Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите и свобод человека и , охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в ст. 2 Конституции недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45 : “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.

По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается круг органов, которые давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка ), т. е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими, социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие “правоохранительные органы ”. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, самым непосредственным образом связанной с охраной права, обладающей рядом существенных признаков:

  • имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (регламентируемых законом мер государственного принуждения и взыскания);
  • применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона (только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание; орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания);
  • реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур;
  • ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Следует иметь ввиду, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка . Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали - российскому гражданину, иностранцу, лицу без , какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.

Задачи правоохранительной деятельности

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.
Однако о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие. На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы :

  1. задачи общие , характерные для всех ее направлений;
  2. задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.

Основное содержание общих задач - то, что сказано в ст. 1 Закона о безопасности, где подчеркнуто, в частности, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: “личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, и территориальная целостность”.

Для конкретных видов правоохранительных органов и реализации возложенных на них полномочий законодательство предусматривает свои, специфические задачи : для Конституционного Суда РФ - одни, для - другие, для арбитражных судов - третьи, для прокуратуры - четвертые, для милиции - пятые и т. д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

Направления (функции) правоохранительной деятельности:

  • конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
  • правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);
  • организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);
  • прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);
  • выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
  • оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правосудие - правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация - это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.
Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.

1. Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и самих правоохранительных органов.

2. Система и функции (направления) правоохранительных органов.

3. Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами.

4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов.

5. Понятие, цели, задачи и признаки деятельности правоохранительных органов и самих правоохранительных органов.

Защита прав и свобод гражданина и человека (глава 2 Конституции) - конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эко-логической безопасности Российской Федерации;

4) надзор за процессом правоприменения;

5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;

6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;

7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

Непосредственные цели :

1) обеспечение и защита (охрана):

Нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;


Нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

Нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Общественного строя Российской Федерации;

Установленных системы хозяйства и собственности;

Порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном произ-водстве;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был при-влечен к ответственности;

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:

1) укрепление законности и правопорядка;

2) предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;

3) исправление осужденных;

4) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

Прежде всего, рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Что она подразумевает?

1) восстановление нарушенного права;

2) наказание правонарушителя;

3) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя, то есть охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. Нельзя никого осудить до совершения им преступления. Для гражданина важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно было восстановлено, а нарушитель его прав преследовался законом и восстановлена была бы справедливость, но прежде всего, чтобы права его никогда не нарушались. Поэтому в суть охраны права следует добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы - это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое).

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. К ним относятся, например, законы «О полиции», «О Прокуратуре Российской Федерации» «О Федеральной службе безопасности» и т.д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Таким образом, признаками правоохранительных органов являются:

1) цель деятельности правоохранительных органов - охрана и защита прав граждан, предупредительные (профилактические) меры для предотвращения правонарушений;

2) правоохранительные органы - это государственные органы;

3) деятельность правоохранительных органов осуществляется на основе и в соответствии с законом;

4) применение мер принуждения.

Это признаки первой очереди - основные признаки.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Но есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.

К признакам второй очереди относятся:

Право применения норм уголовного закона;

Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы - это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Правоохранительная деятельность - это регламентированная правовыми актами государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права, свобод и законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств специально уполномоченными органами посредством применения регламентированных законом юридических мер воздействия.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности полиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Но Адвокатура по роду своей деятельности способствует деятельности правоохранительных органов в осуществлении и защите прав и законных интересов граждан .

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы - это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Понятие и закрепляются в отраслевых нормативных актах. Она реализуется специально созданными структурами исполнительной власти. Рассмотрим далее, что собой представляет правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи .

Общая характеристика

Понятие цель, признаки этого института обуславливаются государственной политикой в сфере обеспечения безопасности в обществе. Уполномоченные структуры осуществляют защиту свобод и интересов граждан и страны. Цель деятельности заключается в охране конституционного строя, суверенитета и целостности России. Компетентные органы осуществляют борьбу с преступностью и прочими правонарушениями, оказывают населению квалифицированную правовую помощь, обеспечивают доступ к правосудию.

