Криминологическая характеристика экономической преступности

1. Экономическая преступность: понятие и основные характеристики. Связь «теневой» экономики и экономической преступности

Под экономической преступностью следует понимать совокупность преступных посягательств, причиняющих вред охраняемым законом экономическим интересам общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений.

Совершаемые в экономической сфере преступления относятся к группе высоколатентных. По мнению экспертов-криминологов, в общей сложности выявляется 15-20% преступлений подобного рода. Таким образом, реальное положение дел в этой области как минимум в 5-6 раз хуже регистрируемого уголовной статистикой.

При исследовании экономической преступности часто используется понятие «теневая экономика». «Теневая экономика» - совокупность противоправных сделок с товарами и услугами, не отраженных в соответствующей системе регистрации. Разумеется, далеко не все сферы «теневой экономики» представляют собой экономическую преступность, однако само существование «теневой» сферы экономической активности является питательной средой для такой преступности.

В последние годы сформировались криминальные сектора «теневой экономики», непосредственно связанные с экономической преступностью. К ним можно отнести:

Криминальный рынок оружия и военной техники, формирующийся за счет хищений военного имущества с армейских складов, незаконной продажи оружия и военного снаряжения, хищений с оружейных заводов, контрабанды; данный фактор является весьма значимым при оценке все возрастающей вооруженности преступности в целом, а также общей нестабильности как в России, так и в странах ближнего зарубежья. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, военной техники и снаряжения во многом взаимосвязан (и взаимообусловлен) с непрекращающимися этническими, националистическими и криминальными вспышками (Чечня, Северный Кавказ, Азербайджан, Грузия, Таджикистан и пр.);

Незаконный экспорт сырья, энергоносителей, редкоземельных и цветных металлов, включающий: а) контрабандный вывоз из России радиоактивных элементов, драгоценных металлов, а также дорогостоящего сырья животного или растительного происхождения; б) экспорт цветных и редкоземельных металлов по документам, оформленным на другую экспортную продукцию; в) осуществление внешнеторговых сделок на неэквивалентной основе; г) официально оформленный экспорт сырья, полуфабрикатов, изделий по намеренно заниженным ценам с целью последующей перепродажи (по данным правоохранитель-ныхорганов, от20до25% разницы цен поступают на заграничные счета руководства фирм-продавцов);

- «отмывание» денег, полученных незаконным путем; - сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения (проверками в 1993 году установлено, что каждый четвертый проверяемый нарушает налоговое законодательство);

Криминологически значимые последствия приватизации: весьма распространенными являются случаи противоправного завладения имуществом предприятий (руководители предприятий и организаций незаконно завладевают контрольными пикетами акций с последующей дачей взяток работникам Государственного комитета по управлению имуществом при оформлении документов о приватизации). В ряде случаев зарегистрированы факты силового воздействия организованных преступных структур на «нежелательных конкурентов», что обеспечивало возможность контроля над акционируемыми предприятиями. При этом отдельные лица приобретают огромные пакеты акций наиболее прибыльных компаний без предъявления декларации о доходах. Так, В.Полеванов, возглавлявший в свой время Госкомимущество РФ) сообщил следующее: «Когда я поднял списки 600 акционеров Газпрома, там на первом месте оказался некто Тимофеев, который в 1993 году купил 210 миллионов акций, заплатив 2 миллиарда 100 миллионов рублей.На втором месте был еще один такой же человек, который купил 130 миллионов акций, заплатив 1 миллиард 300 миллионов рублей, и т.д. Откуда у них такие деньги, неизвестно. При желании можно, разумеется, выяснить (имеется адрес этого Тимофеева и всех других), но для этого нужна смена правительства и смена парадигмы развития страны. Декларация о доходах жизненно необходима для того, чтобы не происходила дальнейшая криминализация, поскольку число преступлений, связанных с приватизацией, в 1993 году составило 28 тысяч, в 1994 году - всего лишь 2 тысячи. Думаю, что это не более чем верхушка айсберга, поскольку в 1994 году просто научились уже более профессионально прятать концы в воду» ;

Преступления в кредитно-финансовой сфере (эта сфера остается одной из наиболее уязвимых в криминологическом плане). После известных операций с фальшивыми «авизо» значительную распространенность приобретают незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов (часто связанные с дачей взяток); - обман вкладчиков, мошенничество: только в Москве на 1 марта 1995 года насчитывалось 213 лопнувших финансовых компаний. Большинство было связано с обманом вкладчиков и мошенническим присвоением их денег руководством компаний;

Активизация деятельности расхитителей в сфере добычи, переработки и реализации драгоценных металлов и камней, причем эта преступная деятельность носит все более организованный характер;

Торговля крадеными автомобилями (включая поставки из стран Европы), значительная часть которых реализуется затем в странах ближнего зарубежья;

Расширение подпольного производства спиртного (в 1994 году правоохранительными органами была прекращена деятельность около полутора тысяч подпольных цехов по производству спиртного, за шесть месяцев 1995 года - 1360).

Следует особо отметить относительно новые виды преступной деятельности в экономической сфере, например, мошенничество, связанное с использованием кредитных карточек, а также мошенничество со страховкой;«компьютерные» преступления, торговля человеческими органами и проч.

