирование, а также современные научные исследования в области делопроизводства.

Необходимость отражать деятельность людей в различных документах появилась еще в глубокой древности. Способы фиксации информации и носители информации изучаются документоведением.

Делопроизводство в нашей стране регламентируется нормативными документами, позволяющими с позиций науки подойти к разработке комплекса правил, нормативов, рекомендаций, определяющих организацию данных процессов в учреждениях и организациях. Одним из важнейших нормативных документов, разработанных в нашей стране, стала Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД), опубликованная в 1973 г. В связи с массовым внедрением в управление аппаратов вычислительной техники данный документ был усовершенствован. Новая редакция этого документа была утверждена Главархивом СССР в 1988 г. Он назван Единой государственной системой документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ). В 1991 г. ЕГСДОУ была преобразована в Государственную систему документационного обеспечения управления (ГСДОУ).

Повышение качества подготовки управленческих документов было связано с появлением государственных стандартов в делопроизводстве (ГОСТ). Первые ГОСТы на организационно-распо- рядительную деятельность были изданы в 1972 г. (ГОСТ 6.38-72) и впоследствии перерабатывались и совершенствовались в 90-е годы (ГОСТ 6.38 -90, ГОСТ Р 6.30 -97).

Основные требования к оформлению организационно-распо- рядительных документов изложены в ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированная система документации. Требования к оформлению документов» (М.: Издательство стандартов, 1997).

В процессе документационного обеспечения управления используются государственные и ведомственные нормативные акты, отражающие специфику деятельности учреждений (организаций).

Важнейшими нормативными документами, используемыми в делопроизводстве дошкольных образовательных учреждений, являются: Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», Письмо Министерства образования Российской Федерации «О направлении пакета образцов документов, реализующих новое положение о ДОУ в РФ» ¹ 212/19-12 от 30.03.94 г., Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений и др.

При подготовке документов, связанных с деятельностью персонала, все без исключения организации и учреждения, незави-

симо от формы собственности опираются на Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).

Практические пособия по делопроизводству разработаны для специалистов, непосредственно отвечающих за организацию работы с документами, и основаны на действующих в Российской Федерации законодательных актах и нормативно-методических документах. Материалы пособий представляют интерес и для менеджеров образования.

В последние годы особенно интенсивно ведутся научные исследования в области делопроизводства.

Основные задачи учебного курса «Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении»:

освоение системы знаний по основным вопросам, связанным с документационным обеспечением управления дошкольным образовательным учреждением;

приобретение навыков грамотной работы с документами.

Вопросы и задания

1. Что является предметом учебного курса «Делопроизводство в дошкольном образовательном учреждении»?

2. Выделите ключевые понятия данного раздела и дайте их определе-

3. Каковы основные задачи данного учебного курса?

4. Какие положения Закона РФ «Об образовании» и «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» можно использовать в делопроизводстве ДОУ?

2. СТАНОВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Делопроизводство имеет длительную историю. Документы вна- чале возникали как свидетельства происходивших событий, а затем - как способ закрепления имущественных отношений между людьми. Рождение документов связано с возникновением письменности.

Письменные источники, обнаруженные в Египте (литературные памятники, надписи на гробницах, храмах, царские надписи, документы царских хозяйств), позволяют судить о том, что фиксация событий жизни и общественных отношений стала производиться довольно давно. Сохранились обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. В летописи перечислялись египетские цари. Первые документы Шумера представляют собой законы о коммерческих сделках, переписку и др. Они также отно-


Документационное обеспечение управления (ДОУ) охватывает вопросы документирования, организации работы с документами в процессе осуществления управления и систематизацию их архивного хранения. Документооборот - движение документов в рамках ДОУ. Делопроизводство: комплекс мероприятий по обеспечению ДОУ организации. Иногда говорят, что ДОУ является основной функцией делопроизводства. (Делопроизводство отвечает за документационное обеспечение управления организацией)