Признаки правоохранительной деятельности

Рассматриваемое направление в сфере обеспечения безопасности в обществе осуществляется органами, которые наделяются специальными полномочиями. Выделяют следующие :

  1. Решения и действия уполномоченных органов и их служащих, принимаемые и совершаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми субъектами, которым они адресуются.
  2. Работа структур является особым видом юридической деятельности.
  3. В законодательстве предусматриваются специальные нормы, регулирующие полномочия органов.

Понятие, основные признаки правоохранительной деятельности позволяют отличать специальные структуры, реализующие государственную политику в сфере обеспечения безопасности, от прочих институтов власти.

Ключевые направления работы

Признаки и задачи правоохранительной деятельности имеют строго определенные пределы. Они выражают конкретную направленность госполитики. К ключевым задачам деятельности следует отнести:

  1. Охрану здоровья и жизни личности.
  2. Защиту достоинства и чести каждого физлица.
  3. Обеспечение неприкосновенности личной жизни и свободы.
  4. Создание условий для реализации населением права на благоприятную среду.
  5. Защиту частной собственности.
  6. Обеспечение безопасности в обществе.
  7. Защиту духовных и материальных ценностей.
  8. Охрану суверенитета, конституционного строя, госбезопасности и территориальной целостности.

Функции

Анализируя , можно установить, что она обеспечивает:


Система

Признаки правоохранительной деятельности проявляются в работе уполномоченных структур. Специально созданные органы осуществляют правоприменительные, надзорные, контрольные, оперативно-розыскные, профилактические и прочие функции в порядке и на основаниях, установленных в законодательстве. Рассматривая, нельзя не отметить возможность уполномоченных структур в процессе работы применять принудительные меры. Законодательство предусматривает определенные инструменты, которые могут использовать уполномоченные органы. Меры госпринуждения применяются исключительно в рамках компетенции структур.

Виды органов

Правоохранительные органы могут быть государственными и негосударственными. К первым относят суды, ОВД, фискальные структуры, прокуратуру, службу по контролю оборота наркотиков и психотропных средств и пр. Негосударственными органами являются частные охранные компании, адвокатура, добровольные дружины, административные комиссии, КДН и пр. Правоохранительными структурами являются КС, суды общей юрисдикции, следственный комитет, предварительное следствие и дознание.

Специфика органов

Признаки правоохранительной деятельности конкретизируются в работе уполномоченных структур. Она осуществляется в разных направлениях. Первое связано с обеспечением охраны права. Уполномоченные органы:

  1. Привлекают правонарушителей к ответственности.
  2. Восстанавливают права потерпевших.

Эти функции могут выполняться по отдельности либо одновременно. Следует отметить, что правоохранительные органы осуществляют свою деятельность при наступлении определенных обстоятельств. В частности, защита интересов имеет место при их ущемлении. Между тем, суть правовой охраны не исчерпывается приведенными выше функциями. Гражданам важно не только оперативное восстановление его интересов и справедливое вменение наказания виновным, но и предотвращение возникновения таких ситуаций. В этой связи законодательство в качестве неотъемлемой задачи правоохранительных органов называет создание условий для предупреждения правонарушений.

Государственная направленность работы

Нарушенные права порождают обязанность власти проявить надлежащую реакцию в виде санкции либо осуждения. Она появляется только при наступлении конкретных обстоятельств. При этом для привлечения к ответственности виновного необходимо выяснить реальную картину события. Этим занимаются уполномоченные правоохранительные органы. В их функции входит выявление нарушений, констатация факта несоблюдения законодательных предписаний конкретными субъектами. Эти же структуры формируют условия для принятия судом решений. Из всего этого вытекает еще один признак правоохранительных органов - принадлежность их к государственной системе. Все структуры формируются и финансируются властью. Они комплектуются сотрудниками, которые должны отвечать установленным требованиям. Из этого положения вытекает несколько признаков, которые авторы описывают как отдельные характеристики правоохранительных органов. В частности, речь о том, что работа в структурах осуществляется исключительно специальными лицами, а все решения, которые они принимают, являются обязательными для всех адресатов.

Законность

Как выше было указано, существуют специальные нормы, регламентирующие правоохранительную деятельность. В законодательстве определяются полномочия органов и их служащих, предусматривается обязательный перечень требований к сотрудникам. Среди основных нормативных актов можно отметить ФЗ "О полиции", "О прокуратуре", "О ФСБ" и пр.