Тенденции и основные характеристики экономической преступности в значительной мере связаны с процессом аккумуляции негативных последствий проводимых экономических реформ. Уникальное по своим масштабам и срокам перераспределение собственности) происходящее в стране, привело к формированию крупнейших финансовых и деловых групп, по сути своей порожденных отнюдь не рынком, а традиционными политическими и административными механизмами и значительными «инвестициями» криминального капитала (дифференцирующегося в криминологическом плане на «старый теневой» капитал, сформировавший ядо 1991 года, и «новый»). Естественно, что определенное соотношение этих факторов, плюс начавшаяся в 1992 году приватизация, крайне обострили криминологически значимые процессы конкуренции, чаще всего заключающейся в, по меньшей мере, противоправных, а в ряде случаев откровенно преступных, методах борьбы с конкурентом (дифференцирующихся от подкупа чиновников различного ранга с целью обеспечения различного рода льгот, государственных дотаций, иных преимуществ до запугивания и физического уничтожения конкурентов).

2. Причины и условия экономической преступности

К основным социальным, экономическим и социально-психологическим явлениям и процессам, выступающим в качестве причин и условий прогрессирующего ухудшения показателей экономической преступности можно отнести:

Растущую аномию, выражающуюся в кризисе системы существовавших на протяжении многих лет ценностей, базовых моделей экономического и правового поведения, невозможности достижения подавляющим большинством населения страны официально декларируемых «новых» ценностей (и связанных с ними стандартов потребления) легальным путем;

Рекрутирование предпринимателей в заметной степени происходило и происходит из среды функционеров «теневой» экономики; в начале развития кооперативного движения в стране значительная часть преступных «авторитетов» устремилась в легальный бизнес, с успехом «отмыв» весьма крупные суммы. Выраженная криминальная зараженность экономически наиболее активных (высокодоходных) слоев населения (так называемых «новых русских») фиксируется рядом исследований. Так, например, 40% опрошенных Институтом прикладной политики новых миллионеров признались, что раньше занимались нелегальным бизнесом; 22, 5% в прошлом привлекались к уголовной ответственности; каждый четвертый и сейчас имеет связь с криминальной средой;

Отсутствие сложившейся этики бизнеса; чрезвычайно широкое заимствование относительно широким кругом предпринимателей элементов криминальной субкультуры (ценности, взгляды, модели поведения в экстремальных ситуациях и т.п.);

Крайне негативные изменения в социальной структуре общества, характеризующиеся прогрессирующей социальной поляризацией (официально регистрируемый разрыв в доходах десяти процентов наиболее богатых и бедных граждан РФ достиг 27 раз; в 1991 году он составлял 4,5; уже в 1994 году - 20% высокообеспеченного населения имели почти половину -42%- всех денежных доходов в стране);

Заметное снижение трудовой мотивации значительной части населения. Легальные доходы все меньше соответствуют реальному прожиточному минимуму (ниже него в настоящее время доходы 35% граждан). Нельзя не отметить и прослеживающуюся тенденцию сохранения на весьма невысоком уровне (около 30%) доли оплаты труда в составе валового внутреннего продукта. При снижении доли оплаты труда отчетливо увеличивается доля предпринимательского дохода. Явно негативное воздействие оказывает и систематическая невыплата зарплаты (на 1 июня 1995 года государство задолжало двенадцати миллионам работников тридцати шести тысяч предприятий и организаций). Все это, а также ряд других негативных факторов, связанных с тяжелым кризисом экономики, обусловливает отказ от традиционных «трудовых» ценностей (высокий уровень квалификации, профессионализм, заинтересованность в конечных результатах труда, качестве производимых товаров и оказываемых услуг и проч.). Лишь 5,1% населения считает, что талант и трудолюбие помогут человеку разбогатеть. Наиболее же эффективными путями к богатству считаются спекуляция (44,2% опрошенных) и «отмывание» мафиозных денег (20,4%);

Рост безработицы. Многочисленные исследования западных криминологов неоднократно обращали внимание на обусловленность корыстной преступности уровнем безработицы. Летом 1995 года в России, по оценкам экспертов, около 8% экономически активного населения были безработными. Более того, из-за длительного спада производства, переживаемого во многих отраслях, постоянно растет число людей, лишь числящихся на производстве, находящихся в неоплачиваемых отпусках (от 5,5 до 7% общей численности занятого населения), фактически же являющихся «временными» безработными - резервом безработицы реальной.

Одним из важнейших последствий чрезвычайно высокого уровня криминального заражения экономической сферы выступает резкое снижение инвестиционной активности: Россия оказалась на 136 месте в мире по надежности инвестиций. Лишь 3% «новых русских» собираются вкладывать деньги в российскую экономику из-за крайне высокого риска.

3. Правовые меры борьбы с экономической преступностью

Повышению эффективности борьбы с экономической преступностью способствует принятие Федеральной программы РФ по усилению борьбы на 1994-1995 годы, а также разработка федерального Закона РФ «О борьбе с коррупцией», позволяющего привлекать лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, к дисциплинарной, гражданско - правовой и административной ответственности, уголовная ответственность наступает по соответствующим статьям УК.

Для решения проблемы «отмывания» преступных доходов разработан проект федерального Закона РФ «Об ответственности за легализацию преступных доходов», предусматривающий основания для распространения действия Закона на все виды доходов от преступной деятельности, независимо от вида и тяжести преступлений, являющихся источником таких доходов, а также определяет правовые характеристики действий по легализации преступных доходов как оснований установления правовой ответственности и санкций за их совершение. Закон определяет правомочия государственных органов по предупреждению, выявлению, изъятию и конфискации доходов от преступной деятельности, осуществлению контроля за законностью операций юридических и физических лиц с финансовыми средствами, имуществом, документами финансового и имущественного характера, а также условия проведения подобного рода операций как в банковской, так и в небанковской сфере, направленные на предотвращение легализации доходов от преступной деятельности.