Документы классифицируются по таким признакам, как содержание, способ изготовления, степень сложности, место составления, сроки исполнения, происхождение, степень гласности, юридическая сила и назначение. По содержанию документы подразделяются на организационно - распорядительные, финансово - отчетные, по личному составу и т.д. По наименованию различают большое количество документов. Это и приказы, и инструкции, и справки, и протоколы и т.д. По видам документы бывают типовые, примерные, индивидуальные. Типовые документы разрабатываются заранее вышестоящими органами для подведомственных организаций и носят обязательный характер. Примерные документы тоже разрабатываются вышестоящими органами, но носят рекомендательный характер, а индивидуальные документы разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования. По степени сложности различают простые документы, содержащие один вопрос, и сложные, содержащие несколько вопросов. По месту составления документы делят на внутренние и внешние. Внутренние - документы, создаваемые в учреждении для решения своих вопросов и не выходящие за пределы учреждения. Внешние - входящая и исходящая корреспонденция учреждения. По срокам исполнения документы подразделяются на срочные и несрочные. Показателем этого признака является срок исполнения документа, который устанавливается законом и соответствующими правовыми актами. По происхождению документы бывают служебные и официально - личные. Первая группа - документы, созданные в организациях по вопросам их деятельности, вторая группа - документы, касающиеся конкретных лиц. По степени гласности выделяют обычные, секретные документы и для служебного пользования. По юридической силе различают подлинные и подложные документы. Подлинными считаются документы, выданные в установленном порядке с соблюдением всех правил; подложными - документы, оформление или содержание которых не соответствует истине. По назначению документы подразделяют на подлинники и копии. Подлинник - первоначальный документ, содержащий исходную информацию, надлежащим образом оформленный. Копия - точное воспроизведение реквизитов подлинника, соответствующим образом заверенная. Следует различать такие разновидности копий, как отпуск, выписка и дубликат. Отпуск - это полная копия исходящего документа, оставшаяся у отправителя. Выписка из документа - это копия части документа, а дубликат - второй экземпляр документа, выданный в связи с утратой подлинника.




ГСДОУ содержит обязательный минимум требований в рамках отдельной организации к: установлению ответственности за документационное обеспечение; установлению ответственности за документационное обеспечение; видовому составу управленческих документов; видовому составу управленческих документов; оформлению документов; оформлению документов; организации документооборота; организации документооборота; построению информационно-поисковых систем; построению информационно-поисковых систем; организации пользования документами; организации пользования документами; правилам хранения документов. правилам хранения документов.


Нормативные документы Трудовой кодекс РФ от ­ФЗ (с изм. и доп.) Закон РФ от ­1 "Об образовании" (с изм. и доп.) Постановление Госкомстата РФ от "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" Постановление Минтруда России от "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" ГОСТ Р ИСО «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» - М., Стандартинформ,


Локальные нормативные акты обязательного характера (для всех организаций) штатное расписание (форма Т­3); графики работы; графики отпусков (форма Т­7); должностные инструкции; правила внутреннего трудового распорядка; положение об оплате труда; положение о премировании, надбавках и материальном стимулировании; положение о персональных данных работников; обязательства лиц, допущенных к сведениям о персональных данных работников, об их неразглашении; коллективный договор и приложения к нему; тарификационные списки педагогических работников; тарификационные списки педагогических работников; поименные списки работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью; положение о структурном подразделении (консультативный пункт);


Локальные нормативные акты обязательного характера для ДОУ положение об аттестации педагогических кадров; журнал учета подачи заявлений педагогических работников на присвоение квалификационной категории; график проведения аттестации; протоколы заседаний аттестационной комиссии; журнал учета выдачи аттестационных листов; тарификационные списки педагогических работников; поименные списки работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью; положение о структурном подразделении (лекотека, консультативный пункт и др.); положение о психолого­медико­педагогическом консилиуме и др.


Локальные нормативные акты рекомендательного характера для ДОУ положение о должностном контроле; положение о Совете ДОУ; положение о Педагогическом совете; положение о методическом объединении педагогических работников; положение об Управляющем совете; положение о родительском комитете; положение о попечительском совете (при его наличии); положение о расходовании внебюджетных средств (при их наличии); перечень профессий и должностей работников, при поступлении на которые работник должен пройти медицинский осмотр; перечень гарантий и льгот работникам, совмещающим работу с обучением.


Документы по организации кадрового делопроизводства инструкция по ведению кадрового делопроизводства; правила ведения и хранения трудовых книжек*, оформления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работников; журнал регистрации трудовых договоров; журнал регистрации приказов; книга учета трудовых книжек и вкладышей к ним; книга учета личного состава; журнал учета личных дел; приказ о распределении обязанностей по кадровым вопросам; личное дело.