Дополнительные особенности

Указанные выше признаки традиционно относятся к характеристикам первой очереди. При этом существуют особенности, которые свойственны только некоторым структурам. Они именуются характеристиками второй очереди. При наличии хотя бы одного из них структуру можно отнести к системе правоохранительных органов. Такими характеристиками являются:

  1. Возможность применять нормы уголовного законодательства.
  2. Реализация полномочий в строго установленной процессуальной форме. В частности, для работы судов характерны разные виды производства: арбитражное, уголовное, административное, конституционное, гражданское.

Анализ

Стоит отметить один важный нюанс, касающийся приведенных выше признаков органов, включенных в правоохранительную систему. Характеристики первой очереди должны присутствовать в совокупности. Если хотя бы один из них будет отсутствовать, орган нельзя отнести к правоохранительным. Характеристики второй очереди при этом могут и не присутствовать вообще. Они не являются определяющими, а выступают как специальные.

Выводы

Опираясь на приведенные выше характеристики, можно сформулировать Ими можно назвать специальные структуры, которые создаются государством для обеспечения защиты интересов и юридических возможностей всех субъектов. Эти институты действуют в соответствии и на основании законодательства, наделяются правом применять принудительные меры, а в некоторых случаях уголовные нормы и соблюдать определенную процессуальную форму.

Заключение

Правоохранительная деятельность является неотъемлемым направлением государственной внутренней политики. Именно она обеспечивает безопасность в обществе. Функции, которые реализуют уполномоченные органы, имеют ключевое значение для сохранения порядка в стране. Именно эти структуры ведут борьбу с преступностью, проводят профилактическую работу с населением, способствуют восстановлению прав и свобод потерпевших. Только они наделены возможностью применять меры принуждения, предусмотренные в законодательстве. Все это обуславливает специальные требования, которые предъявляет государство к сотрудникам этих органов.

Если не можешь стать внешне, кем хочешь, стань внутренне тем, кем должен стать.

Понятие и содержание правоохранительной деятельности, организационные принципы ее осуществления

Правоохранительная деятельность - это осуществление специально уполномоченными государственными органами, должностными лицами и уполномоченными негосударственными организациями правоохранительных функций на основании и в порядке, определенном законом, для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, духовных и материальных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и государственной безопасности.

Правоохранительная деятельность находится в ведении Российской Федерации.

К основным признакам правоохранительной деятельности относится следующее:

  • 1) субъектами правоохранительной деятельности являются специально уполномоченные государственные органы, их должностные лица, а также негосударственные организации, осуществление правоохранительной деятельности которыми санкционировано (разрешено) государством на основании и в порядке, определенном законом;
  • 2) субъекты правоохранительной деятельности наделяются государственно-властными полномочиями, действуют от имени государства или специального правоохранительного органа на основании и в порядке, определяемом законом, негосударственные правоохранительные органы и их должностные лица осуществляют делегированные им государством полномочия на основе устава, зарегистрированного в определенном законодательством порядке;
  • 3) в сфере правоохранительной деятельности правоотношения чаще возникают по инициативе властных субъектов правоохранительной деятельности, иногда - по инициативе подвластных субъектов (например, подача жалобы на неправомерные решения (действия) властного субъекта правоохранительной деятельности);
  • 4) в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических лиц властные субъекты правоохранительной деятельности уполномочены применять меры государственного принуждения к правонарушителям;
  • 5) деятельность властных субъектов правоохранительной деятельности основана на конституционных принципах и должна отвечать требованиям законности и справедливости;
  • 6) деятельность субъектов правоохранительной деятельности в целях обеспечения законности и укреплении дисциплины подконтрольна субъектам права в порядке, определяемом законом.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется не только на основании конституционных принципов, в ней также используются научно обоснованные организационные принципы в целях упорядочения и согласованности этой деятельности и повышения ее эффективности.