Список литературы

1. Криминология: Учебник. М., 1995. Антонян Ю.М., Голубев В.П. Личность корыстного преступника. Томск, 1989.

2. Елисеев С.А. Вопросы теории и практики предупреждения корыст­ных преступлений. Томск, 1989.

3. Миненок М.Г. Личность расхитителя. Калининград, 1980. Овчинский B.C. Стратегия борьбы с мафией. М., 1993. Полеванов В. Разрушение российской государственности // Сво­бодная мысль, 1995, №6. С. 21.

4. Тэсс Л.В. Воры: «в законе» и прочие… Ч. 1. Ч. II. Рига, 1993. ЯковлевАМ. Социологияэкономическойпреступности.М., 1988.

Понятие "экономические преступления" в последнее время вошло в широкий научный оборот и используется в исследованиях по уголовному праву, криминологии, криминалистики и тому подобное. Используется этот термин и в официальных статистических данных о состоянии преступности. Нормативно определены и отдельное направление деятельности правоохранительных органов, олицетворяется Государственной службой борьбы с экономической преступностью МВД Украины. Но при этом в понятие, которое рассматривается, вкладывается разный смысл. Анализ нормативных актов, публикаций, статистических данных по этому вопросу свидетельствует, что в разных случаях в понятие "экономические преступления" включаются различные виды преступлений.

Важно подчеркнуть, что содержание термина "экономические преступления" зависит от того, какую предметную "зону" он обслуживает. С учетом этого можно выделить уголовно-правовой, криминологический и криминалистический аспекты понятия "экономические преступления".

Экономическая преступность - это совокупность различных видов умышленных посягательств на экономические отношения, охраняемые государством независимо от формы собственности и видов деятельности субъектов, которые выполняют определенные функции в сфере производства, обмена, обслуживания, а также лиц, связанных с регулированием этой деятельности.

Под экономическими преступлениями в криминалистическом аспекте предлагается понимать корыстные деяния, совершенные лицами с использованием легальных форм хозяйственной деятельности или полномочий по контролю за этой деятельностью. К этой категории может быть отнесен ряд преступлений, состав которых хотя и сформулирован в различных разделах Уголовного кодекса Украины, но объединенный в криминальной деятельности единым преступным замыслом.

Уголовно-правовой аспект понятия экономических преступлений заключается в определении видов преступлений, родовым объектом посягательства имеют экономические отношения. Такое определение имеет целью соответствующую систематизацию преступлений в уголовном законодательстве, имеет фундаментальное значение. В этом плане экономические преступления рассматриваются как предусмотренные уголовным законом деяния, направленные на нарушение отношений собственности (имущественные отношения) и существующего порядка осуществления хозяйственной деятельности.

Характерной тенденцией современной преступности является увеличение количества экономических преступлений, что происходит на фоне изменения форм собственности, процесса приватизации государственного имущества, ухудшение контроля за сохранностью имущества предприятий и организаций. Криминологические исследования современного состояния преступности в Украине дают основания предположить, что главную угрозу для общества составит именно преступность в области экономики. В этой сфере преступность лучше организована и оказывает значительное влияние на экономическое развитие государства.

Анализируя данные статистики, можно утверждать, что в последние годы в сфере экономики существует неудовлетворительная криминогенная ситуация. Экономическая преступность характеризуется преобладанием негативных тенденций и постоянным ростом.

В соответствии с указанием МВД Украины "О формировании отдельных показателей статистических отчетов и оценки состояния преступности" от 12 ноября 2003 № 12238 / Гс к преступлениям экономической направленности относятся 78 статей Уголовного кодекса Украины (далее - УК Украины), из которых 46 - экономической направленности и 34 - смежные, то есть общеуголовной и экономической направленности одновременно, среди которых непосредственно в компетенцию ГСБЭП отнесено 64 преступления, где 19 - смежные.

Преступность в сфере экономической деятельности по своей специфике отражается в результатах деятельности и уровне активности правоохранительных органов по противодействию этому антиобщественной явлению. Оценивая показатели, следует учитывать, что преступления в сфере экономической деятельности, под влиянием изменения условий хозяйствования и рыночно конъюнктуры, а также других факторов, характеризуются постоянным изменением способов и форм противоправной деятельности, предопределяет сложность выявления этой категории и их высокую латентность. При этом эффективность правоохранительной деятельности предусматривает применение адекватных средств и методов противодействия, а результаты должны четко отражать основные тенденции изменения направлений активности преступности в сфере экономики. Наряду с указанным необходимо также учитывать, что за длительный период на определенные отчетные статистические показатели могут влиять законодательные изменения в экономической сфере (повышение минимальной заработной платы, уровня налоговой социальной льготы и т.п.), которые повышают порог привлечения к уголовной ответственности при аналогичных обстоятельствах противоправной деятельности.