Состав личного дела: трудовой договор; заявление о приеме на работу (необязательно); приказ о приеме работника на работу; личная карточка (форма Т­2); личный листок по учету кадров (необязательно); автобиография; копия документов об образовании; договор о материальной ответственности (для материально ответственных лиц); копия паспорта; копия военного билета (для военнообязанных); копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копия документов о повышении квалификации; копии аттестационных листов; выписки (копии) приказов: о перемещении на другие должности; подработках; об отпусках; о поощрении; о привлечении к дисциплинарной ответственности




Организационные документы Организационные документы (комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия) Устав Устав (свод правил, регулирующих деятельность организаций, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в сфере государственной или хозяйственной деятельности.) Должностная инструкция Должностная инструкция (организационный документ длительного или постоянного срока действия) Положение (правовой акт, определяющий порядок образования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы в целом) Штатное расписание (документ, закрепляющий должностной и численный состав предприятия с указанием фонда заработной платы.) Положение Штатное расписание Структура и штатная численность (организационный документ, в котором указываются все структурные подразделения предприятия, вводимые на предприятии должности и количество штатных единиц по каждой из должностей.) Структура и штатная численность


Распорядительные документы Распорядительные документы ПриказПриказ (правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующий на основании единоначалия, для разрешения основных и оперативных задач предприятия. Изменения, дополнения, отмену приказов производят только на основе новых приказов. ПРИКАЗЫВАЮ) Приказ Выписка из приказа Выписка из приказа (копия части документа. Выписка представляет собой ту часть текста, которая нужна для работы. Констатирующую часть в выписке записывают полностью (если она есть). Выписка из приказа (копия части документа. Выписка представляет собой ту часть текста, которая нужна для работы. Констатирующую часть в выписке записывают полностью (если она есть). Выписка из приказа РаспоряжениеРаспоряжение (правовой акт управления государственного органа, имеет обязательную силу для граждан и организаций, которым оно адресовано. Эту форму управления употребляют предприятия, организации, министерства, правительство, администрации городов, районов и т.д. ОБЯЗЫВАЮ) Распоряжение УказаниеУказание (распорядительный документ организационно-методического характера, издаваемый органами государственного управления; министерствами, ведомствами; организациями по вопросам, связанным с процессом исполнения приказов, инструкций и других документов (при оформлении командировок, наложении взысканий и т.д. "ОБЯЗЫВАЮ" или "ПРЕДЛАГАЮ"). Указание Постановление Постановление (документ, который издают высшие органы государственной власти, - комитеты и комиссии, образуемые при органах власти) Постановление (документ, который издают высшие органы государственной власти, - комитеты и комиссии, образуемые при органах власти) Постановление


Информационно - справочные документы: Информационно - справочные документы это совокупность документов, содержащих информацию о фактическом положении дел, служащих основанием для принятия решений, издания распорядительных документов. Информационно - справочные документы это совокупность документов, содержащих информацию о фактическом положении дел, служащих основанием для принятия решений, издания распорядительных документов. акт, акт, протокол, протокол, докладная записка, докладная записка, объяснительная записка, объяснительная записка, справка, справка, письма, письма, телеграмма. телеграмма.




  • Документационное обеспечение управления (ДОУ) охватывает вопросы документирования, организации работы с документами в процессе осуществления управления и систематизацию их архивного хранения.

  • Документооборот - движение документов в рамках ДОУ.

  • Делопроизводство: комплекс мероприятий по обеспечению ДОУ организации. Иногда говорят, что ДОУ является основной функцией делопроизводства. (Делопроизводство отвечает за документационное обеспечение управления организацией)


Документы классифицируются по таким признакам, как содержание, способ изготовления, степень сложности, место составления, сроки исполнения, происхождение, степень гласности, юридическая сила и назначение.

  • По содержанию документы подразделяются на организационно - распорядительные, финансово - отчетные, по личному составу и т.д.

  • По наименованию различают большое количество документов. Это и приказы, и инструкции, и справки, и протоколы и т.д.

  • По видам документы бывают типовые, примерные, индивидуальные. Типовые документы разрабатываются заранее вышестоящими органами для подведомственных организаций и носят обязательный характер. Примерные документы тоже разрабатываются вышестоящими органами, но носят рекомендательный характер, а индивидуальные документы разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования.

  • По степени сложности различают простые документы, содержащие один вопрос, и сложные, содержащие несколько вопросов.

  • По месту составления документы делят на внутренние и внешние. Внутренние - документы, создаваемые в учреждении для решения своих вопросов и не выходящие за пределы учреждения. Внешние - входящая и исходящая корреспонденция учреждения.

  • По срокам исполнения документы подразделяются на срочные и несрочные. Показателем этого признака является срок исполнения документа, который устанавливается законом и соответствующими правовыми актами.

  • По происхождению документы бывают служебные и официально - личные. Первая группа - документы, созданные в организациях по вопросам их деятельности, вторая группа - документы, касающиеся конкретных лиц.