К организационным принципам правоохранительной деятельности относятся:

  • 1) принцип плановости в деятельности правоохранительных органов. Правоохранительные органы разрабатывают комплексные программы борьбы с особо опасными преступлениями, организованной преступностью, по борьбе с терроризмом. Координация деятельности по реализации этих программ возлагается на прокуратуру;
  • 2) принцип объективности требует анализа и учета фактического состояния и развития состояния преступности, причин и условий ее существования и развития, а также определения комплексных государственных мер по ее предупреждению и профилактике;
  • 3) принцип дифференциации (разделения) и фиксации функций и полномочий каждого из правоохранительных органов и их должностных лиц. Данный принцип крайне важен для правильного подбора и расстановки кадров в зависимости от их профессиональной подготовки и опыта работы, а также разработки организационных структур управления в соответствии с имеющимися объективными функциями;
  • 4) принцип научности выражается в применении научных методов и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоянии объекта управления, ее обработки с применением количественных методов на базе электронно-вычислительных машин, а также в выявлении актуальных проблем, формировании приоритетных целей, постановки задач, определения эффективных способов и средств их решения. Этому способствует рациональное правовое закрепление функциональных обязанностей работников, совершенствование структуры служб и подразделений и научная организация труда;
  • 5) принцип рациональности заключается в том, что цели и задачи организации управления правоохранительными органами должны достигаться при наименьших финансовых, ресурсных (силах и средствах) и временных затратах. Цель определяют силы и средства, затрачиваемые на ее достижение. Управление должно быть оптимальным. Критериями эффективности могут быть: время решение задач, затраты, сроки окупаемости, минимум негативных издержек и др. Рациональность управления базируется на разработке научно обоснованных вариантов решений, их сравнении и выборе наилучшего. Основное требование к разработке вариантов решений - обоснование степени вероятности достижения результата в заданных пределах и ответственность за их реализацию. Это обеспечивается правовым регулированием отношений по применению количественных методов при оценке характеристик различных вариантов управленческих решений ;
  • 6) принцип ответственности правоохранительных органов и их должностных лиц за результаты своей работы в целом. Данный принцип обеспечивается нормативно-правовым закреплением полномочий, задач, функций, форм и методов работы. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должностные лица правоохранительных органов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности;
  • 7) принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью. Смысл данного принципа заключается в том, что в правоохранительных органах чаще всего приходится разрешать комплексные проблемы и руководитель органа принимает управленческие решения с учетом мнения большинства членов коллегии. Решение коллегии, оформленное соответствующим образом, носит рекомендательный характер. Текущее оперативное управление осуществляется руководителем путем принятия единоличных решений, например министром, директором и др.;
  • 8) принцип линейности заключается в том, что руководитель в пределах своих полномочий реализует по отношению к своим подчиненным все полномочия, которыми он наделен в соответствии с законодательством, и персонально несет ответственность за результаты работы своих подчиненных;
  • 9) принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление муниципальной полицией. В организации управления подразделениями криминальной полиции этот принцип неприемлем, особенно в организации управления подразделениями по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Чтобы исключить влияние органов местного самоуправления, а также органов власти субъектов РФ, созданы региональные управления по борьбе с криминальной преступностью, которые финансируются только из федерального бюджета и подчиняются только по вертикали соответствующему ведомству МВД России;
  • 10) организационный принцип единства и централизации характерен, например, для органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и др.

К специальным принципам организации деятельности правоохранительных органов, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных правоохранительных органов (например, органов Федеральной службы безопасности), относятся: принципы конспирации; сочетание гласных и негласных форм деятельности в борьбе с особо опасными преступлениями.

  • По теме «Методологические и организационно-правовые основы применения количественных методов в управленческой деятельности (на примере органов внутреннихдел)» 20.04.1999 г. в Российской академии государственной службы при ПрезидентеРоссии автором была защищена докторская диссертация (на соискания ученой степени д-ра юрид, наук).

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществления внешней политики, создания условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предметы заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной говорится, к примеру, в ст. 2, 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72, п. «е» ст.114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми возможными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им в этом.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности т правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.

У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных экономических вопросов, вопросов науки, культуры, образования, обороноспособности, государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д. Некоторые функции по охране законности правопорядка, они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается значительно меньший круг органов. Это те органы, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их уже давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т.е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие "правоохранительные органы". Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого -слова.

Чтобы четко усвоить суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в определенной мере условное и признаваемое не всеми, но уже ставшее привычным для многих наименование -- "правоохранительная деятельность".

Данный термин и обозначаемое им понятие являются сравнительно молодыми. Они введены в юридический обиход всего лишь в конце 50-х -- начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это "младенческий" возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "правоохранительная деятельность" еще не "устоялось". Вокруг него идут активные споры, высказываются разные суждения, а вместе с этим -- и разные мнения о том, какие органы надо считать правоохранительными. В действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.