За период 2002-2006 pp. в среднем ежегодно разоблачалось около 40 тыс. преступлений с общей тенденцией к росту в период 2002-2005 pp. (с 32237 до 45107) и лишь в 2006 году. разоблачили 42606 преступлений экономической направленности. Сходное положение и по уличенных тяжких и особо тяжких преступлений. Вместе с тем наметилась устойчивая тенденция к снижению удельного веса уличенных тяжких и особо тяжких преступлений - 47% в 2006 г.. Против 70% в 2002г. (В период 2003-2005 pp. Соответственно 52%, 59%, 52%).

Количество выявленных преступлений в сфере экономики

Динамика (%)

3 них тяжких и особо тяжких

Удельный вес в процентах

Фальшивомонетничество

Удельный вес в процентах

Незаконный оборот подакцизных товаров

Тысяча двести одиннадцать

Удельный вес в процентах

Фиктивное предпринимательство

Удельный вес в процентах

Легализация преступных доходов

Удельный вес в процентах

Мошенничество с финансовыми ресурсами

Удельный вес в процентах

По структуре преступности около половины составляют преступления против собственности, столько же в сфере служебной деятельности и близью трети - в сфере хозяйственной деятельности. Однако, если наметилась общая тенденция к увеличению раскрытых преступлений против собственности, с 13 691 в 2002 гг. До 16926 в 2006 (рост на 23,6%), то в отношении преступлений в сфере хозяйственной и служебной деятельности тенденции имеет обратимый характер: при увеличении общего количества преступлений экономической направленности более чем на 30% в указанных сфера наблюдается уменьшение количества раскрытых преступлений на 2 и 9% соответственно. Такая ситуация может свидетельствовать о росте уровня латентности преступлений в сфере хозяйственной и служебной деятельности.

Имеют место существенные изменения и по видам наиболее распространенных преступлений в общей структуре преступности в сфере экономики, которые в определенной степени реально отражают тенденции направлений активизации преступников. Так, в преступлениях, связанных с фальшивомонетничеством, за 5 лет произошло уменьшение почти на 9%, в незаконных операциях с металлоломом - уменьшение на 36%, а в незаконном обороте подакцизных товаров - увеличение почти на 30%, в преступлениях в сфере комп Компьютерная систем - увеличение в 3,5 раза. В то же время происходит существенное уменьшение раскрытых преступлений в бюджетной сфере (почти вдвое) и преступлений, связанных с использованием бюджетных средств (почти на треть). Кроме того, проявляется определенное несоответствие общим тенденциям распространения экономической преступности, учитывая увеличение разоблаченных фактов фиктивного предпринимательства (на 40%) и стабильной тенденцией к положительной динамики в раскрытии этого вида преступления, наблюдается ослабление внимания относительно дальнейшего использования преступных доходов и процессов их легализации. Это еще раз подчеркивает снижении активности по разоблачению преступлений, связанных с использованием рыночной инфраструктуры, распространение которых мотивировано объективными факторами в обществе и реакцией общества через средства массовой информации.

За 5 лет разоблачены 15,8 тыс. Взяточников. Общая тенденция результатов борьбы со взяточничеством несколько улучшилась, как по количеству раскрытых взяточников (+ 7% за 2006г. Против 2002), так и по удельному весу взяточничества в общем количестве преступлений в сфере служебной деятельности (15% в 2002. По сравнению с 18% в 2006 p.). Только за 2006 год раскрыто 179 взяток, сумма которых превышала 10 тыс. Грн (всего за пятилетие таких преступлений раскрыто 585). Количество взяток, сумма которых превышает 30 тыс. Грн, выросла в 2006 году по сравнению с 2002 года более чем вдвое.

На приоритетных направлениях экономики (в кредитно-финансовой сфере, внешнеэкономической деятельности, топливно-энергетическом комплексе и т.д.) в течение 2002-2006 годов разоблачены 140 тыс. Преступлений. В 2006г. Возбуждено в 2,3 раза больше, чем за 2002 год, уголовных дел по преступлениям, ущерб по которым составляет более 1 млн грн. Всего за пять лет таких дел возбуждено почти 3000.

Закономерен современный процесс перераспределения интересов преступного элемента из сферы приватизации в земельных отношений, которые позволяют получать сверхприбыли за счет целого ряда противоправных деяний (взяточничество, злоупотребление служебным положением, уклонение от налогообложения и т.п.), сказывается в деятельности по выявлению указанной категории преступлений. Общее количество раскрытых преступлений, связанных с приватизацией, за пять лет уменьшилась почти на 40%. В противоположность этому, в указанный период количество раскрытых преступлений, связанных с земельными отношениями, возросло более чем вдвое.

В финансово-кредитной сфере в течение 2002-2006 годов разоблачены около 17 тыс. Преступлений, из них около 5,5 тыс. - В банках. Удельный вес раскрытых преступлений непосредственно в банках в среднем по Украине составляла треть. За 2006г. Возбуждено на 30% больше, чем за 2002 год, уголовных дел по преступлениям, ущерб по которым составляет более 100 тыс. Грн. Всего за пять лет таких дел возбуждено почти 2,5 тысячи.

В то же время происходит существенное ежегодное уменьшение раскрытых преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности (в течение 2002- 2U06 pp. На 38%), топливно-энергетическом (на 42%) и агропромышленном комплексах (на 46%).