  • По степени гласности выделяют обычные, секретные документы и для служебного пользования.

  • По юридической силе различают подлинные и подложные документы. Подлинными считаются документы, выданные в установленном порядке с соблюдением всех правил; подложными - документы, оформление или содержание которых не соответствует истине.

  • По назначению документы подразделяют на подлинники и копии. Подлинник - первоначальный документ, содержащий исходную информацию, надлежащим образом оформленный. Копия - точное воспроизведение реквизитов подлинника, соответствующим образом заверенная. Следует различать такие разновидности копий, как отпуск, выписка и дубликат. Отпуск - это полная копия исходящего документа, оставшаяся у отправителя. Выписка из документа - это копия части документа, а дубликат - второй экземпляр документа, выданный в связи с утратой подлинника.


Документы

  • Уставы

  • Положения

  • Инструкции

  • Правила

  • Приказы

  • Распоряжения

  • Указания

  • Решения


ГСДОУ содержит обязательный минимум требований в рамках отдельной организации к:

  • установлению ответственности за документационное обеспечение;

  • видовому составу управленческих документов;

  • оформлению документов;

  • организации документооборота;

  • построению информационно-поисковых систем;

  • организации пользования документами;

  • правилам хранения документов.


Нормативные документы


Локальные нормативные акты обязательного характера (для всех организаций)

  • штатное расписание (форма Т­3);

  • графики работы;

  • графики отпусков (форма Т­7);

  • должностные инструкции;

  • правила внутреннего трудового распорядка;

  • положение об оплате труда;

  • положение о премировании, надбавках и материальном стимулировании;

  • положение о персональных данных работников;

  • обязательства лиц, допущенных к сведениям о персональных данных работников, об их неразглашении;

  • коллективный договор и приложения к нему;

  • положение о структурном подразделении (консультативный пункт);


Локальные нормативные акты обязательного характера для ДОУ

  • положение об аттестации педагогических кадров;

  • журнал учета подачи заявлений педагогических работников на присвоение квалификационной категории;

  • график проведения аттестации;

  • протоколы заседаний аттестационной комиссии;

  • журнал учета выдачи аттестационных листов;

  • тарификационные списки педагогических работников;

  • поименные списки работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью;

  • положение о структурном подразделении (лекотека, консультативный пункт и др.);

  • положение о психолого­медико­педагогическом консилиуме и др.


  • положение о должностном контроле;

  • положение о методическом объединении педагогических работников;

  • положение о родительском комитете;

  • положение о расходовании внебюджетных средств (при их наличии);

  • перечень профессий и должностей работников, при поступлении на которые работник должен пройти медицинский осмотр;

  • перечень гарантий и льгот работникам, совмещающим работу с обучением.


Документы по организации кадрового делопроизводства

  • инструкция по ведению кадрового делопроизводства;

  • правила ведения и хранения трудовых книжек*, оформления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работников;

  • журнал регистрации трудовых договоров;

  • журнал регистрации приказов;

  • книга учета трудовых книжек и вкладышей к ним;

  • книга учета личного состава;

  • журнал учета личных дел;

  • приказ о распределении обязанностей по кадровым вопросам;

  • личное дело.


Состав личного дела:


  • Приказы по личному составу (унифицированные формы)

  • Приказы по личному составу (произвольной формы)

  • Уведомления (по личному составу произвольной формы)

  • Документы по расследованию и учету несчастных случаев на производстве


Организационные документы (комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия)


Распорядительные документы

  • Приказ (правовой акт, издаваемый руководителем предприятия, действующий на основании единоначалия, для разрешения основных и оперативных задач предприятия. Изменения, дополнения, отмену приказов производят только на основе новых приказов. ПРИКАЗЫВАЮ)

  • Выписка из приказа (копия части документа. Выписка представляет собой ту часть текста, которая нужна для работы. Констатирующую часть в выписке записывают полностью (если она есть).

  • Распоряжение (правовой акт управления государственного органа, имеет обязательную силу для граждан и организаций, которым оно адресовано. Эту форму управления употребляют предприятия, организации, министерства, правительство, администрации городов, районов и т.д. ОБЯЗЫВАЮ)

  • Указание (распорядительный документ организационно-методического характера, издаваемый органами государственного управления; министерствами, ведомствами; организациями по вопросам, связанным с процессом исполнения приказов, инструкций и других документов (при оформлении командировок, наложении взысканий и т.д. "ОБЯЗЫВАЮ" или "ПРЕДЛАГАЮ").