В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание или иные меры воздействия, допускаемые по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав, и т.д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, в ст. 40 КоАП установлено, что лицо, распространившее о кандидате в депутаты или на выборную должность путем опубликования либо иным способом ложные сведения в целях влияния на исход выборов, может быть подвергнуто штрафу в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (для должностного лица, совершившего подобное деяние, штраф "соответственно может составить вдвое большую сумму). И такая запись в законе означает, что установленная в нем мера взыскания может быть применена только к виновному в указанном действии и только в обозначенных пределах. Не допускается применение и каких-то иных мер взыскания, скажем, ареста, исправительных работ, хотя кому-то они могут показаться более уместными для данного случая и более справедливыми. Отступление от приведенного предписания закона под каким бы то ни было предлогом и в каком бы то ни было направлении считается актом беззакония, несовместимым с охраной прав и свобод.

В третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т.д. Во всяком случае, для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правил а, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным, а также иные негативные последствия, в том числе при определенных условиях -- для должностного лица, допустившего нарушение.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими -- по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

При характеристике понятия правоохранительной деятельности важно иметь в виду, что в наши дни существует довольно распространенная тенденция вкладывать в него разное и нередко крайне ограниченное содержание. К примеру: для одних такая деятельность -- это лишь то, что делается компетентными государственными органами в сфере борьбы с преступлениями (другими словами, ставится знак равенства между понятием "правоохранительная деятельность" и понятием "борьба с преступностью");

для других -- это борьба и с преступлениями, и с иными правонарушениями (в основном теми, которые принято называть административными проступками -- о них см. ниже, в §1 гл. IV учебника);

для третьих -- это то, что принято называть поддержанием общественного порядка (патрулирование в общественных местах, контроль за правильным проведением массовых мероприятий -- демонстраций, митингов, пикетирования, применение специальных средств для усмирения "разбушевавшейся" толпы и т.д.).

Столь упрощенный подход нельзя признать правильным, поскольку он существенно искажает суть рассматриваемого вида государственной деятельности и, как будет показано ниже (см. § 2 данной главы учебника), используется для "обоснования" весьма спорных суждений о том, какие органы следовало бы считать правоохранительными.

Сторонники такого подхода не хотят видеть, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. Но нужно не забывать, что в не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали -- российскому гражданину, иностранцу, лицу "без гражданства, какому-то должностному лицу, предпринимателю или коммерсанту, государственной или негосударственной организации.

Все это и ему подобное должно пресекаться не менее решительно, чем преступления или нарушения порядка в общественных местах, а его негативные последствия -- устраняться или исправляться. В противном случае рассуждения о законности и правопорядке -- пустой звук. Чтобы такое не случилось или не приобрело значительных масштабов -- и нужна деятельность, именуемая правоохранительной в широком смысле этого слова.

Решение компетентного органа о восстановлении на работе человека, уволенного не в результате преступных "происков", а по ошибке или недоразумению, о возмещении вреда, причиненного по неосторожности, о возложении обязанности выполнить условия договора, к примеру) об издании какой-то книги, о лишении родительских прав того, кто не уделяет необходимого внимания своему ребенку, о выплате денежного содержания престарелым родителям, о признании противоречащим Конституции РФ закона, ущемляющего основные права и свободы гражданина и человека, и т.д., и т.п. Все меры подобного рода не менее важны для обеспечения законности и правопорядка, чем борьба с преступностью или так называемыми несанкционированными массовыми "мероприятиями". Такие меры тоже представляют собой охрану права с помощью юридических средств. Их совокупность -- неотъемлемый компонент правоохранительной деятельности.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, пока что в законодательном порядке четко не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГП"К, УПК и некоторые другие в ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, являются: "личность -- ее права и свободы; общество -- его материальные и духовные ценности; государство --.его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность".

По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Она и составляет суть, обобщенное содержание задач последних, хотя, как будет видно ниже, для конкретных видов правоохранительных органов законодательство предусматривает свои, специфические задачи", для Конституционного Суда РФ -- одни, для судов общей юрисдикции -- другие, для арбитражных судов -- третьи, для прокуратуры -- четвертые, для милиции -- пятые и т.д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

судья правопорядок законность прокуратура