В сфере внешнеэкономической деятельности при тенденции к уменьшению общего количества преступлений в 2006г. На 38% по сравнению с 2002 p., Имеет место увеличение удельного веса разоблачения преступлений, по которым убытки составили более 100 тыс. Грн, в том числе в 2006 году. - На 35 % больше, чем в 2002 г.. Аналогичное положение и в топливно-энергетическом (удельный вес по раскрытых преступлений с убытками свыше 100 тыс. грн выросла на 6,5%) и агропромышленном (удельный вес возрос на 33%) комплексах.

Сумма установленных убытков по направленным в суд уголовным делам составила в 2002г. 684 400 000 грн; в 2003 гг. - 988 200 000 грн; в 2004 гг. - 927 600 000 грн; в 2005 гг. - 1 057 300 000 грн; в 2006 году. - 717100000 грн. Вместе с тем, если в предыдущие годы возмещение обеспечивалось от 108 до 124%, в 2006 г.. Обеспечения составляло лишь 91%.

Снижение общего массива выявленных преступлений в сфере экономической деятельности прежде всего объясняется ростом их латентности, поскольку официальная статистика отражает результаты борьбы с экономической преступностью, формируя при этом лишь представление о ее состоянии. Вместе с тем, особое беспокойство вызывает снижение активности противодействия экономической преступности, формируется на основе несовершенства законодательного регулировании рыночных отношений.

К факторам, прежде всего способствуют распространению преступности в экономической сфере, следует отнести:

Законодательную неурегулированность вопросов о собственности;

Недостаточный контроль в ходе приватизации за законностью происхождения средств;

Разбалансированность финансово-кредитной сферы;

Несовершенство системы налогообложения и контроля за доходами и тому подобное.

На социальном уровне преступности в сфере экономики присущи: состояние, структура, динамика, распространенность по сферам хозяйствования; признаки относительно характеристики личности правонарушителей; факторы, которые детерминируют преступное поведение людей в экономической сфере.

Одной из главных причин осложнения криминальной ситуации в экономике Украины является повышение уровня организованности, профессионализма и слияния представителей преступного мира с государственными служащими.

Благоприятные условия для укоренения в экономические отношения организованных преступных группировок создали многочисленные факты коррупции и взяточничества в органах государственной власти и управления, а также, по сути, бесконтрольное распоряжение госимуществом многими хозяйственными руководителями государственных предприятий, организаций и учреждений.

Значительный практический интерес представляют сведения о распространении преступлений экономической направленности в основных сферах хозяйствования. Опыт последних лет убедительно доказывает, что наиболее замаскированные и хорошо спланированные экономические преступления совершаются преимущественно там, где сосредоточены высоколиквидна продукция и ресурсы, энергоносители, бюджетные средства и тому подобное.

Основные тенденции экономической преступности на ближайший период:

1) дальнейшее интенсивный рост количества экономических преступлений, наиболее распространенными среди которых ожидаются: уклонение от уплаты налогов, нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью, фиктивное предпринимательство и банкротство, незаконные финансовые операции, нарушение правил осуществления внешнеэкономических операций, контрабанда и т. Предметами преступных посягательств все чаще становятся кредитные средства, товарно-материальные ценности, промышленные товары, сельскохозяйственная продукция, энергоносители, сырье, металлы, продукция химической промышленности и др.

2) уровень обнаружения и регистрации экономических преступлений будет ограничен только имеющимися возможностями службы БЭП по раскрытию и расследованию этих преступлений. Среди преступлений, вызывать трудности по выявлению, будут преобладать: уклонение от уплаты налогов; нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью; принуждение к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств; фиктивное предпринимательство; нарушение порядка (эмиссии) ценных бумаг; фиктивное банкротство; сокрытия банкротства; нарушение правил о валютных операциях; правил осуществления внешнеэкономических операций; контрабанда, мошеннические операции с векселями; операции по отмыванию средств.

Предполагается существенный рост количества хищений государственного и коллективного имущества путем присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением, прежде всего в крупных и особо крупных размерах, а также взяточничества и других форм коррупции в государственных структурах всех уровней, случаи подделки и фальсификации документов различных видов. Хотя по этой группе предполагается очень значительный уровень латентности.

3) дальнейшее слияние и консолидация общеуголовной и экономической преступности. Сохранится угроза дальнейшей криминализации таких прибыльных сфер хозяйствования, как банковская деятельность, нефтегазовая промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, угольная промышленность, приватизация государственных предприятий, игровая индустрия и индустрия отдыха, экспортно-импортные операции. Будет продолжаться процесс совершенствования системы отмывания средств. Средства, полученные преступным путем, будут активно использоваться в процессе приватизации. В этом направлении вполне вероятным является активное использование Украинский кредитно-финансового рынка межнациональными криминальными структурами.

4) предполагается рост количества организованных преступных группировок всех видов, которые будут действовать в сферах банковской, кредитно-финансовой, внешнеэкономической деятельности, нелегального и полулегального бизнеса, контрабанды товаров, бизнеса игр и развлечений и т. Такая тенденция сохранится в течение ближайшего периода, а в дальнейшем вполне вероятной будет стабилизация количества таких группировок.

Общее увеличение количества преступлений экономической направленности будет сопровождаться углублением угроз экономической безопасности за счет организованных и квалифицированных форм действий, расширение масштабов коррумпированности и дальнейшего сращивания с общеуголовной преступностью.

Ослабление же криминогенной ситуации возможно лишь при условии стабилизации и улучшения состояния в экономической и социальной сферах, укрепление правовой и материально-технической базы органов внутренних дел и должного взаимодействия между правоохранительными и другими субъектами противодействия.