  • Постановление (документ, который издают высшие органы государственной власти, - комитеты и комиссии, образуемые при органах власти)


Информационно - справочные документы:

  • Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

    Делопроизводитель детского сада — служащий, заведующий канцелярскими делами, делопроизводством в учреждении. На ставку делопроизводителя назначается лицо, имеющее среднее специальное или высшее экономическое образование и стаж работы от 1 года на аналогичных должностях по делопроизводству.

    Обязанности делопроизводителя

    Делопроизводитель в детском саду свои обязанности выполняет строго по должностной инструкции. В зависимости от устава учреждения они могут быть дополнены или сокращены.

    1. Главная и приоритетная функция — ведение документооборота (упорядоченное перемещение внутренней входящей и исходящей документации в процессе работы с ними должностных лиц), контроль исполнения, создание информационно-поисковой системы по документам организации (регистрация, индексирование документов, система оперативного хранения, поиска и учета), создание номенклатуры дел.
    2. Делопроизводитель работает в тесном контакте с заведующим ДОУ и его заместителями, педагогическими работниками, руководителями структурных подразделений и вышестоящими инстанциями, например департаментом образования города.
    3. Организовывает подготовку необходимых актов для руководства, отвечает за качество их подготовки, правильности составления и оформления. Согласует и оформляет документы, которые рождаются в процессе деятельности детского садика;
    4. Подготавливает и отправляет служебную отчетную документацию, справки и заявления для вышестоящих учреждений и администраций.
    5. Составляет и печатает приказы по основной деятельности и иные приказы детского сада. Ознакомляет сотрудников с их содержанием в день издания, берет подпись.
    6. Принимает поступающую в образовательное учреждение корреспонденцию, в т. ч и по электронной почте, передает ее в соответствии с указаниями заведующего ДОУ в структурные подразделения или исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов.
    7. Выдает по запросу справки по зарегистрированным документам и регистрирует их в системе документооборота.
    8. Ведет работу по оформлению, хранению и трудовых договоров, трудовых книжек и личных карточек всех сотрудников детского сада.
    9. Ведет необходимую документацию воинского учета и сдает по данному направлению своевременную отчетность в военкомат.
    10. Участвует в качестве секретаря заведующего детского учреждения на собраниях, где ведет запись происходящего и оповещение всех его участников. Контролирует их своевременное прибытие.

    11. Производит архивное делопроизводство: хранение, учет, систематизацию, регистрацию и контроль выдачи всей документации детского сада под подпись. Несет обязанности по ее полной сохранности.
    12. Занимается учетом табельного времени других работников, в который входит обязанности делопроизводителя по контролю за соблюдением рабочего графика других сотрудников. Сдача к положенному сроку табеля учета рабочего времени для начисления в бухгалтерии детского садика заработной платы (зарплата включает себя оклад и премии). И своевременное оповещение об изменениях в кадровом расписании, графике работы детского сада.
    13. В пределах своей компетенции участвует в разработке программы развития делопроизводства и электронного документооборота. Вносит свои предложения по совершенствованию.
    14. С помощью программистов выполняет работу по обработке и систематизации информации, проводит необходимые технических расчеты, разрабатывает несложные проекты и простые схемы, обеспечивает их соответствие техническим заданиям, действующим стандартам и нормативным актам.
    15. Оформляет личные дела воспитанников ДОУ, заполняет алфавитную книгу воспитанников образовательного учреждения, обрабатывает и регистрирует сдачу личных дел в архив.

    16. В десятках детских садов делопроизводитель выполняет еще одну функцию — прием родителей (законных представителей) каждый вторник в рабочие часы с 16:00 до 18:00.
    17. Оформляет договоры, дополнительные соглашения с родителями (законными представителями) и своевременно ознакомляет с ними родителей (законных представителей) воспитанников детского сада.
    18. Должностная обязанность делопроизводителя ДОУ включает в себя один важный момент — строгую конфиденциальность персональных данных работников сада и воспитанников. Не допускает распространения информации без официального согласия.
    19. Проходит плановое профессиональное обучение или переобучение, повышает квалификацию, если этого требует должностные обязанности.
    20. Участвует в организационных и общественных мероприятиях коллектива.
    21. Строго соблюдает должностную инструкцию и регулярно проходит медицинские осмотры.
    22. Обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей». Соблюдает нормы и правила по охране труда, санитарно-гигиенические требования, технику безопасности, противопожарную защиту, электробезопасность и антитеррору.

    Вывод

    Работа любого дошкольного учреждения связана с большим потоком различного рода документов. Классифицировать ее и превращать в бесперебойный механизм документооборота должен непосредственно делопроизводитель.