Задача оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

1) выявлять и раскрывать хозяйственные, служебные и другие преступления на предприятиях, в организациях, коммерческих структурах, финансово-кредитной и банковской системах и принимать меры к предупреждению;

2) осуществлять оперативное обслуживание объектов хозяйствования различных форм собственности;

3) анализировать состояние преступности, определять основные направления и тактику оперативно-служебной деятельности, связанной с выявлением правонарушений в государственном, коллективном и частном секторах экономики;

4) проводить в установленном законом порядке проверку материалов о корыстных преступлениях, дознание по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики, выполнять письменные поручения следователей, прокуроров и судей в соответствии с УПК Украины;

5) обеспечивать защиту финансируемых правительством программ развития отраслей экономики Украины или отдельных регионов и сферы обслуживания населения от преступных посягательств;

6) проводить в установленном порядке оперативно-розыскные мероприятия, связанные с установлением фактов нарушения прав интеллектуальной собственности;

7) выявлять факты взяточничества, коррупции и других злоупотреблений, в частности связанных с приватизацией государственной собственности, и принимать меры к предупреждению;

8) выявлять лиц, занимающихся подделкой денег, акций, векселей и других ценных бумаг, а также проводить профилактическую работу среди них;

9) разрабатывать информационно-аналитические документы по вопросам борьбы с преступностью в сфере экономики для органов государственно-исполнительной власти;

10) проводить среди населения работу по разъяснению законодательства по вопросам ответственности за совершение преступлений в сфере экономики;

11) освещать в СМИ состояние экономической преступности;

12) бороться с организованной преступностью в сфере экономики и коррупцией.

Экономические преступления - противоправные действия, наносящие финансовый ущерб, снижающие экономическую эффективность процесса производства и сбыта товаров.

Экономические преступления спланированы и направлены на подрыв репутации, ухудшение экономического положения отдельных организаций или отраслей производства. Предметом (объектом) экономических преступлений может стать отдельная компания, сегмент рынка, отрасль промышленности, взаимодействие экономических агентов, деятельность надзорных органов. Результат экономических преступлений — незаконное обогащение правонарушителей, уход от налогов, завоевание лидирующего положения на рынке, выпуск некачественных товаров.

Разновидности экономических преступлений

Правонарушения в сфере экономики различаются в зависимости от статей УК РФ, которые рассматривают каждый случай.
  • Правонарушения в сфере частной коммерческой деятельности, которые регулирует ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». Преступники нарушают порядок регистрации юридического лица, затрудняют выход нового производителя на рынок с помощью демпинга, подделки документов, недобросовестной конкуренции, мошеннических схем налогообложения.
  • Различные действия по сговору группы лиц, которые регулирует ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». Нарушители создают и регистрируют подставные фирмы, фальсифицируют отчеты для налоговой инспекции, укрывают доходы, проводят рейдерские захваты бизнеса.
  • Недобросовестные и мошеннические схемы в сфере кредитования частных лиц и бизнеса, которые регулирует ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе)». Различные микрофинансовые организации, банки-«однодневки», предоставляющие займы под неоправданно высокие проценты, использующие подлог документов и фальсификацию для взыскания долгов.
  • Мошеннические схемы, направленные на достижение лидирующего положения на рынке. Такие действия регулирует ФЗ № 135 «О защите конкуренции». Действия крупных компаний, государственных корпораций, и надзорных органов, приводящие к демпингу, искусственному завышению прибыли компаний, вытеснению отдельных производителей с рынка.
  • Незаконные способы снижения таможенных платежей, которые описаны в ФЗ № 114 «О таможенном регулировании в РФ». Подделка документов, сговор с иностранными производителями, сотрудниками таможенных служб и надзорных органов, приводящий к поставке некачественных товаров, опасных для потребителей.
  • Изготовление, приобретение, продажа и посредническая деятельность в отношении поддельных документов, товаров и услуг, добытых преступным путем. Такие действия регулирует статья 175 ФЗ № 162 «О стандартизации в РФ». Под действие закона попадает контрафактная продукция, наркотические и взрывчатые вещества, бактериологическое оружие и все организации, занятые производством и сбытом подобных вещей.
Последствия любых экономических преступлений — нарушение естественного развития рыночной инфраструктуры, стагнация, снижение уровня конкуренции, неравномерное распределение доходов и ресурсов. Ответственность за экономические преступления зависит от размера нанесенного ущерба и величины самой компании. Ответчик может выплатить штраф или подвергнуться уголовному наказанию.

Борьба с преступлениями в сфере экономики

Наиболее тщательной проверке и жесткому преследованию подвергаются крупные коммерческие организации в сфере экспорта, импорта, таможенной очистки товаров, создания новых технологий, защиты информации. Для противодействия экономическим преступлениям применяют следующие механизмы:
  • Построение прозрачной и выгодной для предпринимателей модели экономического развития. Наиболее эффективный (в долгосрочной перспективе) и затратный способ регулирования ситуации.
  • Контроль подозрительных организаций налоговой службой, полицией и ведомствами по борьбе с экономическими преступлениями. Наиболее эффективный метод борьбы в краткосрочной перспективе. Правоохранительные органы изымают финансовую документацию, проводят налоговую проверку, отслеживают расчетные счета организаций.

ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Изучая преступность можно выделить следующие этапы изучения преступности.

Преступность и ее основные характеристики.

Преступность - это исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) в соответствующий период .

Преступность – явление социальное. Это означает, что преступность обусловлена небиологической природой человека, а природой и содержанием общественных отношений и противоречий. Такие выводы можно сделать и с того, что:

Преступность имеет историческое происхождение;

Преступность причинно связана с общественными явлениями и процессами;

Уровень преступности и характер в различных социально-экономических системах и в разных странах серьезно соотносятся и обусловливаются с местными обстоятельствами жизни и деятельности людей;

Конкретные формы (виды) преступности определяются обществом и государством;

В разных странах есть свои особенности понимания преступного и непреступного;

Изменения показателей преступности во времени (по годам) и в пространстве (по территориям) в пределах одной страны зависят от соответствующих сдвигов (различий) в конкретных условиях существования людей;

Преступность представляет собой общественно опасный продукт их социальной жизни и деятельности;

Преступность причиняет вред обществу;

Борьба с преступностью требует главным образом применения социальных мер.

Преступность – явление не только социальное, но и правовое. Правовой характер преступности является не дополнительным, а принципиальный характером. Это вытекает из древнего и общепризнанного принципа «Нет преступления без указания в законе». Данный принцип закреплен в правовых системах большинства стран мира, в том числе в Конституции Республики Беларусь (ст. 7).

Преступность допустимо рассматривать как разновидность отклоняющегося от нормы поведения. Последнее существует объективно, независимо от того, признано оно уголовно наказуемым или нет, поскольку пограничной линией отсчета отклонения могут быть не только уголовно-правовые запреты, но и исторические национальные традиции, нормы морали. Но только криминализация его особо опасных форм в уголовном законе делает соответствующие виды отклоняющегося поведения преступными, а преступность становится относительно определенным и правовым явлением .

Общие причины существования преступности.

Причинами преступности называется совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне - совершение конкретных преступлений .

Из приведенного определения следует, что понятие причин преступности связано с философскими категориями причин, условий и детерминант, а также имеет различные уровни: причины всей преступности, отдельных ее структурных подразделений, единичных преступлений.

Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.

Условия, способствующие совершению преступности.

Кроме причин преступности в криминологии выделяются также условия, способствующие совершению преступлений, их называют так же обстоятельствами, способствующими достижению преступного результата .

Под условиями преступности понимаются те явления и факторы реальной действительности, которые прямо преступлений не вызывают, но их наличие может способствовать возникновению у человека намерения совершить преступление. Эти факты реальной действительности относятся к конкретным проявлениям преступности и могут корениться в различных сферах общественных отношений и функционирования общественного и государственного механизма. Это могут быть недостатки в организационно-технической сфере, в сфере охраны как правопорядка в целом, так и в отдельной области – охране имущества, в плохо поставленном учете материальных ценностей. Это могут быть недостатки в деятельности различных государственных органов. Например: милиции, прокуратуры, судов в организации борьбы с преступностью; недостатки в работе контролирующих органов – финансовых, налоговых инспекций.

Особую характеристику условий (обстоятельств),способствующих совершению преступлений надо дополнить анализом криминогенных фоновых явлений, которые и не относятся к преступным, тем не менее сами по себе активно питаю преступность, создают для существования и распространения преступности благоприятную обстановку. К их числу относятся: бродяжничество, проституция, алкоголизм.

Причины индивидуального преступного поведения.

На индивидуальном уровне общие причины преступности находят широкий круг криминогенных факторов, конкретных причин индивидуального преступного поведения. Данные причины коренятся в различных сферах социальной жизни, с которыми индивид сталкивается непосредственно, в которых он существует. К таким причинам относятся, негативные воздействие в семье, школе, ближайшем бытовом окружении, трудовом коллективе, а также средств массовой культуры и информации, которые породили антисоциальные взгляды, установки определенных лиц и вызвали их преступное поведение.

К примеру, преступность среди бывших детдомовцев, примерно, вдвое выше, чем среди выходцев из полных семей .

Жертвы преступности.

Действия преступлений часто зависят не только от его личностных особенностей, наклонностей и стремлений, но и от поведения потерпевшего. Потерпевший своим не осторожным поведением, аморальными и противоправными поступками может спровоцировать преступление, создать криминальную обстановку, облегчить наступление преступного результата. Поэтому при анализе роли конкретной жизненной ситуации в совершении преступления необходима всесторонняя и объективная оценка значения поведения потерпевшего.

Учение о жертве преступления – виктимология – часть более широкого учения о жертвах не только преступлений, но и последствий несчастных случаев, природных и техногенных катастроф, политических противостояний .

Изучение поведения и личности потерпевшего от преступлений имеет целью:

Более углубленное понимание природы и причины преступного поведения, ситуаций, которые предшествовали преступлениям, сопутствовали им и последовали после их окончания;

Определение того ущерба (материального, духовного, нравственного, психологического),который наносится отдельными преступлениями и преступностью в целом;

Успешную профилактику (предотвращение, пресечение) преступлений .

Исходя из поведения потерпевшего, ситуации, предшествующие преступлению, можно выделить четыре группы:

1. Ситуации, в которых действия потерпевших носят провоцирующий характер, содержат в себе повод к совершению преступления. Это противоправное или (и) аморальное поведение.

2. Ситуации, в которых действия потерпевшего носят неосторожный характер, создавая тем самым благоприятные условия для совершения преступления. Например, оставление без присмотра личных вещей в таких местах, где относительно велика возможность их похищения. Неосторожность поступков потерпевшего понимается не в уголовно-правовом, а в криминологическом смысле.

3. Ситуации, в которых действия потерпевшего является правомерными, но вызывают противоправное поведение преступника. Например, правильная критика в адрес человека, нетактично ведущего себя в общественном месте, порождает с его стороны насилие по отношению к сделавшему замечание лицу.

4. Ситуации, в которых действия потерпевшего не отвечают необходимым требованиям предосторожности, предусмотрительности.

Социальные последствия преступности.

Учет социальных последствий преступности должен включать не только совокупный вред в масштабах всего общества или даже отдельного населенного пункта. Необходимо иметь в виду и индивидуальный ущерб, наносимый конкретными людьми, их здоровью, психике, нравственности, престижу, жизненным планам. Некоторые из таких последствий плохо поддаются учету или вообще не поддаются ему .

При изучении социальных последствий преступности очень важно классифицировать социальные последствия преступлений. Классификационные схемы включают такие разделительные признаки: содержание наносимого преступного ущерба; объект уголовно-правовой охраны, которому наносится вред; тяжесть наступивших последствий в результате преступного посягательства; время наступления общественно опасных последствий; последствия преступления как фактор, порождающий новое нарушение уголовно-правового запрета; сфера жизнедеятельности людей, где имеет место нанесение ущерба; масштабы ущерба.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод , что этапами изучения преступности являются: преступность и ее основные характеристики; общие причины существования преступности; условия, способствующие совершению преступности; причины индивидуального преступного поведения; жертвы преступности; социальные последствия преступности.

Данные факторы преступности не действуют одновременно и с одинаковой интенсивностью. В каждом преступлении присутствует, как правило, определенное сочетание некоторых из них, породившее преступную цель или способствовавшее наступлению преступного результата.


Экономическая преступность - это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и правами граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.
Совокупность экономических преступлений включает: хищения, незаконные сделки с валютными ценностями, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, сокрытие доходов от налогообложения, обман потребителей, сокрытие средств в иностранной валюте, незаконное предпринимательство в торговле, контрабанда, мошенничество при получении банковских кредитов, ис-пользование фиктивных платежных документов и др.
Особенности экономической преступности:
высокая латентность;
как правило, значительный материальный ущерб;
экономическая преступность в значительно большей степени, чем уголовная, способна составлять образ жизни значительной части населения;
экономическая преступность по своей природе носит почти полностью организованный характер.
Обстоятельства, способствующие распространённости антисоциального экономического поведения можно разделить на:
1) организационно-хозяйственные - охватывают издержки экономической политики, отсутствие надлежащей системы контроля, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики, недостатки систем отчёта и учётности;
практическая деятельность государства (его органов) по воплощению в жизнь принятых концепций по поводу собственности;
культура, наука, образование, нравственное воспитание и т.д.
Признаки общеуголовных корыстных преступлений:
посягательство на чужое имущество (вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество);
наличие корыстной цели - противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества.
Причины корыстной преступности:
криминогенная роль социально-экономического неравенства;
материальная нужда;
недостатки законодательного регулирования в области обеспечения борьбы с корыстными преступлениями;
недостатки деятельности правоохранительных органов.
конно хранимого оружия; правовое воспитание граждан и т.д.
Формы реагирования:
1. Эпизодическое (контрольное) реагирование
применяется, если для конфликтной ситуации характерны периодические обострения и улучшения без резких колебаний. Осуществляется участковым милиционером, представителями общественности. Меры профилактического воздействия: беседы, оказание необходимой помощи.
2 .Длящееся реагирование - если юнфликтная ситуация ухудшается в течение продолжительного времени. Меры: например вызов в орган милиции для разъяснения правовых последствий антиобщественного поведения..
Неотложное реагирование - в условиях резко обострившейся конфликтной ситуации (часто повторяю-щиеся ссоры, драки). Меры правового принуждения: лишение родительских прав; ограничение дееспособности; привлечение к административной и уголовной ответственности.
Экстренное реагирование - применяется в случаях бурного, агрессивного поведения нарушителя. Оно осуществляется непосредственно в момент хулиганских действий, драк, реальных угроз физической расправой и т. д. Выполняют дежурные части ОВД. Меры реагирования: подавление сопротивления правонарушителей; их задержание и т. п. - 2) социально-психологические - связаны с недостатками правовоспитательной работы, общей неподготовленностью населения, недостатками механизма ценообразования, налоговой политики.
Меры по борьбе с экономическими преступлениями: осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.
Экономические меры - развитие предпринимательства, создание условий для добросовестной конкуренции, формирование оптовой торговли. Технические меры - разработка более совершенных средств транспортировки, исключающих возможность хищений, внедрение методов обнаружения дефектов. Правовые меры - выработка правил поведения на рынке, разработка системы материальных санкций, введение ответственности. Воспитательные меры - преодоление стереотипа уравнительного мышления.
Социальные меры, имеющие отношение к борьбе с корыстной преступностью:
правовая пропаганда деятельности правоохранительных органов, средств и методов самозащиты населения;
разработка мер по повышению уровня материальной базы социально-реабилитационных учреждений; жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств существования;
разработка и реализация мер по обеспечению социальной занятости молодежи, безработных, ранее судимых, беженцев, вынужденных мигрантов;
создание центров реабилитации, ночлежных домов для бродяг, создание учреждений для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства.?